ПІД ВИГЛЯДОМ БОРОТЬБИ З КОРУПЦІЄЮ

влада обвалила лісову галузь в Україні

ЛІС І РЕФОРМУВАННЯ

Державні ліси мають покривати свої видатки з власних доходів

Орест ФУРДИЧКО

Таємниці реформування "лісових відносин" в Україні

РЕФОРМАЦІЯ, ДЕГРАДАЦІЯ ЧИ ПРОФАНАЦІЯ?

Як Держлісагентство хоче реформувати лісову галузь

ЧИНОВНИКИ ПРОТИ ЛІСІВНИКІВ

Кому вигідний фінансовий саботаж лісгоспів?

08 серпня 2016

Как «лесное» ведомство «утонуло» в коррупции

Как «лесное» ведомство «утонуло» в коррупции.

08.08.2016

Как «лесное» ведомство «утонуло» в коррупции.

Правительство РФ рассматривает возможность лишить власти ряда регионов прав на управление лесами, мотивируя это неэффективной борьбой с пожарами. О том, кто войдет в список аутсайдеров, а также каких еще природохозяйственных полномочий могут лишиться субъекты РФ, сообщил СМИ руководитель Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) Иван Валентик.
Он также заявил, что «Мы вырубаем больше, чем сажаем». Эксперты сразу «зацепились» за эту фразу. По их мнению, главный лесник станы фактически расписался в собственной несостоятельности!
Как, впрочем, и курирующее Рослесхоз ведомство.
Все пошли лесом?
В структурах Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которым руководит Сергей Донской, произошла серия коррупционных скандалов.
В выводе активов были заподозрены руководители «дочерних подразделений» Федерального агентства лесного хозяйства России (Рослесхоз – прим.ред.) и госхолдинга «Росгеология».
В частности, факты нецелевого расходования средств и коррупции были выявлены в подведомственном Рослесхозу федеральном государственном учреждении «Рослесинфорг». В ФСБ поступили данные, что в «Рослесинфорге» имеются нарушения на сумму более чем 200 млн рублей, включая контрактные нарушения в сфере закупок.
Напомним, что ФГУ «Рослесинфорг» было создано на базе государственных лесоустроительных предприятий. На должность директора учреждения приказом руководителя Рослесхоза Ивана Валентика 23 апреля 2015 года был назначен Айрат Гайнетдинов. Он сменил на этому посту Андрея Собгайду, который занимал эту должность с 2013 года.
Именно с фигурой Гайнетдинова и связывают масштабные финансовые нарушения в ФГУ «Рослесинфорг». Сейчас в этом вопросе разбираются сотрудники ФСБ.
«Попилено» на щепки?
Известно, что после вступления в должность директора «Рослесинфорга» Айрат Гайнетдинов из своего родного Ростова-на-Дону привез в Москву 11 человек, которые ранее составляли «костяк» его команды. Среди тех, кто прибыл в столицу, была Айна Тищенко, которая с 1 июня 2015 года заняла должность начальника правового управления ФГУ.
В Рослесхозе ходят слухи, чтобы со временем у Гайнетдинова и Тищенко случился конфликт, так как женщина сумела выявить сомнительные финансовые махинации. Позже именно она передала вышестоящим чиновникам информацию о нарушениях в «Рослесинфорге».
В СМИ есть данные о масштабных нарушениях при госзакупках в «Рослесинфорге». Так, к примеру, это государственное предприятие с нарушением закона о госзакупках осуществило закупку не предусмотренных планом-графиком товаров, работ, услуг на сумму более 59 млн рублей. Кроме этого, был выявлен факт неэффективного расходования средств субсидии на госзадание по закупке материалов космической съемки на сумму более 69 млн рублей.
Также стоит обратить внимание на то, что руководство «Рослесинфорга» неправомерно отклонило заявку одного из участника торгов на предоставление космических снимков. Торги выиграла компания ООО «Производственно-коммерческая фирма «Орбита», однако лицензионное соглашение на цифровые космические снимки «Рослесинфорг» не заключил. Проверяющие в данном случае указали на неэффективное расходование субсидий на сумму более 95 млн рублей.
«Под колпаком»?
Эксперты по борьбе с коррупцией не исключают, что деньги на госзакупках в «Рослесинфорге» «пилились» по так называемой «откатной схеме». Эта схема применяется, когда после тендера часть финансов от подрядчика «уходит» к чиновникам-организаторам размещения госзаказа. В данном случае происходит так называемый «откат».
Сразу после этого скандала немедленно «по собственному желанию» уволились директор ФГУ «Рослесинфорг» Гайнетдинов и целый ряд сотрудников, в том числе начальник управления делами и правового обеспечения Рослесхоза Олег Молибог, который имеет давние профессиональные связи с Гайнетдиновым.
Иван Валентик, руководитель Рослесхоза
Наблюдатели говорят, что «откаты» от Гайнетдинова через Молибога могли идти самому главе Рослесхоза Ивану Валентику, который и назначил Гайнетдинова руководить ФГУ «Рослесинфорг». Не исключено, что после этого скандала главу Рослесхоза ожидает отставка.
Кстати, если выяснится, что «откаты» из Рослесхоза шли руководству Минприроды, то проблемы будут у самого министра Сергея Донского.
«Дрова» на миллиарды?
Кстати, бывший глава Федерального агентства лесного хозяйства и замминистра природных ресурсов и экологии Владимир Лебедев тоже покинул свой пост после не менее громкого коррупционного скандала и стал членом Совета Федерации, получив заветную парламентскую неприкосновенность.
Перед тем, как Лебедев лишился своего поста в Рослесхозе, общественность узнала, что при проверке деятельности Рослесхоза аудиторы Счетной палаты выявили многочисленные нарушения, совершенные агентством, сумма которых составила порядка 6,6 млрд рублей. Поговаривают, что эти деньги были «распилены».
Среди прочего в представлении Счетной палаты указано, что нарушения по доходной части агентства составили 5,05 млрд рублей, по расходной — 1,55 млрд рублей, в том числе с нарушением принципа целевого использования средств федерального бюджета — 560,5 млн рублей, принципа результативности и эффективности — 669,9 млн рублей, при осуществлении государственных закупок — 353,5 млн рублей.
Поговаривают, что Лебедев и Донской «пилили» эти почти 7 млрд. руб. «на пару». Не исключено, что, если силовики начнут проверять информацию о причастности министра к махинациям в Рослесхозе, то Донскому тоже придется покинуть свой пост.
У экспертов складывается впечатление, что при министре Донском Рослесхоз превратился в своеобразный механизм по «распилу» бюджетных средств.
Хищения в «Росгеологии»
Еще один громкий скандал связан с подшефным Минприроды государственным холдингом «Росгеология». Все дело в том, что на днях в отношении управляющего директора ОАО «Читагеологоразведка» (входящего в структуру госхолдинга «Росгеология» - прим. ред.) Анатолия Кондратюкина было возбуждено уголовное дело по фактам злоупотребления полномочиями.
Его подозревают в нанесении ущерба предприятию в сумме не менее 70 млн руб. Эти деньги могли быть украдены.
По версии следствия, господин Кондратюкин заключал госконтракты с аффилированными с ним фирмами и приобретал у них технику для предприятия по завышенным ценам. Названия этих фирм уже известны широкой общественности. Это ООО «Железный кряж», ООО «Даургеотехнология», ООО «Уров-золото», ООО «Ареал Ресурс», ООО «Геопромресурс».
Сергей Донской, министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Всего с 1 января 2013 года по 9 октября 2015 года ОАО «Читагеологоразведка» заключило более 600 контрактов с поставщиками и подрядчиками на общую сумму более 330 млн руб. Считается, что «откаты» от поставщиков могли от Анатолия Кондратюкина передаваться руководству «Росгеологии», а оттуда уходить влиятельным чиновникам из Минприроды.
Кстати, до этого министра природных ресурсов уже связывали с махинациями в опекаемой им госкорпорации «Росгеология», которую Донской ранее возглавлял. Возможно, что глава Минприроды и сам смог немало «наварить» на этом госхолдинге.
Отметим, что к самому главе Минприроды ранее была масса претензий, не связанных с Рослесхозом и «Росгеологией». Так, к примеру, Сергея Донского не раз обвиняли в лоббизме интересов «Лукойла». Кстати, ранее министр природных ресурсов работал в финансовом департаменте ОАО «Лукойл». Похоже, что Донской до сих пор сохраняет лояльность хозяину «Лукойла» Вагиту Алекперову.
Более того, Донской считается одним из активных сторонников введения налога на финансовый результат (НФР) для нефтяников. Эксперты уверены, что этот законопроект Донской тоже лоббирует в интересах «Лукойла».
В Администрации президента РФ говорят, что законопроект о введении налога на НФР в нынешнем виде может создать дыру в бюджете. Все дело в том, что сейчас в России действует налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который вполне устраивает Минфин. Если НДПИ будет заменен на НФР, федеральный бюджет может недополучить 20% сборов от НДПИ на нефть, которые, согласно проекту бюджета, в 2016 году планируются на уровне 4,62 трлн.
Таким образом, министра Донского можно заподозрить в лоббизме, «откатах» и «распилах». Похоже, что после того, как следователи закончат разбираться с махинациями руководства Рослесхоза и «Росгеологии», они примутся за самого министра. В результате Донской может лишиться не только своего поста, но и гораздо бОльшего!.

Португалія: палають ліси


У Португалії в умовах спеки здійнялися сотні лісових пожеж, які перекидаються на населені пункти.

Вогонь легко спалахує і швидко поширюється у соснових і евкаліптових гаях за посушливих вітрів і температури, що перевищує 30 градусів.

Особливо загрозлива ситуація – на півночі країни. В районі Порту оголошено режим надзвичайного стану.

“Усе у вогні. Пожежники нічого не можуть вдіяти, дуже посушливо, все горить,” – каже одна мешканка.

Залучено майже три тисячі пожежників, більше тисячі транспортних засобів і літаків.

Однак у деяких районах цього недостатньо, як каже мер Вале-де-Камбра Жозе Пінейру:

“Я попросив держсекретаря виділити більше засобів, щоб захистити будинки, людей, тварин, підприємства, бо з урахуванням масштабів цієї пожежі нам потрібні усі доступні засоби.”

У Португалії влітку часто здіймаються лісові пожежі, внаслідок яких вигорають сотні гектарів.

На допомогу для їх гасіння не раз прибували спеціальні літаки з інших країн, зокрема, сусідніх Іспанії та Франції.

http://www.lusa.pt/default.aspx?page=home

http://abcnews.go.com/International/wireStory/thousands-firefighters-battle-forest-blazes-portugal-41199529

http://bigstory.ap.org/article/a24c8712b6bf40debec7326eb3ae8aa0/thousands-firefighters-battle-forest-blazes-portugal

Поджоги ради санрубок: насколько значима эта проблема, и что с ней делать?


В Гринпис регулярно обращаются сторонники и другие граждане России, считающие, что одной из главных причин пожаров (или даже самой главной) являются умышленные поджоги ради последующего назначения санитарных рубок, и получения права на заготовку мало поврежденной огнем древесины по очень низкой цене. Для борьбы с этим злом люди предлагают резко увеличить таксовую стоимость горелой древесины, чтобы санрубки стали невыгодными, или вовсе запретить эти рубки. Поскольку тема эта очень популярна, и таких предложений поступает очень много, разъясняем нашу позицию по этому вопросу.

Мы давно работаем с проблемой лесных пожаров - понемногу начиная с конца девяностых, а специальный противопожарный проект существует в нашей организации с 2010 года. В нашей практике мы очень редко сталкиваемся с ситуациями, когда возникновение лесного пожара можно объяснить, хотя бы предположительно, умышленным поджогом с целью обоснования дальнейшего проведения санитарной рубки - в подавляющем большинстве случаев наиболее вероятными или даже точно установленными оказываются другие причины. Эти наши данные относятся в первую очередь к регионам Европейско-Уральской России; но у нас есть основания полагать, что и в Сибири, и на Дальнем Востоке умышленные поджоги леса с целью обоснования последующих санитарных рубок являются второстепенной и не очень широко распространенной причиной лесных пожаров. Основания эти состоят в следующем.

1. Плата за использование лесов в нашей стране и без всяких ухищрений со стороны лесозаготовителей позорно низка - она составляет в среднем по стране около ста рублей за кубометр (это то, что получают в сумме федеральный и региональные бюджеты). Это на порядок ниже, чем получает собственник леса за древесину, продаваемую заготовителям "на корню", в других северных странах с развитым лесным хозяйством. Конечно, значительная доля недополучаемых государством доходов попадает к разного рода перекупщикам и посредникам - но на их доходы снижение платы за древесину, заготавливаемую при санрубках, практически не влияет. Затраты лесопольователей, связанные с преодолением бюрократических препятствий, выполнением различных обременений, вынужденной платой за часть лесных ресурсов, существующую только "на бумаге", и с коррупционной нагрузкой - гораздо выше, чем прямые платежи в бюджет за заготавливаемую ими древесину. Благодаря такой позорно низкой цене древесины "на корню" и малой доле платы за использование лесов в общей структуре затрат мотивация к дальнейшему снижению официальной цены у лесозаготовиителей обычно не очень велика.

2. Получить право на проведение санитарной рубки в конкретном месте после конкретного пожара очень непросто - надо или поменять дорогостоящую проектную документацию (проект освоения лесов, если речь идет об арендованном участке) со всеми сопутствующими процедурами, включая государственную экспертизу, или пройти через размещение заказа на работы по охране, защите и воспроизводству лесов (через аукцион), или иметь очень крепкие коррупционные связи в органах управления лесами субъекта РФ. В первых двух случаях процедуры настолько трудоемки, что почти неизбежно съедят всю выгоду от полученной санитарной рубки; в третьем случае реальный пожар чаще всего просто не нужен - для назначения санитарной рубки обычно вполне хватает вымышленных оснований. Конечно, могут быть исключения и различные специфические местные схемы получения прав на заготовку древесины, но в масштабах страны они погоды не делают.

3. Значительная доля лесных пожаров, впоследствии приобретающих катастрофические масштабы, возникает в местах, из которых древесину практически невозможно вывезти (экономически бессмысленно, даже если она будет получена вовсе даром). Это, конечно, не исключает вероятность умышленных поджогов, но делает бессмысленными поджоги леса ради последующего проведения санитарных рубок.

Мотивы к умышленным поджогам леса ради обоснования и проведения последующих санитарных рубок в конкретных ситуациях могут быть - например, для обхождения запретов на рубки в некоторых категориях лесов, для увеличения объемов заготовки сверх установленных норм лесопользования, а где-то и действительно для снижения платы за лесные ресурсы (она очень сильно зависит от региона и характеристик леса). Но такие ситуации не очень распространены, связаны с местными условиями и имеют местный же характер.

С учетом всего вышеизложенного, мы полагаем, что доля лесных пожаров, возникающих в результате умышленных поджогов для обоснования последующих санитарных рубок, в масштабах страны невелика, и в число важнейших причин лесных пожаров, особенно катастрофических лесных пожаров, такие поджоги не входят. Более того - начало большинства крупнейших лесопожарных катастроф последних лет было или однозначно связано с другими причинами (в основном с палами сухой травы на прилегающих к лесам землях - Амурская область, Забайкальский край, Хакасия, Бурятиия и др.), или происходило в регионах, где масштабы коммерческого лесопользвания малы и смысла в обосновании дополнительных санрубок нет (Якутия, Эвенкия).

Конечно, все вышеизложенное не исключает того, что причиной некоторой части пожаров, в том числе, возможно, катастрофических пожаров, могут быть умышленные поджоги с целью обоснования последующих санитарных рубок - и эту проблему можно было бы полностью устранить повышением ставок платы за горелую древесину или вообще запретом на санитарные рубки после лесных пожаров. Но это создало бы другую проблему: как минимум часть тех объемов древесины, которая сейчас заготавливается в поврежденных или погибших от пожаров лесах и в конце концов используется потребителями, пришлось бы заменить живой древесиной из здоровых лесов. Насколько это может увеличить нагрузку на живые леса - сейчас оценить не представляется возможным, но в некоторых регионах это увеличение может оказаться весьма значительным.

В связи с этим мы не считаем правильным введение запрета на санитарные рубки в поврежденных пожарами лесах или радикальное повышение платы за древесину, заготавливаемую при таких рубках. В качестве меры, направленной на исключение случаев умышленного поджога лесов для обоснования последующих санитарных рубок, мы считаем необходимым наладить более жесткий контроль за проведением этих рубок в целом, в том числе в регионах, сильнее всего страдающих от лесных пожаров.

Кроме того, мы считаем важным сокращение разрешенных объемов заготовки древесины по регионам, наиболее страдающим от лесных пожаров, на величину потерь - вплоть до полного исключения возможностей промышленной заготовки древесины в тех регионах, где потери лесов в результате пожаров могут превосходить способность лесов к воспроизводству. Подобная мера должна быть рассмотрена, в частности, в отношении Забайкальского края, Амурской области, Эвенкийского района Красноярского края, а в перспективе и в отношении ряда других регионов Сибири и Дальнего Востока.

http://forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=19889

Заборейкалось

Как Украина докатилась до угрозы полного уничтожения своих лесов?

Материалы с пресс-конференции ТОП и КЭКЦ

3 августа 2016 г. в информагенстве Интерфакс-Украина в Киеве Украинское общество охраны птиц и Киевский эколого-культурный центр провели очередную пресс-конференцию, посвященную охране пралесов и вообще украинских лесов.

На ней директор КЭКЦ Вл.Борейко выступил с программным сообщением, в котором показал путь, которым Украина пришла к современной катастрофе с лесами.Даем выдержки из его выступления

- Согласно Конституции Украины, леса принадлежат народу Украины. Однако на самом деле они принадлежат 30-35 чиновникам лесного ведомства и бизнесменам от лесорубки, куда входят начальники областных управлений лесного хозяйства, руководство Гослесагенства Украины и пять-шесть крупных бизнесменов, зарабатывающих на продаже леса ( в основном кругляка) за границу ( прежде всего в Китай и Румынию). Именно они, а не народ Украины, разрабатывают лесную политику Украины и реализуют ее. Эта политика проста-нарубить как можно больше леса и как можно быстрей и дороже его продать. Народ Украины, которому по Конституции принадлежит лес, ни копейки от этих продаж не получает. В своих личных целях лесники с успехом добились следующего=

Деэкологизация лесного законодательства

- В 1994 г. лесники лихо добились переделки Лесного кодекса Украины, выкинув из него деление лесов на три группы ( в первую группу входили леса, где нельзя было вести масштабные рубки). Теперь лес можно рубить везде. Кроме этого они добились частной собственности на лес ( можно взять, имея блат и деньги, 5 га леса в частную собственность).

-В 1995г. лесники добились утверждения новых Санитарных правил в лесах Украины, согласно которым практически любое дерево теперь можно обьявить «больным» , и, значит, срубить. Более того, этими же правилами теперь можно рубить лес в обьектах ПЗФ.

Если в начале 1990-х санитарные рубки в стране составляли около 20%, то сейчас они составляют около 80 %. А рубки главного пользования, наоборот, составляли раньше около 80%, а теперь около 20 %. Лес-кругляк, который везут грузовики в Одесский порт-это лес, который срубили псевдо -законно , под видом санитарных рубок.



- Вместо того, чтобы оказывать помощь экологам в создании новых заповедных обьектов в лесах, лесники всячески этому противодействуют. Так, нынешний руководитель лесной отрасли Христина Юшкевич сопротивляется созданию двух новых нацпарков-Днепровско-Тетеревского и Холодный Яр. Такое же дикое сопротивление созданию новых обьектов ПЗФ оказывали все без исключения руководители лесной отрасли Украины. Оказание сопротивления созданию новых обьектов ПЗФ является важной составной частью государственной лесной политики лесного ведомства Украины.



-Именно на лесниках лежит вина за то, что в Украине до сих пор не организована охрана пралесов, как это сделано давно в других европейских странах. Даже термин « пралес» по вине лесников до сих пор не имеется в украинском экологическом лесном законодательстве. Можно предположить, что лесники окажут бешенное сопротивление и разработанному КЭКЦ, ТОП И ВВФ законопроекту по охране пралесов.



-В 2000 г. в Украине был принят Закон о моратории на рубки на горных склонах пихтово-буковых лесов и лесов, растущих выше 1100 метров над уровнем моря. Лесники оказывали массовое сопротивлению прохождению этого закона, значительно ухудшив его по мере его продвижения. К сожалению, мораторий на рубки пихтово-буковых лесов закончился в 2010 г. Все попытки продления данного моратория лесники успешно блокировали.



-Весной 2015 г. нардепы Н.Томенко, О.Еднак и сотоварищи добились принятия моратория на экспорт кругляка на 10 лет. Несмотря на то, что этот Закон в полной мере еще не заработал, так как мораторий на экспорт кругляка из сосны начинает действовать лишь с 1 января 2017 г., лесопромышленное лобби Украины зарегистрировало в Верховной Раде Украины свой законопроект по блокированию моратория на экспорт кругляка.


Развал государственного экологического контроля Украины.



-Как Герострат обессмертил свое имя, уничтожив храм Артемиды, так бывший премьер-министр Украины Яценюк обессмертил свое имя, уничтожив государственный экологический контроль Украины, добившись закрытия любых проверок в 2014-2015 гг. Кроме того, он добился, что теперь проверки экоинспекции не могут проводиться по жалобам народных депутатов или общественных организаций. Свою лепту в развал госэкоконтроля внесла и Юлия Тимошенко, в бытность свою премьер-министром добившись , что проверки экоинспекции стали проводить не сразу по письму или звонку, а взяв разрешения в Киеве, на что уходит около месяца. Естественно, никакой нарушитель не будет месяц ожидать инспекторов.


Превращение независимой лесной науки в ведомственную.

До 1956 г. Украина имела свою независимую лесную науку. Академический институт леса АН УССР возглавлял известный природоохранник академик П.Погребняк. Однако лесники добились закрытия этого института. Теперь все лесные институты подчинены лесному ведомству Украины, выполняя неблаговидную роль обслуживания и обоснования за деньги анитэкологических действий лесных чиновников. Пример такой мерзкой и продажной науки-деятельность харьковского НИИ лесного хозяйства и агролесомелиорации им. Высоцкого. На совести которого блокирование создания многих заповедных лесных обьектов.
Совмещение в одном ведомстве двух противоречивых задач- охранять лес и рубить лес.

-Лесное ведомство Украины сочетает в себе две взаимопротиповоложные задачи-охранять лес и рубить лес. Понятно, какому заданию отдают предпочтение руководители Гослесагенства Украины-той задаче, которая приносит деньги. Что будет с лесом потом-их не интересует. А ведь раньше в Украине в Карпатах действовал Минлеспром-его задачей было рубить лес, а Минлесхоза-контролировать рубки в Карпатах. Потом лесорубы побелили лесников и оба министерства обьединили.

Подготовка кадров лесорубов.

-Лесники прекрасно усвоили знаменитый сталинский тезис что кадры решат все. Поэтому в лесных вузах-и Львовском лесном университете, и на лесном факультете киевского университета биоресурсов готовят не лесников-защитников леса, а лесорубов. Ни о каком экологическом лесоводстве там нет и речи.

Пресс-служба КЭКЦ

Лісовози порозбивали дороги - ICTV. ВІДЕО

Розбиті дороги на Прикарпатті: до сіл відмовляється їхати швидка 

Торговці лісом у Карпатах ведуть себе наче варвари. Щодня тягачі тоннами везуть деревину, і остаточно нищать і так розбиті дороги. Люди скаржаться - через бездоріжжя швидку допомогу чи пожежників - не дочекаєшся.




http://fakty.ictv.ua/ua/index/view-media/id/142188

На Верховинщині будуть контролювати закупівельників "дарів лісу"

http://verchovyna.at.ua/_nw/45/03410643.jpg


В перший день останнього місяця літа голова районної державної адміністрації провів нараду з керівниками та спеціалістам районної державної адміністрації, Верховинського відділення Національної поліції України, Верховинського відділення Коломийської об'єднаної податкової інспекції громадськими активістами щодо організації заготівлі дикоростучих ягід та грибів на території району в 2016 року.
Як зазначив начальник управління с/г РДА Олег Величко, відповідно до нормативних актів та протоколу засідання обласної комісії з розподілу природних ресурсів місцевого значення від 26 червня 2016 року та від 29 липня 2016 року, пропозицій зацікавлених сторін вирішили активізувати роботу щодо здійснення контролю за проведення заготівлі ягід та грибів на території району, створити постійнодіючі пости та мобільну групу для запобігання порушень при здійсненні діяльності суб'єктів ринку.

Повторно наголошено, що підприємства, підприємці – фізичні особи повинні в обов'язковому порядку мати необхідні документи на заготівлю (лісовий квиток) та документи на перевезення вантажу.

Плата за використання лісових ресурсів повинна бути внесена на рахунки сільських рад за весь отриманий ліміт.

Оплата частинами не допускається. Протокол засідання комісії з розподілу лімітів розміщений на офіційному веб-сайті управління лісового та мисливського господарства в Івано-Франківській області.

Квадроцикли у Карпатах руйнують дороги та завдають шкоди довкіллю

http://vikna.if.ua/images/n/gallery/58371/13925346_267043457013010_8521087517385298375_n__large.jpg


Вирубування лісів — не єдина біда Карпат. З кожним роком у горах з’являється все більше техніки, яка їх нищить.

Про це пише Фіртка з посиланням на Вікна.

В гори прийшов бізнес, пишуть у соцмережах, коментуючи фото квадроциклів, які “косяками” можна зустріти на карпатських стежках.

Ось квадроцикли на Піп Івані. Як і у випадку з Говерлою, я більш ніж впевнений, що тут заробляє нижня і середня ланка працівників заповідника. Так як зрозуміло що жодних дозвільних документів законним шляхом зробити не вийде. За невелику або ж і за велику плату пропускають всіх бажаючих нищити Карпати”,— написав днями у соцмережі Facebook прикарпатець Назар Заросляк.
 
Опубліковані ним фото, викликали жваве обговорення у соцмережі. Бувалі туристи та любителі природи констатують: один квадроцикл нічим природі не зашкодить, але коли їхня кількість більша, заповідники страждатимуть.

Один — нічим, десять — поправимо, сто — уже проблема. А народ катається пачками. І не тільки квадроциклами. Але ж усьому має бути межа. Думаю ви згодитесь зі мною, що по заповідних територіях рух будь-якого туристичного транспорту заборонений. І так, на цьому заробляють місцеві. Не через жадність, а через бідність і дурість”, — йдеться в одному з коментарів.

В Пилипці, на Гембу накатали широку дорогу. Йдеш – пилюка дихати не дає. Але заборонити це не можливо! На вершину возять парапланеристів, збирачів чорниці, квадроцикли косяками… В гори прийшов бізнес. Треба з цим змиритись. От лише дороги треба прокласти окремо, подалі від туристичних стежок”, — зазначив Олександр Стефанович.

Должна ли тайга гореть?


Надо или не надо тушить лесные пожары в диких лесах
08.08.2016


Примерно с начала 30-х годов прошлого века в СССР, а затем и в России, лесные пожары воспринимались как абсолютное зло, с которым было необходимо бороться всеми возможными способами. С пожарами не везде получалось справиться, и в засушливые годы огромные малонаселенные территории на севере Сибири и Дальнего Востока горели практически бесконтрольно. Но это все-таки воспринималось как бедствие, на борьбу с которым просто не хватает сил.

Ситуация заметно изменилась за последние 10—15 лет. Сами специалисты лесной отрасли стали все чаще говорить о необходимости перехода от тотального тушения к «управлению лесными пожарами» — то есть к выборочному тушению там, где пожары представляют наибольшую угрозу. Опубликованная в «Новой газете» статья Алексея Тарасова «Дымочадцы» (см. № 81 от 27.07.2016) красочно описывает этот подход. Он уже реализован в лесохозяйственных нормативных актах. В 2005 году одним из приказов Рослесхоза была введена неохраняемая территория — «зона космомониторинга второго уровня», в пределах которой за пожарами только наблюдали, но не тушили их. В ноябре 2016 года приказом Минприроды России была введена так называемая «зона контроля лесных пожаров», в которой официально разрешалось пожары не тушить «при отсутствии угрозы населенным пунктам или объектам экономики, в случаях, когда прогнозируемые затраты на тушение превышают прогнозируемый вред».

Насколько этот приказ действует сейчас, можно судить по тому, какая доля площади действующих лесных пожаров попадает в ежедневные оперативные сводки, публикуемые Рослесхозом. Во время недавнего максимума горимости — 26 июля 2016 года — площадь действовавших по всей России лесных пожаров составляла, по предварительным данным дистанционного мониторинга, проводимого Гринпис, около двух с половиной миллионов гектаров. В официальную же сводку попало всего 14 тысяч гектаров действующих лесных пожаров — меньше процента от их реальной площади.

Правильно ли то, что государство отказалось от тушения такой большой доли пожаров в тайге? Пожары действительно являются неотъемлемой частью динамики большинства таежных ландшафтов. Насколько естественной — можно спорить до бесконечности, поскольку люди живут в тайге и жгут тайгу уже много тысячелетий подряд; но исторически тайга во многом сформирована огнем. ХХ век в лесопожарном отношении был более спокойным, чем предыдущие, — отчасти из-за сокращения роли огня в практике землепользования, отчасти из-за профилактики и тушения пожаров.

Но сейчас ситуация меняется в противоположную сторону: изменение климата ведет к быстрому росту горимости, а социальная дезориентация населения — к столь же быстрому росту возгораний из-за человеческой беспечности. Как источник огня в лесу человек давно обогнал молнии, да и пространственное расположение большинства таежных пожаров однозначно говорит об их преимущественно человеческом происхождении. Из-за роста как горимости, так и источников огня в тайге исторически сложившиеся масштабы пожаров уже превышены. Если этот рост продолжится, тайга будет быстро деградировать, превращаясь из мозаики сформированных огнем лесов в мозаику гарей и пустошей.

Многие пожары-отказники (которые не попадают в сводки) действуют хоть и вдали от жилья, но поблизости от нынешних «фронтов рубок» — зон пионерного освоения тайги. В этих зонах пожары и лесорубы конкурируют за один и тот же ресурс — спелый по хозяйственным меркам дикий лес. Даже если пожары не выходят за рамки исторической динамики ландшафтов, а рубки — за расчетную лесосеку (разрешенный объем лесопользования), совместное их действие приводит к быстрому истощению лесов. Львиная доля лесных пожаров приходится именно на зоны пионерного освоения — их источниками служат сжигаемые на вырубках порубочные остатки и т.п.

Наконец, дым. Тысячелетия назад люди редко доживали до преклонного возраста и гораздо реже страдали болезнями сердца, сосудов и органов дыхания. Сейчас ситуация переменилась: людей старшего возраста и больных, для которых дым смертельно опасен, — становится все больше. Недавняя глобальная оценка смертности, вызванной дымом от пожаров на природных территориях, относящаяся к периоду с 1997 по 2006 гг., говорит о том, что эта смертность составляет от 260 тыс. до 600 тысяч человек в год. Россия не входит в число лидеров по этой смертности, но некоторые таежные регионы попадают в зону, где она оценивается в десятки и сотни человек в год. Задымленность тоже имеет тенденцию к росту по мере роста самих пожаров; кроме того, меняются и пути распространения дыма. Например, дым от июльских лесных пожаров 2016 года из Эвенкии дошел до Москвы, и даже до западных границ России, что раньше казалось почти немыслимым.

Все это говорит о том, что пожары в дикой тайге — далеко не так естественны и безобидны, как принято считать в рамках идеологии «управления пожарами». Простой отказ от тушения большинства таежных пожаров — совершенно недопустим. Расставлять приоритеты все равно придется — но не потому, что пожары безвредны, а потому, что на тушение всех нет денег.

Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России
и редактор новостей Лесного форума Гринпис

В России за сутки ликвидированы 39 лесных пожаров

В тушении огня принимали участие 1 211 человек, было задействовано 122 единицы техники и 23 воздушных судна 


© Юрий Смитюк/ТАСС


МОСКВА, 8 августа. /ТАСС/. В разных регионах России за минувшие сутки ликвидированы 39 лесных пожаров на площади 411 гектаров. Об этом сообщили в пресс-службе "Авиалесоохраны", подведомственной Рослесхозу.

"По информации региональных диспетчерских служб лесного хозяйства за минувшие сутки в России ликвидированы 39 лесных пожаров на общей площади 411 га", - говорится в сообщении.

В тушении огня принимали участие 1 211 человек, было задействовано 122 единицы техники и 23 воздушных судна.

По состоянию 7 августа на территории РФ действовало 50 лесных пожаров на площади 8 411 га.

Самые крупные - в Красноярском крае, Магаданской области и в республике Бурятия.



Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/proisshestviya/3517826

Кыргызстан: в Бишкеке погибают дубы


Весной 2011 года в Кыргызстане насекомые буквально за несколько недель уничтожили богатую листву многолетних дубов. Это заставило руководителей служб и ведомств собраться за одним столом, чтобы выработать комплекс мер по спасению зеленых насаждений города и приграничных районов. Определить вид вредителя помогли ученые Польского института леса и Западно-Венгерского университета, им оказался дубовый минирующий пилильщик. Для борьбы с насекомыми созданная рабочая группа предложила апробировать биопрепарат «Лепидоцид СК-М» и феромоно-клеевые ловушки.

В 2012-м за городом было проведено экспериментальное испытание биопрепарата, и уже в 2013-м сделали массовую обработку зеленых насаждений в черте города. В 2014-м году эта работа была продолжена, а в 2015-м по разным причинам обработка, к сожалению, не проводилась. Одна из причин — Академия наук КР сообщила, что численность вредителя снизилась и обработку проводить нецелесообразно.

В 2016-м еще в начале мая вредителя не было выявлено, скорее всего, из-за дождливой погоды. Но после резкого повышения температуры, произошел рост количества вредителей, и сами понимаете, что стало с листвой.

Результат плачевный, поражено 90 процентов дубов, пострадали даже молодые, однолетние деревца. Работники «Зеленстроя» сетуют на сложность борьбы с пилильщиком, которого сложно обнаружить. Препараты, которые на него воздействуют, в городе применять запрещено, а биологические имеют слабое, малоэффективное воздействие.

Вопрос: зачем же тогда два года применяли «Лепидоцид СК-М», если он малоэффективен? На его закупку, кстати, из городского бюджета выделяли немалые деньги. И почему в последние годы не искали более действенных мер борьбы? Или ждали, что проблема решится сама собой?

Вину за сложившуюся ситуацию на себя никто брать не хочет. А строгое наказание могло бы заставить городские службы более ответственно подходить к своим обязанностям. Но сейчас нужно решать более важный вопрос — что делать?

Однозначно, вырубать дубы — это кощунство. Бороться с пилильщиком, тоже опоздали. Да и денег на эти цели в бюджете не предусмотрено.

Дубы ослаблены также из-за нарушенной агротехники, нет аэрации почвы, нарушен биоценоз. Массовое поражение дубов началось, когда вместо газонной травы засаживали свидиной. Она понижает уровень питательных веществ в почве, которых и так мало. Отсутствие необходимого питания и воды вызывает массовое ослабление и поражение деревьев.

Какие меры предпримет столичная мэрия для спасения желтеющих дубов, пока неизвестно. Вице-мэр, курирующий данный вопрос, Эркин Исаков, занят вопросом собственного обогащения. А деревья при таком отношении вряд ли дождутся своего спасения.

Николай Васильев

Комментарий Паруса
Какие мэры предпримет мэрия? А никакие! Денег, скажет, в бюджете не предусмотрено….А главное, мэрия и послушный ей Зеленстрой заняты сейчас вовсе противоположным — они деревья в городе не спасают, а безжалостно уничтожают.

Сегодня, когда везде в городе по приказу нового мэра, прозванного в народе Дровосеком, вырубают деревья — здоровые - главное, найти причину, чтобы продолжить массовую вырубку. Валить дубы будут — это только вопрос времени. Причина у мэра Ибраимова есть. Просто подарок для Дровосека! Дубы зараженные. Денег на их спасение нет.

А главное — нет желания. Пару лет назад с этими деревьями тоже были проблемы, но мы все помним — их спасли! На ветвях развещивали специальные полоски, которые уничтожили вредителей.

Теперь главный вредитель — это Албек-Дровосек. И ему вовсе не нужно, чтобы деревья были спасены. Он явно ужи прицелился на них. Это же дуб! Это же ценная древесина! Это ж как выгоно можно его прождать на мебель!

Так что есть опасность, что Бишкек скоро лишится любимой горожанами аллеи — «Дзержинки». .. Похоже, все идет неумолимо к тому, что в столице и правда скоро не останется и половины зеленых насаждений. Если только срочно не заменят мэра!