02 грудня 2014

Презентовали элементы дорожной карты лесного хозяйства Украины

2 декабря в Национальной академии наук Украины в рамках проекта ФАО «Консолидация лесной политики Украины» снова собирались представители межведомственной рабочей группы и общественности. На этот раз консультанты проекта представили элементы концептуальной дорожной карты развития лесного хозяйства. Напоминаем, что обсуждение основных проблем лесного хозяйства с привлечением всех заинтересованных сторон эксперты начали еще в июле этого года.

«Мы представляем только элементы дорожной карты, которые будут доработаны с учетом точки зрения не только государственных органов власти, но и деревообработчиков, экологов и общественных организаций. Сейчас документ неполный, к нему будет добавлен план внедрения с четко определенными сроками », - отметила представитель Гослесагентства Украины Любовь Полякова.

В ходе обсуждения участники заседания представили свои замечания по структуре документа, в частности, об отсутствии принципов лесной политики. Было предложено создать Интернет-платформу с целью предоставления возможности доступа к обсуждению всех желающих.

В рабочих группах участники имели возможность рассмотреть необходимые шаги для дальнейшего усиления экономической, экологической, социальной функции лесов.

Все замечания были заслушаны на пленарном заседании и будут учтены при дальнейшей доработке документа. По завершению семинара были приглашены участники предоставлять свои замечания и предложения к документу до 15 декабря на адрес e-mail: Lpolyakova@dklg.gov.ua

Документ, который был вынесен на рассмотрение и обработки общественности.

Элементы дорожной карты лесного хозяйства Украины

Общая характеристика лесов

Леса Украины по своему назначению и размещению выполняют преимущественно водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции и являются источником удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах.

Общая площадь лесных участков составляет 10400000. Га, из которых лесной растительностью покрыты 9600000. Га. Леса по территории расположены очень неравномерно и сконцентрированы преимущественно в Полесье и в Украинских Карпатах. Вследствие разнообразия природных условий в Украине наблюдается относительно низкий средний уровень лесистости территории страны (15,9%), которая очень отличается по природным зонам (Карпаты - 42%; Полесья - 26,8%; Лесостепь - 13% Крым - 10,4 %; Степь - 5,3%).



Покрытые лесной растительностью земли и запас древесины постоянно увеличиваются. За последние 50 лет лесистость выросла почти в 1,5 раза, а запас древесины - в 2,5 раза. По данным последнего учета лесов общий запас древесины в лесах Украины составляет 2100000000. М³.

Средняя ежегодная изменение запаса на 1 га составляет 4,0 м3 гектар и колеблется от 5,0 м3 в Карпатах до 2,5 м3 в Степной зоне.

Леса Украины сформированы более 30 видами древесных пород, среди которых доминируют сосна, дуб, бук, ель, береза, ольха, ясень, граб, пихта.

Хвойные насаждения занимают 42% общей площади, из них сосна - 33%, твердолиственные насаждения - 43%, из них дуб и бук - 32%.

Возрастная структура лесов исторически сложилась под влиянием облесения больших площадей срубов в послевоенный период, создание новых лесов на значительных площадях в 50-70 годах прошлого века. В результате наибольший удельный вес в насаждениях имеют средневековые древостой - 47,5%. Средний возраст лесов составляет более 60 лет, идет постепенное старение лесов, способствует ухудшению их санитарного состояния;

Собственность на леса

Согласно Земельный и Лесной кодексы леса Украины могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности. Подавляющее большинство лесов находится в государственной собственности. В процессе разграничения земель коммунальной собственности могут быть отнесены около 1300000. Га (12,5%) земельных участков лесного фонда, находящихся в постоянном пользовании коммунальных предприятий, подчиненных органам местного самоуправления. Доля лесов частной собственности составляет 0,1% общей площади лесных земель.

В Украине исторически сложившаяся ситуация с закреплением государственных лесов по многочисленным постоянными лесопользователями (для ведения лесного хозяйства леса предоставлены в постоянное пользование предприятиям, учреждениям и организациям нескольких десятков министерств и ведомств). Такая ситуация лимитирует возможности внедрения единой государственной лесной политики в государстве;

По ведомственным подчинением, наибольшая площадь лесных земель (около 70%) находится в пользовании лесохозяйственных предприятий Государственного агентства лесных ресурсов Украины. В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины в 2013 году целостные имущественные комплексы 39 лесохозяйственных предприятий, находившихся в подчинении Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, переданы в подчинение Государственному агентству лесных ресурсов Украины. Общая площадь земель, находящихся в постоянном пользовании указанных лесохозяйственных предприятий, составляет 0500000 га. Около 0800000. Га лесных земель государственной собственности не предоставлены в пользование и отнесены к землям запаса.

Экологические функции леса

Экологические функции леса сейчас являются преобладающими и наиболее важными функциями для украинских лесов, что подтверждается высокой их долей (51%) с режимом ограниченного лесопользования. Процент лесов, исключаются из расчета главного пользования, за период с 1991 года вырос примерно в полтора раза. По этому показателю Украина занимает третье место в Европе.

Особую природоохранную ценность, признанную на международном уровне, имеют горные леса Украинских Карпат и Крымские субсредиземноморские леса (внесены в перечень 200 глобальных экорегионов WWF). К тому же, Горный Крым признан МСОП одним из мировых центров разнообразия растений. Природоохранная ценность равнинных лесов Украины, благодаря их многовековой лесоэксплуатации (практически все равнинные леса Украины на протяжении своей истории, несколько раз вырубались, следовательно биоразнообразия в них ограничено), достаточно ограничено.

Впрочем, 16,6% лесов Украины входят в объектов ПЗФ, что составляет 43% природно-заповедных территорий государства. Лесные ландшафты занимают ведущее место в структуре природно-заповедного фонда государства. Каждый второй заповедный гектар Украины - земли лесного фонда. Практически во всех регионах Украины процент заповедности лесов значительно выше, чем процент заповедности в государстве в целом. Значительный процент заповедности лесов в Украине свидетельствует о том, что в лесном хозяйстве страны созданы жесткие критерии принципов хозяйствования, и они в полной мере соответствуют требованиям Общеевропейской стратегии сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.

В Украине внедряется приближенное к природе ведения лесного хозяйства, которое обеспечивает выращивание более устойчивых и продуктивных разновозрастных смешанных лесов и более широкое применение выборочных систем рубок главного пользования и рубок переформирования на основе природосберегающих технологий.

Экономические функции леса

Леса растут в разных природных зонах (Полесье, Лесостепь, Степь, Украинские Карпаты и горный Крым), имеющих существенные различия по лесорастительных условий, методов ведения лесного хозяйства, использования лесных ресурсов и полезных свойств леса.

Основным продуктом лесного хозяйства является древесина. Преимущественно экологическое значение лесов и высокая их доля (51%) с режимом ограниченного лесопользования ограничивает возможности лесного хозяйства в удовлетворении потребностей общества в древесных продуктах леса. Потенциальные запасы и возможности украинских лесов большие и, по мнению специалистов и международных экспертов, полностью не используются. Использование ежегодного прироста находится в пределах 60%, а в странах Европы использование ежегодного прироста составляет 70-80%
.
Приоритетным направлением использования древесины является поставка ее на внутренний рынок для удовлетворения потребностей отечественной перерабатывающей промышленности, предприятий строительного, агропромышленного и угледобывающего комплексов, а также железные дороги. Средства, полученные от реализации древесины направляются на нужды ведения лесного хозяйства, обновление материально-технической базы, реализацию социальных программ.

Недеревинних продукция леса заготавливается и перерабатывается в небольших объемах преимущественно на Полесье. Заготовкой и переработкой такой продукции занимаются в основном местные предприниматели и население. Ставки сбора за использование недревесных лесных продуктов (кроме собственного потребления) устанавливаются Верховной Радой АР Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими советами. Соответствующие средства поступают в местные бюджеты.

Охотничье хозяйство в государственных лесоохотничьих предприятиях являются в большинстве случаев убыточным и проведение биотехнических мероприятий дотируется за счет других видов хозяйственной деятельности.

В настоящее время государственные лесохозяйственные предприятия продолжают оставаться важными, а иногда, особенно в сельской местности, единственными донорами местных бюджетов. Особенно это актуально в условиях недофинансирования местных бюджетов, которое иногда достигает 70-90%.

В последнее время в Европе и во всем мире проводится работа по оценке экосистемных услуг лесами и внедрение платы за их предоставление. Плата за экосистемные услуги является признание государством роли леса и является дополнительным источником для лесохозяйственных предприятий для покрытия расходов на ведение лесного хозяйства. К сожалению, в Украине такая практика не применяется.

За последние годы отмечается рост мощностей деревообрабатывающего сектора. При условии закупки или разработки современных технологий переработки древесины и привлечение необходимых инвестиций, Украина могла бы получать больше прибыли от лесного сектора экономики.

Социальные функции

В последние 20 лет социальное и экономическое значение лесного хозяйства для развития сельских территорий постоянно росло. Наиболее важную социальную роль с точки зрения трудоустройства играет лесное хозяйство в Полесье и Карпатском регионе. В настоящее время лесное хозяйство обеспечивает работой около 50 тыс. Человек.

Как уже было отмечено лесные предприятия играют значительную роль в наполнении местных бюджетов. Обычно лесные предприятия также оказывают прямую помощь таким социальным заведениям как больницы, школы, клубы, церкви в виде древесины, озеленении территории или других услуг.

Лесохозяйственные предприятия способствуют развитию инфраструктуры сельских территорий, в частности, строят лесные дороги, которые улучшают доступ местного населения в лес с целью заготовки недревесных продуктов, способствуют развитию зеленого туризма и рекреации, облегчают сообщение между отдельными населенными пунктами.

Лесное образование и повышение квалификации

В Украине функционирует полноценная многоуровневая система подготовки и переподготовки лесных специалистов всех уровней - от рабочих специальностей и специалистов среднего звена образовательно-квалификационного уровня «младший специалист» к специалистам высшей категории и квалификации («бакалавр» и «магистр»).
Повышение квалификации осуществляется в Украинском центре подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров лесного хозяйства (УКРЦЕНТРКАДРЫЛЕС). Ежегодно в УКРЦЕНТРКАДРЫЛЕС проходят обучение по профессиональным программам и по охране труда около 1,5 тыс. Руководящих работников и специалистов отрасли. Мастера леса предприятий лесного хозяйства повышают квалификацию в Карпатском региональном учебном центре и в «Чернолесский лесной школе», являющиеся филиалами УКРЦЕНТРКАДРЫЛЕС.

Концепция по лесах Украины и цель национальной лесной политики

Концепция по лесах Украины основывается на том, что леса, согласно Конституции Украины, являются объектами права собственности Украинского народа. От имени Украинского народа права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Лесная политика должна быть составляющей государственной политики устойчивого развития.

Подписание Украиной Соглашения об ассоциации с Евросоюзом вызывает необходимость ориентироваться в своей деятельности положениями новой лесной стратегии Евросоюза, принятой в 2013 году. Эта стратегия предусматривает сбалансированное ведение лесного хозяйства для использования многочисленных функций лесов Европы. В частности, леса должны удовлетворять растущие потребности в древесине для существующих и новых видов продукции, а также стать политически важным источником возобновляемой энергии. Важным считается защита лесов от вызванного изменением климата растущего влияния бурь, пожаров, засух и вредителей.

Концепция по лесов и цель национальной лесной политики определяются также международными обязательствами, содержащимися в ратифицированных или подписанных Украиной конвенциях, соглашениях или резолюциях международных процессов (резолюции Конференции ООН по окружающей среде и развитию, 1992; Конвенция по биологическому разнообразию, 1992 и решения Конференций сторон ; Саммит по устойчивому развитию, 2002; резолюции и решения министерских конференций по защите лесов в Европе (процесс «Леса Европы»).

В этой связи Украина присоединяется к видение лесов Европы, утвержденного решением 7 Министерской конференции по защите лесов Европы, а именно о том, что леса Украины являются жизнеспособными, производительными и функциональными, эффективно способствуют устойчивому развитию, благосостояния человека и здоровой окружающей среде в Европе и по всему миру. Их потенциал в "зеленой" экономике, смягчении последствий изменения климата, сохранении биоразнообразия, обеспечении качества воды и борьбе с опустыниванием используется в полном объеме

В соответствии с этими обязательств, лесное хозяйство в Украине должно вестись сбалансировано, на принципах устойчивого развития. Сбалансированное ведения лесного хозяйства является, по решению седьмой Конференции сторон Конвенции по биологическому разнообразию, практическим применением экосистемного подхода к лесным экосистем.

Итак, основной целью национальной лесной политики является обеспечение сбалансированного ведения лесного хозяйства под которым понимают уход за лесами и лесными землями и их использование таким образом и с такой интенсивностью, чтобы поддерживать их биоразнообразия, производительность, восстановительную способность, жизненность и их потенциал к выполнению теперь и в будущем всех присущих их экологических, экономических и социальных функций на местном, национальном и глобальном уровнях, не вызывая при этом повреждения других экосистем.

Приоритетные направления лесной политики

1. Совершенствование отношений, связанных с реализацией прав собственности на леса и лесные земли

Продолжается процесс оформления правоустанавливающих документов на право постоянного пользования лесами, однако стоимость разработки таких документов является чрезвычайно высокой. Необходимы значительные средства для завершения этого процесса.
В связи с формированием коммунальной собственности на леса, необходима разработка механизмов управления этими лесами.
Возможности формирования частной собственности на леса ограничены условиями по площади земель (до 5 га) и состояния земель (приобретение деградированных и малопродуктивных угодий для облесения).
На значительных площадях сельскохозяйственных земель, вышедших из пользования, произошло естественное облесение. Эти леса не включены в лесной фонд и не отражены в результатах учета качественного и количественного состояния земель.
В состав земель запаса включена подавляющее большинство площадей, занятых полезащитными полосами составляет до 400 тыс. Га земель. Предусмотрена Концепцией развития защитного лесоразведения инвентаризация полезащитных полос и других защитных насаждений не проводится из-за отсутствия средств.

Задачи (краткосрочные)

  • Обеспечить оформления правоустанавливающих документов на право постоянного пользования лесами. Для этого предусмотреть выделение необходимых средств из бюджетов всех уровней.
  • С целью внедрения единой технической политики в лесном хозяйстве, улучшение государственного управления всеми лесами, разработать и утвердить новые положения о территориальных органах Государственного агентства лесных ресурсов. Определить полномочия этих органов по осуществлению организационных функций по по обеспечению единой лесной политики в лесах различных форм собственности.
  • Органам .... провести инвентаризацию лесных полос и создание комиссии с целью определения возможностей передачи их в собственность или пользование.


2. Сбалансированное ведения лесного хозяйства (Достижение баланса между экологическими, экономическими и социальными функциями лесов)

Сбалансированное ведения лесного хозяйства задекларировано в Лесном кодексе и воплощается на практике, о чем среди прочего свидетельствует растущая площадь лесов, сертифицированных по признанным международным схемам.

В то же время, на достижение баланса отрицательно влияет ряд факторов из которых на общегосударственном уровне можно выделить сложную политическую и экономическую ситуацию в стране, коррумпированность, низкую культуру общества и его предвзятое отношение к лесной отрасли, слабую межотраслевую кооперацию.

Проблемы сбалансированного ведения лесного хозяйства целесообразно рассмотреть по составляющим.

Экологические функции. Экологическая роль лесов НЕ оценивается, следовательно отсутствует плата за экосистемные услуги. При планировании и проведении хозяйственных мероприятий не учитываются экологические последствия для компонентов биоразнообразия.
В то же время перевод лесных территорий к объектам природно-заповедного часто происходит на основании неполных данных, полученных во время проведения фрагментарных исследований, без анализа имеющихся материалов лесоустройства и без учета других (отличных от природоохранных) ценностей леса. При этом игнорируется оценивания таких важных функций леса, как защитные и ресурсные, актуальность которых весьма значительной. Изъятие из хозяйственного оборота и / или неудачное целевое перепрофилирование лесных территорий часто приводит к нивелированию возможности выполнения насаждениями защитных функций и, в свою очередь, к нарушению экологического баланса региона.

Отсутствует механизм возврата территорий ПЗФ, потерявшие по разным причинам свои природоохранные функции, традиционного хозяйствования.

Экономические функции. Экономический потенциал реализуется не в полной мере. Процент эксплуатационных лесов и процент использования текущего прироста слишком низкими, а ограниченные площади лесосек порождают сложности с размещением расчетной лесосеки в лесах предприятий.

Значительная часть основных средств производства, которые применяются при заготовке и транспортировке лесоматериалов, характеризуются высоким удельным весом устаревшего и физически изношенного оборудования. Степень износа части специализированных машин и механизмов составляет около 48%. Требует существенного обновления парк воздушно-трелевочных установок и наращивание объемов их применения. Современное оборудование не только увеличивает производительность и снижает стоимость лесозаготовок, но и минимизирует повреждения почвы и древостоев, остаются.

В Украине низкая степень развития лесной инфраструктуры и, в первую очередь, сети лесных дорог, что в свою очередь приводит к транспортной и экономической недоступности части лесных массивов.

При использовании леса часто игнорируется возможность использования недревесной продукции леса поскольку в лес относятся прежде всего как к источнику древесины.
Ежегодный запас древесины, которая может быть использована для энергетических потребностей в области составляет около 3,0 млн. Куб. м. По своей теплотворной способностью 4 м3 дров топливных эквивалентные 1 тыс. куб. м природного газа. Имеющийся сегодня ресурсный потенциал энергетической древесины в области по теплотворной способности может заместить около 0,7 млрд. Куб. м природного газа. Проблематика вопроса заключается в необходимости значительных долгосрочных инвестиций в создание необходимого технопарка для сбора, измельчения и перевозки лесосечных отходов и высокой стоимости логистических операций. Для ежегодной переработки 3,0 млн. Куб. м древесины на энергетическую щепу только в технологическое оборудование необходимо постепенно инвестировать около 500 млн. грн.

Финансирование, которое выделяется государством, недостаточно для проведения всего комплекса лесохозяйственных мероприятий. Государственное регулирование должно иметь целью повышение конкурентоспособности и расширение использования лесной продукции и услуг. Размеры инвестиций в лесное хозяйство незначительны.

Социальные функции. В социальном плане недооценена роль лесного хозяйства в развитии сельских территорий. При сравнительно незначительном вкладе в ВВП, лесное хозяйство играет роль стабилизирующего фактора социально-экономического развития территориальных общин благодаря наполнению местных бюджетов, возможностям занятости населения, развития инфраструктуры, использования лесов как восстановительного энергетического ресурса. Переход на альтернативные виды энергии, в частности привлечение использование древесины в качестве топлива, является важным аспектом общей энергетической безопасности государства.

Лесная отрасль имеет слабое коммуникационное обеспечение. Местные общины недостаточно информированы со стороны государственных лесохозяйственных предприятий о ведении хозяйства, о запланированных мероприятиях, особенно сплошные рубки.

Стратегические задачи

Для достижения баланса между экологическими, экономическими и социальными функциями лесов необходимо:

Для усиления экологической функции леса:


  • • при выделении объектов природно-заповедного фонда (ПЗФ) следует оценивать последствия их образования для социально-экономического состояния и развития административного района (ов) и сельских советов. В частности должны быть оценены изменения, которые состоятся в связи с созданием объекта ПЗФ, в поступлении налогов в местные бюджеты, в изменении количества рабочих мест, в доступе местного населения к лесопродукции (строительный лес, дрова), в удобстве такого доступа и т.д. ;
  • • разработать критерии и механизмы возврата территорий ПЗФ, потерявшие по разным причинам свои природоохранные функции, традиционного ведения лесного хозяйства;
  • • обеспечить надлежащее бюджетное финансирование объектов ПЗФ и проведения соответствующих научных исследований;
  • • исследовать причины ухудшения санитарного состояния и массового усыхания лесов;
  • • хранить в лесах эндемичные виды и виды, находящиеся под угрозой исчезновения, предотвращать и смягчать негативное влияние тех инвазионных и чужеродных видов организмов, угрожающих лесным экосистемам;
  • • идентифицировать и взять под охрану ценные для сохранения леса, а также леса, которые длительное время развивались естественным путем и не претерпели существенного антропогенного воздействия (то есть леса и старовикови леса);
  • • способствовать более широкому использованию практики приближенного к природе ведения лесного хозяйства и экологобезопасных технологий;
  • • принимать меры по восстановлению деградированных лесов и предотвращать фрагментации лесов.


Для усиления экономической функции леса:


  • • осуществить комплексный анализ, направленный на увеличение объемов заготовки древесины и недревесных лесных продуктов.
  • • усовершенствовать налоговое законодательство о предоставлении льгот лесохозяйственным предприятиям при проведении работ по лесоразведению, создания лесной инфраструктуры, поставки древесины для производства биотоплива и проведения других работ экологического и социального направления;
  • • внести необходимые изменения в нормативно-правовой базы по созданию целевого лесного экологического фонда для перераспределения средств с целью выравнивания экономического положения лесохозяйственных предприятий, расположенных в различных географических и климатических условиях, и получения возможности финансирования неотложных лесных мероприятий;
  • • провести анализ оценки экосистемных услуг леса и, в случае целесообразности, способствовать внедрению платы за экосистемные услуги;
  • • в сжатые сроки сформировать цивилизованный рынок биотоплива древесного происхождения.
  • • повысить конкурентоспособность лесного хозяйства, путем:
  • • оновлювлення всей технологической платформы лесного хозяйства, от технологических процессов до материально-технической базы.
  • • Содействие развитию научных разработок по внедрению новых технологий и совершенствования производственных процессов.
  • • создание предпосылок и разработки механизмов привлечения инвестиций, учитывая использование древесины для теплоэнергетических нужд.
  • • развития современной системы логистики, а также исследования внутренних и внешних рынков лесопродукции. С этой целью целесообразно привлечение независимых консалтинговых систем, а также расширение совместных мероприятий Государственного агентства лесных ресурсов и Министерства промышленной политики Украины по мониторингу и аналитически-информационного обеспечения деятельности субъектов хозяйствования, содействие привлечению инвестиций.


Для усиления социальной функции леса:


  • • Разработать региональные и местные программы использования лесных ресурсов для обеспечения населения, предприятий, учреждений и организаций топливной древесиной. Программы должны разрабатываться территориальными органами управления лесного хозяйства и лисогосподарськимм предприятиями совместно с органами государственной власти и местного самоуправления и определять показатели планового потребления на основе исследования перспектив использования котлов для сжигания продуктов переработки и древесных отходов на предприятиях, организациях и учреждениях, а также прогноз потребления топливной древесины населением в пределах административных районов.
  • • создать тесные связи с общественностью на уровне предприятия. Улучшить информирование общественности (местных общин, других заинтересованных сторон) о планируемых мероприятий.
  • • создать благоприятные условия для развития малого предпринимательства связанного с лесом, лесным хозяйством и использованием продуктов леса.
  • • способствовать развитию лесной рекреации и зеленому туризму.


3. Развитие защитного лесоразведения и агролесомелиорации

Ведение эффективного сельского хозяйства в лесостепных и степных регионах среди прочего обусловлено наличием сети полезащитных лесных полос, а защита от эрозии - созданием лесных защитных насаждений. В долгосрочной перспективе выполнения задач по увеличению объемов лесоразведения возможно лишь при надлежащей поддержке государства.

Недостаточная лесистость территории вызывает необходимость создания новых лесов для достижения оптимальной лесистости, минимизации эрозии почв, создание высокопроизводительных плантаций (в том числе и биоэнергетических) на землях, непригодных для сельскохозяйственного использования. Существует проблема несоблюдения лесохозяйственными предприятиями процесса оценки лесо годности почв вследствие чего в отдельных случаях отмечается низкая приживаемость культур, созданных на таких землях. Из других проблем можно отметить сложность выделения земель и получения правоустанавливающих документов, а также отсутствие надлежащего финансирования.

Задачи (краткосрочные)


  • • Упростить и финансово оптимизировать процедуры выделения земельных участков под облесение.
  • • Разработать механизм поощрения частных землевладельцев к внедрению комплексной системы борьбы с эрозией почв, в т.ч. посредством создания защитных лесонасаждений.
  • • Разработать четкие механизмы перевода самозалисенних сельскохозяйственных угодий в леса.


4. Охрана и защита лесов

4.1. Институциональное усиление охраны лесов.

Государственная лесная охрана и лесная охрана других лесопользователей имеют разный статус, что ухудшает качество обеспечения охраны лесов от незаконных рубок.

Задачи (краткосрочные)

Для усиления охраны лесов целесообразно:


  • Ввести единое понятие «лесная охрана» без раздела в соответствии с формой собственности на леса.
  • Внести изменения в Лесной кодекс относительно задач и полномочий лесной охраны.
  • Внести изменения в 241 ст. Кодекса об административных правонарушениях относительно того, кто имеет право составлять протоколы.
  • Утвердить положение о лесной охране.


4.2. Незаконные рубки леса

Объемы незаконных рубок в лесах Гослесагентства в последние годы имеют тенденцию к уменьшению, но все же остаются значительными. Причинами являются сложное социально-экономическое положение граждан, особенно в Карпатском регионе, отсутствие возможности иметь достойный легальный заработок, побуждает к совершению лесонарушений, наличие большого количества частных деревообрабатывающих пунктов, скупают незаконно добытую древесину и избегают наказаний, недостаточная работа сотрудников государственной лесной охраны, органов милиции, прокуратуры и суда по выявлению лиц, совершивших незаконные рубки и привлечения их к ответственности, в результате чего невыявленными лесонарушителями совершается более 62% незаконных рубок, а возмещение убытков в среднем по отрасли составляет 7%.

Задачи (краткосрочные)


  • Определить на законодательном уровне два разных понятия - «незаконная рубка» и «нелегальная древесина», что создает предпосылки для законодательных основ борьбы с незаконными рубками;
  • расширить права и полномочия лесной охраны всех ведомств, в том числе полномочия по проверке и изъятия незаконно добытой древесины вне лесного фонда;
  • внедрить на Национальном уровне единую систему электронного учета древесины во всех лесах страны на основе опыта отечественных государственных лесохозяйственных предприятий и опыта зарубежных предприятий лесного хозяйства;
  • дифференцировать штрафные санкции за незаконные рубки леса;
  • разрабатывать местные планы развития общины, формировать инициативные и компетентные группы людей, которые бы влияли на процесс принятия решений в лесном хозяйстве; эколого-просветительскую работу в общинах осуществлять на основе системного подхода с акцентом на повышение осведомленности граждан о своих правах и обязанностей.


4.3. Усиление адаптивной способности лесных экосистем

Изменения климата вызывают массовое развитие вредителей и болезней леса, смещение границ природных зон на равнине и высотных поясов в горах, леса оказываются в новых непривычных для них, а часто и неблагоприятных экологических условиях, что вызывает значительное повреждение или гибель лесов и, как следствие, необходимость увеличение санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах.

Необходимо обеспечить государственное финансирование фундаментальных и прикладных исследований влияния климатических изменений в Украине на устойчивость и продуктивность лесов с целью разработки прогноза динамики лесов и соответствующих хозяйственных мероприятий.

Отдельного внимания требует проблема усыхания сосновых, еловых и других насаждений, частично может быть вызвана последствиями изменения климата.

Задачи (долгосрочные)

С целью усиления адаптивной способности лесных экосистем следует разработать стратегию адаптации лесного сектора к изменению климата, которой будет содержать, в частности, следующее:

1. Определить изменения климатических показателей по различным сценариям климатических изменений

2. Оценить прогнозные изменения границ природных зон и границ зон высотной поясности по разным сценариям климатических изменений и провести их картирование

3. Оценить и картировать возможные изменения, которые произойдут в породном составе и состоянии лесов по разным сценариям климатических изменений, в т.ч .:

  • оценить чувствительность лесных экосистем в различных природно-климатических регионах Украины к возможным изменениям климата и потенциальных воздействий таких изменений на леса и лесное хозяйство
  • оценить уязвимость и адаптивную способность лесов в различных природно-климатических регионах Украины (на уровнях: экосистемном, отдельных древесных видов, их популяций) к климатическим изменениям и социально-экономических факторов, которые определяют возможность выполнения запланированных мероприятий по адаптации

4. Разработать меры по восстановлению древостоев, более устойчивых к засухе и температурных экстремумов

5. Усовершенствовать системы мониторинга состояния лесов, мониторинга лесных пожаров, мониторинга ентомошкидникив и фитозахворювань,

6. Усовершенствовать методы прогнозирования вспышек численности ентомошкидникив и внедрение эффективных мер по ее контролю.

7. С целью рационального использования древесных ресурсов пересмотреть века спелости в соответствии с прогнозным оценки изменений границ природных зон и границ зон высотной поясности по разным сценариям климатических изменений.

4.4. Совершенствование системы противодействия лесным пожарам

Высокая опасность возникновения лесных пожаров, которая обуславливается, как природными факторами (климатическими изменениями), так и антропогенными факторами:

  • низкий уровень сознания и воспитания населения по бережного отношения к лесу, а также о негативных экономических, экологических и социальных последствий лесных пожаров;
  • недостаточная эффективность работы по выявлению и привлечению виновных лесных пожаров к ответственности;
  • отсутствие отлаженной и эффективной охраны земель сельскохозяйственного назначения от незаконного выжигания сухих растительных остатков, что является причиной значительной части лесных пожаров;
  • недостаточная оснащенность лесохозяйственных предприятий новой эффективной противопожарной техникой (более 55% пожарных автомобилей предприятий Гослесагентства эксплуатируются более 16 лет) и отсутствием должного финансирования по внедрению инновационного международного опыта по предупреждению лесных пожаров;
  • действующим природоохранным законодательством запрещено профилактическое уменьшение количества сухой горючей биомассы в лесах буферных зон вокруг объектов ПЗФ (путем проведения рубок ухода, очистки от захламленности, проведения профилактических контролируемых выкуриваемых), что значительно повышает вероятность возникновения интенсивных неконтролируемых пожаров, в том числе верховых, существенно вредят биоразнообразию;
  • отсутствие специальной системы охраны лесов от пожаров в зонах радиационного загрязнения и соответствующего технического обеспечения, повышает риски получения повышенных доз радиационного облучения персоналом при проведении профилактических противопожарных мероприятий (прокладка и уход за противопожарными барьерами) и тушения пожаров;
  • недостаточная организационная работа по своевременной мобилизации сил и средств для тушения пожаров различных ведомств на уровне местных органов власти и др.

Задачи (долгосрочные)
  • разработать методики и провести лесопожарной районирования Украины на основе мирового опыта, выделить критические лесопожарные регионы Украины и рекомендованы пожарные режимы лесов для отдельных природных зон и категорий
  • разработать современную систему прогнозирования пожарной опасности по условиям погоды на основе канадского пожарного индекса
  • разработать модели лесных горючих материалов и их картирование с целью прогнозирования поведения пожаров, их последствий, оценки степени сложности пожаротушения и необходимой для тушения количества противопожарных сил и средств
  • разработать и внедрить системы поддержки принятия решения при тушении пожаров
  • создать национальную систему раннего обнаружения пожаров путем объединения существующих систем видеонаблюдения в одну систему с возможностью доступа к изображению каждой камеры через Интернет с центрального диспетчерского пункта охраны лесов от пожаров
  • обеспечить информирование каждого лесного предприятия по текущей и прогнозируемой пожарной опасности, рассчитанной ближайшей станцией Укргидрометцентра.
  • создать современный международный региональный центр подготовки лесных пожарных, оснащен современными учебными программами и компьютеризированными средствами для проведения совместных тренировок по тушению пожаров представителей межведомственных сил
  • увеличить ответственность Государственной службы чрезвычайных ситуаций Украины за своевременное выявление и тушение пожаров на землях сельскохозяйственного назначения
  • исследовать экологические последствия лесных пожаров и разработать рекомендации по хозяйственных мероприятий в насаждениях пройденных пожарами.

4.5. Преодоление последствий военных действий на Востоке Украины

Задачи (краткосрочные или долгосрочные)

Территории, находившиеся под влиянием военных действий, требующих разработки долгосрочных местных программ по реабилитации состояния лесов и восстановления лесных ресурсов, включающие:
  • - Проведение предварительных инженерных мероприятий по выявлению и ликвидации боеприпасов;
  • - Комплексное обследование на предмет техногенного загрязнения земель. Для земель, признанных техногенно загрязненными, необходима разработка специальных местных программ лесоразведения;
  • - Лесопатологическое обследование с целью назначения санитарно-оздоровительных мероприятий, противопожарного устройства, охраны и защиты лесов от пожаров, вредителей и болезней;
  • - Проведение лесоустройства.

Другие первоочередные задачи органов лесного хозяйства заключаться в проведении оценки размера ущерба и определении необходимых финансовых мер на краткосрочную (меры по восстановлению) и долгосрочную (мероприятия по развитию) перспективу, взаимодействия с другими органами государственной власти по привлечению необходимых трудовых и материальных резервов.

5. Повышение качества и доступности информации о лесах, лесное хозяйство и лесной сектор

5.1. Улучшение инвентаризации лесов и планирования хозяйственной деятельности

Производственное объединение «Укргослеспроект», подчинено Государственному агентству лесных ресурсов Украины - единственная в стране организация, занимающаяся инвентаризацией лесов и планированием хозяйственной деятельности лесохозяйственных предприятий.

Проблемой остается проведение базового лесоустройства лесов, не предоставлены в пользование и находятся в землях запаса; а также из-за отсутствия необходимых средств, - части лесов коммунальных предприятий, находящихся в подчинении органов местного самоуправления. В результате информация о 1700000. Га лесного фонда Украины остается устаревшей.

В системе Государственного агентства лесных ресурсов Украины действует система непрерывного лесоустройства, в результате которого лесоустроительные база данных таксационных участков обновляется путем внесения текущих изменений о проведенных хозяйственные мероприятия и актуализации естественного роста насаждений. Это позволяет ежегодно возводить формы государственного лесного кадастра по лесам Гослесагентства. Базовое лесоустройства не проводится в лесах других ведомств, поэтому общие данные о лесах страны можно получить только в случае проведении государственного учета лесов.

Данные государственного учета лесов и количественного и качественного учета земель не полностью согласованы. В процессе перехода к учету земель на основе данных Государственного земельного кадастра необходимо обеспечить механизмы интеграции данных и обмена информацией с государственным лесным кадастром.

До получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями документов на право постоянного пользования земельными лесными участками, согласно Лесного кодекса документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли, являются планово-картографические материалы лесоустройства. Несмотря на эту норму, процесс получения правоустанавливающих документов на право пользования землями должен быть ускоренный. Учитывая имеющуюся картографическую базу данных на большинство лесов в открытых форматах ГИС-систем целесообразно рассматривать вопрос об упрощении процедуры подготовки документации по землеустройству с использованием материалов лесоустройства.

С целью децентрализации планирования лесохозяйственных мероприятий, широкого привлечения к нему местных общин, органам управления, лесоустройства и лесохозяйственным предприятиям следует принять меры по привлечению заинтересованных сторон в процесс планирования лесохозяйственной деятельности. Процессы коммуникации и привлечения заинтересованных сторон должны быть отражены в лесоустроительные инструкции.

Широкое применение ортофопланив при базовом лесоустройстве позволило сформировать планово-картографические материалы лесоустройства на совместной основе с материалами землеустройства. В ближайшей перспективе лесоустройства вынуждено ориентироваться на другие виды материалов дистанционного зондирования земли (ДЗЗ). Целесообразно разработать комплекс мероприятий по расширенного использования материалов ДЗЗ для актуализации, уточнения и контроля таксационных показателей лесов.

С целью проведения долгосрочных наблюдений за динамикой развития и состоянием лесных экосистем, предоставления дополнительной информации на государственный учет лесов целесообразно ввести проведение инвентаризации лесного фонда с использованием статистических методов на территории всей страны. Проведение статистической инвентаризации в национальном масштабе позволит с известной точностью определить общие запасы насаждений в целом по стране, а также достоверно установить величину текущего ежегодного прироста древостоев.

Задачи (краткосрочные)

Для улучшения инвентаризации лесов и планирования хозяйственной деятельности необходимо:
  • • Сохранить ВО «Укргослеспроект» в подчинении Гослесагентства Украины.
  • • Утвердить "Инструкцию по благоустройству лесного фонда Украины".
  • • Обеспечить финансирование проведения лесоустройства лесов других (кроме предприятий Гослесагентства) лесопользователей.
  • • Ввести нормативные требования по ежегодному предоставлению информации о текущих изменениях в лесном фонде всеми лесопользователями.
  • • Урегулировать вопрос об утверждении лесоустроительных материалов на областном уровне.
  • • Внести дополнения в нормативно-законодательной базы о выделении «социально значимых лесных участков» и проведения экосистемных платежей за их выделение.
  • • Разработать и утвердить порядок использования материалов и методов ДЗЗ для целей таксации лесов.
  • • Предусмотреть расширение объемов инвентаризации лесов с использованием статистических методов при разработке изменений в государственную целевую программу «Леса Украины» в период 2016-2020 годы.

Задачи (долгосрочные)

- Обеспечить переход к базовому лесоустройства по административно-хозяйственным принципом, одновременно для всех лесов в разрезе отдельных административных областей Украины.
- Разработать новый Порядок ведения государственного лесного кадастра, как государственной геоинформационной системы.
- Согласовать имеющуюся информацию о площадей и границ лесов Государственного земельного кадастра и государственного лесного кадастра. Обеспечить совместное проведение количественного и качественного учета земель и государственного учета лесов.

5.2. Развитие информационной системы

Система информационного обеспечения лесного хозяйства отстает от современных требований и не в полной мере способна обеспечивать информационные потребности, которые сегодня стоят перед лесным сектором. Информационная модель данных о лесах Украины, которая положена в основу лесоустроительных инструкций, уделяет основное внимание сырьевым функциям лесов, поскольку она была сформирована еще в прошлом веке. Поэтому существуют проблемы с получением новой информации о лесах, в частности - это касается данных по экологическому функционирования лесов, их вклада в секвестрацию атмосферного углерода и предупреждения изменения климата, сохранения лесного биоразнообразия и тому подобное. Недостаток такой информации приводит проблемы с информационным обеспечением выполнения ряда национальных законодательно-нормативных документов и международных обязательств Украины. Поэтому нужно усовершенствовать систему мониторинга лесов Украины с учетом общеевропейских требований, соединив мониторинг и инвентаризацию лесов в единую программу лесо учетных работ, которая позволит решать задачи многоцелевой инвентаризации лесов.

Кроме этого, информационные технологии, применяемые в настоящее время в лесном хозяйстве, не объединенные в единое информационное пространство, а доля гео-пространственной информации незначительна. Нужно обеспечить целостность и сохранность лесохозяйственной информации независимо от программных продуктов и технологических процессов, которые используются для обработки информации. Данные о лесах должны быть доступны для пользователей с различными правами доступа к базе данных, использующих программное обеспечение, поддерживающее обменный формат данных.

Задачи (краткосрочные)
  • • Провести развитие информационной системы лесной отрасли на основе принципов построения современных информационных системная основе гео-пространственной земельного кадастра с использованием распределенного доступа к информационным ресурсам через Интернет.
  • • Обновить информационную модель данных о лесах, разработать информационный стандарт лесной отрасли и ввести использование обменного XML формата, как средства для реализации обмена информацией в лесной отрасли и за ее пределами.
  • • Обеспечить создание гео-пространственного портала для лесной отрасли на основе лесного кадастра, реализованного в электронном виде. Для этого необходимо значительно ускорить работы по созданию и обновлению лесных электронных карт и формирования распределенной базы данных о лесном фонде всей Украины на отраслевом геосервери.
  • • Стимулировать внедрение новых информационных технологий в лесное хозяйство и лесоустройства, в том числе - мобильных гео-информационные системы, GPS-технологий, современных измерительных приборов и средств дистанционного зондирования Земли. Для этого целесообразно использовать профессиональные решения и технологии, которые являются признанными на рынке информационных услуг хорошо зарекомендовали себя на практике.
  • • построить систему мониторинга лесов Украины с учетом общеевропейских требований, сочетая мониторинг и инвентаризацию лесов.

5.3. Межсекторальная сотрудничество с лесных вопросам

К обсуждению и решению проблем лесного сектора привлекаются не все заинтересованные стороны. Даже обмен информацией между ведомствами уже составляет определенные проблемы. Осведомленность о результатах межведомственной кооперации можно оценить как неудовлетворительную. Одной из возможных причин является отсутствие координатора такой межотраслевого сотрудничества.

Задачи (краткосрочные)

С целью улучшения межведомственного сотрудничества с лесных вопросов следует:

  1. Повысить статус Гослесагентства по направлению и координации деятельности всех лесопользователей, в частности передать все государственные леса в подчинение Гослесагентства и наладить общую отчетность по ведению лесного хозяйства.
  2. Улучшить взаимодействие между органами власти, в частности
    - Разработать регламент взаимодействия
    - Ввести электронный документооборот между Кабинетом Министров Украины и центральными органами исполнительной власти, которая позволяет следить за прохождением документа в других ЦОИВ.
    - Уменьшить бюрократические проволочки при подготовке и согласовании нормативно-правовых актов.
    - Создать постоянно действующие рабочие группы по проработке нормативно-правовой базы.
  3. Сформировать единый реестр субъектов хозяйственной деятельности, которые имеют в пользование или собственности леса и предоставить доступ к такого реестра.

5.4. Коммуникационный процесс лесного хозяйства с общественностью

В Украине существует достаточная законодательная база для проведения коммуникационного процесса. Деятельность области освещается, развивается Интернет среда областных управлений лесного и охотничьего хозяйства и государственных лесохозяйственных предприятий, проводятся круглые столы, консультации с общественностью, акции. Действуют негосударственные сайты лесоводческой направления. Состояние работы улучшилось с общественностью в системе Гослесагентства. Следует отметить положительное действие в развитии этого процесса общественных организаций.

Впрочем, можно отметить стереотипность и заформализованность информации, которую предоставляет Держлисагентство. Недостаточно освещаются актуальные проблемы отрасли, или информированность о них не является полной. Процедура принятия общественно значимых решений в области недостаточно публичный, не все заинтересованные стороны принимают в ней участие.

Многие руководители различных уровней не понимают важности общения с общественностью, так что в звеньях, которые они возглавляют, отсутствует стратегия коммуникативного процесса. Свой вклад в недоразумение делает и кричащая непрофессионализм СМИ которые ориентированы на представление материалов критически конфликтного характера. Все это приводит к тому, что население преимущественно отрицательно воспринимает деятельность лесоводов.

Задачи (краткосрочные)

Для успешного коммуникационного процесса лесного хозяйства с общественностью необходимо:
  • • разработать, внедрять и соответственно финансировать стратегии работы с общественностью;
  • • улучшить коммуникации и обмен информацией в пределах лесного сектора;
  • • работать над налаживанием доверия между Гослесагентством и гражданским обществом;
  • • информировать общественность о проведении самых резонансных мероприятий (с целью более широкого ее привлечения);
  • • ввести анализ лесохозяйственной деятельности с публикацией результатов;
  • • повысить уровень квалификации ответственных специалистов лесной отрасли в области работы с общественностью и СМИ;
  • • обеспечить подготовку специализированных квалифицированных специалистов лесного хозяйства для работы со СМИ и общественностью;
  • • искать новые инновационные подходы сотрудничества с общественностью (Расширение способов коммуникации) и создать платформу для обсуждения проблем лесного хозяйства;
  • • проводить коммуникацию не только в лесном хозяйстве, но и за его пределами;
  • • обеспечить прозрачность принятия решений;
  • • повысить уровень экологического образования, в частности проводить соответствующую работу с учителями общеобразовательных школ по основам л / х деятельности, расширять положительный опыт создания школьных лесничеств, вернуть лесные колледже в подчинение области;
  • • заниматься подготовкой специалистов соответствующего направления, привлекать профессионалов своего дела (Информацию нужно доносить профессионально);
  • • интенсифицировать пропаганду важности ведения профессионального, квалифицированного лесоводства в Украине.

6.Впровадження лесной политики в Украине

Отправной точкой лесной политики должно быть положение Конституции, объявляет леса объектами права собственности Украинского народа. В соответствии с этим, управление лесами должно осуществляться в имущественных интересах украинского народа. Должны быть созданы действенные механизмы контроля народа за эффективностью управления лесами, информированности населения о состоянии лесов, проблем лесной отрасли. Развитие гражданского общества и его привлечение к созданию и внедрению таких механизмов является залогом успешности реализации лесной политики.

Внедрению действенной лесной политики мешают как общегосударственные проблемы (авторитарный стиль управления, коррупция, теневая экономика, отсутствие политической воли к внедрению лесной политики, низкий уровень подготовки политических лидеров), так и проблемы в самой отрасли.

Государственная целевая лесная программа в Украине не рассматривается как составляющая политики развития сельских территорий, а существует сама по себе. Стратегия развития отрасли не имеет долгосрочного характера.

Подчиненность лесов разным ведомствам приводит к тому, что отсутствует орган, который бы координировал деятельность всех лесопользователей и владельцев лесов государства. Соответственно, не производится комплексный анализ реализации лесохозяйственных мероприятий по всем лесопользователям. Целесообразно, чтобы такие функции были предоставлены Гослесагентству.

Отдельные нормативно-правовые акты лесной отрасли и других ведомств несогласованные друг с другом, что мешает воплощению лесной политики. Некоторые нормативно-правовые акты слишком детализированы, что делает невозможным самостоятельность в ведении хозяйства. Действующие правительственные решения не всегда выполняются. Это, в частности, касается выполнения решений Правительства Украины о передаче лесов в ведение Гослесагентства.

Стратегические задачи

Для успешного внедрения лесной политики в Украине необходимо:

  • повысить статус Гослесагентства как государственного органа, координирующего деятельность всех лесопользователей, в частности подчинить все леса государственной формы собственности Гослесагентству, усовершенствовать общую отчетность по ведению лесного хозяйства и обеспечить анализ лесохозяйственной деятельности с публикацией результатов. Центральный орган исполнительной власти в области лесного хозяйства необходимо для реализации единой лесной политики. Любые изменения в системе управления лесной отрасли предусматриваются изменениями в законодательных и нормативно-правовых актах, не должны происходить без учета мнения лесоводов.
  • пересмотреть нормативно-правовую базу с учетом того, что нормативно-правовая база должна предоставлять больше самостоятельности субъектам лесохозяйственной деятельности и обеспечивать минимальное согласование (молчаливое согласие). Кроме того необходимо обеспечение гармонизации нормативно-правовых актов между ведомствами как предпосылки улучшения межведомственной кооперации.
  • усилить международное сотрудничество по лесов, обеспечить эффективное участие Украины в работе глобальных и региональных организаций и в процессах лесного профиля, двустороннее и трансграничное сотрудничество, выполнение юридически обязательных обязательств в отношении лесов, в частности Рамочной конвенции об охране и устойчивом развитии Карпат, Конвенции о биологическом разнообразии и Рамочной конвенции ООН по изменению климата.
  • создавать информационно-просветительские центры и разработать коммуникативную стратегию.


Эффективное выполнение дорожной карты требует достаточного объема финансирования со стороны правительства. Следует отметить, что многие из проблем, описанных в дорожной карте, возникало, главным образом, благодаря недостаточном бюджетном финансированию и несовершенной налоговой политике государства в сфере лесного сектора.

Эффективное выполнение дорожной карты невозможно без искоренения коррупции во всех государственных структурах и обществе, и без построения гражданского общества в государстве.

Выполнение поставленных задач требует напряженного труда квалифицированных специалистов, участия заинтересованных сторон и контроля со стороны адекватного общества.

Мониторинг выполнения этой дорожной карты и оценку качества выполнения осуществлять ___________________ на основании системе критериев, которые нужно специально разработать. Отчет по выполнению дорожной карты будет происходить ежеквартально (варианты: еженедельно, ежемесячно, ежегодно), отчеты будут доводиться до сведения всех заинтересованных сторон.

0 коммент.:

Дописати коментар