ПІД ВИГЛЯДОМ БОРОТЬБИ З КОРУПЦІЄЮ

влада обвалила лісову галузь в Україні

ЛІС І РЕФОРМУВАННЯ

Державні ліси мають покривати свої видатки з власних доходів

Орест ФУРДИЧКО

Таємниці реформування "лісових відносин" в Україні

РЕФОРМАЦІЯ, ДЕГРАДАЦІЯ ЧИ ПРОФАНАЦІЯ?

Як Держлісагентство хоче реформувати лісову галузь

ЧИНОВНИКИ ПРОТИ ЛІСІВНИКІВ

Кому вигідний фінансовий саботаж лісгоспів?

26 жовтня 2019

Ліс рубають - смартфон бачить



Заготівлю деревини та онлайн-карту рубок можна простежити в інтернеті

Державне агентство лісових ресурсів України запускає пілотний проєкт електронного реєстру лісорубних квитків на заготівлю деревини.

- Це реєстр дозвільних документів, які дають право здійснювати господарську діяльність, пов'язану із заготівлею деревини. Реєстр лісорубних квитків покриває всю територію України, - повідомляє гендиректор інноваційно-аналітичного центру Держлісагентства Віктор Мельниченко.

У реєстрі вже є інформація про 27 тис. виданих дозвільних квитків на заготівлю деревини. Розроблено онлайн-карту рубок, яка також працює у пілотному режимі й наразі поширюється на три області – Чернігівську, Полтавську, Рівненську.

Кожна людина може зайти з комп’ютера чи телефону на сайт агентства (lk.ukrforest.com) та ознайомитися з переліком лісорубних квитків на заготівлю деревини або перевірити на карті законність здійснення рубок. Реєстр містить низку опцій, зокрема можна обрати необхідну область, лісгосп, лісництво, квартал та виділ, систему і тип рубок, їхній статус та період проведення.

Якщо на карті лісорубного квитка немає, а рубка в лісі відбувається, то можна звернутися до лісництва чи лісгоспу, на території якого перебуваєте, та повідомити про рубку, яка не відображена на карті. Або викликати поліцію за номером 102.

Після розгляду і ухвалення Верховною Радою України низки законодавчих ініціатив буде можливість поширити систему електронного обліку деревини, реєстр лісорубних і лісових квитків, онлайн-карту рубок на всіх постійних лісокористувачів, які також здійснюють заготівлю деревини, незалежно від підпорядкування. Інакше кажучи, охопити всю Україну.

Альона КРИШТАНОВИЧ
Україна
26.10.2019 | 12:18
Фотоілюстрація zaxid.net

Мушу застерегти



Український лісе! Скинь із себе дров’яну петлю, якщо збираєшся до Європейського Союзу!

У ряді публікацій мені вже доводилося застерігати про небезпеку, яка чекає на наш ліс. Але не думалося, що процеси деградації будуть ще більш загрозливими і продовжуватимуться з такими темпами…

Застереження, щодо долі українського лісу, виявляться нікому непотрібними, навіть авторам «Санітарних правил у лісах України», в редакції постанови Кабінету Міністрів України від 26 жовтня 2016 р. № 756 (далі – Санітарні правила, 2016). Усіх причетних до написання Санітарних правил, 2016 встановити не вдалося, а лише тих, хто вважає себе «революціонерами» у цій справі та хто піариться на кожному кроці: В. Борейко (Київський еколого-культурний центр), Т. Ти­мочко (Всеукраїнська екологічна ліга), М. Томахін (Мінприроди), О. Листопад (ЕкоПраво-Київ). А де ж позиція спеціалістів-лісівників, що мали бути в цій робочій групі?

Автори «Санітарних правил у лісах України», в редакції постанови Кабінету Міністрів України від 27 липня 1995 р. № 555 (далі – Санітарні правила, 1995) всім відомі. Це поважні вчені та виробничники-лісівники: В.О. Безвесільний, М.М. Касьяненко, В.І Кучерявенко, М.І. Прокопенко, Г.О. Тимченко, С.В. Шевченко. Звичайно, за двадцять років дії Санітарних правил, 1995 багато чого змінилося у лісі. Ліс помолодшав, настала монополія молодих і середньовікових насаджень і це потрібно було врахувати при розробці нових санітарних правил. Натомість багато «нововведень».

Ось деякі «революційні перла» Санітарних правил, 2016:

– п. 27 «Суцільні санітарні рубки проводяться… лише у деревостанах, в яких проведення вибіркових санітарних рубок призведе до зменшення повноти насадження нижче 0,1». З яких досліджень взялося це менше 0,1? Хто автор, так і хочеться запитати. Адже це прямий шлях українського лісу до «дров’яної петлі!». Вже нині в Україні при Санітарних правил, 1995 вихід ділової деревини при вибіркових санітарних рубках становив лише 19% замість можливих 40–45%.

– п. 33 «У разі, коли під час проведення суцільної санітарної рубки виявлено осередки шкідників та хвороб лісу, власники лісів, постійні лісокористувачі вживають додаткових заходів до запобігання поширенню таких осередків та збільшення їх чисельності». Постає питання: «Що це за додаткові заходи, коли це «у разі» завжди буде присутнє при суцільних санітарних рубках?

– п. 3, 54 «Матеріали лісовпорядкування приймаються як визначальні при встановленні видів, обсягів, строків здійснення заходів з поліпшення санітарного стану лісів». По-перше, такі «встановлення» може надати лише професіонал-лісопатолог, а не лісовпорядник. По-друге, лісовпорядкування здійснюється один раз за десять років, протягом яких ситуація в лісових насадженнях може радикально змінюватися. Наприклад, видобуток бурштину і, як наслідок, всихання лісу.

– п. 5. «Поглиблення особливого господарювання у лісах Національних природних парків, природно-заповідного фонду». Це «поглиблення» стосується, в основному, у відміні всіх лісозахисних заходів (рубок). Напрошується питання: «А якщо на території таких лісів є штучно створені насадження, наприклад, сосни?» А їх в Україні вже 80%. То що, залишити їх без санітарно-оздоровчих заходів? Це ж будуть потенційні резервації шкідливих комах, збудників хвороб! Від них не буде спокійного життя і суміжним насадженням. Також за межею здорового глузду вимога щодо заборони здійснення санітарно-оздоровчих заходів навколо місць гніздівель хижих птахів у радіусі 1000 метрів. Або невже, читачу, Ви повірите, що головний природознавець буде проводити відбір дерев у санітарні рубки скрізь, у межах природно-заповідного фонду (ПЗФ) (вимога п. 8 Санітарних правил, 2016). Це ж пряма дорога до корупції!

– п. 14 «Сухостійні, відмираючі, дуже ослаблені, внаслідок пошкодження шкідниками дерева відбираються для рубки до масового заселення їх стовбуровими шкідниками». Питання: «Де ж та межа між «пошкодження шкідниками» та «масове заселення ними дерев»?

У додатку 3 до Санітарних правил, 2016 не слід було б подавати нову ознаку дерев IV категорії стану, а саме: «Дерева, заселені стовбуровими шкідниками з локальними відшаруваннями кори». Це відшарування не відзначається, наприклад, у верхівкового короїда, стовбурової смолівки, які мають визначальне значення у нинішньому всиханні соснових насаджень України.

На жаль, у Санітарних правил, 2016 збереглися різні «погодження». У Санітарних правил, 1995 їх було шість, а в Санітарних правил, 2016 – дев’ять. Звідки така недовіра до професіоналів, спеціалістів своєї справи з питань лісозахисту? Поки всі погодження зберуть, «шкідники» покинуть заселені ними дерева та заселяють нові. Вирубкою сухостійних дерев ліс не оздоровити! Всі ці та інші «перла» Санітарних правил, 2016 доповнюються Постановами КМУ, які не мають ніякого відношення до справ захисту лісу. Наприклад, від 11.05.2016 р. «Про тимчасове призупинення санітарно-оздоровчих заходів (рубок) у лісах». Цими «заходами», наприклад, соснові та ялинові ліси України залишаються до 15 червня сам на сам з хмарами короїдів, які саме в квітні-травні масово ушкоджують їх. Листи вчених з НУБіП України до Прем’єр-міністра України В. Гройсмана щодо термінової відміни вищезгаданої постанови залишилися поза увагою уряду.

Популізм і політиканство шкодять лісу більше, ніж шкідники, буревії. Це ж требу було додуматися до такого: «мертвая древесина – синоним живого леса», «санитарные рубки проводятся в более старых насаждениях», або «в тих місцях, де гніздиться чорна лелека в радіусі одного кілометра не можна проводити лісогосподарські заходи», або «їх не можна проводити з 1 квітня до 15 червня через гніздівлю птахів», або «тридцять кубометрів на 1 гектар захаращеності в лісі не достатньо, краще було б всі 100» (В. Борейко).

Першокурсник лісогосподарського факультету підрахує, наприклад, щоб «досягти» захаращеності навіть у тридцять кубометрів, потрібно у 40–50-річному сосновому насадженні «згноїти» не менше ста дерев. А як бути з ризиком масштабних лісових пожеж, масовими розмноженнями стовбурових шкідників лісу, якраз тоді, коли не зроблені своєчасні вибіркові санітарні рубки у травні-червні? Хоча, чому дивуватися, коли вже навіть щодо лісових пожеж настирно проштовхується думка про їх користь (все той же В. Борейко, Прес-служба КЄКЦ від 15.03.2017). Люди, опам’ятайтеся, це ж вам не тайга і навіть не Фонтенбло чи Біловезька Пуща! Наші ліси природними стати вже не зможуть. Це ж рукотворні ліси, «діти» створені руками лісівників і кинуті у наш жорстокий світ. Вони стануть «природними» лише тоді, коли передчасно всохнуть. Адже, природних соснових лісів в Україні залишилося менше 20%.

Не можна так бездумно, не професійно втручатися у природні процеси. Екологічні наслідки від цього можуть бути вражаючі. Лісогосподарські заходи у створених людиною лісових насадженнях конче необхідні. Особливо це стосується рубок догляду. Ці рубки відбуваються в той час, коли стовбурові шкідники перебувають ще під корою заселених ними дерев, а заготовлена лісопродукція зразу ж вивозиться з лісу. Ну як без прорідження та наступної за ним прохідної рубки збільшити діаметр стовбурів та наблизити вік технічної стиглості насадження? Та й приріст сосни, наприклад, при цьому збільшується аж на 25% (див. П.С. Погребняк «Общее лесоводство», 1960). Звичайно, зовсім інша ситуація, якщо своєчасно спиляні дерева залишаються лежати на землі, обростаючи травою, задовольняючи вимоги екологів, щодо 30 або 100 куб. м захаращеності на гектар. З кожного такого залишеного для захаращення дерева вилетить у насадження сотні шкідників.

Наведу, як для студентів, наглядний приклад (див. фото). Хто, по вашому, так «познущався» з сосен, якщо у червні та ще більше у серпні, вони з зелених стали блідими? Коли б до цього були причетні глобальні зміни клімату, як дехто стверджує, то, у першу чергу були б уражені менші, самі «слабенькі» сосни. А то ж ні, всихають самі вищі, «сильніші». І таке спостерігалося і спостерігається по всій Україні, незалежно від того, кому ці ліси належать – Держлісагентству, Мінагрополітики чи Мінприроді і т.д. До того ж терміни такої аномалії – зміна забарвлення крони, завжди чітко визначені (червень, а особливо кінець серпня).

Абсолютна аналогія з особливістю всихання ялини по всій території України. Але, що стосується ялини, то вже навіть далекі від лісівничої науки погодилися, що ліс у Карпатах пошкоджують жуки-короїди. В останні роки важливим чинником, підсилюючим всихання ялини та сосни, став так званий «краєвий ефект» – ослаблення дерев на межі з вирубками, яких останнім часом побільшало (B.Л. Мєшкова).

Висновок від побаченого: ніяким глобальним потеплінням тут і не пахне. Конкретними виконавцями всихання сосни та інших деревних рослин України є представники найбільш багаточисельного класу тварин у лісах – класу комах (Insecta).

Що ж повинен робити господар сосни, ялини, дуба і т.д., щоб не було катастрофічних їх всихань? Будь-якими способами знищити всіх цих короїдів, лубоїдів, заболонників і т.д.? Ні в якому разі! По-перше, це зробити фізично неможливо, а по-друге, і непотрібно. Ці комахи були в наших лісах мільйони років і не заважали їм. Вони були у лісах непросто присутніми, а виконували важливу роль в еволюції лісу, давши їм можливість дожити до наших часів, допомагаючи природі відібрати для життя сильніші, здорові дерева. Хоч і не просто, але практично можливо відрегулювати їхню чисельність до такого рівня, щоб вони не заважали, а допомагали нам залишити нащадкам здорові ліси. Треба лише використати той віковий практичний досвід з оздоровлення лісів. Деталі цих заходів вже розроблені саме українською лісоентомологічною наукою (З.С. Голов’янко, Д.Ф. Руднєв, М.М. Падій, Г.І. Васечко, В.Л. Мєшкова та ін.). Саме ці заходи так і не знайшли себе у Санітарних правил, 2016! Навпаки, за межею здорового глузду є, наприклад, вимога щодо дозволу на суцільні санітарні рубки лише за умов зниження повноти насадженням менше 0,1. Хто має хоч якусь уяву про ліс та його повноту, той знає, що вже при повноті 0,3–0,4 різко змінюються природні умови зростання сосни і починається їх ослаблення та масове розповсюдження шкідників і хвороб. Тому кожні наступні роки існування такого лісу – це лише сухостій та дрова. Втрачено 40–45% дорогоцінної сировини для наших меблевих фабрик, будівельних організацій, цехів переробки тощо. Це втрачені робочі місця, відрахування до місцевих бюджетів. У наступному ж році, особливо у його другій половині, це вже 19% ділової деревини, а решта дрова. А ще через рік, з повнотою менше 0,1 – це вже 100% дрова з шашелями та грибами.

Вчасно не зрубані та не реалізовані дерева до того ж стають місцями концентрації названих шкідників та хвороб лісу, небезпечних для навколишніх насаджень. Закликаю екологів зрозуміти, що варто відразу очистити ділянку вже за повноти 0,3 та на ній створити новий ліс, який вже через три роки буде захищати ґрунт від ерозії, переводити дощі у ґрунтові води. Санітарними правилами, 1995 ще можна було знайти винних у несвоєчасному проведенні санітарних заходів та притягнути до відповідальності винних. Були в них для цього відповідні пункти. Санітарними правилами, 2016 цього не передбачено.

Уряд нашої країни, орієнтуючись на вступ до Європейського Союзу, має усвідомити, що для інвесторів важливою повинна бути наша довгострокова лісова політика. Щоб вони побачили, що їм вигідніше своє виробництво перенести в Україну. Нинішня заборона вивезення лісу-кругляка виявилася, при відсутності достатнього внутрішнього ринку на нього, несвоєчасною. Вона тільки посприяла скороченню робочих місць. Щоб залучити в Україні інвесторів у лісопереробну галузь, спочатку потрібно спрогнозувати певні обсяги якісної деревини, а не дров. Чи можливо при Санітарних правилах, 2016 досягти високого відсотка виходу ділової деревини? Відповідь невтішна. На шляху стануть: інформація адміністрацій про рубки; необхідність рішень рад; віза головного природоохоронця району; погодження з тим, хто, можливо, напише скаргу щодо незаконної, на його думку, рубки; наукове обґрунтування лісопатолога, який один на три області. Поки всі погодження зробиш, так звані шкідники покинуть заселені ними дерева. Вирубкою сухостійних дерев санітарного стану не поліпшити. Повирубуємо ліси, лісосмуги – тоді вже і чорнозем підніметься від нас у повітря і полетить до Європи. Щоб виростити ліс, який з кожним роком буде набувати все більшого стратегічного значення, потрібно роки, а щоб втратити його, достатнього одного необдуманого рішення (на кшталт Санітарних правил, 2016).

Реформи у лісовій галузі слід робити такими, щоб для громадян їх реалізація була очікуваною. Перше, що треба зараз зробити – всім миром, громадами вимагати від КМУ термінової відміни прийнятих Санітарних правил, 2016. Зміни, доповнення до санітарних правил повинні вносити професіонали лісу і, в першу чергу, лісопатологи, експерти з лісозахисту. Друге, важливо як можна скоріше запустити ринок деревини і налагодити глибоку її переробку. Якщо немає внутрішнього ринку на лісопродукцію, підприємці будуть продавати її на зовнішньому. У короткостроковій перспективі – від заборони експорту кругляка виграє пилорамна промисловість, а програє лісове господарство та транспорт. У довгостроковій перспективі – не виграє ніхто. Третє, в лісах України повинен бути один господар – держава – з чіткою вертикаллю фахового управління і грамотно регулювати всі процеси лісовирощування та лісокористування в загальнонаціональних інтересах.

Микола ЗАВАДА,
Заслужений науково-
педагогічний працівник
НУБіП України,
“Лісовий і мисливський журнал”

"Ліс весь час росте, його потрібно пиляти", – "слуга" Мотовиловець


Народний депутат від "Слуги народу" Андрій Мотовиловець займається законопроектом про ринок лісу в Україні

Про це він розповів в інтерв'ю виданню "Цензор.Нет", повідомляє Depo.ua.

"Я зараз займаюся законопроектом про ринок лісу в Україні. Ми зараз закінчуємо з експертами дискусію з цього питання", – заявив він.

На думку депутата, українські ліси потрібно пиляти. Питання лише в тому – як саме це робити.

"Ліс весь час росте, його потрібно пиляти. Питання: як ви його продаєте? Як ведете його облік? Чому у нас 365 підприємств? Чому не створити єдиний державний холдинг? Щоб всі гроші, які будуть надходити з продажу, витрачалися на те, щоб купити насіння, вирощувати з них нові рослини, будувати красиву структуру", – впевнений нардеп.

За словами Мотовиловця, зараз в рік продається лісу на 7 мільярдів гривень, при цьому Україна целюлозу імпортує, а виробляє серветки. Водночас всі 5 українських заводів з виробництва целюлози – банкрути, тому що у них немає доступу до сировини.

"Я хочу запропонувати законопроектом зробити один державний холдинг, який буде займатися лісом. У якого буде достатньо грошей з відкритою чесного продажу, і це дозволить зменшити імпорт, а сировину залишити в Україні. Можливо, колись ми почнемо експортувати серветки", – заявив Андрій Мотовиловець.

Нагадаємо, 9 липня тоді ще заступник керівника Офісу президента з економічних питань Олексій Гончарук заявив, що мораторій на експорт лісу неефективний і має бути переглянутий.


*** 

Нардеп від "Слуги народу" Андрій Мотовиловець: "Найголовніше - вбити цю схему з майданчиками політично, бо вона політично народжена"


Автор: Тетяна Бодня

Андрій Мотовиловець був серед депутатів, які були присутні на тому самому засіданні парламентського Комітету з питань фінансів, податкової та митної політики, після якого його колег по фракції "Слуга народу" запідозрили в можливому підкупі, і вони один за одним почали проходити поліграф, щоб публічно спростувати звинувачення.

Поэтому говорили о подробностях произошедшего и причине – антикоррупционном законопроекте, предусматривающем ликвидацию так называемых оценочных площадок.
Нардеп від Слуги народу Андрій Мотовиловець: Найголовніше - вбити цю схему з майданчиками політично, бо вона політично народжена 01
ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ "ПЛОЩАДКИ ЯЦЕНКО" – ЭТО КЛАССИЧЕСКИЙ ПРИМЕР ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОРРУПЦИИ
- Андрей, уже несколько дней обсуждается скандал, разразившийся после заседания Комитета и возможный подкуп депутатов, которые голосовали против законопроекта, которым ликвидируются авторизированные электронные площадки-посредники между оценщиками недвижимости и Фондом госимущества. Как Вы считаете, почему никому не удается справиться с этими площадками, хоть уже было озвучено множество заявлений о коррупционности такой схемы?
– Когда коррупция обычная, например, в закупках, у тебя есть шанс обратиться в Антимонопольный комитет, правоохранительные органы. Так называемые "площадки Яценко" – это классический пример политической коррупции. Когда депутаты публично принимают закон и обязывают тебя платить им деньги. И ты не можешь никуда пожаловаться.
Сделано все было нагло. Это поправки, которые пять раз ставились на голосование. Это когда на всю страну показали: "Ребята, смотрите, сейчас мы будем воровать ваши деньги". Я по-другому это не называю.
Мы вчера долго дискутировали на эту тему с Лешей Соболевым – это директор "Прозорро.Продажи". И он привел в пример РАГС. Представьте, мы с вами решили пожениться. Несем заявление. А нас у входа в РАГС встречает четыре амбала, представляющие четыре площадки, и говорят: "Хотите пожениться, отдавайте паспорта, мы их сами занесем. С вас 1800 грн". Спрашиваем: "А можно без вас?" Они в ответ: "Нет".
Так что можно не останавливаться только на оценке недвижимости. Давайте на браках, на водительских правах и прочем начинайте зарабатывать.
– Эти площадки сравнивают с площадками в "Прозорро" и предлагают убрать монополию в обоих случаях. Вы до прихода в ВР работали операционным директором в "Прозорро.Продажи". Если сравнивать эти площадки, что у них общего?
–Какая функция у площадок в "Прозорро.Продажи"? Есть прямая математическая зависимость: количество участников приводит к повышению цены в продаже и понижению в закупке. Если площадка знает, что какая-то компания хочет, чтобы у нее увеличились производственные мощности, она говорит: я расширяю складские базы, меня интересуют объекты в Днепропетровской и Харьковской областях. Как только появляется объект в продаже, например, в каком-то селе Харьковской области, задача площадки заключается в том, чтобы все потенциальные претенденты узнали об этом. Это оплачиваемая работа. Собрать информацию об объекте, разрекламировать его, провести торги, поднять цену, определить победителя, взять с него гарантийный взнос, довести его до покупки – это работа, за которую можно платить деньги. В закупках – то же самое.
– А если написаны условия под кого-то?
– Площадка организовывает доступ в Антимонопольный комитет – и автоматически идет блокирование закупки. Это все реальная работа для бизнеса. В отличие от площадок, задействованных в оценке недвижимости. Они созданы искусственно. Ребята, вы не должны там существовать! Де-факто при нормальном руководстве Фонда госимущества, которое там уже сейчас появилось, нужно сделать кабинет оценщика или нотариуса.
Если говорить о площадках, связанных с оценкой недвижимости, то журналистские расследования показали, что эти все площадки контролируются одним юрлицом, за которым стоит политик. Как эта схема может работать после обновления Верховной Рады не понимаю. Нас выбрали, наверное, не потому, что люди хотели посмотреть в телевизоре на другие лица. Они хотели изменений. Наша задача их сделать. Проблема, конечно, в том, что зло, как правило, богаче. Площадки по оценке генерируют миллион гривен в день. На эти деньги можно нанять суперкрутых юристов, пиарщиков, ботов, чтобы манипулировать общественным мнением – делать все, что угодно.
"Прозорро" – это совсем другое. Это подотчетность, это акционер в лице Минэкономики, это открытость.
- Сравнивая "Прозорро" и автоматизированные электронные площадки по оценке недвижимости, говорят об одинаково написанном модуле. Можете подробнее объяснить, о чем речь?
- "Прозорро" и "Прозорро.Продажи" – это двухуровневая система. Есть центральная база данных, к которой подключено 56 площадок. Если информация заходит на одну из площадок, скажем я как КГГА завожу туда лот, то она центральной базой раздается всем остальным. Моментально. Соответственно, любые участники на других площадках видят эту информацию. Потому что один из принципов: "Всі бачать все". При этом и среди площадок, и среди участников аукционов есть конкуренция. Поэтому не вижу ничего общего.
– Поскольку без регистрации оценки нельзя зарегистрировать договор купли-продажи, то в Единую базу Фонда госимущества вынуждены заходить не только оценщики, но и нотариусы. И все происходит через обращение к этим площадкам-посредникам, которым нужно заплатить. Можете объяснить, в чем суть услуг, которые они оказывают?
– Там нет услуг. Вы вкладываете файл с оценкой, площадка его отправляет, получает ответ и показывает вам. И за это вы платите 1800 гривен. Раньше было почти в три раза меньше.
После правок Южаниной в Налоговый кодекс, которая стояла на трибуне, и зал за них проголосовал, все 4 площадки сразу же подняли цены. Там, где они именно в Налоговый кодекс записали, что продажа недвижимого имущества может осуществляться только через сдачу отчетов в Фонд госимущества. И что на рынок не может зайти новая независимая площадка без согласия нынешних.
Нардеп від Слуги народу Андрій Мотовиловець: Найголовніше - вбити цю схему з майданчиками політично, бо вона політично народжена 02
- Почему не двадцать гривен? Чем может обосновываться такая стоимость?
- Монополии, как правило, не обосновывают свои цены.
– Есть еще одна проблема, о которой сегодня активно спорят, – манипуляции оценщиков. Электронный модуль ее решает?
– Этот модуль позволяет собрать всю информацию. Допустим, я живу на улице Винниченко, и две квартиры рядом со мной были проданы по 1 тысяче долларов США за квадратный метр. Если я хочу уменьшить налоговую базу и указываю, что квадратный метр стоит 100 долларов, то модуль скажет: нет. Если есть какие-то понижающие коэффициенты, нужно объяснить, почему они использованы, и доказать, что это уместно. Рынок оценки тоже нуждается в регулировании. Это задача ФГИ, он им прописывает правила оценки, он должен провести анализ и нормировать их работу. Площадки не решают проблему манипуляций со стороны оценщиков. Просто зарабатывают деньги. Много денег.
– В одной из недавних публикаций главред "Цензор.НЕТ" Юрий Бутусов показал общую цифру за полтора года их работы – это 677 миллионов гривен. За что мы ее заплатили? Государство с нее что получит?
– Точно не надо манипулировать тем, что, как объявила нам на заседании комитета Южанина, увеличилась налоговая база. Она увеличилась за счет модуля, а не за счет площадок.
При этом "Прозорро" и "Прозорро. Продажи" – проекты, которые стоят сотни тысяч долларов. Когда их создавали, деньги взяли у доноров. Происходило это так. Доноры дают деньги под пилотный проект, мы строим на них ІТ-решение, а потом отдаем его государству. Сейчас вся ІТ-разработка передана на баланс этих двух государственных предприятий. То есть, бюджетных денег никто не просит.
В случае с площадками модуль создавался на бюджетные деньги. И его постоянная поддержка тоже стоит государству денег. Надо где-то размещать и хранить информацию, архивировать. Это обязательно услуги Дата-центров.
Друзья, вы получаете 1800 гривен с каждого клиента, можно сказать, ни за что, почему государство платит деньги на содержание модуля? Может, вы будете сами его содержать?
– Почему государство продолжает содержать?
– Я не могу комментировать прежнее руководство ФГИ. Очень надеюсь, что нынешнее руководство это максимально быстро исправит.
– Законопроект № 2047-д пытались выписать как компромиссный. Он уже третий по счету. Им предлагается ликвидировать монополию электронных площадок, а гражданам дать возможность оценки имущества без привлечения оценщика, напрямую через Единую базу Фонда госимущества. Привлечение оценщика потребуется только в случае, если человек не согласен со сформированной базой оценкой. Как вы можете охарактеризовать этот документ?
– Положительно, именно потому что он убирает оценщиков и позволяет не использовать площадки. Это действительно выход из сложившейся ситуации.
Некоторые мои коллеги говорят: "Мы против рынка оценки". Ну вот он, и уход от этого рынка! Почему же они не голосуют за этот проект? В чем проблема?
– А Вы у них не спрашивали? Скажите, зачем Вы вообще пошли на это заседание? Вы же член Комитета ВР по вопросам свободы слова.
– Я был на этом заседании комитета, потому что очень удивлен тем, что как только идет нападение на площадки по оценке недвижимости, сразу идет нападение на систему "Прозорро". Я не раз слышал фразу, даже с трибуны Верховной Рады: "Там же роялти Нефьодова". Какое там роялти? Права на 100% принадлежат государственному предприятию.
Мне иногда в кулуарах говорят: "Ну так же не может быть, чтобы человек создал систему и ничего с этого не получил". Отвечаю: "Представьте себе: может".
– Очень много говорят о прозрачности системы. Но давайте будем честны: махинаций при тендерах хватает.
– Украинцы – максималисты. Конечно, хотелось бы, чтобы система "Прозорро" после какого-то левого аукциона выписывала подозрение и говорила: "Уважаемый государственный заказчик, спасибо вам за аукцион, где вы прописали условия только под свою компанию. Вот вам подозрение, вы идете в суд. А лучше сразу в тюрьму".
Система этого не делает, она показывает, что и как происходит.
– Это делают правоохранительные органы, которые открывают уголовные производства.
– Пусть доводят их до конца. Люди ждут справедливости и посадок! Когда еще не было этой системы, а я был советником министра инфраструктуры, помню один показательный случай. Порт заказал краску для судов в бочках по 405 литров. Стандарт для всего мира - 400 литров, но тут нужно было именно 405. Только две компании пришло, остальные были выбиты. Мы пока запрашивали документы по каждому участнику, чтобы выяснить, почему их удаляли, прошло две недели. За это время деньги были уплачены, договор заключен. Сейчас не нужно никого ни о чем просить.
Нардеп від Слуги народу Андрій Мотовиловець: Найголовніше - вбити цю схему з майданчиками політично, бо вона політично народжена 03
"ПУБЛИЧНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ ЗНАЧИТЕЛЬНО УВЕЛИЧИТ ШАНСЫ НА БЫСТРОЕ ПРИНЯТИЕ ПРАВОК И ЛИКВИДАЦИЮ ПЛОЩАДОК ПО ОЦЕНКЕ"
– Почему премьер молчит относительно схемы с площадками-прокладками? Частные компании зарабатывают миллион в день практически из воздуха, используя государство, а им все потворствуют.
– Потому что нужен законопроект, их пишут депутаты.
– Кабмин тоже может инициировать законопроект, было бы желание. У премьера его нет?
– Правильно, может. Но Кабмину, чтобы подать законопроект в Верховную Раду, нужно собрать замечания от всех министерств. Это задача депутатов, и мы можем все сделать быстро. Об этой проблеме знают все: и те, кто продавал или покупал недвижимость, и те, кто просто читает журналистские расследования.
– Быстро не получилось. Пока мы видим только скандал и море эмоций. Первый законопроект – № 2047, суть которого сводилась к тому, что нужно убрать площадки, был внесен еще в начале сентября. Почему в этом случае не сработал турборежим?
– Я бы даже сказал, ураган эмоций. И этим ураганом эмоций, который сейчас возник, мы обязаны убрать площадки по оценке, увеличить профессионализм и честность в нашем государстве.
– Как Вы относитесь к идее о проверке депутатов на полиграфе?
– Не вижу в проверке на полиграфе ничего плохого. Хотя, возможно, его нужно было проводить сразу. Если понадобится, чтобы я прошел полиграф, обязательно это сделаю.
Кстати, практика применения полиграфа есть и на предприятиях, где коллеги работали до прихода в парламент. Например, Давид Арахамия использовал полиграф в Министерстве обороны, когда они проверяли ребят, которые работали с министерством как волонтерский десант. В "ПриватБанке" полиграф использовался при приеме на работу. Там работал Дубилет.
Мы же не судьи, не прокуроры. Не будем устраивать перекрестный допрос. Да и что спрашивать? Поддавались ли вы влиянию? Были ли как-то заинтересованы? У нас нет доказательств. Но мы понимаем, сколько денег генерирует эта схема, и у нас есть подозрения, что, возможно, была финансовая мотивация.
– Вы были в числе депутатов, которые обратились в Офис президента по поводу подкупа депутатов, не поддержавших законопроект № 2047-д?
– Нет, но мы разбирали после заседания комитета эту ситуацию с депутатами, которые проголосовали против законопроекта, пытались понять, почему так получилось. Некоторые из них подтвердили, что передавали намеки, что там может быть финансовая мотивация.
– Передавали намеки или предлагали деньги?
– Предлагали деньги.
– Кому-то заплатили?
– У меня нет доказательств, чтобы такое говорить. Я знаю людей, которые точно не взяли эти деньги.
– Откуда появилась цифра 30 тысяч долларов?
– На самом деле цифры разные – какую-то сумму предлагали членам нашей фракции, какую-то членам других фракций.
Нардеп від Слуги народу Андрій Мотовиловець: Найголовніше - вбити цю схему з майданчиками політично, бо вона політично народжена 04
– Порядок цен можете назвать?
– От 20 до 30 тысяч долларов.
– Кому больше, членам вашей фракции?
– Да. Наш законопроект и нас больше.
– Были попытки передать информацию по этому поводу в правоохранительные органы?
– Думаю, что да. Но это, очевидно, тайна следствия.
– Почему? Публичные люди, которые обращаются в правоохранительные органы, обычно об этом открыто говорят.
– Это большая ошибка, что они об этом говорят. Доказательная база у правоохранительного органа должна быть достоверной и объемной, соответственно, они должны иметь время и возможность собрать информацию. А люди, которые предлагают деньги, не должны изменить свое поведение, узнав, что на них написано заявление в НАБУ.
Я надеюсь, что такое производство уже давно существует, и в его рамках правоохранители получат новые факты.
- По площадкам расследование проводили Нацполиция, СБУ, НАБУ. Результатов пока по ним не слышно.
- Если речь о политической коррупции, этим должно заниматься НАБУ.
- Антон Яценко публично открестился от площадок. Об этом он заявил в эфире "Громадського". А заявления о том, что он предлагал депутатам деньги, назвал "собачим бредом". Не получится так, что сейчас все сосредоточатся на выяснении отношений внутри фракции и скандале с возможным подкупом и вообще забудут о схеме с площадками, а она продолжит работать дальше?
- Публичное обсуждение этой проблемы значительно увеличит шансы на быстрое принятие правок и ликвидацию площадок по оценке. Надеюсь, Яценко и Южанина проголосуют "за".
– Этот скандал повлияет на доверие к Вашей политической силе?
– Нет. Я считаю, что мы должны решить эту проблему и показать, что умеем выходить из любой конфликтной ситуации. Если депутаты не разобрались, наша задача – помочь им. Самое главное – убить эту схему с площадками политически, потому что она политически рождена. И сделать так, чтобы люди перестали платить им эти безумные деньги.
– Новый глава фонда заявлял, что у него четкая позиция относительно площадок, он хочет их убрать. И уже появился проект приказа, который позволяет допустить на рынок независимую площадку, используя принцип "молчаливого согласия". Видели?
– Видел вчера новость. От главы фонда, я считаю, что мы как депутаты должны спросить следующее: когда ты готов работать без площадок? Когда ты сделаешь кабинет гражданам Украины? Когда ты сделаешь кабинет для оценщиков, и они смогут просто пользоваться этой услугой? По примеру того, как сделал Криклий – сегодняшний министр инфраструктуры. Он тотально изменил практику МВД в плане регистрации автомобилей. Сделали личные кабинеты – удобно, мегакруто. Я потерял права – зашел в кабинет и спросил, какие нужны документы для восстановления. Они ответили: только медицинская справка, все остальное у них есть в электронном виде. Приходите – сфотографируемся, и получите права. Я такой думаю: как же это круто, мне не надо приходить в сервисный центр, искать какого-то решалу, там искать свои документы по акту, вот это и называется сервис. Это когда общение с государством становится удобным. И приятным.
– Андрей, Вы пришли в парламент, чтобы лоббировать "Прозорро" и это не скрываете.
– Я вообще за все хорошее, против всего плохого (улыбается, – авт.). Ну смотрите, например, я написал закон про аренду государственного имущества. У меня есть доказательства полного ада, который там происходил. Мне 5 лет рассказывали, что нет политической воли, чтобы изменить ситуацию. Поздравляю вас, друзья, политическая воля появилась. Кстати, принес газету, чтобы вы увидели, как это – выбирать объект аренды. Представьте, что вы хотите арендовать помещение где-то в Днепропетровской области. Надо искать здесь.
– Где такую газету брать?
– Она издается Фондом госимущества и получить ее можно только по подписке.
– Скажите, почему Вы так активно отстаиваете интересы "Прозорро" и "Прозорро.Продажи"? Получаете деньги за это?
– Нет. Во-первых - Prozorro – одна из максимально эффективных реформ, которую Украине удалось реализовать в последние годы. И я всегда буду "за" прозрачность и оптимизацию. Во-вторых, я работал в этой компании. Там продолжают работать мои друзья. В-третьих, я хочу остаться в этой стране, и чтобы мои дети тут остались.
– Звучит это все красиво. Но прямо можете ответить?
– "Прозорро" не может платить деньги за лоббирование. У них нет на это средств, это государственные компании.
– Во многих странах мира лоббизм – это вполне законно и хорошо оплачивается. Этим занимаются на профессиональном уровне. Может, нам тоже стоит принять соответствующий закон?
– Де-факто лоббисты есть и сейчас, по разным направлениям. Что касается юридической стороны, не думаю, что это проблема, которую надо поднимать. Думать, как увеличить доходы бюджета, как создать условия, чтобы бизнесу было комфортнее работать, наверное, важнее. Ну сколько лоббистов будет, тысяча, 10 тысяч? Не системно. Например, я сейчас занимаюсь законопроектом про рынок леса в Украине.
– Не видела его среди документов, поданных Вами в парламент. Он на какой стадии?
– Мы сейчас заканчиваем с экспертами дискуссию по этому вопросу.
– В чем суть?
– Лес все время растет, его нужно пилить. Вопрос: как вы его продаете? Как ведете его учет? Почему у нас 365 предприятий? Почему не создать единый государственный холдинг? Чтобы все деньги, которые будут поступать с продажи, тратились на то, чтобы купить семена, выращивать из них новые растения, строить красивую структуру. Лес – это сырье, сырье для промышленности, для производства мебели, целлюлозы. У нас страна очень интересная, потому что мы целлюлозу импортируем, а производим салфетки. При этом все 5 украинских заводов по производству целлюлозы – банкроты. Почему у них нет доступа к сырью? Почему, как они продаются? Непонятно. Сейчас в год продается леса на 7 миллиардов гривен, считаю, что это очень заниженная оценка. И я хочу, чтобы они продавались открыто и прозрачно – для того, чтобы бизнес мог прийти и купить, и знать, что сырье у него будет 100%, потому что лес всегда будет принадлежать государству.
Я хочу предложить законопроектом сделать один государственный холдинг, который будет заниматься лесом. У которого будет достаточно денег с открытой честной продажи, и это позволит уменьшить импорт, а сырье оставить в Украине. Возможно, когда-то мы начнем экспортировать салфетки. Готовый продукт – это круто. Лучше я напишу этот законопроект, чем законопроект про лоббизм.
– Читала Ваши комментарии в "Фейсбуке" под постом журналиста Юрия Николова, который написал о том, что защитники схемы по сбору денег при оценке недвижимости подняли ставки и теперь хотят ликвидировать систему "Прозорро" – они предложат вилы: победить в защите "Прозорро" или оставить схему по сбору денег при оценке недвижимости. И отметил, что мы на пороге грандиозного шухера. Вы ответили, что "шухера не будет, будет обесценивание политического капитала". И достаточно резко дискутировали в комментариях с коллегой по фракции – Александром Качурой.
– Я писал, что переживаю за своих однопартийцев, потому что, друзья, репутация вам дана один раз. Сейчас ты попадешь в скандал – а завтра, когда внесешь новые законопроекты, скажут, мол, опять какие-то площадки лоббируешь, что бы ты ни делал. Репутация – она одна, нельзя ее потерять. Я, например, рад, что у меня есть репутация. Есть репутация у Соболева, Стародубцева, у Нефьодова и т.д. Т.е., я хочу, чтобы люди с чистой репутацией ее сохранили и смогли монетизировать, получая более высокие должности дальше.
- Народный депутат Александр Дубинский заявил, что нарабатывается новый законопроект, в котором будет все: площадки по оценке недвижимости, "Прозорро", а также "СЕТАМ" и "АРМА", через которые продается конфискованное и арестованное имущество. Он на какой стадии?
- Сейчас создана рабочая группа. Пока не понимаю, как они хотят все совместить.
Нардеп від Слуги народу Андрій Мотовиловець: Найголовніше - вбити цю схему з майданчиками політично, бо вона політично народжена 05
"Я ХОЧУ, ЧТОБЫ МЫ ПОСТРОИЛИ ГОСУДАРСТВО, В КОТОРОМ БЫЛО БЫ НЕ СТРАШНО РИСКОВАТЬ"
– Вы упомянули Нефьодова. То, что он сейчас делает, Вы отслеживаете?
– Да, конечно.
– Не думаете, что должность руководителя Государственной таможенной службы негативно скажется на его репутации?
– Наверное, громкое слово – жертва. Но если ты себя назвал технократом, не надо думать о своей репутации – иди и делай. Иди и ломай. Иди и получай критику, которую ты сейчас получаешь. И не надо потом спрашивать, а чего меня никто не любит.
– Кого ни спрашиваю, никто не может четко сказать, а что же он сделал за то время, которое уже работает.
– Реально видимых изменений не много. Сейчас проводится колоссальная подготовительная работа, победа любит старательных, и новая таможня тщательно готовится. Смотрите, что я вижу. Я вижу, как Максим просит людей приходить на конкурс. Я знаю, как он просит дать ему право нанимать людей на большие зарплаты, чем сейчас есть. Ну смешно, когда пограничник получает 15 тысяч, а таможенник – 8. Вы что, действительно хотите, чтобы не было коррупции? Люди приходят работать на таможню честно, а вы им говорите: ты тут должен страдать, за тобой будут следить ГПУ, СБУ, а платить мы тебе будем копейки. Это ненормально. Давайте дадим им право получать больше, если они не будут брать взятки.
Вы же видите, что Нефьодов постоянно приглашает людей на конкурсы, заявляя, что ему нужны люди с честной репутацией – не придут они, придут другие. И если сегодня в списке претендентов будут 5 ублюдков, выберется один ублюдок. А если будет два хороших человека, а лучше 10 хороших и 5 коррупционеров, он выберет кого-то хорошего. По сути, он говорит: дайте мне шанс на изменение. Дайте мне право на изменения. А изменения делают люди. Сколько уже было сказано о том, что нужно наладить обмен информацией со странами ЕС? Почему до сих пор этого никто не сделал. Нужно делать. И не только это.
– Можно считать этот скандал с голосованием на заседании комитета и последующими заявлениями, которые озвучивают депутаты, неким расколом внутри фракции?
– Нет. Организм не может жить и не болеть. Возможно, это такая вот простуда, мы должны ее пройти, стать сильнее и пойти дальше. Возможно, это будет прививка, чтобы стало понятно, что больше такого допускать нельзя.
– А если так называемая группа Коломойского выйдет из фракции?
– Я не верю в группу Коломойского. Не верю, что Игорь Валерьевич смотрит законопроекты, собирает свою группу и говорит: так, ребята, за это не голосуем, я тут почитал – бред.
– Сейчас уже заговорили о теневом руководителе Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики. О том, что он влияет на результаты голосования. В него вы верите?
– Нет. Это было бы очень странно.
– Скажите, а как Вам перепалка между министром экономики Миловановым и Коломойским?
– Прекрасная. Правда, если посмотреть видео Тимофея, он сказал: ну да, я дебил, это шутка. А про шутку никто не написал, просто написали "я – дебил".
– В целом такие реплики Вы считаете адекватными?
– Как отреагировать, когда один из самых богатых людей в Украине называет себя дебилом? Попытка разрядить ситуацию была отличная. А Игорь Валерьевич всегда был острым на язык, да и других богатых людей, которые так публичны, у нас нет.
– Богатые есть, разве что они не особо публичны.
– Ну видите, Ринат Леонидович не комментирует, а Константин Жеваго в розыске. Так что все меньше и меньше.
Нардеп від Слуги народу Андрій Мотовиловець: Найголовніше - вбити цю схему з майданчиками політично, бо вона політично народжена 06
– В 2017 году Вы утверждали, что украинцам не свойственен дух авантюризма, поскольку предпринимателей из них не более 1%. В 2019-м (судя по результатам выборов) авантюристов в Украине стало намного больше. Или нет?
– Понимаете, предпринимательство появится только тогда, когда люди начнут брать на себя ответственность. Заниматься бизнесом де-факто очень сложно. А я хочу, чтобы мы построили государство, в котором было бы не страшно рисковать. Чтобы человек знал, что если он, например, начинает добывать песок, то к нему не придут бандиты. А если придут, то полиция не будет стоять в стороне. Что завтра рейдеры не отберут предприятие.
Для того, чтобы это сделать, нужно вернуть людям уверенность, бизнес без уверенности строить нельзя. Предприниматели на самом деле мега-уверенные ребята. Они на самом деле готовы рисковать и брать на себя ответственность, но должны знать, что государство – это союзник, а не противник. Что государство завтра не поднимет налоги, не изменит финансовую модель. Что ему не будут устраивать маски-шоу, а попросят документы без скандала, и будут строить с ним диалог.
Я считал и буду считать, что главный человек в стране – это предприниматель. За то, что они создают, и это очень круто. И я очень надеюсь, что у нас будет страна предпринимателей. Как бы амбициозно это ни звучало сейчас.
– Если учесть, что происходит с бизнесом сейчас, Вам продолжает это напоминать голливудский боевик?
– Да. Там присутствует такой фактор, как удача. Присутствуют еще и связи. Хотелось, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону, а люди смогли поменять свои мозги на деньги.
Татьяна Бодня, "Цензор.НЕТ",
Фото: Катерина Лащикова, для "Цензор.НЕТ"

censor.net.ua

Минприроды подготовило законопроект о федерализации авиалесоохраны

Минприроды России подготовило проект поправок к Лесному кодексу РФ, предусматривающий изъятие у субъектов РФ и возвращение на федеральный уровень всех полномочий, связанных с организацией и выполнением авиационных работ по охране лесов от пожаров. Согласно этому проекту, пункт 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ должен выглядеть так (предлагаемая новая часть выделена красным):

"1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:
...
6) осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров, организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения".


Ссылка на проект:

О внесении изменений в статьи 81 и 83 Лесного кодекса Российской Федерации в целях совершенствования охраны лесов от пожаров


Как уже отмечалось ранее, министр Д.Н.Кобылкин предложил закрепить за МЧС России "координацию всей деятельности по тушению пожаров в лесах, на землях всех категорий" или "увеличить авиационный парк у МЧС и такие полномочия просто передать им" (в разных источниках приводятся разные формулировки этого предложения). По всей видимости, речь идет о перспективе передачи МЧС именно тех полномочий в области охраны лесов от пожаров, которые останутся не переданными субъектам РФ. В предлагаемой новой редакции Лесного кодекса РФ это будут полномочия по авиационной охране лесов от пожаров, тушению пожаров с помощью взрывных работ и искусственного вызывания осадков.

Основную же часть работ по тушению лесных пожаров (оценочно, примерно 95%) по-прежнему придется выполнять органам управления лесами субъектов РФ, подведомственным им организациям и лесопользователям. Возможно, им придется выполнять эти работы при еще более скудном финансировании - поскольку любая федерализация почти неизбежно означает перераспределение денег между регионами и центром в пользу последнего.

Через людську недбалість горіла лісова підстилка

Через людську недбалість в лісовому масиві Богунського лісництва у кварталі 82 виникла лісова пожежа ­ -горіла лісова підстилка. Протягом декількох днів лісова охорона лісництва направляла всі сили на локалізацію пожежі, а вчора долучилися до припинення вогняного лиха працівники адміністрації лісгоспу. Вогонь знищив близько 0.1 га лісової підстилки.

Громадяни навіть не розуміють чи не хочуть розуміти, що випалюючи суху траву чи кидаючи недопалок у лісі і коли починає горіти лісова підстилка, дерева отримують опіки кореневої шийки та з часом починають гнити, на них заселяються шкідники, вони менш стійкі до несприятливих погодних умов і починають хворіти і гинуть. А врешті-решт ­ це є початком горіння лісу.

Дуже прикро, що наше населення зовсім байдуже до природи, не кажучи про розуміння і повагу до праці лісівника! Лісопожежні автомобілі підприємства приїхавши до водойми, щоб набрати води від групи відпочиваючих почули тільки образи та виклики: «Це ви не води набрати приїхали, а злити відходи. Який ліс тушити, хай горить той ліс». Невже праця лісівників, яка була направлена на припинення лиха, яке могло набрати масштабного значення не заслуговує не тільки підтримки та допомоги, а й поваги!

Вчасне виявлення лісовою охороною лісництва загоряння та згуртована праця лісівників допомогла припинити загоряння та розповсюдження вогню на сам ліс. Бережімо нашу природу спільно!

Прес-служба ДП "Житомирський лісгосп"
20 жовтня 2019 року

Науково-практичний семінар «Застосування принципів наближеного до природи лісівництва в соснових лісах Полісся України: сучасний стан та перспективи»

21 жовтня 2019 р. кафедрою лісівництва навчально-наукового інституту лісового і садово-паркового господарства Національного університету біоресурсів і природокористування України (НУБіП України) було проведено виїзний науково-практичний семінар на базі ДП «Тетерівський лісгосп» Київського обласного та по м. Києву управління лісового та мисливського господарства: «Застосування принципів наближеного до природи лісівництва в соснових лісах Полісся України: сучасний стан та перспективи».



Фото 1. Учасники науково-практичного семінару

ДП «Тетерівський лісгосп» веде свою діяльність на загальній площі 35,7 тис. га. Структура підприємства включає: 8 лісництв, нижній склад деревини, транспортний цех, ремонтно-механічний цех, пожежно-сторожеву охорону. На підприємстві працює близько 300 чоловік. Основні лісоутворюючі породи: сосна звичайна – 89 %, дуб звичайний – 3 %, береза повисла – 5 %, вільха чорна – 3 %.

Основною метою наукового-практичного семінару було ознайомити студентів, які навчаються за спеціальністю лісове господарство із сучасними напрямками ведення лісового господарства та провести наукову дискусію серед учасників семінару щодо особливостей проведення лісівничих заходів.



Фото 2. Студенти, учасники семінару на лісонасінневій плантації

Діяльність підприємства базується на екологічно орієнтованих принципах сталого ведення лісового господарства та лісокористування. Так, варто відзначити, що саме це підприємство є одним із перших в Україні де застосовуються несуцільні рубки головного користування в соснових лісах, що відповідає сучасним вимогам світової спільноти щодо ведення наближеного до природи лісівництва. Перехід до складних способів рубок головного користування (несуцільних рубок) є досить складним завданням, що підтверджується незначною кількістю таких рубок у лісах України. Частка несуцільних рубок головного користування у ДП «Тетерівський лісгосп», під час яких створюються умови для формування природних деревостанів становить близько 17 %.

Під час семінару, його учасники мали змогу ознайомитися із основними видами робіт, які виконуються на підприємстві, починаючи від створення насіннєвих плантацій, збору насіння, вирощування садивного матеріалу до проведення рубок формування і оздоровлення лісів та рубок головного користування.



Фото 3. Доповідь головного лісничого ДП "Тетерівський лісгосп" про стійкість лісових насаджень проти шкідників і хвороб

У ДП "Тетерівський лісгосп" спеціалісти лісового господарства спільно з інженерами компанії UOSlab спроектували і ввести в експлуатацію комплекс по переробці шишок і очистці та переробці насіння – можна переглянути відео за посиланням.



Фото 4. Демонстрація лісонасінневого комплексу

Друга частина семінару була присвячена практичній частині безпосередньо у лісі. Учасники семінару побували на рубках догляду та рубках головного користування й мали змогу ознайомитися із передовим досвідом проведення цих заходів. Опираючись на багаторічний досвід спеціалісти-лісівники підприємства постійно удосконалюють технологію проведення лісогосподарських заходів, так за умов відсутності збуту тонкомірної деревини отриманої під час рубок догляду на підприємстві практикується залишення зрубаної частини деревостану на ділянках для їх подальшого перегнивання. Вогневі методи очистки лісосік застосовуються лише на суцільних рубках головного користування. Варто зазначити, що залишення зрубаної деревини на ділянці підвищує пожежну небезпеку у таких насадженнях, а отже необхідне узгодження таких підходів із заходами з охорони лісів від пожеж.



Фото 5. Демонстрація ділянки після першого прийому рівномірно-поступової рубки

В ДП «Тетерівський лісгосп» встановлено сучасну систему виявлення лісових пожеж на найвищому рівні організовано систему реагування на виявлені місця загорання. Система відеонагляду покриває всю територію лісів підприємства та працює цілодобово упродовж всього року. Показником ефективності такої системи є відсутність пожеж в лісах підприємства упродовж останніх 5 років (всі займання виявляються миттєво й пожежа ліквідовується вже на початкових етапах її розвитку).



Фото 6. Система виявлення лісових пожеж

Як вже було зазначено на підприємстві широко практикуються екологічно-орієнтовані методи ведення лісового господарства, що відповідає принципам наближеного до природи ведення лісового господарства, тому набутий працівниками підприємства досвід із проведення несуцільних рубок головного користування із подальшим формуванням природних насаджень у сосняках Полісся доцільно переймати й іншим лісогосподарським підприємствам Поліської зони.



Фото 7. Результати застосування рівномірно-поступової рубки в соснових насадженнях



Фото 8. Результати застосування рівномірно-поступової рубки в соснових насадженнях



Фото 9. Результати застосування рівномірно-поступової рубки в соснових насадженнях



Фото 10. Результати застосування рівномірно-поступової рубки в соснових насадженнях


21 жовтня 2019 року
с. Пісківка, Бородянський р-н, Київська обл.
Олександр Сошенський, доцент кафедри
лісівництва НУБіП України

 

 

 

 

  
  

  

 

 

  

Искусственный интелект научили быстро определять лесные пожары



Власти США запустили проект по автоматическому поиску потенциальных лесных пожаров с помощью ИИ.

Так они хотят ускорить передачу информации службам спасения и пожарным, а также увеличить точность определения местоположения огня до 94%.

Военно-воздушные силы Национальной гвардии США — ведомство, которое в том числе отвечает за оперативное определение лесных пожаров. В течение многих лет полагалось на команду аналитиков, которые иногда работают круглосуточно, чтобы обрабатывать аэрофотосъемку лесов и находить потенциальные источники огня. Теперь CA ANG начали анализировать снимки с помощью ИИ, чтобы обнаруживать лесные пожары быстрее.

Инструмент вдохновлен системами искусственного интеллекта, разработанными для анализа медицинских изображений — например, определения места опухоли и начала здоровой ткани при сканировании. Но в этом случае команда исследователей тренировала свою модель на тысячах кадров из видеозаписей лесных пожаров. Полученная в результате система может определить границы пожара на инфракрасных снимках горящего леса.

«ИИ определяет пожары намного быстрее, чем текущий персонал, который сначала просматривает видео, сравнивая его с картой, а затем сообщает об этом оперативным службам», — отметила Деваки Радж из CrowdAI — компании, которая создала автоматизированную систему, получившую название FireNet.

«Представьте себе экономию времени между автоматическим выполнением этой задачи со скоростью 20 кадров в секунду, точностью в 92% и обновлением карт вручную», — добавила она.
Наука и IT

26 октября 2019 г., 4:00