ПІД ВИГЛЯДОМ БОРОТЬБИ З КОРУПЦІЄЮ

влада обвалила лісову галузь в Україні

ЛІС І РЕФОРМУВАННЯ

Державні ліси мають покривати свої видатки з власних доходів

Орест ФУРДИЧКО

Таємниці реформування "лісових відносин" в Україні

РЕФОРМАЦІЯ, ДЕГРАДАЦІЯ ЧИ ПРОФАНАЦІЯ?

Як Держлісагентство хоче реформувати лісову галузь

ЧИНОВНИКИ ПРОТИ ЛІСІВНИКІВ

Кому вигідний фінансовий саботаж лісгоспів?

26 січня 2019

Общественный экологический совет при губернаторе Ленобласти настаивает на увеличении масштабов санитарных рубок на Карельском перешейке

Общественный экологический совет при губернаторе Ленинградской области настаивает на увеличении "в возможно короткие сроки" увеличения объемов санитарных рубок на Карельском перешейке. С такой инициативой выступил председатель этого Совета, председатель Северо-Западной межрегиональной общественной экологической организации "Зеленый крест" Ю.С.Шевчук. Насколько известно, этот вопрос был рассмотрен на заседании Совета 14 декабря 2018 года, а 17 декабря 2019 года соответствующий протокол был утвержден губернатором Ленинградской области А.Ю.Дрозденко. Вот фрагмент этого протокола, в котором идет речь о санрубках на Карельском перешейке:




Теоретически в формулировках протокола нет ничего неправильного: многие леса Карельского перешейка действительно находятся в неудовлетворительном санитарном состоянии, и в них действительно нужно проводить лесопатологические обследования (в протоколе они названы "фитопатологическими") и при необходимости проводить санитарные рубки, или расчищать леса от сухостоя и валежника (убирать неликвидную древесину).


Практически есть несколько обстоятельств, из-за которых эта инициатива может обернуться массовым разорением многих особенно ценных в природоохранном или социальном отношениях лесных участков на Карельском перешейке.

Во-первых, в Ленинградской области из-за большой потребности местных перерабатывающих предприятий и лесоэкспортеров на протяжении уже многих лет наблюдается жесткий дефицит хозяйственно ценной древесины, прежде всего хвойной. Официальная расчетная лесосека (разрешенный годовой объем рубок) в этом регионе за 2018 год, по предварительным данным, использовалась примерно на 63% - но законным образом добрать недостающие объемы заготовки хозяйственно ценной древесины в эксплуатационных лесах региона невозможно из-за их чрезвычайной истощенности десятилетиями бесхозяйственного лесопользования. Привычным для региона способом ликвидации дефицита хозяйственной древесины является увеличение объемов коммерческих рубок ухода и санитарных рубок (в разном соотношении в разные исторические периоды). В 2011-2012 годах объемы заготавливаемой при санрубках древесины в Ленобласти практически сравнялись с объемами ее заготовки при обычных коммерческих рубках; потом санрубки пошли на спад, в первую очередь из-за мощного общественного протеста против вырубки самых ценных для людей лесов на Карельском перешейке. Но дефицит хозяйственно ценной древесины никуда не делся - наоборот, он лишь растет по мере прогрессирующего истощения оставшихся лесов в результате продолжающегося экстенсивного (бесхозяйственного) лесопользования.

Во-вторых, в прошлом в Ленинградской области неоднократно наблюдались случаи назначения и проведения необоснованных санитарных рубок в здоровых и биологически устойчивых лесах, при том, что участки, действительно требовавшие проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, оставлялись без какого-либо внимания. Понятно, что никто не застрахован от ошибок, и эти ошибки не были бы большой бедой, если бы уполномоченные органы исполнительной власти были готовы их признавать и исправлять - но, к сожалению, немало было и таких случаев, когда эти органы отказывались отменять очевидно неправедные, но сулящие большие объемы ценной древесины, санрубки. Сейчас, например, именно такая история развивается с санрубкой в восточной части квартала 29 Ореховского участкового лесничества - это небольшое в масштабах региона мероприятие, но наглядно показывающее, что система реагирования на ошибки при назначении и проведении санрубок в Ленобласти работает плохо.

В-третьих, санитарные рубки в Ленобласти часто проводятся без учета жизненных циклов вредителей леса и биологической устойчивости стен леса, примыкающих к рубкам - в результате чего создаются условия для еще более массового размножения некоторых опасных вредителей (например, короеда-типографа). В частности, санрубки по короеду-типографу часто проводятся в позднеосенний или зимний периоды, когда основная часть вредителей уже вылетела из отработанных деревьев и зимует в лесной подстилке, нисколько не страдая от санрубок. При отводе крупных сплошных санрубок часто никак не учитывается устойчивость образующихся стен леса, эти стены после рубки распадаются, создавая оптимальные условия для массового размножения стволовых вредителей и дальнейшего усыхания прилегающих лесов.

В-четвертых, согласно разделу 2.4 Лесного плана Ленинградской области на 2019-2018 годы, "Лесопатологическое обследование от общего объема будет финансироваться на 86,4% за счет средств лиц, использующих леса и на 13,6% за счет субвенций из федерального бюджета. Мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов будут финансироваться на 100% за счет средств лиц, использующих леса. Санитарно-оздоровительные мероприятия будут финансироваться на 88,2% за счет средств лиц, использующих леса и на 11,8% за счет субвенций из федерального бюджета". Как известно, кто платит - тот и заказывает музыку: если лесопатологические обследования и санрубки превращаются в почти полностью коммерческую деятельность, финансируемую лесопользователями - то и ориентироваться они будут неизбежно в первую очередь на то, что нужно лесопользователям. А нужна им прежде всего хозяйственно ценная хвойная древесина, и прежде всего на тех участках леса, куда легко добраться.

Наконец, воспроизоводство лесов после сплошных санитарных рубок чаще всего сводится к примитивному "сеянцевтыканию" (посадке леса без последующего эффективного ухода), и потому оказывается безрезультатным. Ленинградская область числится среди регионов-лидеров в России по искусственному лесовосстановлению после рубок - но из-за низкого качества работ и отсутствия правильного ухода из того, что лесопользователи сажают после сплошных рубок, в конечном итоге почти ничего не вырастает.


Поэтому рост площадей лесопатологических обследований и рост объемов санитарных рубок в лесах Карельского перешейка может обернуться не столько борьбой с вредителями и болезнями леса и уборкой захламленности, сколько простой интенсификацией коммерческих рубок в хвойных лесах с большими запасами хозяйственно ценной древесины. Чтобы этого не произошло - необходим более пристальный общественный контроль за тем, что происходит с лесами в Ленинградской области в целом, и в особенности на Карельском перешейке.


Дополнительне подозрения вызывает то обстоятельство, что Лесной план Ленинградской области, утвержденный постановлением губернатора Ленинградской области от 25 декабря 2018 года № 75-пг, непосредственно на сайте Комитета по природным ресурсам Ленинградской области пока отсутствует. На сайте Комитета указано, что "полная версия документа официально опубликована на сайте Правительства Лениградской области в разделе "Официальное опубликование правовых актов Ленинградской области с 10 июня 2013 года" - однако, найти на этом сайте приложение 10 к Лесному плану, в котором должна быть приведена основная информация по планируемым санрубкам, невозможно. Сам Лесной план есть, многие другие приложения тоже есть, а конкретно этого - или нет, или оно каким-то хитрым образом скрыто от поиска.


А вот как развивалась ситуация со сплошными санитарными рубками в Ленинградской области в 2009-2017 годах по данным Лесного плана (за 2018 год такая информация пока отсутствует):






Обратите внимание: планы по сплошным санитарным рубкам были перевыполнены больше чем в полтора раза как по площади, так и по объему; а вот планы по уборке неликвидной древесины (т.е. по расчистке лесов от сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев) - по объему были выполнены на 94%, а по площади и вовсе лишь на 70%. Между тем, уборка неликвидной древесины - это как раз тот вид санитарно-оздоровительных мероприятий, который больше всего необходим в защитных лесах густонаселенных районов, в том числе на Карельском перешейке.


Подборка сообщений о сомнительных санрубках и опасной интенсификации лесопользования в защитных лесах Ленобласти

Об итогах выборочной оценки результатов лесовосстановления по девяти лесничествам Ленинградской области


НАЗК внесло припис міністру екології



НАЗК внесло приписи про порушення вимог законодавства щодо врегулювання конфлікту інтересів та інших порушень закону «Про запобігання корупції» міністру екології та природних ресурсів України Остапу Семераку та в. о. голови Державної служби з лікарських засобів та контролю за наркотиками Роману Ісаєнку.

Про це повідомляє «Слово і Діло», посилаючись на прес-службу НАЗК.

Зокрема, Семераку внесли припис стосовно керівника Національного природного парку «Нижньосульський» Валерія Свіколкіна, який не передав в управління в тридцятиденний термін із моменту призначення на посаду належні йому корпоративні права сільськогосподарського товариства, чим порушив вимоги частини першої статті 36 закону «Про запобігання корупції».

«Внесений припис в. о. голови Державної служби з лікарських засобів та контролю за наркотиками Роману Ісаєнку про проведення службового розслідування з метою виявлення причин та умов, що сприяли невиконанню посадовими особами держслужби вимог статей 56-58 закону «Про запобігання корупції», – зазначили в Нацагентстві.

Йдеться про організацію проведення спеціальної перевірки при призначенні 8 осіб на посади, які передбачають зайняття відповідального або особливо відповідального становища, а також посади з підвищеним корупційним ризиком.

ПОЛІТИКА 
25 січня 2019, 14:16

Хто в домі хазяїн? Небезпечні ліси Індонезії. ВІДЕО


У цьому випуску "Хто в домі хазяїн?": Священні, але небезпечні ліси Індонезії; Як захистити себе від мавп? Пес-чупакабра; Дитячий садок для волохатих малюків;



UA:Перший
Опубликовано: 26 янв. 2019 г.

Ученые бьют тревогу: загрязнение Земли в 2019 году будет рекордным


Ученые встревожены нарастающим загрязнением планеты. 2019 год в этом плане обещает стать рекордным.

Как отмечает «Биржевой лидер», зеленая шапка Земли не справляется с растущими выбросами углекислого газа. Причина банальна – массовая вырубка лесов и увеличение зон с сухим и жарким климатом.

Экологи уверяют, что глобальное потепление не является выдумкой ученых. Они просят не обращать внимания на отдельные случаи похолодания в летний период или зимние морозы. Нужно оценивать среднюю температуру на планете, а она действительно повышается. Можно спорить о причинах повышения, но оно есть, и оно оказывает влияние на климат Земли. В частности, из-за повышенной температуры сократилась площадь тропических лесов, а ведь именно леса называют легкими планеты.

Ученые уверены в том, что в 2019 году загрязнение углекислым газом поставит рекорды, потому что зеленая шапка планеты уже не справляется увеличивающимися объемами выбросов.

Обсерватория на Гавайских островах зафиксировала насыщение атмосферы углекислотой на треть больше за период с 1958 года по текущий момент.

Увеличение температуры приводит к изменению океанских течений, а ведь некоторые из них оказывают очень большое влияние на климат. К таким течениям относят Гольфстрим в Атлантическом океане и Эль-Ниньо в Тихом океане.

Засуха и высокая температура также становятся причинами увеличения количества лесных пожаров, как итог площадь лесов снова сокращается.

Мировые лидеры для борьбы с глобальным потеплением выделяют финансирование и вводят квоты на вредные выбросы. Однако не все присоединились к экологическому соглашению. Например, Дональд Трамп после избрания президентом США вывел страну из этого договора. Недавно он написал в своем аккаунте в Twitter: «нам бы сейчас чуток глобального потепления не помешало», комментируя сильные морозы на севере страны. Тем самым он еще раз дал понять, что считает глобальное потепление мифом.

Эксперты говорят о сильном экономическом ударе вследствие глобального потепления. Засуха приводит к сокращению площади посевов и приводит к уменьшению урожая, снова становится острым вопрос питьевой воды, лесные пожары приносят огромные убытки и т.д. В частности, по оценке Азиатского банка развития, к 2100 году урожайность риса упадет вдвое из-за глобального потепления.+

Ранее сообщалось, что глобальное потепление превращает Антарктиду в Гренландию.

Напомним, что ученые продемонстрировали влияние глобального потепления на США.



http://www.profi-forex.org/nauka/entry1008315734.html

Пусть лучше сгниёт, но народу не дадут


Валежник собирать разрешили, но нужно еще доказать что это именно валежник

В России разрешили бесплатно собирать валежник для собственных нужд. Но то, что вы взяли именно валежник - нужно еще доказать. В законе нет чёткого определения что такое валежник.

Депутаты уже несколько лет не могут определиться с термином. Три года идут споры о том, как выглядит валежник, но собирать его всё-таки разрешили. А полиция на месте разберётся что именно вы собрали. Пенсионера поймали с двумя бревнами, которые он вез из леса, видимо валежник оказался слишком толстым.

Парламент готує платформу захисту лісів від вирубки



Парламент може розглянути проект закону № 9504, який дасть змогу запустити комплексну систему моніторингу за рубками та рухом деревини від лісосік до покупця чи експортера відповідно до євростандартів з раціонального використання та збереження лісів.

Проект системи передбачає, що вона складатиметься з трьох модулів: єдиного електронного обліку деревини, контролю за рухом необробленої деревини, електронної системи декларування походження лесо- і пиломатеріалів. Система має забезпечити моніторинг обігу необробленої деревини від місця заготівлі, продавця або місця перетину кордону імпортованою необробленою деревиною до покупця, у режимі реального часу. При цьому законопроект передбачає безумовну заборону транспортування необробленої деревини без проведення її обліку, маркування і без внесення відповідних даних до системи, - інформують "Українські реалії" з посиланням на buh.ligazakon.net.

Основною метою законопроекту "Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо запровадження Єдиної інформаційної систему у сфері обігу деревини" № 9504 від 24.01.2019, є забезпечення прозорості у сфері лісового господарства, захист лісів від незаконних рубок та забезпечення вільного доступу громадян до інформації, що стосується довкілля.

Завданнями законопроекту є:

- забезпечення виконання вимог ст. 294 Угоди про Асоціацію між Україною та ЄС щодо підтвердження законності походження лісопродукції по всіх ланцюгах постачання - від виробника до споживача;

- створення загальнообов'язкової для всіх постійних лісокористувачів Єдиної державної системи електронного обліку деревини;

- заміна системи сертифікації походження деревини системою електронного декларування деревини;

- забезпечення контролю за використанням незаконно добутої деревини суб'єктами господарювання;

- спрощення процедур обліку і контролю основних операцій із деревиною в процесі: заготівлі, перевезення, обробки, продажу шляхом наскрізного електронного документообігу;

- забезпечення доступу до інформації у сфері лісового господарства у форматі відкритих даних.

12:55 26 січня 2019

Віктор Галасюк на каналі Рада 25.01.2019



Віктор Галасюк, голова Комітету з питань промислової політики та підприємництва Тема: Лісова галузь. Металургія




RadaTVchannel
Опубликовано: 25 янв. 2019 г.

«Государственный лесной реестр» не выполняет свое предназначение



По итогам двух проверок государственного управления лесами счетная палата установила, что АИС «Государственный лесной реестр» не используется как единый программный продукт. В связи с этим регионы в процессе составления лесных планов использую неактуальную информацию о лесном фонде. Это значит, что они могут неэффективно тратить предоставляемые им субвенции. Об этом сообщает ИА «CNews».

На создание и поддержку «Государственного лесного реестра» было выделено 185 миллионов рублей бюджетных средств. В надзорном органе пришли к выводу, что единой системы учета лесного фонда, где были бы представлены достоверные данные о его количества, в России нет.

В Госреестре недвижимости объективная информация о лесных участках также отсутствует. Возникает опасность отчуждения земель лесного фонда в земли иных категорий. В ЕГРН и «Государственном лесном реестре» содержатся различные сведения о площади лесов РФ. Разница составляет почти 300 миллионов гектаров. Данное несовпадение вызвано, в том числе тем, что в реестре недвижимости границы лесных участков не указаны.

Генподрядчиком по созданию «Реестра» выступала компания «Техносерв», заказчиком – Рослесхоз. Подрядчик выбирался на основе открытого конкурса. В число исполнителей также вошли АЦ «Концепт» и ФГУП «Рослесинфорг».

В апреле 2013 года компания «Техносерв» объявила о завершении первого этапа работ. Внедрение системы позволило вносить первичную информацию о состоянии лесов в 1,5 тысяч лесничеств.

На коллегии Счетной палаты заместитель министра природных ресурсов и экологии Иван Валентик предложил решение проблемы учета лесных ресурсов. Чиновник считает, что полномочия лесоустройства необходимо передать с регионального на федеральный уровень.

По результатам проверок правительство, Министерство природных ресурсов и экологии, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, администрация Краснодарского края, а также губернаторы Красноярского края и Томской области получили информационные письма. В Рослесхоз, ФБУ «Российский центр защиты леса», Департамент лесного хозяйства по СФО, Минприроды Краснодарского края и Комитет лесного хозяйства Московской области были направлены представления. В Генеральную прокуратуру было отправлено обращение. Отчеты о результатах проверок получило Федеральное Собрание.

24.01.2019 | 17:19:33