2 августа 2016 года в Минприроды России проходит заседание коллегии министерства по вопросу об охране лесов от пожаров. Председательствовать на заседании должен, насколько это известно, министр С.Е.Донской, с основным докладом должен выступить его заместитель, руководитель Рослесхоза И.В.Валентик.
Это довольно важное и показательное заседание. Оно проходит спустя всего неделю после пика горимости сибирских лесов, когда площадь единовременно действовавших лесных пожаров достигала примерно двух с половиной миллионов гектаров, и незадолго до ожидающегося нового роста пожарной опасности. Организация этого заседания и то, какие по его итогам будут приняты решения, покажет, насколько Минприроды, Рослесхоз и подведомственные им организации вообще способны реагировать на такие бедствия.
То, как заседание коллегии готовилось, позволяет предположить, что оно будет стандартным - скучным, полностью оторванным от действительности и не результативным. О том, что это заседание состоится, пресс-служба Минприроды объявила в прошлую пятницу, 28 июля 2016 года. За несколько дней вполне можно было бы собрать для участия в заседании представительную группу экспертов, способных всесторонне разобрать проблемы охраны лесов от огня и предложить множество адекватных решений. Этого сделано не было: в предварительной программе заседания среди выступающих представлены главным образом чиновники (представители системы самого Минприроды, Генпрокуратуры, регионов - Коми, Забайкальского края, Амурской, Нижегородской, Самарской, Тверской областей); иные организации представлены выступлениями руководителей WWF. Неправительственные организации, наиболее плотно работающие с проблемой лесных пожаров (Гринпис, Общество добровольных лесных пожарных, региональные волонтерские организации) к участию в заседании не приглашены вовсе. Приглашены ли представители ведущих российских научных организаций, работающих с проблемами лесных пожаров - неизвестно, но в предварительном перечне выступающих их нет.
Но главная беда не в этом. В конце концов, Минприроды - государственная структура, поэтому очевидное стремление нашего государства к закрытости и келейному принятию решений никак не могло обойти его стороной. Если бы министерство в рамках этой закрытости все-таки могло эффективно выполнять возложенные на него полномочия и решать проблемы в сфере своей компетенции - никто бы и не возражал против таких коллегий-"междусобойчиков". Но ведь оно не может - ни адекватное финансирование переданных регионам лесных полномочий обеспечить, ни достоверный оперативный и статистический учет лесных пожаров организовать, ни лесных специалистов защитить от захлестнувшего их вала бюрократической работы, ни обществу толково разъяснить, почему леса катастрофически горят каждый год и что с этим можно сделать.
Более того - проект решения коллегии, разосланный участникам накануне заседания, говорит о том, что собственными силами Минприроды не может даже сформулировать значимые проблемы в сфере охраны лесов от пожаров и предложить адекватные меры по их решению. Проект выдержан в классическом бюрократическом стиле : "продолжить работу", "организовать надлежащий контроль", "принять меры к активизации работы", "взять под особый контроль", "проработать вопрос". Ничего конкретного в проекте нет вообще! Полный его текст приводится ниже - понятно, что это лишь черновик, но этот черновик показывает, что может сделать Минприроды своими собственными силамм. А Минприроды России, напомним, "является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая ... леса" (постановление Правительства РФ от 11 ноября 2015 г. № 1219).
В проекте нет ничего ни по решению проблемы лесопожарной лжи (напомним: всего неделю назад, до похолодания и дождей в Сибири, площадь действовавших в России лесных пожаров составляла около двух с половиной миллионов гектаров - а в официальные сводки попали только четырнадцать тысяч), ни по обеспечению должного финансирования переданных субъектам РФ лесных полномочий (которые сейчас финансируются на 5-10 процентов от реальной потребности), ни по ликвидации лесопожарных долгов прошлых лет, ни по готовящейся совершенно безумной новой методике распределения лесных субвенций, ни по организации взаимодействия между лесопожарными властями, наукой и общественностью. По большому счету, в проекте нет вообще ничего важного, ради чего стоило бы бумагу и рабочее время тратить.
Чем кончится и к чему приведет это заседание коллегии Минприроды - скоро узнаем. Но по подготовке и организации заседания уже можно вполне достоверно судить о том, что своими собственными силами Минприроды не может ни сформулировать главные лесопожарные проблемы, ни тем более решить их. А привлекать какие бы то ни было внешние силы министерство явно не хочет - очевидно, потому, что боится критики и новых обвинений во лжи.
Ниже приводется предварительный проект решения, разосланный участникам 1 августа.
Проект
Решения коллегии Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Заслушав и обсудив доклады заместителя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации - руководителя Федерального агентства лесного хозяйства И.В. Валентика, директора Департамента государственной политики и регулирования в области лесных ресурсов А.Н. Грибенникова.
РЕШИЛИ:
1. Минприроды России:
- Продолжить работу по нормативному правовому регулированию лесных отношений, направленную на совершенствование использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
2. Рослесхозу:
- Организовать надлежащий контроль за исполнением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, в том числе функций по охране, защите и воспроизводству лесов, а также осуществлением на землях лесного фонда федерального государственного пожарного надзора в лесах;
- Принять меры к активизации работы по возмещению причиненного лесному фонду ущерба;
- Взять под особый контроль состояние противопожарного обустройства лесов, систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров, оснащенность уполномоченных органов техникой и оборудованием для пожаротушения, а так же обеспечение достаточного финансирования противопожарных мероприятий;
- Проработать вопрос о привлечении должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений к ответственности за неисполнение предписаний, выданных по результатам проверок.
Министр С.Е. Донской
http://forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=19865&sid=fbd9930f71fc41ec6d68310720f19d54
0 коммент.:
Дописати коментар