Как вы относитесь к идее передать МЧС полномочия по координации деятельности по тушению пожаров в лесах?
Такое предложение было сделано министром Минприроды России Д.Н.Кобылкиным на совещании у председателя Правительства РФ Д.А.Медведева 15 октября 2019 года. Скорее всего, принципиальное решение по этому поводу уже принято (недаром руководителем Рослесхоза назначен выходец из МЧС Аноприенко, а куратором лесной отрасли в Совете Федерации - один из создателей МЧС Воробьев), и Кобылкину просто поручили его озвучить.
Ниже приводится текст сообщения с сайта Минприроды России (
ссылка).
Дмитрий Кобылкин предложил кардинально изменить систему пожаротушения в лесах
15 ОКТЯБРЯ 2019
Сегодня, 15 октября, на совещании об исполнении поручений Президента и Правительства РФ под председательством Дмитрия Медведева Глава Минприроды России Дмитрий Кобылкин доложил о принятых мерах по повышению эффективности государственного пожарного надзора в лесах. Участие в совещании принял и руководитель Рослесхоза Сергей Аноприенко.
Министр природных ресурсов и экологии РФ проинформировал, что по нормам действующего законодательства тушение пожаров на землях лесного фонда является зоной ответственности субъектов РФ. Вместе с тем, предполагается разграничить полномочия между регионами и «Авиалесоохраной». Необходимый законопроект подготовлен, Минфином России сделаны замечании о необходимости значительного увеличения финансирования службы для создания материально-технического базы.
Не дожидаясь дополнительной финансовой поддержки, в 2019 г. уже сформировано подразделение «Авиалесохраны» в Республике Саха (Якутия), в планах 2020 г. создать аналогичную структуру в Приморском крае.
Напомним, всего в наиболее горимых субъектах РФ создано 8 подразделений ФБУ «Авиалесоохрана», оснащенных техникой и оборудованием, эффективно функционирует группировка парашютно-десантной пожарной службы численностью 642 человека.
Для повышения эффективности федерального государственного пожарного надзора в лесах, а также в целях совершенствования оплаты труда Рослесхозу выделен 1 млрд рублей на увеличение численности госинспекторов в 2018 – 2019 г.г., в 2020 г. дополнительное финансирование запланировано ещё в размере 419 млн рублей.
С 2016 г. инспекторский состав увеличен на 2896 единиц и составляет 23 613 человек, зарплата лесных инспекторов увеличилась на 28% и сейчас составляет около 27 тыс. рублей.
Ведётся закупка лесопатрульной техники: на 3 года выделен 1,7 млрд рублей, из 2000 единиц техники уже поступило в субъекты РФ 689. В рамках нацпроекта «Экология» структуры укрепляются лесопожарной техникой. Из 6000 специализированных машин на службу поступило 1836.
Полный перечень принятых в рамках исполнения поручений мер, включая результативность контрольных и надзорных мероприятий, был направлен в Правительство РФ.
В настоящее время Минприроды России и Рослесхоз приступили к совершенствованию системы пожаротушения согласно принятому и утвержденному курирующим заместителем Председателя Правительства РФ Алексеем Гордеевым плана действий. «Дорожная карта» направлена на укрепление системы охраны лесов, в том числе на труднодоступных и удаленных территориях и рассчитана до 2022 года. Документ включает первоочередные меры и меры системного характера, направленные на уточнение ряда полномочий, механизмов контрольно-надзорной деятельности, финансового обеспечения и другие мероприятия. Д.Кобылкин, в частности, заострил внимание на необходимом разделении полномочий при работе разных структур в период пожаротушения в лесном фонде.
«В связи с Вашим поручением, данным по итогам совещания в г. Красноярске, и серьезным анализом сложной пожароопасной обстановки текущего сезона, неблагоприятным прогнозом будущих периодов, считаем целесообразным пойти на кардинальные изменения в системе лесной охраны. Да, в течение может быть семи лет приобретения техники в «Авиалесоохрану» мы можем теоретически накрыть всю страну этой работой. Сделать это будет крайне тяжело, и фактически мы будем создавать дублирующую МЧС инфраструктуру. Но, на мой взгляд, делать этого ни в коем случае нельзя. Предлагаем наделить ФБУ «Авиалесоохрана» полномочиями по тушению пожаров только на особо охраняемых природных территориях федерального значения. Координацию же всей деятельности по тушению пожаров в лесах, на землях всех категорий предлагаем закрепить за МЧС России», - обратился Глава Минприроды Д.Кобылкин к Председателю Правительства Д.Медведеву. Министр дополнительно пояснил, что создание полноценной материально-технической базы «Авиалесохраны» (парк самолетов, вертолетов, техобеспечение, вертолетные площадки, экипажи и пр.) потребует привлечения значительных финансовых средств и дополнительного времени и, в итоге, приведет к дублированию функций и уже созданной инфраструктуры регионов и подразделений МЧС по тушению пожаров.
За поддержкой инициатив и для детальной проработки вопроса Глава Минприроды России обратился к коллегам из МЧС.
* * *
А это соответствующая часть стенограммы заседания - она несколько отличается от того, что сообщает Минприроды:
Д.Медведев: ... По всем лесным вопросам, по повышению эффективности федерального государственного надзора и мерам по совершенствованию оплаты труда – тоже договаривались об этом, и я сказал об этом в самом начале, – пожалуйста, Дмитрий Николаевич Кобылкин.
Д.Кобылкин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
По нормам действующего законодательства тушение пожаров на землях лесного фонда – это зона ответственности субъектов Российской Федерации. В настоящее время выполнение поручения Президента предполагает разграничение полномочий между регионами и «Авиалесоохраной».
Необходимый законопроект подготовлен, но Минфином России не поддержан в связи со значительным увеличением финансирования – более 32 млрд рублей – для создания материально-технической базы. Указанная информация доложена в Правительство и передана в Контрольное управление Президента.
Тем не менее в текущем году нами сформировано подразделение «Авиалесоохраны» в Республике Саха (Якутия). В планах будущего года – создание аналогичного подразделения в Приморском крае.
По второму поручению – повышению эффективности федерального государственного пожарного надзора в лесах, а также по совершенствованию оплаты труда, – уже выделен 1 млрд рублей на увеличение численности госинспекторов. В будущем году дополнительное финансирование запланировано ещё в размере 419 млн рублей. С 2016 года инспекторский состав увеличен на 2896 единиц и составляет 23 613 человек, но это всё равно 58% от установленного норматива.
Идёт закупка лесопатрульной техники в рамках нацпроекта «Экология».
Д.Медведев: Когда этот норматив устанавливался?
Д.Кобылкин: Этот норматив установлен давно.
Д.Медведев: Давно. Это я не к тому, что норматив неправильный, но нужно всё-таки, когда Вы говорите в отношении установленного норматива, смотреть на современные тенденции, на появление новой техники, которая сегодня применяется, которой лет 30–40 назад и в помине не было.
Прошу на это обратить внимание.
Д.Кобылкин: Хорошо.
В рамках нацпроекта «Экология» укрепляем структуру лесопожарной техникой. Как Вы уже сказали, с 2016 года зарплата лесных инспекторов увеличилась на 28% и сейчас составляет около 27 тыс. рублей.
О принятых мерах было доложено в Правительство, предложение снять с контроля было поддержано. Контрольное управление Президента оставило на контроле поручение до 1 февраля 2020 года с последующим отчётом раз в полгода.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
В связи с Вашим поручением, данным по итогам совещания в Красноярске 31 июля, глубоким анализом сложной пожароопасной обстановки текущего сезона и неблагоприятным климатическим прогнозом будущих периодов считаем целесообразным пойти на принципиальные изменения в системе лесной авиаохраны.
Я прошу Вашего поручения в рамках правительственной комиссии по природопользованию и охране окружающей среды создать рабочую группу с МЧС России для выработки совместных предложений по повышению эффективности тушения лесных пожаров с применением авиации. С курирующим вице-премьером и Министром МЧС согласовано.
Дмитрий Анатольевич, проанализировав ситуацию этого года, мы пришли к выводу, что для обеспечения нынешними темпами «Авиалесоохраны» авиацией по всей стране, нам понадобится, может быть, семь лет. Сделать это будет крайне тяжело, практически мы будем создавать инфраструктуру, дублирующую МЧС.
Д.Медведев: А зачем это делать?
Д.Кобылкин: На мой взгляд, этого делать ни в коем случае нельзя. Мы с МЧС предварительно договорились, что лучше увеличить авиационный парк у них и такие полномочия просто передать им.
Д.Медведев: Поработайте с ними, конечно.
Разумеется, нам не нужно дублировать никакой авиационный парк, это очень дорого и абсолютно нерационально с финансовой точки зрения. Вместе с МЧС проработайте этот вопрос.
Вопрос о методике распределения субвенций из бюджета для поощрения эффективности проводимых мероприятий по профилактике и тушению. Когда у нас эта методика будет готова?
Д.Кобылкин: Мы разработаем её в этом году.
Д.Медведев: Какой у нас там стоит срок?
Д.Кобылкин: Срок уже прошёл у нас.
Д.Медведев: Давайте быстрее тогда разрабатывайте, потому что методику-то точно можно разработать. Когда речь идёт о деньгах, я понимаю, тут действительно требуется уже общее решение Правительства, но методику сделайте.
Есть ещё что-то по этому поручению?
Хорошо. Значит, с методикой разберитесь, с МЧС тогда подготовьте предложения и внесите их.