Первые заповедники издавна имелись у многих народов. Назывались они священные рощи и создавались из-за религиозной мотивации, являясь храмами или обиталищем различных богов и духов. В некоторых местах священные рощи имеются и по сей день. Охранный режим в священных рощах был очень строгим, иногда даже строже, чем в современных заповедниках. Чтобы не потревожить богов, в них ничего нельзя было делать или забирать с собой. Заходили в священные рощи только избранные, да и то по большим праздникам и с осторожностью. В современных индийских священных рощах, например, местное население не использует даже опавшую листву в роще, а листья, перенесенные ветром на поля, собирает и уносит обратно.
Большинство священных рощ являлись неукрашеными, свободными от искусственной модификации и манипуляции. В них царила настоящая заповедность. Дж. Вест пишет: «Кельты явно не любили человеческое представление божеств, предпочитая природу в ее «диком» — волевом, полном воли, неконтролируемом состоянии (…). Поклонение природе среди первобытных индо-европейцев свидетельствует о традиционной теме священных природных мест, свободных от осквернения людьми и их технологией. Такие священные природные места были дикой природой в самом глубоком смысле, они были наполнены волевой силой — волевыми, полными воли, не поддающимися контролю — и с духом» (20).
Христианство уничтожило многие первые заповедники — священные рощи, и понятие заповедности было забыто европейской культурой на долгие века.
Следует отметить, что с середины — конца 19 века в некоторых странах Европы, а также США с природоохранными целями стали создаваться различные типы охраняемых природных территорий. В Германии и ряде стран Западной Европы это были памятники природы — небольшие по площади участки, охранявшие интересные с точки зрения истории и науки природные объекты — вековые деревья, водопады, редкие растительные сообщества и т.п. В США брались под охрану территории дикой природы «ради блага и наслаждения нации», названные национальными парками и имевшие коммерческую цель.
Третий путь в заповедном деле был предложен в России. Честь научного открытия заповедников принадлежит российскому ученому-зоологу, профессору Московского университета Георгию Александровичу Кожевникову. В 1908 году в Москве, на Всероссийском юбилейном акклиматизационном съезде он сделал свой классический доклад, который назывался «О необходимости устройства заповедных участков для охраны русской природы» (21). Годом позже, на Втором Всероссийском съезде охотников в Москве и на XII съезде русских естествоиспытателей и врачей он сделал еще два доклада, посвященных заповедникам (22, 11).
В качестве опорной терминологии для новой охраняемой природной территории Г.А. Кожевников использовал слово «заповедь», что в русском языке означало «повеление, приказание, наказ, нерушимое наставление. Производные от слов «заповедник», «заповедище», «заповедка» означали заповедный лес, роща, где рубка и охота и рыбная ловля запрещены (в заповеднике не стреляй, заповедник не трогай. Чур, заповедано. Помни праотцов: заповедного не тронь!») (23).
Также как и национальные парки, заповедники должны были создаваться на большой площади, среди дикой природы. Главным организационным принципом заповедников являлся режим полной неприкосновенности. Как и в священных рощах, здесь нельзя было охотиться, ловить рыбу, рубить лес, косить траву, собирать плоды и т.п. Более того, Г.А. Кожевников категорически высказался и против каких-либо регуляционных мероприятий: «Не надо ничего устранять, ничего добавлять, ничего улучшать. Надо предоставить природу самой себе» (21). По мнению ученого, заповедники должны были служить двум основным целям: защите «права первобытной природы на существование» (21) и долговременным научным исследованиям (21).
Русское слово «заповедник» со временем вошло в международную терминологию так же как «спутник» или «перестройка». Идеи Г.А. Кожевникова о режиме полной неприкосновенности ОПТ обогнали время. Они стали краеугольными камнями при создании заповедников и получили названия классических принципов заповедности.
Первые полноценные заповедники были созданы в России, Украине, Беларуси, Азербайджане, Грузии, Узбекистане и Туркменистане уже при советской власти в 1920-х — начале 1930-х годов при большом содействии того же Г.А.Кожевникова. В 1980–1990-е гг. классические принципы заповедности были дополнены и активно популяризировались другим российским ученым-экологом, д.б.н. Ф.Р. Штильмарком. Им была разработана так называемая «идея абсолютной заповедности» для заповедников, опиравшаяся на взгляды Г.А. Кожевникова о режиме полной неприкосновенности.
Идея абсолютной заповедности
Концепция абсолютной заповедности (принцип абсолютной консервации) была разработана известными российскими учеными — экологами Г.А. Кожевниковым,
Н.Ф. Реймерсом, А.М. Краснитским, Ф.Р. Штильмарком, С.А. Дыренковым.
В 1908–1909 гг. Г.А. Кожевниковым впервые был предложен идеальный режим полной неприкосновенности для ОПТ нового типа — природного заповедника.
Этот режим обеспечивался за счет:
1. Довольно большой площади дикой природы;
2. Наличия вокруг заповедника особой охранной зоны;
3. Строгой охраны от людей, запрещения их проезда и прохода;
4.
Запрещения хозяйственного использования дикой природы — охоты, рыбной ловли, рубки леса, добычи полезных ископаемых, посевов и посадок, собирания грибов и ягод.5. Запрещения любого прямого и непосредственного вмешательства в ход природных процессов и явлений: «Всякие меры, нарушающие естественные условия борьбы за существование, здесь недопустимы (…). Не надо ничего устранять, ничего добавлять, ничего улучшать. Надо предоставить природу самой себе…» (21)
6. Несколькими годами позже ученый добавил еще одно требование — неприкосновенный режим объявляется навсегда (16).
По мнению Г.А. Кожевникова такой строгий режим заповедников был необходим для проведения долговременных научных исследований, направленных на изучение законов эволюции органического мира, а также на защиту «права первобытной природы на существование» (21, 25).
С ним были согласны российские экологи А.М. Краснитский и С.А. Дыренков, считавшие, что только в абсолютных резерватах, где должны быть исключены все воздействия человека, кроме неизбежных, глобальных изменений среды, возможно «получение новой информации при изучении спонтанно развивающихся экологических систем» (31).
Ф.Р. Штильмарк назвал предложенные Г.А. Кожевниковым меры для обеспечения режима полной неприкосновенности заповедника идеей или концепцией абсолютной (подлинной, полной) заповедности (2).
Однако в повседневной жизни заповедников идея абсолютной заповедности столкнулась с множеством трудностей ее воплощения. Это и невозможность защитить заповедную природу от глобального влияния человека, необходимость проведения в заповедниках различных хозяйственных мероприятий, обеспечивающих его функционирование (борьба с пожарами, проведение научных работ, охрана территории и т.п.).
Еще одна серьезная проблема заключается в том, что в своих классических работах о заповедниках и заповедности Г.А. Кожевников вел речь только о природе дикой, практически нетронутой человеком. Однако через 100 лет таких участков, особенно в Украине, Беларуси, Европейской части России, других странах СНГ практически не осталось, и поэтому в заповедники стали включаться территории, имеющие определенное антропогенное воздействие. Как поступать в этом случае? Распространяется ли абсолютная заповедность на такие участки? Или может там следует применить активные методы охраны экосистем?
Поэтому Ф.Р. Штильмарком были сделаны три важнейших дополнения в отношении применения идеи абсолютной заповедности в современном менеджменте заповедников.
1. Косвенное влияние человека на заповедник (глобальное загрязнение, тепловое воздействие на атмосферу) не должны рассматриваться при поддержании режима заповедности. Речь должна идти только о прямых и непосредственных вмешательствах человека в заповедную природу (2). По видимому, к косвенному влиянию человека на природу заповедника можно отнести и синантропизацию — проникновение на заповедную территорию растений-«сорняков», крыс, серых ворон, одичавших собак. К косвенному влиянию можно отнести и зарастание целинной заповедной степи кустарником в отсутствии стад крупных диких копытных, роющих животных и массовых стай насекомых (саранчи).
2. Абсолютная заповедность распространяется не только на естественные, малоизученные участки дикой природы, но и на участки заповедников, имевших серьезное антропогенное воздействие. По мнению Ф.Р. Штильмарка (высказанному совместно с Н.Ф. Реймерсом), «заповедание может осуществляться как восстановительный акт, своеобразная «реанимация» природной системы» (17).
3. Идея абсолютной заповедности является идеалом, к которому нужно стремиться при осуществлении менеджмента в любом природном заповеднике. Абсолютная заповедность «чаще всего не есть достижимая цель, а только направление движения» (24).
Естественно, у разных заповедников, исходя из их площади и других обстоятельств могут быть различные результаты в достижении абсолютной заповедности.
Кроме того, проанализировав вековой опыт существования заповедников и претворение в жизнь концепции абсолютной заповедности, Ф.Р. Штильмарк предложил еще две меры (к семи, разработанным Г.А. Кожевниковым) для обеспечения режима полной неприкосновенности.
1. Ограничение влияния научных исследований в заповедниках: «допустимы через определенные промежутки времени научные наблюдения, проводимые при условии минимального вмешательства и беспокойства» (2). Такие же ограничения должны нести и мероприятия по охране заповедной территории (2).
2. Обязательное право заповедника или другого ОПТ как землепользователя. На ОПТ, не имеющих права землепользования, никакой заповедности быть не может (2).
Таким образом, исходя из вышеизложенного, абсолютная заповедность — это идеальный режим полной неприкосновенности, направленный на поддержание естественных спонтанных природных процессов и явлений в дикой природе заповедника. Абсолютная заповедность предполагает не только запрещение любого хозяйственного использования дикой природы, но и любого прямого и непосредственного вмешательства человека в ход природных процессов в целях защиты прав дикой природы на бесконечно длительное время.
Огромная заслуга Ф.Р. Штильмарка не только в том, что он до конца своей жизни активно популяризировал и защищал от вульгаризации идею абсолютной заповедности, но и значительно развил ее, ответив на вызовы современности, превратив в логическую и стройную концепцию.
Идея абсолютной заповедности требует предоставления дикой природе свободы, автономии, самовольности, самоуправления, самотворчества, возможности идти своим путем, развиваться по собственному замыслу.
Классические принципы заповедности
Принципы — это основные исходные положения какой-либо теории, учения, концепции, пояснения, какие действия мы обязаны осуществлять или воздерживаться от них.
Исходные положения отечественной теории и практики заповедания, называемые сейчас классическими принципами заповедного дела, были сформулированы его классиками Г.А. Кожевниковым, Д.К. Соловьевым, В.В. Докучаевым, Ф.Р. Штильмарком в 20 веке в первую очередь для природных заповедников как основной и наиболее ценной категории ОПТ. Они являются духовным завещанием, переданным нам нашими предшественниками в заповедном деле и представляют собой базовые установки теории и практики заповедного дела.
1. Принцип полной неприкосновенности.
Управление, ориентированное на абсолютную заповедность и свободу дикой природы предполагает не только полное запрещение хозяйственного использования природной территории, но в идеале и прямого вмешательства человека в природные процессы. Предложен Г.А. Кожевниковым в 1908 г. (21). Позже Г.А. Кожевников писал: «Какие принципы должны быть положены в основу участков таких «заповедников»? По-моему, лишь один главный принцип, от систематического и строгого соблюдения которого зависит все: полная неприкосновенность» (22).
2. Бессрочное функционирование.
Этот принцип в 1918 г. сформулирован Д.К. Соловьевым: «Заповедником… называется определенная площадь, объявленная неприкосновенной навсегда» (26), который был повторен Г.А. Кожевниковым (16). Этот принцип означает не только невозможность закрытия заповедника, но и запрет на его реорганизацию в низшие категории, например, в национальный парк.
3. Исключительное право землепользования.
Этот принцип был сформулирован Ф.Р. Штильмарком в 1995 г.: «Неприкосновенность природных объектов может реально обеспечивать только право землепользования путем изъятия территории» (2).
4. Проведение долговременных научных исследований.
Данный принцип был предложен Г.А. Кожевниковым в 1908 г.: «Чтобы иметь возможность изучать природу, мы должны стараться сохранить ее в ее первобытной неприкосновенности в виде ее наиболее типичных формаций (…). Надо предоставить природу самой себе и наблюдать результаты» (21).
5. Защита дикой природы ради нее самой.
Предложен Г.А. Кожевниковым в 1908 г. Он считал, что заповедность должна осуществляться не только ради науки, но и для защиты дикой природы ради нее самой: «Есть такие вопросы и часто весьма важные…, к числу таких вопросов принадлежит вопрос о праве первобытной природы на существование. Быть может, такая формулировка как «право на существование» звучит несколько странно, но именно так, а не иначе я считал нужным поставить вопрос» — писал Г.А. Кожевников (21).
В другой своей работе ученый еще более точно сформулировал данный принцип: «Охранять первобытную дикую природу ради нее самой, смотря на прикладные вопросы как на стоящие на втором плане — вот основная идея охраны природы…» (27).
6. Ответственность государства за заповедники и заповедность.
Предложен Г.А. Кожевниковым в 1908 г. Ученый писал: «Я полагаю, что основная идея заповедных участков настолько важна, что государству вполне уместно позаботиться об ее существовании» (21). И дальше: «Мы же должны здесь решить вопрос важный, вопрос государственный, вопрос, который стоит того, чтобы на практическое осуществление его затратить большие средства» (22).
Государство обязано полностью взять на себя финансирование заповедников и других ОПТ; должна вестись государственная подготовка кадров для заповедного дела; разработано и утверждено соответствующее законодательство; необходимо в государственном масштабе максимально упростить механизм создания новых заповедников.
Более подробно о вопросах заповедности можно прочитать в книге В.Е.Борейко ” Заповедники, заповедность и живородящий хаос”
http://ecoethics.ru/books/ohrana-dikoy-prirody/