12 червня 2019

Как отказ от тушения лесных пожаров в "зоне контроля" приводит к возникновению ЧС: пример из Верхоянского района Якутии

12 июня 2019 года состоялось заседание правительственной комиссии Республики Саха (Якутия) по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности по ситуации с пожарами на природных территориях, сложившейся в Верхоянском районе. Комиссия рекомендовала ввести в районе режим ЧС в связи с этими пожарами. В район направлены рабочая группа во главе с заместителем председателя правительства республики Д.Г.Белозеровым и дополнительные силы для тушения пожаров (ссылка).

Ситуация с пожарами в Верхоянском районе действительно чрезвычайная. По состоянию на вторую половину дня 12 июня 2019 года по местному времени, площадь действовавших в районе лесных пожаров составляла около 80 тысяч гектаров. В окрестностях действующих крупнейших пожаров располагаются села Хайысардах (около 11 км от ближайшей кромки пожара, с подветренной стороны - село находится в зоне сильного задымления), Батагай (около 6 км от ближайшей кромки пожара, с наветренной стороны), Бетенкёс (около 4 км от ближайшей кромки пожара, с наветренной стороны). Более мелкие пожары действуют в окрестностях и некоторых других населенных пунктов. Прогноз развития ситуации неблагоприятный: в обозримом будущем в районе ожидается жаркая погода, к выходным - до +30 градусов, временами с сильным порывистым ветром, практически без осадков. Вот так выглядит ситуация с лесными пожарами в Верхоянском районе сейчас - космоснимок Aqua MODIS за 12 июня 2019 года с наложенными термоточками и границами района:




Космоснимок Sentinel 2 на зону действия самых крупных лесных пожаров за 11 июня 2019 года:




То, что сейчас республиканская комиссия по ЧС рекомендовала ввести режим чрезвычайной ситуации в Верхоянском районе - совершенно правильная мера. Но самые крупные лесные пожары в этом районе - как раз те самые, которые сейчас представляют наибольшую угрозу населенным пунктам - развиваются с 6-8 июня, и раньше та же самая комиссия приняла решение об отказе от их тушения. Вот что говорится о ситуации с лесными пожарами в Якутии в сводке Авиалесоохраны за утро 12 июня 2019 года (ссылка):

"На 00:00 мск 12.06.2019 на территории Российской Федерации действовало 48 лесных пожаров на площади 9 092 га, по которым проводились работы по активному тушению, в том числе:
...
- 5 пожаров на землях лесного фонда на площади 231 га (Республика Саха (Якутия))
...
По информации региональных диспетчерских служб лесного хозяйства, на 00:00 мск 12.06.2019 на труднодоступных и удаленных землях лесного фонда на территории Российской Федерации находятся под постоянным наблюдением лесопожарных формирований и контролируются космическим мониторингом 107 лесных пожаров на площади 113 446 га, по которым прекращены работы по тушению на основании решений региональных Комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, в том числе:

- 45 пожаров на площади 68 527 га (Республика Саха (Якутия)".


Таким образом, согласно официальной сводке, по состоянию на утро 12 июня 2019 года по местному времени из 68 758 гектаров официально зарегистрированных действовавших в Республике Саха (Якутия) лесных пожаров лишь 0,3% приходилось на пожары, которые кто-то как-то тушил, и 99,7% - на пожары, по которым были приняты решения об отказе от тушения. Основная часть этих пожаров-отказников приходилась и приходится как раз на Верхоянский район - и вот теперь эти пожары разрослись до уровня чрезвычайной ситуации районного масштаба.

Примечательно, что леса, в которых они действуют, согласно лесохозяйственному регламенту Томпонского лесничества, относятся отнюдь не к резервным, а к эксплуатационным. Почему они относятся к эксплуатационным, это, конечно, отдельный большой вопрос, но что относятся - это абсолютный бюрократический факт. И при этом все эти леса включены в "зону контроля лесных пожаров", в которой по действующему законодательству пожары вполне официально разрешается не тушить по усмотрению региональной комиссии по ЧС.

Никакой и ничьей ответственности за неоправданное включение лесов в "зону контроля лесных пожаров" (в том числе эксплуатационных лесов и лесов в окрестностях населенных пунктов), как и за неоправданный отказ от тушения лесных пожаров на ранних стадиях их развития в "зонах контроля", действующее законодательство не предусматривает. Захотели - и отказались, и все тут, никто ни в чем не виноват, даже если отказ привел в конце концов к развитию чрезвычайной ситуации. И Рослесхоз, надзирающий за исполнением органами государственной власти субъектов РФ переданных им лесных полномочий, ровным счетом ничего сделать с этим не может, или не хочет.

0 коммент.:

Дописати коментар