Если погодные условия принципиально не изменятся, и пожары будут дальше развиваться примерно так же, как сейчас - 2019 год может оказаться одним из самых катастрофических в Якутии в лесопожарном отношении как минимум с начала XIX века, а может быть, и вообще в истории. Риск этого весьма велик, поскольку особой надежды на изменение погодных условий пока нет.
Как всегда, возникает вопрос - откуда эти пожары взялись, в какой мере они связаны с деятельностью человека, и можно ли было их предотвратить? На сколько-нибудь серьезное противопожарное обустройство обширных и труднодоступных северных лесов у органов управления лесами денег, разумеется, нет, и взяться им неоткуда - переданные им лесные полномочия финансируются в лучшем случае на десятую часть от минимально необходимой потребности. Поэтому в качестве главного и едва ли не единственного способа предотвращения пожаров в таких лесах часто рассматриваются так называемые "контролируемые профилактические выжигания", которые (в теории) должны проводиться в пожаробезопасный период с соблюдением целого комплекса мер противопожарной безопасности. Однако, на практике ни денег, ни специалистов для реального обеспечения этих мер в регионах не оказывается, да и сами требования к безопасному проведению выжиганий в настоящее время не установлены (старый приказ Федеральной службы лесного хозяйства от 24 марта 1999 года № 68 прекратил действовать после ликвидации этой службы в мае 2000 года, издать новый Минприроды и Рослесхоз до сих пор не могут, несмотря на прямые поручения Президента РФ и Правительства РФ). Поэтому жгут часто как придется, не особо контролируя дальнейшее распространение огня.
В результате получается вот так. Это космоснимок VIIRS за 19 июня 2019 года на один из наиболее горящих районов Республики Саха (Якутия) с наложенными термоточками (красными) за день. На снимке красными линиями показаны границы улусов (районов), а желтыми точками - места фактически проведенных контролируемых профилактических выжиганий за 2019 год по данным системы ИСДМ-Рослесхоз:
По снимку хорошо видно, что часть мест проведения контролируемых профилактических выжиганий совпадает с местами пожаров - то есть эти выжигания, как минимум, не позволили пожары предотвратить или остановить, а возможно, и вовсе стали их источниками. Выжигание сухой травы или лесной подстилки весной может приводить к очагам тления на заторфованных участках или в старых крупных валежинах, а летом, в сухую и жаркую погоду, эти очаги тления могут становиться источниками лесных пожаров.
Весь этот участок, видимый на снимке, попадает в так называемую "зону контроля лесных пожаров", которая устанавливается "в лесах, расположенных на труднодоступных и удаленных территориях" (п. 5.1 Правил тушения лесных пожаров), и в которых допускается приостановка или прекращение работ по тушению (п. 8.1 этих правил). Вот этот участок, наложенный на границы различных зон охраны лесов от пожаров - серым цветом показаны "зоны контроля лесных пожаров":
То, что эти леса удаленные и труднодоступные, затрудняет не только тушение пожаров, но и контроль за распространением огня при контролируемых профилактических выжиганиях или после их проведения - что, разумеется, является дополнительным фактором риска. Реальный контроль за выжиганием требует примерно таких же, а иногда и больших, сил, как и тушение лесного пожара сопоставимой площади - поэтому если в "зоне контроля" не хватает сил для тушения, то их не может хватать и для реального удержания огня под контролем при выжиганиях.
Поэтому от практики проведения контролируемых профилактических выжиганий в зонах контроля лесных пожаров необходимо полностью отказаться - не только в Республике Саха (Якутия), но и в целом в Российской Федерации.
0 коммент.:
Дописати коментар