В Украине никто точно не знает, что происходит в лесном хозяйстве: даже учет земель и лесов ведется по разным правилам
Пока государство не решается вывести «лесную» информацию из тени, Карпаты лысеют, посреди равнинных лесов расширяются прямоугольники несанкционированных вырубок, а прилегающие к населенным пунктам и трасс опушки зачищают от деревьев для строительства коттеджных городков, имений, гостиниц, ресторанов. Такое разгильдяйство провоцирует наводнения и коррозию земель по всей Украине.
Чья земля, чьи деревья?
Шум вокруг земель сельскохозяйственного назначения удивительным образом сочетается с мертвой тишиной вокруг украинских лесов. Хотя лес - это та самая земля, еще и с дополнительным имуществом (деревьями) и продовольствием (ягодами, грибами, животными). Речь идет, конечно, не о 70% территории Украины, как в случае с сельхозугодьями. Однако официальные залеснены 16% потянут на территорию среднестатистической европейской страны вроде Венгрии, Австрии, Чехии или Португалии. Между тем нет ни одного органа, который ведает в нашей стране лесом как уникальным комплексом (экологическим, продовольственным, охотничьим, земельным, сырьевым, рекреационным) и отвечает за него. Леса административно распылены между несколькими распорядителями. Крупнейшими из них являются Гослесагентство, Минприроды, Минобороны, МЧС, местные общины а также общества охотников и рыболовов. Логику распределения понять сложно, как и контролировать использование лесов. Статистика выводится на основании данных Гослесагентства. Другие распорядители учет если и ведут, то только для себя. В общий статистический мониторинг их данные не поступают. Соответственно только-что опубликованному Всемирным банком «Отчету и обзору исследований по оценке управления землей в Украине», по состоянию на 2012 год предприятия Государственного комитета лесного хозяйства получили государственные акты на площадь 2100000 га, или только на 28% площади земель, находящихся в пользовании предприятий ведомства. Государственный учет лесов начался в 2011 году, но до сих пор не завершился. Не осуществлена нормативная оценка стоимости земельных участков под лесами.
В европейской практике лесные компании предоставляют доступ к информации о состоянии лесов на территории, где они хозяйничают. Кроме того, главный распорядитель этих лесов, который, собственно, и аккумулирует в себе все данные, ежегодно отчитывается перед парламентом о их состоянии и результатах ведения хозяйства. В Украине этого не делает никто. Лесная отрасль является некой «государством в государстве» со своими писаными и неписаными законами.
Разделяй и властвуй
По мнению специалистов Всемирного банка, формирования лесного кадастра следует восстановить и интегрировать с Государственным земельным кадастром. Обеспечив при этом согласованность. Учетные данные должны формироваться на основе форм государственного лесного кадастра, предоставленных всеми постоянными пользователями и владельцами лесов.
Сейчас в Украине, при отсутствии полных учетных данных и кадастра, обеспечить надлежащее управление лесными ресурсами является сверхсложной задачей. Как и внедрить действенные механизмы публичного соуправления.
Информационная тишина вокруг лесистых земель дает возможность распоряжаться этим ресурсом по своему усмотрению тем, кто имеет к нему доступ. Начиная с самого высокого уровня. Так, в декабре 2009 года Донбасское общество охотников и рыболовов «Донбасс-Фауна», основанное лицами, связанными со структурами старшего президентского сына, получило в пользование в лесах Амвросиевского, Шахтерского и Великоновоселковского районов Донецкой области охотничьи угодья площадью 3846 га. А в апреле 2011-го получило в аренду для рыборазведения Камишевахське водохранилище (площадь водного зеркала - 60 га) на реке Камышеваха в Амвросиевском районе Донецкой области. В открытых источниках есть информация, что арендная плата за водохранилище на ближайшее десятилетие составит 3 тыс. грн. в год. В 2012-м обществу охотников и рыболовов «Кедр», которое связывают с Виктором Януковичем, в аренду на 49 лет было передано 30 тыс. га Днепровско-Тетеривского лесхоза - так называемые охотничьи угодья Сухолучье. Причем, за эти гектары некогда заповедных лесов никто не платит. Ведь, согласно украинскому законодательству, плата за использование охотничьих хозяйств будет введена только с 1 января 2015-го года. Если депутаты опять не отсрочат дату на более поздний срок.
Земельное право основывается на том, что лес - принадлежность земли. А вот обновленный в 2006 году Лесной кодекс отделяет его от земли и прописывает для него отдельные правила управления и пользования. Это породило множество коллизий и коррупционных рисков.
Например, согласно действующей редакции Лесного кодекса леса отдают в пользование на срок до 50 лет десятками и сотнями тысяч гектаров преимущественно для ведения охотничьего хозяйства. При этом никакие договоры аренды не подписываются. Ведь лес - это, по закону, будто и не земля. Хотя пользуются там именно землей: и охотничьи домики возводят, и заборы ставят, и вольеры площадью 100-300 га ...
Не верь глазам своим?
В странах Европы еще с 1960-х годов начали вводить государственные системы сбора информации об объектах, находящихся на земной поверхности и под ней, практиковать объединение в одной базе данных из разных ведомств. Это обеспечивает контроль введенной информации и использовать ее комплексно для прогнозирования и перспективного планирования. В Украине такой объединяющей системой законодательство называет Государственный земельный кадастр, на котором должны основываться кадастры Лесной, Водный, Недра т. д. В запущенном два года назад электронном Государственном земельном кадастре уже объединены информацию об участках, данным о которых ведало Госземагентство. Они заведены не только в единую информационную систему, но и в единую (вместо 1500!) Систему координат и возложенные на одну карту Украины. По словам специалистов, причастных к созданию этой системы, в процессе ввода данных оказалось: официальная статистика по этим земель не имеет ничего общего с реалиями. Информация, собранная тысячами работников системы, в итоге дала некорректный результат. Скажем, если между Одесской и Николаевской областями до сих пор не определено границу, то спорные земли могли учитываться в статистике обоих, что неизбежно искажало общие цифры.
Поскольку учет лесов оторвано от учета всего, что находится на поверхности земли, никто в государстве не знает, какая их площадь на землях водного фонда, землях сельхозназначения, землях транспорта, землях рекреационного назначения, землях запаса и т.д. Земельные участки лесного фонда входят практически всех категорий земель, но процедуры их учета государство не имеет. Такой вывод сделали эксперты в разведке «Лесоразведение в Украине: факты и иллюзии». Они связывают это с двумя факторами. Первый - отсутствие полноценного Лесного кадастра, который, согласно закону, имеет частично основываться на Земельном кадастре. Второй - отсутствие полноценного учета лесного фонда.
Мы считаем ...
Государственное акционерное общество «Леса Латвии», признано одним из лучших госкомпаний в лесном секторе европейских стран, использует сегодня три вида планирования: стратегическое (120 лет), тактическое (5-7 лет) и оперативное (1 год и менее). Земельный же и Лесной кадастры Украины - совершенно разные системы, поэтому планировать на их основе рекреационные мероприятия невозможно. Последний на самом деле даже кадастром не является, поскольку не имеет ни географической привязки (координат), ни экономического наполнения, которое можно было бы использовать для налогообложения и планирования.
Границами лесных массивов до сих пор является забиты в землю колышки, которые делят лес на кварталы. В лесорубном билете (документе, позволяет вырубку) указано квартал и площадь отведенной для этого участка. На практике реальный «размах топора» может значительно превысить разрешенный. Но доказать такое нарушение практически невозможно. По неофициальным данным, земельными участками оформлено лишь 3-5% земель лесного фонда. Только такую долю лесистых территории можно сегодня интегрировать в Земельный кадастр.
Эксперты единодушны: нет другого пути для наведения порядка в отрасли, кроме как изготовление цифровых лесных карт, привязанных к Государственной системы координат, и инвентаризация лесных ресурсов и земель. По словам президента Украинского общества производителей геопространственных данных Сергея Кубаха, «лесное хозяйство должно пройти путь создания и внесения данных в единой электронной системы, подобный тому, который прошли земельные ресурсы в процессе создания электронного Государственного земельного кадастра». Это касается и недр, водного фонда и других природных ресурсов. Водный кадастр мог бы быть создан на базе той же аэрофотосъемки, что и Лесной. А Кадастр недр - на базе имеющихся документальных данных и их актуализации на местности.
Чтобы создать электронный Лесной кадастр, необходимо для каждого лесного контура указать площадь, постоянного пользователя (владельца), распорядителя земель, орган управления (ведомство, отвечающее за лес), количество деревьев, их породы, возраст и т.д. Эти данные должны обновляться каждые пять лет. Последний учет государственного лесного фонда проводился в конце 1990-х. Новая инвентаризация началась несколько лет назад силами Центра национальной инвентаризации лесов, в составе которого семь-восемь работников. Методика, применяемая в Украине, можно сравнить с устаревшими счётами в эпоху компьютеров.
Вырастить лес или «освоить средства»?
Чем дольше страна будет находиться в мире вымышленных цифр, тем длительным и дорогим будет выход из этой условной реальности. «Ловкость рук» проще демонстрировать в темной комнате. Сейчас в Украине официально действуют четыре правительственные документы, действительные до 2015 года, которые предусматривают увеличение площади лесов. Это закон об общегосударственной программе формирования национальной экологической сети, постановление Кабмина «О первоочередных мерах по созданию защитных насаждений на неугодьях и в бассейнах рек», Государственная программа «Леса Украины», Концепция реформирования и развития лесного хозяйства. И в каждом предусмотрены различные цифры, на какую же площадь нужно увеличить леса. Однако все они являются законом, обязательным для исполнения, и под них выделяют средства. Несмотря на то что три из указанных документов стартовали в 2002 году, а один - в 2006-м, отчетов об их выполнении в открытом доступе нет. Это дает основания сомневаться, что Концепция реализуется, а основанные на ней программы и мероприятия выполняют.
Нет сомнений, что Украина рано или поздно придет к единой электронной кадастровой системы и леса так же зайдут в нее объективным пластом информации. Вопрос в одном - раньше или позже? Эти варианты отличаются бюджетом и временем, в течение которого «узкий круг товарищей» на местах будут втихаря распоряжаться лесами. Но если бумага и населения обмануть можно, то экосистему - нет. Она неподкупно выдает результат. Выражение «после нас хоть потоп» уже приобретает буквальное значение.
http://www.umoloda.kiev.ua/number/2531/438/89522/
0 коммент.:
Дописати коментар