Площадь лесов мира, насколько об этом можно судить сейчас, была существенно недооценена. Согласно учету 1947 года (данные которого были опубликованы в 1948 году), общая площадь лесов мира составляла 3 978 миллионов гектаров. Для сравнения: в 1990 году, после нескольких десятилетий весьма интенсивного обезлесенья тропиков, площадь лесов мира, по данным той же FAO, составляла 4 128 миллионов гектаров, а в 2015 году, после еще четверти века интенсивного обезлесенья тропиков - 3 999 миллионов гектаров (более поздних данных пока нет, следующий глобальный учет лесов запланирован на 2020 год).
Подходы к учету лесов мира семьдесят лет назад существенно отличались от нынешних. Леса разделялись, например, на продуктивные и непродуктивные; в "не ответивших странах Европы" (практически это был главным образом СССР) 635 миллионов гектаров приходилось на продуктивные леса, и 313 миллионов гектаров - на непродуктивные. К сожалению, многие более детальные характеристики приводились только по "ответившим" странам. В целом по миру доля продуктивных лесов оценивалась в 66% от общей лесной площади.
Продуктивные леса делились на доступные и недоступные. 334 миллионов гектаров продуктивных лесов в "не ответивших странах Европы" были отнесены к доступным, и 301 миллион гектаров - к недоступным. В целом по миру доля доступных лесов оценивалась в 54% от общей площади продуктивных лесов.
По итогам учета был сделан интересный вывод о возможном уровне использования хвойных лесов мира: In accordance with the above assumptions, and allowing for losses from natural causes of about 10 percent, it is estimated that, given reasonably adequate management, the accessible coniferous forests of the world could yield about 1 200 million m3 of wood annually, which is equivalent to a world-wide average net rate of 2,2 m3 per hectare of accessible coniferous forests" (в соответствии с приведенными выше оценками, и допуская потери от природных причин примерно в 10 процентов, можно предположить, что при разумном и адекватном хозяйстве, доступные хвойные леса мира могут давать примерно 1200 миллионов кубометров древесины ежегодно, что соответствует среднемировому нетто-приросту в 2,2 кубометра на гектар доступных хвойных лесов в год". Для сравнения: в 2016 году, по данным FAO, годовой объем учтенной заготовки хвойной древесины в мире составил 1260 миллионов кубометров.
Возможный будущий вклад всех недоступных в то время хвойных лесов оценивался примерно в 600 миллионов кубометров в год, а их средняя продуктивность - примерно в две трети от средней продуктивности доступных тогда хвойных лесов. Сейчас представляется очевидным, что и продуктивность огромных северных лесов, и их возможный вклад в общемировые объемы заготовки древесины гораздо ниже, и что наиболее привлекательные запасы древесины в этих ранее недоступных лесах за прошедшие семь десятилетий были уже выбраны.
По результатам учета был сделан следующий вывод: леса Земли могут постоянно обеспечивать необходимой лесной продукцией даже большее население Земли (чем в 1947 году), но только при соблюдении трех условий: во-первых, если все продуктивные леса будут использоваться как возобновляемый ресурс, во-вторых, если недоступные продуктивные леса будут вовлечены в пользование, и в-третьих, если будет остановлено массовое опустошение лесов.
С тех пор ситуация сильно изменилась. Во-первых, на момент учета лесов 1947 года население Земли оценивалось в 2,3 миллиарда человек - а сейчас оно составляет примерно 7,6 миллиардов человек (увеличилось за семьдесят лет в 3,3 раза). Во-вторых, мы видим, что практически все вновь осваиваемые леса Земли, и основная часть староосвоенных, используются как невозобновляемый ресурс - природное месторождение бревен, части которого просто забрасываются по мере истощения. В-третьих, допущение о десяти процентах потерь в результате природных бедствий было большой недооценкой: например, в России площадь лесов, ежегодно гибнущих от лесных пожаров, примерно втрое превышает площадь всех видов рубок и расчисток. И в-четвертых, массовое опустошение лесов мира в результате бесхозяйственного лесопользования и (особенно в тропиках) расчистки лесных земель под другие виды землепользования за прошедшие семь десятилетий никуда не делось.
То есть население Земли за прошедшее с первого учета лесов мира время выросло гораздо сильнее, чем тогда можно было предположить, а условия, при которых тогда считали возможным неистощительное в долгосрочной перспективе пользование лесами планеты, так и не были выполнены. В результате мы получили нынешнюю глобальную лесную катастрофу: нарастающую волну массового вымирания видов живых организмов, большинство которых так или иначе связано с лесом, критическую утрату средообразующих функций лесов во многих регионах Земли, и значительный мировой дефицит хозяйственно ценной древесины, являющийся важнейшей движущей силой уничтожения последних остатков дикой лесной природы.
Ссылка на данные первого учета лесов мира:
Forest resources of the world
0 коммент.:
Дописати коментар