ПІД ВИГЛЯДОМ БОРОТЬБИ З КОРУПЦІЄЮ

влада обвалила лісову галузь в Україні

ЛІС І РЕФОРМУВАННЯ

Державні ліси мають покривати свої видатки з власних доходів

Орест ФУРДИЧКО

Таємниці реформування "лісових відносин" в Україні

РЕФОРМАЦІЯ, ДЕГРАДАЦІЯ ЧИ ПРОФАНАЦІЯ?

Як Держлісагентство хоче реформувати лісову галузь

ЧИНОВНИКИ ПРОТИ ЛІСІВНИКІВ

Кому вигідний фінансовий саботаж лісгоспів?

04 грудня 2017

На Житомирщині зустрічі з лісопорушниками відтепер фіксуватимуть нагрудні відеокамери лісових охоронців


45 відеореєстраторів та більше десятка нагрудних відеокамер придбали нещодавно держлісгоспи Житомирщини для оснащення лісової охорони, яка задіяна в рейдах з охорони лісових масивів.

Про це повідомив начальник Житомирського обласного управління лісового та мисливського господарства Андрій Курінський. До кінця року планують закупити ще, як мінімум, 20 одиниць такої техніки.

Однією з найбільших загроз для лісу вважають сьогодні лісівники незаконні рубки. Адже останнім часом лісопорушення вирізняються масштабністю та неабиякою зухвалістю. Як правило, "чорні лісоруби" добре підготовлені до вчинення таких порушень, знають, як ухилитися від відповідальності, забезпечені технікою для заготівлі і вивезення лісопродукції, нерідко озброєні.

«В цьому році зафіксовано кілька фактів розбійних нападів на державну лісову охорону підприємств Житомирщини, - додає Андрій Курінський. - Позаяк такі злочини, як правило, здійснюються вночі і без свідків, порушники лишаються непокараними із-за відсутності доказів.»

Аби мати можливість фіксувати факти порушень, знаряддя незаконної рубки, автотранспорт, що використовується на вивезенні незаконно добутої деревини держлісгоспи взялися «озброювати» лісову охорону новітньою технікою.

Всі автомобілі, які виїжджатимуть у рейди, відтепер матимуть відеореєстратори, а їх екіпажі - нагрудні відеокамери.

Фото- та відеофіксація допоможе встановлювати особи зловмисників, в разі необхідності стане інструментом захисту від можливих наклепів з боку порушників, - сподіваються лісівники.

Зауважимо, що працівникам державної лісової охорони законодавство не забороняє здійснювати фото- та відеозйомку, яка дозволяє об’єктивно фіксувати факт порушення. Згідно зі ст. 91 Лісового Кодексу України, посадові особи державної лісової охорони мають право проводити у випадках, встановлених законом, фотографування, звукозапис, кіно- і відеозйомку як допоміжний засіб для запобігання порушенням у сфері охорони, захисту, використання та відтворення лісів.



15:29, 4 грудня

На Білоцерківщині відкрито «Лісову школу»



Незвичайні пригоди і цікаве навчання чекають на вихованців «лісової школи», яка гостинно відкрила свої двері 28 листопада. Мова йде про навчальну базу для членів учнівського лісництва опорного навчального закладу Шкарівської ЗОШ І-ІІІ ступенів.

Формування справжнього охоронця й працьовитого господаря лісу рідного краю та екологічно свідомої особистості з природоохоронним світоглядом і поведінкою є стратегічною метою діяльності учнівського лісництва. Необхідною умовою досягнення цієї мети є тісна співпраця із багатьма партнерами, серед яких Томилівське лісництво ДП «Білоцерківський лісгосп» – головне базове підприємство і партнер для школи, учителів та школярів.

Участь у відкритті «лісової школи» взяли співзасновники учнівського лісництва, виконуючий обов’язки директора ДП «Білоцерківський лісгосп» В. Гринчій, директор Шкарівської ЗОШ О. Крутаков та організатор заходу – лісничий Томилівського лісництва А. Костянюк.

«Учнівські лісництва є перевіреною і найбільш дієвою формою залучення учнівської молоді до охорони природи та підготовки майбутніх кадрів лісового господарства», – переконаний в. о. директора ДП «Білоцерківський лісгосп». В свою чергу О. Крутаков подякував за співпрацю, а учням дав настанову: ставитися до лісу не інакше, як до храму природи, плекати та оберігати його і руками, і серцем.

Після урочистостей учням вручено солодкі гостинці та проведено екскурсію територією Томилівського лісництва.













http://koda.gov.ua/news/na-bilocerkivshhini-vidkrito-lisovu-sh/

На Вінниччині успішно проведено інвентаризацію хвойних насаджень




На виконання доручення голови Вінницької облдержадміністрації, від 21.07.2017 року № 01.01-11/4359 «Щодо вивчення екологічної ситуації, що склалася з хвойними насадженнями на території області», підпорядковані державні лісогосподарські та лісомисливські підприємства Вінницького обласного управління лісового та мисливського господарства спільно зі спеціалістами державного спеціалізованого лісозахисного підприємства ДСЛП «Вінницялісозахист», ВОКСЛП «Віноблагроліс», Служби автомобільних доріг у Вінницькій області, Вінницьким військовим лісництвом та представниками районних державних адміністрацій проведено інвентаризацію хвойних насаджень.

Загальна площа хвойних насаджень у лісогосподарських підприємствах становить 25,0 тис. га, в т.ч. молодняків 5,8 тис. га, середньовікових 14,7 тис. га, пристигаючих 2,8 тис. га та стиглих 2 тис. га.

Під час проведення обстеження виявлено всихання хвойних насаджень на площі біля 9,5 тис. га (сосна, ялина).

З початку поточного року у хвойних насадженнях проведено рубки догляду на площі 2,0 тис. га.

Також проведено заходи з поліпшення санітарного стану лісів на площі 8,0 тис. га.

Проведено поточне лісопатологічне обстеження на площі 48,8 тис. га., а також наземні заходи боротьби зі шкідниками та хворобами лісу на площі 5,0 тис. га.

Причин для всихання насаджень багато. По перше – це зміни кліматичні (клімат із помірно континентального стає різко континентальним, літо стає дуже жарке і посушливе). Внаслідок цього відбувається пониження ґрунтових вод, зміна гідрорежиму ґрунту.

Велику шкоду завдають сильні вітри, які, внаслідок розхитування дерев, підривають коріння і ослаблюють його.

Високий температурний режим призводить до різкого збільшення транспірації дерев, які не готові до цього.



Біологічні фактори, а саме коренева губка, опеньок осінній, викликають кореневі та стовбурні гнилі. Пізніше ослаблені дерева знищують стовбурні шкідники короїди-топографи, які заносять грибкову інфекцію. Тому, коли шкідників багато, то дерева відмирають досить швидко – за два-три тижні.

Заходи боротьби зводяться до наступного:
  • видалення заселених дерев перед вильотом з них нового покоління;
  • термінове зняття кори деревини і вивезення її з лісу;
  • спалювання або утилізація знятої кори;
  • викладання ловчих дерев наприкінці зими або ранньою весною і «корування» їх зі спалюванням у червні;
  • масовий відлов жуків у феромоні пастки. Боротьба з короїдом на лісовій ділянці за допомогою феромонних пасток має зворотній ефект, так як пастки приваблюють жуків з усіх оточуючих лісових насаджень. Пастки застосовують для локалізації чисельності шкідників лише в масштабах великих лісових масивів, лісопарків, площ.


Битва за лес: почему Кабмин решил централизовать управление лесхозами




Принятая Стратегия реформирования лесхозов может быть попыткой отвлечь внимание от отмены моратория на вывоз леса

Реформы, ставшие уже доброй традицией в Украине, в очередной раз оживили общественность, обратив внимание на ворох проблем лесного хозяйства. К не утратившим свою актуальность дебатам, связанным с обсуждением введенного в 2015 году моратория на экспорт необработанной древесины (леса-кругляка), добавилась резко возникшая у правительства жажда к реформированию лесхозов. 15 ноября 2017 года Кабинет Министров Украины утвердил «Стратегию реформирования лесного хозяйства» на период до 2022 года, реакция на которую со стороны противников была стремительной, а самое главное – слаженной. Hubs собрал аргументы сторон.

Лесные братья против

Первым обратил внимание на данный документ Профсоюз работников лесного хозяйства Украины. 28 ноября в регионах Украины прошла волна протестов, охватившая более 15 тыс. человек. Ключевым требованием участников акции была немедленная отмена принятой Стратегии, поскольку ее реализация, по мнению профсоюзов, приведет к утрате национального богатства Украины – лесов.

В поддержку работников отрасли выступили ряд народных депутатов. К примеру, нардеп Олег Кулинич озвучил обращение к премьер-министру Украины Владимиру Гройсману от имени 17 парламентариев разных фракций и групп: «Обращаемся к премьер-министру Владимиру Гройсману с просьбой вмешаться в данную ситуацию и не допустить реализации стратегии, которая была утверждена непрозрачно и противоречит интересам профильных организаций».

Другой народный избранник – Василий Петевка – настаивает на пересмотре принятой правительством Стратегии, поскольку уверен, что в нынешней редакции реформа приведет к монополизации отрасли, банкротству деревообрабатывающего сектора, сокращению рабочих мест…

Противники реформы также обращают внимание на то, что в документе отсутствует информация относительно внедрения новейших технологий лесозаготовки и подтвержденных на практике новаций для воспроизведения лесов и зон рекреации.

Подменыши

Но главная причина недовольства представителей политического истеблишмента, и работников отрасли – это так называемая подмена стратегий. Дело в том, что протокольным решением Кабмина от 04.07.2017 г. было поручено разработать и подать на рассмотрение проект стратегии реформирования управления лесохозяйственной отраслью, рассудительно предусмотрев, в частности, объединение лесохозяйственных предприятий по региональному принципу в контексте общих тенденций децентрализации. Именно с ним связывали реформаторский курс правительства и представители отрасли.

Каково же было удивление экспертной среды, когда представленный правительством текст содержал абсолютно противоположные позиции.

«Указанный проект был принят без обсуждения. Из сообщений, размещенных в средствах массовой информации, стали известны отдельные детали одобренной Стратегии. В частности, предусмотрена передача функций осуществления хозяйственной деятельности в сфере лесного и охотничьего хозяйства вновь субъекту хозяйствования государственной собственности, полномочия по управлению корпоративными правами которого будет осуществлять Кабинет Министров Украины, – указывает в своем письме к премьер-министру руководитель Киевского областного и по городу Киеву управления лесного и охотничьего хозяйства Алексей Бойко. – Передача полномочий по предоставлению лесов для ведения лесного хозяйства из местного на центральный уровень не соответствует задачам общегосударственной реформы децентрализации».

К истории вопроса

Чтобы понять, что же в предложенной реформе лесного хозяйства вызывает столь сильное беспокойство и у народных избранников, и у рядовых работников отрасли, обратимся к некоторым фактам.

Лесной фонд Украины насчитывает более 10,4 млн га лесных участков. Общий запас древесины в лесах оценивается в 2,1 млрд кубометров. Ежегодный объем заготовки ликвидной древесины от всех видов рубок по Гослесагентству составляет около 16 млн кубометров. Потенциал для развития отрасли есть. Однако десятилетний мораторий на экспорт необработанной древесины всех пород, действующий с ноября 2015 г. (кроме сосны, на нее – с 01.01.2017 г.), вызывает массу споров по поводу эффективности его действия.

К плюсам действия моратория можно отнести пробуждение отечественной деревообрабатывающей отрасли, которая вместе с мебельной промышленностью демонстрируют постепенный, но уверенный рост. Экспорт лесоматериалов возрос. Фиксируется позитивная динамика притока инвестиций, в том числе и иностранных, в данный сектор промышленности, что делает деревообрабатывающий бизнес в Украине все более привлекательным. За январь-апрель 2017 г. производство мебели в стране возросло на 24,9%, по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. Безусловно, противники моратория отмечают, что положительная динамика и рост незначительны, а суммы доходов в разы ниже, чем потери от отказа реализации необработанного леса.

Контраргументом для подобных скептиков может стать позитивная динамика роста экспорта уже обработанного леса, которая в январе-ноябре 2016 г. составила, в частности, 270 % по сбыту прессованной древесины, и 196,5 % – по продажам деревянных рам для картин, фотографий и зеркал. По данным Государственной фискальной службы Украины, всего объемы экспорта обработанных пиломатериалов в 2016 г. выросли до $394 млн с $362 млн в 2015 г.

К минусам действия моратория его противники причисляют конфликт с обязательствами, взятыми Украиной якобы в рамках соглашения об ассоциации с ЕС. Наши партнеры из Евросоюза не стесняются использовать этот аргумент для политического давления, опускаясь до элементарного шантажа, и забывая о гарантиях коллективной безопасности. В результате, Европейский Союз отложил выделение Украине ранее обещанного беспроцентного кредита на сумму 600 млн. EUR в рамках проекта макрофинансовой помощи, ссылаясь на действующий мораторий.

Второй (и весьма сомнительный) аргумент против моратория – мол, в Украине не произошло уменьшения незаконной вырубки леса. Действительно, возможность бесконтрольной вырубки леса, стимулирует к развитию «теневых» схем, позволяющих в обход моратория поставлять качественный ликвидный кругляк за границу. Как правило, «левый» вывоз леса оформляют как второй сорт – «сухостой», либо как сырье для горючих брикетов и ряда других технологий. Ежегодное теневое обращение дерева составляет 3-4 млн кубометров. Все это – мимо украинского бюджета.

Но виноват ли в этом мораторий? По такой логике, для того, чтобы не было схем ухода от налогов, надо просто отменить все налоги? На самом деле, основные причины существования теневых схем вырубки леса заключается:

1) в слабой позиции государства, оттягивающего введение электронной системы учета дерева

2) в коррупции и бездействии таможенных подразделений ГФС

Если не обсуждать уже всем набившую оскомину реформу работы фискалов, то правительственная стратегия реформирования лесхозов по идее и должна, в том числе, решить на первичном уровне проблему внедрения действенного контроля над вырубкой леса. Похоже, что предложенный Кабмином вариант, по мнению представителей отрасли, с этой задачей не справляется.

Хотя, решение проблемы по оси «децентрализация – централизация» в этом случае вряд ли снизит объемы незаконной лесозаготовки. От структуры госуправления в этом случае может поменяться только структура распределения финансовых потоков (как легальных, так и нелегальных): больше или меньше денег получат местные бюджеты и местные «князьки» (центральный бюджет/чиновники национальных госорганов).

Кому выгодно?

Поэтому важный вопрос о том, выигрывает ли Украина от реализации правительственного варианта, так и остается без ответа.

Учитывая спешность и кулуарность принятия финального варианта Стратегии, можно с высокой долей вероятности предположить, что внесенные изменения в виде создания единого центрального органа управления лесным хозяйством, грядущая реструктуризация государственных предприятий – это осознанная тактика, являющаяся частью государственной политики самого Кабинета Министров.

С одной стороны, принятием Стратегии правительство демонстрирует западным партнерам готовность к реформированию лесного хозяйства, конечным результатом которого вполне может быть и желаемая европейцами отмена моратория. Стратегия дает возможность власти отстрочить разговоры о самом моратории, тем самым выиграть время и возможно даже получить кредит в $600 млн (пока без отмены моратория).

С другой стороны, принимая априори резонансный документ в таком виде, Кабмин не мог не предугадать реакцию общественности. В этом случае протесты сыграют только на руку украинской власти, которая, сославшись на них, будет иметь дополнительный аргумент для того, чтобы «заморозить» тему леса в переговорах с ЕС или перевести ее в состояние долгоиграющей рутины. В таком случае остается лишь оценить «длинную игру» украинской власти и признать ее стремление, не без собственной выгоды, но все же защитить украинские леса от бездумного и массового экспорта (законного) в Европу.

Ирина Доля

ОТГ створює свої пожежні команди


Три пожежні команди і три добровільні пожежні дружини будуть створені у Менській
об’єднаній територіальній громаді відповідно до рішення депутатів.

«На території Менської громади проживають більше 15 тисяч осіб, - каже начальник
Менського районного відділу державної служби з надзвичайних ситуацій Денис
Луговський. – Райцентр і 32 села, 11 сільгосппідприємств, 5 фермерських господарств, 14
шкіл, 15 дитсадків, 43 заклади культури, 15 фельдшерсько- акушерських пунктів і багато
лісу
. Все це потребує захисту від пожеж і сил державної пожежної частини на все це дуже
мало».

Місцеві пожежні команди почнуть діяти уже з першого дня наступного року. Зарплату
платитиме ОТГ, також буде профінансовано соціальне страхування 28 вогнеборців та
водіїв, буде придбано і пожежне обладнання. Орієнтовно суму витрат депутати визначили
в два мільйони на рік. Але добровільні пожежні команди в Дяговій, Киселівці та Куковичах
будуть фінансуватися частково радою ОТГ, а частково місцевими фермерами та
підприємцями.

Приставы Бурятии неохотно исполняли судебные акты по предупреждению лесных пожаров

По результатам прокурорских проверок выявлена неудовлетворительная работа госслужащих



В Бурятии по результатам проверок органами прокуратуры выявлена неудовлетворительная работа подразделений Управления Федеральной службы судебных приставов республики по исполнению судебных решений в области охраны окружающей среды и природопользования.

- Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, Железнодорожным, Кабанским, Прибайкальским, Северобайкальским районными отделами длительное время не исполнялись судебные акты, направленные на предупреждение природных пожаров: о понуждении очистить места незаконной рубки лесных насаждений, укомплектовать пожарно-химические станции в ряде муниципальных образований Северобайкальского района, выполнить противопожарное обустройство лесов, предусмотренное проектами их освоения, - рассказали в прокуратуре региона.

Прокурорского вмешательства потребовали факты волокиты при исполнении решений судов об организации утилизации и переработки отходов производства и потребления, о ликвидации несанкционированных свалок. Также об устранении захламления земель и почв отходами лесопиления и переработки древесины на территории Баргузинского, Кабанского и Северобайкальского районов.

- В сфере охраны атмосферного воздуха судебными приставами Прибайкальского и Северобайкальского районов не принимались должные меры по понуждению хозяйствующих субъектов встать на учет в качестве объектов негативного воздействия и получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, разработать проекты предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, - продолжили в ведомстве.

По представлению и.о. прокурора республики работа по исполнению судебных решений в сфере охраны природы активизирована. За допущенные нарушения к дисциплинарной ответственности привлечено 7 должностных лиц.

Кінець мораторію: з наступного року на бізнесменів чекають масові перевірки



Цього року закінчується дія мораторію на планові перевірки бізнесу в Україні. Так, вже з січня наступного року заплановано більше 30 тися перевірок на підприємствах. Серед галузей по очікуванню перевірок лідирує сільське господарство, пише 1NEWS з посиланням на “Агро-Центр”. В основному, компанії найбільше перевірятимуть в Київській, Харківській та Дніпропетровській області. Такі перевірки пройдуть задля наповнення державного бюджету. Перевірок варто очікувати від служби праці, ДСНС, служби по питань безпеки харчових продуктів і захисту прав споживачів.

Мораторій на планові перевірки діє з 2014 року. Під час його дії перевірка повинна здійснюватися лише з дозволу уряду чи прохання самої компанії. Перевірки зазвичай асоціюються у підприємців з хабарями, які доводиться платити “ревізорам”.

3 грудня о 22:23

https://1news.com.ua/ukraine/kinets-moratoriyu-z-nastupnogo-roku-biznesmeniv-chekayut-masovi-perevirki.html

03 грудня 2017

Хмельницький лісгосп: 1900 грн за незаконно зрубану ялинку




Лісівники Хмельниччини виростили до свята вдосталь ялинок.

Їх можна буде придбати вже найближчим часом безпосередньо в лісництвах або на ринках, спеціально відведених місцях у містах та селищах.

Штраф за незаконну вирубку ялин напередодні Нового року та Різдва становитиме від 399 до 1852 гривень.

Статтею 246 Кримінального кодексу України “Незаконна порубка лісу” визначено, що незаконна порубка дерев або чагарників у лісах, захисних та інших лісових насадженнях, що заподіяла істотну шкоду, а також вчинення таких дій у заповідниках або на територіях та об’єктах природно-заповідного фонду, або в інших особливо охоронюваних лісах — карається штрафом від трьохсот до п’ятисот неоподатковуваних мінімумів (5100-8500 грн) доходів громадян чи арештом на строк до шести місяців, або обмеженням волі на строк до трьох років, або позбавленням волі на той самий строк.

Прес-служба Хмельницького ОУЛМГ
09:06, 3 грудня

Лесное хозяйство: чего ждать от реформы. ВИДЕО




Подробности
Опубликовано: 30 нояб. 2017 г.

Правительство планирует передать леса в частную собственность


Кабинет министров Украины планирует нарастить вырубка древесины. Согласно разработанной стратегии правительства, запасы и возможности украинских лесов большие и полностью не используются.

Как сообщили в Кабмине, «увеличение площади зрелых и перезрелых насаждений в лесах Украины, в ближайшие годы объективным считается увеличение нормы заготовки древесины».

Впрочем, как отмечают эксперты, эти слова далеки от реальной ситуации.

На данный момент общая площадь лесов в государствах Европейского Союза составляет 43% всей территории, тогда как в Украине - только 15,9%! Это, по словам специалистов, ниже критического уровня. Именно поэтому, по этому показателю Украина занимает последнее место в Европе.

Передача лесов в руки субъектам хозяйствования ситуацию только ухудшит. Лесхозы же занимались не только вырубкой деревьев, но и новыми насаждениями, выполняли контрольную функцию.

Если в будущем леса перейдут в собственность частных компаний, то они только рубить деревья, а сажать новый лес не захотят, потому что это не выгодно. По словам экспертов, их будет интересовать только прибыль.

Сегодня, 18:27