16 липня 2019

О ситуации с зонами контроля лесных пожаров в России



На заседании Общественного совета при Федеральном агентстве лесного хозяйства 12 июля 2019 года во внеплановом порядке по предложению Гринпис был рассмотрен вопрос о ситуации с зонами контроля лесных пожаров в России. В целом и члены Общественного совета, и представители Рослесхоза с оценкой ситуации и с предложенными мерами согласились. Ниже приводится справка, подготовленная для этого заседания.


О ситуации с зонами контроля лесных пожаров в России

Приказом Минприроды России от 8 октября 2015 года № 426 в Правила тушения лесных пожаров были внесены изменения, предусматривающие выделение так называемых "зон контроля лесных пожаров" - территорий, на которых допускается отказ от тушения пожаров по решению комиссий по ЧС и ПБ субъектов РФ "при отсутствии угрозы населенным пунктам или объектам экономики в случаях, когда прогнозируемые затраты на тушение лесного пожара превышают прогнозируемый вред, который может быть им причинен". При этом законодательно не были установлены, и не установлены до сих пор:

во-первых, критерии и правила выделения "зон контроля";

во-вторых, критерии и правила принятия решений о прекращении или приостановке тушения.

В результате к "зонам контроля" была отнесена примерно половина земель лесного фонда России (по данным Авиалесоохраны за 2016 год - более поздние не публиковались - из 1144,8 млн. га охраняемой площади лесов 561,2 млн. га, или 49%, были отнесены к зонам контроля). В состав "зон контроля" входят, в частности, леса, непосредственно примыкающие к многочисленным населенным пунктам, к объектам инфраструктуры (дорогам) федерального и регионального значения, а также эксплуатационные леса, в том числе предоставленные в пользование для заготовки древесины. Нередки ситуации, когда отказ от тушения лесных пожаров в "зонах контроля" приводит к развитию чрезвычайных ситуаций, вызванных лесными пожарами, или вносит значительный вклад в развитие этих ЧС (как, например, в настоящее время в ряде районов Якутии и Красноярского края). Пожары, первоначально возникшие в "зонах контроля", в результате не тушения на ранних стадиях развития, разрастаются до площадей, на которых их становится в принципе невозможно потушить до сильных дождей или снега, и создают или непосредственную угрозу населенным пунктам, или приводят к опасному для здоровья и жизни людей задымлению. Все это ведет к нарушению конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ней.


Для решения проблемы нормативно неурегулированного и явно избыточного выделения зон контроля лесных пожаров, а также нормативно неурегулированных отказов от тушения лесных пожаров, необходимы следующие меры.

1. Установить критерии и правила выделения зон контроля лесных пожаров, допускающие их выделение только в удаленных и труднодоступных резервных лесах и полосе притундровых лесов, с обязательным исключением лесных участков, предоставленных в пользование, десятикилометровых зон вокруг поселений, и лесов, примыкающих к дорогам федерального и регионального значения;

2. Установить, что решения о выделении зон контроля лесных пожаров должны иметь форму нормативных правовых актов, и подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном для нормативных правовых актов субъектов РФ;

3. Установить критерии и правила принятия решений о прекращении или приостановке тушения лесных пожаров в зонах контроля лесных пожаров.

До выполнения этих мер Федеральному агентству лесного хозяйства и ФБУ "Авиалесоохрана" обеспечить незамедлительное опубликование схем зон контроля лесных пожаров (сейчас размещенные на сайте ФБУ "Авиалесоохрана" схемы отражают ситуацию на осень 2916 года). Органам власти субъектов РФ опубликовать в полном объеме решения о выделении зон контроля лесных пожаров с указанием лесничеств, участковых лесничеств и лесных кварталов, отнесенных к ним.

0 коммент.:

Дописати коментар