Постановление Правительства Российской Федерации Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения”
Основная идея проекта состоит в том, чтобы никаким образом и ни при каких условиях у владельцев заброшенных земель сельскохозяйственного назначения, заросших или зарастающих лесом, не появилось право вести на этих землях полноценное лесное хозяйство. Согласно проекту, собственник такого леса будет иметь очень ограниченное право пользоваться им (гулять в нем, собирать грибы, ягоды, лекарственные растения, валежник, вести в нем сельское хозяйство, выращивать плодовые, ягодные, декоративные растения, возводить навесы и другие некапитальные сооружения) - но лишь до принятия региональной властью решения о дальнейшей судьбе этого участка. Вариантов решения по проекту может быть всего два: о вовлечении земли в сельскохозяйственный оборот (что потребует расчистки леса под угрозой большого штрафа или изъятия участка в рамках уже действующего законодательства), или о переводе участка в земли лесного фонда (что потребует его изъятия у прежнего собственника, поскольку земли лесного фонда по закону могут принадлежать только Российской Федерации - ст. 8 Лесного кодекса РФ). Вести в таких лесах полноценное лесное хозяйство, направленное в том числе на выращивание древесины и ее последующее использование, собственник земли не сможет: даже если земли будут признаны непригодными для осуществления сельскохозяйственного производства, это, согласно проекту, станет основанием для перевода их в земли лесного фонда (и, соответственно, для отъема их у прежнего владельца в пользу государства).
Заброшенное поле в Тверской области, заросшее лесом в конце 90-х годов прошлого века, расчищенное от него по требованию властей, и опять зарастающее - поскольку использовать эту землю для сельскохозяйственного производства некому и незачем
Мотивация Минприроды вполне понятна. Речь идет о многих десятках миллионов гектаров бывших сельхозземель, абсолютное большинство которых уже никогда не будет использоваться для производства сельскохозяйственной продукции в силу различных социально-экономических причин (низкой продуктивности, неблагоприятного климата, неудобных площадей или рельефа для работы современной высокопроизводительной техники, или просто обезлюденья огромных сельских районов). В сельскохозяйственный оборот без колоссальных государственных субсидий вернуть эти земли невозможно - но на них можно выращивать лес, который гораздо менее требователен к климату и богатству почвы, и нуждается в гораздо меньшем количестве рабочих рук. Этот лес может стать очень важным ресурсом для экономического развития многих ныне неблагополучных сельских районов, дать множество постоянных рабочих мест - до ста тысяч при вовлечении большинства заброшенных сельхозземель в продуктивное лесное хозяйство (и это только в собственно лесном хозяйстве, а переработка древесины и иной лесной продукции может дать даже больше). Если на этих землях организовать правильное лесовыращивание, то они могут давать до трети общего прироста древесины в экономически доступных лесах - поскольку в историческом прошлом под сельское хозяйство расчищались лучшие лесные земли. И эта треть прироста, если она будет использоваться грамотными и заинтересованными в результатах своего труда землевладельцами, неизбежно составит мощную конкуренцию экстенсивному (бесхозяйственному) лесопользованию в государственных лесах. А это неизбежно будет означать потерю государственными монополистами не только доходов, но и репутации - эффективное лесовыращивание на частных землях неизбежно покажет, насколько неэффективна нынешняя модель управления государственными лесами, и насколько неэффективные управленцы отвечают за них. Формирование конкурентной среды в лесном хозяйстве для нынешних федеральных органов управления лесами (Минприроды, Рослесхоза) и подведомственных им организаций-монополистов - смерти подобно, поэтому они и бьются насмерть с самой идеей разрешить собственникам бывших сельхозземель выращивать на этих землях лес.
Эту позицию Минприроды поддерживают и другие федеральные ведомства, и в целом Правительство РФ. Например, Минэкономразвития России пытается добиться отмены еще не вступившей в силу статьи 123 Лесного кодекса РФ, и в принципе сделать невозможным использование сельхозземель для выращивания леса (кроме защитных лесных насаждений, но это очень специфический частный случай, к лесному хозяйству имеющий лишь косвенное отношения). Председатель Правительства РФ Д.А.Медведев еще в июле прошлого года поручил разработать "механизм упрощенного порядка перевода в земли лесного фонда покрытых лесной растительностью земель сельскохозяйственного назначения, дальнейшее использование которых для нужд сельского хозяйства нецелесообразно" - фактически как единственный легальный механизм вовлечения заброшенных сельхозземель в продуктивное лесное хозяйство. А перевод в земли лесного фонда, даже "упрощенный", не может быть быстрым, дешевым и справедливым, поскольку требует изъятия земель у прежних собственников, межевания и кадастрового учета. Мотивы действий Правительства и Минэкономразвития не совсем понятны. Теоретически они вроде бы должны поддерживать идеи, направленные на социально-экономическое развитие сельских территорий. Вовлечение заброшенных сельскохозяйственных земель в продуктивное лесное хозяйство, вне всякого сомнения, будет способствовать такому развитию - по всему миру мы видим множество таких примеров. Но на практике правительство и министерства пока категорически этому противятся. Возможно, они просто по сформировавшейся в давние времена привычке воспринимают сельское хозяйство как особую деятельность, происходящую не по законам экономики, а по принуждению - и, исходя из этого восприятия, требуют возвращать в сельское хозяйство даже самые непригодные для этого в современных условиях земли. А то, что никак не получится вернуть, Минэкономразвития требует просто законсервировать. Цитата из недавней статьи в газете Ведомости: "Безусловно, есть истощенные земли, которые должны восстанавливаться под лесным покровом, но в таком случае вырубка леса должна быть запрещена, что делает бессмысленным лесное хозяйство на этих участках, объясняет представитель Минэкономразвития. Эти земли должны быть законсервированы, настаивает он".
Гринпис составил рейтинг регионов по площади заброшенных земель. Это ресурс для развития сельских территорий, который пока не используется
Отметим, что эта позиция Минприроды, Минэкономразвития и Правительства РФ противоречит многим законам Российской Федерации. Например, согласно статье 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Лес, используемый для ведения лесного хозяйства - это природный ресурс; запрещая вести лесное хозяйство на частных землях, государство создает ситуацию, фактически нарушающую эту статью Конституции. Согласно статье 15 федерального закона "О защите конкуренции", федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В частности, запрещается установление запретов в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров. Запрещая собственникам бывших сельхозземель вести на этих землях продуктивное лесное хозяйство и выращивать древесину, правительство и Минприроды прямо нарушают это антимонопольное требование.
Эта проблема очень важна не только с социально-экономической, но и с природоохранной точки зрения. Господствующая сейчас в нашей стране экстенсивная, она же бесхозяйственная, модель лесопользования, при которой лес используется как природное месторождение бревен, приводит к опустошению огромных площадей когда-то самых ценных в хозяйственном отношении лесов, и вынуждает лесозаготовителям осваивать все новые и новые территории. Именно эта модель вынуждает вовлекать в рубку последние остатки дикой тайги и другие леса высокой природоохранной и социальной ценности. Единственной возможной альтернативой является переход к полноценному лесному хозяйству, лесовыращиванию на наиболее подходящих для этого землях - в первую очередь на тех, которые раньше всего были освоены и сильно преобразованы человеком. Значительная доля таких земель приходится именно на бывшие земли сельхозназначения - на них удобнее всего разводить лес, заниматься лесным фермерством или плантационным лесовыращиванием. Вовлечение таких земель в лесное хозяйство позволит не только создать новые рабочие места и дать импульс развитию сельских территорий, но и заместить хотя бы часть потоков древесины из лесов высокой природоохранной и социальной ценности, и таким образом спасти эти леса от уничтожения.
Но чтобы это сделать, необходимо поменять позицию Правительства РФ, Минэкономразвития и Минприроды, которые пока категорически противятся развитию лесного хозяйства на заброшенных сельхозземлях, и предпочитают, чтобы они так и оставались заброшенными. Будем над этим работать - от того, насколько это получится сделать, в большой степени зависит будущее лесов и сельских территорий нашей страны.
0 коммент.:
Дописати коментар