ПІД ВИГЛЯДОМ БОРОТЬБИ З КОРУПЦІЄЮ

влада обвалила лісову галузь в Україні

ЛІС І РЕФОРМУВАННЯ

Державні ліси мають покривати свої видатки з власних доходів

Орест ФУРДИЧКО

Таємниці реформування "лісових відносин" в Україні

РЕФОРМАЦІЯ, ДЕГРАДАЦІЯ ЧИ ПРОФАНАЦІЯ?

Як Держлісагентство хоче реформувати лісову галузь

ЧИНОВНИКИ ПРОТИ ЛІСІВНИКІВ

Кому вигідний фінансовий саботаж лісгоспів?

20 січня 2017

В Україні посилять охорону видів тварин і рослин, занесених до Червоної книги


В Україні посилять охорону червонокнижних видів рослин і тварин на територіях заповідників.

Про це повідомила т. в. о. голови Держлісагентства Христина Юшкевич у Фейсбуці.

"Сьогодні підписала наказ про посилення охорони червонокнижних видів рослин і тварин на територіях установ природно-заповідного фонду Держлісагентства", - написала вона.
Юшкевич зазначила, що охорона червонокнижних птахів, зокрема, передбачена і в нових Санітарних правилах у лісах України.

Вона зобов'язала забезпечити виділення та належний облік охоронних ділянок під час лісовпорядкування, а також комплекс організаційних та лісогосподарських заходів, направлених на збереження та охорону середовищ існування рідкісних і зникаючих видів тварин і птахів.

На основі проведених заходів будуть внесені додаткові зміни і доповнення до нормативно-правових актів з ведення лісовпорядкування стосовно збереження видів тваринного і рослинного світу, занесених до Червоної книги України, наголосила т. в. о. голови Держлісагентства.

20.01.2017 17:57 
https://www.ukrinform.ua/rubric-society/2160398-v-ukraini-posilat-ohoronu-vidiv-tvarin-i-roslin-zanesenih-do-cervonoi-knigi.html

Прокуратура подозревает Луганский и Северодонецкий лесхозы в незаконной вырубке заповедника

Прокуратурой Луганской области разоблачены руководители Луганского областного Управления лесного и охотничьего хозяйства, причинивших государству ущерб на сумму более 5 миллионов гривен, передает пресс-служба ведомства.

Так, по информации источника, 19 января 2017 года следователями прокуратуры Луганской области во время проведения досудебного расследования в уголовном производстве сообщено о подозрении начальнику Луганского областного управления лесного и охотничьего хозяйства и директору Государственного предприятия "Северодонецкое лесоохотничье хозяйство" в совершении уголовных преступлений, предусмотренных ст. 246 и ч. 3 ст. 365 УК Украины

"Вышеуказанные должностные лица, выходя за пределы предоставленных им прав и полномочий, в нарушение Закона Украины "О природно заповедном фонде Украины", в течение 2013-2015 годов организовали и осуществили незаконную порубку 15 653 деревьев на территории заповедного урочища "Шамраева дача", чем нанесли ущерб государству в размере более 5 млн гривен", - поясняют в прокуратуре.

В настоящее время решается вопрос об избрании подозреваемым меры пресечения в виде содержания под стражей.

В ходе проведения досудебного расследования проверяется причастность других руководителей лесохозяйственных предприятий Луганской области к совершению аналогичных преступлений.

Справка: санкция ст. 246 УК Украины предусматривает наказание в виде штрафа от пятидесяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан или ареста на срок до шести месяцев, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на тот же срок; санкция ч. 3 ст. 365 УК Украины предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 7 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Как правильно владеть государственными предприятиями

Государство должно действовать как активный и информированный собственник, обеспечивая тем самым, чтобы управление его предприятиями осуществлялось на основе прозрачности и подотчетности, с высокой степенью профессионализма и эффективности.


В первой нашей колонке, посвященной управлению госпредприятиями, мы обсуждали вопрос, зачем нам, народу Украины, нужны госпредприятия. Если ответа на вопрос "зачем" нет (т.е. государство не может сформулировать политику собственности), мы предложили такие предприятия приватизировать. Если же на вопрос "зачем" получен убедительный ответ, можно переходить к ответу на вопрос "как". Как сделать так, чтобы госпредприятия — курица, несущая золотые яйца — несла их для украинцев, а не для политиков.

Активный и информированный собственник

По принципам ОЭСР государство должно действовать как активный и информированный собственник, обеспечивая тем самым, чтобы управление его предприятиями осуществлялось на основе прозрачности и подотчетности, с высокой степенью профессионализма и эффективности.

В первую очередь это означает, что государство должно упрощать и стандартизировать организационно-правовые формы своих предприятий. Работа этих предприятий должна соответствовать общепринятым корпоративным нормам — то есть таким, которые применимы в частных предприятиях. В Украине это пока не так — например, для так называемых "субъектов государственного сектора экономики" законодательство часто предусматривает особые правила работы. К примеру, назначение руководства, утверждение финансового плана, процедура закупок или выплата дивидендов.

Эффективность и информированность также вовсе не означает повсеместное вмешательство государства во все аспекты функционирования предприятия. Государство как акционер должно действенно использовать право голоса на общих собраниях; сформировать наблюдательный совет; следить за тем, соответствует ли деятельность предприятия ответу на вопрос "зачем"; создать систему контроля над выполнением финансовых показателей и допустимыми рисками; наладить своевременное и достоверное раскрытие информации.

Невмешательство в работу предприятия

Это также означает, что государство как собственник ограничивает себя во влиянии на предприятие. Оно не тратит время и ресурсы на то, чтобы пытаться влезть в каждый бизнес-процесс и раздавать ценные указания, не имея для этого необходимой компетенции. Государство нанимает для этого компетентных людей с необходимым опытом в набсовет предприятия и доносит до них политику собственности. Продолжает быть информированным и активным собственником, но предоставляет предприятию и набсовету операционную независимость.
Правительство как собственник не должно, например, решать, сколько НАК "Нафтогаз" должен закупить кубометров газа для прохождения отопительного сезона или сколько полувагонов должна заказать "Укрзализныця". Не должно оно и утверждать финплан для предприятий, что часто используется как инструмент давления политиков на менеджмент в ущерб своевременному выполнению инвестиционных программ.
Реализуя права акционера, правительство не должно допускать переопределения целей госпредприятий непрозрачными способами. Например, это случилось при внесении изменений в устав "Нафтогаза" без информирования его набсовета, правления и кредиторов осенью прошлого года. Конфликт был улажен, но осталась неуверенность в том, что завтра такая ситуация не повторится в другой госкомпании.
Государство должно передать госпредприятие — курицу, несущую золотые яйца — под присмотр независимому профессиональному ветеринару за соответствующую оплату в обмен на обязательство отдавать яйца государству, а не политикам.
При этом государство ведет строгий учет снесенных яиц, а также, привлекая внешних экспертов, периодически проверяет здоровье курицы.


Иллюстратор: Татьяна Иванова.

Механизм назначения таких независимых профессионалов тоже должен быть прозрачным и понятным — это снижает риски появления в набсовете связанных с политиками лиц. "Свои люди" обычно ставятся вовсе не в интересах предприятия, а с целью его разворовывания. Смена политиков при власти приводит лишь к смене "смотрящих", сидящих на потоках.

Независимый набсовет

Итак, нужно не просто поставить опытных управленцев на предприятии, необходимо также создать независимый и компетентный набсовет. Тот должен, основываясь на заявленной государством политике собственности, разработать и утвердить у акционера долгосрочную стратегию предприятия, плановые финансовые показатели и нести ответственность за их выполнение.
Если вы, гражданин Украины — конечный бенефициар госпредприятий, зайдете, например, на сайт "Укрзализныци", то найдете там раздел для инвесторов, но не найдете стратегии компании. Финансовый план компании на 2017 год до конца года утвержден не был. Таким образом, непонятно, в какой мере текущие действия отвечают интересам компании — они должны быть сформулированы в стратегии, которой нет. Нет у компании и независимого набсовета, который бы эту стратегию утвердил.

Ответственность и цена набсовета

Набсовет — это не только полномочия, но и ответственность. Ответственность может быть финансовая, как в случае членов набсовета компании Siemens, оштрафованных за невыполнение своих обязанностей вместе с другими сотрудниками компании в истории о взяточничестве при получении подрядов. А опыт Бориса Тимонькина, экс-зампредседателя набсовета "ВЕТЭК", демонстрирует, что ответственность может оказаться и уголовной.
Члены наблюдательного совета должны не просто наблюдать, а указывать правлению на возникающие операционные, финансовые и юридические риски, возникающие при ведении бизнеса, а при необходимости менять состав правления. В случае недостаточной "наблюдательности", они вместе с правлением должны нести ответственность как своей репутацией, так и, при более существенных просчетах, административную и уголовную.
Ветеринар (набсовет) должен нести ответственность за здоровье курицы (госпредприятий), несущей золотые яйца, и то, чтобы она продолжала нести их в запланированном количестве. Если денежное вознаграждение — это "пряник" для ветеринара, то ответственность — "кнут", угроза которого должна быть достаточной, чтобы исключить соблазн делиться золотыми яйцами с политиками.

Для привлечения профессионалов соответствующего уровня для работы в набсовете необходим достаточный размер "пряника". Так, на набсовет "Нафтогаз" в 2016 году было потрачено 16,7 млн грн. После 25 млрд убытка годом ранее в 2016 году компания показала 21 млрд прибыли. 16,7 млн грн на независимый набсовет — это менее 0,1% от прибыли компании. 16,7 млн грн — это 0,5% от суммы в 400 млн долларов, украденной в свое на "вышках Бойко". Настоящий независимый набсовет стоит того.

В следующей колонке мы поговорим о том, почему государство создавать такие же условия для функционирования своих предприятий, как и для частных, и как избежать такого соблазна для реализации политических целей.

Автор: 

Бойцун
директор по исследованиям Центра экономической стратегии, консультант НАК "Нафтогаз Украины"

По материалам: "Дело"
Раздел: >

Протистояння Ради та Уряду: Галасюк дав рішучу відповідь компрадорам




Відсутність проукраїнської позиції вищих посадових осіб Уряду в таких серйозних питаннях, як мораторій на експорт лісу, викликає суттєве занепокоєння у депутатському корпусі та несе значні репутаційні, геополітичні та економічні ризики для країни. На цьому наголосив голова Комітету з питань промислової політики та підприємництва Віктор Галасюк у відповідь на заяву Віце-прем'єр-міністра із питань європейської та євроатлантичної інтеграції.



Як поінформував нардеп від РПЛ, офіс Іванни Климпуш-Цинцадзе розмістив на сайті Уряду відповідь на його критичну статтю про неприпустимість позиції Віце-прем'єр-міністра щодо мораторію на експорт лісу-кругляка. Втім, чиновниця відмовилась не від усіх раніше проголошених позицій, які не відповідають дійсності та українським інтересам.

Так, Віце-прем'єр визнала: 600 млн. євро від МВФ – не благодійність чи подарунок від Європи, а кредит. Що ж стосується відповідності мораторію угоді СОТ – високопосадовець підтвердила наявність виключень в Угоді СОТ, під які, як зазначив В. Галасюк, підпадає мораторій, і разом з тим наголосила: у разі використання екологічних аргументів щодо збереження лісу “необхідно було законодавчо обмежити внутрішнє споживання вітчизняних лісоматеріалів та надати переконливі докази наявності екологічних загроз та критичного стану лісового господарства, пов’язаного з вирубками лісу, обґрунтувати термін дії мораторію, сферу його застосування (товарні коди деревини) тощо, а також провести відповідні консультації у рамках міжнародних Угод, відповідно до яких ми маємо зобов’язання обговорювати та узгоджувати обмежувальні заходи у торгівлі".

Не можемо чи не хочемо?

Насправді ж обмеження внутрішнього споживання лісоматеріалів запропоновано в законопроекті №5495. Якщо вже Кабмін досі не спромігся на цей крок, ми запропонували його на законодавчому рівні. І парламентський Комітет вже підтримав.

Що ж до переконливих доказів екологічних загроз – це до кого питання, хіба не до урядовців? Хай самі подивляться і єврочиновникам покажуть лисі Карпати, порахують збитки від катастрофічних повеней на Закарпатті, спрогнозують скільки нові повені можуть коштувати Україні. Термін же дії мораторію і сфера застосування (товарні коди), встановлені Законом і були предметом жвавого обговорення, у тому числі за участі європейських партнерів, на Комітеті з питань промислової політики та підприємництва перед прийняттям Закону. Ми тоді пішли на низку компромісів, у тому числі в частині відстрочки вступу в дію мораторію. Я неодноразово звертався до Прем'єр-міністра А. П. Яценюка, а згодом звернувся і до Прем'єр-міністра В. Б. Гройсмана щодо здійснення урядом відповідної нотифікації, проведення належних консультацій з основними торгово-економічними партнерами (лист на ім'я Прем'єр-міністра Володимира Гройсмана додається).

Замість того, щоб спростувати свою попередню заяву і визнати позитивні ефекти дії мораторію (приріст інвестицій, робочих місць, товарного експорту, податкових надходжень), Віце-прем'єр вирішила перелічити проблеми, які, на її думку, мораторій не вирішив. Насправді ж для розв’язання переважної більшості з них в парламенті зараз розробляється законопроект "Про ринок деревини", який як і мораторій та законопроект про криміналізацію контрабанди лісу (№5495) є елементом комплексної "дорожньої карти", запропонованої в парламенті.

Я вважаю, що питання має бути поставлено ще ширше – про додержання українськими урядовцями Законів України, про здатність відстоювання ними українських інтересів, у тому числі на міжнародній арені, про прагнення реалізації державної політики в інтересах власного суспільства. Бо одна справа, коли "хочуть, але не можуть", а інша – коли навіть і не "хочуть”. Вважаю, що Віце-прем'єр-міністр із питань європейської та євроатлантичної інтеграції має або переглядати позиції та відстоювати українські інтереси на міжнародній арені, або йти у відставку!

Віктор Галасюк
Народний депутат (РПЛ), Голова Комітету з питань промислової політики та підприємництва, член Національної Ради Реформ, к.е.н.





Бальдазаре Перуцці, «Поєдинок Персею та Медузи», фреска XVI сторіччя


Галасюк призвал правительство продлить мораторий на экспорт леса


Высшие должностные лица правительства должны отстаивать проукраинские позиции в таких серьезных вопросах как мораторий на экспорт леса, иначе это несет значительные репутационные, геополитические и экономические риски для страны.

С таким заявлением выступил председатель Комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк в ответ на заявление Вице-премьер-министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, передает Uaprom.

Нардеп от РПЛ подчеркнул, что на сайте правительства был размещен ответ Иванны Климпуш-Цинцадзе на его критическую статью о недопустимости позиции Вице-премьер-министра относительно моратория на экспорт леса-кругляка. При этом она отказалась не от всех ранее провозглашенных позиций, которые не соответствуют действительности и украинским интересам, утверждает Галасюк.

Он обратил внимание, что вице-премьер признала, 600 млн евро от МВФ - не благотворительность или подарок от Европы, а кредит. Что же касается соответствия моратория соглашении ВТО – чиновник подтвердила наличие исключений в Соглашении ВТО, под которые, как отметил Галасюк, подпадает мораторий, вместе с тем, подчеркнула - в случае использования экологических аргументов по сохранению леса "необходимо было законодательно ограничить внутреннее потребление отечественных лесоматериалов и предоставить убедительные доказательства наличия экологических угроз и критического состояния лесного хозяйства, связанного с вырубками леса, обосновать срок действия моратория, сферу его применения (товарные коды древесины) и др, а также провести соответствующие консультации в рамках международных Соглашений, согласно которым мы имеем обязательства обсуждать и согласовывать ограничительные меры в торговле".

Нардеп подчеркнул, что на самом же деле ограничения внутреннего потребления лесоматериалов предложено в законопроекте №5495: "Если Кабмин до сих пор не удосужился на этот шаг, мы предложили его на законодательном уровне. И парламентский Комитет уже поддержал". Что же касается убедительных доказательств экологических угроз Галасюк сказал: "Это к кому вопрос, разве не к чиновникам? Пусть сами посмотрят и еврочиновникам покажут лысые Карпаты, посчитают убытки от катастрофических наводнений на Закарпатье, спрогнозируют сколько новые наводнения могут стоить Украине".

При этом, говорит нардеп, срок действия моратория и сфера применения (товарные коды), установленные Законом и были предметом оживленного обсуждения, в том числе с участием европейских партнеров, на Комитете по вопросам промышленной политики и предпринимательства перед принятием Закона: "Мы тогда пошли на ряд компромиссов, в том числе в части отсрочки вступления в действие моратория. Я неоднократно обращался к премьер-министру Яценюку, а затем обратился и к премьер-министру Гройсману относительно осуществления правительством соответствующей нотификации, проведения надлежащих консультаций с основными торгово-экономическими партнерами".

Галасюк отметил, что вместо того, чтобы опровергнуть свое предыдущее заявление и признать положительные эффекты действия моратория (прирост инвестиций, рабочих мест, товарного экспорта, налоговых поступлений) - вице-премьер решила перечислить проблемы, которые, по ее мнению, мораторий не решил. "На самом же деле для решения подавляющего большинства из них в парламенте сейчас разрабатывается законопроект "О рынке древесины", который как и мораторий и законопроект о криминализации контрабанды леса (№5495) являются элементом комплексной "дорожной карты", предложенной в парламенте", - сообщил Галасюк.

"Я считаю, что вопрос должен быть поставлен еще шире - о соблюдении украинскими должностными лицами Законов Украины, о способности отстаивания украинских интересов, в том числе на международной арене, о стремлении реализации государственной политики в интересах собственного общества. Потому что одно дело, когда "хотят, но не могут", а другое - когда даже и не "хотят". Считаю, что Вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции имеет или просматривать позиции и отстаивать украинские интересы на международной арене, или идти в отставку!" – заявил Галасюк.

Фото: ЛІГА.net

В России для сбора ягод и грибов введут лицензию и налоги

Министр согласен не только сделать сбор лицензионным видом деятельности, но и наложить налог на каждый найденный гриб, ягоду и орех.



Грибы и ягоды должны приносить прибыль в местный бюджет

Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев поддержал инициативу губернатора Владимирской области Светланы Орловой наложить налог на каждый найденный гриб, ягоду и орех.

- Ископаемые, леса, да и все, что при СССР было народным богатством, теперь рассредоточилось в руки маленькой кучки, – возмущается горожанка Светлана. – Рыбалка уже местами платная. Еще ягоды и грибы остались. В детстве, когда читала, что крестьян могли наказать за сбор ягод, грибов, хвороста или охоту в «барском» лесу, могли забить насмерть. Тогда это казалось немыслимо. Как так – нельзя поймать рыбу – вот же она! Или грибы собрать, если есть хочется, или собрать хворост, если замерзаешь.

По мнению чиновников, для сбора грибов и ягод нужно установить обязательное лицензирование. Нововведение позволит пополнять бюджет значительными суммами.

Предположительно цена лицензии за сезон на сбор ягод будет составлять – 4500 рублей, а на сбор грибов – 6000 рублей.

Основная проблема в том, что грибники зачастую вывозят из регионов грибы и продают, а областная казна не получает с этого налогов, зато пополняется карман «тихого охотника». Вот и решило государство развернуть сбор даров леса себе в пользу.

- Я редко вспоминаю детство в таком ключе, но это все настолько бесстыдно, хочется проснуться в 83-ем или 85-ом, пойти с бабушкой в лес за малиной или с дедом на рыбалку, не думая о лицензиях, штрафах, о поймают-не поймают, – подводит грустный итог Светлана.

Закон — тайга, прокурор — егерь


ИСТОРИЯ 
Захватчики леса устроили облаву на петербургских экологов, которые решили сами выполнить решение суда о сносе забора
С 1 января 2017 года изменения в Лесной кодекс узаконили огораживание леса заборами.
До этого лесные заборы были вне закона, хотя судебные решения об их сносе почти никогда не выполнялись. Один из них — 44-километровый забор охотхозяйства «Черные камни» в Сортавальском районе Республики Карелия. На новогодних праздниках активисты движения «Открытый берег» отправились помочь местным жителям выполнить решение суда, которое хозяева забора игнорируют уже полгода. За ними устроили погоню и через пять часов сдали полиции. Аргумент был простым: раз теоретически леса теперь огораживать разрешено, то решение суда можно и не выполнять.

Владения маркиза Карабаса

«Черные камни», принадлежащие холдингу «Адамант», — престижное охотхозяйство, сюда приезжают отдыхать крупные региональные чиновники. Когда жители начинали борьбу против забора, перекрывшего им доступ в лес, глава республики Александр Худилайнен заявил, что огораживание леса «Черными камнями» абсолютно законно (копия его письма есть в редакции). Притом что на тот момент никаких изменений в законодательстве не было. Площадь полученных «Черными камнями» в аренду земель — примерно 75 тысяч га. Для сравнения: национальный парк «Ладожские шхеры», который, будем надеяться, удастся создать в этом году, — немногим более 80 000 га. Угодья «Адаманта» начинаются от северной границы нацпарка около берега Ладоги и тянутся на север вплоть до финской границы. В них полностью попали два лесничества, причем вместе с государственными лесничими, которые теперь работают на «Черные камни». А также с 13 поселками, где живут люди. В свете изменений в ЛК теперь все эти населенные пункты могут оказаться за заборами.
12 тысяч га из общих 75 тысяч «Черные камни» уже огородили сплошным забором. Внутрь гигантского лесного «вольера» запустили огромное количество промысловых животных — кабанов, косуль, оленей. Для удобства отстрела лес проредили и прорезали сплошной сеткой из дорог, на которых стоят стрелковые вышки. Расстояние между дорогами — 500 метров.
Эти подробности выяснили активисты «Открытого берега», убегавшие от погони внутри огороженной территории 3 января. Наверное, излишне говорить, что столь масштабная рубка леса «Черными камнями» не согласована. Забор отрезал от леса жителей семи поселков Сортавальского района. «Чтобы сходить в лес, людям приходится перелезать через ограду», — говорит муниципальный депутат Кааламского МО Зоя Болсун.

Слом шаблонов

В 2015 году в поселках забурлила небывалая политическая активность — прошел митинг, собирались подписи, вдоль забора возили тележурналистов. В карельских СМИ появились репортажи и видеосюжеты. Хозяев забора, правда, это мало испугало. Рассказывали, что в том году зимой вертолет директора «Адаманта» Игоря Лейтиса прилетел в Пуйккола и на несколько минут завис над центром поселка, разметая ветром снег. Прокуратура, местные и региональные власти дружно встали на сторону «Черных камней». Оставалась последняя надежда — суд. С юридической поддержкой помог депутат карельского парламента Александр Федичев. Жители победили. То ли помогла профессиональная защита, то ли от иска охотники защищались спустя рукава, уверенные, что никто не осмелится снести их забор. Они даже не выправили необходимые разрешения и в суде пытались представить поддельное разрешение на забор.
Когда оказалось, что существуют два разных разрешения от Министерства природопользования Карелии за одним и тем же номером и датой, Сортавальский городской суд вынужден был признать забор незаконным.
Директор охотхозяйства Андрей Лебедев немного засуетился, подал апелляцию и даже посетил председателя Верховного суда Карелии. Но Верховный суд республики оставил в силе решение первой инстанции и дал ответчику три месяца на его исполнение: до октября 2016-го. Такой большой срок суд объяснил тем, что за забором находится огромная концентрация диких животных.
Но Лебедев сумел воспользоваться и этим, заявив, что не может в одночасье разобрать ограждение, для этого необходимо вывезти животных, и что «суд почему-то эти обстоятельства не учитывает».
Прошел октябрь, затем ноябрь и декабрь, а в заборе не сдвинулась ни одна металлическая конструкция. Приставы, которым истцы передали исполнительный лист в ноябре, передавали дело от одного к другому. «Лишь в конце декабря пристав-исполнитель Антон Юганов пообещал, что скоро начнет штрафовать «Черные камни». Сначала на 10 тысяч, потом на 50, — говорит Зоя Болсун. — Учитывая, сколько у них стоит аренда одного коттеджа, это суровое наказание».

Самозащита закона

27 декабря жители поселка Пуйккола провели народный сход, где постановили демонтировать забор самостоятельно. Понятно, что руками добровольцев снести 44 километра невозможно. Но даже небольшая дыра показала бы захватчикам, что их власть небеспредельна. 2 января на место прибыли активисты движения «Открытый берег», у которых уже есть опыт сноса незаконных заборов. Пуйккольцы передали им исполнительный лист.
Экологи заночевали в лесу, недалеко от забора. Решено было не подставлять жителей своим присутствием в поселке: местных уже не раз «убедительно предупреждали». Наутро взяли инструмент и отправились делать первый проход. Место намеренно выбрали людное: рядом с оживленной трассой в сторону финской границы, недалеко от поворота на базу «Черных камней». Прятаться принципиально не хотелось. «Важно было показать, что мы совершаем не противоправные, а единственно возможные законные действия в данной ситуации», — говорит участник акции Илья Пинигин.
Удалось снять всего три секции, примерно 20 метров. Андрей Лебедев, проезжавший мимо, быстро согнал «личный состав» — охранников, егерей, даже участкового лесничего, который, получая зарплату от государства, по крайней мере в тот день, фактически работал на «Черные камни». Экологам было объявлено, что сейчас некие «бойцы» доставят их на базу.
«Это в наши планы никак не входило, потому что было непонятно, что тут с нами будут делать — в 50 км от Сортавалы, в лесу, где законов не знают, — говорит Илья Пинигин. — Улучив минуту, когда директор куда-то отъехал и некому было дать команду подчиненным преследовать нас, мы схватили инструменты и нырнули в ту самую дыру в заборе, которую сами сделали». Решено было двигаться в сторону, противоположную от базы «Черных камней», чтобы в темноте сделать проход с помощью кусачек и выбраться на волю. Однако активисты и представить себе не могли, что Лебедев сочтет их побег за личное оскорбление и организует погоню. Когда спустя пять часов, уже в темноте, они заметили на лесной дороге горящие фары и услышали выстрел, то подумали, что это пьяная охота.
Активисты легли на снег и поползли, чтобы не попасть под случайную пулю. Оказалось, что они попали в загонную часть леса и егерь на лыжах уже давно идет по их следу. Охранники на машинах зажали беглецов в пролеске между дорогами и привезли туда полицию.
«Когда мы потом спросили, почему стреляли, егерь сказал, что якобы на него в разгар погони напал кабан-секач, — рассказывает Пинигин. — Кабан в гущу людей никогда не побежит. Мы пять часов ходили и не встретили ни одного зверя: они тоже разумные, людей чувствуют заранее и уходят. Мы считаем, что егерь выстрелил для психологического давления».

Чтоб неповадно было

Даже не составив протокола об административном правонарушении (он не составлен до сих пор!), старший участковый майор Сергей Ишеев, приехавший за 50 километров из Сортавалы, изъял бензорез стоимостью около 50 тысяч. Участковый Леонид Кулаков, который проводит проверку, заявил, что она может продлиться до 3 февраля, и лишь тогда «будет вынесено процессуальное решение». Заявление на директора «Черных камней», которое активисты написали в день задержания, тоже до сих пор не рассмотрено: решением прокурора Сортавальского района проверка по нему продлена до 9 февраля. Можно было бы сказать, что в полиции не знают, в чем обвинить экологов, но оптимизма это не добавляет: возвращать бензорез им, похоже, никто не собирается, а стоит он раз в десять больше самых смелых оценок ущерба. Директор «Черных камней» Андрей Лебедев без стеснения заявляет журналистам, что исполнение решения суда отложено до 13 февраля, хотя пристав Юганов об этом ничего не слышал, и что в связи с изменениями в Лесном кодексе забор вообще узаконен. Но хотя 1 января стал траурным днем для всех экоактивистов, решения суда по «Черным камням» это не отменяет: Лебедеву нужно для этого выиграть новый суд.
Ирина Андрианова — 
специально для «Новой газеты в Санкт-Петербурге»

https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/01/20/71225-zakon-tayga-prokuror-eger

На Київщині затримали незаконних лісорубів



У столичному регіоні тривають профілактичні заходи щодо виявлення фактів незаконної порубки лісових насаджень, їх подальшого транспортування та реалізації. Днями, поблизу с. Лехнівка Баришівського району, патрульні поліцейські виявили трьох місцевих жителів, які незаконно випилювали лісові насадження без відповідних документів. Чоловіки пересувались на незареєстрованому саморобному тракторі.

Про це «Конфліктам і законам» повідомили у прес-службі Управління превентивної діяльності в Київській області.



На вказане місце прибула слідчо-оперативна група поліції. Наразі за даним фактом проводиться перевірка.

Правоохоронці закликають жителів столичного регіону, яким відомі факти незаконної вирубки лісу, або його транспортування чи продажу, одразу телефонувати на спецлінію поліції Київщини «102».

Фото прес-служби УПД в Київській області
Опубликовано 19.01.2017 20:54

Боротьба за український ліс загострюється



Відсутність проукраїнської позиції вищих посадових осіб Уряду в таких серйозних питаннях, як мораторій на експорт лісу, викликає суттєве занепокоєння у депутатському корпусі та несе значні репутаційні, геополітичні та економічні ризики для країни.

Повідомляє портал «АНТИКОР» з посиланням на ЗМІ.

На цьому наголосив голова Комітету з питань промислової політики та підприємництва Віктор Галасюк у відповідь назаяву Віце-прем’єр-міністра із питань європейської та євроатлантичної інтеграції.

Як поінформував нардеп від РПЛ, офіс Іванни Климпуш-Цинцадзе розмістив на сайті Уряду відповідь на його критичну статтю про неприпустимість позиції Віце-прем’єр-міністра щодо мораторію на експорт лісу-кругляка. Втім, чиновниця відмовилась не від усіх раніше проголошених позицій, які не відповідають дійсності та українським інтересам.

Так, Віце-прем’єр визнала – 600 млн євро від МВФ – не благодійність чи подарунок від Європи, а кредит. Що ж стосується відповідності мораторію угоді СОТ – високопосадовець підтвердила наявність виключень в Угоді СОТ, під які, як зазначив В.Галасюк підпадає мораторій, разом з тим, наголосила – у разі використання екологічних аргументів щодо збереження лісу “необхідно було законодавчо обмежити внутрішнє споживання вітчизняних лісоматеріалів та надати переконливі докази наявності екологічних загроз та критичного стану лісового господарства, пов’язаного з вирубками лісу, обґрунтувати термін дії мораторію, сферу його застосування (товарні коди деревини) тощо, а також провести відповідні консультації у рамках міжнародних Угод, відповідно до яких ми маємо зобов’язання обговорювати та узгоджувати обмежувальні заходи у торгівлі”.

Насправді ж обмеження внутрішнього споживання лісо матеріалів запропоновано в законопроекті №5495, – повідомив голова Комітету: “Якщо вже Кабмін досі не спромігся на цей крок, ми запропонували його на законодавчому рівні. І парламентський Комітет вже підтримав”. Що ж до переконливих доказів екологічних загроз нардеп зазначив: “Це до кого питання, хіба не доу рядовців? Хай самі подивляться і єврочиновникам покажуть лисі Карпати, порахують збитки від катастрофічних повеней на Закарпатті, спрогнозують скільки нові повені можуть коштувати Україні”. Термін же дії мораторію і сфера застосування (товарні коди), встановлені Законом і були предметом жвавого обговорення, у тому числі за участі європейських партнерів, на Комітеті з питань промислової політики та підприємництва перед прийняттям Закону: “Ми тоді пішли на низку компромісів, у тому числі в частині відстрочки вступу в дію мораторію. Я неодноразово звертався до Прем’єр-міністра А.П.Яценюка, а згодом звернувся і до Прем’єр-міністра В.Б.Гройсмана щодо здійснення урядом відповідної нотифікації, проведення належних консультацій з основними торгово-економічними партнерами (листнаім’я Прем’єр-міністра Володимира Гройсмана додається)”.

Замість того, щоб спростувати свою попередню заяву і визнати позитивні ефекти дії мораторію (приріст інвестицій, робочих місць, товарного експорту, податкових надходжень), Віце-прем’єр вирішила перелічити проблеми, які, на її думку, мораторій не вирішив. Насправді ж для розв’язання переважної більшості з них в парламенті зараз розробляється законопроект “Про ринок деревини”, який як і мораторій та законопроект про криміналізацію контрабанди лісу (№5495) є елементом комплексної “дорожньої карти”, запропонованої в парламенті, – повідомив парламентарій.

“Я вважаю, що питання має бути поставлено ще ширше – про додержання українськими урядовцями Законів України, про здатність відстоювання ними українських інтересів, у тому числі на міжнародній арені, про прагнення реалізації державної політики в інтересах власного суспільства. Бо одна справа, коли “хочуть, але не можуть”, а інша – коли навіть і не “хочуть”. Вважаю, що Віце-прем’єр-міністр із питань європейської та євроатлантичної інтеграції має або переглядати позиції та відстоювати українські інтереси на міжнародній арені, або йти у відставку!” – заявив Галасюк.

На Кіровоградщині 71% заготовленої деревини реалізовано в круглому вигляді




КРОПИВНИЦЬКИЙ. 20 січня. УНН-Центр
. Структурними підрозділами Кіровоградського обласного управління лісового та мисливського господарства у 2016 році заготовлено 255 110 куб. м ліквідної деревини. Про це повідомляє прес-служба Кіровоградського ОУЛМГ, пише УНН-Центр.

У тому числі вихід ділової деревини від рубок головного користування становив 32,4 %, техсировини – 65,6 %, дров паливних – 2 %. Вихід лісоматеріалів круглих на рубках формування і оздоровлення лісів по облуправлінню складає 27,4 %, техсировини – 65,9 %, дров паливних – 6,3 %.

Для забезпечення власних потреб підвідомчими підприємствами використано 2 872 куб. м (1,1 % від заготівлі); направлено на переробку – 16 225 куб. м (6,3 % від заготівлі).

У круглому вигляді реалізовано 180 711 куб. м деревини, або 71 % від загальної заготівлі.