ПІД ВИГЛЯДОМ БОРОТЬБИ З КОРУПЦІЄЮ

влада обвалила лісову галузь в Україні

ЛІС І РЕФОРМУВАННЯ

Державні ліси мають покривати свої видатки з власних доходів

Орест ФУРДИЧКО

Таємниці реформування "лісових відносин" в Україні

РЕФОРМАЦІЯ, ДЕГРАДАЦІЯ ЧИ ПРОФАНАЦІЯ?

Як Держлісагентство хоче реформувати лісову галузь

ЧИНОВНИКИ ПРОТИ ЛІСІВНИКІВ

Кому вигідний фінансовий саботаж лісгоспів?

29 квітня 2017

ЛІсові пожежі в РФ - Іркутськ та Красноярськ

Федеральный центр призвал к немедленному реагированию


Накануне ночью министр Владимир Пучков из Москвы провел селекторное совещание с Иркутском. Власти сообщили оперативную информацию. Федеральный центр призвал к немедленному реагированию, а группировку сил авиалесоохраны для тушения пожаров увеличить и взять под жесткий контроль.

Пятница, в Иркутске 17.00. Внеочередное заседание региональной комиссии по предотвращению и ликвидации ЧС. Выхода нет - власти вводят на всей территории Иркутской области режим чрезвычайной ситуации. Говорят, что обращения к населению, к руководству районов не дали результатов. Скорость распространения огня достигла 40 километров в час. "Это связано с погодными условиями, которые установились на территории области. Высокая температура, не характерная для данного периода времени, отсутствие осадков вызвали то, что на территории 14 районов сегодня 4 класс пожароопасности и в 9 районах 5-й, чрезвычайный, класс пожароопасности в лесах. Также по области проходит холодный фронт, это привело сегодня к усилению ветра, что, в свою очередь, вызвало обострение обстановки с природными пожарами, площадь пожаров увеличилась", - сообщил Александр Битаров, председатель правительства Иркутской области.

Продолжаются сельхозпалы, неосторожное обращение с огнем, и это вызывает дополнительные пожары, которые переходят в леса и на жилые строения, говорит глава региона. Прошло 5 часов, в Иркутске поздняя ночь. Информация уже полностью изменилась. На связи с областным центром из Москвы министр Владимир Пучков. Он призывает к быстрому оперативному реагированию, счет в схватке с пожарами идет на часы, а где-то и минуты. "Отдельные планы я прошу утвердить по применению вертолетной авиации Ми-8. Группировку сил авиалесоохраны под жесткий контроль и обеспечить взаимодействие авиации и наземной группировки. Приоритет нашей работы - это четкий прогноз развития ситуации и жесткое выполнение всех ограничений, связанных с особым противопожарным режимом и режимом ЧС", - заявил Владимир Пучков, министр РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Мэрам территорий дали поручение, чтобы все люди, которые потеряли жилье, не остались без внимания, были расселены во временное жилье. А впоследствии им выделят компенсацию.
Изображения новости



Видео новости
Скачать

Опубликовано: 29.04.2017 09:30

http://as.baikal.tv/news/one.php?id=66624

Опять опоздали: режим ЧС в связи с пожарами в Сибирском федеральном округе введен лишь после того, как от травяных палов сгорело несколько поселков


Министр МЧС России В.А.Пучков на заседании Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности заявил о введении с 17.00 28 апреля 2017 года о введении режима чрезвычайной ситуации для всех органов управления и сил Единой российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Сибирского федерального округ, сообщает Интерфакс (ссылка).

К сожалению, министр и возглавляемое им министерство опять опоздали: ситуация с пожарами на природных территориях в южных районах Красноярского края и Иркутской области требовала введения режима ЧС уже 26 апреля 2017 года. 26 апреля в зоне задымления, вызванного массовыми поджогами сухой травы, мусора, древесных отходов, и отчасти лесными пожарами, оказались города и районы Красноярского края и Иркутской области с общей численностью населения около 420 тысяч человек; 27 апреля численность оказавшегося в зоне задымления в этих двух субъектах РФ оказалось уже около 1,2 миллиона человек, 28 апреля - около 1,7 миллиона. Сильное задымление, вызванное пожарами, представляет серьезную угрозу для жизни и здоровья людей - прежде всего для стариков, детей, беременных женщин, лиц с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Такая интенсивность задымления густонаселенных районов и городов может привести к десяткам, если не сотням, дополнительных смертей; если же задымление сохранится надолго - смертей будет еще больше.

В связи с этим Гринпис 26 апреля обратился к Президенту РФ с просьбой обязать МЧС России признать чрезвычайную ситуацию, связанную с очень сильным задымлением группы городов и районов Красноярского края и Иркутской области , принять незамедлительные меры по ее ликвидации и защите населения от ее последствий, и рекомендовал местным жителям, страдающих от пожаров и дыма, также обратиться к Президенту РФ с такой просьбой. Ссылки:

О ситуации с пожарами на природных территориях Красноярского края и Иркутской области по состоянию на 27 апреля 2017 года

О чрезвычайной ситуации с задымлением в Канске, Тайшете, Нижнеудинске, Тулуне, Саянске и окрестных районах Красноярского края и Иркутской области


Утром 28 апреля 2017 года министр лесного хозяйства Иркутской области С.В.Шеверда заявил о том, что вводить вводить режим ЧС из-за пожаров преждевременно. Ссылка:

Министр лесного комплекса Иркутской области Сергей Шеверда, комментируя опасения Гринпис, заявил на брифинге 28 апреля, что вводить в регионе режим ЧС из-за пожаров преждевременно.


Однако, во второй половине дня 28 апреля в Киренском районе сгорел населенный пункт Бубновка (по предварительным данным, огнем уничтожено 78 домов, более четырехсот человек эвакуировано). Точная причина пожара неизвестна, но незадолго до пожара в нескольких километрах от деревни были зафиксированы палы сухой травы. Ранее от палов сухой травы сгорели дома в населенных пунктах Замазчиково, Ивановка и Артель 1 Мая Заларинского района иркутской области (по предварительным данным, огонь уничтожил в этих населенных пунктах 8 домов). Вечером 28 апреля Правительство Иркутской области объявило о введении на всей территории региона режима ЧС в связи с пожарами:

Александр Битаров: На территории всей Иркутской области с сегодняшнего дня вводится режим чрезвычайной ситуации


А вскоре после этого появилась и информация от МЧС о введении режима ЧС в связи с пожарами на территории всего Сибирского федерального округа (см. ссылку выше).

К сожалению, МЧС опоздало как минимум на два дня - если бы все доступные силы были привлечены к борьбе с огнем своевременно, в самом начале развития чрезвычайной ситуации межрегионального уровня, такого роста пожаров можно было бы избежать.

http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=20874&sid=a24804513448ce5846b948b0d7827952#p156652


О ситуации с пожарами на природных территориях Красноярского края и Иркутской области по состоянию на 27 апреля 2017 года


В южных районах Красноярского края и Иркутской области продолжает развиваться крупномасштабная пожарная катастрофа, вызванная массовыми поджогами сухой травы, мусора, древесных отходов и тому подобных горючих материалов. Многочисленные пожары на природных территориях и свалках привели к сильному задымлению обширной территории с населением не менее полутора миллионов человек; уже имеются случаи перехода огня с горящей травы на населенные пункты - Замазчиково, Артель Первого Мая, машинную станцию Вихоревка в Иркутской области. Несмотря на то, что ситуация явно соответствует критериям межрегиональной или даже федеральной ЧС, официально режим ЧС не введен ни в Красноярском крае, ни в Иркутской области.

В ближайшие сутки во всех горящих районах Красноярского края и Иркутской области сохранится крайне пожароопасная ситуация, возможны дальнейший рост количества и площадей пожаров на природных территориях и новые случаи перехода огня на населенные пункты и объекты инфраструктуры. В наибольшей степени жизни и здоровью людей угрожает сильное задымления - к группам наибольшего риска относятся старики, беременные женщины, дети, а также люди, страдающие заболеваниями сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.

Вот так выглядела ситуация с лесными пожарами и задымлением в Красноярском крае и Иркутской области 27 апреля 2017 года:










Как защитить себя и своих близких от вредного воздействия дыма

Если задымление сильное (видимость днем не превышает нескольких сотен метров и дым хотя бы время от времени явственно затрудняет дыхание), или риск его роста велик, необходимо принять меры по защите себя и своих близких от его вредных последствий.

Если среди членов семьи есть люди с ослабленным здоровьем (прежде всего с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и органов дыхания), маленькие дети, пожилые люди, беременные женщины, следует подумать об их эвакуации из зоны задымления. Если это возможно, лучше отправить их к родственникам, друзьям в другой район или даже в другой регион, где не ожидается в ближайшее время ухудшение обстановки с пожарами. Если задымление уже есть и оно усиливается, отправиться по дорогам на автомобиле или автобусе будет безопаснее в ранние дневные часы, когда задымление будет не таким сильным. В дорогу следует взять запас питьевой воды, продукты, по возможности – фильтрующие противодымные средства защиты органов дыхания (на случай заторов и пробок на выездах, или долгого ожидания из-за плохой видимости, аварий и т.п.)

Если уехать некуда или невозможно, следует обеспечить максимально безопасные условия проживания в доме. Основные угрозы здоровью связаны с воздействием содержащихся в дыме микроскопических твердых частиц (сажи), повышенного содержания угарного газа, а в отдельных случаях пониженного содержания кислорода и повышенного - углекислого газа. В случае торфяных пожаров и крупных лесных пожаров (с большими площадями, где продолжается тление лесной подстилки) ситуация усугубляется большими концентрациями других продуктов неполного сгорания древесины и продуктами пиролиза торфа. Дым от горящих свалок содержит еще больше разнообразных токсичных и канцерогенных соединений.

Для борьбы с опасным для здоровья воздействием дыма следует:

- закрыть окна и двери и перекрыть щели при помощи влажной материи, влажных занавесок; форточки и окна, которые можно не использовать в ближайшее время, заклеить скотчем;

- по возможности включать в квартирах увлажнители воздуха, кондиционеры, фильтрующие вытяжки и т.п. (задача - осадить на фильтрах как можно большее количество пыли и аэрозолей, содержащихся в дымном воздухе, а также снизить температуру воздуха, чтобы уменьшить поражающее воздействие дыма);

- проветривать помещение только в часы с наименьшим задымлением (когда меняется или усиливается ветер, или в часы, когда дым поднимается высоко над землей, обычно днем);

- в периоды наиболее сильного задымления, особенно если оно связано с пожарами на свалках или торфяниках, использовать, если есть, качественные респираторы с насадками для поглощения микрочастиц, или фильтрующие противогазы. При использовании средств индивидуальной защиты выбирать наиболее плотно примыкающие к лицу (наиболее плотно прилегают к лицу силиконовые полумаски и маски), не сильно затрудняющие дыхание, имеющие клапан выдоха, по возможности, обеспечивающие не только механическую фильтрацию пыли и аэрозолей, но и поглощение продуктов горения органических материалов. Следует помнить, что надежно защититься в течение длительного времени от угарного газа никакие фильтрующие средства не могут, а простые марлевые респираторы и повязки могут облегчить лишь очень кратковременное нахождение в задымленной среде, а при длительном (десятки минут и более) они бесполезны;

- по возможности избегать тяжелой физической работы в условиях сильного задымления;

- ежедневно принимать по 1 взрослой дозировке препарат АЦЦ (отхаркивающее средство, по которому есть данные о снижении последствий для здоровья при регулярном приеме в условиях сильного задымления), при отсутствии АЦЦ – другие отхаркивающие средства.


Как добиться от уполномоченных органов власти принятия экстренных мер по ликвидации лесопожарной ЧС

Для того, чтобы избежать дальнейшего ухудшения ситуации, необходимо принятие экстренных мер - в частности, официальное признание фактически сложившейся чрезвычайной ситуации, приведение сил и средств Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в режим межрегиональной ЧС, и немедленное направление дополнительных сил пожарной охраны в наиболее горящие районы Красноярского края и Иркутской области. Чтобы помочь руководству МЧС принять правильное решение и совершить необходимые действия - нужно обратиться к тому, кому МЧС непосредственно подчиняется: к Президенту РФ.

Ниже приводится примерный текст такого обращения. Его можно отправить через специальную форму для электронных обращений граждан к Президенту РФ (в форме необходимо заполнить все ячейки согласно соответствующим указаниям, а в самую крупную ячейку внизу формы - вставить приведенный ниже текст:

Управление Президента по работе с обращениями граждан и организаций - отправить письмо


Текст обращения (примерный, при необходимости его можно менять по своему усмотрению):


Уважаемый Владимир Владимирович!

В настоящее время в южных районах Красноярского края и Иркутской области сформировалась зона очень сильного задымления, вызванного массовым бесконтрольным сжиганием травы, мусора, древесных отходов, и отчасти лесными пожарами. Об очень сильном задымлении свидетельствуют как данные дистанционного наблюдения (общедоступные спутниковые снимки), так и многочисленные сообщения с мест и публикации в СМИ.

Сильное задымление приземных слоев воздуха создает угрозу здоровью и жизни людей, в первую очередь лиц пожилого возраста и тех, кто страдает заболеваниями сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Население городов и районов, оказавшихся в зоне задымления и страдающих от него, составляет, ориентировочно, не менее полутора миллионов человек; уже есть случаи перехода огня (палов сухой травы) на населенные пункты и объекты инфраструктуры.

Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно постановлению Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304, если зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов РФ, а количество пострадавших составляет свыше 50 человек - то в зависимости от конкретного количества пострадавших и причиненного ущерба такая ЧС представляет собой чрезвычайную ситуацию межгегионального или федерального характера.

Согласно Указу Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 (в действующей сейчас редакции), МЧС России организует работу по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера, спасению людей при этих чрезвычайных ситуациях.

Таким образом, в сложившейся ситуации именно МЧС России должно организовать работу по ликвидации чрезвычайной ситуации, вызванной очень сильным задымлением группы городов и районов Красноярского края и Иркутской области.

Однако, в сводках ЧС и происшествий главных управлений МЧС России по Красноярскому краю и Иркутской области за 26 апреля 2017 года не только не упоминается данная ситуация, но и прямо говорится, что чрезвычайных ситуаций на контроле нет и режим ЧС не действует.

В связи с этим просим Вас обязать МЧС России признать чрезвычайную ситуацию, связанную с очень сильным задымлением группы городов и районов Красноярского края и Иркутской области , принять незамедлительные меры по ее ликвидации и защите населения от ее последствий.


* * *

Примечание. В форме для электронных обращений к Президенту РФ могут не действовать некоторые стандартные сочетания клавиш для вставки текста из буфера обмена (Ctrl+V, контекстное меню "мыши") - но работает, например, сочетание клавиш Shift+Insert).

Обращения, направленные на адрес Президента РФ, перенаправляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - МЧС России. Практика показывает, что к обращениям, пересланным "сверху", отношение бывает более внимательным, чем к обращениям, присланным в МЧС напрямую. Чем больше будет таких обращений - тем выше вероятность, что они сработают, и реальные меры по ликвидации чрезвычайной ситуации будут приняты. Вот такие сообщения о перенаправлении писем приходят из электронной приемной Президента РФ:




* * *

Обновляемая подборка сообщений по этой теме:

Апрельская пожарная катастрофа в южных районах Красноярского края и Иркутской области

http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=20871

Лісові пожежі загрожують Сумщині через масові гуляння. ВІДЕО

Опубликовано: 28 апр. 2017 г.

Комусь відпочинок, а комусь – напружена робота. Лісівники Сумщини готуються до чергувань у посиленому режимі. Збільшується загроза лісових пожеж. Як оберігають ліс та чим захищають його від вогню – дивіться у сюжеті наших кореспондентів.




28 квітня 2017

На Черкащині лісівники та працівники ДСНС провели спільні навчання з ліквідації лісових пожеж

Опубликовано: 28 апр. 2017 г.

В лісах області росте рівень пожежної небезпеки. Попереду великі травневі вихідні, коли люди масово потягнуться до лісу. Без традиційних шашликів відпочинок напевно не обійдеться…


Под Киевом горит лес, на трассе сильное задымление (Фото)


Под Киевом по Днепропетровскому шоссе загорелся лес. Вблизи населенного пункта Новые Безрадичи в направлении Обухова наблюдается сильное задымление.

Видимость ограничена. На месте работает бригада ГСЧС.






Текст документа:“Про призначення Юшкевич Х. В. Головою Державного агентства лісових ресурсів України ” № 290-р — редакція від 26.04.2017

КАБІНЕТ МІНІСТРІВ УКРАЇНИ
РОЗПОРЯДЖЕННЯ
від 26 квітня 2017 р. № 290-р
Київ
Про призначення Юшкевич Х. В.
Головою Державного агентства лісових ресурсів України

Призначити Юшкевич Христину Василівну Головою Державного агентства лісових ресурсів України з дати початку фактичного виконання нею посадових обов’язків строком на п’ять років з оплатою праці відповідно до законодавства, встановивши випробування строком на один місяць.


Прем’єр-міністр України


              В. ГРОЙСМАН


Інд. 19

http://www.kmu.gov.ua/control/uk/cardnpd?docid=249956226 

Текст документа:“Про звільнення Юшкевич Х. В. з посади першого заступника Голови Державного агентства лісових ресурсів України ” № 289-р — редакція від  26.04.2017
Герб України
КАБІНЕТ МІНІСТРІВ УКРАЇНИ
РОЗПОРЯДЖЕННЯ
від 26 квітня 2017 р. № 289-р
Київ
Про звільнення Юшкевич Х. В.
з посади першого заступника Голови Державного
агентства лісових ресурсів України

Звільнити Юшкевич Христину Василівну з посади першого заступника Голови Державного агентства лісових ресурсів України у зв’язку з переходом на іншу роботу.


Прем’єр-міністр України


       В. ГРОЙСМАН



Інд. 19



http://www.kmu.gov.ua/control/uk/cardnpd?docid=249956132 

50% інструментів регулювання лісової галузі мають високі корупційні ризики

Збитки від незаконних рубок в Україні за 5 років зросли на 77%, загалом досягнувши 300 млн грн. При цьому єдиний розмір штрафу, незалежно від обсягу такої вирубки, складає всього 170 грн. За 2016 рік до суду подано 15 справ про адміністративні правопорушення.

Це лише один з аспектів проблематики регулювання лісової галузі, яку представники влади, бізнесу, громадськості та експертних кіл обговорили 27 квітня в Києві на Круглому столі «Регуляторні хащі: ліс – товар чи ресурс?» в рамках Публічного діалогу #PROДіалог.

Офіс ефективного регулювання BRDO провів ґрунтовний аналіз проблематики галузі та презентував його у Зеленій книзі “Регулювання ринку деревини”. “50% актів, що регулюють ринок деревини, провокують високі корупційні ризики через неактуальність, а 6 з 44 актів є відверто незаконними. Нинішнє правове регулювання не здатне забезпечити облік лісів та їх використання, безсиле перед незаконними рубками, не забезпечує ефективних механізмів охорони лісу та прозорої реалізації деревини“, – відзначив керівник сектору “Сільське господарство” BRDO Андрій Заблоцький.



Відкриваючи захід, перший заступник Міністра економічного розвитку і торгівлі України Максим Нефьодов наголосив на необхідності скорішого введення електронного обліку деревини: «Найближчим часом ми плануємо запровадити державну електронну систему обліку в якості пілотного проекту на рік. Проект відповідної Постанови Кабміну вже підготовлено. Регуляторні правила мають бути ефективними, передбачуваними. Без емоцій, лише після аналізу даних з прогнозом впливу на бізнес».

Перелічені проблеми поглиблюються гострою недостатністю бюджетного фінансування галузі, що забезпечує лише на 8% від потреб. До прикладу, у Білорусі воно складає 9 дол./га, у Польщі – 17,5 дол./га, а в Україні лише 0,3 дол./га. За таких обсягів фінансування знадобиться 40 років аби досягти показника лісистості країни на рівні 20%.



При цьому в країні досі відсутня стратегія розвитку у сфері лісових відносин, що визначає пріоритетні напрямки поводження з лісом для держави та бізнесу. На першочерговості цього завдання наголосила Голова Державного агентства лісових ресурсів України Христина Юшкевич. «Сьогодні Держлісагенство, за експертної допомоги австрійських колег, робить перші кроки зі створення власної лісової політики України. Це неможливо без якісного аналізу нормативних актів, і ми дуже вдячні BRDO за експертну допомогу за цим напрямком», – зауважила пані Юшкевич.



Представник Місії ЄС в Україні Ніколас Бердж наголосив на важливості проведення регуляторної реформи: «Європа зацікавлена в стабільності та економічному розвитку України, а він можливий лише за умови ефективних регуляторних змін до законодавства, в тому числі у лісовій галузі. Спільне завдання зараз – знайти баланс між цінністю лісу як природного ресурсу для майбутніх поколінь і внеском ринку деревини в зростання економіки».



Міністерство економічного розвитку і торгівлі та Державна регуляторна служба ініціювали публічні консультації як невід’ємний елемент регуляторної реформи, щоб правила для бізнесу стали ефективними та зрозумілими, а процес їх прийняття – прозорим та відкритим. Незалежний аналітичний центр BRDO став організатором публічних консультацій та розробником аналітичних матеріалів у рамках ініціативи EU4Business\FORBIZ.



Публічний Діалог між владою та бізнесом має за мету вдосконалення державного регулювання та поліпшення бізнес-клімату в країні.

І дрова будуть, і ліс не зникне

На одному з останніх засідань координаційної ради з питань місцевого самоврядування при голові районної ради, коли йшлося про сучасні підходи щодо запровадження енергозберігаючих технологій у закладах соціальної сфери територіальних громад району, у виступі директора ДП «Бершадське лісове господарство» Миколи Краснєєва прозвучало, що їхнє підприємство вже реалізує навіть готові колені дрова.



На знімку: директор держлісгоспу Микола Володимирович Краснєєв розповідає про принцип роботи придбаного дровокола. Фото автора.

Кореспондент газети Павло Кушпела попросив його детальніше розповісти про це, зокрема, що примусило вдатися до додаткових затрат і яка підприємству від того вигода. Чи не залишимось ми взагалі без лісів, якщо почнемо скрізь палити дровами? Ось про що він розповів.

Лісова сертифікація поліпшує імідж України, лісового господарства і ДП «Бершадський лісгосп»

– Якщо населення району звернуло увагу, практично щобазару продається по 3-4 машини готових до спалювання колених дров. Навіть підприємці купляли їх у держлісгоспі, перепродували і мали від того якийсь заробіток.

От і виникло питання у колективі лісівників, чому це хтось, не маючи ресурсів, заробляє, а держлісгосп такі ресурси має, а не використовує? Тому і вирішили купити обладнання для коління дров і готувати їх для продажу самостійно не тільки населенню, а й установам та організаціям, які виявлять бажання такі придбати.

Започаткувавши такий вид виробництва, отримали не лише новий вид продукції, а ще й зайняли частину людей, які працювали на режимі неповного робочого дня.

Проблема в тому, що тепер дуже мало продукції відвантажується за межі України, і висококваліфіковані працівники лісоскладу змушені були працювати не повний робочий день, тиждень. Забезпечили з придбанням дровокола їх роботою, і вони почали отримувати за виконану роботу заробітну плату, а підприємство – додаткові доходи. У вільний від основної роботи час усі займалися колінням дров.

Продуктивність дровокола – 10-15 кубометрів за зміну – залежно від довжини, яку хочемо отримати. Чим вони довші, тим продуктивність буде більша.

Коли готувався цей матеріал, на майданчику колених дров було вже заготовлено складометрів із двісті. Таким чином, сформувався ще й підсушний їх фонд. Тепла сонячна погода сприяла їх висиханню, і на осінь вони вже будуть готові для спалювання. Усі бажаючі придбати їх можуть звернутися у контору держлісгоспу.

Ціни на них залежать від варіанту їхньої підготовки.

Колені і пакетовані у контейнери – дорожчі, а є і навалом – такі дешевші. Людина, яка приїде по них власним транспортом і сама їх вантажитиме, заплатить дешевше. У кого транспорту нема, можна за додаткову плату орендувати його у лісгоспі. Дрова за додаткову плату можуть навантажити.

Таким чином, підхід до ціноутворення гнучкий, але в цілому ціни на них доступні.

Дрова, запакетовані у контейнер, можуть доставити замовнику разом із контейнером прямо на його подвір'я.

Чи вистачить лісів взагалі з переходом на такий альтернативний вид палива, як дрова? На це питання М.В.

Краснєєв відповів, що держ - лісгосп на сьогодні виконує всі засади на принципах безперервності і невиснажливості лісових насаджень. Безперервність означає, що вирубується спілий ліс, і повернутися на це місце з рубками можна буде аж тоді, коли він знову буде у віці спілості. Маючи 15 тисяч гектарів лісів і вік спілості 150 років, держлісгосп міг би рубати його по 150 гектарів щороку. Але, враховуючи різні особливості і фактори, в тому числі і наявність заповідника тощо, вирубується щороку не більше 90 гектарів, що становить тільки 60 відсотків від розрахункової лісосіки по площі.

Ще один контроль – невиснаженість. Тобто, запас лісу в деревині, яка приростає на теренах району, ні в якому разі не повинен зменшуватися, тобто ліси не повинні виснажуватися. Якщо на гектарі приростає 3,5 метра кубічних деревини або 53 тисячі метрів кубічних на всій площі, то заготовляється її різними видами рубок тільки 36 тисяч метрів кубічних, що становить близько 75 відсотків від приросту. Тобто, щороку запаси деревини в лісах району ще й збільшуються. А ще ж щороку садимо ліс на 125 гектарах.

Коли готувався цей матеріал, у держлісгосп надійшла телеграма, що облдержадміністрація виділяє 700 гектарів нових земель під посадку лісу і цікавилися, скільки гектарів зможуть освоїти у держлісгоспі.

Отже, хвилюватися, що лісові насадження можуть зникнути, немає ніяких підстав.

6 Серпня 2016, 09:00

Христина Юшкевич: Тільки відкритістю та у діалозі ми зможемо побороти корупцію, і разом змінити лісову галузь


27 квітня, у приміщені Держлісагентства відбулась зустріч т.в.о. Голови Державного агентства лісових ресурсів України Христини Юшкевич з громадськими активістами.

Т.в.о. Голови відомства обговорила з громадськістю питання корупції та незаконних рубок.

«Нам вдалося конструктивно обговорити всі наболілі питання. Одне з них – вирубка дерев в Кіцманському лісі. Думаю, що увага громадськості до цього питання дозволить його вирішити. Я за повне та об’єктивне розслідування», - повідомила Христина Юшкевич.

Вона зазначила, що в лісовій галузі є проблеми, накопичені роками, тому нам потрібно комплексно підійти до вирішення цього питання.

«Переконана, що лісова галузь має стати відкритою для громадськості. Ще в минулому році за моїм дорученням лісгоспи почали оприлюднювати плани рубок, щоб люди могли наперед знати, де і яка відбувається рубка. Якщо хтось цього не робить, або не надає інформацію громадськості – звертайтеся. Будемо перевіряти і приймати відповідні рішення, аж до кадрових», - повідомила Христина Юшкевич.

Звертаючись до активістів, очільник відомства додала, що тільки відкритістю та у діалозі з небайдужими людьми ми зможемо побороти корупцію, і разом змінити лісову галузь.

2017-04-27 19:14:12

27 квітня 2017

Чим більше горить ліс - тим більше фінансування?

Минприроды России подготовило законопроект, вводящий административную ответственность за лесопожарную ложь. Законопроект предусматривает внесение в КоАП РФ новой статьи 19.7.14, предусматривающий ответственность за непредставление, несвоевременное представление или представление в искаженном виде сведений о пожарной опасности и лесных пожарах в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в виде административного штрафа для должностных лиц от трех до пяти тысяч рублей.

В настоящее время административная ответственность за непредставление такой информации предусматривается статьей 19.7 КоАП - "Непредставление сведений (информации)"; этой статьей для должностных лиц предусматривается штраф в размере от трехсот до пятисот рублей.

Ссылка на законопроект:

Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части конкретизации и усиления ответственности должностных лиц органов исполнительной власти за непредставление или несвоевременное предоставление сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожаров)


***

Ну и напрасно. Крупным лесным регионам тысячей пожаров больше тысячей меньше без разницы. Все занижение идет от мучесовских шлангов да вышестоящих федералов - это им нужна красивая статистика. Региону то чем сильнее горит тем больше шансов на повышение финансирования. Вот возьмут в один прекрасный день все регионы да и покажут реальное положение дел. Трудно тогда будет федералам объясняться почему их красивые многомиллиардные федеральные программы не работают.

***

Такой закон, даже если будет принят, окажется полумерой. Пока платят деньги за тушение, выгодно поджигать, распускать пожары до чрезвычайной ситуации, и тратить деньги на борьбу с пожарами. Перестанут врать о площадях – останется лживая ситуация в тушении. Вместо десятков гектаров пойдёт информация о тысячах гектаров, но тушить всё равно не будут. Нет материального интереса в действительном тушении пожаров.

Пожары начнут тушить и они реально исчезнут, когда деньги начнут платить за сохранение природы, за отсутствие пожаров. Когда каждый возникший пожар будет угрозой заработку пожарных, и угрозой для региональной власти лишиться денег за сохранение природы.






Чего хочет Рослесхоз: доклад И.В.Валентика 25 апреля 2017 года

На сайте Рослесхоза размещен доклад заместителя министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации - руководителя Федерального агентства лесного хозяйства И.В.Валентика на третьем заседании оргкомитета по проведению в России Года экологии, прошедшем 25 апреля 2017 года. Фактически доклад представляет собой программную речь руководителя Рослесхоза, определяющую, чего хочет это ведомство и в чем состоят его приоритеты. Ниже приводится текст доклада (ссылка).


Доклад Заместителя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации - руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Ивана Валентика на III-м заседании Оргкомитета по проведению в России Года экологии

25 апреля 2017 года

Уважаемый Сергей Борисович, уважаемые коллеги.

Буквально с самого начала действия нового Лесного кодекса, вступившего в силу с 2007 года, профессиональное сообщество подвергло его резкой критике, и за последние 10 лет основной лесной закон подвергался переработке уже около 40 раз.

Системному анализу лесное законодательство подверглось в рамках подготовки заседания Президиума Госсовета в Улан-Удэ, состоявшегося в апреле 2013 года. По его итогам Президентом был дан перечень поручений о подготовке концептуальных изменений, реализация которого завершена Правительством в этом году. И, безусловно, Лесной кодекс 2007 года и 2017 года - это принципиально разные документы.

Сегодня практически по каждому отраслевому направлению существует системное и достаточное регулирование. Например, для арендаторов созданы необходимые условия стабильной работы - реализованы механизмы пролонгации договоров аренды, внесения в них изменений, для малого бизнеса создан механизм доступа к лесным ресурсам по договору купли-продажи, государственным учреждениям в 2014 году возвращена возможность выполнять в лесу весь комплекс лесохозяйственных работ. Внедрена и развивается система учета сделок с древесиной, приняты системные решения по повышению прозрачности процедур назначения санитарных рубок, восстанавливается централизованная система авиационной охраны лесов.

Однако, положа руку на сердце, следует признать, что у всех этих значимых решений пока еще нет надежной цементирующей основы. И такой основой в лесном хозяйстве должны стать эффективно работающие экономические механизмы. Они должны стать каркасом всего лесного хозяйства - работающего не себе в убыток, а на прибыль государства.

В январе этого года Президент России поручил Правительству (173-Пр от 31/01/2017), принять меры, направленные на повышение экономической эффективности лесопромышленного комплекса. Считаю, что имеются все предпосылки для успешной реализации данного поручения.

Если обратиться к истории, то далеко не всегда лесное хозяйство было убыточным и требовало от государства дотаций и субвенций. В 1913 году доходы Лесного департамента составляли 96,4 млн. рублей, а расходы 34,5 млн. рублей. При этом, заготовка составляла около 100 млн. кбм.

Треть расходов лесного ведомства составляли земские и общинные налоги - 10 млн рублей. Содержание лесной администрации и лесной стражи составляло - 13 млн рублей. Операционные расходы составляли около 9 млн. рублей. На заготовку леса, укрепление песков и оврагов расходовалось примерно 1 млн. рублей. И эта система сохранялась до 1930 года. В 1930 году в СССР было заготовлено 185 млн. кбм. Доход от лесозаготовок составил 181 млн. руб. Затраты на лесное хозяйство составляли 85 млн. рублей. Важно, что вся заготовленная древесина продавалась на лесных аукционах.

В прошлом году были заготовлены рекордные за последние 20 лет объемы древесины - 214 миллионов кубометров, что на 8 миллионов больше, чем в 2015 году. Но, к сожалению, такой рост объемов не привел к существенному увеличению доходной части бюджетов.

Сегодня средняя федеральная ставка платы за 1 кубометр древесины составляет 36 рублей, при этом основным инструментом предоставления прав на лесные участки являются аукционы. И на аукционах, по крайней мере так это, видимо, задумывалось, цена в результате конкуренции за ресурсы должна существенно расти, и превышение начальной ставки в результате торгов должно существенно наполнять доходную часть региональных бюджетов. Однако, по факту, в среднем по стране средняя ставка платы не достигает и 60 рублей. При этом в более чем половине случаев в торгах принимает участие единственный участник, с которым и заключается договор по минимальной цене.

В результате, лесные богатства страны передаются в пользование по минимальным ценам, а государство (и прежде всего, региональные бюджеты) несет значительные финансовые потери.

Фактически сегодня многие наиболее экономически доступные лесные участки находятся в пользовании у перекупщиков, которые занимаются элементарной перепродажей леса на корню. Такая практика распространена во всех основных лесных регионах страны. Сегодня средняя цена продажи древесины «на корню» такими «псевдо-арендаторами» составляет около 500 рублей за 1 кубометр. Простой арифметический подсчет показывает, что в результате консолидированный бюджет ежегодно недополучает около 90 миллиардов рублей.

Безусловно есть ряд хороших примеров, когда лесные участки находятся в руках добросовестных пользователей и грамотных промышленников, которые вкладываются в улучшение арендуемых лесов и даже строят собственные современные лесные питомники. Но пока по всей территории России их построили всего два. И эта цифра говорит сама за себя. К сожалению, большинство из них, не имея мощностей по заготовке, заполучив ресурс по минимальной цене и благодаря близости к региональным органам власти, занимаются продажей леса на корню в третьи руки и не собираются развивать глубокую переработку древесины.

Потери несет и малый бизнес, который вынужден перекупать у таких псевдоарендаторов лес по цене в разы выше, той, что они заплатили государству. Принятый в 2016 году 206-й федеральный закон, о котором я уже упоминал, обеспечил доступ малого и среднего бизнеса к лесным ресурсам на краткосрочной основе. В субъектах прошли лесные аукционы, львиная доля доходов от которых должна поступать в региональные бюджеты, а потом возвращаться на развитие лесного хозяйства. В 2016 года эта сумма составила 1,3 миллиарда рублей из 1,6 миллиарда рублей общего дохода по таким договорам. Казалось бы, можно похвалить регионы за организацию аукционов для малого и среднего бизнеса. Но, зачастую, в крупных лесопромышленных регионах, такие аукционы по купле-продаже для малого и среднего бизнеса также проводятся с одним участником. А доходы от них «придерживаются» и не возвращаются в лесное хозяйство.

Считаю, что потенциал отрасли скрыт в создании и обеспечении процедур предоставления прав на использование лесных ресурсов через торги. Наша работа заключается в повышении качества этих процедур, создании реальной конкуренции за доступ к лесным ресурсам.

Яркий пример последнего времени - Кировская область. С недавних пор, после смены всей управленческой команды, цена за кубометр леса на торгах выросла в разы. Торги проводятся в электронном виде, это та практика, которую субъекты должны внедрять повсеместно. Все информация о лесных ресурсах в Кировской области выложена на сайте, схемы участков доступны, каждый инвестор может получить эту информацию. Отсюда и повышение уровня конкуренции. И такая практика должна быть реализована везде.

Считаю, что посредством проведения прозрачных торгов, субъекты смогут получить доход, достаточный для нормативного финансирования лесного хозяйства. Для этого необходимо принять ряд концептуальных решений. Во-первых, в полной мере распространить все процедуры 44-го федерального закона на все лесные торги. Все торги должны проводится в электронном виде и исключительно на федеральных электронных площадках.

Во-вторых, необходимо отказаться от заключения договора с единственным участником аукциона. Тем более, что лесное законодательство - уникальное, которое это позволяет. Законодательство о торгах в отдельных случаях позволяет заключать договор с единственным участником, но только по согласованию с ФАС. И это право, а не обязанность органа власти. В-третьих, принципиально важно дать возможность добросовестному и крепкому бизнесу инициировать проведение торгов. Первая «ласточка» - это законопроект о лесных конкурсах, принятый в первом чтении Государственной Думой, где в первоочередном порядке реализован так называемый «заявительный принцип» в интересах предприятий по глубокой переработке древесины.

Принципиально важно внести в лесное законодательство требования о размещении информации о всех доступных для вовлечения в оборот лесных участках на официальных сайтах региональных администраций. Это искоренит практику «придерживания» участков для планируемых проектов, так называемого резервирования, когда лесные участки фактически выводятся из оборота на годы в ожидании принятия инвестиционных решений.

И самое главное, ставки платы должны быть увязан с рыночными ценами на лесоматериалы. Это мировая практика. Средняя доля попенной платы в структуре себестоимости составляет примерно 30-40% (то есть, 600-800 рублей, 30% - лесосечные работы, 30% - перевозка и складирование). Поэтому ставки арендной платы, которые сегодня не имеют никакого экономического обоснования и основаны на таксах, применявшихся в плановой экономике СССР в 60-е-70-е годы, должны быть существенно откорректированы. В рамках исполнения указанного поручения Президента мы приступили к этой работе. Прошу поддержать данный подход.

Еще один проблемный блок - это ситуация с ведением лесного хозяйства на территориях лесов, не переданных в аренду. Ведение хозяйства на этих территориях возложено на лесничества. При этом, возможности для эффективного ведения хозяйства в казенных лесах существенно ограничены. Работая в пределах лимитов доведенного госзадания они лишены права заниматься заготовкой спелых и перестойных лесов. Эта модель крайне неэффективна, например, это элементарно бесхозяйно не заготавливать перестойный лес, позволяя ему погибать и ухудшать экологическое состояние территорий. В результате - лесничества экономически подавлены. Зарплаты там одни из самых низких, оборудование устаревшие.

В 2016 году государственными учреждениями лесного хозяйства субъектов заготовлено около 14 млн. кубометров древесины. Учитывая, что заготовка ведется в погибших и поврежденных насаждениях, получаемая древесина как правило низкотоварная и не приносит существенного дохода. Но даже продажа такой древесины позволила лесничествам начать зарабатывать - в 2016 году они заработали 5,7 млрд. рублей.

Если дать лесничествам и госучреждениям возможность вести полноценное хозяйство на лесных землях, не переданных в аренду, то это позволило бы по экспертным оценкам можно вовлекать ежегодно в оборот дополнительно по 10 млн. кубометров древесины. Это снизит нагрузку на бюджетную систему, позволит создать достойные условия для работы в лесной отрасли.

При определенной поддержке, лесхозы смогут увеличить объемы лесозаготовок до 50 млн. кбм древесины в год. Здесь принципиально, чтобы вся заготовленная древесина реализовывались на организованных биржевых торгах. Вопрос о продаже древесины государственными учреждениями на товарных биржах также содержится в перечне поручений Президента от 31 января 17 года. Считаю, что исполнение этого поручения должно быть увязано с наделением госучреждений лесхозов правом заготовки ликвидной древесины, что позволит сформировать полноценный биржевой механизм.

Поэтому, прошу Вас, Сергей Борисович, поддержать наше предложение о предоставление лесхозам возможности заготавливать древесину не только при санитарно-оздоровительных мероприятиях, но и на лесных участках, не востребованных бизнесом. Данное положение включено Минприроды России в законопроект о компенсационном лесовосстановлении, который в настоящее время проходит межведомственное согласование.

Вчера на заседании Президиума законодателей в Санкт-Петербурге с участием главы государства, на которым вы, Сергей Борисович, присутствовали обсуждался вопрос о неэффективности распределения полномочий и их недостаточном финансировании. В этой связи считаю, что если предложенные выше экономические механизмы заработают, то следующим этапом может стать закрепление за регионами лесных полномочий в качестве собственных при одновременном создании эффективной системы надзора на федеральном уровне. Это позволит решить еще одну системную проблему распределения полномочий в сфере лесных отношений - ведь сегодня и полномочия по управлению лесами и по осуществлению федерального лесного надзора закреплены за регионами. Сегодняшние реалии иные - все чаще находят поддержку предложения об изъятии полномочий у наименее эффективных регионов, особенно тех, кто не справляется с лесными пожарами.

При реализации этого подхода важно обойтись без крена в сторону изъятия древесины по отношению к воспроизводству лесов. Сегодня Минприроды России активно внедряет интенсивную модель ведения лесного хозяйства. Эта модель позволит более эффективно хозяйствовать на территориях, находящихся в радиусе экономической доступности перерабатывающих центров. При внедрении этого подхода потребуется внедрить принципиальное иные подходы к лесовосстановлению, обеспечив воспроизводство лесов сеянцами с закрытой корневой системой, выращенными в современных питомниках из улучшенных семян. Поэтому бизнес, рассчитывающий на обновленные нормативы ведения лесного хозяйства, уже сегодня должен начать инвестировать в строительство современных лесных питомников. Без них полноценный переход на интенсивную модель ведения лесного хозяйства будет невозможен.

В этой связи, предлагаю увязать возможность использования бизнесом новых нормативов с завершением строительства современных питомников для гарантированного обеспечения лесовосстановления.

В России ежегодно сплошные рубки, только для заготовки древесины, проводятся на площади около 1 миллиона гектар. Эта цифра будет расти вместе с ростом дорожного строительства, недропользования, с масштабами изъятия лесных площадей. В том числе и потому, что сегодня это, в целом, ничего не стоит.

В этом году впервые за последние годы мы планируем обеспечить баланс выбытия и воспроизводства лесов при сплошных рубках. Леса будут восстановлены на площади более чем 945 тысяч гектаров, столько было пройдено сплошными рубками в 2015 году. В этом и в последующие годы мы должны четко придерживаться очень важной формулы - «за 1 гектар вырубок - 1 гектар лесовосстановления». Причем не только за счет тех, кто заготавливает древесину, но и тех, кто вырубает лес, в основном для использования земель. По поручению Правительства нами разработан уже упоминавшийся законопроект, в котором определен порядок создания «компенсационных» лесов на площадях, равных вырубленным. Предусмотрена и денежная компенсация на восстановление лесов для тех, кто не может выполнить этот объем работ. Если законопроект будет принят, исчезнет термин «безвозвратное выбытие лесных земель».

Одновременно с достижением баланса выбытия и восстановления лесов, нужно решать проблему качества воспроизводства. По данным государственной инвентаризации лесов, от 20 до 40% работ по лесовосстановлению признаются некачественными. Предлагаю на законодательном уровне установить квалификационные требования к лицам и фирмам, которые осуществляют эту работу. Считаю, что такой закон станет гарантией формирования рынка услуг в области воспроизводства и гарантией качества лесовосстановительных работ. И, завершая, в Год экологии хотел бы напомнить, что в стране сформировался устойчивый запрос гражданского общества на предоставление объективной информации о качестве окружающей среды. Чтобы его удовлетворить, вся экологическая деятельность, вся экономика от природы должна работать, существовать по понятным и прозрачным всем принципам. По -другому - не получится.

Люди хотят знать, что они едят, каким воздухом дышат, какую воду пьют. И чтобы это знать - нужно понимать что происходит в лесной экономике, это также один из аспектов той прозрачной лесной экономики, которую мы должны создать в России.

Спасибо за внимание.