14 березня 2020

Пожарная угроза не в лесах, а в головах. Почему спасти Забайкалье от огня опять может только чудо

На протяжении многих последних лет в двух соседних регионах - Забайкальском крае и Амурской области - весной происходила одна и та же история. Как только на отдельных открытых местах стаивал снег, лесохозяйственные организации начинали проводить так называемые "контролируемые профилактические выжигания" - то есть жечь сухую траву на прилегающих к лесам участках в расчете на то, что ранней весной лес еще сырой и заснеженный, и потому не загорится. К лесникам присоединялись разнообразные прочие государственные и муниципальные организации, с них брали пример простые граждане, особенно дети, и к тому времени, когда снег сходил полностью, регионы уже полыхали вовсю. Практически ежегодно сезон "контролируемых выжиганий" переходил в пожароопасный сезон, а затем и в чрезвычайные ситуации, вызванные лесными пожарами, часто с гибелью людей, потерями жилья и объектов инфраструктуры. Иногда больше горело Забайкалье, иногда - Приамурье, но в целом ситуация в обоих регионах была очень похожей из-за относительной близости природных и социальных условий (с точки зрения пожарной опасности).

И вдруг ситуация в Амурской области изменилась: весной 2019 года государственные организации в этом регионе перестали весной жечь сухую траву. Фактически на проведение контролируемых профилактических выжиганий был наложен мораторий - не абсолютный, но достаточно полный. Основную роль в этом сыграл новый губернатор - В.А.Орлов. Он не пошел на поводу у региональной лесной элиты, привыкшей каждый год жечь траву сотнями тысяч гектаров (действовавшим ранее планом предусматривалось проведение выжиганий на площади 180 тыс. га в год), а добился реального отказа от массового повсеместного выжигания. Результат не заставил себя долго ждать: несмотря на очень пожароопасную ситуацию весной 2019 года (последствия малоснежной зимы), площади весенних ландшафтных пожаров в регионе сократились в разы по сравнению со среднемноголетним уровнем. Вот так менялось количество термоточек (выявляемых по спутниковым данным температурных аномалий) в Амурской области в 2019 году - красная линия, по сравнению со средними за 2001-2018 годы для этого же региона значениями; значения для обеих линий сглажены путем усреднения для десятидневных периодов:



А в Забайкальском крае ничего не изменилось - там как жгли, так и продолжали жечь в 2018 году. Многолетние привычки, подкрепленные государственными заданиями и зарплатой исполнителям, изменить очень трудно - для этого нужны действительно сильные и решительные руководители, каковых в Забайкалье, видимо, не нашлось.

И сейчас мы видим ровно то же самое. В Забайкальском крае на протяжении уже нескольких недель спутники фиксируют большое количество термоточек, Минприроды Забайкальского края сообщает, что "в соответствии с доведенным государственным заданием подразделения КГСАУ «Забайкаллесхоз» и КГУ «Читинская авиабаза» приступили к проведению профилактических контролируемых выжиганий", в системе ИСДМ-Рослесхоз фиксируется большое количество планируемых и фактически проведенных случаев выжигания. А в Амурской области - появляются лишь отдельные термоточки, и то не каждый день. Например, сейчас ситуация выглядит так (мозаика космоснимков VIIRS спутника Suomi NPP с наложенными термоточками этого же спутника за сутки, то и другое - за 13 марта 2020 года):




Конечно, в конкретный день разница в термоточках может объясняться немного разными погодными условиями в соседних регионах - но примерно такая же картина наблюдается ежедневно с конца февраля. Вот данные об изменении количества термоточек (усредненные по десятидневным периодам, предшествующим каждой дате), по данным сенсоров MODIS спутников Terra и Aqua, по Амурской области и Забайкальскому краю. В обоих регионах уже начался период, когда обычно трава на открытых пространствах начинает массово гореть - до среднемноголетних пиков горимости еще далеко, но среднемноголетние для середины марта количества термоточек и в Приамурье, и в Забайкалье уже далеко не нулевые. При этом весной 2020 года в Приамурье почти ничего не горит (термоточек так мало, что на глаз отклонение графика от нулевого значения незаметно), а в Забайкалье все идет примерно по среднемноголетнему графику:




Скорее всего, в Забайкальском крае и дальше все пойдет как обычно: сезон "контролируемых профилактических выжиганий" без перерыва перейдет в сезон лесных и вообще ландшафтных пожаров, а он, в свою очередь, в крупномасштабную лесопожарную чрезвычайную ситуацию. То, что сейчас происходит в Забайкальском крае, совершенно наглядно показывает, что главная пожарная угроза - не в лесах, а в головах. В головах тех, кто руководит регионом, лесной отраслью региона, кто контролирует деятельность этих руководителей, и кто непосредственно жжет сухую траву - по госзаданию или по собственной инициативе.

Ко всему этому остается добавить лишь одно: то, что Забайкальский край по-прежнему плохо готов к пожароопасному сезону. По другому и быть не может - поскольку переданные ему лесные полномочия, в том числе в части охраны лесов от пожаров, финансируются лишь на малую долю от реальной потребности (в этом отношении Забайкалье ничуть не отличается от остальных регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока). Но если бы сами люди не жгли свой край специально - с огнем еще можно было бы справиться; а когда жгут, да еще и в рамках госзадания за государственную зарплату, то справиться не получится практически с гарантией.

Related Posts:

Сторінки (16)12345678910111213141516 Вперед

0 коммент.:

Дописати коментар