25 грудня 2016

Про нові Правила догляду за лісами


В даний час Мінприроди Росії намагається офіційно зареєструвати в Мін'юсті нові Правила догляду за лісами, затверджені наказом від 13 липня 2016 року № 398. До теперішнього часу, наскільки це відомо, Мін'юст вже тричі повертав проект на доопрацювання, і ймовірність реєстрації нових Правил догляду за лісами саме в нинішній або близькою до неї редакції поки є невисокою. Правила не дуже схожі на нормативний правовий акт - це швидше щось середнє між лісовим довідником і не дуже якісним підручником. Що з цим проектом буде далі - поки незрозуміло; можливо, що затвердити його без принципової переробки так і не вийде.

З останньої за часом редакцією нових Правил можна ознайомитися тут:

Правила ухода за лесами

Правила ухода за лесами представляют собой один из важнейших нормативных правовых актов лесного хозяйства. Именно от ухода в первую очередь зависит эффективность лесовыращивания; по большому счету, именно наличие эффективного ухода за молодняками и средневозрастными насаждениями является главным признаком, отличающим интенсивное лесное хозяйство (отрасль растениеводства) от экстенсивного лесопользования (отрасли добывающей промышленности). Есть и другие признаки - интенсивное лесное хозяйство невозможно без эффективной охраны лесов от пожаров и незаконных рубок, защиты от вредных организмов, качественного лесоустройства и т.д.; но все-таки уход - это главное, что определяет суть современного интенсивного лесного хозяйства. Фактически от того, какими будут новые Правила ухода за лесами и как они повлияют на реальное хозяйство в лесу, зависит реалистичность Концепции интенсивного использования и воспроизводства лесов, и в целом перспективы интенсификации российского лесного хозяйства.

Можно с уверенностью считать, что если бы новые Правила ухода за лесами были не только утверждены, но и зарегистрированы в Минюсте, и вступили бы в силу - это был бы главный правовой акт, относящийся к лесному хозяйству, принятый в 2016 году (и, с учетом его качества, главный провал в сфере правового регулирования лесного хозяйства). Но он, однако, не зарегистрирован - последний раз он был возвращен Минюстом в Минприроды без регистрации 16 ноября 2016 года. Поскольку этот документ в нынешнем виде, скорее всего, зарегистрирован не будет и в силу не вступит, нет смысла разбирать его подробно. Укажем лишь некоторые основные особенности новых Правил, позволяющие понять, в каком примерно направлении движутся мысли их разработчиков.

Новые Правила ухода за лесами представляют собой странный гибрид между двумя проектами - тем, который разрабатывался ВНИИЛМом в рамках своего госзадания, и тем, который разрабатывался СПбНИИХЛом в рамках своей деятельности по реализации Концепции интенсивного использования и воспроизводства лесов. На первоначальном этапе никакой координации между двумя группами разработчиков - пушкинской и питерской - не было, и работа шла почти в противоположных направлениях. Впоследствии (в конце 2015 года) результаты работы было решено объединить, но поскольку подходы разных групп были совершенно несовместимыми, получился текст в известном стиле "трое из Простоквашино".

Правила состоят из основной части (текствой - 34 страницы при обычном форматировании) и приложений по лесным районам (в виде таблиц и диаграмм - 119 страниц). Приведем один из пунктов, наглядно показывающих стиль основной части:

"К мероприятиям по уходу за лесами относятся сложные комплексные их виды, включающие рубки лесных насаждений, осуществляемые в ходе мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций, в сочетании с другими мероприятиями, в том числе агролесомелиоративные мероприятия; обновление лесных насаждений; переформирование лесных насаждений; реконструкция лесных насаждений; противопожарный уход за лесами; лесоводственно-лесозащитный уход за лесами; уход за лесовозобновлением, подростом и другими ценными компонентами насаждений (объектами ухода); рекреационно-ландшафтный уход за лесами; вспомогательные виды ухода за лесами; особые виды ухода за лесами".

Правила в явном виде посягают на те области, которые должны регулироваться другими нормативными правовыми актами лесного хозяйства: например, они затрагивают вопросы пожарной безопасности ("противопожарного ухода за лесами", "пирогенного ухода за лесами"), борьбы с вредными организмами ("лесоводственно-лесозащитного ухода за лесами", "санитарной очистки леса") и т.д. Кроме того, Правила вводят виды рубок ухода, принципиально не отличимые от классических рубок главного пользования (коммерческой заготовки древесины в спелых и перестойных лесных насаждениях) - рубки обновления, переформирования, реконструкции. Например, согласно этим Правилам, "Обновление разновозрастных лесных насаждений осуществляется периодически повторяющейся рубкой ухода интенсивностью 20-25 процентов по запасу с интервалом 1,0-1,2 класса возраста" - что по сути своей полностью соответствует системе добровольно-выборочных рубок.

Новые Правила почти полностью сохраняют те положения старых, которые препятствуют ведению интенсивного лесного хозяйства и фактически (при буквальном понимании) запрещают его. Например, согласно "Нормативам режима рубок лесных насаждений, осуществляемых в ходе мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций в еловых насаждениях района хвойно-широколиственных (смешанных) лесов европейской части Российской Федерации" (стр. 47-48 Правил), в высокопродуктивных чистых еловых насаждениях сложной группы типов леса I - Iа бонитета возраст начала ухода устанавливается в 8-10 лет - для интенсивного лесовыращивания это уже слишком поздно, к этому времени культуры без ухода в этих условиях уже оказываются забитыми быстрорастущей порослью пионерных лиственных деревьев. Для этих же условий минимальная сомкнутость крон после осветления устанавливается в 0,6 - это означает, что или возобновление целевой породы (ели) должно иметь практически небывалую густоту, или основная часть возобновления нецелевых пород (березы, осины и т.д.) должна быть оставлена нетронутой. В последнем случае уход осветление неизбежно окажется неэффективным, его результат полностью исчезнет в течение пары лет за счет разрастания крон молодых лиственных деревьев (повторяемость же осветлений установлена в 5-8 лет). То же самое относится к прочисткам: минимальная сомкнутость крон после прочистки для этих условий также установлена в 0,6. Нормативы для остальных лесов и остальных лесных районов примерно такие же, но в некоторых случаях это означает практически полную невозможность проведения ухода. Например, минимальная сомкнутость крон 0,6 после осветлений и прочисток, установленная для северотаежных сосновых и еловых молодняков, по природе своей гораздо более редкостойных и менее сомкнутых, чем в южной и средней тайге, означает, что в большинстве случаев уход за молодняками вообще нельзя будет провести, не нарушив требования Правил.

Многие требования Правил (в основном перекочевавшие в них из более старых версий соответствующих нормативов) фантастичны для наших нынешних условий. Например, периоды повторяемости осветлений и прочисток в 5-8 лет (что означает проведение до четырех приемов рубок ухода в молодняках на каждом конкретном участке) выглядят абсурдно на фоне реального невыполнения в среднем даже одного приема качественного ухода. Вообще, для новых Правил характерна ориентация на малоинтенсивный, но часто повторяющийся уход, характерный для так называемой "затратной экономики" - когда важно в первую очередь не то, какие достигаются результаты, а то, сколько в это вкладывается сил и средств.


* * *

Более подробный комментарий к одной из предыдущих редакций:

Заключение Гринпис по проекту новой редакции Правил ухода за лесами


Выдержки из Правил:
8. Мероприятия по уходу за лесами осуществляются с учетом особенностей целевого назначения эксплуатационных лесов, категорий защитных лесов и особо защитных участков лесов.
В эксплуатационных лесах мероприятия по уходу за лесами направлены на повышение продуктивности лесов, обеспечение получения высококачественной древесины и недревесных лесных ресурсов, сохранение полезных функций лесов. Уход ведется за целевыми древесными породами – наиболее продуктивными в соответствующих лесорастительных условиях, древесина которых наиболее востребована.
8.1. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов мероприятия по уходу за лесами направлены на сохранение и восстановление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и полезных функций лесов. Для защитных лесов и особо защитных участков лесов целевыми породами являются древесные породы, наиболее соответствующие лесорастительным условиям, отвечающие целевому назначению защитных лесов и особо защитных участков леса.

Нормативы рубок ухода то в Правилах одинаковые! и для эксплуатационных и для защитных лесов (также было и в предыдущих Правилах). Как это при одинаковом уходе за лесами в эксплуатационных лесах будут формироваться одни насаждения, а в защитных лесах – другие. Видимо, с помощью астральной связи лесопользователя с деревьями.

0 коммент.:

Дописати коментар