Новые геоинформационные сервисы станут основой систем государственного контроля лесопользования (холдинг Российские космические системы)
В борьбе с лесными пожарами и черными лесорубами будут использовать современные космические технологии (Рослесхоз)
Из космоса виднее. Валентина Матвиенко изучила систему мониторинга лесов (Российская газета)
Теоретически затея хорошая и правильная: современные технологии дистанционного зондирования Земли из космоса могут дать очень много полезной, актуальной и сравнительно дешевой информации о лесах, лесном хозяйстве и лесопользовании. В наши дни ни одна страна мира с развитым лесным хозяйством не обходится без оперативного космического мониторинга лесов.
Практиески же, судя по тому, как начинает развиваться эта история с "новыми геоинформационными сервисами", можно почти со 100-процентной уверенностью предсказать, чем она кончится: созданием очередной пустышки - продукта, которым будет долго хвастаться высокое лесное начальство, но который трудно будет приспособить для чего-нибудь практически полезного, и который стыдно будет показать непричастным к его появлению специалистам.
Больше всего эта затея с "новыми геоинформационными сервисами" и с созданием "системы дистанционного мониторинга лесов" напоминает двенадцатилетнюю уже историю с развитием в нашей стране системы государственной инвентаризации лесов (ГИЛ). ГИЛ - это тоже важный элемент современного государственного управления лесами, без которого тоже не обходится практически ни одна крупная страна с развитым лесным хозяйством. Правильно организованная ГИЛ тоже дает много полезной, актуальной и сравнительно дешевой информации о лесах, лесном хозяйстве и лесопользовании. Но у нас за двенадцать лет развития ГИЛ, несмотря на многие миллиарды потраченных бюджетных рублей и годы работы в лесах многих сотен квалифицированных специалистов, ничего полезного создать так и не получилось, и уже, очевидно, не получится. Для тех целей, которые прописаны в Лесном кодексе РФ, и для которых создаются системы государственной инвентаризации лесов в странах с развитым лесным хозяйством, наша ГИЛ (известная также как "псевдо-ГИЛ") не дает совсем ничего.
Почему же так получилось с ГИЛ, и почему, скорее всего, так же получится с "новыми геоинформационными сервисами" и с созданием "системы дистанционного мониторинга лесов"?
Причин, конечно, много, но главная - одна. Отвечающим за леса федеральным органам исполнительной власти и подведомственным им организациям не просто не нужна достоверная информация о лесах и лесном хозяйстве - им нужно, чтобы достоверной информации о лесах и лесном хозяйстве не было. На протяжении многих десятилетий эти органы власти и организации отчитываются о своих успехах и в целом о лесах липовыми данными - о лесовосстановлении, об охране лесов от пожаров и незаконных рубок, о сказочных лесных богатствах страны и тому подобными. Вся система официальной информации о лесах основывается на многолетней лжи. Только благодаря этой лжи работа Минприроды России, Рослесхоза и подведомственных им организаций выглядит со стороны приемлемой и в целом правильной - поэтому разрушение системы лесной лжи представляет прямую и очевидную угрозу их существованию, или, как минимум, существованию нынешнего поколения их руководителей. Рассчитывать на то, что они своими руками создадут что-то, угрожающее их собственному относительному благополучию - по меньшей мере наивно.
Они и не создают. Большинство крупных информационных систем, созданных системой Минприроды и Рослесхоза за последние годы, просто не работает и не дает тех результатов, которые от них ожидались - в том числе система государственной инвентаризации лесов (ГИЛ), автоматизированная информационная система "Государственный лесной реестр" (АИС ГЛР), система государственного мониторинга воспроизводства лесов. ЕГАИС учета древесины и сделок с ней технически работает, но для первоначально заявленных своих целей - борьбы с незаконными рубками и контроля за лесопользованием - она очевидно не годится, и вряд ли эта "овчина" стоила выделки. Единственная реально работающая система - это ИСДМ-Рослесхоз, но и ее работа вызывает огромное количество нареканий.
При этом высоким руководителям, стоящим над лесной отраслью, от которых зависит выделение денег на все эти псевдо-информационные затеи, очень легко пускать пыль в глаза - они ничего не понимают ни в лесах, ни в дистанционном мониторинге, и могут просто не почувствовать разницы между результатами, например, экспертного дешифрирования единичных космоснимков и массовой автоматизированной их обработки по крупным территориям. Для них в такой же степени непонятна разница между лесовосстановлением в понимании нынешнего Лесного кодекса РФ и воспроизводством хозяйственно ценных лесов после рубок и пожаров, или между площадью лесных пожаров и площадью погибших от огня лесов, и т.д. Да и сама правда о лесах, по всей видимости, им не особенно нужна - в красивом выдуманном мире жить легче, если не думать о будущем страны. Поэтому все эти обещания и затеи с удовольствием принимаются ими без какого бы то ни было критического анализа.
Выход из этой ситуации может быть только один: полная открытость процессов создания любых крупных и общественно значимых информационных продуктов в лесной отрасли, создающихся за бюджтеные (то есть, в теории, за наши общие) деньги. С самого начала всем заинтересованным сторонам должно быть ясно, что конкретно предполагается создать, на основе какой исходной информации и каких принципиальных подходов к ее обработке, кто будет это делать и сколько это будет стоить. Сама по себе открытость еще не гарантирует качества и разумности этих продуктов - но если на самых ранних этапах будет ясно, что делается глупость, или что разработчики допустили критические ошибки (как это было, например, с ГИЛ), то заинтересованным сторонам будет легче, используя вполне законные механизмы, добиться прекращения работ или исправления ошибок.
С "новыми геоинформационными сервисами" и с созданием "системы дистанционного мониторинга лесов", очевидно, дело уже пошло по традиционному проторенному пути, не подразумевающему никакой открытости. Какая-то система уже создается, какие-то сроки и требования уже определены, СМИ и официальные сайты причастных органов власти кишат сообщениями об этой деятельности - но никакой конкретной информации о том, кто, что и зачем делает или собирается делать, пока нет. Так что, скорее всего, стоит ждать очередного повторения классического сюжета: "королям" опять представят что-то для них совсем непонятное, и им будет стыдно признаться, что они ничего в этом не понимают - а запуганным или заинтересованным вельможам будет страшно или невыгодно сказать, что это "непонятное" просто ни на что не годится.
Иллюстрация к сказке Г.Х.Андерсена "Новое платье короля"
0 коммент.:
Дописати коментар