Как-то стало скучно жить. Все настроение испортило Минприроды. Оно взяло и подсчитало наши ископаемые и неископаемые ресурсы. Если раньше мы, например, ходили в лес по грибы, погружаясь во что-то таинственное, живое и бесконечное, то теперь нам предлагают передвигаться по участку, на котором значится N-ное количество сосен, елок и берез. Уже и не вздохнешь полной грудью – невольно начнешь ведь подсчитывать стволы вокруг себя.
Но обо всём по порядку. Ведомство начало со стратегических запасов – нефти, газа, железной руды, угля и других полезных ископаемых. А что – правильно! Страна должна знать, на что можно опереться при дальнейшем развитии отечественной экономики. Первая оценка дана на конец 2017 года, и теперь она будет актуализироваться ежегодно. Совокупная стоимость всех минеральных и энергетических ресурсов составила 55,24 трлн рублей или 60% ВВП за позапрошлый год.
Впечатляет? На первый взгляд, да. Причем нефть положила в копилку запасов самую внушительную сумму – 39,6 трлн рублей. На втором месте природный газ – 11,3 трлн рублей, коксующийся уголь выдал на гора почти 2 трлн., железная руда – 808 млрд., алмазов и золота – в районе 500 млрд. рублей.
Какую технологию использовало Минприроды при подсчете наших богатств? В материалах ведомства говорится:
"Стоимостью этих активов признается величина дисконтированного чистого денежного потока, который может быть получен в результате добычи и реализации имеющихся запасов полезных ископаемых".
При этом оценка сделана на основе формы № 1-РСПИ, которая содержит сведения о текущей рыночной стоимости запасов полезных ископаемых. Эксперты отмечают, что серьезно к такой оценке относиться не нужно. По сути, это неудачная попытка Минприроды получить оценку стоимости запасов полезных ископаемых на основе сбора разнородных данных самих недропользователей. К тому же форма содержит некорректную формулу расчета стоимости запасов, добавляют профессионалы.
То есть полученные цифры далеки от реальности. Если перейти к показателям в натуральном выражении, то Минприроды оценило запасы нефти в 9,04 млрд. тонн, газа – 14,5 трлн. кубометров, золота – более 1,4 тыс. тонн.
Но и это, скорее всего, недостоверные данные. Например, британская «BP» приводит следующие показатели по России: на конец 2017 года доказанные запасы нефти составляли 14,5 млрд. тонн, природного газа – 25 трлн. кубометров. В свою очередь, Геологическая служба США считает, что запасов золота в недрах РФ – 5,5 тыс. тонн. Как видим, цифры у Минприроды выглядят заметно скромнее.
Однако ведомство не успокоилось на ископаемых ресурсах. Оно пошло дальше и постаралось посчитать и возобновляемые биологические богатства нашей страны. И здесь все получилось как-то скромненько. Вкупе они потянули на 6 с небольшим триллиона рублей. Самый значимый у нас биоресурс – леса, они стоят 5,52 трлн. рублей. По породам деревьев расклад следующий: сосен у нас набралось на 1,19 трлн., лиственниц – на 1,13 трлню, символ России березка оценен в 1 трлн. Всего в списке 23 вида деревьев, на которых можно потенциально заработать.
Водные ресурсы – наши великие реки, большие озера, в том числе Байкал, на таком фоне выглядят как-то бледно. Всего на 486 млрд. рублей. То ли вода у нас дешёвая, то ли линейки у тех, кто считает, короткие. Но это ещё ладно – стоимость ресурсов животного мира, предназначенных к охоте, составила по расчётам природного ведомства вообще жалкие 640 млн. рублей.
Правда, посчитали только лимитируемые виды, охота на представителей которых ограничена. Самые дорогие у нас зубробизоны – они потянули на 380 млн рублей. Все остальные далеко отстали от лидера: лоси стоят 85 млн., косули – 41 млн. Звериный символ России – бурые медведи – какие-то жалкие 15 млн рублей. Волков, лисиц, зайцев вообще никто не посчитал и не оценил. Гуляй не хочу!
Откуда же взялись такие весьма приблизительные цифры? В методологии Минприроды биологические ресурсы названы "непроизведенными нефинансовыми экономическими активами". Для их оценки использовался сравнительный подход, причем за основу взяты именно штрафы, которые платят браконьеры за убитых животных.
Например, один из самых больших штрафов полагается за снежного барана – 100 тысяч рублей. За убиенного лося с любителей неофициальной охоты "срубят" 80 тыс. рублей, за косулю – 40 тысяч рублей. Эта цифра умножается на количество особей того или иного вида – получается итоговая стоимость.
Все эти подсчёты сразу вызывают большое сомнение. Возьмём медведей: с 2018 года штраф за ловлю (отстрел) единственного бурого – 60 000 руб. Если взять и поделить, то получается, что в России гуляют на свободе всего-то порядка 250 косолапых. А ведь целый ряд источников говорят о том, что в России одна из самых больших популяций медведей в мире – около 120 тысяч особей. Только на Камчатке обитает порядка 8 тыс. мишек.
Похоже, несложно ошибиться, даже пересчитывая мишек на картине И. Шишкина
Беспокоят и лоси. По данным Центрохотконтроля, несколько лет назад популяция парнокопытного оценивалась в 870 тысяч особей. А если судить по подсчету Минприроды, то их на наших бескрайних просторах всего-навсего около тысячи. Одной тысячи!
Так, может быть, хотя бы с лесами у ведомства всё хорошо? Не слишком – в отчётах всё же 5,5 трлн. рублей. Но в России площадь лесных массивов – 800 миллионов гектаров. Делим одно на другое, и выходит, что один гектар леса стоит менее 7 тысяч рублей. Это целый гектар! Любой дачник знает, что просто завалить крепкое дерево стоит под полмиллиона, а тут – гектар. После этого и к цифрам по воде – уже никакого доверия.
После всех эти размышлений возникают крамольные мысли: зачем Минприроды вот так "приблизительно" посчитало наши «сметно-несметные» богатства? Может, просто наши реалии гораздо ближе к этим расчётным показателям? Ведь известно, как в последние годы агрессивно расхищаются лесные богатства Сибири и Дальнего Востока. Этот регион называют уже чуть ли не "лесной делянкой" Китая, который с аппетитом осваивает наши возобновляемые биоресурсы.
В Поднебесной уже нацелили свои взгляды и на водные богатства России. Федеральное агентство по водным ресурсам, оказывается, выделило КНР квоту на ежегодный забор 3,5 млн. кубометров байкальской воды. Официально между Республикой Бурятия и Китаем подписано соглашение об экспорте байкальской воды. Планируется, что за границу будет отправляться 2 млн. тонн воды в год. Но стоит ли верить этим цифрам, глядя на активное освоение китайскими товарищами русского леса?
В итоге может получиться так, что будет проведена наконец масштабная проверка по нашим ресурсам, и окажется, что данные Минприроды на самом деле намного ближе к жизни, чем всем нам хотелось бы. Только и остаются надежды на наших медведей, лосей, волков и лисиц с зайцами. Судя по всему, именно ими богатство России прирастать и будет.
Сегодня, 05:13
0 коммент.:
Дописати коментар