Лесники, жгущие траву, обеспечивали мощную антирекламу пожарной безопасности. Ну в самом деле, кто же будет соблюдать правила пожарной безопасности, видя, как работающие на государство люди на огромных площадях в самом начале пожароопасного сезона жгут чуть ли не все, что уже просохло и может гореть?
Регулярно выжигаемые территории с каждым годом становились все более и более пожароопасными. Выжигания на огромных площадях убивали молодую древесную поросль и постепенно - отдельно растущие старые деревья, куртины и опушки леса, делая территории в целом все более открытыми, быстрее просыхающими и сильнее продуваемыми. Сильные весенние ветра по таким все более безлесным пространствам разносили огонь на все большие расстояния со все большей скоростью. Нередко от травяных палов сгорали деревни и поселки, многочисленные объекты инфраструктуры, гибли люди. Выяснить, сгорели они или погибли от "хулиганского" выжигания или от "контролируемого", было невозможно, поскольку фактически они друг от друга в большинстве случаев не отличались. Чтобы леса не сгорели по вине неустановленных лиц, установленные жгли все больше и больше, и конца этому безумию не было видно.
И вдруг один регион образумился - весной 2019 года руководство Амурской области решило больше не жечь. Трудно сказать, что сыграло основную роль в принятии такого решения - но факт остается фактом: по указанию нового губернатора государственные и муниципальные организации жечь почти перестали. Год был крайне опасный, условия - чрезвычайные (из-за экстремально малоснежной зимы и обычной, вполне сухой и ветреной весны, угроза катастрофических пожаров была особенно велика). Однако, отказ государства от целенаправленных поджогов сухой травы привел к тому, что площадь, пройденная пожарами, оказалась в разы меньшей, чем в предыдущие годы.
Казалось бы, его пример - другим наука. Но в соседних регионах традиции, планы, госзадания и просто дурь опять победили. В соседних с Амурской областью Забайкальском крае и Еврейской автономной области, с примерно такими же с точки зрения пожарной опасности природными и погодными условиями, лесники сейчас уже не первую неделю жгут сухую траву на огромных площадях - а в Амурской области, как и в прошлом году, держатся, не жгут. В итоге в Забайкалье ситуация с пожарами на природных территориях, судя по количеству термоточек, развивается с очень небольшим отставанием от среднемноголетнего графика, в ЕАО - с большим опережением этого графика, а в Амурской области практически ничего не горит. Вот так выглядит это сравнение (слева направо - Забайкальский край, Амурская область и Еврейская автономная область, голубые линии - динамика термоточек в среднем за 2001-2019 годы, красные - за 2020 год, все значения сглажены путем усреднения за скользящие 10-дневные периоды):
Несмотря на то, что разница очевидно объясняется именно разным отношением государственных органов управления лесами к контролируемым выжиганиям (в двух регионах они жгут, в одном - не жгут), контролирующие федеральные органы, в первую очередь Рослесхоз, ничего с этим поделать не могут. Оперативный штаб Рослесхоза поручает органам управления лесами Забайкальского края и ЕАО усилить противопожарную работу - а те как жгли, так и жгут, и явно пока никак не собираются реагировать на эти поручения. МЧС, которое должно обеспечивать в целом надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, пока вообще никак на это безумие не реагирует.
Разруха - в головах. Пожарная опасность - там же
0 коммент.:
Дописати коментар