После расформирования Минагрополитики и продовольствия, а несколькими годами ранее — Министерства промышленной политики, МИНЭКОНОМИКИ СТАНОВИТСЯ СУПЕРВЕДОМСТВОМ.
Под названием Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства (МРЭТСХ) Украины.
Так можно? Можно. И ничего плохого само по себе для отдельных секторов экономики это не означает. Например, есть немало примеров стран, где отраслевых ведомств нет, а само Минэкономики «сидит» под Минфином.
Украина ведь обходится без Министерства по делам заробитчан?! А их взнос в отечественную экономику сравним с аграркой.
1. Общее стратегирование и планирование.
Действительно важнейший вопрос, учитывая, мягко говоря, лакуны программы победившей партии — а какую экономику мы строим? Формирование стратегии устойчивого экономического роста, безусловно, является главнейшей и самой скорой задачей Минэкономики.
Где объединять функции межотраслевых балансов, единых макромоделей — ответ также очевиден. А учитывая переход на трёхлетнее бюджетное планирование, прогнозирование стоит перевести на 4-летний цикл (текущий год + 3 последующих).
При этом в обществе существует иллюзия о том, что министерства — это десятки тысяч госслужащих. Нет, предельная численность сотрудников МЭРТ — 930 человек, Минагрополитики — 360.
2. Экономизация госмашины. Об этом вести речь стоит в иной плоскости. Во многих центральных органах исполнительной власти есть одни и те же структурные подразделения, чьи функции дублируются в социальной политике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, строительстве... Разные люди часто считают одно и то же, собирают схожие данные. А ещё тьма согласовательно-совещательных органов. Иногда они действительно «дурадчі». Когда периодически вспыхивает вопрос о сокращении числа госчиновников, речь как раз идёт о минимизации такого дублирования, а также сервисных непрофильных подразделений.
В данном случае «конвергенция» осложняется тем, что у Минагро целых 4 подчинённых органа (у МЭРТ — 3): агентство лесных ресурсов, агентство рыбного хозяйства, служба безопасности пищевых продуктов и служба по вопросам геодезии и кадастра. В этих службах тысячи людей. И да, теперь за вырубку лесов, получается, отвечает министр экономики.
3. Аспекты собственности. Государство постепенно созревает торговать землей сельхозназначения. Кроме того, после национализации и укрупнения капитала госбанков, а также взыскания залогов частного бизнеса, государство вновь становится основным владельцем активов в стране. Не берусь судить, это возврат в 1995-й, 2000-й или 2005-й, но возврат. И на повестке дня вновь остро будет стоять приватизация. МРЭТСХ станет главным координирующим стратегическим органом по разгосударствлению, при всём уважении к Фонду госимущества, которое всё же лишь специальное ведомство. Похоже, неслучайно земельный кадастр оказался под Минэкономики.
4. Стимулирование импортозамещения и инвестиций. МЭРТ изначально был и должен оставаться центром, который реализует стратегию макроразвития, стимулирует создание рабочих мест, координирует госпрограммы экономического прорыва (их, понятное дело, должно быть точечно мало, а не тысячи). И эти точки прорыва есть персонально министерская ответственность, да ещё лично премьерская.
5. Дерегуляция и высвобождение экономических стимулов. Первая часть этой функции в последние годы была у МЭРТ явно приоритетной. Учитывая большое количество выходцев из BRDO в новом правительстве, нет сомнений, что этот курс продолжится. Вопрос, пожалуй, в том, как помимо Doing Business, стремиться к достижению других целей, прежде всего, в глобальных индексах конкурентоспособности.
6. Продвижение экспорта. Эти функции изначально были в составе Минэкономики после поглощения Министерства внешнеэкономических связей и торговли (было в прошлом веке и такое), хотя, очевидно, что стратегия экспорта требует коррекции в сторону минимизации вывоза сырья и товаров с низкой добавленной стоимостью. В противном случае будем постоянно получать экономический кризис, как только будет обваливаться сырьё на мировых рынках.
А ещё есть статистика, стандарты и метрология, матрезерв, региональная политика, подчинённые госпредприятия...
Справится ли с этим всем одно мегаминистерство? Теоретически способно, но для этого, на мой взгляд, потребуется удовлетворение трёх условий: (1) изначальное прописывание и следование соответствующей стратегии, чтобы избежать шатания и дисфункции колосса, (2) реформирование оплаты труда госслужащих и усиление привязки их работы к критериям эффективности, (3) формирование крупных управленческих блоков и функциональных микрокоманд.
Времени, боюсь, это заберёт много. Возможно, непростительно много. А учитывая долю валового накопления основного капитала в ВВП, его у нас совсем немного.