ПІД ВИГЛЯДОМ БОРОТЬБИ З КОРУПЦІЄЮ

влада обвалила лісову галузь в Україні

ЛІС І РЕФОРМУВАННЯ

Державні ліси мають покривати свої видатки з власних доходів

Орест ФУРДИЧКО

Таємниці реформування "лісових відносин" в Україні

РЕФОРМАЦІЯ, ДЕГРАДАЦІЯ ЧИ ПРОФАНАЦІЯ?

Як Держлісагентство хоче реформувати лісову галузь

ЧИНОВНИКИ ПРОТИ ЛІСІВНИКІВ

Кому вигідний фінансовий саботаж лісгоспів?

21 червня 2019

Могут ли оштрафовать за распитие алкоголя в лесу?



В статье 16 ФЗ № 171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» указано, что употреблять алкогольные напитки в общественных местах вне заведений общепита запрещено. К числу запрещенных мест относятся образовательные учреждения, вокзалы и аэропорты, дворы жилых домов, другие места, а также зоны рекреационного назначения. Одним из видов таких зон, как указано в федеральном законе, являются городские леса. Таким образом, на территории городских лесов распивать спиртное нельзя, нарушителя может оштрафовать сотрудник полиции.

Вопрос-ответ
Какие новые штрафы введут за разведение костров?



Какие леса считаются городскими?

Исходя из ст. 23 Лесного кодекса РФ, городские леса находятся в границах населенных пунктов. Согласно положениям этого нормативно-правового акта, городские леса относится к числу защитных, то есть подлежащих освоению в целях сохранения водоохранных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций. На территории таких лесных массивов также запрещено использовать токсичные химические препараты, осуществлять деятельность в сфере охотничьего хозяйства, вести сельское хозяйство, добывать полезные ископаемые, размещать сооружения (за исключением гидротехнических).
Какой штраф за распитие спиртных напитков в черте городских лесов?

Согласно ст. 20.20 КоАП РФ, потребление алкоголя в запрещенных местах грозит гражданам штрафом в размере от 500 до 1500 рублей.

На территории каких еще природных объектов могут оштрафовать за распитие алкоголя?

К числу зон рекреационного назначения, помимо городских лесов, относятся скверы, парки, городские сады и территории, занятые прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также другие места, предназначенные для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Лесная отрасль Хабаровского края умрет уже к концу текущего года - эксперты

Досвід РФ - як можна занапастити лісову галузь. Псевдореформаторам України в нотатник ...

Экономические показатели лесозаготовки и лесопереработки в регионе достигли наихудших значений за последние 30 лет


Лесозаготовка. Фото: pixabay.com

Лесная отрасль в Хабаровском крае достигла наихудших показателей за всю историю своего существования. Объемы лесозаготовки и экспорта за последние шесть месяцев упали в два раза, предприятия находятся на грани банкротства. Эксперты утверждают, что час, когда отрасль умрет окончательно, гораздо ближе, чем предполагается, сообщает ИА AmurMedia.

С 1 января 2019 года согласно постановлению правительства РФ введена 40-процентная пошлина на экспорт круглого леса для предприятий, не имеющих деревообрабатывающих мощностей. А такого производства нет примерно у половины лесозаготовителей края: от мощного Шелеховского леспромхоза до небольшого предприятия "Сулук" в Верхнебуреинском районе.

- Эта реформация была заявлена на Национальном лесном форуме в июне этого года и позже на совещаниях, посвящённых работе лесной отрасли, — говорит доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономических исследований ДВО РАН Наталья Антонова. — Квоты на экспорт круглого леса по ставке 6,5 процента, согласно ещё прошлогоднему постановлению правительства, имеют право получить лишь предприятия, у которых не менее 20 процентов в общей стоимости экспорта составляет продукция переработки. На Дальнем Востоке всего несколько таких крупных компаний. А с 1 января 2019 года для предприятий, имеющих деревообработку, вновь введена квота с пошлиной 25% против 6,5% ныне существующих, как мера государственной поддержки создания деревообработки на Дальнем Востоке.

40-процентная пошлина не зря названа запретительной: предприятие либо вынуждено поднимать цену на свою продукцию, делая её неконкурентоспособной на мировом рынке, либо оставлять цену и компенсировать таможенные платежи за счёт уменьшения своей прибыли, что "рубит" экономику предприятия.

Сегодня лесопромышленная отрасль в Хабаровском крае достигла наихудших показателей за последние 30 лет. Объем лесозаготовок, переработки и экспорта лесопродукции только с начала года упал в два раза. В чем же причина? Ведь деревьев в лесу меньше не стало, а люди не стали менее трудолюбивыми...

— Переработкой леса занимается бизнес. А эта сфера сейчас убыточная, — говорит председатель АНО "Дальэкспортлес" Александр Сидоренко. — Лесная отрасль сама по себе в принципе экспортоориентирована — внутреннее потребление по сравнению с имеющимися объемами ресурсов ничтожно мало, да и товарообмена лесной продукцией у нас между регионами нет, везде есть свои ресурсы.

До недавнего времени пошлина на экспорт леса составляла 6,5%. И в этих условиях отрасль жила вполне неплохо, процветали леспромхозы, шли отчисления в бюджет. В 2007 году было принято постановление правительства РФ об индустриализации отрасли, что повело за собой увеличение экспортных пошлин. В то же время Россия вошла во Всемирную торговую организацию, — и снова увеличение (по регламенту ВТО пошлины на экспортируемый товар должны быть одинаковыми для всех членов организации). Эти два фактора и стали катализатором той реакции, печальные последствия которой мы сегодня наблюдаем.


Что мы получили в итоге. Рассмотрим ситуацию на примере некоего абстрактного лесозаготовительного предприятия. У него есть участок и установленный объем лесозаготовки, скажем, 100 тысяч кубометров в год. С начала года предприятие заготавливает лес, продает его за рубеж при пошлине в 6,5%, на выручку осуществляет текущую деятельность и так далее. Объемы хорошие, прибыль высокая, идет эволюционное развитие, у владельца предприятия появляется экономическое обоснование для расширения производства, он к лесозаготовкам добавляет лесопереработку и получает товар с более высокой добавленной стоимостью. Экспортная пошлина повышается до 25%, соответственно, прибыль предприятия снижается. Предприниматель ищет способы снизить затраты, а значит, меньше внимания уделяет сопутствующему производству. При введении ставки в 40% картина становится еще более печальной. Ни о каком сопутствующем производстве, а тем более, об освоении новых видов деятельности речи уже не идет.

— Сегодня лесники, бывшие некогда успешными, состоятельными предпринимателями, стали несчастными нищебродами, еле сводящими концы с концами, — продолжает Александр Сидоренко. — Населенные пункты, где располагались леспромхозы, пришли в упадок, всюду разруха. Никто больше не хочет заниматься лесом, эта отрасль убыточная.

Перспектива рисуется весьма безрадостная. И усугубляется все это осознанием того факта, что поменять что-либо можно лишь на федеральном уровне,
у региональных властей полномочий здесь нет никаких — распорядителем лесных ресурсов является государство.

— Парадокс еще вот в чем, — говорит эксперт. — Для лесопромышленников западной части России экспортная ставка, единая для членов ВТО, является актуальной — они поставляют товар в Европу. Но дальневосточная древесина в Европу никогда не шла. Она шла и идет в Азию. Почему чиновники федерального Минпромторга решили "причесать всех под один гребень", неизвестно. На этот счет можно строить разные предположения, но ситуацию это не изменит.

Отраслевое регулирование происходит не на основании законов, а на основании постановлений правительства. Было бы иначе, тогда, возможно, на ситуацию можно было бы повлиять путем инициации внесения соответствующих поправок в действующее законодательство.

— Мы сегодня никак не можем повлиять на ситуацию. Совсем никак. Выхода я не вижу, — с грустью в голосе продолжает Александр Сидоренко. — Мы даже не сможем войти в зоны с преференциальным режимом – ТОРы, СПВ. Это очень хороший инструмент, но лесная промышленность не работает "на паркете". Она работает в тайге. У нас в мае осадков выпало в два раза больше, чем зимой. И все. Промышленность встала. Руководители леспромхозов – как генералы на войне. У нас нет инфраструктуры, у нас переворачивается техника, дороги размываются водой, пожары, наводнения – эти все факторы влияют на себестоимость продукции. И выражение лося из известного анекдота "я пью, а мне все хуже и хуже" — оно как раз про дальневосточную лесную промышленность.


Лесная отрасль – одна из основных, которая несла налоги в бюджет. И правительство края всегда активно поддерживало деревообработку: финансовые гарантии Аркаиму, статус приоритетного проекта Азии-лес... Но в нынешних условиях деятельность этих предприятий стала убыточной. И весь пар, как говорят, ушел в свисток.

— Базовая пошлина на вывоз леса — 6,5%. И сейчас, при нынешней ставке, Дальний Восток недополучает ежегодно около 15 млрд рублей. И все из-за того, что не осваивается должным образом лесосырьевая база, — резюмирует эксперт. — Думаю, излишне говорить, как нужны Дальнему Востоку эти деньги. Решать проблему необходимо, и делать это нужно срочно. Иначе лесная отрасль региона умрет уже к концу текущего года.

Подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод, что кризис в лесной отрасли давно перерос угрожающие масштабы. Предприятия уходят либо в банкротство, либо "в тень". Региональные власти говорят о целом комплексе мер, предпринимаемых для наведения порядка в сфере, но на деле все ограничивается решением местечковых проблем. Давно следует проявить политическую волю и выйти на федеральный уровень с тем, чтобы защитить одну из приоритетных отраслей народного хозяйства, сохранить рабочие места и остановить опустошение таежных районов Хабаровского края.

Бизнес  09:30

В Красноярском крае лесные пожары будут находиться под онлайн-контролем


За лесными пожарами в Красноярском крае будут следить онлайн. Внедрение соответствующей системы видеомониторинга за лесопожарной обстановкой завершается в регионе.

Так, в центральных и южных районах края специалисты уже установили 17 видеокамер на вышках сотовой связи. До конца июня на территории гослесфонда появятся еще 13 устройств. Новая система видеонаблюдения будет действовать на территории 7 муниципалитетов – Емельяновского, Сухобузимского, Большемуртинского, Минусинского, Ермаковского, Шушенского районов, а также Железногорске.

В режиме онлайн вся информация будет передаваться в региональную диспетчерскую службу лесного хозяйства, где уже завершилось оборудование рабочих мест для операторов. Специалисты будут отслеживать и анализировать всю поступающую с видеокамер информацию и в случае необходимости отправят мобильную группу.

Как отметил министр лесного хозяйства края Димитрий Маслодудов, с 2019 года в регионе реализуется комплексный план по совершенствованию и модернизации системы охраны лесов от пожаров.

«Одним из ключевых мероприятий по совершенствованию системы охраны лесов от пожаров в крае является участие в федеральном проекте «Сохранение лесов» национального проекта «Экология». Впервые с 2013 года мы получили финансирование на существенное обновление парка лесопожарной техники и оборудования, на эти цели из федерального бюджета в этом году выделено
77 млн рублей. Сейчас проводится закупка более 20 единиц специализированной техники – это малые лесопожарные комплексы, тракторы, пожарные автоцистерны, бульдозер, которые поступят в регион уже в июле», - подчеркнул Димитрий Маслодудов.

Общий объем финансирования по проекту до 2021 года превысит 231 млн рублей.

В полную силу система видеомониторинга за лесопожарной обстановкой в крае должна заработать с 1 июля 2019 года. В дальнейшем планируется установить еще 70 камер видеонаблюдения.


НИА-Красноярск
Опубликовано: 21.06.2019 09:26

Працівники Ніжинського лісгоспу передають дітям знання про природу

Працівники Ніжинського лісгоспу запустили новий проект — так звані відкриті лісові уроки.


Фото надано автором.

Робота із дітьми для працівників Ніжинського лісгоспу не нова: шкільні лісництва, дитячі будинки, реабілітаційні центри, загальноосвітні заклади вже давно стали для них друзями. Та цього року запустили новий проект — так звані відкриті лісові уроки. Це не звичайне заняття у класі з дошкою і книгою. Дошка тут — сама природа, а мудрість черпають із досвіду працівників лісу.

Із чого починається ліс? Як його доглядати? Що йому болить? Про лісових мешканців, «корисні пікніки», пожежну безпеку, правила орієнтування та ще про багато цікавого говорили на заняттях із дітьми (на знімку).

Як невеличкий паросток дає нове життя лісу, так і отримані знання у дитячих голівках дають шанс на «чисте» життя людям. Адже не смітити, не шуміти, не спричиняти лісових пожеж не так уже й важко, головне — цінувати й оберігати природу, а вона віддячить сторицею. Цю істину передають дітям ніжинські лісівники.

Ніжин Чернігівської області

І механізм полагодить, і ліс виростить

Про жінку лісівника Олександру Михайлівну Слівінську, яка працює у Бучацькому лісництві Тернопільської області.



У лісовому господарстві дедалі більшої ваги набуває поняття гендерної рівності. Чоловікам і досі важко уявити жінку з бензопилою в руках як, наприклад, у Швеції чи Норвегії, де на лісових ділянках, під час заготівлі деревини, побачити жінку — явище буденне. А, можливо, й самі жінки занадто скромні, аби бачити себе в ролі лісорубів, майстрів лісу чи лісників. Наразі найбільше жінок у лісогосподарських підприємствах займають посади економісток, бухгалтерок, кадровичок чи юристок. Є й помічниці лісничих. Водночас питома вага жіночої праці — це лісокультурниці й робітниці, працю яких можна сміливо зарахувати до однієї з найважчих. Бо її певною мірою можна протиставити професії лісоруба. Адже, незважаючи на погодні умови, ці жінки плекають майбутні ліси, починаючи з доглядів за сіянцями, працюючи на лісових розсадниках, у теплицях. Сьогодні наша розповідь — про одну з таких лісівничок.

Бучацьке лісництво — це структурний підрозділ державного підприємства «Бучацьке лісове господарство». Нині тут працюють 12 трудівниць, серед яких одна жінка — робітниця Олександра Слівінська (на знімку).

— У нас не так багато жінок у лісгоспі, особливо у підрозділах, — каже директор державного підприємства «Бучацьке лісове господарство» Ігор Романишин. — Але кожна працівниця варта доброго слова й слів вдячності за сумлінну працю.


Варто додати, що ділянка роботи Олександри Михайлівни в лісництві доволі велика — дві теплиці, розсадник площею один гектар, а ще — майже 50 соток прилеглої території, яку займають складські приміщення, контора лісництва, сад і квітник.

— Я нічого особливого не зробила, не потрібно мене хвалити, просто виконую свою роботу, — каже Олександра Михайлівна, відмовляючись від чергової подяки лісничого чи колег за сумлінно виконане завдання. Разом із тим, пані Олександра завжди працює на випередження, знаючи короткі строки живцювання, висадження укорінених живців у шкільні відділення чи закладення насіння в розсадник. Крім того, в усій окрузі її знають як фахівця з техніки, бо вона чи не з закритими очима може розібрати чи зібрати будь-який механізм, полагодивши його буквально в польових умовах, маючи елементарний набір усім відомих інструментів.

Олександра Михайлівна не вважає інші професії кращими, не заздрить вищим посадам, не жаліється на роботу, бо відчуває себе комфортно саме на своєму місці. Хоча в шкільні роки, як і більшість ровесників, мріяла про виш, студентське життя й велике місто.

Олександра Слівінська народилася в селі Жизномир Бучацького району. Й обрала роботу з вирощування лісу не випадково. Адже її батько — Михайло Михайлович — працював понад 30 років у лісгоспі. Спочатку технічним працівником, потім — сторожем у конторі підприємства. Сумлінним був у роботі, відповідальним за зроблене, а ще за дружину, дітей, бо підростали чотири доньки й син, які потребували батьківської турботи та опіки. Мама Олександри, Галина Петрівна, теж працювала в лісгоспі — техпрацівницею в ремонтно-механічній майстерні.

Зі всієї професійної діяльності Олександри Михайлівни стаж у лісовому господарстві становить майже чверть століття. Без одного місяця.

Тернопільська область.

Фото з сайту Тернопільського обласного управління лісового і мисливського господарства

20 червня 2019

У ЛІСАХ ЧЕРКАЩИНИ СПЕЦІАЛІСТИ ПРОВОДЯТЬ ПЛАНОВІ РЕЙДИ

lis-

Протипожежні профілактичні рейди належать до найбільш дієвих попереджувальних заходів для недопущення загорань у лісових масивах. Практично усі лісові пожежі виникають через людську необережність, недбалість та через порушення правил пожежної безпеки в лісах України. Тож здійснення роз’яснювальної роботи з місцевим населенням під час пожежонебезпечного періоду триває постійно.

Днями був проведений спільний рейд лісівників та рятувальників у приміських лісах обласного центру. Ліси поблизу Черкас чи не найбільше потерпають від загорань через велику рекреаційну навантаженість. Про це повідомляє прес-служба Черкаського обласного управління лісового та мисливського господарства.
ЧИТАЙТЕ:
Лісівники на Черкащині відновили столітню криницю (ФОТО)

Окрім роз’яснювальної роботи з відпочиваючими та відвідувачами лісових масивів, роздавання протипожежних листівок, під час рейду оглянули агітаційні аншлаги, білборди, стан мінералізованих смуг, перекриття позапланових лісових доріг.

Перевірили, як працює лісовий патруль, що розпочав свою роботу у держлісгоспах Черкащини на початку травня 2018 року. Це п’ять нових позашляховиків, які устаткували лісопожежними модулями, квадрокоптерами, GPS-трекерами, радіостанціями, пожежним інвентарем. Лісовий патруль діє у держлісгоспах Черкаської області, де переважають хвойні насадження, з протипожежною метою, з метою охорони лісів від правопорушень.



Такі патрульні автомобілі функціонують у Золотоніському, Канівському, Смілянському, Чигиринському, Черкаському держлісгоспах. Під час пожежонебезпечного сезону такий позашляховик має змогу якомога швидше прибути на місце загорання – при невеликій пожежі одразу ж її локалізувати. Окрім рейдування, гасіння невеликих загорань, цей патруль здійснює роз’яснювальну та попереджувальну роботу з населенням.

Цьогоріч держлісгоспами проведено догляд за 3500 кілометрами мінералізованих смуг та створено нових – 1200 кілометрів.

Як повідомляв сайт vikka.ua, у лісах Черкащини – надзвичайна пожежна небезпека.

20 червня 2019, 20:31 58
ck.gov.ua

Основная идея минприродовского проекта правил обращения с лесами на сельхозземлях - сохранение госмонополии на лесное хозяйство

Минприроды России подготовило и разместило на специализированном сайте для общественного обсуждения проект "Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения", который должен быть утвержден постановлением Правительства РФ. Существование этого нормативного правового акта предусматривается новой статьей 123 Лесного кодекса РФ, которая была внесена в него в конце декабря прошлого года, и вступит в силу с 1 июля.

Постановление Правительства Российской Федерации Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения”


Основная идея проекта состоит в том, чтобы никаким образом и ни при каких условиях у владельцев заброшенных земель сельскохозяйственного назначения, заросших или зарастающих лесом, не появилось право вести на этих землях полноценное лесное хозяйство. Согласно проекту, собственник такого леса будет иметь очень ограниченное право пользоваться им (гулять в нем, собирать грибы, ягоды, лекарственные растения, валежник, вести в нем сельское хозяйство, выращивать плодовые, ягодные, декоративные растения, возводить навесы и другие некапитальные сооружения) - но лишь до принятия региональной властью решения о дальнейшей судьбе этого участка. Вариантов решения по проекту может быть всего два: о вовлечении земли в сельскохозяйственный оборот (что потребует расчистки леса под угрозой большого штрафа или изъятия участка в рамках уже действующего законодательства), или о переводе участка в земли лесного фонда (что потребует его изъятия у прежнего собственника, поскольку земли лесного фонда по закону могут принадлежать только Российской Федерации - ст. 8 Лесного кодекса РФ). Вести в таких лесах полноценное лесное хозяйство, направленное в том числе на выращивание древесины и ее последующее использование, собственник земли не сможет: даже если земли будут признаны непригодными для осуществления сельскохозяйственного производства, это, согласно проекту, станет основанием для перевода их в земли лесного фонда (и, соответственно, для отъема их у прежнего владельца в пользу государства).


Заброшенное поле в Тверской области, заросшее лесом в конце 90-х годов прошлого века, расчищенное от него по требованию властей, и опять зарастающее - поскольку использовать эту землю для сельскохозяйственного производства некому и незачем


Мотивация Минприроды вполне понятна. Речь идет о многих десятках миллионов гектаров бывших сельхозземель, абсолютное большинство которых уже никогда не будет использоваться для производства сельскохозяйственной продукции в силу различных социально-экономических причин (низкой продуктивности, неблагоприятного климата, неудобных площадей или рельефа для работы современной высокопроизводительной техники, или просто обезлюденья огромных сельских районов). В сельскохозяйственный оборот без колоссальных государственных субсидий вернуть эти земли невозможно - но на них можно выращивать лес, который гораздо менее требователен к климату и богатству почвы, и нуждается в гораздо меньшем количестве рабочих рук. Этот лес может стать очень важным ресурсом для экономического развития многих ныне неблагополучных сельских районов, дать множество постоянных рабочих мест - до ста тысяч при вовлечении большинства заброшенных сельхозземель в продуктивное лесное хозяйство (и это только в собственно лесном хозяйстве, а переработка древесины и иной лесной продукции может дать даже больше). Если на этих землях организовать правильное лесовыращивание, то они могут давать до трети общего прироста древесины в экономически доступных лесах - поскольку в историческом прошлом под сельское хозяйство расчищались лучшие лесные земли. И эта треть прироста, если она будет использоваться грамотными и заинтересованными в результатах своего труда землевладельцами, неизбежно составит мощную конкуренцию экстенсивному (бесхозяйственному) лесопользованию в государственных лесах. А это неизбежно будет означать потерю государственными монополистами не только доходов, но и репутации - эффективное лесовыращивание на частных землях неизбежно покажет, насколько неэффективна нынешняя модель управления государственными лесами, и насколько неэффективные управленцы отвечают за них. Формирование конкурентной среды в лесном хозяйстве для нынешних федеральных органов управления лесами (Минприроды, Рослесхоза) и подведомственных им организаций-монополистов - смерти подобно, поэтому они и бьются насмерть с самой идеей разрешить собственникам бывших сельхозземель выращивать на этих землях лес.

Эту позицию Минприроды поддерживают и другие федеральные ведомства, и в целом Правительство РФ. Например, Минэкономразвития России пытается добиться отмены еще не вступившей в силу статьи 123 Лесного кодекса РФ, и в принципе сделать невозможным использование сельхозземель для выращивания леса (кроме защитных лесных насаждений, но это очень специфический частный случай, к лесному хозяйству имеющий лишь косвенное отношения). Председатель Правительства РФ Д.А.Медведев еще в июле прошлого года поручил разработать "механизм упрощенного порядка перевода в земли лесного фонда покрытых лесной растительностью земель сельскохозяйственного назначения, дальнейшее использование которых для нужд сельского хозяйства нецелесообразно" - фактически как единственный легальный механизм вовлечения заброшенных сельхозземель в продуктивное лесное хозяйство. А перевод в земли лесного фонда, даже "упрощенный", не может быть быстрым, дешевым и справедливым, поскольку требует изъятия земель у прежних собственников, межевания и кадастрового учета. Мотивы действий Правительства и Минэкономразвития не совсем понятны. Теоретически они вроде бы должны поддерживать идеи, направленные на социально-экономическое развитие сельских территорий. Вовлечение заброшенных сельскохозяйственных земель в продуктивное лесное хозяйство, вне всякого сомнения, будет способствовать такому развитию - по всему миру мы видим множество таких примеров. Но на практике правительство и министерства пока категорически этому противятся. Возможно, они просто по сформировавшейся в давние времена привычке воспринимают сельское хозяйство как особую деятельность, происходящую не по законам экономики, а по принуждению - и, исходя из этого восприятия, требуют возвращать в сельское хозяйство даже самые непригодные для этого в современных условиях земли. А то, что никак не получится вернуть, Минэкономразвития требует просто законсервировать. Цитата из недавней статьи в газете Ведомости: "Безусловно, есть истощенные земли, которые должны восстанавливаться под лесным покровом, но в таком случае вырубка леса должна быть запрещена, что делает бессмысленным лесное хозяйство на этих участках, объясняет представитель Минэкономразвития. Эти земли должны быть законсервированы, настаивает он".

Гринпис составил рейтинг регионов по площади заброшенных земель. Это ресурс для развития сельских территорий, который пока не используется


Отметим, что эта позиция Минприроды, Минэкономразвития и Правительства РФ противоречит многим законам Российской Федерации. Например, согласно статье 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Лес, используемый для ведения лесного хозяйства - это природный ресурс; запрещая вести лесное хозяйство на частных землях, государство создает ситуацию, фактически нарушающую эту статью Конституции. Согласно статье 15 федерального закона "О защите конкуренции", федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В частности, запрещается установление запретов в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров. Запрещая собственникам бывших сельхозземель вести на этих землях продуктивное лесное хозяйство и выращивать древесину, правительство и Минприроды прямо нарушают это антимонопольное требование.

Эта проблема очень важна не только с социально-экономической, но и с природоохранной точки зрения. Господствующая сейчас в нашей стране экстенсивная, она же бесхозяйственная, модель лесопользования, при которой лес используется как природное месторождение бревен, приводит к опустошению огромных площадей когда-то самых ценных в хозяйственном отношении лесов, и вынуждает лесозаготовителям осваивать все новые и новые территории. Именно эта модель вынуждает вовлекать в рубку последние остатки дикой тайги и другие леса высокой природоохранной и социальной ценности. Единственной возможной альтернативой является переход к полноценному лесному хозяйству, лесовыращиванию на наиболее подходящих для этого землях - в первую очередь на тех, которые раньше всего были освоены и сильно преобразованы человеком. Значительная доля таких земель приходится именно на бывшие земли сельхозназначения - на них удобнее всего разводить лес, заниматься лесным фермерством или плантационным лесовыращиванием. Вовлечение таких земель в лесное хозяйство позволит не только создать новые рабочие места и дать импульс развитию сельских территорий, но и заместить хотя бы часть потоков древесины из лесов высокой природоохранной и социальной ценности, и таким образом спасти эти леса от уничтожения.

Но чтобы это сделать, необходимо поменять позицию Правительства РФ, Минэкономразвития и Минприроды, которые пока категорически противятся развитию лесного хозяйства на заброшенных сельхозземлях, и предпочитают, чтобы они так и оставались заброшенными. Будем над этим работать - от того, насколько это получится сделать, в большой степени зависит будущее лесов и сельских территорий нашей страны.

Помогают ли "контролируемые профилактические выжигания" бороться с лесными пожарами: пример из Якутии

Катастрофические лесные пожары в Республике Саха (Якутия) развиваются в 2019 году значительно быстрее, чем в среднем в прошлые годы, и уже охватили такую площадь, на которой имеющимися в регионе силами невозможно не только справиться с ними, но и сколько-нибудь существенным образом повлиять на их дальнейший рост. Даже по официальным данным ФБУ "Авиалесоохрана", по состоянию на утро 19 июня 2019 года лишь 0,2% от общей площади действующих в Якутии лесных пожаров приходилось на пожары, которые кто-либо тушил, и 99,8% - на пожары, по которым работы по тушению были прекращены на основании решений региональной Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (ссылка).

Если погодные условия принципиально не изменятся, и пожары будут дальше развиваться примерно так же, как сейчас - 2019 год может оказаться одним из самых катастрофических в Якутии в лесопожарном отношении как минимум с начала XIX века, а может быть, и вообще в истории. Риск этого весьма велик, поскольку особой надежды на изменение погодных условий пока нет.

Как всегда, возникает вопрос - откуда эти пожары взялись, в какой мере они связаны с деятельностью человека, и можно ли было их предотвратить? На сколько-нибудь серьезное противопожарное обустройство обширных и труднодоступных северных лесов у органов управления лесами денег, разумеется, нет, и взяться им неоткуда - переданные им лесные полномочия финансируются в лучшем случае на десятую часть от минимально необходимой потребности. Поэтому в качестве главного и едва ли не единственного способа предотвращения пожаров в таких лесах часто рассматриваются так называемые "контролируемые профилактические выжигания", которые (в теории) должны проводиться в пожаробезопасный период с соблюдением целого комплекса мер противопожарной безопасности. Однако, на практике ни денег, ни специалистов для реального обеспечения этих мер в регионах не оказывается, да и сами требования к безопасному проведению выжиганий в настоящее время не установлены (старый приказ Федеральной службы лесного хозяйства от 24 марта 1999 года № 68 прекратил действовать после ликвидации этой службы в мае 2000 года, издать новый Минприроды и Рослесхоз до сих пор не могут, несмотря на прямые поручения Президента РФ и Правительства РФ). Поэтому жгут часто как придется, не особо контролируя дальнейшее распространение огня.

В результате получается вот так. Это космоснимок VIIRS за 19 июня 2019 года на один из наиболее горящих районов Республики Саха (Якутия) с наложенными термоточками (красными) за день. На снимке красными линиями показаны границы улусов (районов), а желтыми точками - места фактически проведенных контролируемых профилактических выжиганий за 2019 год по данным системы ИСДМ-Рослесхоз:




По снимку хорошо видно, что часть мест проведения контролируемых профилактических выжиганий совпадает с местами пожаров - то есть эти выжигания, как минимум, не позволили пожары предотвратить или остановить, а возможно, и вовсе стали их источниками. Выжигание сухой травы или лесной подстилки весной может приводить к очагам тления на заторфованных участках или в старых крупных валежинах, а летом, в сухую и жаркую погоду, эти очаги тления могут становиться источниками лесных пожаров.

Весь этот участок, видимый на снимке, попадает в так называемую "зону контроля лесных пожаров", которая устанавливается "в лесах, расположенных на труднодоступных и удаленных территориях" (п. 5.1 Правил тушения лесных пожаров), и в которых допускается приостановка или прекращение работ по тушению (п. 8.1 этих правил). Вот этот участок, наложенный на границы различных зон охраны лесов от пожаров - серым цветом показаны "зоны контроля лесных пожаров":




То, что эти леса удаленные и труднодоступные, затрудняет не только тушение пожаров, но и контроль за распространением огня при контролируемых профилактических выжиганиях или после их проведения - что, разумеется, является дополнительным фактором риска. Реальный контроль за выжиганием требует примерно таких же, а иногда и больших, сил, как и тушение лесного пожара сопоставимой площади - поэтому если в "зоне контроля" не хватает сил для тушения, то их не может хватать и для реального удержания огня под контролем при выжиганиях.

Поэтому от практики проведения контролируемых профилактических выжиганий в зонах контроля лесных пожаров необходимо полностью отказаться - не только в Республике Саха (Якутия), но и в целом в Российской Федерации.

Минприроды подготовило проект радикального изменения системы платежей за лесные ресурсы

Минприроды России подготовило проект постановления Правительства РФ "О внесении изменений в ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", предусматривающий радикальное изменение системы платежей за лесные ресурсы. Проект стал результатом многолетней работы Рослесхоза и ВНИИЛМа над внедрением так называемого "рентного" подхода к ценообразованию. Про итоги этой работы, которые легли в основу проекта постановления Правительства РФ, подробнее можно прочитать здесь:

Рослесхоз не смог придумать новых практически применимых подходов к установлению платы за лесопользование


Ссылка на проект постановления:

О внесении изменений в ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности


Согласно проекту, ставки платы за использование лесов должны определяться по-разному для правоотношений, возникших до 1 января 2021 года и с 1 января 2021 года. До этой даты должны по-прежнему использоваться таблицы 1 и 2 из постановления Правительства РФ от 22 мая 2007 года № 310 (ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений по основным и неосновным породам соответственно). Но в примечания к этим таблицам добавляются новые пункты, не распространяющиеся на приоритетные инвестпроекты в области освоения лесов, следующего содержания: "При наличии у арендатора мощностей по переработке древесины минимальный размер арендной платы корректируется с учетом уровня собственной переработки древесины на следующие коэффициенты: а) от 0 до 30,0% включительно – 2; б) от 30,1% до 60,0% включительно – 1,5; в) от 60,1% и более – 1".

Таким образом, ставки платы для обычных арендаторов (не приоритетных инвесторов), не имеющих собственных мощностей по переработке древесины, в случае принятия этого постановления автоматически увеличатся вдвое, а имеющих мощности по переработке, позволяющие перерабатывать от 30 до 60% подлежащей заготовке древесины - в полтора раза. При этом арендаторы и переработчики, образующие группу лиц (в соответствии с законодательством о защите конкуренции), в рамках этого подхода должны учитываться совместно в пределах субъекта РФ.


Для правоотношений, возникших с 1 января 2021 года, предусматривается принципиально новый подход. Вместо существующих сейчас таблиц 1 и 2 вводятся таблицы 1.1 и 2.1, существенно отличающиеся от нынешних. Из них убирается разделение деловой древесины на крупную, среднюю и мелкую, на разряды такс (они убираются в примечание в форме понижающих коэффициентов), и оставляется только разделение на деловую и дровяную, и на древесные породы.

Формулировка насчет разрядов такс мутная - с одной стороны, говорится, что "ставки платы понижаются на 3% каждые 10 км расстояния вывозки", а с другой - конкретные коэффициенты отражают это понижение только при расстояниях вывозки свыше ста километров. Если исходить из указанных в проекте коэффициентов, то фактически из существующих сейчас семи разрядов такс первые шесть объединяются в новый первый разряд, а существующий сейчас седьмой делится на шесть новых. Если будут применяться эти коэффициенты, то для расстояний вывозки, например, в 60 км одно только это изменение приведет к росту ставок примерно в полтора раза.

Кроме того, примечаниями устанавливаются прочие коэффициенты к ставкам: для выборочных рубок (сейчас он 0,5 для всех, а предлагается сделать его 0,43 для приспевающих, спелых и перестойных насаждений, и 0,3 для молодняков и средневозрастных), для запаса насаждений (сейчас он составляет от 0,9 до 1,05, а предлагается его дифференцировать сильнее - от 0,85 до 1,13), для использования канатно-подвесных установок и вертолетов (не изменяются), для субъектов малого и среднего предпринимательства (0,5 - сейчас такого нет). Убирается корректирующий коэффициент для рубок с сохранением подроста.

Самое существенное изменение состоит в радикальном увеличении собственно такс. Например, для первого разряда такс при отсутствии всяких изменяющих коэффициентов ставка платы за крупную деловую древесину сосны для Архангельско-Володгодского лесотаксового района составляет сейчас (с учетом индексации) 126 руб. 72 коп., за среднюю - 90 руб. 54 коп., за мелкую - 45 руб. 36 коп., и за дровяную - 22 руб. 88 коп. Согласно проекту, для первого разряда такс Архангельско-Вологодского лесотаксового района при отсутствии всяких изменяющих коэффициентов ставка платы за деловую древесины сосны составит 716 руб. 40 коп. (в 7,9 раза больше нынешней платы за среднюю деловую), и за дровяную - 18 руб. 79 коп. (в 6,5 раза больше нынешней).

Примеры новых ставок для некоторых лесотаксовых районов приводятся в конце этого сообщения (если какого-то района нет - смотрите полный текст проекта по ссылке выше).


Теоретически предложенный подход мог бы быть в какой-то степени разумным, но только по отношению к реально существующим и адекватно учтенным лесным ресурсам. Сейчас же, при средней давности лесоустройства в стране около 23-24 лет, и средней давности последнего качественного лесоустройства 35-40 лет, арендаторы в значительной степени платят за воздух: государство делает вид, что передает им в пользование обильные лесные ресурсы, а арендаторы делают вид, что платят за них адекватную цену. Если за свою "лесную туфту" (ценные лесные ресурсы, значительная часть которых сохранилась только "на бумаге") государство попытается собирать плату как за реально существующие хозяйственно ценные лесные насаждения - большинство лесопользователей довольно быстро обанкротится и помрет. Для того, чтобы предложенный чиновниками подход к формированию платежей за лесные ресурсы смог хоть в какой-то мере реально работать - сначала надо вновь привести леса страны в известность (у Рослесхоза и подведомственного ему Рослесинфорга это очевидно не получается).

Примеры проектируемых новых ставок платы за древесину для отдельных лесотаксовых районов:





http://forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=23513&sid=fd81e79560ced1e8d9cef29f5b40c5a0

На понад 300 тис грн оштрафували один з лісгоспів Тячівщини

ДЕІ у Закарпатській області перевірила дотримання вимог природоохоронного законодавства ДП «Брустурянське ЛМГ».



За порушення під час здійснення діяльності Брустурянський лісгосп оштрафували на понад 300 тис грн.

У ході планового заходу державного нагляду (контролю) державні інспектори з охорони навколишнього природного середовища виявили низку порушень Лісового Кодексу України,а саме: незаконне вирубування дерев, пошкодження дерев до ступеня припинення та неприпинення росту, пошкодження лісових культур 5 і менше 5 років.

За результатами перевірки до адміністративної відповідальності притягнуто 107 посадових осіб лісомисливського господарства на загальну суму штрафів 34 959 гривень та видано припис щодо усунення виявлених порушень. Відповідно до затверджених такс для обчислення розміру шкоди заподіяної лісу проведено розрахунок збитків на загальну суму 300 232 гривні. Пред’явлено претензію для добровільного відшкодування.

У разі залишення претензії без відповіді Інспекція направить справу до судових органів для примусового стягнення зазначеної суми, повідомили Закарпаття онлайн у Державній екологічній інспекції у Закарпатській області.

Опубліковано: 20.06.2019 - 16:08