Вступил в силу закон №298 от 30 ноября 2018 г. «Об охоте и охотничьем фонде», который многое меняет в этом специфическом сегменте экономики и досуга.
Прежде основную часть регулирования охоты и связанных с ним проблем в Молдове форматировал Закон о животном мире от 27.04.95, а именно – его приложение №1 «Об охотничьем хозяйстве». Закон был разработан в то время, когда сельхозземли (а это и охотничий фонд в том числе) управлялись колхозами и совхозами. Когда частная собственность на крупные земельные массивы не была распространенным явлением, а противоречия между землевладельцами и пользователями охотничьих ресурсов не были значительными. То есть, когда вся система пользования земельным, лесным, водными и охотничьими фондами несла на себе отпечаток прежнего, советского строя. В 1998 году, на пороге больших социально-экономических перемен, парламент Молдовы принял концепцию развития национального охотфонда. Во исполнение этого программного документа новый закон в сфере охоты должен был появиться в 2001 году. Однако процесс его разработки и принятия растянулся на 17 лет.
Вместо закона в упомянутом году появились лишь поправки к действующему закону, которые разделили охотничий фонд на две неравноценные части. Охотфонд в лесах был передан в управление агентству Moldsilva, а охотфонд на остальной части страны (сельхозугодья, пастбища, пустыри и т.д.) перешел в пользование общества охотников и рыболовов.
Разделение это логично выглядело только «на бумаге». В реальности животные не различали границ между охотфондами. Охотникам доступ в лес был жестко ограничен, лесная охота на копытную фауну стала «элитарным развлечением». В результате, к примеру, в 1996 году охота на косулю была остановлена на два года, но запрет не отменен по сей день. При этом численность косуль и оленей не увеличивается, а даже сокращается. Основная причина в том, что штатные лесники занимаются, прежде всего, благоустройством собственно лесов, а развитие охотничьих ресурсов для них было и остается на пятом-шестом месте в списке приоритетных задач. В такой ситуации подавляющее большинство охотников переориентировало свои интересы на нелесную дичь – дикие утки, голуби, куропатки, перепелки, фазаны, а также зайцы и лисы. Общество охотников заключило с примэриями двадцатилетние договоры пользования не лесным охотфондом: лугами, водно-болотными участками и т.п.
Справедливости ради стоит отметить, что с 2003 года различными инициативными группами периодически предпринимались попытки разработать новый профильный закон, но результата они не приносили. Наконец, в 2015 году по инициативе депутата Анатолие Горилэ (члена общества охотников) была собрана экспертная группа, разработавшая законопроект, который тоже был заблокирован. Но в 2017 он был перерегистрирован под новым названием (Об охоте и охотничьем фонде), и с небольшими изменениями, наконец, принят парламентом 30 ноября 2018 года.
Новый закон предусматривает, что все охотничьи угодья (около 3 млн га) будут объединены в Национальный охотничий фонд. Он не может быть приватизирован - как в некоторых других европейских странах, - является природным ресурсом и собственностью государства. В качестве администратора фонда выступает минсельхоз MADRM, в структуре министерства будет образовано специальное подразделение (надзор, контроль, передача охотугодий в пользование).
Фонд размечен на сеть региональных охотугодий площадью от 2 до 10 тыс. га. Каждое из них включает в различной пропорции и лес, и поля, и озера/болота. Закон предусматривает определение и контроль охотничьего бонитета угодий. С учетом преимущественной численности тех или иных животных, устанавливается и специализация каждого охотугодья (прежде «инвентаризация» дичи проводилась лишь в лесах, причем давно). Это огромный объем работы.
Как отмечает председатель Общества охотников и рыболовов Молдовы Олег Чокой, специализация охотугодий – правильное направление эволюции. У общества был опыт формирования специализированного охотхозяйства «Фазан» в районе Штефан Водэ, его деятельность привела к локальному увеличению популяции этой птицы (попутно – и других, сопутствующих видов дичи). Появилась база для организации коммерческой охоты.
Также закон устанавливает «право преемственности» - приоритетное право на аренду/пользование новых охотугодий тех объединений охотников, которые прежде пользовались охотфондом на этих территориях, поддерживали и благоустраивали его. Ведь инвестиции эти региональные представительства общества охотников осуществили немалые: в выращивание полезной фауны, ее подкормку, отстрел хищников и т.п.
Ранее арендная плата за пользование лесными охотугодьями доходила до 315 леев/га и более. Количество таких арендованных охотничих хозяйств в лучшие годы доходило до 40, но, учитывая затратность и низкую доходность этого дела, начала сокращаться. Согласно новому закону, охотугодья передаются в пользование обществам охотников бесплатно, но с условием реализации инвестиционного плана, целью которого является поддержание и развитие бонитета этих охотугодий. Договор их аренды будет составлять 15 лет. В случае невыполнения охотниками-арендаторами инвестиционного плана развития, администратор (подразделение MADRM) вправе расторгнуть договор в любой момент.
Закон обязывает общества охотников, арендующих охотугодия, принимать в штат специалистов-охотоведов. При всей важности этого положения, Олег Чокой предвидит и определенные сложности с обеспечением соответствующего рынка услуг квалифицированными кадрами. Вкупе с другими обязательными инвестициями это, вероятно, приведет к повышению затрат (в том числе – членских взносов) охотников.
Кроме того, в законе прописана необходимость разработки нормативных актов – регламентов проведения охоты различного типа (в Обществе охотников и рыболовов Молдовы определенная база для этого уже есть). Тем не менее, предусмотрен двухлетний переходный период для подготовки всех нормативов.
Согласно новому закону, уточняется и расширяется список всех видов животных, которые могут стать объектом охоты. Например, в список включен шакал, который появился в Молдове в последнем пятилетии. Объектами охоты стали и норные кролики, завезенные в страну и размноженные обществом охотников, а также серые вороны и сороки (ранее охота на них была возможна только по согласованию с минэкологии и примэриями).
Параллельно с этим ужесточается порядок использования охотничьего оружия и санкции за браконьерство (вплоть до конфискации оружия и автотранспорта правонарушителей). В нормативных актах будут повышены штрафы за незаконный отстрел животных (по экспертному мнению – до 5 тыс. леев и более). Также расширяется круг лиц, уполномоченных осуществлять контроль. В частности, общества охотников-арендаторов получили право составления протоколов, констатирующих факт правонарушения.
Наконец, на законодательном уровне отрегулирован вопрос организации коммерческой охоты для иностранцев. Такая возможность юридически существовала и прежде, но была жестко лимитирована. Теперь зарубежные охотники будут вправе участвовать в коммерческой охоте в Молдове как со своим собственным, так и арендованным (внутри страны) оружием. Правда, механизм аренды охотничьих ружей в действующем законе об оружии пока не прописан. Как считает Олег Чокой – это логично и необходимо сделать в ближайшей перспективе, поскольку объектом охоты в Молдове в подавляющем большинстве случаем является пернатая дичь, в охоте на которую выбор оружия (гладкоствольных дробовиков) не так принципиален, как при охоте на крупную копытную дичь. Соответственно, аренда охотничьих дробовиков наверняка будет пользоваться спросом у приезжих охотников. При этом иностранцев может заинтересовать охота на такую птицу, как дрозд ил грач, практикуемая за рубежом, но до последнего времени не характерная для Молдовы.
Автор: Вадим КЕТРАРЬ
№ 8 (1270) 08 Мар. 2019
№ 8 (1270) 08 Мар. 2019
0 коммент.:
Дописати коментар