28 січня 2019

Чего смог добиться Рослесхоз в результате реформы своего общественного совета

На сайте Рослесхоза появился очень интересный документ, показывающий, чего Рослесхоз и лично его руководитель И.В.Валентик смогли добиться в результате реформы своего общественного совета. Этот документ - протокол заседания Общественного совета при Федеральном агентстве лесного хозяйства от 28 июня 2018 года, в приложении к которому указаны, возможно - по недосмотру организаторов, реальные организации, которые представляют участвовавшие в заседании члены совета. Оказывается, что из четырнадцати членов Общественного совета, участвовавших в заседании, трое представляют подведомственные Рослесхозу учреждения (СПбНИИЛХ, ВНИИЛМ и Авиалесоохрану), а еще двое - организацию, чьим учредителем, судя по информации из открытых источников, является еще одно подведомственное Рослесхозу учреждение (Рослесинфорг), и чей юридический адрес совпадает с юридическим адресом этого учреждения. Ссылка на документ:

Протокол заседания Общественного совета при Федеральном агентстве лесного хозяйства от 28 июня 2018 года

Вторая страница приложения 1 к этому протоколу, на которой указаны участники заседания - члены Общественного совета (красным подчеркнуты члены Совета, представляющие, согласно этому документу, подведомственные Рослесхозу учреждения, а желтым - члены Совета, представляющие организацию, чьим учредителем является подведомственное Рослесхозу учреждение):




Очевидно, что люди, представляющие в Общественном совете при Рослесхозе подведомственные Рослесхозу учреждения, или организацию, учрежденную подведомственным Рослесхозу учреждением, находятся в относительно прямой зависимости от этого ведомства - и это представляет собой явный конфликт интересов. Это уже пять человек из четырнадцати - больше трети. И еще трое участников заседания, входящих в Общественный совет, представляют собой лесопользователей, работа которых тоже в той или иной степени зависит от благорасположения Рослесхоза - и это тоже конфликт интересов, хотя и менее явный, чем в предыдущем случае. Если посчитать и их, то людей, имеющих конфликт интересов, среди участвовавших в заседании членов Общественного совета будет уже восемь из четырнадцати - то есть больше половины.

Напомним историю вопроса. Прошлый (первый) Общественный совет был образован приказом Рослесхоза от 21 июня 2005 года № 150 как Общественный лесной совет, приказом Рослесхоза от 28 сентября 2007 года № 416 переименован в Общественный экологический совет, и приказом Рослесхоза от 15 апреля 2014 года № 109 переименован в Общественный совет при Федеральном агентстве лесного хозяйства (согласно требованиям федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации"). Отношение руководства Рослесхоза к работе Общественного совета менялось с приходом каждого нового руководителя ведомства, оставаясь в целом скорее доброжелательным; лишь при нынешнем руководителе Рослесхоза - И.В.Валентике - оно стало откровенно враждебным. 14 апреля 2017 года он своим приказом № 170 попытался создать вместо старого Общественного совета некое новое формирование, в основном из не имеющих явного отношения к лесу и неизвестных в профессиональной среде людей. Для придания значимости в состав этого нового формирования были включены некоторые члены старого Общественного совета - но они в основном участвовать в работе этого формирования отказались. Апрельская попытка создать новый, полностью подконтрольный Рослесхозу, общественный совет - провалилась, но старый общественный совет Рослесхозу удалось ликвидировать. После полугода "бессоветия", в октябре 2017 года за формирование нового Общественного совета при Рослесхозе взялась Общественная палата.

Формально Общественная палата декларировала, что у кандидата в члены Общественного совета не должно было быть конфликта интересов, связанного с его деятельностью. Вот требования к кандидатам, которые до сих пор висят на сайте Общественной палаты (ссылка):




На практике Рослесхозу и Общественной палате совместными усилиями удалось добиться того, чего сам руководитель Рослесхоза Валентик не мог добиться на протяжении предыдущих нескольких лет: большинство наиболее неудобных и критически настроенных членов старого Общественного совета было изгнано, зато новый Общественный совет в значительной степени сформировался из людей, так или иначе связанных с Федеральным агентством лесного хозяйства и в какой-то мере зависимых от него.


Рослесхоз добился и еще одного нововведения - формального запрета на самовольные, без согласования с председателем Общественного совета, выступления членов совета в средствах массовой информации по вопросам, касающимся Общественного совета. Вот соответствующая часть вышеупомянутого протокола:



Возможно, Рослесхоз считает все это своей победой; но это, скорее всего, так называемая "пиррова победа" - то есть победа, по своим последствиям равносильная поражению.

0 коммент.:

Дописати коментар