С декабря 2016 года в структуре Государственного авиационного аварийно-спасательного учреждения «Авиация» МЧС Беларуси существует отдел применения беспилотных авиационных комплексов. Наш корреспондент встретился с командиром этого подразделения подполковником внутренней службы Сергеем ЛАПИЧЕМ и получил много неожиданных ответов на вопросы об опыте эксплуатации отечественных беспилотников.
— Ранее в различных подразделениях МЧС использовались дроны и даже проводились соревнования по их применению. Почему ваш отдел использует именно комплекс БЛА «Бусел М»?
— Наш отдел эти соревнования и организовывал. Китайские дроны DJI Phantom и DJI Inspire имеются в областных управлениях МЧС. Они оборудованы только видеомодулем и позволяют вести только видеонаблюдение в видимом диапазоне оптического спектра. Их операторы и соревновались. Нужно отметить, что даже такие квадрокоптеры помогают нашим подразделениям в решении стоящих перед ними задач, повышают эффективность поисково-спасательных работ, а также позволяют снизить затраты на проведение воздушного мониторинга природных пожаров. А наш комплекс имеет в составе два беспилотных летательных аппарата самолетного типа. Он производится РУП «Научно-производственный центр многофункциональных беспилотных комплексов» Национальной академии наук Беларуси. И оснащается на выбор тремя видами целевых нагрузок. Это может быть фотокамера, видеокамера и тепловизор. Такой комплекс у МЧС один.
— Какие задачи комплекс позволяет решать в работе спасателей?
— Он позволяет решать практически любые задачи авиационной разведки и авиационного мониторинга. Всё, что надо увидеть с обычного патрульного самолета или вертолета, можно увидеть и с помощью беспилотника. Мы используем БЛА для получения информации, на основании которой принимаются управленческие решения по ликвидации чрезвычайных ситуаций, эвакуации людей и материальных ценностей. Он используется там, где нецелесообразно, невозможно или опасно применение пилотируемой авиации. Например, в ситуациях, где есть риск гибели воздушного судна и угроза жизни экипажа.
— Как при мониторинге пожаров на БЛА влияют тепловые нагрузки, может ли он пролетать над пламенем?
— Восходящие потоки теплого воздуха влияют на динамику полета, это нужно учитывать. Оптимальная высота, на которой используется данный беспилотный комплекс, составляет не менее 300 метров. Нужно учитывать, что его крейсерская скорость составляет около 70 километров в час. Также он может удаляться от точки запуска на расстояние до 20 километров. При этом для обеспечения устойчивой связи с оператором он должен лететь достаточно высоко. Учитывая высоту полета, огонь не представляет для него большой опасности. А камера, которая установлена на нашем БЛА, хотя она далеко не новая, имеет 10-кратный оптический зум. Это позволяет решать все необходимые задачи.
— Какие возможности предоставляет ИК-модуль (тепловизор)?
— Это отличное приспособление, очень полезное в борьбе с пожарами. Обычная камера из-за дыма часто «слепнет». А инфракрасная показывает даже распространяющийся под землей торфяной пожар. Для лесного фонда такие пожары представляют особую опасность. Их трудно обнаруживать и очень сложно тушить. А с помощью ИК-модуля подземный огонь и его границы распространения легко определить. Тепловые аномалии видны очень четко.
— Учитывая, что это БЛА самолетного типа, как определяется скорость движения фронта огня при лесном пожаре?
— Такая задача решается пролетом БЛА над очагом пожара через определенные интервалы времени. Это позволяет сравнить данные видеонаблюдения за движением фронта пожара и вычислить скорость перемещения пламени. Беспилотник летит по определенному полетному заданию. Оно составляется на основании поворотных точек маршрута. Для каждой такой точки задается скорость и высота полета. Затем в полете аппарат сам автоматически рассчитывает необходимые для выполнения маневра действия. Исходя из задачи полета составляется маршрут. Это может быть, например, полет галсами туда-обратно над определенным участком или со смещением. А может быть и полет по кругу для мониторинга статичного объекта. Вообще, чтобы определить, как развивается то или иное событие, нужно совершить несколько полетов. У нас средняя продолжительность полета около часа. Совершая несколько полетов, мы видим развитие чрезвычайной ситуации в динамике и можем определить скорость и направление движения огня.
— То есть ваш беспилотник нужно заранее программировать? Управлять им непосредственно во время полета, как обычным дроном, невозможно?
— Такая возможность имеется. Но для этого оператор должен обладать определенными навыками, и такое управление возможно только при условии прямого визуального контакта. Учитывая скорость и высоту полета нашего БЛА, последнее сделало бы его использование крайне неэффективным. К слову, дроны DJI также программируются на выполнение определенного полетного задания. В ручном режиме ими управляют только при ведении любительской видеосъемки на дистанции прямого визуального контакта.
— Сколько человек в вашем подразделении заняты в управлении БЛА?
— В соответствии с требованием предприятия-изготовителя боевой расчет комплекса состоит не менее чем из трех человек. Это оператор самолета, который им непосредственно управляет. Оператор целевой нагрузки — тот, кто управляет установленными на беспилотнике камерами. И техник, который готовит его к вылетам и осуществляет техническое обслуживание. Таким образом, для того чтобы совершать полеты беспилотного комплекса «Бусел М», надо иметь не менее трех подготовленных специалистов.
— Какого уровня эта подготовка и где ее осуществляют?
— В Белорусской государственной академии авиации есть специальность, по которой курсант обучается полных четыре года, и есть месячные курсы переподготовки на базе высшего образования. Все наши специалисты прошли переподготовку на этих курсах. В следующем учебном году по заказу МЧС планируется подготовка одного специалиста данной специальности по полному четырехгодичному курсу.
— Каков порядок применения беспилотной авиации МЧС?
— Для любого вида авиации правила использования воздушного пространства одинаковы. Это подача заявки, предоставление плана полета, согласование с авиационными властями и получение разрешения. Но есть и некоторые исключения. Если полет выполняется для оказания помощи или ликвидации чрезвычайных ситуаций, действует упрощенный порядок.
— Если у Минлесхоза появится свой беспилотный комплекс, сможем ли мы использовать такой упрощенный порядок?
— Сможете, но для этого Министерству лесного хозяйства придется создать в своей структуре авиационную организацию, обратившись в Департамент по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, осуществляющий полномочия национальной авиационной администрации и специально уполномоченный в области гражданской авиации.
— Нам придется быть первопроходцами?
— В какой-то мере да.
— А на каком правовом основании в нашей стране используются дроны?
— Их владельцы руководствуются Указом Президента от 25.02.2016 г. № 81 «Об использовании авиамоделей», а также постановлением Совета Министров от 16.08.1016 г. № 636 «О некоторых вопросах использования авиамоделей в Республике Беларусь», которым утверждены Правила использования авиамоделей в Республике Беларусь.
— Если не секрет, во сколько примерно обходится покупка и содержание комплекса беспилотной авиации?
— Это не секрет, но моя информация будет неактуальной на сегодня. Комплекс «Бусел М» появился в МЧС в 2013 году. С тех пор многое изменилось. Но хочу сделать акцент на том, что для его функционирования необходимо реализовать большой объем работ по планированию, обеспечению полетов: например обеспечение аэронавигационной информацией, штурманское, инженерно-авиационное, метеорологическое, медицинское обеспечение.
— Ваш БЛА эксплуатируется, получается, уже семь лет. Как скоро планируете его заменить?
— «Бусел М» не позволяет заменить пилотируемую авиацию в охране лесов. С 2011 года НАН Беларуси разрабатывает БЛА «Буревестник». В нем должны быть максимально учтены все наши пожелания. Предполагается, что в будущем он заменит нынешние беспилотники, занимающиеся патрулированием и авиационной охраной леса, если его характеристики значительно улучшатся. Так, время в полете должно увеличиться и составить не менее 6 часов, а дальность полета — не менее 290 километров.
---------------------------------------------
Статья 18.41 КоАП Беларуси «Нарушение правил использования воздушного пространства либо правил использования авиамоделей»:
1. Нарушение правил использования воздушного пространства либо правил использования авиамоделей влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо — предупреждение или наложение штрафа до пятидесяти базовых величин.
2. Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — от двадцати до ста базовых величин.
---------------------------------------------
Указ Президента Республики Беларусь № 81 от 25 февраля 2016 года «Об использовании авиамоделей»:
1. Установить, что:
1.1. под авиамоделью понимается летательный аппарат без человека на борту, управление полетом которого возможно только при условии визуального контакта с ним, а также неуправляемый свободнолетающий аппарат.
Указ Президента Республики Беларусь № 81 от 25 февраля 2016 года «Об использовании авиамоделей»:
1. Установить, что:
1.1. под авиамоделью понимается летательный аппарат без человека на борту, управление полетом которого возможно только при условии визуального контакта с ним, а также неуправляемый свободнолетающий аппарат.
0 коммент.:
Дописати коментар