05 березня 2015

Чем обернется ограничение продажи необработанной древесины

Урядовый курьер // Олег Листопад
http://ukurier.gov.ua/uk/articles/chim-obernetsya-obmezhennya-prodazhu-neobroblenoyi/

История законопроекта №1362 о моратории на экспорт лесо- и пиломатериалов в необработанном виде долгая и непростая. Он то исчезал с повестки дня сессии Верховной Рады, то его дважды переносили в списке на обсуждение только в самый конец. Наконец, когда он прошел первое чтение - в СМИ поднялся шквал отчаянных публикаций, а почта понесла к депутатам и чиновников письма: «все пропало», «отрасль уничтожают».



Что теряем на сырье

Что же предлагают авторы документа, а среди них председатель Комитета по вопросам экологической политики Николай Томенко и секретарь Комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции Дмитрий Добродомов? Прежде всего - запретить на 10 лет вывоз из Украины необработанной древесины, а именно: леса круглого в виде бревен. А еще - слишком сырых (сушка - тоже, мол, обработка) пиломатериалов. Есть в законопроекте и еще новации: запрет рубить дуб и тому подобное.



Народные депутаты считают такие ограничения закономерными, потому продавать выгоднее уже готовую продукцию. Мебель например, а не булыжник, который китайцы или турки распыляют на доски и превратят в кровати-шкафы у себя дома, а потом нам же и продадут втридорога. Средняя стоимость одного кубометра кругляка - долларов 80-90. Тогда как среднемировая цена обработанной древесины - около 950 долларов за условный кубометр.

Вторая причина инициирования законопроекта - нехватка древесины для наших деревообрабатывающих предприятий. «Без отечественного сырья почти приостановила работу большое количество деревообрабатывающих и мебельных комбинатов, которых в Украине более 6,5 тысячи. В основном это предприятия Государственного агентства по управлению государственными корпоративными правами и имуществом, Государственного агентства лесных ресурсов, доля продукции которых в общем объеме составляет почти 70%. Итак, исчезают рабочие места, снижаются поступления в бюджет, иностранные товаропроизводители завоевывают отечественные рынки мебели», - пишут депутаты в пояснительной записке к закону.

Наконец еще один аргумент в пользу моратория (хотя и не упомянутый в записке) - коррупционные схемы, которые работают в экспорте древесины. Так, еще в 2012 году Госфининспекция, проверяя работу приснопамятного «лесника Януковича», тогдашнего председателя Гослесагентства Виктора Сивца, обнаружила в частности, что лесохозяйственные предприятия агентства «за девять месяцев 2011 года продали +154,7 тысячи кубометров дуба фирмам Eloderio Ltd и LIGO, что составляет 24% общего количества реализованной лесопродукции, по средней цене 320 евро за единицу. Тогда как среднемировая цена на аналогичную продукцию колебалась от 500 до 600 евро за 1 куб. м, что позволило получить упомянутым офшорным фирмам дополнительной прибыли на сумму около 400-470 миллионов гривен». Было обнаружено и другие эпизоды. Госфининспекция тогда среди прочего рекомендовала рассмотреть целесообразность существования ГП «Укрлисконсалтинг», потому что через эту структуру проходили все экспортные лесные соглашения или областные управления лесного хозяйства и лесхозы и сами имели право продавать древесину за границу.

Виктор Сивец после Революции достоинства убежал. Но и Укрлесконсалтинг и схемы (об этом свидетельствует анализ цен) остались. Некоторые из подписантов законопроекта о моратории очевидно хотят остановить эти схемы, прикрыв на определенное время экспорт в целом.

Экспортируют только непроданное

Поэтому куда ни глянь, все как правильно. Но почему экспортеры древесины, в том числе и сами гослесхозы и лесные чиновники, кричат, к правительству и Верховной Рады обращаются с требованием закон заблокировать? Вот с каким анонсом распространяется видеовыступления директора КП «Киевагролес» Игоря Рыбинского «Крах лесной отрасли. За три месяца после принятия закона, запрещающего экспорт кругляка, на предприятиях отрасли можно поставить точку».

Специалисты Гослесагентства, критикуя законопроект, подчеркивают, что делают все возможное для обеспечения отечественных деревообработчиков, предлагая им древесину на аукционах. А уже остатки, непроданное отправляют на экспорт. И подчеркивают, что из Украины вывозят только часть всей заготовленной древесины. Несмотря на то, что выручка от продажи этой доли составляет 50% средств, идущих на восстановление лесов.

Международные эксперты, например Михаил Попков, который делал недавно доклад на профильном «круглом столе» во Всемирном банке, называет другие цифры объемов экспорта, но в целом тоже считает мораторий избыточной мерой. «Статистические данные последнего пятилетия свидетельствуют о неблагоприятных тенденциях в развитии лесного сектора Украины, - говорит эксперт. - Основная причина - отсутствие государственной торговой политики по древесины и изделий из нее, которую подменяет торговая стратегия Гослесагентства. Ее основные признаки: приоритет ведомственных интересов над интересами государства и покупателей древесины, ручное управление экспортом продукции, неэффективность и постоянное нарушение установленных правил торговли древесиной на внутреннем рынке и высокая коррумпированность в сфере отношений, связанных с лесной торговлей».

Настоящие проблемы маскируют

Именно недовольство такой ситуацией и способствовало появлению законопроектов вроде законопроекта №1362 (до него были и другие подобные). Но, по мнению Михаила Попкова, запрет экспорта приведет к уменьшению потенциальных покупателей и снижение цены древесины. Уменьшатся поступления в госбюджет, снизится заготовка низкокачественной древесины (так станет невыгодной). Лесхозы не получат средств на защиту и повышение качества лесов, техническое и технологическое переоснащение. И так далее - цепочку последствий длинный, до банкротств деревообрабатывающих производств.

Так, от запрета экспорта в краткосрочной перспективе выигрывает деревообрабатывающая промышленность, прежде всего ее сегменты, ориентированные на экспорт конечной продукции, а проигрывает лесное хозяйство, транспорт и общество в целом. В долгосрочной перспективе не выиграет никто. Об этом свидетельствует анализ международного опыта - не мы первые идем таким путем.

- Активное лоббирование запрета экспорта круглого леса маскирует истинные проблемы лесного рынка Украины, - замечает Михаил Юрьевич, - решать которые надо другими путями: борьбой с коррупцией, совершенствованием правил и торговой древесиной и тому подобное.

В частности следует предоставить гарантии обеспечения сырьем предприятий, производящих продукцию с высокой добавленной стоимости.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Остап Еднак,
 секретарь Комитета Верховной Рады по вопросам экологической политики, один из авторов законопроекта:

- Депутаты понимают, что немедленное принятие моратория, запрет всего экспорта круглого леса повлечет негативный эффект. Поэтому для тех товарных позиций, на которые в настоящее время нет достаточного спроса на украинском рынке (пиловочник сосны, ели), следует отсрочить запрет экспорта ориентировочно на три года. Также мы, вероятно, отменим норму об обязательном сушки пиломатериалов, поскольку понимаем, что в Украине нет достаточных мощностей сушильных комплексов. И сейчас в украинской производителя нет средств на скорую развитие инфраструктуры для сушки.

Дуб будет разрешено и в дальнейшем заготавливать и перерабатывать в стране но стоит запретить экспорт кругляка дуба, потому что эта порода в Украине дефицитная.

Однако в целом закон нужен. Мы ожидаем, что его принятие (с поправками, которые я назвал) в ближайшие пять лет даст около полумиллиарда евро инвестиций и создаст около 10000 рабочих мест в перерабатывающей отрасли. А также стимулирует создание рабочих мест и повышение заработной платы в лесхозах.

0 коммент.:

Дописати коментар