ПІД ВИГЛЯДОМ БОРОТЬБИ З КОРУПЦІЄЮ

влада обвалила лісову галузь в Україні

ЛІС І РЕФОРМУВАННЯ

Державні ліси мають покривати свої видатки з власних доходів

Орест ФУРДИЧКО

Таємниці реформування "лісових відносин" в Україні

РЕФОРМАЦІЯ, ДЕГРАДАЦІЯ ЧИ ПРОФАНАЦІЯ?

Як Держлісагентство хоче реформувати лісову галузь

ЧИНОВНИКИ ПРОТИ ЛІСІВНИКІВ

Кому вигідний фінансовий саботаж лісгоспів?

23 червня 2018

Выжигать сухую растительность категорически запрещено


На фото: при поджигании сухой травы горит не только сама растительность, но и гибнет все живое

Ежегодно 10-12 процентов лесных пожаров возникает по причине проведения весенних палов. Несознательными гражданами допускается выжигание прошлогодней сухой травы вдоль автомобильных и железных дорог, на сельскохозяйственных и лесных угодьях, на полях сжигается стерня, пожнивные остатки, скирды с соломой, разводятся костры и сжигается мусор без присмотра, что приводит к возникновению пожаров в лесах и на торфяниках.

Как рассказал начальник Солигорской инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Гарнишевский, чтобы усилить контроль по предотвращению выжигания сухой растительности, Солигорская райгоринспекция ПР и ООС обращается к руководителям предприятий города и района с просьбой провести в трудовых коллективах предприятий разъяснительную работу о вреде выжигания сухой растительности. В результате выжигания сухой травы обедняются почва, видовой состав растительности и животного мира, гибнут животные и насекомые. Немало случаев, когда люди сами начинали выжигать траву на своем приусадебном участке и сами становились жертвами огня.

- Обращаем Ваше внимание на то, что сельскохозяйственные палы и выжигание сухой растительности на территории Республики Беларусь запрещены, - уточняет А.Г. Гарнишевский. - При непринятии землепользователями своевременных мер по ликвидации пожаров землепользователь привлекается к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со статьей 15.57 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов на земельных участках влечет наложение штрафа в размере от десяти до сорока базовых величин.

- Не допускайте палов сухой травы! Обнаружив пожар, примите меры к его тушению подручными средствами, - говорит начальник Солигорской райгоринспекции ПР и ООС. - При невозможности потушить пожар своими силами срочно сообщите о нем работникам МЧС, работникам лесного хозяйства, в милицию, в ближайший сельсовет.

25 марта 2014

В чем польза контролируемого выжигания сухой растительности?

Хотя весенние сельскохозяйственные палы и запрещены белорусским законодательством, из года в год их не становится меньше. Многие граждане ошибочно полагают, что сжигание прошлогодней травы — самый лучший способ добиться роста свежей в новом году. То, что при этом уничтожаются корни растений, гнезда птиц, погибает множество животных, их, кажется, не волнует.

И что, пожалуй, самое страшное — очень часто огонь принимает угрожающие размеры, переходя в торфяные и лесные пожары. А это уже катастрофа, пишет lesgazeta.by.



Однако полное отсутствие палов также имеет отрицательные последствия, заявляют ученые ГНПО «Научно-практический центр НАН Беларуси по биоресурсам». Так, специальные исследования показали, что одним из вариантов предотвращения катастрофических последствий весенних палов может стать контролируемое выжигание сухой растительности.

Первое такое мероприятие под контролем ученых, специалистов МЧС и работников Дрогичинского лесхоза прошло в середине февраля 2015 года в заказнике «Званец». Управляемое выжигание осуществили на территории около 7000 га (общая площадь заказника — около 15 000 га).

— Весной для улучшения травостоя местное население часто выжигает сухую растительность на болотах, например в заказниках «Споровский», «Средняя Припять», «Званец», «Простырь» и «Сервечь», — рассказывает научный сотрудник Научно-практического центра по биоресурсам НАН Беларуси Михаил Максименков. — В отличие от неуправляемых палов, из-за которых гибнут животные и нарушается растительный покров, контролируемое выжигание сухой растительности наносит минимальный вред окружающей среде, а для многих видов — обитателей низинных болот — имеет несомненную пользу. Такой способ позволяет улучшить общую продуктивность экосистемы и обезопасить лес от весенних пожаров.

Выжигание проводилось в зимний период, когда болото было покрыто снегом и льдом до вершин кочек, то есть пламя практически не затрагивало поверхность почвы и не повреж­дало зимующие побеги растений.

— Заросли тростника на подобных территориях представляют по сути пороховую бочку. На территории заказника «Званец», где проводилось контролируемое выжигание, плотность тростника на 1 кв. м составляла 150 стеблей! — приводит пример Михаил Викторович. — Если бы минувшим летом эта тростниковая растительность загорелась, последствия могли быть катастрофическими.



Кстати, в этих местах специалисты ежегодно фиксируют факты незаконного выжигания растительности, нередко огонь уходит в лес. Так, в один из летних сезонов незаконный пал стал причиной пожара в бывшем лесничестве, сгорела пасека, подгорело почти 400 га острова.

— Поэтому работники Дрогичинского лесхоза понимают, что если мы проведем зимнее выжигание растительности на болоте, мы лишим их головной боли в летний период, — отмечает Михаил Максименков.

Во время проведения управляемого выжигания на территории заказника «Званец» под контролем специалистов был сформирован огневой вал длиной около 4 км. В ночное время в результате повышения влажности и низкой температуры огонь потух. По этой причине выжигание растительности начинали в утренние часы. Скорость продвижения огня достигала 1 км в час. Огневой вал формировался только по ветру, что делало невозможным создание встречного пала.

По словам специалистов, выжигание провели оптимально — лишняя растительность выгорела, тростник почти отсутствует, поверхность почвы (торфа) не затронута, сохранились верхушки роста осоки, остатков сухой растительности достаточно для строительства гнезд птицами. В результате в этот летний период на обработанных огнем территориях возгораний не происходило.

После управляемого выжигания сформировалась мозаика растительности (открытые участки, участки с наличием прошлогоднего тростника и кустарников), позволяющие удовлетворять требования к местам обитания широкого спектра водно-болотных видов животных.



Помимо пожарной опасности, зарастание болот несет угрозу многим видам животных, которые обитают в этих местах. И если не начать контролировать этот процесс, практически 90% видов животных, обитателей низинных болот, исчезнет. Чтобы понять всю серьезность ситуации, ученые предлагают обратить внимание на вид, ставший символом Споровских болот, — вертлявую камышевку. Она — единственный представитель воробьиных птиц, внесенный в Международную Красную книгу как близкий к исчезающим видам. В мире насчитывается всего около 1500 самцов. В 2010 году белорусская популяция вертлявой камышевки насчитывала 3100—5557 поющих самцов (около 40% мировой популяции). Из года в год ее численность сильно колеблется в зависимости от различных факторов, один из них — зарастание болот тростниковой растительностью. Если не предпринимать определенных мер, то численность вертлявой камышевки, по прогнозам ученых, к 2030 году снизится с 3000 до 400 птиц на болоте Званец и с 500 до 150 птиц — на Споровском.

Специалисты также отмечают необходимость решения многих сложностей, возникающих в процессе проведения и подготовки контролируемых выжиганий растительности в таких местах. Ведь, по их словам, в законодательстве четко прописана ответственность за незаконный пал растительности, но нет определения «законного» пала. Это создает проблемы при осуществлении такого мероприятия и заказе техники МЧС для обеспечения его безопасности.

Управляемое выжигание является эффективным и недорогим способом управления растительностью, который позволяет поддерживать в открытом состоянии огромные площади низинных болот, там, где проведение сенокошения невозможно по экономическим либо техническим причинам.

Недостатком этого способа является то, что минеральные вещества, аккумулированные в растительности, остаются на территории болота.



— Конечно, лучше всего вывозить всю накопленную биомассу с помощью техники и использовать ее для производства пеллет и других ресурсов, — отмечает научный координатор проекта ПРООН/ГЭФ «Торфяники-2» Александр Козулин. — Но пока такой возможности в Беларуси нет, нужно искать другие пути эффективного использования биомассы и повышать заинтересованность местного населения в кошении болот. Возможно, наиболее оптимальным решением проблемы станет строительство в одном из регионов страны биогазового завода, который сможет использовать всю местную органику, а также зеленую биомассу с болот. На рассмотрении Минприроды сейчас находится несколько подобных проектов.

Как рассказала начальник управления биологического разнообразия Минприроды Наталья Минченко, о конкретных результатах работы и возможном распространении метода говорить пока рано. Нужно провести научные исследования и оценить влияние управляемых палов на биоразнообразие болот и только после этого принимать решение о применении этого метода на других территориях.

3 Ноя 2015
Евгения ПЕСТУНОВА

Вопросы и ответы по поводу вступившего в силу с 20 ноября 2015 года запрета на бесконтрольное выжигание сухой травы

20 ноября 2015 года вступает в силу постановление Правительства РФ от 10 ноября 2015 г. № 1213, которым введен полный запрет на бесконтрольное выжигание сухой травы на территории всей Российской Федерации, на землях любой категории, находящихся в любой собственности. Это важный шаг к обеспечению пожарной безопасности на природных территориях нашей страны, но не всем он нравится: кто-то считает его чрезмерным (ограничивающим в том числе использование огня в целях пожарной безопасности), а кто-то - не рабочим, поскольку сил для того, чтобы обеспечивать исполнение таких запретов, у государства нет. Поскольку этот новый запрет вызывает у многих работников леса серьезные вопросы, постараемся на них ответить - как минимум на те, которые уже были заданы, или которые можно предвидеть.

Список вопросов и ссылки на ответы:



Как и где конкретно сформулирован этот запрет?

Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2015 г. № 1213 изменения, касающиеся выжигания сухой травы, внесены в Правила противопожарного режима в Российской Федерации - в главный документ, определяющий правила пожарной безопасности в стране. Предыдущий набор изменений, касающихся выжигания сухой трвы, был внесен в эти же Правила постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2014 № 113. Теперь пункты Правил противопожарного режима, относящиеся к выжиганию сухой травы, выглядят следующим образом.

Введены в феврале 2014 года:

72.1. Выжигание сухой травянистой растительности на земельных участках (за исключением участков, находящихся на торфяных почвах) населенных пунктов, землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения может производиться в безветренную погоду при условии, что:

а) участок для выжигания сухой травянистой растительности располагается на расстоянии не ближе 50 метров от ближайшего объекта;

б) территория вокруг участка для выжигания сухой травянистой растительности очищена в радиусе 25 - 30 метров от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра;

в) на территории, включающей участок для выжигания сухой травянистой растительности, не действует особый противопожарный режим;

г) лица, участвующие в выжигании сухой травянистой растительности, обеспечены первичными средствами пожаротушения.

72.2. Принятие решения о проведении выжигания сухой травянистой растительности и определение лиц, ответственных за выжигание, осуществляется руководителем организации.

Выжигание сухой травянистой растительности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, осуществляется в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах".

Введены в ноябре 2015 года:

218. Запрещается выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях.

Использование открытого огня и разведение костров на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса могут производиться при условии соблюдения требований пожарной безопасности, установленных настоящими Правилами, а также нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, принятыми по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

283. Запрещается в полосах отвода автомобильных дорог, полосах отвода и охранных зонах железных дорог, путепроводов и продуктопроводов выжигать сухую травянистую растительность, разводить костры, сжигать хворост, порубочные остатки и горючие материалы, а также оставлять сухостойные деревья и кустарники.

Было ли раньше запрещено бесконтрольное выжигание сухой травы?

Четкого и однозначного запрета на бесконтрольное выжигание сухой травы на федеральном уровне не было. Были запреты и ограничения трех категорий, рассеянные по разным законам и правилам:

а) запреты на бесконтрольное выжигание сухой травы или требования к безопасности при его проведению в конкретных частных случаях (например, ограничения на выжигание на лесных участках, непосредственно прилегающих к лесам, запрет на выжигание стерни, разведение костров на полях, установленные Правилами противопожарного режима и Правилами пожарной безопасности в лесах);

б) статьи, устанавливающие ответственность за нарушения правил пожарной безопасности и последствия выжигания сухой травы (ст. 8.32 КоАП РФ - "Нарушение правил пожарной безопасности в лесах", ст. 261 УК РФ - "Уничтожение или повреждение лесных насаждений", ст. 167 УК РФ - "Умышленные уничтожение или повреждение имущества" и др.);

в) ведомственные рекомендации по безопасному выжиганию сухой травы ("Методические рекомендации по проведению выжигания сухой травянистой растительности", утвержденные 23 января 2014 года статс-секретарем - заместителем министра МЧС В.С.Артамоновым в форме, не предусмотренной для нормативных правовых актов, и "Рекомендации по созданию защитных противопожарных полос на участках лесного фонда путем контролируемого выжигания сухой травы", утвержденные приказом Федеральной службы лесного хозяйства от 24 марта 1999 г. № 68, не проходившие регистрацию в Минюсте и никогда в установленном порядке не публиковавшиеся).

В целом совокупность этих запретов и ограничений можно было понимать как запрет на бесконтрольное выжигание сухой травы, а в случае выявленного и доказанного ущерба от выжигания виновников, если таковые обнаруживались, можно было привлечь к ответственности. Но во многих случаях - не на непосредственно примыкающих к лесу земельных участках, без доказанного ущерба или умысла на его причинение - сколько-нибудь явного запрета на бесконтрольное выжигание сухой травы на федеральном не было.

В ряде субъектов Российской Федерации был введены свои, региональные, запреты и ограничения на выжигания сухой травы. Кроме того, запреты на выжигание могли вводиться при установлении особого противопожарного режима (но не автоматически, а только в тех случаях, когда это было специально прописано в решении о введении ОПР).

Чем отличается бесконтрольное выжигание сухой травы от контролируемого?

Контролируемое выжигание сухой травы - это ограниченно применимая мера по обеспечению пожарной безопасности, состоящая в выжигании сухой травы при безопасных погодных условиях, под присмотром специалистов и с выполнением целого комплекса мер, позволяющих избежать бесконтрольного распространения огня. Выжигание можно считать контролируемым только в том случае, если все эти условия выполняются; если не выполняется хотя бы одно из них - огонь легко может распространиться на большую площадь, перейти на леса, торфяники или населенные пункты (в жизни часто так и бывает - см. ниже).

Наиболее проработанные требования к контролируемому выжиганию сухой травы для обеспечения пожарной безопасности в лесах были утверждены приказом Федеральной службы лесного хозяйства от 24 марта 1999 года № 68 "Об утверждении рекомендаций по созданию защитных противопожарных полос на участках лесного фонда путем контролируемого выжигания сухой травы". К сожалению, этот документ не был официально зарегистрирован Минюстом и не был опубликован в установленном порядке, поэтому имел статус ведомственного; а в 2000 году и ведомство, его утвердившее, было ликвидировано. Сейчас это лишь исторический документ, отражающий ранее накопленный опыт безопасного выжигания сухой травы. Аналогичного действующего документа на сегодняшний день в России нет.

Рекомендациями по созданию защитных противопожарных полос на участках лесного фонда путем контролируемого выжигания сухой травы устанавливались, во-первых, условия безопасного проведения работ по выжиганию, и во-вторых, численность работающей группы и нормы выработки. Основные условия по безопасности, ограничивающие проведение выжигания, были такими: по всем сторонам выжигаемого блока должны были быть проложены непрерывные охранные линии; при выжигании должна быть обеспечена достаточная численность пожарных (в каждой группе, выжигающей площадь до двух гектаров, должно быть пять человек, а при запасах сухой травы более трех тонн на гектар рекомендовалось работать двумя группами на каждом участке); зажигание проводить при относительной влажности воздуха не более 50%, температуре воздуха не более 20 градусов, 1-2 классах пожарной опасности по условиям погоды и скорости ветра не более 2 метра в секунду. Проведение работ по выжиганию допускалось после 15.00 в день, когда разведкой получены благоприятные результаты.

При соблюдении всех этих условий группа из пяти человек за три часа (два часа выжигания и один час последующего осмотра пройденной огнем площади) могла провести работу на площади до двух гектаров. В сложных условиях пересеченной местности требовалась еще одна группа.

С учетом всех перечисленных требований и ограничений, в среднем один квалифицированный человек, занятый работой по проведению контролируемых выжиганий, мог за сезон провести эти выжигания на площади до 4-5 гектаров (при благоприятных погодных условиях).

Это означает, что если бы все оставшиеся после введения Лесного кодекса 2006 года силы сотрудников лесохозяйственных и лесопожарных организаций были брошены на проведение контролируемых профилактических выжиганий, эту работу безопасным образом можно было бы провести при самых благоприятных условиях на площади в 150-200 тысяч гектаров за сезон по всей территории страны.

В реальности "профилактические контролируемые выжигания" сухой растительности проводились на гораздо больших площадях. Например, приказ Рослесхоза от 28 февраля 2011 г. № 36 "Об организации охраны лесов от пожаров в 2011 году" предписывал провести эти выжигания в сумме по всем субъектам РФ на площади в 2 274 795,5 гектаров - то есть на площади, более чем в десять раз превышающей ту, на которой это можно было бы сделать безопасно.

В результате на практике "контролируемые выжигания" проводились чаще всего без соблюдения должных мер пожарной безопасности. Такая же ситуация наблюдалась до последнего времени с "контролируемыми выжиганиями", которые проводили организации не лесного сектора - муниципальные, сельскохозяйственные и т.д.

В ряде сильно горящих регионов выжигания проводились практически "по цене спичек" - например, в 2012 году в Хабаровском крае нормативная стоимость проведения таких выжиганий была утверждена в размере 5 рублей 30 копеек за гектар:



Признавалось ли официально, что "контролируемые" выжигания фактически были бесконтрольными?

Да. Высокие должностные лица, отвечающие или отвечавшие за пожарную безопасность и за лесной сектор, неоднократно признавали, что якобы "контролируемые" выжигания, проводящиеся без соблюдения необходимых мер пожарной безопасности, становятся причинами крупных пожарных катастроф.

Вот, например, слова Р.Х.Цаликова, в то время заместителя министра МЧС, по поводу крупномасштабных лесных пожаров в Сибири и на Дальнем Востоке в конце весны 2011 года (ссылка):

"Более 90% возгораний связаны с поджогом травы, с отжигом. А при ветре в условиях сухой теплой погоды огонь молниеносно распространяется на лесные массивы и появляется угроза для населенных пунктов, расположенных вблизи лесных массивов... Чтобы устранить причину пожаров, надо исключить виды деятельности, которые способствуют возникновению огня: разобраться с управляемыми палами, с планами отжига, потому что, к сожалению, действительность показывает, что именно эти действия приводят к лесным пожарам, а впоследствии и к пожарам в населенных пунктах... Есть такое понятие - контролируемый пал. Если внимательно посмотреть на то, насколько он контролируемый, станет ясно, что контроль номинальный. Ну, выставили там одну пожарную машину, две цистерны поставили. Но мы не можем решать за природу: она может быть непредсказуема, например, поднимется ветер, и пойдет распространение огня. Поэтому особой разницы между контролируемым и неконтролируемым палом, на мой взгляд, не видно. Думаю, надо не разбираться в том, какие нормативные документы это предписывают, а просто прекратить эти действия - ввести запретительные меры".

А вот слова А.Г.Хлопонина, вице-премьера Правительства РФ, курирующего лесной сектор, на правительственном совещании 20 апреля 2015 года по поводу катастрофических пожаров 2015 года с многочисленными жертвами и сгоревшими населенными пунктами в Забайкалье и Хакасии (ссылка):

"О причинах. Сегодня, к сожалению, две ключевые причины. Первая - это природная причина, климатическая. Мы получили впервые за всю историю ситуацию, когда была очень малоснежная зима, а уже в апреле температура в ряде регионов достигала плюс 25 градусов, и плюс к этому очень сильный ветер, до 30 м/c, поэтому ситуация сложилась негативная. Тем не менее 93% пожаров, которые произошли в наших субъектах, это человеческий фактор. Это так называемые контролируемые выжигания сухой травы как на собственных участках, так и на участках сельхозпредприятий".

Есть ли в России достоверная статистика по травяным палам и их последствиям?

Такой статистики в России нет.

Причина - в приказе МЧС России от 21 ноября 2008 г. № 714 "Об утверждении Порядка учета пожаров и их последствий". Этим приказом предписывается учитывать как "загорания", не подлежащие статистическому учету, "случаи горения (независимо от причин его возникновения), не приведшие к его распространению на иные объекты защиты: бесхозных зданий; бесхозных транспортных средств; сухой травы; тополиного пуха; торфа на газонах и приусадебных участках; пожнивных остатков; стерни" и т.д.

Согласно этому приказу, сами по себе травяные и тростниковые пожары в статистике не учитывались, и до сих пор не учитываются, вообще никак. Но и травяные пожары, причинившие реальный ущерб сельским населенным пунктам, могли в статистику не попадать, поскольку собственность на очень большую долю строений в сельской местности должным образом не зарегистрирована. Формально многие деревенские дома, даже те, в которых живут люди или которые используются как дачи, и уж тем более сараи и прочие вспомогательные постройки, являются бесхозными. От палов сухой травы они могут сгорать вообще без статистических последствий.

Но даже если от горящей травы возникает официально зарегистрированный пожар - не факт, что он будет учтен именно как пожар, возникший от горящей травы. Трава - это "неудобная" причина пожара (она не позволяет свалить всю вину на владельца сгоревшего дома и умыть руки), поэтому на практике предпочтение может отдаваться другим причинам, вплоть до "неустановленной".

В итоге достоверной информации о травяных пожарах и их последствиях у государства нет - есть лишь разрозненная фрагментарная информация о погибших людях и сгоревших домах, просачивающаяся в СМИ или некоторые официальные отчеты. По этой информации можно лишь весьма приблизительно оценить последствия травяных пожаров в масштабах страны - это (оценочно) несколько тысяч сгоревших домов и дач и несколько десятков погибших непосредственно от горящей травы людей ежегодно. Количество объектов инфраструктуры, повреждаемых или уничтожаемых травяными пожарами (ЛЭП, деревянных мостов и т.д.) пока даже оценке не поддается.

Отдельная статистика ведется по причинам лесных пожаров (но только по тем пожарам, которые считаются лесными по действующему законодательству - то есть по пожарам на землях лесного фонда, обороны и безопасности, ООПТ). К сожалению, и она не дает достаточного представления о роли травяных палов. Связано это с тем, что специальной учетной категории, объединяющей все пожары, возникшие от палов сухой травы, в принятой классификации причин лесных пожаров нет. Часть пожаров, вызванных травяными палами, попадает в категорию "пожары, возникшие от сельхозпалов", а другая часть - в категорию "пожары, возникшие по вине граждан". Вторая категория очень большая, включает в себя основную часть лесных пожаров вообще, и данные по пожарам, вызванным палами сухой травы, в ней теряются.

Какова история появления этого запрета?

Запрета на бесконтрольное выжигание сухой травы добивались многие и давно; после пожарной катастрофы 2010 года в Средней полосе Европейской России о необходимости введения такого запрета стали говорить даже высокопоставленные руководители органов государственной власти, вплоть до МЧС. Но противников введения запрета было так много, что все инициативы по его введению практически безнадежно завязли, и стало понятно, что без серьезной общественной кампании ввести его не получится.

Гринпис России начал работать над тем, чтобы такой запрет появился, с самого начала 2010 года. Связано это было с двумя причинами. Во-первых, травяные палы причиняли очевидный колоссальный вред как лесам и другим ценным природным территориям, так и здоровью людей, при этом системной борьбы с ними в стране уже лет двадцать не велось (за исключением отдельных регионов) - и было важно, чтобы такая борьба на государственном уровне началась. Во-вторых, Гринпис к тому времени в течение уже шести лет занимался совместно с сельскими школами и детскими домами Рязанской, Тульской, Белгородской и некоторых других областей выращиванием сеянцев лесных деревьев и посадкой молодых лесов на деградированных и брошенных сельхозземлях - и значительная часть этих посадок просто сгорала, или сильно повреждалась травяными палами. Было понятно, что без системного решения проблемы травяных палов у восстановления ценных лесов на выбывших из сельскохозяйственного использования землях, даже при согласии всех землепользователей, перспектив практически нет.

Первые три года Гринпис пытался добиться введения такого запрета путем убеждения руководителей и ответственных специалистов федеральных и региональных органов власти. К сожалению, это мало что дало - попытки введения сколько-нибудь существенных ограничений или требований по обеспечению пожарной безопасности при выжигании сухой травы разбивались в основном об аргументацию "это помешает нам проводить контролируемые выжигания сухой травы, а на другие меры по профилактике пожаров нет денег". При этом появлялось все больше свидетельств того, на практике подавляющее большинство якобы "контролируемых" выжиганий в большинстве регионов страны проводится без каких бы то ни было мер контроля.

В конце 2012 года стало известно о планах по проведению специального лесного заседания президиума Госсовета России. Было понятно, что лесные пожары станут одной из тем обсуждения. В рабочую группу по подготовке этого заседания вошли представители в том числе неправительственных организаций - WWF и Гринпис. В январе 2013 года Гринпис начал крупную общественную кампанию за запрет выжигания сухой травы. В рамках этой кампании под обращением к Президенту РФ было собрано 86 тысяч подписей. С письмом, под которым собирались подписи, можно ознакомиться здесь:

Весна без огня - лето без дыма!

На самом заседании информацию об этой инициативе Гринпис довел до Президента Путина директор WWF России Игорь Честин. По итогам заседания Президентом было дано поручение Правительству РФ (Пр-1037, п.1.ж, со сроком исполнения 1 сентября 2013 года) "установить порядок выжигания сухой травянистой растительности, исключающий возможность перехода огня на лесные насаждения, торфяники, объекты инфраструктуры и населенные пункты". Правительство определило ответственного исполнителя этого поручения - МЧС России. В установленный срок Правительство и МЧС ничего сделать не смогли. Позже постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2014 года № 113 соответствующие требования, но без распространения их на земли сельскохозяйственного назначения и земли запаса.

После этого Гринпис России и дружественные общественные организации, а также Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, при поддержке и временами содействии Минприроды России, Рослесхоза и ФБУ "Авиалесоохрана", приложили много усилий к тому, чтобы ограничения на выжигания сухой травы были установлены для всех категорий земель. Последним шагом, который помог, оказалось письмо Гринпис "О неработоспособности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в части борьбы с пожарами на природных территориях" от 30 сентября 2015 года, отданное директором Гринпис лично в руки Президенту Путину. В письме говорилось о проблемах в работе РСЧС, выявившихся в ходе ликвидации байкальской лесопожарной катастрофы, а также о невыполнении трех данных ранее президентских поручений в сфере пожарной безопасности на природных территориях. На основании этого письма Президентом было дано поручение Пр-2057 помощнику Президента Российской Федерации - начальнику контрольного управления Президента Российской Федерации К.А.Чуйченко. Меньше чем через полтора месяца после этого запрет на бесконтрольное выжигание сухой травы был введен.

Хорошо ли сформулирован запрет на выжигание, не создает ли он новых проблем?

К сожалению, запрет сформулирован не идеально. Хотя он и является результатом общественной кампании, конкретные формулировки готовились сотрудниками МЧС без широкого профессионального и общественного обсуждения. На то, чтобы подготовить оптимальные формулировки, у разработчиков, возможно, не хватило знаний и опыта.

Разработчики без явных оснований разделили семь существующих в России категорий земель на две группы, и подошли к ним совершенно по-разному. В одну группу включили земли сельхозназначения и запаса, во вторую - все остальные.

Со второй группой разработчики поступили вполне грамотно: прямо установили необходимые при выжигании сухой травы меры пожарной безопасности - не настолько четкие и детальные, как в старом приказе Рослесхоза, но в целом вполне достаточные. Это было сделано при внесении первых "травяных" поправок в Правила противопожарного режима в 2014 году; если бы разработчики сразу или позже просто распространили эти требования на все категории земель - получились бы почти идеальные формулировки, запрещающие бесконтрольное выжигание сухой травы.

Но разработчики пошли другим путем, и для другой группы категорий земель (сельхозназначения и запаса) установили свои требования - двумя пунктами, противоречащими друг другу. С одной стороны, они ввели полный запрет на выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях; с другой - разрешили себе (МЧС по согласованию с Минприроды и Минсельхозом) устанавливать требования, при соблюдении которых такое выжигание возможно.

В дополнение к этому был введен запрет на выжигание сухой травы в полосах отвода автомобильных дорог, полосах отвода и охранных зонах железных дорог, путепроводов и продуктопроводов.

Таким образом, сейчас получается, что:

на землях всех категорий, кроме сельхозназначения и запаса, проводить контролируемое выжигание сухой травы можно, но с обязательным соблюдением прямо установленных мер пожарной безопасности;

на землях сельхозназначения и запаса проводить выжигание сухой травы нельзя вовсе, но МЧС может установить некоторые условия, при соблюдении которых выжигать вроде бы будет можно (точно это неизвестно, поскольку в правилах одновременно есть и "разрешающий", и "запрещающий" пункты);

в полосах отвода автомобильных дорог, полосах отвода и охранных зонах железных дорог, путепроводов и продуктопроводов жечь сухую траву нельзя в принципе ни при каких условиях.

Проблема может возникнуть при необходимости (она иногда бывает) проведения реально контролируемого выжигания сухой травы на землях сельхозназначения или запаса - из-за наличия противоречащих друг другу пунктов, и в полосах отвода - из-за полного запрета.

Однако, реально контролируемые выжигания сухой травы, проводимые с соблюдением всех необходимых мер безопасности - это очень большая редкость, а массовое бесконтрольное или псевдо-контролируемое выжигание - повсеместная реальность. Поэтому введение такого запрета, даже с неидеальными формулировками - это очень большой и важный шаг к обеспечению пожарной безопасности на природных территориях нашей страны.

Ответственность за самовольное сжигание сухой природной растительности и ее остатков по законодательству Украины. Как законно утилизировать растительные остатки?



В соответствии с требованиями статьи 66 Конституции Украины каждый обязан не причинять вред природе, культурному наследию, возмещать причиненный им ущерб. Эта норма имеет в большей степени декларативный характер и детализуется в законодательстве об охране окружающей природной среды и поресурсовом законодательстве Украины.

Одной из множества экологических проблем в Украине является выжигание сухой растительности и ее остатков, так называемые "палы". В результате такой деятельности повышается загрязненность атмосферного воздуха, наносится непоправимый ущерб биоразнообразию региона (нередко страдают объекты флоры и фауны, занесенные в Красную книгу).

Прямой запрет на сжигание сухой природной растительности или её остатков без разрешения органов государственного контроля в области охраны окружающей природной среды содержится в ч. 3 ст. 27 Закона Украины "О растительном мире".

Нарушение правовой нормы влечет за собой дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность согласно законодательству Украины (ст. 40 ЗУ «О растительном мире»).

Кроме того, Земельным Кодексом Украины в статье 91, среди обязанностей собственников земельных участков, в пункте б) закреплена обязанность соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды. Аналогичная обязанность возлагается и на землепользователей (п. б) ст. 96 Земельного кодекса Украины). За нарушение земельного законодательства граждане и юридические лица несут гражданскую, административную или уголовную ответственность (статья 211 ЗК Украины).

В Кодексе Украины об административных правонарушениях в ст. 77-1 установлена ответственность за самовольное сжигание сухой растительности или ее остатков: Сжигание сухой природной растительности или ее остатков без разрешения органов государственного контроля в области охраны окружающей природной среды или с нарушением условий такого разрешения, а также неприменение должностными лицами, которые получили разрешение на выжигание сухой природной растительности или ее остатков, мероприятий по своевременному ее гашению - влечет за собой наложение штрафа на граждан от пяти до десяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан и на должностных лиц - от пятидесяти до семидесяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Те же действия, совершенные в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда, - влекут за собой наложения штрафа на граждан от десяти до двадцати необлагаемых налогом минимумов доходов граждан и на должностных лицах - от семидесяти до ста необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Данная статья изложена в новой редакции в соответствии с Законом Украины "О внесении изменений в статью 77-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях относительно ответственности за самовольное сжигание сухой растительности или ее остатков" от 20 февраля 2003 года (необлагаемый налогом минимум доходов граждан на 15.03.03 составляет 17 гривен).

Если правонарушение уже совершено, то, в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей природной среды и поресурсового законодательства Украины, предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возмещать вред, причиненный ими вследствие нарушения законодательства об охране окружающей природной среды, в порядке и размерах, установленных законодательством Украины. Применения мер дисциплинарной, административной или уголовной ответственности не освобождает виновных от компенсации вреда, причиненного загрязнением окружающей природной среды и ухудшением качества природных ресурсов (ч. 4, 5 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды").

Если выжигание сухой растительности произошло в пределах объектов природно-заповедного фонда, то расчет причиненного ущерба рассчитывается в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины № 287 от 19 апреля 1993 года "О таксах для определения размера ущерба, причиненного нарушением законодательства о природно-заповедном фонде". Так в приложении 5 устанавливаются таксы для расчета размера ущерба, причиненного территориям и объектам природно-заповедного фонда вследствие уничтожения или повреждения травяного покрова. В соответствии с этими таксами в случае уничтожения или повреждения травяного покрова в пределах сенокосов и пастбищ сумма ущерба устанавливается в размере 0,02 размера минимальной заработной платы для сеяных трав и 0,01 для природных трав за 1м2 площади. В пределах территорий объектов природно-заповедного фонда, но за пределами сенокосов и пастбищ – 0,02 размера минимальной заработной платы за 1м2 площади (сумма минимальной заработной платы составляет на 15.03.03 – 185 гривен, а с 01.07.2003 установлена в размере 237 гривен).


В случае, если выжиганием растительности причинен ущерб лесному хозяйству (выжигание осуществлялось в лесных насаждениях, на земельных участках предусмотренных для лесовосстановления и лесоразведения, переданных для нужд лесного хозяйства), то есть возможность применения Постановления Кабмина № 1464 от 5 декабря 1996 года "О таксах для определения размера ущерба, причиненного лесному хозяйству". Так, в приложении 7 к указанному Постановлению содержатся такие размеры причиненного ущерба (в необлагаемых налогом минимумов доходов граждан): участков сеяных трав, природных сенокосов, пастбищных угодий – 180 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан за 1га площади участков для сенокошения и выпаса скота; в пределах иных угодий – 45 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан за 1га площади.

К сожалению, в Украине нет однозначной практики применения этой нормы. В некоторых случаях органы государственной власти расширяют эту норму и в отношении сельскохозяйственных угодий, но, в большинстве случаев, этого не происходит.

Кроме того, при сжигании сухой растительности выделяется оксид углерода, который по своей сути является загрязняющим веществом. В соответствии с положениями статьи 33 Закона Украины "Об охране атмосферного воздуха" лица, виновные в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, осуществленных без разрешения специально уполномоченных на то органов государственной власти, несут ответственность в соответствии с Законом. Поэтому возможно применение к лицам, виновным в самовольном сжигании сухой растительности, части 1 статьи 78 "Нарушение порядка осуществления выброса загрязняющих веществ в атмосферу или влияния на ее физические и биологические факторы" Кодекса Украины об административных правонарушениях:

"Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разрешения специально уполномоченного органа исполнительной власти или несоблюдение требований, предусмотренных предоставленным разрешением, другие нарушения порядка осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или превышение технологических нормативов допустимого выброса загрязняющих веществ и нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ стационарными источниками во время эксплуатации технологического оборудования, сооружений и объектов - влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц – от пяти до восьми необлагаемых налогом минимумов доходов граждан".

Как не нарушать закон и экологично утилизировать листья и другие отходы

Научно доказано, что загрязнение воздуха от костров гораздо сильнее, чем от промышленных выбросов и выбросов автомобильного транспорта. Например, 1 тонна тлеющих листьев выделяет около 30кг оксида углерода. Час нахождения у костра из опавших листьев равен пятичасовому пребыванию на автомагистрали.

Дым содержит много токсичных соединений, ведь листья легко усваивают все выбросы, которые попадают в атмосферный воздух. Листья поглощают все тяжелые металлы. А при сжигании листвы выделяется диоксин - одно из наиболее ядовитых синтетических соединений. Но если бы горели только листья! В костер попадают твердые бытовые отходы, полимерные материалы, являющиеся сильнейшими аллергенами. Это только усугубляет общую картину.

Единственный выход — компостирование.

Необходимо выкопать яму и компостировать листву, тем самым заготавливая удобрение на следующий год.



Компостирование – это процесс, позволяющий организовать на дачном участке собственную «линию производства» самого лучшего, экологически-чистого и самого дешевого удобрения.
Компостирование есть сознательный возврат органических веществ обратно в круговорот веществ в природе. Это природный процесс, связанный с жизнедеятельностью различных организмов – бактерий, грибков, червей, которые размножаются там в громадных количествах. В компосте протекают те же процессы, что и в почве, но только в более концентрированном виде. И поэтому зрелый компост – не только удобрение, но и носитель жизни; это своего рода закваска, которая активизирует жизненные процессы в почве.

Компост не только обогащает почву гумусом и питательными веществами, но и улучшает ее структуру. Благодаря этому почва становится более рыхлой, в неё легко проникает воздух и одновременно в такой почве накапливается вода.

Существует специальный препарат для компостирования, разработанный учёными Крыма - Эмбико - Компост Деструктор органики. Он позволяет ускорить процесс компостирования до 2-3 месяцев. Без этого препарата процесс может занимать гораздо больше времени и с меньшим эффектом. С Эмбико - Компост Деструктор органики происходит ускоренное разложение органической массы и ее обеззараживание. При этом погибают семена сорных растений, уничтожаются яйца и личинки мух, гельминтов и болезнетворные микроорганизмы. Препарат применяется независимо от времени года. А также очень прост в использовании. Изготовляется раствор в соотношении 1:100, т. е. 1л препарата Эмбико - Компост Деструктор органики разводится в 100л воды. Компост состоит из листвы, слоёв органических остатков (измельченные ветки деревьев и кустарников, опилки, любые кухонные отходы, заварка от чая и кофе, а также извлеченные из пруда водоросли, ботва, пищевые отходы, солома, овощи и др.), снова слой листвы, и т. д. чередуя слои. Когда закладывается компост, каждый его слой поливается раствором препарата. Получившуюся компостную кучу накрывают плёнкой. Можно сделать компост в углублении. Для этого копают траншею и действуют по той же схеме. Перемешивать компост желательно вилами раз в неделю, можно добавить еще 0,3-0,5л препарата на 50-100л воды для лучшего и скорейшего результата.

Известно, что у пожилых людей болит спина и им трудно закладывать компост в траншее. Им легче сжечь листья. Но, закладывая компост на земле, используя при этом препарат Эмбико - Компост Деструктор органики, они получают большую выгоду для своего сада или дачи – ценное и биологически чистое, а главное бесплатное удобрение. Через 2-3 месяца получается идеальный по своей структуре компост, которым невозможно «перекормить» почву. Мало кто знает о большой пользе компоста и огромном вреде для здоровья при сжигании листьев. Приготовление компоста — на самом деле очень простой процесс, единственное что нужно, это следить, чтобы в компост не попали: зола, известь, изделия из пластика, металла, стекла, керамики, строительный мусор, табачные окурки и любые другие материалы, которые не разлагаются, но мешают развитию микроорганизмов или могут отравить компост.

Полезные советы по закладке компоста:
  • Старайтесь измельчать все органические отходы перед компостированием.
  • Тщательно перемешивайте пищевые отходы с отходами огорода и сада; сухие отходы с влажными; массу крупных фракций с мелкими.
  • Добавьте в компост несколько крупных веток, которые предупредят излишнее уплотнение компостной массы.
  • Компостная масса не должна быть слишком плотной и переувлажненной, но она не должна быть также слишком рыхлой и сухой.
  • Содержание воды в компостном материале должно быть такое же, как в отжатой губке - на ощупь он должен быть влажным, но вода не должна капать из него, если компост сжать в кулаке.
Разложение идет тем лучше и полнее, чем разнообразнее органические материалы, которые укладывают в компостную яму. Если сделать компост из какого-либо одного материала, например, сена или скошенной травы, то процесс компостирования не пойдет.

Обычно в компостную массу добавляют немного готового компоста или просто плодородной земли, в качестве затравки, содержащей нужные для компостирования микроорганизмы. Но с препаратом Эмбико - Компост Деструктор органики этого не нужно. В препарате содержатся все необходимые для компостирования микроорганизмы. Не нужно искать готовую хорошую землю или, тем более, где-то брать готовый компост. Нужно лишь правильно развести препарат и полить им слои компоста. Положительный результат гарантирован. Вы экономите время и заранее знаете результат!

Компост считается созревшим и готовым для использования, когда он однороден по своему составу, темного цвета, по внешнему виду похож на хорошую, увлажнённую почву.
Зрелый компост представляет собой однородный рассыпчатый материал темно-коричневого цвета со свежим запахом лесной земли.

Учитывая маленькую стоимость препарата и то, на сколько его хватает, это очень выгодно и удобно. Препарат «решает» за Вас проблему получения отличного удобрения, которое трудно переоценить. Те, кто хоть раз использовал Эмбико - Компост Деструктор органики, остались очень довольны, и советуют его друзьям и знакомым. Примените Эмбико - Компост Деструктор органики один раз и Вы поймёте сами, что это действительно сильнодействующий, абсолютно безвредный и нужный препарат!

http://geotec.com.ua/bioutilizatsiya/otvetstvennost-za-samovolnoe-szhiganie-sukhoj-prirodnoj-rastitelnosti-i-ee-ostatkov-po-zakonodatelstvu-ukrainy.html

Академічна недоброчесність як виклик інтелектуальній спроможності нації

Плагіат — це зло, з яким треба боротися. 


Сучасний науковий світ буквально розриває дискусія про якість наукових досліджень, достовірність дослідницьких практик, чистоту експерименту, плагіат і недоброчесність. Солідні мужі, чий доробок вимірюється сотнями наукових публікацій, і науковці-початківці, що роблять лише перші кроки в науці, чиновники від науки й наукова спільнота сьогодні висунули одні одним величезний обсяг справедливих і фейкових звинувачень, які можуть призвести до розколу великого інституту національної науки та освіти, призупинення наукових досліджень, деформації їх основних функцій: торувати шлях до істини, а від неї — і до практики.

Головна проблема дискусії — академічна недоброчесність, а в її центрі — феномен плагіату, в якому звинувачують чи не кожного, хто наблизився до захисту кандидатської або докторської дисертації. Небезпечне й те, що предметна галузь, обрана для вияву плагіату, — дисертації з гуманітарних наук і педагогіки. Саме тут активісти-борці з плагіатом почуваються "знавцями", хоча до філософії чи педагогіки мають дотичну причетність. Сучасний дискурс трохи нагадує ситуацію, яку свого часу описав великий Гегель: вибираючи між дискурсом про виготовлення чобіт і філософськими постулатами, пересічні дискурсанти віддають перевагу суперечкам про постулати. Ще б пак! Щоб говорити про виготовлення черевиків, писав Гегель, треба бути професіоналом-чоботарем! У філософії, педагогіці, інших гуманітарних науках практично кожен вважає себе фахівцем. Це велика ілюзія. На жаль, у нашому суспільстві вона має поширений характер.

Будучи головою експертної ради з соціогуманітарних наук (а саме на них зосереджена левова частка дискусій), вивчаючи ситуацію зсередини, маю зазначити, що деякі науковці академічною доброчесністю справді не переймаються. Основа їхнього доробку — праці, виконані здебільшого похапцем, "чужими руками", "на замовлення". Однак переважна більшість досліджень виконується самостійно, й випадки плагіату чи компіляції в них, як правило, рідкісні. Тим часом "академічні активісти" всіх дослідників "підводять під єдину планку", чим доводять здобувачів наукових ступенів майже до психічних розладів та нервового зриву. Під сумнів ставляться висновки рецензентів, рішення кафедр, спеціалізованих вчених рад і експертних комісій різного рівня. Жодні пояснення та обґрунтування прийнятих рішень не беруться до уваги, якщо вони суперечать висунутим обвинуваченням.

Виявляючи справжній чи фейковий плагіат, представники цих громадських організацій порушують принципи зовнішнього незалежного оцінювання, зафіксовані у ст. 47 Закону України "Про освіту". Насамперед порушується принцип валідності, оскільки невідомо, які антиплагіатні програми використовуються і чи ліцензовані вони взагалі. Порушуються принципи відкритості та прозорості, об'єктивності, надійності, відповідальності. Науковці не знають, які саме експерти залучаються до оцінювання, який їхній фаховий рівень, яка наукова компетентність. А головне — особа, стосовно якої порушено питання про академічну недоброчесність, не може повною мірою реалізувати передбачені Законом права (ст. 42, п. 8) на відкритий дискурс, оскільки безпосереднього контакту з представниками цих громадських організацій вона не має і не може надати певні пояснення та зауваження.

Діяльність цих громадських організацій викривляє також розуміння якості наукових досліджень і їх результатів. Гіпертрофоване наголошення на боротьбі з плагіатом залишає поза увагою головний критерій якості наукових досліджень — наукову новизну, теоретичну і практичну значущість їх результатів.

Нинішня ситуація доведена до абсурду. Хтось шукає захисту на кафедрі, де готувалася дисертація. Хтось планує звертатися до суду. Є, зрештою, й ті, хто виходить зі сфери вітчизняної науки, виїздить за кордон у пошуках іншого академічного щастя. На просте запитання, кому це вигідно, простої відповіді немає.

Глибина ситуації вимірюється століттями, а може й тисячоліттями. Плагіат існує з часів виникнення писемності. Мій перший учитель, блискучий знавець античної філософії професор Володимир Дмитриченко жартівливо казав, що всі відомі в історії філософи "переписували" у стародавніх греків; на наше ж запитання, у кого переписували греки, відповідав: "У стародавніх єгиптян!" За свідченнями сучасників, Шеллінг звинувачував Гегеля в тому, що той нібито саме в нього запозичив основні ідеї власної філософії духу. Засновники марксизму, зокрема Ф. Енгельс, фактично переказували основні постулати Моргана. Є всі підстави вважати, що визначення "природи" та "матерії" В. Ленін запозичив у Гельвеція, і т.д. і т.п.

Що ж таке плагіат? Які його видимі й підспудні причини? Зупинюся на цьому докладніше.
Спочатку про причини. Перша з них обумовлена статусом і характером науки як соціального інституту та форми духовно-практичного освоєння світу. Не пам'ятаю, хто й коли, але достеменно знаю, що хтось із великих сказав: "Наука — це боротьба думок, концепцій, поглядів; боротьба через доведення, обґрунтування, переконання широкого кола науковців і громадськості у вірності (достовірності) власних висновків та рекомендацій". Відомий і інший вислів: якби геометричні теореми торкалися інтересів людей, вони б, безперечно, спростовувались. А це означає, що наука (і не тільки соціогуманітарна) не є істиною в останній інстанції, в ній взаємодіють, почергово змінюючи одна одну, істина і похибка, які апелюють до практики. Тим часом, визнаючи практику основним критерієм істини, науковці обережно застосовують його при оцінці власних досягнень: як писав свого часу відомий класик, практично зафіксований факт щоранкового сходу сонця аж ніяк не виключає того, що одного разу воно може не з'явитися на обрії.

Гносеологічний статус наукової істини не тільки не заперечує, а, й навпаки, владно вимагає широкоформатних і глибоких дискусій, у тому числі й прямо протилежних оцінок та висновків. Головне при цьому — обґрунтованість, достовірність експерименту, підбірка опорних фактів, чистота дослідницької технології, новизна, теоретичне і практичне значення результатів, але відповідальності за плагіат вони не скасовують.

Плагіат — явище недопустиме. У широкому розумінні, "…плагіат є привласненням чужого інтелектуального продукту, видаванням чужого за своє, …виявом неспроможності конкретного дослідника самостійно провести наукове дослідження та оформити його результати у тексті, а й вираженням відвертої зухвалості, що часто межує з недоумкуватістю" (https://osvita.ua/vnz/high_school/60290/). Його наявність у текстах вимагає скасування результатів захисту дисертації й застосування санкцій до всіх суб'єктів (колективних та індивідуальних), причетних до її підготовки.

Серед причин неохайного, а то й плагіатного ставлення до текстів, на які спирається дослідник, не можу не назвати укорінену з радянських часів практику цитування тих чи інших положень праць класиків марксизму-ленінізму. Посилання на класиків вважалось основним аргументом, який ставить крапку в будь-якій дискусії. Цитати з класиків вивірялися текстуально, скрупульозно, й не дай Боже допустити в них неточність, а тим паче — помилку! Їх коментар мав здійснюватися за абеткою, сформованою так званими "номенклатурними науковцями", переважна більшість яких працювала в установах, підпорядкованих ЦК КПРС. Крок ліворуч чи праворуч — відхід від офіційної інтерпретації — вважався недопустимим злочином перед наукою. Звідси використання текстів (особливо офіційних коментарів "класиків") без посилань на автора, видання, сторінку тощо. Очевидно, від науковців старшого покоління укорінена десятиліттями академічна неохайність (повинність) передалася молодим дослідникам, що, поза всяким сумнівом, призвело до широкої звички до запозичень, а від неї — і до плагіату.

Не можна не зважати й на те, що десятки чи й сотні дисертаційних робіт в Україні виконуються на замовлення. Як правило, замовниками є особи, котрі мають посади, статус, а головне — гроші, які виділяються для задоволення наукових амбіцій. Вони ллються через край. Особливо серед державних службовців та політиків. Задля справедливості зазначу, що я особисто знайомий із когортою чиновників, яких цілком заслужено вважаю високими науковцями. Вони самостійно ведуть дослідницьку діяльність, пишуть серйозні монографії, обґрунтовують практичні рекомендації, які цілком закономірно "тягнуть" на дисертації кандидатського чи докторського рівня. Однак їх небагато. Більшість чиновників сповідують іншу ідеологію: вважають себе нереалізованими, якщо не здобули відповідного наукового статусу! Задля цього вони наймають науковців, платять гроші, вимагають результату, до якого не мають жодного стосунку. Добре, якщо виконавець ставиться до справи сумлінно, але більшість їх лукавлять: переписують, запозичують, маніпулюють іменами й текстами тощо. Особливо помітне зловживання щодо використання робіт зарубіжних авторів, зокрема англомовних. Виправдовують свої безчесні дії халтурники низькою заробітною платою. Мовляв, на Заході науковці отримують у десятки разів більше! І пишуть, пишуть, пишуть... Така "писанина" — прямий шлях до плагіату, відповідальність за який не персоніфікується.
Ще одна причина цього ганебного явища обумовлена "підступністю" комп'ютерних технологій. Відомо, що без комп'ютера сьогодні жоден дослідник не працює. Відомо також, що в кожного науковця у комп'ютерній базі нагромаджено десятки, а може й сотні власних і чужих ще не використаних виписок, цитат, текстів. Нерідко вони зберігаються (в надії на пам'ять) без відповідних позначок та посилань. Використовуючи їх, дослідник потрапляє в пастку: послуговується "чужим", сподіваючись, що посилається на "власне"!

Левова частка текстів нині проходить через Інтернет, а відтак висвітлюється тим чи іншим кольором під час перевірки на достовірність. Різні програми перевірки на плагіат висвітлюють різні кольори. Тому, довіряючи перевірку комп'ютеру і користуючись ним, я додатково звертаюся до справжніх вчених-професіоналів, які можуть оцінити текст самостійно і професійно.

Не остання серед причин плагіату — укорінена з дитинства, а точніше — зі школи, наша вітчизняна звичка списувати в товариша домашнє завдання або контрольну роботу, що виконується на уроці.

Згадую, мій товариш-трієчник, розбишака й чудовий футболіст Юра списував у мене виконані завдання з математики. Оскільки всі знали, що самостійно виконати їх він не міг, той робив одну-дві незначні помилки, отримував свою законну трійку й ходив із гордо піднятою головою! Для колишніх радянських шкіл таке вважалося явищем нормальним. Побутує воно ще й в українських школах. У європейських, а особливо в американських закладах освіти це явище визнається ганебним. І якщо хтось і десь помітив його прояви, то одразу повідомить про це вчителя. Реакція може бути вкрай суворою — аж до відрахування зі школи. Ми ж дивимося на такі явища крізь пальці. Шкільна звичка переноситься в університет, а далі...

Плагіат — це зло, з яким треба боротися. Однак чим відрізняється плагіат від таких феноменів, як компіляція, запозичення, збіги і т.п.? Яку відповідальність за кожен із них має нести науковець у разі виявлення? Очевидно, ці відмінності мають бути зафіксовані нормативними документами, роз'яснені в середовищі науковців, особливо серед наукової молоді, впроваджені в практику. Скажімо, "збіги" (особливо з текстами з власних публікацій)… Чи має право науковець без посилань використовувати свій власний текст? Далі. Якщо дослідник посилається на текст свого попередника, використовує його без лапок, а джерело вказує наприкінці тексту, — то чи можна вважати це плагіатом? Означені (та багато інших питань) потребують більш-менш обґрунтованої відповіді на рівні нормативних документів, розроблених експертами і науковою спільнотою й затверджених галузевим міністерством.

Вихід із ситуації, що склалася в науковому просторі України, потребує розширеної науково-громадської дискусії, в якій мають народитися нові підходи до організації наукової діяльності, оцінки її результатів, техніки та технології проведення академічної експертизи. Українські вчені і громадськість мають толерантно оприлюднити власні претензії, сісти за стіл перемовин, спробувати з виявом взаємоповаги вникнути в суть, обговорити причини, узгодити нові правила організації наукових досліджень, забезпечити їх спрямованість на істину, на інтереси людини і суспільства, держави і громадянина. Перш ніж починати дискусію, визначу актуальні, на мій погляд, пропозиції, спрямовані на викорінення плагіату.

Першим кроком цього процесу має стати широкоформатне дослідження змісту негативних супутників наукової діяльності, міри їх руйнівного впливу на науку, визначення ступеню відповідальності автора (керівника, кафедри, вченої ради) за допущені хиби. Слід терміново переглянути правила оформлення бібліографічних посилань, надавши більшої чіткості й однозначності правилам цитування. Необхідно провести серію круглих столів і конференцій, присвячених проблемі якості наукових досліджень і механізмів її забезпечення, зокрема проблемі академічної доброчесності. Науковці мають домовитися між собою, взявши за основу досвід організації та експертне оцінювання якості наукових досліджень у найкращих університетах Європи і світу, з урахуванням специфіки академічного життя України.

Другий крок передбачає розробку та введення в освітній процес, починаючи з бакалаврів (далі — для магістрів та аспірантів), спеціального курсу щодо складових академічної культури, специфіки проведення наукових досліджень, забезпечення їх чистоти та відкритості. Традиційний спецкурс із дослідницьких практик більше зосереджується на змістовій частині процесу наукового дослідження, тоді як його технічні й технологічні аспекти залишаються висвітленими вкрай мало і не конкретно.

Третій крок пов'язаний із необхідністю належного виховання в учнів, студентів (а особливо — в майбутніх науковців) культури наукового дослідження, норм академічної доброчесності. Очевидно, починати варто із загальноосвітньої школи, а далі — університету, наукової лабораторії, дослідницького закладу. Для дитини школа має стати взірцем доброчесності, який переросте в норму такої сили, коли "привласнювати чуже" вважатиметься не тільки нормативно визначеним як "неможливе", а й неможливим по совісті.

Четвертий крок подолання академічної недоброчесності безпосередньо пов'язаний із мораллю, вихованням духовних чеснот, за якими живе весь цивілізований світ. Головна з них — відчуття власної гідності, коли порушення тієї чи іншої моральної норми сприйматиметься особистістю як злочин, насамперед перед собою, власним авторитетом, самоповагою, а далі — перед авторитетом батьків, учителів, колег та друзів. Народна мудрість наголошує, що цим треба перейматися ще тоді, коли дитина "поміщається поперек лави", а далі — впродовж життя. Зрозуміло, для цього потрібні час і неабиякі зусилля батьків та вчителів, а головне — зусилля самої особистості.

Встановлюючи нові правила організації та оприлюднення наукових досліджень, які б у принципі унеможливили академічну недоброчесність, слід завжди мати на увазі, що головним у науці є її науковий результат і його практичне значення. Новизна дослідження — альфа і омега будь-якої науки, ширше — академічної свободи особистості; основа довіри й гарантія справедливості. Саме ці речі формують наукові скрижалі всього суспільного організму. Істина проста: без науки і поза наукою ні про який авторитет (а тим більше про розвиток) держави, суспільний прогрес і духовну свободу говорити не доводиться. Однак частина дисертаційних робіт до науки все ще має більше дотичний стосунок. Багато їх можуть бути кваліфіковані як добротний реферат, огляд літератури, оприлюднення полеміки між вченими. Поважаючи працю молодого науковця, все ж слід зауважити: для справжньої науки цього замало. На захист мають виноситися роботи обґрунтованої актуальності, з доведеною науковою новизною та яскраво вираженою практичною спрямованістю.

Така наука потребує сміливості, заперечення авторитету, ясного погляду на майбутнє, відкритого дискурсу й, поза всяким сумнівом, самовідданої повсякденної праці в науковій лабораторії, бібліотеці, за власним письмовим столом.

Нашому суспільству, що реформується, наука потрібна як повітря, як ковток води в пустелі, як невичерпне джерело, яке висвітлить народу шлях виходу з тунелю. Втратимо науку — втратимо державу, незалежність, свободу. І це не високі слова, а реальна оцінка того, що відбувається. Маємо не просто просити в держави кошти на розвиток науки, а власними науковими розробками довести спроможність українського наукового загалу до створення міцної, науково обґрунтованої платформи державотворення, розвитку культури і людини.

P.S. При підготовці статті використані думки та пропозиції колег по філософському корпусу, зокрема науковців Інституту філософії НАН України, Національного інституту стратегічних досліджень, Національного інституту політичних та етнонаціональних досліджень НАН України.

Для пользы леса

Лесной кодекс Беларуси будет подкорректирован. На прошлой неделе законопроект «О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Республики Беларусь» приняли в первом чтении на заседании депутаты Палаты представителей.  Документ для обсуждения парламентариям представили заместитель председателя Постоянной комиссии палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Наталья Климович и член комиссии Николай Рассоха.

Пересмотреть статьи Лесного кодекса, действующего с начала 2017 года, лесоводов вынудили экстремальные погодные условия последних лет: уменьшение количества осадков, понижение грунтовых вод, длительные засушливые периоды и ураганные ветры, всё активнее сказывающиеся на устойчивости белорусского леса. Достаточно только отметить, что, по данным Министерства лесного хозяйства, в результате урагана, прошедшего по территории Беларуси в июле 2016 года, было уничтожено 16,5 тыс. гектаров здоровых насаждений с объемом древесины до 5 млн куб. метров. В 2017 году лесное хозяйство страны столкнулось с еще более серьезной проблемой — размножением вредителей и усыханием хвойных насаждений. В результате чего потребовалось провести сплошные санитарные рубки 25 тыс. га сосновых и 5 тыс. га еловых насаждений.


По словам начальника управления лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства Николая Юревича, несмотря на то что Лесной кодекс, принятый в 2017-м, уже доказал свою состоятельность, негативные климатические явления потребовали принятия неотложных организационных мер и совершенствования важнейшего для лесного хозяйства документа. В комментарии «БЛГ» Николай Юревич рассказал о наиболее важных и принципиальных изменениях:


— Среди основных задач этого законопроекта — упрощение порядка проведения лесохозяйственных мероприятий и повышение эффективности ведения лесного хозяйства. Проектом закона уточняются определения терминов «лесохозяйственные мероприятия», «рубки главного пользования», «прочие рубки» и «участок лесного фонда».


Термин «прочие рубки», например, предусматривается расширить, включив в него рубки малоценных лесных насаж­дений для заготовки древесины в топливно-энергетических целях. Так, с учетом обращений субъектов хозяйствования и граждан предлагается дать возможность проводить такие рубки в тех же сероольховых насаждениях для дополнительного вовлечения древесных ресурсов для использования в виде древесного топлива. К этому же термину предложено отнести рубки леса при расчистке участков лесного фонда для строительства и содержания лесных питомников, лесосеменных плантаций, селекционно-генетических объектов. Данная норма необходима для выполнения работ по строительству новых питомников и лесных плантаций и поддержания порядка на существующих объектах.


Упрощается разрешительный механизм по проведению рубок леса, не запроектированных лесоустроительным проектом. Таким образом, для оперативной ликвидации последствий стихийных бедствий юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, предлагается дать возможность назначать и проводить рубки на участках лесного фонда, не запроектированные лесоустроительным проектом. Так, значительно упростится механизм заготовки древесины для нужд отопления, ликвидации последствий стихийных бедствий путем отпуска древесины на корню прочим лесопользователям.


Расширяется круг лиц, участвующих в лесовосстановлении. Так, изменения затронут пункт 5 статьи 28 кодекса. В итоге для развития рынка услуг по лесовосстановлению и лесоразведению, привлечения к выполнению этих мероприятий широкого круга общественности проектом закона предлагается исключить ограничение на проведения этих лесохозяйственных мероприятий только юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство. Тем самым право участвовать в проведении таких мероприятий предоставляется любым лицам, в том числе и на основании гражданско-правового договора на оказание услуг по проведению лесохозяйственных мероприятий и лесопользованию.


Будут откорректированы сроки выписки разрешительных документов на проведение рубок леса. Практика правоприменения показала, что перечень случаев, когда разрешительный документ выписывается в течение месяца после начала рубки, а не до ее начала, необходимо расширить. При выдаче разрешительного документа не всегда представляется возможным определить объем вырубаемой древесины и место вырубки. 


Например, при проведении научно-исследовательских, поисковых, геологоразведочных и иных работ. Таким образом, проектом закона в пункте 4 статьи 40 Лесного кодекса предлагается расширить перечень случаев, когда выдача разрешительного документа осуществляется в течение месяца после начала рубки в целях определения более точного объема вырубаемой древесины (сегодня два случая, которые связаны с ликвидацией ЧС и пожаров).

Упрощение порядка обмера заготовленной древесины. Проектом закона предлагается в случаях, когда древесина вывозится лесопользователем на промежуточный лесопромышленный склад, указанный в технологической карте, проводить обмер заготовленной древесины на этих складах. В случае, когда заготовленная древесина отправляется с лесосеки потребителю, обмер предлагается осуществлять непосредственно на лесосеке.

Расширят виды побочного лесопользования для ремесленной деятельности. В целях обеспечение сырьем ремесленников и упрощения процедуры оформления  заготовки веток лещины и других кустарников для изготовления различных предметов ремесленниками предлагается отнести вид деятельности по заготовке таких лесных ресурсов к виду побочного лесопользования.


В целях обеспечения охраны и создания условий для увеличения поголовья глухарей и тетеревов предусмотрена норма о запрете на проведение сплошных рубок главного пользования, а также других видов рубок главного пользования на выделенных в соответствии с охотоустроительной документацией участках лесного фонда, в границах которых находятся глухариные и тетеревиные тока, а также 300-метровой полосе вокруг них (за исключением принятия научно обоснованных мер для предотвращения зарастания этих участков).


Проектом закона предусмотрено изменение перечня случаев перерасчета расчетной лесосеки, сроков таких перерасчетов, утверждения и введения в действие расчетной лесосеки в связи с изменением климата и участившимися случаями засухи, ураганных ветров и других неблагоприятных факторов воздействия на лес с последующей его гибелью.


К тому же проектом закона предусматривается корректировка ряда норм, направленных на обеспечение внутренней согласованности норм кодекса, исключения дублирующих норм, а также приведение кодекса в соответствие с принятыми в последнее время законодательными актами.


В целом новые подходы в законе позволят максимально быстро адаптироваться к складывающимся условиям и послужат дополнительным импульсом развития отрасли. Поэтому теперь главная задача — оперативно принять изменения в Лесной кодекс, обучить специалистов для работы в новых условиях, когда он будет принят во втором чтении.


В заключение отметим, что законопроект «О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Республики Беларусь» был разработан парламентариями с учетом мнения всех заинтересованных сторон. Депутаты неоднократно встречались с работниками лесхозов и ГПЛХО, обсуждали проблемные вопросы и необходимость совершенствования Лесного кодекса. Также документ был вынесен на общественное обсуждение, принять участие в котором смогли все желающие. Ожидается, что второе чтение проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Республики Беларусь» состоится ближайшей осенью.


http://lesgazeta.by/news/aktualno/dlja-polzy-lesa

Волинські лісівники розповіли про допомогу атовцям


На Волині працівники лісогосподарських підприємств надають допомогу військовим та членам їхніх родин.

Про це розповів голова обласної організації профспілки працівників лісового господарства Павло Матіюк, - інформує прес-служба Волинського обласного управління лісового та мисливського господарства.

За словами Матіюка, свого часу представники наших лісогосподарств на підступах до Маріуполя збудували 100 фортифікаційних споруд, передали на передову чимало транспортних одиниць, забезпечили сім’ї учасників АТО дровами.

«І тепер, за можливості, надаємо посильну допомогу бійцям ЗСУ, добровольцям, підтримуємо їх сім’ї. Для прикладу, торік у нас на базі Воротнівського лісництва ДП «Ківерцівське ЛГ» відкрився Лісівничий молодіжний центр, де окрім членів учнівських лісництв, малечі наших працівників, часто бувають вдови і діти загиблих натовців і самі бійці», - сказав Павло Матіюк.

Віен підкреслив, що у цій російсько-українській війні брали участь і працівники лісового господарства. «Піклуємось і про них», - додав Матіюк.

22 червень, 21:11

Таджикистан взял на себя обязательство по восстановлению лесных ландшафтов

Avesta.Tj | 23.06.2018 | Более 2,5 млн га лесных ландшафтов будет восстановлено в странах Кавказа и Центральной Азии к 2030 году в рамках Боннского соглашения.

Обязательства взяли на себя Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан во время первого Заседания круглого стола на уровне министров по восстановлению лесных ландшафтов и Боннскому соглашению на Кавказе и в Центральной Азии, состоявшемся 21-22 июня 2018 в г. Астана, Казахстан.

Как сообщает пресс-центр ФАО, во время встречи была также принята Астанинская резолюция, в соответствии с которой регион обязался восстановить более 2.5 млн га лесов, а также укрепить партнерство и региональное сотрудничества в этой сфере.

Министры и высокопоставленные представители стран Кавказа и Центральной Азии воспользовались возможностью приведения национальных и региональных усилий по восстановлению лесных ландшафтов в соответствие с международным Боннским соглашением – глобальной инициативой по восстановлению 350 млн. га деградированных и лишившихся лесных насаждений территорий к 2030 году. Боннское соглашение было принято в 2011 году правительством Германии и Международным союзом охраны природы (МСОП).

Многие страны уже добились значительного прогресса в восстановлении лесонасаждений. В их числе – создание зеленых поясов вокруг Астаны и Ашхабада, а также широкомасштабные лесопосадки на дне высохшего Аральского моря.

«Всего за период с 1997 по 2018 годы было создано лесонасаждений на площади 83 тыс. га. Это одна из многих инициатив в стране по созданию и восстановлению лесных ландшафтов. К 2021 году зеленый пояс вокруг Астаны превысит 100 тыс. га», – сказал Ерлан Нысанбаев, вице-министр сельского хозяйства Республики Казахстан.

При этом, принимая во внимание масштабы задач по восстановлению лесного покрова, очень важно мобилизовать внутренние и внешние ресурсы для увеличения площади лесов, и – соответственно – улучшения средств к существованию населения.

На Кавказе и в Центральной Азии восстановление лесных ландшафтов могут благоприятно воздействовать на многие территории. В частности, срочного внимания требуют лесопосадки вблизи населенных пунктов и горнодобывающих предприятий, создание пойменные лесов и лесов на склонах.

Национальные обязательства по Боннскому соглашению могут также помочь выработать согласованную стратегическую инвестиционную основу для восстановления и поддержки стран в достижении других целей, включая Айтинские задачи в области биоразнообразия и Глобальные Цели по Лесам.

Заседание Круглого стола на уровне министров было организовано Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан и Секцией лесного хозяйства и лесоматериалов ЕЭК ООН/ФАО в сотрудничестве с Международным союзом охраны природы и при поддержке Министерства по делам окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов Германии.

23 июня 2018, 10:27

Чернівецька область: вогнеборці отримали пожежне авто від польських колег

22 червня у місті Сторожинець за участі очільників районної влади, Cторожинецької об’єднаної територіальної громади, керівництва Управління ДСНС України у Чернівецькій області та гостей із Польщі – представників гміни Андрихув – відбулося урочисте вручення пожежного автомобіля рятувальникам району.

Захід став можливий завдяки багаторічній співпраці району із Републікою Польщею, у рамках якої неодноразово було здійснено взаємні дружні візити з метою обміну досвідом, організовано спільні заходи задля покращення протипожежного захисту населених пунктів Сторожинецького району. Зокрема, у 2016 році вогнеборці Сторожинеччини вже отримували від польських колег пожежний автомобіль.

Сьогодні у приміщенні Сторожинецької районної державної адміністрації начальник Управління ДСНС України у Чернівецькій області Сергій Михайлюк та польські партнери підписали угоду про передачу пожежного авто від Добровільної пожежної частини в місцевості Сулковіце-Ленг гміни Андрихув для місцевої пожежної команди села Давидівка. Спецтранспорт відчутно покращить пожежний захист населеного пункту та справно служитиме для порятунку майна і життя мешканців села, адже він сучасніший, ніж той, який зараз використовують вогнеборці місцевої пожежної охорони, та вміщує 2,5 тонни води.

«Ми щиро вдячні закордонним колегам за постійну підтримку. Завдяки нашій співпраці вдалось зробити чимало, щоб пожежна безпека громадян Сторожинеччини була на високому рівні. Сподіваємося на продовження партнерських відносин у майбутньому», – повідомив начальник УДСНС України у Чернівецькій області Сергій Михайлюк.

Окрім цього, під час заходу відбулося урочисте підписання Листа про наміри співпраці між гміною Андрихув та Сторожинецькою об’єднаною територіальною громадою.



У ДСНС України у Чернівецькій області

В Азербайджане желающие посадить деревья смогут бесплатно получить саженцы



В Азербайджане желающие посадить деревья смогут бесплатно получить саженцы, обратившись в министерство экологии и природных ресурсов.

Об этом в пятницу на пресс-конференции сказала завсектором по работе с общественными организациями, экологическому просвещению министерства Умайра Тагиева.

Тагиева сказала, что несколько раз были зарегистрированы случаи искусственного состаривания предпринимателями деревьев, которые они хотели вырубить. В связи с этими случаями было направлено обращение в правоохранительные органы.

Пресс-секретарь министерства Ирада Ибрагимова сказала, что если ущерб от вырубки деревьев превышает 1000 манатов, это уже является преступным действием и в связи с этим министерство направляет дело в правоохранительные органы.

«Чтобы изменить отношение людей в окружающей среде, необходима поддержка представителей медиа и общественности. Мы считаем, что те люди, которые наносят вред зеленым насаждениям, должны становиться объектом порицания со стороны общества», — отметила Ибрагимова.

По ее словам, некоторые предприниматели, используя определенных лиц, осуществляют незаконную вырубку деревьев в основном в столице.

«Строительные компании во время строительства и благоустройства не учитывают участки, где расположены зеленые насаждения. Поэтому необходимо проводить активную пропагандистскую работу и, с другой стороны, необходимо внести изменения в существующее законодательство в области охраны зеленых насаждений и применять более жесткие санкции», — добавила Ибрагимова.

Представитель министерства сказала, что в последнее время увеличилось внимание отдельных граждан и представителей СМИ к вопросу охраны зеленых насаждений.

«И это радует. В результате оперативных обращений граждан была предотвращена вырубка лесов на отдельных участках. Министерство положительно оценивает такие обращения и призывает общественность быть активной, заботиться о зеленых насаждениях. Еще раз напоминаем, что «горячая линия» 168 министерства работает круглосуточно», — отметила Ибрагимова.

(Автор: Ильхама Исабалаева. Текст: Мугаддас Мустафаев)
23.06.2018