1. Выделения участков пралесов, что стало возможным в Украине в 2017 г., в связи с принятием соответствующего закона (19), сделало реальным создание нового особого вида охраняемой природной территории, сконцентрированной именно на охране дикой природы. Это – пралесовый памятник природы. Теперь участки пралесов, квази-пралесов и естественных лесов, которые по Закону могут выделяться как в хозяйственных лесах, так в объектах природно-заповедного фонда (заповедниках, национальных парках и т.п.) могут составлять особую сеть защитных объектов, охраняющих пралесы и близких к ним квази-пралесов и естественных лесов.
2. Однако в Украине имеются и другие природные участки, которые можно отнести к территориям дикой природы. Участки дикой природы могут создаваться на базе природных заповедников, заповедных зон национальных парков, крупных заказников, расположенных в ненарушенных старовековых лесах, болотах, островах крупных рек, морского побережья, а также в горах, и в пещерах. Они требуют особой классификации.
Важнейшей проблемой, которую необходимо решить в плане заповедания и сохранения участков дикой природы является расширение заповедных зон национальных парков.
К сожалению, сейчас они очень далеки от идеала.
В среднем по Украине заповедные зоны национальных парков занимают 20,3 % территории НПП, хотя есть парки («Подольские Товтры», «Джарылгачский», «Бузкий Гард» и др., где заповедные зоны занимают 0,87 % – 5 % от площади парка (30). В ряде национальных парков («Ичнянский», «Сколевские Бескиды» и др.) заповедные зоны небольшими кусками рассредоточены по всей территории парка, что обесценивает их экологическую ценность. Вместе с тем в США и Канаде заповедные зоны национальных парков занимают площадь 75-90 % от территории парков, в Германии и Австрии принято решение о расширении заповедных зон парков до 75 %, а в Чехии – до 50 % (43).
В связи с тем, что основная роль по защите участков дикой природы может быть возложена на заказники как наиболее широко распространенную в Украине категорию ПЗФ (они занимают более 1/3 площади ПЗФ в стране), необходимо начать финансирование заказников, охраняющих участки дикой природы, из местных экологических фондов.
В Киевской области, например, по нашим исследованиям, участки дикой природы имеют 18% заказников.
3. Еще одним перспективным путем охраны территорий дикой природы может быть внесение их в перечень особо защитных лесных участков.
Согласно ст. 41 Лесного кодекса Украины в лесах могут выделяться особо защитные лесные участки (38). По своей идее особо защитные лесные участки призваны защищать от рубок участки, имеющие важнейшее гидрологическое, климатическое, почвозащитное, историко-культурное, природоохранное значение. Они очень важны с точки зрения охраны биоразнообразия, так как могут быть еще одним действенным инструментом по защите редких видов флоры и фауны. К сожалению, в современные перечень таких участков входят только лесные участки возле токовищ глухарей и «особо охранные участки «заказников (58).
К сожалению, в данные нормативы не вошли такие важные объекты как «участки дикой природы».
Серьезными моментами, которые требуют своей аналитики и обсуждения, являются степень «защитности» этих особо защитных участков, а также порядок их создания.
К сожалению, в ст. 41 Лесного кодекса Украины четко сказано, что «за необхідності може бути повністю або частково заборонено застосування окремих видів і способів рубок» (38). Постановлением № 761 от 2007 г. в данных особо защитных участках запрещены только рубки главного пользования (58). На практике это означает, что в этих участках возможны другие сплошные рубки – например лесовосстановительные или санитарные, что сводит на нет всю природоохранную роль данных участков.
Другим узким моментом является донельзя забюрократизированный порядок создания таких участков. Документы на их создание готовят только государственные лесоустроительные организации, потом идет согласование с постоянными лесопользователями, обладминистрациями, департаментами экологии. Лишь после этого областное управление лесного хозяйства принимает решение о выделении такого участка. Если постоянный лесопользователь не согласует – то такой участок создан не будет.
Предложения:
1. Расширить нормативы особо защитных лесных участков за счет «участков дикой природы».
2. В ст. 41 Лесного кодекса Украины прописать запрет на любые виды рубок
3. Повысить эффективность создания особо ценных лесных участков за счет упрощения процедуры их организации (дать возможность готовить материалы также общественным экологическим организациям, научным организациям и т.п.), дать возможность облуправлениям лесного хозяйства создавать такие участки без каких-либо дополнительных согласований.
4. Самым эффективным путем сохранения дикой природы Украины могло быть разработка и принятие Закона «Об охране дикой природы» и создание государственной сети территорий дикой природы (по опыту США, Канады, Австралии, Финляндии).
Более подробно об охране дикой природы см. в книге Вл.Борейко ” Охрана дикой природы в Украине и мире”
http://ecoethics.ru/wp-content/uploads/2018/04/BookWild.pdf