ПІД ВИГЛЯДОМ БОРОТЬБИ З КОРУПЦІЄЮ

влада обвалила лісову галузь в Україні

ЛІС І РЕФОРМУВАННЯ

Державні ліси мають покривати свої видатки з власних доходів

Орест ФУРДИЧКО

Таємниці реформування "лісових відносин" в Україні

РЕФОРМАЦІЯ, ДЕГРАДАЦІЯ ЧИ ПРОФАНАЦІЯ?

Як Держлісагентство хоче реформувати лісову галузь

ЧИНОВНИКИ ПРОТИ ЛІСІВНИКІВ

Кому вигідний фінансовий саботаж лісгоспів?

13 квітня 2016

Перші кроки реалізації Угоди між Україною та Туреччиною у сфері лісового господарства

12.04.2016



Основне завдання Міжнародного навчального центру лісового господарства Туреччини - це навчання з гасіння лісових пожеж в країнах середземноморського клімату та інших країнах з аналогічними умовами. Системи управління ліквідації лісових пожеж, інтегровані як в теоретичному плані, так і на практиці, дозволили підвищити потенціал забезпечення професійної підготовки спеціалістів.




Під час навчань лісових експертів з України та Киргизстану, центр відвідав Генеральний директор лісів Туреччини Ісмаїл Юзмез, який був радий спілкуванню з іноземними колегами.

У 2015 році Навчальний центр лісового господарства Генеральної дирекції лісів здійснив навчання 692 лісових інженерів та фахівців з пожежної підготовки, протипожежне навчання 865 лісничих і 789 операторів пожежних машин. У цілому пройшли навчання 2346 осіб.




Для практичних занять було використано унікальний комплекс на основі дієвого симулятора (Combat Simulator), який імітує реальну пожежу для тренування навчальних груп з її ліквідації.

За останні роки Туреччина досягла значних результатів у навчанні щодо організації боротьби з лісовими пожежами.

У подальшому програму навчання буде реалізовано для 61 представника технічного персоналу України, Киргизстану, Азербайджану, Таджикистану, Казахстану, Туркменістану, Македонії, Палестини, Пакистану, Боснії і Герцеговини.

Прес-служба Держлісагентства


Міністерство лісового та водного господарства Туреччини на базі Міжнародного лісового навчального центру, розташованого в Анталії, почало курс навчання представників країн з аналогічними кліматичними умовами.

Навчання буде проходити весь квітень. Представники країн заїжджають невеликими групами. З 5 по 8 квітня в Анталії перебували 11 фахівців з України і Киргизії (Узбекистан не приїхав, та не повідомив про це адміня Попковського попковода). Безумовний інтерес для господарів проведення навчань являв симулятор, що дозволяв моделювати розвиток пожеж і знаходити оптимальні методи гасіння, додаток для смартфонів, що дозволяє в режимі реального часу визначати масштаб загоряння і передавати інформацію про нього лісовій службі, а також сама система організації охорони лісів від пожеж та тренінгу лісових пожежних в Туреччині.

Треба сказати, що лісникам України є чому повчитися у колег з Туреччини. В країні жарко, сухо, часто вітряно, тому люди звикли жити з вогнем і знають, як важливо не дати йому набрати сили. Тим паче, що всі пожежі майже верхові - час перекидання вогню з низової на дерева набагато швидша, ніж встигають до пожежі під'їхати турецькі бійці.



У своєму виступі перед курсантами Міністр лісового господарства Туреччини назвав цифри. У середньому щорічно в Туреччині фіксується 2500 загорянь лісу. Загальна площа пожеж близько 10 тис. га в рік. Лісівники не очікують, що ситуація покращиться: навпроти фіксують її постійне погіршення.

Охороною лісів від пожеж у Туреччині займається 15 тисяч фахівців. В країні 776 пожежних вишок і цього, за словами Міністра, не вистачає. Працює гаряча лінія (номер 177) цілодобово приймає дзвінки про загоряння. Серед населення поширюється безкоштовно написане на ANDROID додаток позвјляющее легко зафіксувати координати пожежі і передати їх на гарячу лінію.


В гірській країні добре розуміють важливість авіаційної охорони лісів. В авіаційному загоні Міністерства 46 повітряних суден: в основному гелікоптери, з них 12 велико-габаритних. На літній період додатково орендуються великі літаки і вертольоти, пристосовані для боротьби з вогнем. У планах Міністерства, придбання реактивних літаків для швидкого перекидання персоналу на гасіння великих пожеж.

Лісівники Туреччини донесли до влади країни той простий факт, що для відновлення одного сантиметра згорілої грунту, потрібно більше тисячі років. Може бути тому грошей на протипожежні заходи в країні не шкодують. (Чомусь адмін Попковського Попковода не згадує, що пожежі відгонять численних туристів, які є основним джерелом поповнення казни Туреччини, а їм якраз і не до вподоби, що на фоні безхмарного неба щось горить)


Що стосується Центру навчання то це сучасний комплекс, який спеціалізується на навчанні з допомогою тренажерів, імітаційних моделей та програм фахівців різних галузей народного господарства, армії і флоту. Крім пожежних там навчаються льотчики, оператори дронов і т. п.

Тренажор для підготовки до боротьби з лісовими пожежами (OUMES) створений для навчання боротьбі з пожежами з допомогою технологій імітаційного моделиррвоания.Тренажер призначений для поліпшення можливостей організації та координації протидії вогню, посадовими особами, відповідальними за борьбус з лісовими пожежами; штабами координуючими гасіння і лісовими фахівцями, які безпосередньо гасять вогонь. Система призначена для навчання семи різних типів користувачів, які одночасно беруть участь у віртуальній рольовій грі, моделюючи взаиные дії з гасіння пожежі у заданій місцевості, при заданих характеристиках погоди. Опрацювання різних сценаріїв дозволяє досягти високого ефекту навчання.












Детально про роботу Центру та системи (OUMES) дивіться на сайті. Напевно автор цієї статті сам особисто на безпілотнику літав до Туреччини, за що йому ми вдячні.



http://www.lesovod.org.ua/node/28547

Держлісагентство розширює двостороннє співробітництво

13.04.2016


13 квітня в Держлісагентстві відбулася зустріч Першого заступника Голови Державного агентства лісових ресурсів України Христини Юшкевич із радником з питань сільського господарства Посольства Французької Республіки в Україні Ніколя Переном.

Метою зустрічі було обговорення та визначення шляхів співробітництва між Україною і Францією в галузі лісового господарства.

Христина Юшкевич ознайомила гостей з основними напрямами розвитку лісового господарства України та проблемами, які потребують негайного вирішення. Пан Перен зі свого боку стисло розповів про діяльність лісового бюро Франції, зокрема про контроль лісогосподарської діяльності та розробку лісових програм.



«Українським фахівцям цікаво вивчити досвід лісівників Франції, особливо щодо організації охорони лісів від пожеж, попередження незаконних рубок, оцінки та плати за екосистемні послуги», - зазначила Христина Юшкевич.

Результатом зустрічі стала попередня домовленість про започаткування співпраці, направленої на обмін досвідом щодо збалансованого ведення лісового господарства.

Прес-служба Держлісагентства

Якщо ви заблукали у лісі



Зберігайте спокій та уникайте паніки. Якщо ви панікуєте - думати логічно неможливо. Негайно зупиніться і присядьте. І не робіть більше жодного кроку, не подумавши. Думати можна тільки про одне, як дістатися того місця, звідки починається знайомий шлях. 

Пригадайте останню прикмету на знайомій частині шляху і постарайтеся простежити до неї дорогу. Якщо це не вдається, пригадайте знайомі орієнтири, найкраще - залізницю, судноплавну ріку, шосе. Прислухайтеся. 

При відсутності знайомих орієнтирів, стежок і доріг виходьте "на воду" - униз за течією. Струмок виведе до ріки, ріка - до людей. Якщо орієнтирів немає, залізьте на найвище дерево - погляд з висоти допомагає краще зорієнтуватися. Існує багато способів визначення сторін горизонту: за допомогою компаса: стрілка компаса завжди показує напрям на північ; за положенням Сонця: в основі приблизного визначення лежить врахування часу визначення. 

При цьому виходять з того, що у північній півкулі Сонце приблизно знаходиться: о 7 годині - на сході, напрям тіні показує на захід; о 13 годині - на південь, тіні від предметів найкоротші і їх напрям завжди показує на північ; о 19 годині - на заході. за Сонцем та годинником - тримайте годинник в горизонтальному положенні, поверніть його так, щоб годинна стрілка була направлена на сонце. Пряма, що ділить кут навпіл між годинною (малою) стрілкою та напрямом від центра годинника на цифру "1" циферблата, покаже напрямок на південь за Полярною зіркою - напрямок на Полярну зірку завжди відповідає напрямку на північ. 

Знайдіть сузір'я Великої Ведмедиці, яке має вигляд ковша із семи яскравих зірок, а потім подумки проведіть пряму лінію через дві крайні зірки "ковша" і відкладіть на ній приблизно п'ять відрізків, що дорівнюють відстані між двома зірками. Наприкінці лінії і буде зірка, що майже нерухомо "висить" цілий рік над Північним полюсом та показує напрямок на північ. за Місяцем. Опівночі у своїй першій чверті ")" Місяць знаходиться на заході, у повний Місяць - на півдні, в останній чверті "(" - на сході; існують і менш точні прикмети, що дозволяють вибрати вірний напрямок. 

Мурашники завжди розташовуються з південного боку дерева, пенька або куща. Кора більшості дерев з північної сторони грубіша, іноді покрита мохом; якщо мох росте по всьому стволу, його найбільше з північної сторони, особливо поблизу коріння. Річні кільця на пні спиляного дерева розташовані нерівномірно - із південної сторони вони звичайно товщі. 

Просіки у великих лісових масивах завжди зорієнтовані у напрямку північ - південь або схід - захід. Правильно користуйтесь вогнем. Він є одним з основних засобів виживання в лісі. За допомогою вогню ви можете зберегти тепло, сушити одяг і подавати сигнали. Завжди тримайте сірники у водонепроникному пакеті. 

Уникайте переохолодження. Воно трапляється, коли людина не звертає уваги на холод та не має відповідного одягу і захисту. Використовуйте навички та вміння будування схованок (буда, навіс, намет і інш.) або користуйтесь природними печерами. Це допоможе виживанню у лісі, забезпечить вам захист і тепло. 

Бережіть та економно використовуйте воду. Вона більш важлива для вашого виживання, ніж їжа. 

Запам'ятайте! Діти повинні знати, що вони не будуть покарані за те, що заблукали. Були випадки, коли діти ховалися від шукачів через те, що боялися бути покараними. Навчайте дітей, що необхідно вибрати велике дерево (або якийсь інший об'єкт) біля примітного місця і знаходитися там. Повідомте дітей про необхідність кричати на шуми, що лякають їх. Якщо це звірі, вони злякаються та підуть геть. Це також допоможе швидше знайти їх тим, хто буде їх шукати. 

Пам`ятайте! Куди б ви не пішли і де б не перебували, ви можете опинитись у екстремальних умовах. Тому: знайте приблизно свій шлях мандрівки; майте при собі засоби визначення напрямків сторін горизонту; майте одяг придатний для будь-яких погодних умов; майте достатньо їжі, води, сірників, речей та засобів для захисту свого життя.

У Харкові копи настільки суворі, що гасять пожежі ногами (фото)

Вчора, 12 квітня, близько четвертої години дня в парку Зелений Гай у Харкові сталася невелика пожежа. До допомоги надзвичайників вирішили не вдаватися – вогонь загасив патрульний поліцейський і перехожі, які прийшли йому на допомогу.
Про те, що в парку загорілися сухе листя і трава, виданню "Міський Дозор" повідомив один з місцевих жителів. Чоловік розповів, що помітив вогонь, коли проходив повз парк, але так як осередки загоряння були незначними, то надзвичайників він вирішив не викликати.
"Пізніше, коли я повертався назад, таких вогнищ було вже більше. Тут я побачив незвичайну картину: вогонь гасив ногами поліцейський. Я здивувався і підійшов до нього. Він розповів, що до нього звернулися громадяни, які повідомили про пожежу. "Так як загоряння невелике і викликати пожежних сенсу немає, я локалізував його своїми силами", – так відповів коп. Тут підійшов ще один чоловік, який став гасити вогонь тим же способом. Ну і я допоміг", – розповів очевидець.

У прес-службі патрульної поліції підтвердили дану історію і звернулися до городян з проханням не розводити вогонь у лісі і берегти природу.

12 квітня 2016

Юридические основы работы по тушению и предотвращению палов

Что нужно знать при работе по тушению и предотвращению палов

 I. ПАЛЫ НЕЗАКОННЫ
Правовые акты, запрещающие проведение палов
1. Федеральный закон "О животном мире" (статья 28) "запрещается выжигание растительности, ... без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, а также ухудшения среды их обитания".
2. Требованиях по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 № 997 (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.03.2008 N 169) «в целях предотвращения гибели объектов животного мира запрещается:
выжигание растительности, … без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, ухудшения среды их обитания».
В указанных актах предусмотрена обязательность принятия мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, а также ухудшения среды их обитания. Однако, как говорилось выше, такие меры почти никогда не принимаются (а часто и не могут быть приняты), так что проведение палов прямо нарушает действующее законодательство.
За нарушения этих требований предусмотрена административная  ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. 
Статья  8.29 КоАП: «Уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей».
Статья 8.33 КоАП: «Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей».
3. Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.07.2007 № 417:  «Запрещается выжигание травы на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и озеленительным лесным насаждениям, без постоянного наблюдения».
Введен прямой запрет на проведение палов (без каких-либо исключений) на землях лесного фонда (в том числе нелесных землях - полянах, сенокосах, прогалинах) и, что более актуально для нас, на земельных участках, примыкающих к лесам, а также к защитным лесным насаждениям (например, лесополосам). 
За нарушения этих требований предусмотрена административная  ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях  
Статья 8.32: «Нарушение правил пожарной безопасности в лесах - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей».
4. Правила пожарной безопасности (ППБ01-03), утвержденные приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, зарегистрированные Минюстом России 27.06.2003  № 4838 (п.327): «Не разрешается сжигание стерни, пожнивных остатков и разведение костров на полях.
Введен полный запрет на сжигание сухих остатков травы.
За нарушения этих требований предусмотрена административная  ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях  
Статья 20.4 КоАП 1. Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами … - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
5. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (ст. 60): «... Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания».
6. Федеральный закон «О животном мире» (ст.24): «действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации».
В местах обитания наземно гнездящихся птиц, мелких млекопитающих, насекомых занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красные книги субъектов РФ, палы однозначно разрушают среду их обитания, поэтому подпадают под действие приведенных норм. 
За нарушения этих требований предусмотрена административная  ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях  
Статья 8.35 КоАП: «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добывание, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой».
3. Закон Московской области N 249/2005-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области"  (в ред. Законов МО от 28.02.2007 N 30/2007-ОЗ, от 27.12.2007 N 221/2007-ОЗ, с изм., внесенными Законами МО от 25.10.2006 N 190/2006-ОЗ (ред. 12.03.2007), от 02.11.2005 N 229/2005-ОЗ (ред. 30.11.2006)) (статья 6, пункт 18) Запрещается:
2) разводить костры в местах общественного пользования, сжигать мусор, листву, траву, части деревьев и кустарников, в том числе и на территории хозяйствующих субъектов;
Статья 2. Территория хозяйствующего субъекта - часть территории Московской области, имеющая площадь, границы, местоположение, правовой статус, целевое назначение, находящаяся в собственности, владении или пользовании хозяйствующего субъекта.
Этим законом введен полный запрет на сжигание травы на территории хозяйствующих субъектов, то есть на любых территориях, находящихся в собственности или пользовании сельхозпредприятий.
За нарушения этих требований предусмотрена административная  ответственность в соответствии с Законом Московской области «О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области»
Закон Московской области № 161/2004-ОЗ «О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области» (в ред. Законов МО от 15.07.2005 N 183/2005-ОЗ, от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ, от 12.12.2005 N 259/2005-ОЗ, от 14.02.2007 N 20/2007-ОЗ, от 19.07.2007 N 125/2007-ОЗ, от 29.09.2007 N 167/2007-ОЗ, от 21.12.2007 N 219/2007-ОЗ, от 07.02.2008 N 4/2008-ОЗ, от 16.12.2008 N 205/2008-ОЗ)
Сжигание листвы, травы, тополиного пуха, частей деревьев и кустарников, других остатков растительности в местах общественного пользования и на территории хозяйствующих субъектов, за исключением специально отведенных мест, влечет наложение административного штрафа:
на граждан - в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
на должностных лиц - в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
на юридических лиц - в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Лица, виновные в проведении палов могут быть привлечены к уголовной ответственности
Статья 219.  1. Нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
В данной статье подразумевается факт нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (см. выше), а также иные установленные правила пожарной безопасности. Уголовная ответственность наступает в случае, если наступили указанные в законе последствия. Данный закон может быть применим против должностных лиц, на которых лежала обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности. 
Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ. Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации ... сельскохозяйственных ... объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 

Статья может быть применена только в случае доказанного умысла со стороны руководителя сельхозпредприятия, если в результате проведения пала произошла массовая гибель животных. Заключение о наличии массовой гибели для суда дает соответствующий эксперт.
Статья 261. Уничтожение или повреждение лесных насаждений. 1.Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем … - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Уничтожение или повреждение лесн ых насаждений и иных насаждений путем поджога, … - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного месяца до одного года либо без такового.
Статья может быть применена, если в результате пала (даже на сельхозземлях) были уничтожены или повреждены леса или насаждения, не входящие в лесной фонд. Однако должно быть доказано, что именно пал послужил причиной гибели лесов.
Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов. Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.
Данная статья может быть применена, если в результате пала, прямо запрещенного режимом ООПТ (то есть в положении или паспорте данной ООПТ должен быть прямо прописан запрет на проведение палов), природным комплексам был причинен значительный ущерб. Последствия в виде значительного ущерба оцениваются исходя из стоимости, распространенности, экологической ценности, количества поврежденного или уничтоженного, а также размера вреда, причиненного растительному или животному миру. Данные оценки даются в соответствующем заключении экспертизы.
II. ЧТО МЫ МОЖЕМ
Правовые акты, гарантирующие права общественности по тушению природных пожаров
1. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 
Граждане Российской Федерации имеют право:
на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
2. Федеральный закон «О пожарной безопасности» ( статья 13).  «Добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров. Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов».
Статья 34. «Граждане обязаны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров».
3. Лесной кодекс РФ.  (Статья 52). Охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") и настоящим Кодексом.
Статья 53. Привлечение граждан, юридических лиц для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Деятельность по предупреждению и тушению природных пожаров не подлежит лицензированию
1. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (статья 2)
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на следующие виды деятельности:
использование природных ресурсов, в том числе недр, лесов, объектов растительного и животного мира»
Статья 17. Лицензированию подлежит деятельность по тушению пожаров
Лицензированию не  подлежит деятельность по предупреждению пожаров. 
Письмо МЧС России и Рослесхоза от 17.04.2006 №  43-1239-1/ № ВР-02-46/2447
«Учитывая, что частью 2 статьи 1 Закона о лицензировании предусмотрено, что его действие не распространяется на деятельность, связанную с использованием лесного фонда, деятельность по предупреждению и тушению лесных пожаров, осуществляемая лесхозами, базами авиационной охраны лесов и другими организациями Рослесхоза, лицензированию не подлежит».
Тушение травяных палов, является предупреждением лесных и торфяных пожаров, пожаров в населенных пунктах и не подлежит лицензированию. Тушение лесных пожаров  также не подлежит лицензированию.
Таким образом, тушение  пожаров на природных территориях не  лицензируется.
Общие права граждан и общественных объединений.
1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (статья 68). «Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством». Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 28.1) «поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: ... 2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; 3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения».
Закон Московской области № 161/2004-ОЗ «О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области» (статья 30) органы государственного административно-технического надзора Московской области вправе для оказания содействия государственным административно-техническим инспекторам привлекать внештатных административно-технических инспекторов, не наделенных правами должностных лиц, осуществляющих государственный административно-технический надзор.
(статья 34).
1. Граждане, юридические лица, должностные лица органов местного самоуправления вправе обращаться в органы государственного административно-технического надзора с заявлениями о нарушении правил обеспечения порядка и благоустройства на территории Московской области. Органы государственного административно-технического надзора Московской области и (или) должностные лица обязаны рассмотреть заявления в установленные законом сроки.
2. Граждане и юридические лица имеют право на получение в органах государственного административно-технического надзора Московской области информации о результатах рассмотрения заявлений о нарушении правил обеспечения порядка и благоустройства на территории муниципальных образований.

Источники оперативных данных о природных пожарах

Ежедневно получаемая космическая информация широко применяется для оперативного мониторинга природных пожаров. При этом используются современные ГИС-технологии, позволяющие объединить разнородную информацию с космическими данными.

Возможности космического мониторинга  лесных пожаров определяются оперативностью съёмки, пространственным разрешением и доступностью снимков. В основном для мониторинга пожаров используются метеоспутники TERRA и AQUA с камерой MODIS , которые имеют высокую частоту обзора территории (благодаря широкой полосе захвата 2,5 - 3 тыс. км два метеоспутника обеспечивают 3-4 снимка в сутки на любой регион России) и высокую оперативность передачи информации. Для уточнения информации с метеоспутников, получения итоговых контуров прогоревших территорий, а также регистрации действующих пожаров используются снимки среднего разрешения Landsat и SPOT.
Информация о  сканере MODIS представлена на сайтах:
Данные тепловых каналов радиометра обрабатываются по специальному автоматическому алгоритму MOD-14, выявляющему участки поверхности, которые имеют повышенную температуру - так называемые  "горячие точки". Разрешение тепловых каналов радиометра - 1 км, однако на практике возможно выявление горения на меньшей площади. Иногда алгоритм может давать "ложные срабатывания", например, от нагретой железной крыши, факела на нефтепромыслах и пр., а небольшие пожары, наоборот, не фиксировать.  Для каждой "горячей точки" имеется параметр уверенности ее регистрации - confidence. Тем не менее, данные по "горячим точкам" на данный момент являются доступным, оперативным источником данных о природных пожарах на больших территориях.
В настоящее время в России не существует единого  источника информации, в котором можно было бы получить объективную информацию о лесных пожарах. У каждого из существующих источников есть свои достоинства и недостатки, и полную объективную картину ситуации с лесными пожарами можно получить только в одном случае - если пользоваться сразу несколькими независимыми источниками информации.
Ниже приводятся ссылки на основные информационные ресурсы о лесных пожарах на территории России с краткими описаниями

Источники данных космической съемки
Пожарная информационная система SFMS.
SFMS (ScanEx Fire Monitoring Service) - общедоступная система мониторинга лесных пожаров, основанная на космических снимках Terra, Aqua, LANDSAT 5 и SPOT4/5, разработанная инженерно-технологическим центром "СканЭкс" (Москва).
Система позволяет получить информацию о местоположении крупных и средних лесных пожаров на территории России за предшествующие несколько дней (от 4 до 14) с возможностью разбивки пожаров по датам в формате Google Earth. Во многом аналогична пожарной информационной системе FIRMS, но по умолчанию (для незарегистрированного пользователя) используются более высокие пороги вероятности отнесения "горячей точки" к пожарам, поэтому небольшие/начинающиеся пожары не видны. Содержит несколько дополнительных функций и возможности для пользовательской настройки (в том числе и настройки порога вероятности). Большим преимуществом перед FIRMS является более быстрая выкладка данных по "горячим точкам", а также возможность использования среднедетальных оптических снимков для верификации "горячих точек". Система начала работать в июне 2010 года; к началу пожарного сезона 2011 года планируется доработка сервиса, в том числе с возможностью оперативного перенацеливания камер Spot 4/5.
Результаты также представлены на специализированном  пожарном сервисе геопортала Kosmosnimki.ru
На основе системы SFMS и FIRMS реализуется проект «Мониторинг пожаров на особо охраняемых природных территориях», в рамках проекта на сайте Прозрачного мира выкладывается ежедневная текстовая сводка о пожарах в Рамсарских угодьях и на ООПТ федерального значения, а на картографическом вебсервисеhttp://oopt.kosmosnimki.ru/ информация визуализируетсяРесурс содержит границы ценных природных территорий, информацию о возгораниях и на ряд проблемных участков - снимки высокого разрешения. На сайте представлена информация не только по пожарам, но также и по другим угрозам ООПТ.Описание проекта «Мониторинг ООПТ»

Летом 2010 года данные о пожарах также выкладывали Яндекс.Карты
 
Пожарная информационная система FIRMS
FIRMS (Fire Information for Resource Management System) - пожарная информационная система для целей управления природными ресурсами.
Общедоступная система мониторинга лесных пожаров на базе снимков Terra, Aqua разработана группой специалистов Университета штата Мэриленд в сотрудничестве с Национальным агентством США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA). Система охватывает весь мир и позволяет получать информацию о местоположении крупных и средних лесных пожаров за предшествующие 24 или 48 часов (по выбору пользователя), в формате Google Earth или в окне браузера. Позволяет получать информацию о крупных лесных и средних пожарах.
 
 
Инструкция на русском языке, написанная специалистами Greenpeace на Лесном форуме и в Живом Журнале
 
 
«Пожарная» часть информационной системы дистанционного мониторинга ИСДМ-Рослесхоз 
 
Система ИСДМ-Рослесхоз в части мониторинга лесных пожаров основывается на космических снимках Terra, Aqua, NOAA и близка к информационным системам FIRMS и SFMS. В отличие от них, она не является в полной мере общедоступной (бесплатный доступ ко всей информации предоставляется только органам управления лесами, а остальные организации могут получить полный доступ на коммерческой основе).
Спутниковые данные о текущей пожарной обстановке на официальном сайте  ФГУ «Авиалесоохрана»
Предыдущая версия этой системы (продолжающая работать, но позволяющая получить лишь минимальную информацию о пожарах) по-прежнему размещена  на специализированном сервисе сайта ФГУ «Авиалесоохрана»

EOStation-СканЭкс
 
Частично открытая система, представляет доступ к векторным маскам "горячих точек" в формате  .shp и спутниковым снимкам. Общая информация о пожарах с примерным местом возгорания доступна бесплатно, более детальные данные поставляются за плату.

Европейская система мониторинга пожароопасной ситуации в лесах
 
Англоязычный информационный портал, отражающий текущей уровень опасности лесных пожаров и прогноз на ближайшие пять дней (на основании комплекса метеорологических и иных данных). Прогноз охватывает страны Европейского Союза и прилегающие территории, в том числе самые западные регионы России, на восток примерно до Архангельска. Прогноз обычно достаточно качественный, равно как и анализ текущего уровня пожарной опасности. 
 
 
 
Источники исходных данных MODIS
 
Исходные данные MODIS на весь мир предоставляет NASA. 
На сайтах, представленных ниже,  есть 3 типа данных о пожарах: оперативные, после каждого пролета спутника, и обобщенные данные за сутки и за 8 дней (выкладываются с задержкой 1-3 недели). Так же можно скачать и сами спутниковые снимки. Предоставляются в растровом формате hdf и требуют довольно сложной обработки и перевода в векторный формат.
 
  
Аналитические и новостные сервисы
 
 Раздел «Лесные пожары» Лесного форума Гринпис России
Раздел форума, посвященный проблеме лесных пожаров. Сюда же перемещаются новости, посвященные лесным пожарам.
Раздел «Лесные пожары» на Лесном форуме

Карта помощи пострадавшим от лесных пожаров
Сайт принимает сообщения о новых пожарах, о тех, кто нуждается в помощи, и о тех, кто хочет помочь. Кроме того, через "Карту" можно сообщить и получить информацию о проблемах леса и его восстановлении в Вашем регионе, поскольку состояние леса - один из значимых факторов, который может определить масштабы возможных пожаров. 
 
 
Всемирный центр мониторинга пожаров (GFMC) 
Обзоры природных пожаров по странам. Англоязычный информационный портал, представляющий информацию о текущей ситуации с лесными пожарами по основным странам и регионам мира. Данные основываются в основном на спутниковой съемке Terra, Aqua. Основным информационным партнером GFMC в России является Институт леса им. Сукачева (Красноярск). Данные о площади лесных пожаров практически всегда в несколько раз расходятся с "официальными" данными Рослесхоза и МЧС. 
 
 
Сводка чрезвычайных ситуаций на официальном сайте МЧС 
Смотрите в правой части экрана календарь с подзаголовком "Сводка ЧС" - надо выбрать нужную дату.
Данные обновляются ежедневно, в том числе в выходные и праздничные дни. Данные основываются на отчетности органов управления лесами, переработанной неким не вполне понятным образом. Качество данных "официальное". Дополнительную информацию можно получить на сайтах главных управлений МЧС по конкретным субъектам Российской Федерации. 
 
 
Информационный портал «Лесные пожары»
 Информационный портал, содержащий основные новости и обзорно-аналитические материалы, связанные с лесными пожарами в России. Новости и аналитические материалы обновляются регулярно, но оперативная статистическая информация о пожарах отсутствует.  
 
Оперативная информация о лесных пожарах Федерального агентства лесного хозяйства
Данные обновляются ежедневно (в пожароопасный период), кроме выходных и праздничных дней. Приводится сравнение с аналогичными показателями прошлого года. Данные основываются на официальной отраслевой отчетности и не отражают пожары в тех лесах, которые официально (по новому лесному законодательству) лесами не считаются - например, в лесах и лесополосах на землях сельскохозяйственного назначения. Качество данных вполне "официальное", т.е. примерно "как у новостей в телевизоре". 
 
Раздел Охрана лесов от пожаров на сайте Рослесхоза

Про організацію заходів з протидії пожежам у природних екосистемах у 2016 році

ДЕРЖАВНА СЛУЖБА УКРАЇНИ З НАДЗВИЧАЙНИХ СИТУАЦІЙ
НАКАЗ

від 7 квітня 2016 року N 168
(з основної діяльності)
м. Київ

Про організацію заходів з протидії пожежам у природних екосистемах у 2016 році

Аналіз протидії пожежам у природних екосистемах України у 2015 році свідчить про значне збільшення пожеж у лісових масивах, на торфовищах, сільгоспугіддях і на відкритих ділянках місцевості.
Кількість пожеж у природних екосистемах збільшилася в 2 рази (2015 рік - 25,1 тис. пожеж, 2014 рік - 12,8 тис. пожеж), а їх площа на 13,8 % (2015 рік - 31 тис. га, 2014 рік - 26,7 тис. га). Найбільше таких пожеж зафіксовано на території Дніпропетровської (3,8 тис. пожеж на площі 2,1 тис. га), Київської (2,1 тис. пожеж на площі 1,8 тис. га) та Одеської (2 тис. пожеж на площі 5,1 тис. га) областей.
На фоні збільшення в 1,5 раза кількості пожеж у лісових масивах (2015 рік - 2,2 тис. пожеж, 2014 рік - 1,4 тис. пожеж) у 2015 році вдалося зменшити в 6 разів площу, пройдену вогнем (2015 рік - 2,6 тис. га, 2014 рік - 15,2 тис. га).
Найбільше пожеж у лісових масивах виникло на території Київської (359), Луганської (353), Харківської (235), Дніпропетровської (227) та Житомирської (220) областей. Вперше за тридцять років у 2 рази зросла кількість лісових пожеж на території Чорнобильської зони відчуження і зони безумовного (обов'язкового) відселення (2015 рік - 59 пожеж, середній показник - 25 пожеж), а площа, пройдена вогнем, - у 32 рази (2015 рік - 657 га, середній показник - 20 га).
Основні причини виникнення пожеж у лісових масивах у 2015 році: випалювання сухої рослинності, недотримання населенням заходів пожежної безпеки, перебуваючи в лісових масивах, та порушення правил пожежної безпеки під час проведення лісогосподарських робіт. Крім того, впродовж пожежонебезпечного періоду сформувалася тенденція до збільшення кількості випадків виникнення лісових пожеж внаслідок підпалу.
До пізнього виявлення лісових пожеж і поширення їх на великі площі призводили прорахунки щодо організації моніторингу лісових масивів, особливо в період масового відвідування їх населенням у вихідні та святкові дні, незадовільний стан протипожежних розривів, просік, мінералізованих смуг і доріг у лісових масивах для під'їзду пожежної техніки до місць гасіння пожеж та забору води.
2015 рік характеризувався збільшенням у 3,2 раза кількості пожеж на торфовищах (2015 рік - 666 пожеж, 2014 рік - 208 пожеж), а їх площі в 3,9 раза (2015 рік - 1349 га, 2014 рік - 348 га).
Найбільше торф'яних пожеж зареєстровано в Київській (270), Волинській (73), Львівській (66), Житомирській (62), Чернігівській (34), Тернопільській (31) та Полтавській (29) областях. Масштабні та резонансні пожежі зафіксовано в Київській, Полтавській та Чернігівській областях.
Вивчення ситуації свідчить, що значне погіршення пожежної безпеки на торфовищах у 2015 році обумовлено не лише аномальними природними факторами (відсутність опадів, спекотна погода, зниження рівнів ґрунтових вод), але й несвоєчасним вжиттям заходів щодо використання меліоративних і осушувальних систем для підтримання режиму вологості торфовищ.
За даними Українського гідрометеорологічного центру, внаслідок збільшення тривалості посушливих періодів впродовж квітня - жовтня 2016 року зберігатимуться негативні тенденції щодо погіршення ситуації з пожежами в природних екосистемах.
З початку 2016 року в природних екосистемах виникло понад 2177 пожеж на загальній площі 2141 гектар. Найбільш складна ситуація відмічається в Івано-Франківській (422 пожежі), Київській (290 пожеж на площі 352 га), Дніпропетровській (244 пожежі на площі 198 га), Донецькій (131 пожежа на площі 93 га), Одеській (124 пожежі на площі 641 га), Чернігівській (73 пожежі на площі 204 га) областях.
Зокрема внаслідок спалювання сухої трави у Львівській, Херсонській, Хмельницькій областях вогнем знищено сім приватних господарських споруд, у Волинській області три дачні будинки. На території Чорнобильської зони відчуження та безумовного (обов'язкового) відселення зафіксовано 2 пожежі. В Одеській області внаслідок спалювання очерету виникло 6 пожеж на площі 550 га на території Дунайського біосферного заповідника та Нижньодністровського Національного парку.
Аналіз оперативної обстановки свідчить, що основною причиною пожеж у природних екосистема, як і в 2015 році, залишається людський фактор.
У цій ситуації територіальні органи ДСНС зобов'язані разом з органами влади, лісокористувачами та власниками земельних ділянок і торфовищ вжити у сферах відповідальності вичерпних заходів щодо захисту природних екосистем від пожеж.
З метою вжиття превентивних заходів щодо запобігання виникненню пожеж у природних екосистемах і забезпечення оперативного реагування на них у пожежонебезпечний період 2016 року наказую:
1. Начальникам головних управлінь (управлінь) ДСНС України в областях та місті Київ:
1.1. Проаналізувати в зонах відповідальності причини виникнення пожеж у природних екосистемах та розробити спільно з регіональними службами цивільного захисту заходи щодо їх попередження.
1.2. Ініціювати розгляд на засіданнях обласних, міських і районних комісій з питань техногенно-екологічної безпеки та надзвичайних ситуацій питання щодо протипожежного захисту природних екосистем і затвердження на 2016 рік комплексу заходів з протидії пожежам у лісових масивах, природних заповідниках, лісопаркових зонах, на торфовищах, сільгоспугіддях та інших земельних ділянках.
1.3. Уточнити плани реагування на пожежі в природних екосистемах та порядок взаємодії зі службами цивільного захисту на випадок спільних дій у разі виникнення надзвичайних ситуацій, пов'язаних з пожежами у лісових масивах, на торфовищах та сільгоспугіддях.
1.4. Провести розрахунки сил і засобів, що можуть бути залучені до гасіння пожеж у природних екосистемах, та забезпечити їх постійну готовність.
1.5. Уточнити склад мобільних оперативних груп та перевірити готовність пересувних пунктів управління до розгортання у разі виникнення пожеж у природних екосистемах. Забезпечити пересувні пункти управління штатними метеокомплектами МК-3 для інструментального контролю метеорологічної ситуації в районі гасіння лісових пожеж.
1.6. Організувати у взаємодії з місцевими органами влади, підприємствами Держлісагентства та іншими лісокористувачами цілодобовий моніторинг пожеж у природних екосистемах та забезпечити обмін інформацією про оперативну обстановку.
1.7. Забезпечити своєчасне залучення пожежно-рятувальних підрозділів до гасіння пожеж у природних екосистемах на початкових стадіях їх виникнення та вживати заходів щодо залучення до гасіння служб цивільного захисту, підприємств, організацій, власників і орендарів земельних ділянок, торфовищ, лісокористувачів та місцевого населення.
1.8. У разі загрози переростання пожеж до рівня надзвичайних ситуацій максимально використовувати можливості сил і засобів гарнізонів ДСНС України та обласних служб цивільного захисту для їх гасіння, надання допомоги постраждалим, захисту населених пунктів і об'єктів економіки.
У випадку вичерпання можливостей гарнізону щодо гасіння лісової пожежі своєчасно інформувати ДСНС України про необхідність додаткового залучення наземних сил і засобів з інших регіонів та пожежної авіації Спеціального авіаційного загону Оперативно-рятувальної служби цивільного захисту ДСНС України.
1.9. Під час гасіння масштабних пожеж у природних екосистемах, у тому числі під час комплексного застосування наземних і повітряних сил, розгортати систему управління, яка повинна мати наземні та повітряні пункти управління.
У разі необхідності для захисту населених пунктів і потенційно-небезпечних об'єктів залучати парашутно-десантну групу Спеціального авіаційного загону Оперативно-рятувальної служби цивільного захисту ДСНС України.
Під час залучення додаткових сил і засобів визначати основні та запасні маршрути висування техніки, місця зустрічі та зосередження цих сил, організовувати їх розміщення і харчування на польових пунктах життєзабезпечення, забезпечувати техніку пально-мастильними матеріали на весь період гасіння лісової пожежі.
У разі залучення пожежної авіації для гасіння лісових пожеж визначити кількість авіаційної техніки, місця їх застосування на найбільш небезпечних напрямках розвитку пожежі, аеродроми тимчасового базування, порядок заправки водою на аеродромах пожежних літаків, природні та штучні водойми для забору води пожежними вертольотами, забезпечити заправку авіаційної техніки сертифікованим пальним.
1.10. Для забезпечення ефективного управління силами і засобами під час гасіння лісових пожеж із застосуванням повітряних пунктів управління провести додаткове маркування пожежних автоцистерн (на даху кабіни водія) за схемою: порядковий номер регіону - номер пожежно-рятувальної частини - номер відділення (наприклад: 24-5-1), шрифт "Arial", колір - білий, висота знаків: позначення регіону - 40 см, номер пожежно-рятувальної частини - 50 см, номер відділення - 40 см. Нумерація регіонів додається*.
____________
Не наводиться.
1.11. Створити в пожежно-рятувальних підрозділах запас шанцевого інструменту (лопати, хлопавки для збивання полум'я з кромки пожежі) та ранцевих вогнегасників для укомплектування оперативних розрахунків під час виїзду на гасіння пожеж у природних екосистемах.
1.12. Провести у квітні 2016 року практичні тренування (навчання) органів управління і служб цивільного захисту з питань організації управління та дій сил у разі виникнення пожеж у природних екосистемах.
1.13. Організувати у взаємодії з місцевими органами влади, територіальними підрозділами Держлісагентства, Держекоінспекції та правоохоронними органами проведення спільного патрулювання для контролю за дотриманням лісокористувачами, населенням та підприємствами вимог пожежної безпеки у лісових масивах, на торфовищах та недопущення спалювання сухої трави і залишків рослинності на сільгоспугіддях, торфовищах, вздовж доріг і на присадибних ділянках.
1.14. Організувати інформаційно-роз'яснювальну роботу серед населення щодо правил поведінки та дотримання вимог пожежної безпеки під час перебування в лісових масивах, недопущення розведення багать у лісових масивах і на торфовищах, випалювання сухої трави, залишків рослинності та побутових відходів у населених пунктах і землях сільськогосподарського призначення та порядку дій у разі виникнення пожеж;
2. Головному управлінню ДСНС України у Київській області (Слободяник В. Д.) у взаємодії з Державним агентством України з управління зоною відчуження і територіальними підрозділами Міністерства екології та природних ресурсів вжити додаткових заходів з протидії пожежам у природних екосистемах на території Чорнобильської зони відчуження та зони безумовного (обов'язкового) відселення, зокрема щодо:
встановлення посиленого моніторингу пожежної безпеки на території зони відчуження шляхом наземного маршрутного патрулювання, авіапатрулювання, спостережень з пожежно-спостережних веж (пунктів, щогл тощо) для своєчасного виявлення пожеж і забезпечення їх гасіння на ранніх стадіях виникнення та оповіщення підрозділів ДСНС України;
створення та періодичного оновлення мінералізованих смуг у лісових масивах і на відкритій місцевості, що безпосередньо примикає до лісу, торфовищ і радіоактивно забруднених ділянок;
обладнання в лісових масивах доріг протипожежного призначення, очищення просік і протипожежних розривів від захаращень та облаштування на території зони відчуження місць для забору води на гасіння пожеж;
вжиття заходів щодо попередження пожеж у лісових масивах, на відкритій місцевості та відселених населених пунктах у період масового відвідування населенням території зони відчуження під час проведення заходів з відзначення 30-х роковин Чорнобильської катастрофи та поминальних днів.
3. Головним управлінням (управлінням) ДСНС України в областях та місті Київ, Міжрегіональному центру швидкого реагування (Біляєв С. В.), 1 Спеціальному центру швидкого реагування та гуманітарного розмінування ДСНС України (Качкан В. Л.), 2 Спеціальному центру швидкого реагування (Кінчеші А. С.), Навчальному центру ОРС ЦЗ ДСНС України (Білотіл Л. М.), Базі ресурсного забезпечення та аварійно-рятувальних робіт ДСНС України (Король О. І.), ДП "Мобільний рятувальний центр ДСНС України" (Лавриненко С. Б.):
3.1. Організувати підготовку в підпорядкованих підрозділах пожежної, інженерної, спеціальної техніки, пересувних електростанцій та пунктів життєзабезпечення.
3.2. Забезпечити утримання в постійній готовності підпорядкованих сил і засобів для гасіння пожеж у природних екосистемах, особливу увагу приділити готовності пожежно-рятувальних автомобілів підвищеної прохідності з великим запасом води та інженерної техніки.
3.3. Перевірити готовність сил гарнізонів ДСНС України до реагування на надзвичайні ситуації, пов'язані з пожежами у природних екосистемах.
4. Департаменту реагування на надзвичайні ситуації (Марченко Г. Б.) забезпечити цілодобовий моніторинг оперативної обстановки з пожежами у природних екосистемах та надання допомоги територіальним органам ДСНС України в організації заходів щодо гасіння пожеж у лісових масивах на торфовищах та сільгоспугіддях.
5. Департаменту організації заходів цивільного захисту (Маюров М. О.) організувати перевірку готовності автомобільних та переносних засобів зв'язку, що знаходяться на оснащенні підрозділів територіальних органів та формувань центрального підпорядкування ДСНС України, до використання під час гасіння пожеж у природних екосистемах.
Розробити схему організації зв'язку на випадок гасіння великих лісових пожеж із залученням сил та засобів з декількох гарнізонів Оперативно-рятувальної служби цивільного захисту та пожежної авіації ДСНС України.
6. Департаменту державного нагляду (контролю) у сфері пожежної, техногенної безпеки та цивільного захисту (Щербаченко О. М.) у взаємодії з центральними органами виконавчої влади, місцевими державними адміністраціями, іншими державними органами, органами місцевого самоврядування та суб'єктами господарювання організувати, в межах повноважень, заходи щодо попередження пожеж у лісових масивах, на торфовищах і сільгоспугіддях та контроль за їх виконанням.
7. Відділу взаємодії із засобами масової інформації та комунікацій з громадськістю (Козак О. В.), керівникам територіальних органів ДСНС України посилити інформаційно-роз'яснювальну роботу серед населення з питань попередження пожеж у природних екосистемах, у тому числі:
для пропаганди серед населення протипожежних знань широко використовувати можливості засобів масової інформації;
у сільській місцевості організовувати зустрічі з населенням, на яких роз'яснювати основні причини виникнення пожеж, вимоги пожежної безпеки та відповідальність за їх порушення;
для поширення інформації протипожежного характеру, особливо в сільській місцевості, використовувати друковані пам'ятки та листівки.
8. Про вжиті заходи доповісти ДСНС України через Департамент реагування на надзвичайні ситуації до 27 квітня 2016 року (e-mail: voprrpg@mns.gov.ua).
9. Контроль за виконанням цього наказу покласти на першого заступника Голови Мельчуцького О. Г.

Голова
М. Чечоткін

Пиротрон помогает раскрыть секреты лесных пожаров


Пиротрон — лабораторная установка для исследования лесных пожаров

Лесные пожары – одно из величайших бедствий Австралии, которое приносит колоссальные убытки каждый год. Для успешной борьбы с ними, как и с любым другим пожаром,  необходим научный подход. Именно с целью проведения научных исследований, в Австралии в 2008 году и был построен «Пиротрон»  (Pyrotron) — огневой симулятор лесного пожара.

«Пиротрон» представляет собой 25-метровый тоннель со стенками из огнеупорного стекла и возможностью подачи воздуха для симулирования различной скорости ветра. Установка используется для исследования возгораний и распространения огня в контролируемых условиях. С помощью нее можно изучать ранее недоступные особенности:
Механизм распространения лесных пожаров;
Термокинетика;
Расход горючего топлива, выбросы в атмосферу и продукты сгорания в зависимости от погодных условий.

Схема установки


Технические характеристики исследовательской установки:
Габариты: длина 25 метров, сечение 4 м2, рама из алюминия толщиной 3 и 5 мм.
Вентиляционная установка: 2-х тонный вентилятор для наддува, с расходом 22 м3 воздуха в секунду, возможность моделирования ветра скоростью до 5,5 метров в секунду.
Система поджога на основе природного газа, система искусственного освещения.
Большой набор измерительного оборудования, датчиков и сенсоров, показания с которых собираются в режиме реального времени и отображаются на нескольких дисплеях.
Видеокамеры высокой четкости для записи экспериметров.


Стоимость исследовательской установки составила 190 000 долларов.