ПІД ВИГЛЯДОМ БОРОТЬБИ З КОРУПЦІЄЮ

влада обвалила лісову галузь в Україні

ЛІС І РЕФОРМУВАННЯ

Державні ліси мають покривати свої видатки з власних доходів

Орест ФУРДИЧКО

Таємниці реформування "лісових відносин" в Україні

РЕФОРМАЦІЯ, ДЕГРАДАЦІЯ ЧИ ПРОФАНАЦІЯ?

Як Держлісагентство хоче реформувати лісову галузь

ЧИНОВНИКИ ПРОТИ ЛІСІВНИКІВ

Кому вигідний фінансовий саботаж лісгоспів?

25 січня 2019

В 2019 году в Пекине площадь новых лесонасаждений достигнет 16,7 тыс. га

В 2019 году в Пекине площадь новых лесонасаждений достигнет 16,7 тыс. га, площадь новых зеленых насаждений в городе достигнет 600 га, коэффициент лесного покрова достигнет 44 проц. Об этом сообщили корр. агентства Синьхуа в Пекинском Управлении садово-паркового хозяйства и озеленения.

Как заявил начальник данного ведомства Дэн Найпин, в 2019 году в рамках осуществления крупномасштабного проекта нового раунда по лесопосадкам и озеленению, китайская столица приступит к расширению зеленого пространства и усовершенствованию экологического размещения.

С целью обеспечения ключевых функций столицы, в центральных районах Пекина будут построены 31 парковое зеленое насаждение, 13 городских лесов. Число новых мелких зеленых насаждений пополнится в этом году еще 50 единицами, а также начнется строительство "зеленой дороги здоровья" протяженностью 200 км.

По словам Дэн Найпина, в этом году вокруг нового пекинского аэропорта, реки Юндин и других важных районов города будут построены масштабные зеленые насаждения, в целях осуществления экологического восстановления. Площадь построенных и восстановленных водно-болотных угодий достигнет 2200 га.

Согласно плану, к концу 2019 года коэффициент лесного покрова по всему Пекину достигнет 44 проц., коэффициент озеленения в городе достигнет 48,46 проц., на каждого жителя китайской столицы будет приходиться в среднем 16,4 кв. м зеленых насаждений.

Агентство Синьхуа 2019-01-25 08:46:59

Земля – у цифрах та долях

За 17 років мораторію, як свідчить Держгеокадастр, із семи мільйонів власників паїв померло вже понад 1.4 мільйона

Мирослав Ярий
24 січня, 2019 - 19:48



ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Народні депутати вже удесяте продовжили мораторій на купівлю-продаж землі. Ринок землі є запущеною, хронічною хворобою для Верховної Ради і болючою для народу, бо рідна українська земля рясно скроплена кров’ю і вистраждана голодоморами. Наші далекі пращури важко працювали, щоб освоїти цю землю, і мужньо захищали її від ворогів, щоб закріпити за собою свою землю. Навіть назва «Україна» походить від давнього «наша земля».

Однак прийнятий в 2001році Земельний кодекс України, в якому відрегульовані всі земельні відносини, не працює, бо Верховна Рада до цього часу не створила закон України «Про обіг земель сільськогосподарського призначення». Згідно зі статтями 13, 14, 64 Конституції України, земля як основне національне багатство є власністю українського народу. Право власності громадянина на землю гарантується державою. Але селяни позбавлені цього права, бо державна влада, в тому числі парламент, не виконують своїх конституційних обов’язків. У Верховній Раді депутати 17 років перекидаються між собою проектами про землю, цинічно обіцяючи своїм виборцям «золоті гори», а натомість й гектара не дають.

За ці роки, як свідчить Держгеокадастр, із семи млн власників паїв уже померли понад 1.4 млн, так і не дочекавшись омріяної власності, достатку і можливості лікуватися за рахунок навіть проданого клаптя належної їм землі.

СВІТОВИЙ БАНК: 1 ГЕКТАР ЗА 3,5 ТИСЯЧІ ДОЛАРІВ США

Народні депутати пояснюють свої навколоземельні маневри тим, що землю можуть скупити «світові фінансові клани», «свої» олігархи і будуть отримувати надприбутки. Так, українські чорноземи із сприятливим кліматом високо котируються у світі.

За прогнозами світового банку, при відміні мораторію 1га землі буде коштувати близько 3.5 тис. доларів.

Але хіба не для того в нас є Верховна Рада, щоб прийняти такі закони, які б виключили можливість купівлі землі іноземцями або своїми магнатами?

Мораторій якраз і дає можливість отримувати надприбутки нуворишам з українськими паспортами з орендованої у селян землі. Вони вважають її не своєю власністю, яку треба берегти, а миттєвим клондайком, своєрідними «бурштиновими полями». Агрохолдинги вирощують лише високорентабельні й швидкоокупні сільгоспкультури. Застосування нових технологій, інтенсивне використання мінеральних добрив і отрутохімікатів, скорочення площ під цукровий буряк, картоплю, кормові культури забезпечує високий вал зерна. Реалізація його за кордоном дає швидку віддачу вкладених коштів. Державі вигідніше переробляти зерно на муку, макарони або згодовувати на м’ясо і експортувати у вигляді готової продукції, але це — занадто довгі гроші для нинішніх бізнесменів. Їхня ціль чисто споживацька: взяти сьогодні більше, бо завтра може і не вдасться. Порушення вимог раціонального землекористування, сівозмін, нехтування заходами охорони земель погіршує їх екологічний стан та призводить до виснаження ґрунтів.

РЕНТАБЕЛЬНІСТЬ ВИРОЩУВАННЯ СОНЯШНИКА — 41.3%, А ВИРОБНИЦТВА ЯЛОВИЧИНИ — 3,4%

Україна — перша в Європі та третя в світі із забезпеченості ріллею, і перша в Європі та п’ята у світі... із смертності. Ви думаєте, що люди вмирають від достатку?

В 2018 році наші аграрії виростили рекордний збір — 70,1 млн т. зерна, це — 1,6 т зерна на особу. За прийнятими нормами, однієї тонни зерна достатньо, щоб кожен українець мав хліб і до хліба. Але спожито протягом року середньостатистичною особою менше фізіологічної необхідності: м’яса — 52 кг, за норми — 80, молока — 200 л, за норми — 400, яєць — 270 шт, за норми — 365, риби — 10, 5 кг, за норми — 18. Причому ціни зростають катастрофічно. 650-грамова хлібина «Подільського» Тернопільського хлібозаводу на початку 2018 року коштувала 11грн 25 коп , а на кінець року — 15 грн 50 коп. М’ясо досягло захмарних 130—150 гривень за кілограм, і скоро стане делікатесом для середньостатистичного українця.

Агрохолдинги не займаються тваринництвом, бо рентабельність вирощування соняшника — 41.3%, а виробництва яловичини — 3,4%, свинини — 3.5% . Тому за час дії сумнозвісного мораторію поголів’я ВРХ скоротилося в 2,6 разу, свиней — в 1.3 разу і продовжує падати. Причому 56% тваринницької продукції, 88% овочевої, 81% плодовоягідної виробляються в особистих селянських господарствах.

Викладені вище факти свідчать, що сучасний стан у сільському господарстві не вирішує соціально-економічних проблем на селі. Щороку населення України, особливо сільське, скорочується в середньому на 200000 осіб.

166 підприємців володіє 3,6 млн га, або по 22 тис. га на одного. 16 % підприємств експлуатує 74% площ землі, що в середньому по 2,3 тис. га на підприємця. Якщо не буде обмежена площа одного господарства до 100—500 га, аргохолдинги перетворяться на латифундії.

ПРОЕКТ ЗЕМЕЛЬНОЇ РЕФОРМИ УРЯДУ СКОРОПАДСЬКОГО

Навіть Столипінська реформа 1906 року не допускала зосередження землі в руках окремих багатіїв і дозволяла скуповувати «не більше чотирьох наділів, тобто 10—18 десятин».

Проект земельної реформи уряду П. Скоропадського передбачав примусовий викуп державою всіх великих земельних маєтків та розподіл їх за допомогою Державного земельного банку не більше 25 десятин землі на одне господарство. Цілком сучасно звучить програма ОУН, яка в своїй аграрній політиці передбачала (текст оригіналу): «5. Селянське господарство буде побудоване на праві приватної власности, обмеженім державною регуляцією вільної продажі і купна землі з ціллю запобігти в той спосіб надмірному зменшенню чи збільшенню земельних наділів».

Землі, які займають агрохолдинги, необхідно повернути власникам, передати воїнам АТО, продати на пільгових умовах нашим заробітчанам, які б з охотою повернулися на батьківщину, і за підтримки держави сформувати фермерські господарства. Це дало б можливість дати життя селам, створити середньо-заможний клас селян, які були б одночасно і власниками землі, й виробниками, заохотити їх до участі в економічній діяльності, дати змогу розкритись їхнім талантам і умінням.

У кредитуванні й організації купівлі-продажу земельних ділянок Україна має певний історичний досвід. У 1910 р. з ініціативи митрополита Андрія Шептицького був заснований у Львові перший Український акціонерний Земельний Іпотечний банк, який користувався високим авторитетом, надавав селянам дешеві коротко- і довготермінові кредити на придбання землі та поліпшення господарської діяльності під заставу землі та нерухомого майна терміном до 50 років.

В 2005 року президент Віктор Ющенко підписав Закон України «Про основні засади державної аграрної політики на період до 2015 року», яким визначено стратегічні цілі продовольчої безпеки, збереження селянства як носія української ідентичності й культури, комплексний розвиток сільських територій. І найголовніше: статтею № 3 передбачено «створення умов для реалізації та захисту прав селян на землю, формування ринкових земельних відносин». Ні за 10, ні за 13 років цей закон не виконали, тому бездіяльність влади покривається черговою забороною.

Мораторій на землю не відповідає ні Конституції, ні законам України, ні позиції Президента Петра Порошенко, який вважає, «що мораторій на землю не вписується в Європейську систему України», ні рішенню Європейського суду з прав людини, ні набутому історичному досвіду, ні одвічній мрії українців про «свою землю».

Варто придивитися до досвіду прибалтійських країн. Литва перейшла до цивілізованого ринку землі й передала у власність своїм громадянам не лише сільськогосподарські угіддя, а й ліси і водойми, а іноземцям — у довгострокову оренду.

Закон має гарантувати право першості на придбання землі тим, хто на ній живе і працює, гарантувати довготермінові пільгові кредити, підтримувати фермерські господарства, захищати права власності, передбачити кримінальну відповідальність за оформлення землі на підставних осіб і рейдерство, сприяти демократичному кооперативному руху і демонополізувати аграрне виробництво. Кінцева мета реформ — ліквідація беззахисності й бідності селян.

А поки що селяни на рідній, але не своїй землі, і далі залишаються власниками земельних паїв без права вільно розпоряджатися своєю власністю.

Мирослав ЯРИЙ, економіст
Рубрика: Економіка
Газета: №13-14, (2019)

На Херсонщині через підозру АЧС відстрілюють диких кабанів


У Великій Лепетисі на Херсонщині виявили дикого кабана, який був заражений африканською чумою, місцеві жителі почали активну винищення даного виду тварин.
РЕКОМЕНДУЄМО
SOS: На Дніпропетровщині зареєстрований випадок АЧСЧерез АЧС в Китаї знищили майже мільйон свиней
Про це йдеться у повідомленні Головного управління Держпродспоживслужби Херсонщини.

«У місцевому лісі проживало кілька десятків диких свиней, вісім з яких вже вбиті, а їх тушки спалили не перевіряючи на наявність АЧС», — .

Відстріл буде проводитися до повного знищення даного виду в цьому районі.

Крім цього місцеві єгері регулярно перевіряють угіддя на наявність кабанів на їх території, які загинули від цієї хвороби. На сьогоднішній день таких туш не виявлено.

Нагадаємо, китайські вчені розроблятимуть вакцину проти АЧС.

Прокуратура Київщини не відсудила гектари лісу на понад 100 млн грн, пропустивши строк позовної давності



Київський апеляційний суд відмовив першому заступнику прокурора області у витребуванні 20,79 га землі у власність держави.

Про це повідомляє «Судовий репортер» з посиланням на постанову від 20 грудня.

На думку прокурора, Київської обласна державна адміністрація перевищила повноваження при розпорядженні земельними ділянками державної форми власності лісогосподарського признання. Розпорядження, якими вилучено спірні ділянки, видані в один день, проекти землеустрою щодо їх вилучення розроблені однією і тією ж землевпорядною організацією, державну землевпорядну експертизу ці проекти пройшли 25.02.2008 року, а тому КОДА розпорядилась землями лісового фонду у вигляді єдиного масиву. На момент вилучення земельні ділянки були розташовані в межах міста Вишгород. Цільове призначення ділянок змінено на землі сільськогосподарського призначення без права вирубки дерев і та передано їх у власність громадян для ведення особистого селянського господарства.

Суд погодився, що це були лісові ділянки і вони складали єдиний масив. Київська обласна державна адміністрація розпорядилась землями лісового фонду у вигляді єдиного масиву площею більше 1 га, що свідчить про перевищення головою КОДА передбачених законом повноважень.

З липня 2006 до травня 2009 головою Київської облдержадміністрації була Віра Ульянченко, яка потім очолювала Секретаріат президента Віктора Ющенка.

Суд переконували, що про порушення у прокуратурі дізналися тільки у 2014 році.

Але суд встановив, що з січня 2005 року прокуратурі Київської області щомісяця надаються копії усіх розпоряджень голови Київської обласної державної адміністрації. А тому прокуратурі мало бути відомо про оскаржувані розпорядження з моменту їх винесення. Однак позов надійшов до суду тільки у 2015.

Загальна позовна давність становить три роки.

У 2016-2018 рр. прокуратура двічі програла справу в першій інстанції.

У позові прокурора зазначалося, що вартість землі оцінюється у 109 млн грн.

Ділянки первинними власниками були перепродані.

Зокрема, 1,5 га викупило ТОВ «СРТ 10». Засновником цієї фірми значиться Сергій Чекашкін. У 2012 році він трагічно загинув, будучи на посаді директора департаменту фінансової політики Мінекономіки. За інформацією ЗМІ, автомобіль Чекашкіна брав участь у нічних автоперегонах і врізався у відбійник. Раніше Чекашкін був замголови Державної податкової адміністрацїі, а також працював у Міністерстві фінансів. Керує фірмою дружина покійного чиновника.

Також власником ділянки є Олег Головін. Екс-голова СБУ Ігор Смешко, коментуючи отруєння Ющенка, розповідав, що 5 вересня 2004 року за півтора години до вечері в Сацюка Ющенко вечеряв на дачі в одного з керівників і співвласників компанії «Фокстрот» – Олега Головіна.

Інші власники ділянок – Анатолій Кокуш, Віктор Крушельницький, Юрій Лугай, Корній Романченко, Оксана Мусієнко, Тетяна Герасименко і Світлана Ніколаєнко.

Нагадаємо, що екс-голову Київської ОДА Віру Ульянченко судять за передачу 17,5 га мисливських угідь в Сухолуччі у власність екс-президента Віктора Януковича.

24 січня 2019

Чому депутати відмовили ДП "Бурштин України"? || Тема дня на UA: Рівне

23 січня на позачерговому засіданні сесії Рівненської обласної ради депутати відмовили ДП «Бурштин України» в наданні надр у користування.

Ці землі підприємство просило у рамках урядової програми рекультивації земель, пошкоджених незаконним видобутком бурштину. Попри те, що помічник гендиректора Констянтин Ващенко переконував обранців, що за підтримки іноземного інвестора підприємство проведе рекультивацію земель у 49 квадраті Цепцевицького лісництві ДП «Володимирецьке лісове господарство» та працевлаштує частину місцевих жителів. 

Чому депутати не підтримали рішення? Чи узгоджувало підприємство свої плани з місцевою громадою? І яку альтернативу пропонують обласні обранці? Про це говоримо із директором ДП «Бурштин України» Дмитром Тяглієм та депутатом обласної ради Миколою Кучеруком. Ведуча – Світлана Сабанюк. Програма від 23 січня 2019 року.



Телеканал UA: Рівне
Опубликовано: 23 янв. 2019 г.


О соотношении масштабов законных и незаконных рубок в сибирской тайге (пример из Томской области)

Департамент лесного хозяйства Томской области сообщает о совместной с полицией многодневной операции по задержанию группы "черных лесорубов" на территории Зырянского лесничества. Задержанными было вырублено 18,6 кубометров березы, у них изъят КАМАЗ с прицепом, трактор Беларус, две бензопилы, и возбуждено уголовное дело по ст. 260 УК РФ (скорее всего, по части третьей - незаконная рубка, совершенная группой лиц по предварительному сговору). Эта статья предусматривает наказание вплоть до лишения свободы на срок до семи лет. При задержании один из лесозаготовителей погиб - на него упало дерево.

Незаконные рубки - это, конечно, беда российских лесов; но вопрос в том, насколько она велика. Чтобы это понять, сравним размер этой конкретной рубки, при которой, судя по сообщению Департамента лесного хозяйства Томской области, было заготовлено 18,6 кубометров березы, с характерными для эксплуатационных лесов таежной зоны размерами законных промышленных рубок. Вот сделанный с самолета в прошлом году снимок массива рубок в соседнем с Зырянским Тегульдетском лесничестве Томской области - это законные рубки, выполнявшиеся арендатором-лесопользователем в полном соответствии с требованиями действующего российского лесного законодательства:


Автор фотографии - Мария Васильева


Согласно действующим Правилам заготовки древесины, утвержденным приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года № 474, в Западно-Сибирском южно-таежном равнинном лесном районе допускаются сплошные рубки в хвойных лесах площадью до тридцати гектаров, а в березовых и осиновых - до пятидесяти гектаров. Как правило, лесозаготовительные компании отводят лесосеки, площадь которых близка к предельно допустимой - то есть 30-50 гектаров. Желтой стрелкой на снимке вверху показана как раз рубка в лиственном лесу площадью около 49 гектаров.

Если условно принять запас в спелых продуктивных березняках примерно за двести кубометров на гектар, то 18,6 кубометра будет соответствовать площади примерно в 0,09 гектара, что соответствует примерно 0,2% от площади такой рубки, которая обозначена на снимке желтой стрелкой. А такие сплошные рубки отнюдь не единичны, и в зонах интенсивного освоения тайги часто образуют огромные массивы. Вот, например, как это выглядит в Тегульдетском лесничестве на свежем космоснимке Sentinel 2 (от 15 января 2019 года) - желтой стрелкой обозначена та же рубка площадью 49 гектаров, что и на предыдущем снимке; сам космоснимок повернут севером вниз, чтобы рубки выглядели так же, как на снимке с самолета:




То есть незаконная рубка в крупном размере (а ущерб в 118 тысяч рублей, о котором идет речь в сообщении Департамента лесного хозяйства Томской области, означает, согласно УК РФ, именно крупный размер), может соответствовать десятым долям процента от стандартной законной промышленной рубки, а таких законных промышленных рубок в одном только этом субъекте РФ проводятся многие сотни в год. И это вполне обычное соотношение масштабов самовольных рубок и законных или условно-законных, при которых производится промышленная заготовка древесины. Конечно, в наиболее криминализированных лесных регионах масштабы самовольных рубок, проводимых "черными лесорубами", могут быть большими - но они все равно уступают "белым" и "серым" лесорубам, заготавливающим и перевозящим древесину с необходимыми сопроводительными документами.

Разумеется, сравнивать нужно не только масштабы законных и незаконных рубок, но их последствия для лесов и их социально-экономическую роль. Последствия для лесов, с точки зрения дальнейшего восстановления лесных экосистем и хозяйственно ценных лесных насаждений, в реальности от законных и незаконных рубок примерно одинаковы. Теоретически законные лесозаготовители должны после рубки обеспечивать лесовосстановление - но практически это в таежной зоне почти никогда и почти ни на что не влияет: во-первых, потому, что львиная доля лесовосстановления приходится на так называемое "естественное возобновление вследствие природных процессов" (которое ничем не отличается от того, что происходит после незаконных рубок), и во-вторых, потому, что без последующего качественного ухода, которого почти никогда в таежных лесах нет, из высаженных лесных культур ничего не вырастает. Социальная роль законных и незаконных рубок примерно одинакова: и теми, и другими люди занимаются ради получения средств к существованию. Экономическая роль, конечно, разная - законные лесозаготовители платят арендную плату и разнообразные налоги, а "черные лесорубы" не платят ни того, ни другого; но платежей за использование лесов государству в целом не хватает даже для того, чтобы покрыть свои расходы на лесную бюрократию и какие-то элементы лесного хозяйства и лесной охраны.


Получается, что с точки зрения доходов бюджета и вообще выгод, получаемых государством, незаконные рубки действительно являются серьезным бедствием. Но вот с социальной точки зрения, и тем более с точки зрения сохранения лесной природы и воспроизводства лесов, незаконные в узком смысле этого слова рубки (самовольные, проводимые без разрешительных документов, без ведома и согласия уполномоченных органов государственной власти) гораздо менее страшны, чем рубки формально законные, но по сути совершенно бесхозяйственные. И для сбережения лесов в первую очередь надо не черных лесорубов ловить (хотя и это, конечно, тоже нужно) - а наводить порядок в законном лесопользовании, превращать бесхозяйственную добычу древесины в цивилизованное лесное хозяйство. Даже если переловить и пересажать всех "черных лесорубов" - к сожалению, это не спасет нашу тайгу от разорения, поскольку вклад незаконных лесных воришек в это разорение не так уж и велик. Без правильного лесного хозяйства в освоенных лесах сохранить лесные богатства России в целом совершенно невозможно.


Борьба с "черными лесорубами" - лесными ворами, добывающими древесину на свой страх и риск без всяких разрешительных документов - не должна отвлекать ни органы управления лесами, ни правоохранителей, ни в целом российское общество от гораздо более крупной беды: бесхозяйственного законного или условно-законного лесопользования. Самая опасная для леса хищническая добыча древесины обычно сопровождается всеми необходимыми разрешительными документами, происходит с ведома и одобрения уполномоченных органов исполнительной власти.


Примечание. В данном случае речь идет о незаконных рубках в узком смысле этого слова - самовольных рубках. Их объемы в России относительно невелики, и исчисляются первыми миллионами кубометров в год. Гораздо более распространены, и более опасны для лесов, другие виды незаконных рубок - например, рубка здоровых лесов под видом санитарной, или рубка лучших деревьев под видом ухода за лесом, или рубка лесов, мошенническим образом выведенных из состава земель лесного фонда, и тому подобные. Но основные усилия надзорных и правоохранительных органов, как правило, сосредотачиваются на борьбе именно с "черными лесорубами" - самовольщиками, мелкими и средними лесными воришками.


Ниже приводится сообщение Департамента лесного хозяйства Томской области (ссылка).


В Томской области задержана группа «черных лесорубов»

24 января

9 января лесничие совместно с полицией задержали группу «черных лесорубов» на территории Окунеевского участкового лесничества в Зырянском районе. По предварительным данным, лесному фонду области причинен ущерб в особо крупном размере.

Несколько дней потребовалась лесничим Зырянского лесничества, чтобы выйти на след группы граждан, которые вели незаконную рубку на территории района. По оценке специалистов, ими было вырублено 18,6 кубометров березы, а ущерб составил 118 тысяч рублей. По данному факту возбуждено уголовное дело по ст. 260 УК РФ (незаконная рубка лесных насаждений).

На месте, у подозреваемых в совершении преступления, были изъяты автомобиль КамАЗ с прицепом, трактор «Беларус», 2 бензопилы и незаконно заготовленная древесина. Сами браконьеры были доставлены в отдел полиции. Во время задержания один мужчин погиб. Срубленное дерево упало на автомобиль, где он находился.

Алексей Гордеев провёл совещание о мерах по борьбе с незаконной заготовкой и оборотом древесины


В Доме Правительства Российской Федерации состоялось заседание Межведомственной рабочей группы по борьбе с незаконной заготовкой и оборотом древесины под председательством Заместителя Председателя Правительства Алексея Гордеева.

Рабочая группа анализирует всю цепочку лесопользования – от заготовки до поставки древесины потребителям, а также государственный контроль законности происхождения древесины. В совещании приняли участие представители ключевых профильных министерств и ведомств. С основным докладом выступил заместитель Министра природных ресурсов и экологии – руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Алексей Гордеев напомнил собравшимся, что «ключевыми задачами реализации Плана мероприятий по решению проблем в сфере борьбы с незаконной заготовкой и оборотом древесины являются дальнейшее совершенствование нормативного правового регулирования вопросов противодействия незаконным рубкам и незаконному обороту древесины, а также комплекс организационных мероприятий, направленных на совершенствование информационного обеспечения, межведомственного взаимодействия, повышения квалификации и материально-технического оснащения государственных лесных инспекторов и должностных лиц, осуществляющих контроль за оборотом древесины».

Заместитель Министра природных ресурсов и экологии – руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик подчеркнул: «Несмотря на то что объемы незаконной рубки лесов в Российской Федерации составляют менее 1% относительно объемов легальной заготовки древесины, вопрос борьбы с нарушителями лесного законодательства и недопущения вовлечения «серой» древесины в оборот является одним из первоочередных».

Руководитель Рослесхоза в своем докладе отметил, что по итогам 2018 года достигнуто снижение объема незаконных рубок на 38% (до 1 миллиона кубометров), при этом за незаконную рубку лесных насаждений в 2018 году наложено 3,1 тысяча штрафов на сумму 20,7 миллиона рублей, а также проинформировал о выполнении запланированных Планом мероприятий нормативного правового и организационного характера.

Стала видна динамика незаконно необоснованно назначаемых санитарных рубок после вступления в силу норм Федерального закона № 455-ФЗ, который установил принцип «двух ключей»: любой акт лесопатологического обследования в течение 20 дней после опубликования на сайте органов государственной власти, уполномоченных в области лесных отношений, проходит процедуру контроля за достоверностью сведений и обоснованностью мероприятий, содержащихся в акте, и общественный контроль. «За этот период, если есть сомнения в правомерности назначения санитарной рубки, её можно остановить, – сказал Иван Валентик. – Объёмы проведения санитарных рубок снизились в 2017 году на 6 миллионов кубометров, а за три квартала 2018 года на более чем 14 миллионов кубометров. За период действия Закона не согласовано 10,5 тысячи актов обследования, что предотвратило необоснованное проведение санитарных рубок на площади 177 тысяч гектаров или 30% от общей площади назначенных мероприятий. И наши усилия в решении этого вопроса будут продолжены».

Кроме этого было отмечено снижение объемов заготовки древесины гражданами для собственных нужд – с 18,2 миллионов кубометров в 2013 году до 13,9 миллионов кубометров в 2018 году. Это объясняется в том числе и введением системы учета древесины ЛесЕГАИС, которая ужесточила контроль за оборотом древесины и проведением сделок с ней. «Из 14 миллионов заготавливаемой древесины, – уточнил Иван Валентик, – только половина используется для целевых нужд – отопления, строительства и ремонта домов, хозпостроек и так далее, остальные же 7 миллионов кубометров скупаются недобросовестными предпринимателями и далее попадают в «серый» оборот и легализуются через соответствующие документы. Нужен единый прозрачный порядок предоставления льготы для граждан – древесины для собственных нужд. Нужно переходить к выделению льготы в виде товарной продукции. Такой подход прекратит практику скупки леса недобросовестными предпринимателями и зачастую простого обмана людей на селе».

Также Иван Валентик сообщил о разработке проекта федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования мер противодействия незаконным рубкам и иным правонарушениям в области лесных отношений», которым предусмотрено разделение понятий «лесной надзор» и «лесная охрана». Лесной надзор предлагается отнести к полномочиям Рослесхоза, Минприроды России в лесах на соответствующих землях. К лесной охране законопроектом отнесена деятельность уполномоченных федеральных и региональных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение незаконных рубок и иных нарушений лесного законодательства посредством патрулирования лесов. Законопроект будет направлен на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти в третьей декаде января 2019 года.

Особое внимание в ходе встречи было уделено совершенствованию механизмов контроля за происхождением древесины. Было отмечено, что пилотный проект в Иркутской области, закрепивший требования об учете пунктов приема, хранения, переработки и отгрузки древесины, а также введение защищенного электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины и внесение данных о нем в систему ЛесЕГАИС, дал свой позитивный результат. В частности, по итогам 2018 года достигнуто снижение объема незаконных рубок на территории Иркутской области на 56%.

Заместитель Министра природных ресурсов и экологии – руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик напомнил, что в промышленной эксплуатации ЛесЕГАИС находится с 1 января 2016 года и обеспечивает сбор, обработку и анализ информации о заготовленной древесине и обороте брёвен, хлыстов и пиломатериалов на территории Российской Федерации. За 2018 год в ЛесЕГАИС внесены сведения о более чем 922 тысячах сделок с древесиной. В системе хранится более 1,9 миллиона деклараций о сделках с древесиной и более 6,9 миллиона правоустанавливающих и отчетных документов. В 2018 году для вывоза из Российской Федерации в ЛесЕГАИС внесены сведения о породе, сортименте и объему 734 тысяч поштучно маркированных бревен дуба, бука и ясеня. В настоящее время в ЛесЕГАИС представлен доступ более 124 тысячам пользователей.
«ЛесЕГАИС, – пояснил Иван Валентик, – стал инструментом для повседневной работы правоохранительных и контролирующих органов. При проверке документов на перемещаемую партию древесины сотрудниками ФТС России, МВД России данные из сопроводительного документа сопоставляются с данными из ЛесЕГАИС. Данные из системы используются сотрудниками налоговых органов при проверке налогоплательщиков, сотрудниками ФССП при поиске и реализации активов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по решениям судов. Так, за нарушения законодательства в сфере оборота древесины в 2018 году органами управления лесами возбуждено 12,6 тысяч административных дел и наложено штрафов на сумму 98,8 милиона рублей.

«Дальнейшее развитие системы ЛесЕГАИС, – считает Иван Валентик, – будет направлено, прежде всего, на совершенствование межведомственного взаимодействия, введение дополнительных инструментов контроля за оборотом древесины, отражение данных дистанционного мониторинга использования лесов. Основной мерой дополнительного контроля должно стать введение защищенного электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины и внесение данных о нем в ЛесЕГАИС, что позволит привязать его к собственнику древесины и конкретной лесосеке, обеспечит контроль за перемещением древесины, ее происхождением, фиксацию мест складирования древесины, из которых или в которые перемещается древесина».

Участники совещания отметили, что вопросы противодействия незаконной рубке носят комплексный, межведомственный характер, в связи с чем необходима скоординированная совместная работа всех заинтересованных органов власти.

Также на совещании было предложено проработать вопрос передачи Рослесхозу функций по сбору и обобщению статистической информации об объемах заготовки древесины на землях всех категорий, которая не ведется Росстатом с 2017 года.

По итогам совещания было решено продолжить работу по внесению изменений в законодательство в целях совершенствования борьбы с незаконной заготовкой и оборотом древесины.

http://rosleshoz.gov.ru/news/2019-01-22/алексей_гордеев_провёл_совещание_о_мерах_по_борьбе_с_незаконной_заготовкой_и_оборотом_древесины/n4605

Постанова № 869 Ради Міністрів Української РСР від 15 липня 1955 року

Надаю Постанову Ради Міністрів УРСР в оригіналі.

Маю зазначити, що вона є чинною та має юридичну силу стосовно визначення статусу лісів першої категорії (групи) в межах України. Тобто, це є основною підставою для припинення будь-якого посягання всіма підрозділами місцевої влади на самовільне знищення власності народу України. Активісти кожного регіону України можуть посилатися на цей документ для відстоювання права власності Українського народу на землі та ліси.











Четвер, 24 січня 2019 15:29
Віктор Бархоленко






В Україні підприємства Держлісагентства у 2018 р. отримали 466,1 млн чистого прибутку



Підприємства Державного агентства лісових ресурсів за підсумками 2018 року отримали 466,1 чистого прибутку, а їхній чистий дохід збільшився на 23% - до 16,8 млрд грн.

Згідно з повідомленням Держлісагентства, на ведення лісового господарства було спрямовано 6,4 млрд грн (із них 6,3 млрд грн - власні кошти агентства), що на 30% більше, ніж у 2017 році.

Підприємства Держлісагентства за підсумками 2018 року заготовили 16,5 млн куб. м деревини, випустили продукції її переробки на 3 млрд 139 млн грн.

Сума сплачених податків та ЄСВ за 2018 рік - 6,2 млрд грн (+24% проти 2017 року).

Загальна площа лісових ділянок України становить майже 10,4 млн га, лісистість України сягає 15,9%. У підпорядкуванні Держлісагентства перебуває 7,6 млн га лісів (73% лісового фонду України).

На засіданні колегії Державного агентства лісових ресурсів України було підбито підсумки діяльності лісової галузі за 2018 рік


Сьогодні на засіданні колегії Державного агентства лісових ресурсів України було підбито підсумки діяльності лісової галузі за 2018 рік.

Так, у минулому році за результатами господарської діяльності державними лісогосподарськими підприємствами, підпорядкованими Держлісагентству, отримано 16,8 мільярдів гривень чистого доходу від реалізації продукції (товарів, робіт, послуг), що на 3,1 мільярда гривень більше аналогічного періоду минулого року (приріст 23%).


На ведення лісового господарства було спрямовано 6,4 мільярдів грн, що на 1,5 мільярдів більше, ніж за 2017 рік.

Під час колегії повідомили, що 6,3 мільярдів гривень, або 97,3% на ведення лісового господарства спрямовано власних обігових коштів підприємств, 138,3 млн грн або 2,1% коштів, отриманих за рахунок фінансової та іншої допомоги, 37,8 млн грн, або 0,6% підприємствам виділено асигнувань з місцевих бюджетів.

За оперативними даними у 2018 році підприємствами галузі отримано 466,1 млн грн чистого прибутку.

За 2018 рік підприємствами галузі сплачено до бюджету 4,8 млрд грн податків, зборів та обов’язкових платежів, що на 906 млн. грн (23%) більше, ніж за 2017 рік.

З них до Державного бюджету сплачено 3,1 млдр грн (65%), до місцевого – 1,7 млдр. грн (35%).

Найбільшу питому вагу в сумі сплачених податків та зборів становить податок на додану вартість – 39% (1,9 млдр грн), податок на доходи фізичних осіб – 25% (1,2 млдр грн) та рентна плата за спеціальне використання лісових ресурсів – 21 % (1 млдр грн).

Окрім податків, підприємствами галузі за звітній період сплачено 1,4 млдр грн єдиного соціального внеску.

Разом сплачено податків та ЄСВ – 6,2 млрд гривень.