10 жовтня 2014

Орест Фурдычко: «Лес - достояние народа, поэтому проблемы отрасли нужно обсуждать публично»

Директор Института агроэкологии
и природопользования Орест Фурдычко
Выживет лесная отрасль в революционном вихре украинского современности? Об этом мы спросили председателя общественного совета Гослесагентства, академика Национальной академии аграрных наук Украины Ореста Фурдычко.

- Орест Иванович, произошли кардинальные изменения после изгнания бесов из лесного ведомства?

- Большие бесы бежали, а мелкие затаились, залегли на больничных и выжидают, что их обойдут наказания и люстрация.

К сожалению, новое руководство отрасли очень лояльно отнеслось к замене старых коррупционных кадров, верно служили «папередникам». Недавнее коллегию Гослесагентства было посвящено борьбе с коррупцией. Отчет руководства свелся к констатации факта, что в области все придерживаются антикоррупционного законодательства. Однако этого недостаточно. Согласно отчетам и в предыдущей власти с соблюдением законодательства все было хорошо. Однако общество относит лесную отрасль в одну из самых коррумпированных. Честным и работящих лесоводов незаслуженно называют ворами леса.



Источником злоупотреблений было ручное управление экспортом и закупками предприятий, которое осуществлялось через созданную для этого структуру «Укрлісконсалтинг». Время идет, но мы так и не видим анализа деятельности этой структуры. И это при том, что ее финансирование или втрое превышает финансирование всей лесной науки. За четыре года существования эта структура еще ни разу не отчитывалась на коллегии Гослесагентства, а в общественный совет поступает информация о том, что в работе «Укрлісконсалтингу» до сих пор ничего не изменилось.

Важнейшей составляющей борьбы с коррупцией является кадровая политика. Здесь тоже есть вопросы к новому руководству. И в запятнанных кадров, которые остаются на своих местах, и по увольнений, не понятны специалистам. Есть вопросы и по вновь назначенных руководителей.

- Правительство отказалось от планов слияния Гослесагентства с другими природоресурсными ведомствами. Но реформы сектора нужны?

- Целостного видения реформ в лесной отрасли правительство не обнародовало. Попытка перетасовать различные агентства - это псевдореформа, целью которой является перераспределение власти. По лесному хозяйству, то создается впечатление, что на наших глазах отрасль теряет целостность и самостоятельность, а последствия этого могут быть катастрофическими как для лесных экосистем, так и для работников лесной отрасли. Что делать? Мобилизовать все силы: отраслевую и вузовской науки, ведущих специалистов отрасли, ветеранов, международные проекты, общественность и предложить всесторонне об∂рунтований вариант реформ, что позволит обеспечить прогресс в развитии лесного хозяйства. Если отрасль не предложит свой план реформ, то ее реформируют другие. Последствия могут быть непредсказуемыми.

В текущем году кардинально изменились экономические условия ведения лесного хозяйства: в начале года удвоено размер платежей за специальное пользование лесными ресурсами, в августе досрочно ликвидировано льготы, освобождающие от уплаты налога на добавленную стоимость. Эти решения привели к увеличению себестоимости заготовки и подорожание древесины, зацепило как лесные предприятия, так и деревообработчиков, а также обострили отношения между ними. Бойкот аукциона в Черновцах, обращение Михаила Бродского к Премьер-министру с просьбой «остановить беспредел, что происходит в сфере лесного хозяйства и экспорта древесины» - все это звенья одной цепи, которая может закончиться полномасштабной публичной войной между лесниками и деревообработчиками. Специалисты понимают, что лесоводы-продавцы и деревообработчики - покупатели древесины имеют разные интересы, и это естественно. Но они являются неотъемлемой частью лесного сектора и не могут выжить друг без друга. Война между ними - убытки для всех. Очевидно, что «рынок продавца», созданный прошлой властью, не имеет ничего общего со свободным рынком европейских стран. Его изменение - требование времени.

- Лесоводы на юге - просто церковные мыши по сравнению с лесоводами Карпат и Полесья. А работают одинаково. Почему так происходит?

- Отраслевая статистика убедительно свидетельствует, что в условиях кризиса увеличивается дифференциация предприятий Гослесагентства по финансово-экономическим показателям: богатые, кто экспортирует значительные объемы древесины и получает дополнительные доходы вследствие разницы валютного курса, становятся еще богаче, а бедные, живущие преимущественно за счет бюджетной поддержки , - еще беднее.

Вероятным следствием этого может быть развал лесного хозяйства степного региона. Допустить этого нельзя. Поэтому нужно подготовить дифференцированный план экономии средств в регионах, направляемых на ведение лесного хозяйства, и мобилизовать светлые головы отрасли на поиск путей выравнивания финансово-экономических условий ведения лесного хозяйства в разных природных зонах. Сейчас средняя заработная плата предприятий Гослесагентства составляет от 1500 до 7700 гривен. Разве это нормально?

- После Второй мировой наша лесная отрасль дала на восстановление страны огромные объемы древесины. Готовы лесоводы и на этот раз подставить плечо в восстановлении разрушенного востока?

- Уже сейчас отрасль весомо поддерживает армию. Это факт и повод для гордости. Однако не стоит забывать, что в ближайшее время государство потребует от лесоводов и другой помощи. Речь идет об обеспечении населения и бюджетных учреждений дровами, а также целевая заготовка древесины для восстановления экономики. Эта работа ляжет дополнительным бременем на плечи предприятий, но ее нужно выполнить, к тому же с пользой для леса. В области есть ресурсы топливной древесины: уже много лет полностью не используют расчетную лесосеку по лиственными породами, в недостаточном объеме проводят прореживание и проходные рубки. Сейчас есть возможность привлечь эти ресурсы в эксплуатацию. Препятствием этому есть действующие законы и нормативы, которые нужно менять хотя бы относительно заготовки топливной древесины. Речь идет о комплексе возможных мероприятий - освобождение от платы за специальное пользование для ряда пород и размерных категорий; отказ от отводов и переход к учету лесопродукции по факту реализации; разрешение специалистам предприятий самостоятельно назначать рубки ухода. Надо также обеспечить доступ населения и организаций к самозаготивли и самовывоза дровяной древесины.

Надо задуматься и об организации поставок деловой древесины в Луганскую и Донецкую области. В решении этого вопроса вряд ли можно ориентироваться на аукционную торговлю. Возможно, следует подумать о создании торговых складов и схемы наполнения их лесопродукцией, востребованной для восстановления хозяйства. Следует подготовить отдельное постановление Кабмина по этому вопросу, и общественность готова помочь в ее подготовке.

- В какую сторону изменяется количество лесных насаждений в Украине? Можно верить официальным цифрам?

- Реализацию задачи «увеличить лесистость Украины» провалено. Несмотря на ежегодные рапорты о выполнении плана создания новых лесов на 102-103%, объемы работ по лесоразведению неуклонно уменьшаются, хотя согласно программе «Леса Украины» должны ежегодно и существенно увеличиваться. При стабильном бюджетного финансирования в последние годы площадь лесоразведения уменьшилась с 25 до 10 тысяч гектаров в год. По прогнозам, в этом году она составит 6-7 тысяч гектаров, что существенно отличается от государственных планов, задекларированных программе «Леса Украины», - 90 тысяч гектаров.

Создание новых лесных насаждений связано с многочисленными просчетами и ошибками. Среди них - нарушение законодательства при выборе участков под лесоразведение, что приводит к нецелевому использованию десятков миллионов гривен бюджетного финансирования. Не выдерживает никакой критики так называемое научно об∂рунтоване создания лесных насаждений в степи, через которое исчезают местные виды флоры и фауны. Нет надлежащего учета, анализа и оценки работ по лесоразведению.

- А что скажете о качестве лесных древостоев?

- Цифры международной статистики, которые приводит Гослесагентство, в общем свидетельствуют о положительной динамике запасов древесины. Лесоустройства это подтверждает. Однако анализ проводят с большими методическими нарушениями: в частности, отмечая положительную динамику по некоторым пород, лесоустройства скрывает то, что она достигнута в результате передачи в управление Гослесагентства сотен тысяч гектаров лесов от других пользователей. Изменение динамики породного состава лесных насаждений, которые изначально были подчинены Гослесагентству, свидетельствует о других закономерности. На Полесье, например, быстро уменьшается площадь высокоствольного дуба. По всей стране происходит быстрое старение древостоев и связанное с ним уменьшение прироста, а также ухудшение качества и устойчивости лесных насаждений. В лесном фонде Гослесагентства накапливаются малоценные, «дровяные» насаждения на больших площадях, которые можно было использовать гораздо эффективнее. Среди причин таких перекосов - немотивированное сокращение объемов рубок ухода за чрезмерного увеличения санитарных рубок; использование старых шаблонов работы; препятствование внедрению прогрессивных методов лесовыращивания т.д..

Общеизвестно, что меры по оздоровлению и формирование лесов не дают ожидаемого эффекта. Устойчивость лесных экосистем уменьшается, о чем свидетельствуют такие явления, как усыхание дубняков и ельников, пожары в сосновых насаждениях юга и востока страны, учащение сниговалив и валежником. Деятельность властных структур по вопросам повышения устойчивости лесных насаждений в основном сводится к отслеживанию ситуации и реагирования на изменения, произошедшие. Понятно, что таким образом повысить устойчивость украинских лесных экосистем невозможно.

- Насколько эффективно охраняется фауна и недревесная растительность в украинских лесах?

- К сожалению, можно только констатировать, предусмотренных концепцией задачи инвентаризации и оптимизации объектов природно-заповедного фонда и введение кадастра растительного и животного мира на лесных территориях не выполнено. Количество конфликтов, связанных с лесохозяйственной деятельностью и охраной природы, увеличивается из года в год. Большинство из них обусловлено вырубкой леса и другой деятельностью на территории природно-заповедного фонда; необ∂рунтованим созданием лесных насаждений на степных землях т.д.. Вызывают такие проблемы и действующие правила и устаревшие технологии лесохозяйственных работ, приводящих к исчезновению экологических ниш, необходимых для существования многих редких видов флоры и фауны.

Об отношении лесной власти к сохранению биоразнообразия, которое является неотъемлемой частью сбалансированного лесопользования, свидетельствует то, что это направление деятельности на моей памяти ни разу не выносили на рассмотрение коллегии.

Менять ситуацию надо. Лес - достояние всего народа, поэтому проблемы отрасли нужно обсуждать публично, а конкретные действия - об∂рунтовуваты, учитывая разные интересы и мнения. Это моя позиция. Поддержит ее власть и общество - покажет время.

Олег Листопад,  «Урядовий кур`єр»

ДОСЬЕ «УК»

Орест Фурдычко. Родился в 1952 году в селе Стрельбичи Львовской области. Окончил Львовский лесотехнический институт. Доктор экономических наук. Работал первым заместителем председателя Государственного комитета лесного хозяйства Украины, министра охраны окружающей природной среды Украины.

http://ukurier.gov.ua/uk/articles/orest-furdichko-lis-nadbannya-narodu-tomu-problemi/


0 коммент.:

Дописати коментар