28 січня 2020

"К 2024 году в Иркутской области должно быть достигнуто 100-процентное соотношение воспроизводства лесов к их вырубке, а также гибели" - в чем подвох?

"К 2024 году в Иркутской области должно быть достигнуто 100-процентное соотношение воспроизводства лесов к их вырубке, а также гибели. Такая цель обозначена в региональном проекте «Сохранение лесов». Об этом сегодня, 27 января, заявил исполняющий обязанности Губернатора Прибайкалья Игорь Кобзев на совещании в Братске" - говорится в сообщении на официальном портале Иркутской области. Ссылка:

Игорь Кобзев: К 2024 году мы должны достигнуть 100-процентного результата воспроизводства лесов

На первый взгляд - прекрасная новость и прекрасные намерения нового губернатора. Но нет ли тут какого-то подвоха?

Есть, и даже сразу два (причем, скорее всего, сам губернатор их не видит, и вполне искренне верит в то, что заявленная им благая цель реально приведет к столь же благим результатам).


Во-первых, воспроизводство лесов включает в себя целую последовательность лесохозяйственных действий, занимающих как минимум полтора-два десятилетия: выращивание посадочного материала, лесовосстановление, агротехнический и лесоводственный уход, рубки ухода в молодняках - осветления и прочистки (последние как раз и заканчиваются примерно к 20-летнему возрасту). Реальный результат воспроизводства лесов - получение ценных молодых лесов оптимального состава и оптимальной густоты - достигается только в том случае, если все эти мероприятия выполняются правильно, последовательно и своевременно. Если какие-то из них не выполняются, особенно последние - рубки ухода в молодняках, то результаты ранее проведенных мероприятий в подавляющем большинстве случаев теряются, исчезают, а вырубки и гари зарастают практически тем же самым, чем они заросли бы естественным образом без какого бы то ни было специального лесовосстановления. Подробнее об этом можно прочитать здесь:

Что такое воспроизводство лесов



А в региональном проекте Иркутской области "Сохранение лесов" речь идет только о первых этапах этой последовательности мероприятий по воспроизводству лесов - о лесном семеноводстве, выращивании посадочного материала и лесовосстановлении. Вот соответствующая таблица из действующей редакции проекта (ссылка):



Об уходе за молодыми лесами в этом проекте речи вообще не идет, никаких целей и показателей по уходу проект не устанавливает. А именно уход является критически важным и, в нашей действительности, самым проблемным элементом воспроизводства лесов, именно из-за отсутствия или низкого качества последующего ухода лесовосстановление в подавляющем большинстве случаев в лесах таежной зоны оказывается безрезультатным. Качественный уход стоит дорого и требует (в масштабах области) большого количества квалифицированных работников, поэтому если не предусмотреть средств на его проведение и стимулов для арендаторов - его в подавляющем большинстве случаев просто не будет, или он будет проводиться некачественно (как обычно). В этом случае ни посадки леса, ни содействие его естественному возобновлению почти не дадут сколько-нибудь значимых результатов. И даже если "на бумаге" площадь воспроизводства лесов сравняется с площадью их вырубки и гибели - в реальности будет происходить все то же самое, что и сейчас, то есть после рубки ценных хвойных лесов будут вырастать преимущественно березняки и осинники (они тоже могут быть хозяйственно ценными - но и это требует ухода).


Во-вторых, официальные площади вырубки и гибели лесов в Иркутской области, как и в целом по России, принципиально отличаются от реальных. Соответственно, и запланированные в рамках проекта Иркутской области "Сохранение лесов" площади лесовосстановления до 2024 года, ориентирующиеся на официальные масштабы вырубки и гибели лесов, составляют лишь малую долю от реальных площадей, на которых происходит вырубка и гибель.

Если исходить из проекта (приведенной выше таблицы), то к 2024 году площадь лесовосстановления и лесоразведения в регионе должна составить 181,9 тысяч гектаров в год. А если исходить из данных дистанционного мониторинга, например, данных Мэрилендского университета и Всемирной лесной вахты (главного источника дистанционных данных об изменениях лесного покрова в мире), площадь потерь лесного покрова в Иркутской области за десятилетие с 2009 по 2018 годы включительно составила 4,85 миллиона гектаров, или в среднем около 485 тысяч гектаров в год (ссылка)




Основной вклад в эти потери вносят пожары - а масштабы пожаров как в России в целом, так и в Байкальском регионе, и в Иркутской области в частности, на протяжении последних двух десятилетий устойчиво растут. Данных о потерях за 2019 год пока нет, а они бы еще увеличили среднегодовые площади потерь лесов в Иркутской области. Поскольку в системе охраны лесов нашей страны от пожаров никаких принципиальных улучшений за последние годы не произошло - денег по-прежнему выделяется в разы меньше реальной потребности, часть лесов по-прежнему не имеет официального статуса и за пожары в них по сути никто не отвечает, значительная часть территории по-прежнему относится к фактически неохраняемым лесам ("зонам контроля"), противопожарное просвещение населения по-прежнему не налажено, и т.д. - видимо, в ближайшие несколько лет масштабы лесных пожаров будут расти, в том числе в Иркутской области. Соответственно, будут расти и площади лесов, погибших от пожаров.

Получается, что запланированные региональным проектом Иркутской области "Сохранение лесов" площади лесовосстановления (181,9 тыс. га в 2024 году, и 165,1 тыс. га в год в среднем за 2020-2024 годы) уже сейчас в 2,5-3 раза меньше среднегодовой площади потерь лесного покрова за последнее десятилетие. А за счет увеличения площадей лесных пожаров и, соответственно, масштабов гибели лесов в результате пожаров, к 2024 году этот разрыв может еще сильнее увеличиться - оценочно, по меньшей мере до 3,5 - 4 раз.


Таким образом, даже если цели регионального проекта Иркутской области "Сохранение лесов" за ближайшие пять лет будут полностью выполнены, к 2024 году лесовосстановление будет обеспечиваться примерно на четверти вырубленных или погибших лесов, а реальное воспроизводство (получение ценных молодых лесов оптимального состава и оптимальной густоты к окончанию периода уходов за молодняками) по-прежнему будет обеспечиваться лишь на отдельных показательных участках, или в отдельных исключительных случаях с особенно благоприятными для естественного возобновления ценных лесов условиями.


Иными словами, если цели регионального проекта Иркутской области "Сохранение лесов" будут выполнены, но ничего нового сверх проекта сделано не будет - ситуация с воспроизводством лесов в Иркутской области вообще никак не изменится по сравнению с нынешней.


0 коммент.:

Дописати коментар