Увеличение лесов и пастбищ на территории республики может привести к тому, что "зеленые легкие" будут с лихвой компенсировать выбросы двух основных загрязнителей воздуха в стране – транспортной и металлургической отраслей, считает вице-министр энергетики Гани Садибеков, передает Sputnik.
"Большой потенциал поглощения выбросов имеется в различных секторах сельского хозяйства, — заявил Садибеков в понедельник, на заседании рабочей группы мажилиса, рассмотревшей проект закона "О ратификации Парижского соглашения". — Прирост поглощения СО2 лесами и пастбищами может достигать 20-30 миллионов тонн условного топлива в год, что больше чем выбросы металлургии и на транспорте", — уточнил он.
Казахстан никогда не был лесной державой, однако в последние годы в центральной его части по поручению президента страны высаживаются искусственные лесные насаждения. По замыслу главы государства, эти насаждения должны постепенно соединиться с естественным лесным массивом близ Астаны – курортом Боровое – и пойти дальше, в сторону естественных же северных лесов в районе казахстанско-российской границы.
Неподалеку от Астаны располагается и основные металлургические базы Казахстана – Темиртау и Караганда, вред от которых и должен постепенно нивелировать высаживаемый зеленый пояс столицы (насаждения делаются не только на север от столицы, в сторону Борового, но и на юго-восток от главного города страны – в карагандинском направлении).
Одним лесом воздух не очистишь
И все же в преддверии ратификации Парижского соглашения по решению проблемы глобального изменения климата, которое уже ратифицировала 61 страна, совокупные выбросы которой составляют 47,8% от общих выбросов в мире, в Казахстане понимают, что одного увеличения количества лесов в стране недостаточно. Гани Садибеков напомнил, что в рамках соглашения каждая сторона готовит, сообщает и сохраняет определяемый на национальном уровне последовательный вклад, которого она намеревается достичь. Раз в пять лет сторона сообщает определяемый вклад в дело снижения выбросов – за это время деревья просто вырасти не успеют.
Так что нужны и иные методы снижения наносимого природе вреда, тем более, что, по данным представителя Минэнерго, для реализации озвученных вкладов "сторонам предоставляется поддержка в виде финансовых ресурсов, разработки и передачи технологий, укрепления потенциала". "Казахстан заявил свой предполагаемый вклад по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов в виде безусловной цели 15% и условной цели 25% к 2030 году от базового уровня 1990 года", — напомнил Садибеков, отметив, что Парижским соглашением достижение заявленных вкладов не носит юридически обязательный характер, они выполняются на добровольной основе.
По результатам отчета национальной инвентаризации парниковых газов в базовом 1990 году в Казахстане суммарные выбросы парниковых газов без учета сектора землепользования, изменения и в землепользовании и лесного хозяйства, составляли 389,6 миллионов тонн в эквиваленте. В 2014 же году выбросы парниковых газов в Казахстане составили 313,8 миллионов тонн – и это без учета поглощения в секторе землепользования и лесного хозяйства. "По состоянию на 2014 год страновые выбросы ниже уровня 1990 года на 19,5%, почти 20% у нас есть снижение", — констатировал вице-министр.
Тем не менее, несмотря на уже достигнутый успех, казахстанские власти намерены использовать, помимо леса и системы торговли квотами на выбросы углекислого газа, ряд других инструментов. К примеру, довести долю альтернативной и возобновляемой электроэнергии к 2030 году до 10% от общего объема производимого в стране электричества против нынешнего одного процента. Также предполагается к этому же сроку снизить энергоемкость ВВП на 25%, а попутно довести долю перерабатываемых, а не складируемых отходов до 40% к 2030 году.
"Также промышленными предприятиями на сегодняшний день применяется технологический процесс по переводу на газ, есть программа по переводу автотранспорта на газомоторное топливо, реализуется программа по снижению энергоемкости наших предприятий", — добавил вице-министр. Что касается системы торговли квотами на выбросы СО2, то она, по признанию Садибекова, полноценно заработает в республике с 2018 года.
"На территории постсоветского пространства Казахстан — единственное государство, которое в 2014-2015 годах реализовало систему торговли выбросами, — напомнил он. Есть определенные достижения, конечно, были и оппоненты, поэтому мы внесли в законодательство изменения, по которым мы эту систему приостановили. Сейчас созданы рабочие группы, мы отрабатываем все необходимые мероприятия по совершенствованию данной системы и с 1 января 2018 года, я думаю, эта система у нас заработает".
Также, по его словам, в настоящее время Минэнерго работает над подготовкой заключения по внесению изменений в экологическое законодательство, которые касаются, в числе прочего, и совершенствования системы торговли квотами. Вице-министр считает, что уже в этом году данные изменения будут рассматриваться в парламенте, что позволит устранить "коллизии и технические вещи", препятствующие нормальному функционированию системы торговли квотами. Вкупе с привнесением в страну зеленых технологий за счет средств международных финансовых организаций все это поможет лесам и пастбищам эффективно очищать казахстанский воздух.
Новости
Новости Казахстана
4 октября 2016
http://forbes.kz/news/2016/10/04/newsid_122815