1. Цели и задачи
Всеукраинского движения против санитарных рубок в обьектах ПЗФ
Цель движения — добиться полного запрета санитарных и других рубок, очистки леса от захламленности в природных заповедниках, заповедных урочищах, а также заповедных зонах биосферных заповедников, национальных природных парков, региональных ландшафтных парков, дендропарков и ботанических садов, а также полного запрета сплошных рубок в других объектах и зонах ПЗФ.
Исходя из вышеизложенного, экологические организации создали Всеукраинское движение против санитарных рубок в обьектах ПЗФ
Задачи движения :
1. Добиться запрета в природных заповедниках, а также в заповедных зонах биосферных заповедников, национальных природных парков, региональных ландшафтных парков, дендропарков и ботсадов проведения выборочных и сплошных санитарных рубок, а также очистки леса от захламленности.
2. Добиться запрета в зонах регулируемой рекреации национальных природных парков, региональных ландшафтных парков и буферных зонах биосферных заповедников проведения санитарных и других рубок, (кроме рубок осветления и прореживания в искусственных монокультурах возрастом до 40 лет, проводящихся в зимний период).
3. Добиться запрета в хозяйственных зонах национальных природных парков, региональных ландшафтных парков и заказников проведения сплошных рубок главного пользования, внести соответствующие изменения, запрещающие там эти рубки, в постановление Кабмина Украины от 23.05.2007 г. № 761 «Про врегулювання питань щодо спеціального використання лісових ресурсів».
4. Добиться от Кабинета Министров Украины внесения изменений в постановление Кабмина Украины «Про затвердження Правил поліпшення якісного складу лісів» (12 мая 2007 г. № 724) и постановления Кабмина Украины «Про затвердження Санітарних правил в лісахУкраїни» (27 июля 1995 г. № 555), запрещающих проведение всех видов санитарных рубок и очистку леса от захламленности в природных заповедниках, заповедных зонах и зонах регулируемой рекреации национальных парков, региональных ландшафтных парков и буферных зонах биосферных заповедников, а также введение запрета на проведение в объектах природно-заповедного фонда Украины сплошных рубок и введение запрета на проведение выборочных рубок с 1 февраля по 1 ноября.
5. Разработать и утвердить Кабинетом Министров Украины Положение об охране мест обитания краснокнижных видов животных и растений во время рубкок леса.
6. Добиться от Кабинета Министров Украины внесения дополнения в постановление Кабмина Украины «Про затвердження санітарних правил в лісах України» (від 27 липня 1995 р. № 555), обязывающее согласовывать проведение санитарных рубок в
заказниках и хозяйственных зонах национальных парков и региональных ландшафтных парков с Департаментами экологии ОГА и Минприроды.
7. Запретить в природных объектах ПЗФ убирать хворост и сбор мертвой древесины.
8. Внести добавление в п. 5 ст.85 Лесного кодекса Украины, которым юридически закрепить Положение об охране мест обитания краснокнижных видов животных и растений при рубках леса.
9. Добиться от Минприроды Украины о внесении изменений в Проекты положений и Проекты организации территорий природных заповедников, биосферных заповедником, национальных парков, запрещающих проведение всех санитарных рубок в природных заповедниках, заповедных зонах, зонах регулируемой рекреации национальных природных парков, региональных ландшафтных парков, заповедных и буферных зонах биосферных заповедников.
10. Установить жесткий контроль и добиться полного прекращения торговли природными заповедниками срубленного в заповедниках леса.
11. Внести дополнительные таксы в Постановление Кабмина Украины от 24.07.2013 г. № 541 «Про затвердження такс для обчислення розміру шкоди, заподіяної порушенням законодавства про природно-заповідний фонд» в Приложение 6 за уничтожение природных лугов, болот и других мест произрастания растений, и в Приложение 7 за уничтожение мест обитания животных, в том числе при лесохозяйственной деятельности, «а также повысить таксы» за рубку сухостойных деревьев — в 2 раза.
12. Внести дополнительные таксы в Постановление Кабмина Украины от 7.11.2012 № 1030 «Про розмір компенсації за незаконне добування, знесення або пошкодження видів тваринного і рослинного світу, занесених до Червоної книги України, а також за знищення чи погіршення середовищ їх перебування (зростання) в Приложение 1 за уничтожение мест обитания животных, а также в Приложение 3, касающиеся уничтожения краснокнижных растений, добавить слова «из-за лесохозяйственной деятельности».
13. Внести в Закон «О природно-заповедном фонде Украины» запреты на проведение санитарных рубок и рубок ухода в природных заповедниках, заповедных урочищах и заповедных зонах НПП, БЗ, РЛП, и сплошных рубок во всех других категориях ПЗФ.
14. Изъять из ст. 100 Лесного кодекса Украины упоминание о том, что данный кодекс действует на территории лесов, входящих в ПЗФ.
15. Изъять из Проектов организации территорий нацпарков Галицкого, Сколивские Бескиды, Шацкий, Яворивский, Дерманско-Острожский, Вижницкий, Хотинский пункты с упоминанием рубок в заповедных зонах.
16. Изъять из Положений о национальных парках Приазовский, Шацкий, Гетьманский пункты с упоминанием рубок в заповедных зонах.
17. В лимитах на рубки в национальных парках и биосферных заповедниках добиться указания «вне заповедных зон».
18. Добиться запрета проведения санитарных и других рубок в заповедных урочищах и заповедных зонах РЛП.
19. Добиться согласования лимитов на рубки леса, которые проводят землепользователи, имеющие свои земли, входящие в состав нацпарков, региональных ландшафтных парков и биосферных заповедников (земли без изъятия), с администрациями этих природно-заповедных учреждений.
20. Добиться запрета рубки дуплистых деревьев и проведения сплошных рубок в ботанических садах, дендропарках, парках-памятниках садово-паркового искусства.
21. Юридически добиться оставления отдельных сухих деревьев в городских парках (подальше от дорожек и аллей).
22. Юридически добиться освобождения лесопользователей от ответственности за несчастные случаи из-за падения деревьев, перенеся эту ответственность на посетителей леса (как в Германии).
23. Добиться введения показателя естественности лесов, отражающего норму нахождения мертвой древесины до 30 куб. м на один га в хозяйственных лесах и более 100 куб. м. на один га — для лесов природно-заповедного фонда (как это сделано в Швеции, Латвии, и как рекомендует ВВФ).
24. По примеру Киевского и Закарпатского областных советов добиться принятия решений о моратории на сплошные рубки всех видов в объектах ПЗФ местного значения.
25. Контролировать запрет на проведение санитарных рубок во всех лесах, в первую очередь в лесах ПЗФ, согласно ст. 39 Закона Украины «О животном мире», с 1 апреля по 15 июня.
26. Необходимо добиться внесения изменений в порядок удаления деревьев, кустов, газонов и цветников в населенных пунктах и в Правила содержания зеленых насаждений в населенных пунктах Украины, исключив из этих документов понятия «сухостойные» и «фаутные» деревья, а также уточнив термин «аварийное» дерево, исключив из него понятие «сухостойности», «достижение вековой границы», а также «наличие гнилой сердцевины». Кроме этого, необходимо добиться, чтобы за рубку всех без исключения деревьев выплачивалась обновленная стоимость.
2. Практические итоги Движения
В 2013 г., в рамках Всеукраинского движения против санитарных рубок в обьектах ПЗФ
Киевским эколого-культурным центром, совместно с ДОП «Зубр»,
Форумом порятунку Киева, Всеукраинской экологической лига, ЭкоПраво-Киев, Спилкой захисту Голосеева и др. была начата работа по сокращению санитарных и других рубок в объектах природно-заповедного фонда Украины.
В первую очередь акции были направлены против рубок в природных заповедниках. Уже первый год работы дал хорошие результаты. Если на 2012 г. Минприроды Украины согласовывала семи лесным природным заповедникам рубку на 738 га с общим объемом 24183 куб. м. древесины, то на 2013 г. Минприроды Украины была согласована рубка всего на 154 га общим объемом 2012 га, что составило уменьшение площади рубок почти на 80 %, а объема заготовки древесины на 90 %. В последующие года объемы лимитов природным заповедникам еще уменьшились.
В 2015 г. общественные экологические организации стали добиваться сокращения санитарных рубок в других объектах ПЗФ.
В результате Минприроды Украины, заповедник «Розточье» и Гослесагентство Украины издали специальные приказы и инструктивные письма по прекращению рубок в заповедниках и заповедных зонах. А в мае 2015 г. был подписан и специальный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по охране биоразнообразия», запрещающий сплошные рубки и рубки дуплистых деревьев в заповедных зонах. В итоге во многих областях Украины санитарные рубки в объектах ПЗФ были значительно снижены. Приведем некоторые примеры:
Киевская область
Решением Киевоблсовета от 23.06.2015 г. был введен мораторий на сплошные рубки в объектах ПЗФ местного значения.
Винницкая область
В 2014 г. рубки велись на площади 1047 га, объем заготовленной древесины — 34776 куб. м.
В 2015 г. рубки велись на площади 50 га, объем заготовленной древесины — 1346 куб. м.
Волынская область
В 2014 г. рубки велись на площади 8564 га, объем заготовленной древесины 133344 куб. м.
В 2015 г. рубки велись на площади 5991 га, объем заготовленной древесины — 126617 куб. м.
Хмельницкая область
В 2014 г. рубки велись на площади 1204 га, объем заготовки составил 31325 куб. м. древесины.
В 2015 г. рубки велись на площади 1692 га, объем заготовленной древесины составил 17973 куб. м.
Одесская область
В 2014 г. рубки велись на площади 1043 га, объем заготовленной древесины составил 41146 куб. м.
В 2015 г. рубки велись на площади 590 га, объем заготовленной древесины составил 30172 куб. м.
Николаевская область
В 2014 г. рубки велись на площади 696 га, объем заготовленной древесины составил 14110 куб. м.
В 2015 г. рубки велись на площади 528 га, объем заготовленной древесины составил 9667 куб. м.
Тернопольская область
В 2014 г. рубки велись на площади 1192 га.
В 2015 г. — на площади 695 г.
Львовская область
В 2014 г. рубки в заповедных урочищах велись на площади 21,4 га, объем заготовленной древесины составил 41 33 куб. м.
В 2015 г. рубки в заповедных урочищах не велись.
В 2014 г. рубки в региональных ландшафтных парках велись на площади 72,2 га, было заготовлено 6983 куб. м. древесины. В 2015 г. рубки в региональных ландшафтных парках велись на площади 54 га, объем заготовленной древесины составил 6327 куб. м. В 2014 г. очистка леса от захламленности в региональных ландшафтных парках велась на площади 21 га, было заготовлено 59 куб. м. древесины. В 2015 г. очистка леса от захламленности в региональных ландшафтных парках велась на площади 10,8 га, было заготовлено 44 куб. м. древесины.
В остальных категориях объектов ПЗФ рубки велись в том же объеме или даже были увеличены. Всего во Львовской области сплошные рубки в объектах ПЗ в 2015 г. были уменьшены на 24,6 га.
1. В целом по Украине в 2015 г., в сравнении с 2014 г., рубки в объектах ПЗФ по площади уменьшились примерно на 20 %, что составляет около 14 тыс. га.
2. В целом по Украине в 2015 г., в сравнении с 2014 г., заготовка древесины в объектах ПЗФ уменьшилась примерно на 14 %, что составляет около 220 тыс. куб. м. древесины.
3. Сокращение рубок в основном произошло за счет территории природных заповедников, заповедных урочищ, заповедных зон биосферных заповедников, национальных парков и региональных ландшафтных парков. Вместе с тем массовые рубки остались в заказниках, памятниках природы, парках — памятниках садово-паркового искусства, дендропарках, не заповедных зонах биосферных заповедников, национальных парков и региональных ландшафтных парков.
Под нашим воздействием, 17.03.2016 г. Закарпатский облсовет принял запрет на проведение сплошных рубок в объектах ПЗФ местного значения, 23.03.2016 г. Кабмин Украины запретил проведение
сплошных рубок и вырубку дуплистых деревьев в природных заповедниках, памятниках природы, заповедных урочищах, заповедных зонах, национальных парках, биосферных заповедниках, региональных ландшафтных парках (120). С 1 апреля по 15 июня в Украине в
2016 г. проводился впервые Сезон тишины с полным запретом во всех лесах любых санитарных рубок. 2.03.2016 г. Департамент экологии Львовской ОГА, во время нашего с ним судебного спора, издал приказ, которым прекратил выдачу лимитов на рубки в объектах ПЗФ области.
Пути и методы борьбы
с санитарными рубками и расчисткой леса
от захламленности в объектах ПЗФ
1. Использование космических спутников
Для получения информации о санитарных рубках можно успешно использовать международный лесной сайт, информация на котором о лесном покрове получается со спутников Landsat NASA -
http://www.globalforestwatch.org/.
Например, Киевским эколого-культурным центром (А. Яровой) было проведено исследование рубок в объектах природно-заповедного фонда Карпат. Рубки исследовались за последние 10-12 лет — с 2002 по 2013 гг. Для исследования были выбраны крупные лесные объекты ПЗФ — природные и биосферные заповедники, национальные парки, региональные ландшафтные парки, заказники, находящиеся в карпатских областях Украины, прежде всего Закарпатской области.
В частности, в данных объектах ПЗФ обнаружены такие вырубки: региональний ландшафтний парк «Надсянский» — 578 гa — около 6%, Карпатский национальний парк — 2626 гa — 5%, заказник Бердо — 38 гa — 4%, национальний парк «Синевир» — 1485 гa — 4%.
Полученные из космоса данные перепроверяются обследованиями в натуре.
При этом, благодаря космическому мониторингу лесов, удается найти самые секретные рубки, которые прячут директора заповедников, национальных и региональных парков, а также землепользователи заказников и других объектов ПЗФ. От космических спутников санитарные и другие рубки в объектах ПЗФ спрятать невозможно. Так, благодаря космическому мониторингу Киевскому эколого-культурному центру удалось обнаружить санитарные рубки в заповедной зоне нацпарка «Синевир» в районе «Червоного звиру».
2. Суды
Суды являются эффективным средством борьбы с санитарными рубками. Помимо самого эффекта, заключающегося в выигрыше суда, ведение судебного процесса является событийным мероприятием, что привлекает к теме санитарных рубок внимание властей, общественности и СМИ.
В 2015 г. Киевским эколого-культурным центром, при поддержке ЭкоПраво-Киев, были начаты судебные дела по факту незаконной выдачи лимитов или разрешений на ведение санитарных рубок в объектах ПЗФ против Департаментов экологии четырех областных госадминистраций — Полтавской, Сумской, Львовской и Черниговской (подробней о нарушении законодательства данными Департаментами экологии ОГА сказано в разделе 4 главы IV этой книги). Суд с Департаментом экологии Львовской ОГА закончился мировым соглашением, так как Департаментом был издан приказ о прекращении выдачи лимитов на рубки в объектах ПЗФ.
Кроме этих судов, в 2015 г. Киевским эколого-культурным центром, при поддержке ЭкоПраво-Киев, подан иск в суд на Кабинет Министров Украины, Госагентство лесных ресурсов Украины, Минприроды Украины и Минагрополитики Украины. Эти органы исполнительной власти были обвинены экологами в бездеятельности в связи с их нежеланием привести «Санитарные правила в лесах Украины», «Правила улучшения качественного состава лесов» и «Порядок специального использования лесных ресурсов» в соответствии с международным и экологическим законодательством. Под воздействием суда 23.03.2016 г. Кабмин Украины такое постановление, частично урегулирующее вопрос, принял (126).
3. Обращения в государственные контролирующие органы
Информацию о выявленных (при помощи проверок, рейдов, анализа космических снимков или документов разрешительного характера) незаконных санитарных рубках (фото, акты, протоколы и т.п.) с обращением провести внеплановую проверку и привлечь виновных к ответственности следует направлять в экологическую инспекцию данной области, а также в Госагенство лесных ресурсов Украины или в Минприроды Украины (если данный объект принадлежит одному из этих ведомств). Можно попробовать направить также жалобы в областную прокуратуру, областное управление милиции и Департамент экологии облгосадминистрации.
В 2015 г. Киевский эколого-культурный центр, анализируя полученные благодаря запросам материалы разрешительного
характера, обнаружил, что в дендропарке Веселые Боковеньки мероприятия по ликвидации захламленности (сбор мертвой древесины) в 2013 г. велись без полученных от Минприроды лимитов.
Получив обращение от Киевского эколого-культурного центра, экоинспекция в Кировоградской области провела внеплановую проверку дендропарка, подтвердила незаконную расчистку леса от захламленности в2013 г. и передала материалы в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования.
4. Рейды и проверки
Рейды и проверки — одна из основных форм борьбы с санитарными рубками в объектах ПЗФ. Как правило, руководители заповедников, национальных парков, региональных ландшафтных парков, дендропарков и других объектов природно-заповедного фонда негативно относятся к организации общественного контроля на подведомственных им территориях. Однако ст. 10 и 13 Закона Украины «О природно-заповедном фонде Украины» прямо разрешают гражданам, а также объединениям граждан, уставами которых предусмотрена природоохранная деятельность, проводить проверки объектов природно-заповедного фонда.
Методика рейдов и проверок на территории ПЗФ с целью борьбы с санитарными рубками не сложна. Объект ПЗФ обследуется путем пешего обхода (объезда) в натуре, найденные следы рубок фиксируются видео и фототехникой, составляется акт. Затем делаются запросы в Департамент экологии данной областной госадминистрации, или в Минприроды Украины — если объект общегосударственного значения, выдавались ли данному объекту ПЗФ разрешения, лимиты на проведение в данном году санитарной рубки, расчистки леса от захламленности, а также согласовывались ли в данном объекте ПЗФ на данный год проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах. Если нет, то тогда делается обращение в областную экоинспекцию с просьбой провести внеплановую проверку данного объекта ПЗФ и привлечь виновных за проведение незаконной санитарной рубки или расчистки леса от захламленности к ответственности. Так, во время проведения общественной проверки соблюдения охранного режима в дендропарке Александрия Киевским эколого-культурным центром в 2015 г. была обнаружена санитарная рубка. Благодаря запросам в госорганы выяснилось, что она была незаконной, без лимитов. После обращения в экоинспекцию Киевской области была проведена внеплановая проверка дендропарка Александрия, руководству дендропарка выдано предписание, виновные в незаконной рубке наказаны.
Во время рейда, если удается обнаружить порубщиков, необходимо потребовать от них предъявить документы на рубку деревьев (лесорубочные билеты и т.п.). Если документов нет, составлять акт, протокол, фиксировать нарушение на видео-, фотосредства, пытаться доставить порубщиков в дирекцию объекта ПЗФ, милицию.
В 2014 г. активистами Всеукраинской экологической лиги и экологической группы В. Ловчиновского в заповедной зоне нацпарка Святые горы было обнаружено проведение незаконной санитарной рубки сотрудниками данного парка. На место происшествия был вызван директор парка, который привлек нарушителей к ответственности.
5. Шипование деревьев
Шипование — радикальный метод защиты деревьев от санитарных и других рубок, заключающийся в вбивании в ствол гвоздей или металлических стержней с целью вывести из строя бензопилу.
Шипование — это нечто вроде прививки для деревьев: дерево должно один раз пережить это, залечить маленькую ранку, чтобы потом не погибнуть от большей. Равно как и прививки для людей (или животных), шипование защищает только от одной болезни — спиливания. Другим угрозам не воспрепятствует. Однако вероятность того, что дереву со временем будет угрожать именно пила, очень велика.
Многие говорят, что шиповать нельзя, поскольку вбитый в дерево гвоздь может занести болезнетворные бактерии и споры грибов. Однако все забывают, что зверями нередко травмируются деревья, даже ветром иногда ломаются ветки. И деревья не погибают… Травмы, полученные деревом от этого нельзя сравнить с теми, что влечет гвоздь. В садах, парках весной проводится обрезка веток, иногда даже проводят омоложение деревьев. Под «омоложением» понимают обрезание всех побегов кроме одного, после чего он развивается в «новое», молодое дерево. И даже такие меры не приводят к гибели дерева. Что уж говорить о шиповании… Повреждение от гвоздя мизерное. Кроме того, некоторые садоводы используют гвозди для повышения урожайности деревьев. Они убеждены, что десяток гвоздей в стволе — лучший способ увеличить размеры и количество плодов на дереве.
Для шипования нужны: молоток или кувалда, гвозди, болторез или кусачки. Желательно иметь также добойник и перчатки. Как альтернативный вариант, можно использовать шуруповерт.
Молоток должен быть тяжелым, весом от 1 до 3 кг.
Гвозди подбираются в зависимости от того, какие породы деревьев и какой толщины вы собрались шиповать. Наименьший размер гвоздей, пригодных для шипования — 10 см., лучше даже 12 см. Самые длинные— на ваше усмотрение. Длина гвоздей ограничивается вашими физическими возможностями, ведь забить в дерево толстый и длинный гвоздь очень трудно. Есть большая вероятность того, что он загнется до
того, как вы его вобьете полностью. Чтобы этого не случилось, надо бить очень сильно. Гвоздь не загнется, если при каждом ударе будет входить в дерево. Если же вы будете слабо по нему стучать, гвоздь загнется точно.
Какие гвозди покупать, зависит не только от размера дерева, но и от его вида. Сосны, кедры, тополя, березы и липы мягкие, в них можно вбить что угодно. Дуб, граб и некоторые другие деревья очень твердые. Кроме того, граб и некоторые клены имеют очень ровную кору, на которой гвоздь легко подцепить за шляпку и вытащить.
Среди ассортимента строительных магазинов иногда встречаются гвозди с зазубринами или со спиральным рельефом. Такой гвоздь вытащить из дерева почти невозможно. Если же в продаже их нет, можно взять треугольный или квадратный напильник и сделать на гвоздях зазубрины самостоятельно.
Болторез позволяет легко откусить шляпку гвоздя перед окончательным забиванием в ствол: тогда вынуть его становится почти невозможно. Чем больше болторез — тем легче откусывать, но естественно он более заметен и менее удобен в транспортировке. Поэтому выбирайте размер исходя из толщины гвоздей и ваших физических возможностей.
Добойник — специальная стамеска, которая помогает легче добить гвоздь после откусывания шляпки.
Лучше начинать шиповать деревья сразу же, как становится известно, что им угрожает вырубка.
Важно разместить гвозди таким образом, чтобы тот, кто будет пилить дерево, натолкнулся по крайней мере на один из них. Для этого шиповать необходимо от уровня земли и до высоты 2 м. На каждое дерево обхватом 1,5 м необходимо 80-100 гвоздей.
Для дополнительного эффекта, сочетайте большие гвозди с маленькими. Металлоискатель, который могут использовать при поиске ваших гвоздей, не может отличить большие гвозди от маленьких
Если участок очень большой и прошиповать все деревья невозможно физически, начинайте с тех, что расположены по краям участка и вероятно будут спилены первыми.
Обычно на месте шипования оставляют предупреждающие таблички и знаки (например: «Осторожно! В деревья вбиты гвозди! Опасно!» или нанесенная краской буква «Ш».
6. Привлечение СМИ
Привлечение средств массовой информации для борьбы с санитарными рубками в объектах ПЗФ является часто очень эффективным. Благодаря СМИ удается решить не только тактическую
задачу — привлечение порубщиков к ответственности, но и стратегическую — формирование общественного мнения, что санитарные рубки и расчистки леса от захламленности в объектах ПЗФ — абсолютное зло для дикой природы.
Очень эффективно организовать пресс-тур для СМИ на места незаконных санитарных рубок, а также провести по этой теме пресс-конференции и поместить информацию в Интернете.
Обнаружив в 2015 г. в дендропарке Александрия незаконную рубку, Киевский эколого-культурный центр неоднократно организовывал туда поездки тележурналистов, что позволило широко осветить проблему санитарных рубок в ПЗФ в общегосударственном масштабе.
7. Законодательное запрещение или ограничение проведения санитарных рубок в объектах ПЗФ
Самым эффективным путем борьбы с санитарными рубками в объектах ПЗФ является их законодательное запрещение или ограничение.
В мае 2015 г. Президент Украины подписал два закона, разработанные народным депутатом Н. Томенко, Киевским эколого-культурным центром и Громадой рыбалок Украины: «Про внесенння змін до деяких законодавчих актів України щодо охорони біорізноманіття» и «Про внесенння змін до деяких законодавчих актів України щодо охорони тваринного світу».
Первым законом в заповедных зонах биосферных заповедников, национальных парков и региональных ландшафтных парков запрещаются рубки главного пользования, все виды постепенных и сплошных рубок, а также вырубывание дуплистых деревьев. Вторым законом, с 1 апреля по 15 июня (в Сезон тишины), запрещается проведение санитарных рубок леса.
23 июня 2015 г. киевским экологическим организациям удалось добиться решения Киевского облсовета № 968-49-VI «Про введення мораторію на вирубку лісів у межах природно-заповідного фонду Київської області», которым запрещено проведение в объектах ПЗФ местного значения всех видов сплошных рубок.
Вслед за Киевской областью, КЭКЦу удалось добиться введения моратория на рубки леса в обьектах ПЗФ Закарпатской области .
Предложение Киевского эколого-культурного центра о введении моратория на санитарные и другие рубки в обьектах ПЗФ местного значения поддержал губернатор Закарпатской области Г.Москаль и Закарпатское областное управление лесного и охотничьего хозяйства. 17 марта 2016 г. проект решения о введении моратория был проголосован Закарпатским областным советом .
Решение Закарпатского облсовета — пояснительная записка к нему, подготовленная Закарпатским областным управлением лесного и охотничьего хозяйства — ниже.
У К Р А Ї Н А
ЗАКАРПАТСЬКА ОБЛАСНА РАДА
Друга сесія VIІ скликання
Р І Ш Е Н Н Я
Від _17.03_ 2016 року № 191__
м. Ужгород
Про введення мораторію на вирубку лісів у межах природно-заповідного фонду Закарпатської області
Відповідно до законів України «Про місцеве самоврядування в Україні», «Про охорону навколишнього природного середовища», «Про природно-заповідний фонд України», «Про Червону книгу України», Лісового кодексу України, враховуючи висновки і рекомендації постійної комісії Закарпатської обласної ради з питань екології та використання природних ресурсів, з метою збереження площ цінних старовікових лісів у межах територій та об’єктів природно-заповідного фонду Закарпатської області, недопущення втрат їх природної цінності, Закарпатська обласна рада вирішила:
1. Тимчасово заборонити на території об’єктів природно-заповідного фонду місцевого значення Закарпатскої області проведення суцільних рубок усіх видів, у тому числі суцільних санітарних, лісовідновних, рубок реконструкції тощо, у деревостанах природного походження, а також стиглих та перестиглих деревостанах штучного походження.
2. Рекомендувати департаменту екології та природних ресурсів Закарпатської обласної державної адміністрації:
2.1. Інформувати лісокористувачів про неприпустимість здійснення суцільних рубок на території об’єктів природно-заповідного фонду місцевого значення Закарпатської області.
2.2. Не надавати погодження на проведення на території об’єктів природно-заповідного фонду місцевого значення Закарпатської області суцільних рубок усіх видів, у тому числі суцільних санітарних, лісовідновних, рубок реконструкції тощо, у деревостанах природного походження, а також стиглих та перестиглих деревостанах штучного походження.
3. Контроль за виконанням цього рішення покласти на постійну комісію Закарпатської обласної ради з питань екології та використання
природних ресурсів і першого заступника голови Закарпатської обласної ради Борто Й.Й.
Голова ради М.Рівіс
Пояснювальна записка до проекту рішення
«Про введення мораторію на вирубку лісів у межах
природно-заповідного фонду Закарпатської області»
1. Обгрунтування необхідності прийняття рішення.
Підставою розроблення проекту є необхідність посилення контролю в галузі охорони, збереження, раціонального та невиснажливого використання природних ресурсів, забезпечення відновлення відтворювальних властивостей лісу.
Неприйняття рішення Закарпатської обласної ради «Про введення мораторію на вирубку лісів у межах природно-заповідного фонду Закарпатської області» може призвести до самовільного та безконтрольного використання природних ресурсів у межах області, а також порушення природоохоронного законодавства, створення конфліктних ситуацій, невдоволення місцевого населення.
2. Мета і завдання прийняття рішення.
Приведення у правове поле питань, що стосуються охорони, відтворення раціонального та невиснажливого використання території об’єктів природно-заповідного фонду місцевого значення Закарпатскої області.
3. Загальна характеристика та основні положення проекту рішення.
У результаті суцільних рубок території об’єктів природно-заповідного фонду місцевого значення Закарпатскої області ці території втрачають свою екологічну цінність і перестають виконувати своєї ролі з охорони біорізноманіття. Тимчасова заборона на території об’єктів природно-заповідного фонду місцевого значення проведення суцільних рубок усіх видів, у тому числі суцільних санітарних, лісовідновних, рубок реконструкції тощо, у деревостанах природного походження, а також стиглих та перестиглих деревостанах штучного походження дозволить зберегти цінні старовікові ліси та недопустити втрату їх природної цінності.
4. Стан нормативно-правової бази у даній сфері правового регулювання.
Конституція України, Закон України «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо охорони біорізноманіття» від 09 квітня 2015 року №323-VIII
5. Фінансово-економічне обґрунтування.
Реалізація даного рішення не потребує бюджетних асигнувань
6. Прогноз соціально-економічних та інших наслідків прийняття рішення.
Впровадження проекту розпорядження забезпечить посилення контролю в галузі охорони природних ресурсів, що сприятиме їх збереженню та раціональному використанню.
Начальник управління
8. Использование механизмов международной лесной сертификации (FSC)
В настоящее время около одной трети лесхозов Украины провели у себя международную лесную сертификацию (FSC), что позволяет им более эффективно использовать европейский лесной рынок.
Данная сертификация имеет ряд принципов, № 9 из которых гласит, что перед тем, как провести любые рубки в лесных объектах природно-заповедного фонда, лесники должны провести консультации.
Однако, как правило,никаких консультаций они не проводят. Поэтому их следует привлекать к ответственности за нарушение принципа № 9 международной лесной сертификации.
Именно за нарушение данного принципа ВВФ в настоящее время планирует привлечь Мокрянский лесхоз за проведение санитарных рубок в Брадульском заказнике (Закарпатская область).
Более подробно о Всеукраинском движении по борьбе с санитарными рубками в обьекатх ПЗФ смотри новую книгу- Вл.Борейко и Г. Левина, Санитарные рубки в обьектах ПЗФ. Экологический вред и противозаконный вид деятельности, К., КЭКЦ, 132 стр. http://ecoethics.ru/wp-content/uploads/2016/04/int_sanitarnie_rubki_2016….
Пресс-служба КЭКЦ
http://ecoethics.ru/vseukrainskoe-dvizhenie-protiv-sanitarnyih-rubok-v-obektah-pzf/