70 лет назад постановлением Совета министров СССР и ЦК ВКП(б) от 20 октября 1948 года № 3960 был принят План полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоёмов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР. Появлению этого плана предшествовал массовый голод в СССР в 1946-1947 годах, приведший к гибели, по некоторым оценкам, до полутора миллионов человек (точные масштабы голода и гибели людей были засекречены). Причинами голода стали не только послевоенная разруха в сельском хозяйстве и запустение обширных сельских районов, но и сильная засуха 1946 года, приведшая к потере значительной части урожая. Откликом на эту засуху и стал план по созданию полезащитных лесонасаждений и других мер, способствующих повышению урожайности сельскохозяйственных культур в степной и лесостепной зонах европейской части СССР, впоследствии распространившийся и на юг Сибири.
План основывался на результатах работы Научно-исследовательского института земледелия центрально-черноземной полосы имени В.В.Докучаева, созданного на базе Каменно-степной опытной станции в Воронежской области. Книгу И.Е.Филоненко о работе этой опытной станции и предшествовавшей ей Особой экспедиции В.В.Докучаева можно прочитать здесь:
И.Е.Филоненко. Особая экспедиция. Книга 1И.Е.Филоненко. Особая экспедиция. Книга 2Утвержденный план предусматривал создание в 1949 - 1965 годах примерно шести миллионов гектаров новых полезащитных лесных полос, включая как крупные государственные лесополосы, так и защитные лесонасаждения на полях колхозов и совхозов, а также меры по сохранению всех ценных лесных массивов в степных и лесостепных районах европейской части СССР. Крупные полезащитные лесные полосы были перечислены непосредственно в плане - их общая длина должна была составить 6,4 тыс. км, причем большинство лесополос должно было включать в себя по три-четыре ленты шириной по шестьдесят метров, с расстоянием между ними в триста метров. Эти полосы были в основном успешно созданы.
Основная часть защитных лесных насаждений, согласно плану, должна была быть создана силами колхозов и совхозов на своих землях - планируемые площади таких насаждений относительно равномерно распределялись по лесостепным и степным регионам СССР. Кроме того, часть насаждений на землях колхозов и совхозов предписывалось создать силами Минлесхоза СССР. Кроме того, колхозам и совхозам предписывалось в 1949-1950 годах провести работы по восстановлению всех поврежденных защитных лесонасаждений, расположенных на их землях.
В плане было сказано, что сочетание древесных и кустарниковых пород для создания защитных лесополос нужно подбирать применительно к местным почвенно-климатическим условиям, и при этом были даны весьма подробные рекомендации на эту тему. Очень интересен, и актуален до сих пор, пункт плана по поводу ширины лесополос:
"Признать неправильным, когда в районах с сильно расчлененным рельефом и большим стоком талых и дождевых вод посадка полезащитных насаждений производится в виде узких полос, которые не могут защитить почвы от смыва и размыва. Основой защитного лесоразведения должно быть создание системы полезащитных, приовражных и других лесонасаждений, ширина которых устанавливается в соответствии с назначением насаждений и местными природными условиями, а именно: лесные полосы в колхозах и совхозах для защиты полей от суховейных ветров в равнинных условиях создавать шириной 10 - 20 метров; лесные полосы в колхозах и совхозах, размещаемые поперек склонов для прекращения смыва и размыва почвы (водорегулирующие лесные и лесосадовые полосы), создавать шириной 20 - 60 метров; овражно-балочные лесонасаждения в виде приовражных и прибалочных полос создавать шириной 20 - 50 метров, а также создавать сплошные насаждения на склонах оврагов и балок; лесонасаждения вокруг водоемов создавать шириной 10 - 20 метров".
План предусматривал оценку приживаемости созданных лесополос в течение трех лет после посадки, и премирование участвовавших в посадке работников сельхозпредприятий в случае достижения удовлетворительных результатов (80-процентной приживаемости).
Планом предусматривалось множество и других мер по созданию и поддержанию мощной системы полезащитных лесных полос в европейской части СССР. С планом можно ознакомиться здесь:
Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 20.10.1948 № 3960 "О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоёмов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР"Государственная полезащитная лесная полоса
Начиная с 90-х годов позапрошлого века (работы Особой экспедиции по испытанию и учету различных способов и приемов лесного и водного хозяйства в степях России под руководством В.В.Докучаева), наша страна в течение многих десятилетий оставалась абсолютным мировым лидером по масштабам полезащитного лесоразведения. В последние десятилетия ситуация принципиально изменилась: защитные лесные насаждения в сколько-нибудь значительных количествах создаются лишь в немногих отдельных регионах степной и лесостепной зон, многие ранее созданные лесополосы быстро деградируют из-за пожаров, болезней, вредителей и старения, а подавляющее большинство лесов на землях сельскохозяйственного назначения вообще не имеет никакого правового статуса - в понимании нынешнего законодательства просто не существует.
При этом в России накопились огромные площади бывших земель сельскохозяйственного назначения, теперь по разным причинам не используемых и зарастающих лесом, или пригодных для лесоразведения: из-за низкой продуктивности, неблагоприятного климата в зоне рискованного земледелия, водной или ветровой эрозии, а чаще просто из-за опустения обширных сельских районов - на этих землях стало некому работать. Точная площадь этих земель неизвестна; по предварительной оценке, она составляет не менее ста миллионов гектаров - если все эти земли будут заняты лесом, это будет около десяти процентов от общей площади российских лесов. По самым оптимистическим оценкам, даже при мощном государственном субсидировании и самом благоприятном правовом регулировании, вернуть в сельскохозяйственный оборот можно от четырех до десяти процентов этих земель. Остальные по меньшей мере девяносто процентов - как сельхозземли заброшены навсегда. Их можно вовлечь в интенсивное лесное хозяйство: выращивание и использование лесов требует в разы меньше рабочих рук, чем интенсивное сельское хозяйство на той же площади; тогда на этих брошенных землях можно будет выращивать значительно больше древесины, чем ее сейчас заготавливается во всех естественных лесах нашей страны (за счет более благоприятного климата в степной и лесостепной зонах). Эти земли можно использовать для восстановления утраченных лесных экосистем и ландшафтов, водных систем, и связанного с ними биоразнообразия. Обширное лесоразведение на безнадежно заброшенных сельхозземлях - это один из самых эффективных механизмов предотвращения неблагоприятных изменений климата, и наша страна, таким образом, может внести огромный вклад в сохранение жизни на Земле в целом. Все эти цели связанного с лесом использования брошенных земель можно сочетать - и все это будет вести к повышению уровня жизни местного населения, поскольку лесное хозяйство может стать источником рабочих мест и доходов для большого количества людей.
Но для того, чтобы эти брошенные земли могли превратиться в леса, и начали работать на благо людей и природы, необходимо внести изменения в действующее российское законодательство. Сейчас оно не признает права леса на существование на землях сельскохозяйственного назначения (за некоторыми исключениями, на которые приходится лишь несколько процентов таких лесов). Собственник земельного участка за сам факт зарастания этого участка лесом может быть оштрафован на сотни тысяч рублей, в зависимости от кадастровой стоимости участка, или вовсе лишен этого участка через суд без какой-либо компенсации. Такое положение дел вынуждает собственников всеми возможными способами избавляться от лесных деревьев на своих участках - главным образом сжигая сухую траву и бурьян вместе с молодыми деревцами (это, кстати говоря, является одной из важных причин пожаров на природных территориях России). Молодые леса, которые могли бы стать одной из основ для будущего социально-экономического развития больших территорий, чаще всего просто уничтожаются без какой-либо пользы.
Чтобы эту ситуацию изменить, Гринпис добивается придания ясного правового статуса лесам, растущим на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе появившимся естественным образом на безнадежно заброшенных деградированных сельхозземлях (уже практически непригодных для сельского хозяйства, но еще вполне годных для лесного). Обращение к Президенту РФ по этому поводу можно подписать здесь (под ним уже собрано около 28 тысяч подписей):
Бесправным лесам России нужна помощь!