Белорусско-европейский товарооборот vs. белорусско-европейский диалог
И у белорусской внешней политики, и у белорусской внешней торговли два ключевых вектора - российский и европейский. Всем очевидно, что один из них достаточно сильно политизирован (даже сейчас, на фоне белорусско-европейской оттепели) и весьма слабо монетизирован. Официальный Минск предпринимает усилия, чтобы изменить ситуацию, но, похоже, пока все тщетно: вместо ожидаемых кредитов и технологий в европейской повестке дня для РБ значатся европейские же ценности и диалог, уследить за ходом которого под силу разве что профессиональному дипломату.
Фото: рисунок Василия Почицкого
«Наша страна находится в самом сердце, в самом центре Европы. Этим все сказано. Вы можете на нас рассчитывать», - заявил Александр Лукашенко 30 января на встрече с еврокомиссаром по европейской политике соседства и переговорам о расширении ЕС Йоханнесом Ханом. Ради любопытства введите в поисковик словосочетание «сердце Европы» хотя бы только на русском языке.
http://www.belgazeta.by/ru/1132/topic_week/36416/Справка «БелГазеты». Выяснится, что в сердце Европы находится не только Беларусь, но и города Страсбург, Брюссель, Прага, Вена, Дрезден, Цюрих, Лозанна и т.п., страны Бельгия, Венгрия, Германия, Чехия, Нидерланды и т.п., а также телерадиокомпания Deutsche Welle со слоганом «Aus der Mitte Europas» - «Из сердца Европы».
Ладно, проехали, хотя у вас сердец, как картофельных клубней под кустом. Раз президент сказал, можете на нас рассчитывать.
Вообще же на встрече с Ханом глава государства взял высокую геополитическую ноту: «Мы категорические сторонники существования сильного ЕС. Мы категорически против центробежных сил в ЕС, которые ослабляют его... ЕС - одна из мощнейших опор нашей планеты, и разрушение этой основной опоры многополярного мира приведет к разрушению системы не только безопасности, но и экономики, и всех других сфер жизни на нашей земле». Все так: любое ослабление ЕС (включая «Европу разных скоростей») снижает вероятность того, что Беларуси хоть что-то перепадет из европейской кубышки. Последний раз Лукашенко столь же экспрессивно крепил европейское единство в марте 2017г., принимая главу МИД Бельгии Дидье Рейндерса: «ЕС - это мощнейший полюс наряду с Китаем, США. ЕС - это мощная опора для планеты, если она исчезнет - быть беде». Кто ж спорит? Значение европейского вектора для политики и экономики РБ очевидно.
ПРИЗЕМЛЯЯ ПАРТНЁРСТВО
Президент высоко оценил потенциал инициативы ЕС «Восточное партнерство» (ВП), на саммит которого в Брюсселе не поехал в конце 2017г. Похвала сопровождалась традиционным для отечественной дипломатии пожеланием - чтобы ВП «было более приземленным, чтобы оно было практико-ориентированным»: энергетика, транспорт, логистика, контакты граждан. Кроме того, Лукашенко поблагодарил гостя за содействие в переговорах о вступлении в ВТО и поддержку при организации и проведении инвестфорумов в Вене и Люксембурге. В общем, геополитика логично трансформировалась в признание заинтересованности в расширении экономических связей с ЕС. «Это второе объединение в экономике для Беларуси. ЕС находится на 2-м месте в торговле», - подчеркнул Александр Григорьевич.
Справка «БелГазеты». Внешнеторговый оборот РБ со странами ЕС за 2017г. достиг $14,534 млрд., увеличившись к уровню 2016г. на 30%. Экспорт товаров составил $7,871 млрд. (+на 39,2%), импорт - $6,663 млрд. (+20,7%). Сальдо в торговле с ЕС сформировалось положительным - $1,209 млрд. против $136,2 млн. в 2016г.
Примерно то же самое, практически слово в слово, Хану озвучил и премьер-министр РБ Андрей Кобяков. Из слов премьера достаточно очевидно, чего Минск хочет от Брюсселя. Во-первых, речь идет о финансах, прежде всего об инвестициях: «С приходом в нашу страну Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) мы рассчитываем, что наше сотрудничество, прежде всего инвестиционное, будет значительно активизировано». Во-вторых, глава правительства упомянул поддержку в сфере энергоэффективности, охраны окружающей среды, развития малого и среднего бизнеса (МСБ). Действительно, в перечисленных областях ЕС уже выступает донором стандартов и технологий. В-третьих, премьер высоко оценил уже ведущиеся отраслевые диалоги по вопросам экономики и финансов, торговли, таможни, охраны окружающей среды.
Тем не менее и Кобяков отдал должное геополитике: «Движение в направлении формирования общего экономического пространства от Владивостока до Лиссабона объективно отвечает интересам не только обоих интеграционных объединений и их граждан, но и интересам третьих стран». Не только в Минске, но в Москве или Астане именно так видели назначение ЕАЭС в момент его создания: не евроинтеграция отдельных стран, а «интеграция интеграций», ЕАЭС + ЕС от Лиссабона до Владивостока. Напомним: тогда Брюсселю подобная концепция не очень-то понравилась. Понравится ли сейчас? Посмотрим: опыт ВП демонстрирует способность ЕС смягчать позицию по многим вопросам с учетом интересов собеседников по мере ведения диалога.
Неэкономическую составляющую диалога с ЕС лучше всех обрисовал глава МИД РБ Владимир Макей: «У нас осталось несколько несогласованных моментов». Эту оценку можно спроецировать и на либерализацию визового режима между РБ и ЕС, и на перспективы подписания Приоритетов партнерства до 2020г., и на все остальное. Дипломаты умеют выражаться обтекаемо, ничего при этом не скрывая: «Все стороны понимают необходимость и важность откровенного диалога, в т.ч. по чувствительным вопросам. Не секрет, что они лежат в сфере прав человека, в сфере развития демократических процессов в нашем регионе». Читатель сам оценит заинтересованность наших европейских партнеров в развитии наших демократических процессов, а мы пока вернемся к экономике.
ЕВРОПА, КОТОРАЯ ЗАЩИЩАЕТ
Обольщаться статистикой товарооборота не стоит - в белорусском экспорте в ЕС традиционно высока доля нефтепродуктов, сырьевых товаров, продуктов первого передела и т.п. Европа - родина протекционизма: она любит и умеет защищать свой внутренний рынок. Вспомним: еще совсем недавно Беллегпром плакался об импортных квотах ЕС, а БМЗ жаловался на европейское антидемпинговое расследование.
Так вот, легче вряд ли будет. 20 декабря 2017г. вступило в силу новое антидемпинговое и антисубсидиарное законодательство ЕС по защитным мерам в торговле, разработанное в рамках концепции председателя Еврокомиссии (ЕК) Жан-Клода Юнкера «Европа, которая защищает». Новые нормы заточены под ограничение импорта из государств, где «наблюдается стимулируемое государством нарушение рыночного равновесия».
Что такое «рыночное равновесие», будет определять сама ЕК по новой методике. Документ совершенно четко заточен против всех партнеров ЕС по внешней торговле, начиная с Китая, России и США, тоже корректирующих законодательство в сторону протекционизма. Раньше евробюрократы просто сопоставляли статистику по затратам, ценам и т.п. в стране-экспортере и в импортирующем ее продукцию ЕС, на основании чего и делали вывод о демпинге. Но если в экономику вмешивается государство и нарушает рыночное равновесие, то статистика по издержкам и ценам внутреннего рынка страны-экспортера должна быть признана искаженной - место ей в урне. И теперь вместо нее евроборцов с демпингом интересуют сведения о поддержке государством предприятий и отраслей-экспортеров.
Еще раз: ЕК сама будет решать, где демпинг, а где не демпинг, без оглядки на официальную статистику. В новой методологии могут учитываться социальные и экологические стандарты - «уровень социальной защиты и защиты окружающей среды в репрезентативной стране». С антисубсидиарной точки зрения все фиксируемые в ходе расследования случаи предоставления субсидий способны также становиться предметом расследования и включаться во вводимые окончательные пошлины. Еврокомиссар по торговле Сесилия Мальмстрем прямо признала: «Мы должны защищать нашу промышленность от недобросовестной конкуренции со стороны импорта, в частности из стран, экономика которых в значительной мере искажена из-за вмешательства государства».
Первый страновой доклад вышел в свет одновременно с публикацией изменений антидемпингового законодательства ЕС. Как нетрудно догадаться, он посвящен Китаю. Уже анонсируется тема следующего странового доклада - Россия. Как вы думаете, может ли попасть в число «стран, экономика которых в значительной мере искажена из-за вмешательства государства» Беларусь?
К слову, 29 января представитель ЕК Маргаритис Схинас одернул на предмет протекционизма и Америку: «ЕС готов отреагировать оперативно, если наш экспорт будет затронут любыми ограничительными мерами США по торговле».
ЛЕС РУБЯТ, ЩЕПКИ ЛЕТЯТ
Если заглянуть в новостную ленту накануне визита Хана в Минск, то все болячки и родимые пятна белорусско-европейского товарооборота обнаружатся там во всей красе, с конкретными отраслевыми примерами. Например, вот министр лесного хозяйства Михаил Амельянович обещает увеличить поставки пиломатериалов на экспорт: «Экспорт организаций Минлесхоза в 2017г. составил $150 млн. - это больше, чем в 2016-м. Почти 50% от экспортной выручки составили поставки круглых лесоматериалов, а с этого года их экспорт запрещен. В связи с этим мы ищем, чем восполнить объем экспорта». Очевидно, что на платежеспособный рынок ЕС вместо кругляка следовало бы гнать пиломатериалы с более ощутимой добавленной стоимостью. И с позитивом та же закономерность: «Мы возобновили переговоры с представителями разных европейских компаний для создания совместных предприятий по производству пеллет. Планируем к концу года ближе подойти к созданию в Беларуси трех совместных производств». Опять же, раз природолюбивые немецкие бюргеры охотно отапливают свои очаги пеллетами, видимо, стоило стимулировать создание таких производств еще раньше, пропорционально располагаемым объемам опилок и стружки. В бизнесе-то эта тема всплыла еще в 2000-е гг.
Так что Беларуси еще предстоит тщательнейшим образом поработать не только над своим геополитическим позиционированием или преодолением протекционистских барьеров, но и над номенклатурой экспортируемых товаров.