Как уже сообщалось ранее, глава Якутии Е.А.Борисов заявил, что "он будет добиваться на федеральном уровне того, чтобы сельхозпалы было разрешено проводить в Якутии, так как из-за этого страдают сельскохозяйственные угодья", и действительно выступил с такой инициативой на совещании 12 мая. В результате в перечень президентских поручений было включено такое поручение Правительству РФ: "рассмотреть вопрос о целесообразности предоставления субъектам Российской Федерации права регулирования вопросов, касающихся выжигания сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения при условии обеспечения ими соблюдения мер пожарной безопасности".
Глава Якутии готов пожертвовать федеральными лесами, здоровьем и жизнями людей, чтобы поддержать отдельные элементы экстенсивного сельского хозяйства
Фактически речь идет о возможной отмене запрета на сельхозпалы, введенного постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2015 г. № 1213. Запрет был введен в связи с тем, что именно бесконтрольное выжигание сухой травы, стерни и тростника, в первую очередь на землях сельхозназначения, является главной причиной весеннего пика лесных пожаров, первоисточником абсолютного большинства торфяных пожаров и абсолютного же большинства случаев перехода огня с природных территорий на населенные пункты и объекты инфраструктуры. Большинство крупных катастроф последних лет, связанных с пожарами на природных территориях, было вызвано в первую очередь именно массовыми поджогами сухой травы.
В самой Республике Саха (Якутия) до 2014 года включительно массово применялась с ведома и одобрения республиканских властей практика весеннего выжигания сельхозугодий (пастбищ и сенокосов) - и практически каждый год эти выжигания становились как минимум одной из главных причин катастрофических лесных пожаров. В 2015 году региональные власти учли трагические итоги массовых поджогов сухой травы в Хакасии и Забайкалье, и отказались от выжигания (за несколько месяцев до введения общего федералього запрета) - в результате впервые за много лет регион смог пережить пожароопасный сезон без катастрофических лесных пожаров. В 2016 году вступил в силу уже федеральный запрет - траву в Якутии опять массово не жгли, и пожарной катастрофы опять получилось избежать. Об итогах весны 2017 года судить пока рано - она в Якутии фактически только начинается, но там, где уже могло гореть, массовых поджогов травы пока не было (запрет все-таки действует), как и сколько-нибудь существенных лесных пожаров.
Если же Якутия вернется к практике выжигания своих сельхозугодий - неизбежно вернутся и катастрофические лесные пожары, вызываемые палами сухой травы (и не только в Якутии, поскольку поручение касается всей страны). "Условие обеспечения ими соблюдения мер пожарной безопасности", о котором говорится в президентском поручении - штука лукавая: люди, жгущие траву, обычно уверены, что соблюдают меры пожарной безопасности, но очень часто переоценивают свои силы и возможности, и упускают огонь из-под контроля, например, при усилении ветра. Соблюдение реальных мер пожарной безопасности при проведении контролируемых выжиганий требует больших сил и обходится дорого; поэтому на практике чаще всего обходятся без них, полагаясь на авось (авось огонь не убежит, авось ветер не переменится, авось само потухнет, и т.д.). Так что возврат к практике массовых сельхозпалов неизбежно повлечет за собой и увеличение количества пожаров, и более частые случаи перехода огня на населенные пункты и инфраструктуру.
Удивительнее всего то, что следующее поручение из этого же перечня предписывает принять меры по увеличению финансирования переданных Якутии полномочий по тушению лесных пожаров. То есть Якутия, возможно, получит право больше жечь для поддержки своего экстенсивного сельского хозяйства, что практически неизбежно приведет к росту лесных пожаров - и одновременно с этим получит больше денег для тушения этих пожаров. Такое сочетание поручений выглядит совершенно нелогичным: если уж регион считает необходимым выжигать сухую траву на сельхозугодьях - то пусть и лесные пожары, возникающие в результате этого выжигания, тушит за свой счет. А федеральные деньги, выделяемые на тушение, нужно в таком случае перераспределять не от других регионов в пользу Якутии, а наоборот - от Якутии в пользу других регионов, согласных более ответственно обращаться с огнем.
Ниже приводится полный перечень президентских поручений, данных по итогам совещания, прошедшего 12 мая 2017 года.
Перечень поручений по итогам совещания по ликвидации последствий паводков и пожаров
1. Правительству Российской Федерации:
а) оказать необходимое содействие органам исполнительной власти Республики Бурятия, Иркутской и Тюменской областей в ликвидации последствий паводков и пожаров на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Срок – 1 июня 2017 г.;
б) рассмотреть вопрос о целесообразности предоставления субъектам Российской Федерации права регулирования вопросов, касающихся выжигания сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения при условии обеспечения ими соблюдения мер пожарной безопасности;
в) представить предложения о внесении в методику распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, изменений, предусматривающих увеличение объёма субвенции, предоставляемой бюджету Республики Саха (Якутия) на осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров.
Срок – 1 июля 2017 г.
Ответственный: Медведев Д.A.
2. Правительству Российской Федерации подготовить совместно с органами исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации и представить предложения по привлечению организаций и граждан к борьбе с природными пожарами.
Срок – 1 июля 2017 г.
Ответственные: Медведев Д.А., высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.
3. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти Республики Бурятия, Иркутской и Тюменской областей провести оценку ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации хозяйствам населения, расположенным на территориях этих субъектов Российской Федерации, и принять при необходимости решения о возмещении ущерба.
Срок – 15 июня 2017 г.
Ответственные: Медведев Д.А., Цыденов А.С., Левченко С.Г., Якушев В.В.
4. Правительству Российской Федерации совместно с Правительством Республики Бурятия рассмотреть вопрос о реконструкции автомобильной дороги Улан-Удэ – Баргузин на участке 230–251 км.
Срок – 1 июня 2017 г.
Ответственные: Медведев Д.А., Цыденов А.С.
5. Правительству Российской Федерации подготовить совместно с Правительством Республики Саха (Якутия) и представить предложения по созданию в Республике Саха (Якутия) подразделения федерального бюджетного учреждения «Центральная база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана».
Срок – 15 июня 2017 г.
Ответственные: Медведев Д.А., Борисов Е.А.
6. Правительству Российской Федерации совместно с Правительством Иркутской области:
а) принять меры по закрытию посёлка Бубновка Киренского района Иркутской области и обеспечению переселения его жителей.
Доклад – до 25 июня 2017 г.;
б) обеспечить организацию отдыха детей и семей с детьми, проживающих в населённых пунктах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, в оздоровительных детских лагерях и санаториях, расположенных на территории Иркутской области.
Срок – 1 июня 2017 г.
Ответственные: Медведев Д.А., Левченко С.Г.
7. Рекомендовать органам исполнительной власти Республики Бурятия, Иркутской и Тюменской областей:
а) провести оценку ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации объектам инфраструктуры, жилым домам, объектам социального назначения, и принять меры по их восстановлению;
б) оказать необходимую помощь в обеспечении жильём граждан, лишившихся его в результате чрезвычайной ситуации.
Доклад – до 1 июня 2017 г., далее – ежемесячно;
в) организовать предоставление консультативной юридической помощи гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в целях своевременного оказания им мер поддержки;
г) оказать содействие гражданам в восстановлении повреждённых и строительстве утраченных в результате чрезвычайной ситуации хозяйственных построек, предусмотрев выделение строительных материалов и проведение строительных работ.
Доклад – до 1 июля 2017 г.;
д) обеспечить постоянный контроль за оказанием гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими в результате чрезвычайной ситуации имущества первой необходимости.
Доклад – до 1 июля 2017 г., далее – ежеквартально.
Ответственные: Цыденов А.С, Левченко С.Г., Якушев В.В.
0 коммент.:
Дописати коментар