26 грудня 2016

"Руководство сменилось, а штрафы по BelToll повесили на нас". Водители лесовозов должны тысячи долларов своему же предприятию

"Руководство сменилось, а штрафы по BelToll  повесили на нас". Водители лесовозов должны тысячи долларов своему же предприятиюО том, как в 2013 году в Беларуси запускалась система BelToll, сегодня мало кто вспоминает, ведь жизнь не стоит на месте, старые проблемы сменяются новыми. Однако опыт показывает: нерешенные вопросы не уходят в небытие, и тогда начинается судорожный поиск тех, кто ответит за прошлые ошибки. Как это часто случается, крайними у нас становятся простые работяги.





В случае, о котором мы сегодня хотим рассказать, "крайними" оказались водители лесовозов, выполнявшие в 2013 году транспортировку леса для ОАО "Витебсклес". В 2016-м они неожиданно узнали, что должны работодателю примерно от 500 до 5000 долларов. 

Вот рассказ Алексея, которому суд на днях определил выплатить 10.400 новых белорусских рублей: "В 2013 году, когда начал действовать BelToll, мы возили лес из Толочинского района. Нам раздали бортовые устройства. Никаких проблем не было. Когда у меня потом в суде пытались расспрашивать, как и что на этом приборе пикало, я говорил: мол, устройство это простое, как работает - понятно, большого ума здесь не надо. Неужели я, человек, управляющий 30-метровой машиной, груженной 30 тоннами леса, не освоил бы эти простые сигналы. Когда деньги заканчивались, сообщал. Все было нормально. А в 2016 году выясняется, что в августе, сентябре, октябре и ноябре я "наездил" штрафов на 116 миллионов рублей старыми. Насколько мне удалось выяснить, машины, на которых мы ездили, были приобретены в лизинг. Собственником их на тот момент была какая-то лизинговая компания. Штрафы сначала приходили в лизинговую компанию, потом в "Витебсклес". Директор этого предприятия, который на данный момент уже уволился, штрафы эти по получении не платил. Потом руководство сменилось, штрафы все оплатили, а нас, водителей, обязали вернуть потраченные деньги. И вот мы вдруг узнаем, что должны такие суммы! Как так? Да знай я сразу, по итогам августа или сентября, что где-то проштрафился, ни в октябре, ни в ноябре не сел бы уже за руль! А теперь с зарплатой 350 рублей я должен возместить больше 10 тысяч!"



Одна из претензий, полученных Алексеем

По словам водителя, таких дел в отношении водителей в Оршанском районном суде было несколько. И сперва суд отказывал истцу ОАО "Витебсклес" на основании истечения срока исковой давности. Но Витебский областной суд, куда предприятие направило жалобу в кассационном порядке, отменил ранее вынесенные решения, распределив груз ответственности частично на водителей, частично на работодателя. 
Так, водитель Андрей по решению суда Витебской области должен заплатить 1570 рублей вместо 2600: "Я проработал в 2013 году на том месте всего месяц. Поэтому у меня такая маленькая сумма. Хотя какая маленькая?! У нас у всех жены, дети. Откуда мне в такие тяжелые времена взять эти деньги? И почему я должен их платить?"



Общая сумма, которую требуют от водителя, - более 10.000 рублей

Директор ОАО "Витебсклес": "Предприятие понесло убытки. Мы не можем это оставить просто так"

У директора предприятия Максима Диденка свой взгляд на проблему: "Пост директора я занял в 2014 году. Насколько мне известно, претензии по внесению платы в повышенном размере поступили на предприятие в 2013-м. Почему и как произошли тогда нарушения, мы уже никогда не узнаем, ведь водитель был в кабине один, никому наверняка не известно, насколько тщательно он следил за извещениями с бортового устройства. В ноябре 2013-го с водителями был проведен дополнительный инструктаж, и только тогда нарушения прекратились. Я не знаю, почему прежний директор не оплатил выставленные суммы, но при моем руководстве оплатить сразу порядка 300 миллионов старыми деньгами тоже было непростой задачей. В итоге оплатили. Но эти деньги - причиненный предприятию ущерб, за который кто-то должен нести ответственность. Я не могу просто так закрыть на него глаза, иначе любая проверка поставит передо мной вопрос об этих суммах. По-человечески мне жаль водителей, но я не вижу другого выхода в этой ситуации".


Адвокат: "В 2014 году в законодательство внесли принципиальные изменения"
Свое видение этого конфликта с юридической точки зрения высказала адвокат Елена Быкова:

- Я представляла интересы ответчика, водителя Василия, в суде Сенненского района Витебской области по иску ОАО "Витебсклес" о взыскании ущерба в размере 1579 деноминированных рублей. Решением суда Сенненского района от 18.10.2016 в удовлетворении иска было отказано по причине пропуска истцом срока исковой давности. Однако определением судебной коллегии по гражданским делам Витебского областного суда от 12.12.2016 решение суда Сенненского района было отменено, вынесено новое решение, которым с учетом материального положения ответчика и иных обстоятельств, установленных судом, частично удовлетворены исковые требования ОАО "Витебсклес" на сумму 1000 рублей. Доводы о пропуске срока судом не были приняты во внимание. Стоит отметить, что иск к Василию предъявлен о возмещении части ущерба. На большую часть ущерба иски еще не предъявлены.

Нарушения Василием допущены с сентября по ноябрь 2013 года, то есть в короткий промежуток времени в первые месяцы работы системы Beltoll. Сам водитель был принят на работу 10.09.2013, уволился 08.01.2014. По его словам, на момент увольнения ему не было известно о наличии нарушений и составленных актах, поступивших нанимателю.

- В чем, на ваш взгляд, причина произошедшего?

- По моему мнению, такая ситуация сложилась по причине того, что нанимателями не было проведено с водителями обучение по пользованию бортовыми устройствами.
На первый взгляд все просто, а если разобраться, то существует масса нюансов, на которые необходимо обращать внимание, которые могут явиться причиной неполной оплаты или вообще неоплаты. Например, пополнение денежных средств: при заключении договора пользователь указывает, что бортовое устройство будет использоваться на двухосном транспортном средстве, - значит, базовое количество осей 2; потом к этому автомобилю цепляют прицеп - количество осей увеличивается, водитель выставляет в бортовом устройстве 4 оси, как и требуется, но при этом он не учитывает, что при пополнении счета настройки возвращаются к базовым 2 осям, необходимо снова установить 4 оси.

В соответствии с пунктом 56 пользователь платной дороги может ознакомиться с информацией о плате за проезд по платной дороге посредством персонализированного защищенного доступа к официальному сайту. Информация содержит данные о внесенной плате за проезд, начисленной в течение последних 180 дней. Персонализированный защищенный доступ к официальному сайту создается оператором на основании данных, предоставляемых пользователем при регистрации. Инструкция о правилах пользования персонализированным защищенным доступом к официальному сайту передается пользователю платной дороги при заключении договора пользования платной дорогой, а также размещается на официальном сайте.
Таким образом, как несвоевременность информации о нарушениях со стороны ГУ "Транспортная инспекция Минтранса Республики Беларусь", так и отсутствие контроля со стороны должностных лиц нанимателя за сведениями, размещаемыми на официальном сайте, за работой водителей, несвоевременное предупреждение водителей о наличии актов, послужили причинами огромных убытков, причиненных нарушениями при плате за проезд по платным дорогам, что в конечном итоге привело ко взысканию огромных сумм в счет возмещения ущерба с водителей.

- А что со сроками исковой давности? Можно ли говорить, что здесь они пропущены?

- Срок исковой давности начинает течь с момента перечисления денежных средств ОАО "Витебсклес" в адрес ГУ "Транспортная инспекция Минтранса Республики Беларусь", то есть не с момента поступления актов о нарушении, а только после того, как по указанным актам организацией-перевозчиком перечислены денежные средства на расчетный счет ГУ. По этой причине и получилось, что нарушения допущены в 2013 году, а перечисление денежных средств произошло спустя почти три года, срок исковой давности для предъявления исков к водителям не истек.



- Во время рассмотрения дела в суде поднимался ли вопрос о возможных сбоях в работе системы?

- Вопросы наличия сбоев в системе при рассмотрении судебного спора, в котором я принимала участие, не рассматривались. С 01.07.2013 и по 01.08.2013 система работала в тестовом режиме, то есть собственники транспортных средств не штрафовались в случае неоплаты или неполной оплаты. Результаты тестирования мне неизвестны.

- Кто должен нести ответственность за нарушение правил пользования системой платных дорог - водитель или работодатель?

- По моему мнению, в каждом конкретном случае необходимо разбираться. В 2013 году действовало постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25.11.2003 №147 (в редакции от 27.12.2012) "Об утверждении выпуска 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС)", согласно которому водитель должен знать: назначение, устройство и правила технического обслуживания автопоездов, автомобилей последних выпусков; влияние отдельных эксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимость перевозок; способы обеспечения высокопроизводительного и экономичного использования транспортных средств.

В 2014 году в вышеназванное постановление внесены изменения. В редакции, действующей с 27.10.2014, водитель должен знать: назначение, принцип действия агрегатов, механизмов, приборов и оборудования, установленных на управляемом автомобиле.

Следовательно, если в 2013 году нанимателем не было проведено обучение, не была вручена инструкция, то ответственность должен нести наниматель.

Если же наниматель произвел обучение водителя правилам пользования прибором, передал ему инструкцию по эксплуатации прибора и если не установлен сбой в самой системе контроля, то ответственность должен нести водитель.

Может наступать ответственность как водителя, так и нанимателя при установлении судом конкретных обстоятельств по делу, свидетельствующих об имеющихся нарушениях как со стороны нанимателя, так и со стороны водителя. Исключить вину обоих можно только при установлении сбоев в системе, что является в настоящее время проблематичным.


Оператор системы BelToll

Сегодня в разделе "Установка бортового устройства" на сайте системы BelToll можно найти такую фразу: "Обращаем внимание пользователей дороги с договорами в режиме предоплаты: каждый раз после пополнения баланса бортового устройства необходимо убедиться, что на бортовом устройстве установлено верное количество осей транспортного средства (фактическое количество осей включая прицепы и полуприцепы)".

Значит ли это, что количество установленных осей может сбиваться? Когда появилось такое предупреждение? И могли ли водители в 2013 году знать такие тонкости?
Оператор системы ИООО "Капш Телематик Сервисиз" признает, что по договорам предоплаты количество осей перестало возвращаться к базовому с 16 декабря 2013 года. Однако в организации уверены, что контролировать количество выставленных осей - обязанность клиента. Это прописано в Руководстве пользователя устройства электронной оплаты: "Информация об осях всегда присутствовала в Руководстве пользователя, размещенном на сайте ЕТС-системы. Бумажное руководство пользователя также выдается оператором при выдаче УЭО, входит в комплект. Об осях - в пункте F".

F. Установка количества осей

Базовая категория осей транспортного средства установлена во время регистрации, и пользователь не может ее изменить в сторону уменьшения количества осей. Водитель должен всегда устанавливать количество осей согласно их фактическому количеству, включая прицепы и полуприцепы. Водители автобусов и домов-автофургонов не должны изменять базовую категорию осей транспортного средства, так как для этих транспортных средств прицеп не принимается во внимание. Чтобы изменить количество осей, нажмите и удерживайте кнопку более 2 с. Продолжайте нажимать кнопку, пока не отобразится правильное количество осей. Краткое мигание соответствующего индикатора (2, 3 или 4) подтвердит установку. Водитель отвечает за установку правильного количества осей! 




"Кроме того, на сайте в апреле 2014 года в дополнение к пункту D Руководства пользователя для привлечения особого внимания пользователей к необходимости выполнять требования Руководства, была размещен еще и процитированный призыв. Однако основным базовым документом является Руководство пользователя, выполнение требований которого является обязательным для пользователя согласно постановлению №340", - отмечает оператор BelToll.

"Расписались за получение бортового устройства - и все"



В ответ на это водитель Алексей уже не первый раз рассказывает, как все происходило в 2013 году в его случае: "Мы, трое водителей, говорили это и на суде. Мы приехали из рейса. Вызвал инженер, показал нам бортовые устройства, сам выставил количество осей - 4 - и показал инструкцию, где говорилось: один сигнал - оплата прошла нормально, два - скоро закончатся деньги. Мы расписались за получение прибора - и все. Никто ни про какие оси мне не объяснял, о том, что я прошел инструктаж или обязуюсь контролировать количество осей, я не расписывался".

Отметим, что по запросу "Руководство пользователя" на сайте можно найти два разных документа - подробный и сжатый. Который из них и в каком объеме демонстрировали водителям, остается загадкой.



Алексей дополняет: "Недавно меня попросили расписаться в бумагах, что я обязуюсь контролировать состояние денежных средств на бортовом устройстве и выставленное количество осей. Я отказался. Говорю: знаете, ребята, это не моя работа. Думаю, неспроста мне эти бумаги предложили подписать именно сейчас, когда суды идут, чтобы окончательно лишить меня возможности доказать что-либо".

Куда тянут старые грехи

Рассматривая ситуацию в полном объеме, не будем забывать про еще один момент, затянувший "удавку" на шее водителей, - техническая неспособность Транспортной инспекции в августе - ноябре обработать в режиме реального времени шквал нарушений.

"К концу ноября мы окончательно разберемся с "долгами" и выйдем "в ноль". В будущем на оформление акта не должно уходить более двух суток: сутки - на передачу данных от оператора нам, еще сутки - на оформление нашими сотрудниками", - говорил в середине ноября 2013 года начальник департамента Транспортной инспекции по контролю за системами оплаты Алексей Куцаев.

Пока инспекция работала в авральном режиме, водители продолжали копить нарушения.

Сюда же можно добавить обещание несостоявшейся "амнистии", из-за чего многие клиенты системы не спешили платить по счетам, рассчитывая на то, что государство простит налогоплательщикам первый блин комом.
А в случае с водителями ОАО "Витебсклес" стоит дать оценку и действиям, точнее - бездействию, прежнего руководства. Кто-нибудь объяснял водителям, что оси после пополнения счета могут сбиваться? Как проходил инструктаж? Как новые обязанности водителя были задокументированы?



Но получилось так, как получилось. Что мы имеем в итоге? Винить, кроме водителя, за все произошедшее некого? Ну а он, бедолага, пусть платит. Несложный подсчет говорит, что 10.000 при зарплате 350 рублей он покроет года через два с половиной. Если с голоду не умрет.

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
ABW.BY


Фото из архива редакции носят иллюстративный характер

сегодня в 8:00

0 коммент.:

Дописати коментар