14 січня 2015

Об особенностях государственного регулирования деятельности субъектов предпринимательской деятельности, связанного с реализацией и экспортом лесоматериалов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по проекту Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об особенностях государственного регулирования деятельности субъектов предпринимательской деятельности, связанного с реализацией и экспортом лесоматериалов» (относительно моратория на экспорт лесо- и пиломатериалов в необработанном виде)

реестр. № 1362 от 10.12.2014

1. Основные положения: законопроектом предусматривается внесение изменений в Закон Украины "Об особенностях государственного регулирования деятельности субъектов предпринимательской деятельности, связанного с реализацией и экспортом лесоматериалов", которыми древесину дуба отнесен к перечню ценных и редких пород и вводится мораторий на экспорт лесоматериалов и пиломатериалов толщиной более 70 мм и влажностью более 22% сроком на 10 лет.

2. Позиция Гослесагентства: не поддерживает.

3. Обоснование позиции Гослесагентства: в соответствии со статьей 34 «Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским Сообществом по атомной энергии и их государствами - членами, с другой стороны», ни одна из сторон не должна вводить или сохранять в силе любые запреты или ограничения или равнозначные меры относительно импорта любого товара другой Стороны или экспорта или продажи для экспорта любого товара, предназначенного для территории другой Стороны, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем Соглашении или в соответствии со статьей XI Генеральной соглашения по тарифам и торговле 1994 и ее примечаний относительно толкования.

Статья ХІ ГАТТ 1994 года содержит общее правило, согласно которому никакие запреты или ограничения, кроме пошлин, налогов или других сборов, то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, не должны устанавливаться или применяться любым членом ВТО по импорту любого товара, происходящего с территории любого другого члена ВТО, или по экспорту или продажи на экспорт любого товара, предназначенного для ввоза на территорию любого другого члена ВТО.

Следует отметить, что случаи, в которых член ВТО может не соблюдать это общее правило, четко определены в Генеральном соглашении по тарифам и торговле 1994 г. и других международных договоренностях, заключенных в рамках ВТО.

По мнению авторов, предложенный законопроект подпадает под действие пункта «а» части 2 статьи ХІ Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года, содержит исключение из общего правила, согласно которому могут быть запреты или ограничения экспорта, временно применяемые для предотвращения или ослабления критического недостатка продовольствия или других товаров, имеющих существенное значение для экспортирующей стороны. На сегодняшний день в Украине не наблюдается критического дефицита необработанной древесины, поскольку право на ее экспорт лесохозяйственные предприятия получают исключительно после удовлетворения сырьевых потребностей внутреннего рынка.

Дополнительного обоснования внесенное законодательное предложение нуждается на предмет ее соответствия требованиям Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности», который, в частности, содержит исчерпывающий перечень случаев, согласно которому возможен запрет отдельных видов экспорта и импорта, а также определено, что введение запрета экспорта или импорта из других оснований возможно только, если это разрешено международными договорами, участником которых является Украина (ст. 17).

Поэтому следует учитывать нормы международных договоров между Украиной и другими государствами по вопросам свободной торговли, среди которых прежде всего необходимо выделить Соглашение о свободной торговле между Украиной и государствами ЕАСТ от 24 июня 2010, Соглашение о свободной торговле между Украиной и Республикой Македония от 18 января 2001, Договор о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года.

Учитывая принципы свободной рыночной экономики в указанных соглашениях, выглядит странным задача законопроекта «преодоление негативных последствий пагубной экономической политики Украины как сырьевого придатка Запада...».

Есть ложным утверждение авторов законопроекта, что «следствием массового и бесконтрольного вывоза древесины в круглом виде также дефицит и дороговизна деревянных креплений для шахт Украины, в результате чего смертность шахтеров от завалов на шахтах чрезвычайно высока», поскольку по информации Государственной службы горного надзора и промышленной безопасности Украины не зафиксировано ни одного случая смертельного травмирования шахтеров из указанных причин.

Относительно указанного в Пояснительной записке уровня цен на лесоматериалы в Ивано-Франковской области информируем, что на сегодняшний день стоимость 1 кбм пиловника елового II сорта диаметром 20-24 см на внутреннем рынке составляет 464 грн без НДС на верхнем складе, экспортная цена аналогичной продукции 63 евро, или 1200 грн без НДС с доставкой до границы. Если от экспортной цены вычесть все расходы, необходимые для осуществления этой операции (вывоз из леса, нагрузка, затамаживанию и доставка до границы), и которые на сегодняшний день составляют около 300 грн за 1 кбм, то стоимость 1 кбм этой древесины на верхнем складе будет составлять 900 грн, что почти в 2 раза больше цены внутреннего рынка.

О состоянии обеспечения отечественных деревообрабатывающих предприятий сырьем Гослесагентство Украины отмечает следующее.

Реализация необработанной древесины постоянными лесопользователями, которые входят в сферу управления Гослесагентства Украины, осуществляется через биржевые аукционы, в соответствии с действующим приказом Госкомлесхоза Украины от 19.02.2007 № 42 «О совершенствовании механизмов продажи необработанной древесины».

На аукционы выставляется вся необработанная древесина за исключением дров топливных, древесины для индивидуального ремонта и строительства, обеспечение социальной сферы и собственных нужд и переработки постоянных лесопользователей.

Участие в торгах могут принимать исключительно деревообрабатывающие предприятия - резиденты Украины, удостоверяющий первоочередность обеспечения сырьем отечественного производителя.

На общие аукционы по продаже необработанной древесины (участие в торгах могут принимать субъекты хозяйственной деятельности, которые занимаются переработкой древесины в Украине) в 2014 году было выставлено 4 млн. 395 тыс. Кбм, изъявили желание приобрести 3 млн. 134 тыс. Кбм, что составляет 71% от выставленных объемов, фактически отгружено - 2 млн. 552 тыс. кбм или 58% от выставленного объема.

На специализированные торги (участие в торгах могут принимать субъекты только субъекты хозяйственной деятельности, которые имеют собственное плитные, фанерное и целлюлозно-бумажное производство) было выставлено 3 млн. 246 тыс. Кбм необработанной древесины, реализовано 1 млн. 624 тыс. кбм древесины или 50% от выставленных объемов, фактически отгружено - 1 млн. 367 тыс. кбм или 42%.

В целом, на квартальные аукционы 2014 было выставлено 7 млн. 642 тыс. Кбм древесины, что на 230 тыс. Кбм больше в 2013 году, изъявили желание приобрести 4 млн. 758 тыс. Кбм или 62%, фактически выбрано по 2014 3 млн. 919 тыс. кбм, что составляет 51% от выставленного объема.

Таким образом, в текущем году потребители внутреннего рынка по результатам проведенных аукционов не выкупили у лесохозяйственных предприятий около 3700000 кбм древесины.

В соответствии с пунктом 1.5. Положение об организации и проведении аукционов по продаже необработанной древесины, не реализована на товарных биржах необработанная древесина реализуется предприятиями - постоянными лесопользователями по прямым договорам по ценам не ниже тех, которые сложились на последнем аукционе.

Учитывая указанную норму Положения, гослесхозы осуществляли поставку древесины по прямым договорам, в том числе и на экспорт, что позволило обеспечить поступления валюты в государство, обеспечить работой и заработной платой десятки тысяч граждан Украины, оплатить налоги и сборы в государственный и местный бюджеты.

По состоянию на 01.01.2014 лесохозяйственными предприятиями поставлено на экспорт 4100000. Кбм необработанной древесины, составляет 27,7% от объема заготовки и соответствует объемам не выкупленные на аукционах древесины.

В 2013 году процент экспорта необработанной древесины от заготовки древесины в указанных в Пояснительной записке областях был следующий: Львовская - 29, Черновицкая - 42, Черкасская - 15, Тернопольская - 45, Ровенская - 36, Ивано-Франковска - 25 Винницкая - 18 Житомирская - 36, Закарпатская - 11, Киевская - 40, Волынская - 17.

Поэтому, указанное в Пояснительной записке утверждение, что «70% полностью перенаправляют на экспорт, как необработанную древесину» не соответствует действительности.

В ноябре-декабре текущего года происходят аукционы по продаже необработанной древесины, будет заготовлена ​​в 1 квартале 2015 года. Так, по состоянию на 16.12.2014 на общие аукционы было выставлено 914,8 тыс. кбм лесоматериалов, из которых изъявили желание приобрести 756 тыс. кбм или 82,7%, на специализированные аукционы было выставлено 840 тыс. кбм, продано 432 тыс. кбм или 51,4%.

Низкий уровень приобретения отечественными деревообрабатывающими предприятиями лесоматериалов объясняется значительным уменьшением спроса на продукцию переработки древесины, склады готовой продукции и биржи сырья деревообрабатывающих комбинатов заполнены. Также наблюдается увеличение задолженности деревообрабатывающих предприятий перед гослесхозами за поставленную лесопродукцию.

Древесина, которая не находит потребителя на украинском рынке, поставляется на экспорт.

Как отмечалось ранее, в 2014 году государственными лесохозяйственными предприятиями поставлено на экспорт 4,1 млн. кбм необработанной древесины. В том числе за пределы таможенной территории страны поставлено 2600000 кбм пиловника, из которого 2,4 млн. кбм хвойных пород, 0,2 млн кбм лиственных пород, а также 1,5 млн кбм техсырья и балансов, с которых 0,8 млн кбм хвойных пород, 0,5 млн кбм твердолиственных и 0,2 млн кбм мягколиственных пород.

В структуре экспорта 12% составляет дровяная древесина для технологических нужд твердолиственных пород, технологий переработки которой в стране нет. Другая часть экспорта - это преимущественно низкосортные пиловочник хвойных пород, переработать который деревообрабатывающая отрасль не в состоянии из-за отсутствия надлежащего технического потенциала.

Гослесагентство Украины отмечает, что в процессе лесозаготовок невозможно заготовить лишь один конкретный сортимент, который имеет реальный спрос на внутреннем рынке, гослесхозы будут вынуждены на 2,0 млн. кбм сократить объемы заготовки древесины сосны и ели, оставит без сырья плитные и целлюлозно-бумажные предприятия, и на 1,0 млн. кбм ограничить заготовку древесины твердолиственных пород, негативно повлияет на сырьевое обеспечение, в первую очередь, субъектов хозяйствования малого и среднего бизнеса.

В результате уменьшения рубок останется без работы около 10000 работников, которые задействованы на заготовке, погрузке и вывозе древесины, а также около 3500 рабочих, задействованных на переработке пиловочник твердолиственных пород. Эти рабочие места будут освобождены в депрессивных районах Полесья и Карпат, где и так на сегодня самая низкая занятость населения и заработная плата.

Кроме того, запрет вывоза древесины необходимо рассматривать в комплексе, так как в этом процессе задействованы не только предприятия лесопромышленного комплекса, но и других отраслей хозяйства, в том числе практически вся транспортная отрасль (авто-, железнодорожный, морской транспорт, а также порты). При запрете экспорта не будет перевезено переработано морскими портами около 2,0 млн. тонн грузов, что также негативно скажется на их работе.

По предварительным подсчетам при запрете экспорта лесоматериалов лесохозяйственная отрасль недополучит около 3,0 млрд. грн., В том числе за счет сокращения объемов заготовки на 1,5 млрд грн. и за счет разницы в ценах 1,5 млрд грн, поскольку на сегодняшний день стоимость обезличенного кубометра реализованной древесины на экспорт есть в 2 раза выше, чем на внутренний рынок. В сводный бюджет не поступит около 1,0 млрд. грн. в виде налогов и сборов.

Учитывая значительное бюджетное недофинансирование отрасли, возможность поставки на экспорт лесоматериалов, которые не имеют сбыта на внутреннем рынке, в значительной степени позволяет лесохозяйственным предприятиям ежегодно обеспечивать выполнение комплекса лесохозяйственных мероприятий, поддерживать в надлежащем состоянии материально-техническую базу, в том числе противопожарную технику, развивать сеть лесных дорог, выполнять финансовые и социальные обязательства, реализовывать меры по борьбе с лесными пожарами.

В таких европейских странах, как Германия, Австрия, Финляндия, Швеция и Румыния, где высоко развита переработка древесины, не существует никаких ограничений по экспорту или импорту лесоматериалов необработанных, так баланс древесины в этих странах сформировался рынком, а приведенные в Пояснительной записке примеры государств Республики Беларусь и Российской Федерации об ограничениях на вывоз необработанной древесины были введены после длительного срока инвестирования и развития предприятий деревообрабатывающего комплекса.

По материалам государственного учета лесов по состоянию на 01.01.2011 в Украине насчитывается 1729,6 тыс. га дубовых лесов, что на 13,4 тыс. га больше по сравнению с 1996 годом, поэтому, указанная в Пояснительной записке информация, что «в последнее время количество дубовых лесов сокращается и необходимость ограничить экспорт дубовых лесо- и пиломатериалов »является выдумкой авторов законопроекта.

Авторы законопроекта в обосновании необходимости принятия Закона ссылаются на данные интернет-ресурсов 1-2 летней давности, которые на сегодня не являются объективными. Гослесагентство Украины отмечает, что обоснование законопроекта должно осуществляться исключительно на основании официальной статистической информации профильных государственных органов.

Таким образом, подходы к внедрению ограничений на вывоз необработанной древесины из страны, должны основываться на реальных возможностях ее внутренней переработки, должны быть продуманными и взвешенными, так как ограничение свободной реализации древесины при отсутствии потребителей на внутреннем рынке неизбежно приведет к падению объемов заготовки и реализации лесопродукции лесохозяйственных предприятий.

Результатом введения ограничений могут быть симметричные меры со стороны стран Евросоюза, направленные на продукцию переработки древесины, произведенной в Украине, что будет иметь катастрофические последствия для лесохозяйственной и деревообрабатывающей отраслей нашей страны, что в свою очередь приведет к сокращению валютных поступлений в страну и уменьшение объемов уплаты налогов в бюджеты разных уровней. 

Председатель В.В. Черняков

Материал взят из сайта

0 коммент.:

Дописати коментар