В последнее время в профессиональной среде работников леса очень горячо обсуждается вопрос о том, кто и как должен проводить лесоустройство, должна ли быть государственная монополия на его проведение, в какой мере государство должно регулировать применение тех или иных технологий и способов проведения лесоустроительных работ, как должны соотноситься друг с другом лесоустройство и государственная инвентаризация лесов, и т.д.
Все эти вопросы очень важны, но прежде, чем их обсуждать, надо определиться с тем, что же такое "лесоустройство" в современной российской действительности. Когда мы говорим, что лесоустройство - это основа лесного хозяйства, вспоминаем слова классиков ("лесоуправление без лесоустройства слепо" - М.М.Орлов) и т.д. - мы обычно имеем в виду классическое лесоустройство XIX-XX веков. Если же мы сравним основные положения главных нормативных актов, регулировавших лесоустройство (лесоустроительных инструкций) в разные исторические периоды, мы увидим, что лесоустройство в XIX-XX веках и лесоустройство сейчас - это принципиально разные виды деятельности, пересекающиеся лишь отчасти. Ниже приводятся части лесоустроительных инструкций 1911, 1994 и 2011 г.г., наилучшим образом отражающих итоги трех крупнейших периодов в развитии российского лесоустройства: "золотого века" казенного лесного хозяйства в Российской империи, советского и ранне-послесоветского, и нынешнего, адекватное название которому еще не придумано.
Фрагменты отличаются друг от друга по структуре и формулировкам. Лесоустроительные инструкции 1911 и 1994 г.г. (как и другие лесоустроительные инструкции, сущствовавшие до введения Лесного кодекса РФ 2006 года) в явном виде определяли цели лесоустройства - а в нынешнем законодателстве, в том числе в нынешней ЛУ инструкции, этих целей нет. Содержание лесоустроительных работ в 1911 году определялось хозяйственным значением (разрядом - их было шесть) лесных дач, в 1994 году было более унифицировано, а в 2011 году стало общим для всех лесов. Тем не менее, выбранные фрагменты лесоустроительных инструкций позволяют понять, в чем состояли цели и суть лесоустройства в эти три исторических периода.
Изменения сути и содержания лесоустройства за период с 1911 по 1994 г.г., и даже в целом за весь исторический период от зарождения лесоустройства в нашей стране до окончания срока действия лесоустроительной инструкции 1994 года, было вполне эволюционным - добавлялись или видоизменялись отдельные задачи, появлялась или исчезала специфика, связанная с особенностями экономического устройства страны, но классическое лесоустройство оставалось в целом классическим лесоустройством.
Изменения, произошедшие после принятия Лесного кодекса РФ 2006 года, привели к радикальному изменению сути и содержания лесоустройства. Впервые эти изменения были отражены в Правилах проведения лесоустройства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 июня 2007 г. № 377, и в Лесоустроительной инструкции 2008 года, и сохранились в ныне действующей инструкции - 2011 года.
Во-первых, из лесоустройство напрочь исчезла экономика. Экономический анализ условий ведения лесного хозяйства, и самого хозяйства, был неотъемлемой частью классического лесоустройства; в советское и раннее послесоветское время эта часть лесоустройства оказалась изрядно выхолощенной, но не исчезла совсем. Нынешнее лесоустройство (в понимании ЛК РФ 2006 года и действующей лесоустроительной инструкции) никакого экономического анализа не подразумевает и по большому счету вообще ничего общего с экономикой не имеет.
Во-вторых, из лесоустройства исключено планирование лесопользования, также бывшее неотъемлемой частью классического лесоустройства. Нынешнее лесоустройство, если исходить из требований законодательства, включает в себя проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов - но не включает проектирование мероприятий по использованию лесов. Планирование лесопользования теперь выходит за рамки лесоустройства - в лесах, предоставленных в аренду или постоянное (бессрочное) пользование оно обеспечивается при составлении проектов освоения лесов, а про планирование лесопользования в остальных лесах законодатели просто забыли.
В-третьих, лесоустройство из единого процесса превратилось в смесь разных действий с разными ответственными. Классическое лесоустройство представляло собой цельный комплекс работ по объекту лесоустройства (лесной даче, лесхозу, лесничеству) с едиными заказчиками, организаторами и исполнителями. Нынешнее лесоустройство состоит из разных действий, входящих в компетенцию даже разных уровней власти (например, проектирование лесничеств и лесопарков - это в основном ответственность федеральных властей. а таксация - региональных). Из-за этого современное лесоустройство не может даже в полной мере увязать все выполняемые им действия друг с другом.
Есть и другие отличия, тоже важные. Но даже этих трех достаточно для того, чтобы утверждать, что классическое лесоустройство XIX-XX веков и лесоустройство в понимании нынешнего лесного законодательства (главы 5 ЛК РФ 2006 года - "Лесоустройство и проектирование лесных участков" и Лесоустроительной инструкции 2011 года) - это принципиально разные виды деятельности. Общими и неизменными частями остаются фактически только таксация лесов и проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству (без мероприятий по использованию) лесов.
Соответственно, чтобы определить, кто, как и по каким правилам должен проводить в России лесоустройство - необходимо прежде договориться о том, что за лесоустройство мы имеем в виду. Можно исходить из классического понимания - но оно не соответствует нынешнему законодательству; можно исходить из понимания нынешнего законодательства - но оно не соответствует здравому смыслу. А то, в каком понимании мы будем использовать термин "лесоустройство", может довольно существенным образом повлиять на идеи и аргументы по поводу того, кто и как должен его проводить.
Ниже приводятся фрагменты из лесоустроительных инструкций 1911, 1994 и 2011 г.г., наиболее ясным образом определяющие суть и содержание лесоустройства.
Инструкция для устройства, ревизии лесоустройства и исследования казенных лесов ведомства Главного управления землеустройства и земледелия по Лесному департаменту 1911 года
§1. Устройство казенных лесов имеет целью составление для них планов правильного лесного хозяйства, т.е. такого хозяйства, при котором обеспечиваются:
1) извлечение из лесов постоянной наивысшей доходности при неистощительности пользования и возможно всестороннем и полном удовлетворении нужд в лесе и лесных материалах населения, сельского хозяйства, промышленности и торговли;
2) улучшение состава и роста лесов, и
3) наивыгоднейшее постоянное пользование всеми не лесными площадями, входящими в состав лесных дач, при возможном уменьшении непроизводительных участков.
§ 2. Объем и содержание лесоустроительных работ определяется хозяйственным значением устраиваемых лесных дач.
* * *
Инструкция по проведению лесоустройства в лесном фонде России 1994 года:
1.1.1. Целью лесоустройства является разработка системы мероприятий, направленных на обеспечение рационального ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, эффективного воспроизводства, охраны и защиты лесов, осуществление единой научно-технической политики в лесном хозяйстве.
1.1.2. Основными задачами лесоустройства являются:
получение достоверной и разносторонней информации о лесных ресурсах, состоянии лесов и динамике лесного фонда;
создание и систематическое обновление информационной базы данных по лесному фонду и лесным ресурсам, обеспечивающей ведение государственного лесного кадастра, государственного учета лесного фонда, осуществление лесного мониторинга, составление документации на участки лесного фонда, передаваемые в аренду;
осуществление внутрихозяйственной организации лесного фонда России;
составление документов по инвентаризации и учету лесов, лесных карт;
определение научно обоснованных размеров и пространственного размещения неистощительного и рационального пользования различными ресурсами леса, мероприятий по воспроизводству, выращиванию, охране и защите лесов, а также иным видам лесохозяйственной деятельности;
контроль за реализацией проектов организации и развития лесного хозяйства;
контроль лесопользования, качества выполненных лесохозяйственных мероприятий.
Лесоустроительная инструкция 2011 года:
3. В соответствии со статьей 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя:
проектирование лесничеств и лесопарков;
проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
проектирование лесных участков*;
закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;
таксацию лесов;
проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
* проектирование лесных участков исключено из состава лесоустройства федеральным законом от 29 июня 2015 года № 206-ФЗ
http://forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=19892
0 коммент.:
Дописати коментар