ПІД ВИГЛЯДОМ БОРОТЬБИ З КОРУПЦІЄЮ

влада обвалила лісову галузь в Україні

ЛІС І РЕФОРМУВАННЯ

Державні ліси мають покривати свої видатки з власних доходів

Орест ФУРДИЧКО

Таємниці реформування "лісових відносин" в Україні

РЕФОРМАЦІЯ, ДЕГРАДАЦІЯ ЧИ ПРОФАНАЦІЯ?

Як Держлісагентство хоче реформувати лісову галузь

ЧИНОВНИКИ ПРОТИ ЛІСІВНИКІВ

Кому вигідний фінансовий саботаж лісгоспів?

09 червня 2018

В США назвали причину прошлогодних лесных пожаров в Калифорнии

Расследование направлено окружным прокурорам пострадавших территорий

ВАШИНГТОН, 9 июня 2018, 08:02 — REGNUM Неполадки в сети стали причиной многочисленных крупных лесных пожаров на севере Калифорнии в США в октябре 2017 года, сообщает калифорнийское управление по охране лесов и защите от пожаров.

По данным ведомства, пожары были вызваны падением опор линий электропередач, обрыва проводов и их соприкосновения с деревьями. Расследование направлено окружным прокурорам пострадавших территорий.

Напомним, в октябре 2017 года несколько округов штата Калифорния охватили крупные лесные пожары. Были эвакуированы более 100 тыс. человек, погибли не менее 26 жителей штата. Ущерб составил более $3,3 млрд.


Читайте также: Лесной пожар в Калифорнии стал «самым смертельным» с 1933 года

Подробности: https://regnum.ru/news/society/2429243.html

Реформа держслужби: дія і протидія

Діями державних мужів держава зазнає відчутних матеріальних збитків.



В Україні добре навчилися дискредитувати будь-які реформаторські ідеї. І нерідко це практикують чиновники вищих рангів, які самі мали би бути драйверами їх упровадження.

Не стала винятком і реформа державної служби. Закон "Про державну службу", який діє вже понад два роки, має на меті поліпшити насамперед якість державної служби, дати людям, що мають високу професійну компетентність, фахові знання і досвід, можливість просуватися по службових щаблях, а не падати вниз, бо так забаглося начальству.

DT.UA уже розповідало про те, як колишній перший заступник начальника Івано-Франківського обласного управління лісового та мисливського господарства Роман Олійник оскаржував у суді результати конкурсу на посаду начальника цього управління ("Дискредитація конкурсом", №16 від 28 квітня 2017 р.). Та, як виявилося, він перший в Україні виступив проти системи добору на керівні посади в лісовій галузі. І система, наскрізь корумпована, в якій обертаються величезні гроші від продажу лісу, насамперед за кордон, не пробачила Романові Олійнику такої зухвалості й вільнодумства.

Новий начальник Івано-Франківського обласного управління лісового господарства Руслан Осташук з перших днів свого призначення фактично відсторонив першого заступника від виконання його посадових обов'язків. Це ж не робочі стосунки, а повне адміністративне свавілля, нехтування принципами державної служби, коли першому заступникові не повідомляли про проведення виробничих нарад, не адресували і забороняли надавати службову кореспонденцію, не давали на підпис та візування наказів, чинили й інші перешкоди у виконанні його повноважень!

А державні органи, які мали би контролювати дотримання посадовцями галузі законодавства про державну службу, заплющили очі на його порушення. Як видно зі змісту відповідей на звернення Романа Олійника, Держлісагентство не проводило належного службового розслідування цих фактів, а покарало тільки стрілочника — оголосило догану завідувачу сектору кадрів управління. Майже в унісон з лісовим органом діяло Національне агентство з питань державної служби. Цей вищий орган держслужби, провівши відповідні перевірки, торік не зміг встановити порушення законодавства про державну службу, а вже в 2018-му погрозив пальцем і відбувся рекомендаціями керівництву Держлісагентства: ініціюйте дисциплінарне провадження щодо начальника управління Руслана Осташука…

Посадовця, який став ворогом номер один, потрібно було звільнити з посади. Але в який спосіб? Найпростіше ж ліквідувати його посаду. З цією метою в серпні 2017-го вийшов наказ Івано-Франківського обласного управління лісового та мисливського господарства. Документ набрав сили 1 грудня 2017 року з "благословення" покровителів лісової галузі. Заступник міністра аграрної політики і продовольства Ольга Трофімцева погодила структуру, а заступник голови Держлісагентства Володимир Бондар затвердив штатний розпис.

У цій новій структурі апарату посади першого заступника начальника управління вже не передбачили. Її формально замінили на посаду ще одного заступника, не змінивши при цьому, по суті, посадових обов'язків. Проте наказ став підставою для звільнення Романа Олійника з посади першого зама. Звільнення було обґрунтоване начебто правовою підставою — у зв'язку зі "зміною істотних умов державної служби". Бо раз немає посади першого заступника, то істотні умови служби не можуть бути збережені.Але ж! Коли не зазнали змін ні положення про управління, ні його функції, ні загальна кількість штатних працівників, ні їхні посадові обов'язки, ні умови оплати праці, то, відповідно до ст. 43 Закону "Про державну службу", істотних умов проходження державної служби, по суті, теж не змінювали.

Керівництво Івано-Франківського обласного управління лісового господарства своєю чергою запропонувало панові Олійнику вакантну посаду…головного спеціаліста відділу лісового господарства. Посади першого заступника начальника управління і головного спеціаліста відділу лісового господарства мають спільного між собою, як слон і моська. Вони належать до зовсім різних груп оплати праці, а тому, згідно зі ст. 2 Закону "Про державну службу", не є рівнозначними.

А тим часом у згаданому управлінні були дві вакантні посади заступника начальника управління і одна — начальника відділу лісового господарства. Але нікому не спало на думку врахувати рівень професійної підготовки й компетентності Романа Олійника, який упродовж 14 років працював першим заступником начальника обласного управління лісового та мисливського господарства, є кандидатом сільськогосподарських наук за спеціальністю "Лісове господарство", автором багатьох наукових публікації, має низку відзнак і нагород — галузевих та урядових. До слова, його заслуги, професійні знання й управлінський досвід визнає в інтерв'ю місцевим ЗМІ й нинішній начальник управління Руслан Осташук. Але чимало лісових начальників в областях, мабуть, обрали за взірець для наслідування Володимира Бондаря, який, не будучи фахівцем у лісовій галузі, зумів сумістити обов'язки голови, першого заступника і свої ж обов'язки як заступника голови Держлісагентства.

До всього сказаного додамо, що Роман Олійник узагалі не подавав заяви про переведення на іншу запропоновану йому посаду або заяви про звільнення з посади через незгоду продовжити проходження державної служби. І тому не дивно, що 7 травня цього року Івано-Франківський окружний адміністративний суд дійшов висновку: Роман Олійник погодився на продовження проходження державної служби, і підстав для його звільнення з посади першого заступника начальника Івано-Франківського обласного управління лісового та мисливського господарства не було, — і поновив його на рівнозначній першому заступникові посаді.

Якщо ж рішення суду набере законної сили, то державний орган — обласне управління лісового та мисливського господарства — буде змушений виплатити звільненому заступникові втрачений середній заробіток за час вимушеного прогулу в сумі 81 тис. гривень. Хоча постанови суду в частині негайного поновлення Романа Олійника на посаді, рівнозначній займаній, та стягнення з управління середнього заробітку за один місяць — 22,6 тис. грн на момент написання цієї статті Івано-Франківський міськвідділ державної виконавчої служби так і не виконав. Отак діями своїх державних мужів держава зазнає відчутних матеріальних збитків!

Підбадьорений проміжним успіхом івано-франківського колеги, готує позов до суду і звільнений з посади перший заступник начальника Чернігівського обласного управління лісового та мисливського господарства Юрій Пономаренко, який нині без роботи. У новій структурі управління його посада теж "загубилася".

Керівництво Держлісагентства, схоже, в останню чергу враховує значний професійний досвід роботи своїх колег — як у системі, так і на керівних посадах. Бо інакше навіщо було тимчасовій виконувачці обов'язків голови Держлісагентства Христині Юркевич торік звільняти з посади досвідченого керівника, багаторічного генерального директора Українського державного проектного лісовпорядного виробничого об'єднання Григорія Чайку?! Його звільнили без усіляких пояснень, та ще й тоді, коли він перебував на лікарняному. Нещодавно Ірпінський міський суд Київської області визнав наказ про звільнення незаконним, хоча й не поновив пана Чайку на посаді.

Тож чи багато молодих людей захочуть пов'язати своє життя з державною службою, бачачи безконтрольне адміністративне свавілля в центрі й у регіонах, бачачи, як розправляються з досвідченими керівниками, не зупиняючись перед законом?

Питання поки що без відповіді, а реформа державної служби має всі шанси "піти не тим шляхом". Не чекали такого розвитку подій?

Роман Якель

Штрафи за сміття: в очікуванні істотних змін

Щорічно в Україні утворюється понад 27,5 тис. несанкціонованих сміттєзвалищ.




Встановлення розумних санкцій і невідворотність покарання є важливими елементами забезпечення правопорядку на території будь-якої держави.

Вони мають превентивний характер і покликані запобігти вчиненню правопорушення, зміцнити законність у суспільстві. Однак передбачена міра покарання за порушення вимог під час поводження з відходами в Україні не виконує функції, яка на неї покладається. Ускладнює ситуацію й те, що чимало осіб, які діють усупереч установленому порядку, залишаються непокараними.

Як наслідок — щорічно на території нашої держави утворюється понад 27,5 тис. несанкціонованих сміттєзвалищ, ліси перетворюються на смітники, а люди кидають папірці й недопалки просто посеред вулиць.

Усе це прямо пов'язано з якістю й тривалістю нашого життя. Так, у Швейцарії, яка посідає перше місце в десятці екологічно найчистіших країн світу, середня тривалість життя становить 81 рік. Водночас в Україні, яка не потрапила до такого рейтингу, за даними ВООЗ, середня тривалість життя на 10 років менша.

Нові законодавчі ініціативи

Угода про асоціацію між Україною і Європейським Союзом передбачає впровадження низки європейських стандартів поводження з відходами, які містяться в Директивах ЄС. Серед них і Директива про відходи та скасування деяких Директив, положення якої покладають на держави обов'язок впроваджувати ефективні, пропорційні та переконливі санкції за порушення вимог поводження з відходами.

Однак навряд чи можна вважати штраф у розмірі 8,5 і навіть 800 грн результативним, особливо з урахуванням того, що він накладається на порушника вкрай рідко.

У Верховній Раді України зареєстровано законопроект №6730. Депутати пропонують підвищити штрафи за викидання сміття з вікон і дверей автобусів, маршрутних таксі, тролейбусів і трамваїв, а також за борт річкового та маломірного судна до 340—850 грн. Також у Кодексі про адміністративні порушення пропонують прописати, що за викидання сміття з вікон і дверей вагонів потягів загрожує штраф 340—850 гривень. Окрім того, автори законопроекту пропонують доповнити КУпАП статтею, яка передбачає відповідальність за викидання побутових відходів у неналежних місцях. Згідно із законопроектом ідеться про такі дії, як викидання побутових відходів у населених пунктах за межі ємностей, призначених для збирання, утилізації або переробки сміття. Штраф за такі дії становить від 340 до 850 гривень.

Запровадження окремої статті однозначно є позитивом, однак формулювання правопорушення, що пропонується, є суперечливим, бо незрозуміло, які ж ємності призначені для вказаних вище операцій. Крім того, розмір штрафу, який пропонується встановити, є навіть меншим від того, що застосовується нині (від 340 до 1360 грн).

Інший законопроект (№8026) передбачає посилення відповідальності за порушення природоохоронного законодавства та внесення змін до майже 50 статей Кодексу про адміністративні правопорушення у сфері охорони довкілля, зокрема й до тих, що стосуються відходів. Так, пропонують значно збільшити штрафи за забруднення і псування земель (1700—6800 грн для фізичних осіб і 4250—8500 для посадових осіб), за пошкодження лісу відходами (3400—6800 грн для фізичних і 5100—8500 для посадових осіб), за засмічення лісу (5100—8500 для фізичних осіб і 8500—17000 для посадових) тощо. У цьому законопроекті вже не згадується про викидання сміття повз урну чи про правопорушення, які стосуються викидання сміття з вікон чи дверей громадського транспорту.

Отже, два згадані законопроекти фактично доповнюють один одного і за логікою мають розглядатися й ухвалюватися паралельно.

Що маємо на сьогодні?

Чинний Кодекс України про адміністративні правопорушення містить низку положень щодо відповідальності за порушення правил поводження з відходами. Це — забруднення земель відходами, пошкодження та засмічення лісу відходами, порушення вимог щодо операцій поводження з відходами, викидання сміття через вікна транспортних засобів, за борт річкового або маломірного судна та ін.

Проте чинне законодавство не містить окремої норми, яка б встановлювала покарання за засмічення територій населених пунктів, як це є в більшості європейських держав. На практиці такі дії караються за ст. 152 КУпАП, яка передбачає відповідальність за порушення державних стандартів, норм та правил у сфері благоустрою населених пунктів. Розмір штрафу — від 340 до 1360 гривень.

Така норма фактично відсилає нас до пошуку заборони викидати сміття в інших актах законодавства, про які як працівники правоохоронних органів, так і порушники можуть не знати. Втім, Закон "Про благоустрій населених пунктів" теж не містить чіткої заборони щодо засмічення території. У зв'язку із цим, кожен орган місцевого самоврядування повинен розробити правила благоустрою для свого населеного пункту, де має прописати перелік обмежень на використання земельних ділянок об'єктів благоустрою, серед яких, власне, й передбачити засмічення території.

Такий стан нормативно-правового регулювання об'єктивно несе ризик послаблення контролю й відповідальності за виконання відповідних вимог.

Зазвичай розмір штрафу залежить від особи правопорушника (фізична особа, посадова особа чи громадянин — суб'єкт підприємницької діяльності).

Найнижчим у сфері поводження з відходами в Україні є штраф за викидання сміття та інших предметів за борт річкового судна, а також викидання сміття з вікон і дверей автобусів, маршрутних таксі, тролейбусів і трамваїв, що становить від 8,5 до 17 гривень.

Найсуворіше покарання — за порушення вимог щодо поводження з відходами під час їх збирання, зберігання, оброблення, утилізації, знешкодження, видалення або захоронення. Такі дії карають штрафом у розмірі від 340 до 1360 грн для фізичних осіб і від 850 до 1700 грн для посадових осіб і громадян — суб'єктів підприємницької діяльності.

В аналогічних розмірах коливається штраф за забруднення відходами сільськогосподарських та інших земель (240—1360 грн для фізичних осіб і 850—1700 для посадових осіб і громадян-суб'єктів підприємницької діяльності).

Зовсім іншими є штрафи за поводження з побічними продуктами тваринного походження, не призначеними для споживання людиною. До останніх належать відходи тваринного походження, зокрема гній та рештки тварин. Особливістю відповідальності за порушення вимог щодо поводження із цим типом відходів є передусім суворість покарання та те, що перелік правопорушень і розмір штрафів передбачаються в самому Законі "Про побічні продукти тваринного походження, не призначені для споживання людиною", а не кодифікованим актом. Так, за утилізацію чи видалення побічних продуктів тваринного походження у спосіб, що суперечить вимогам закону, передбачається штраф для юридичних осіб у розмірі від 23 до 30 розмірів мінімальних заробітних плат. У 2018 році такий штраф становить від 85 629 до 111 690 гривень.

Як карають за сміття за кордоном?

На противагу Україні, наприклад, у Польщі штрафи за недотримання законодавства про відходи є значно вищими. Так, за засмічення територій населених пунктів встановлюється покарання у вигляді штрафу в розмірі до 500 злотих (3500 грн) або догани; за неподання річних звітів про обсяги утворення відходів штраф становить 500 злотих (3500 грн), а змішування небезпечних відходів один з одним або з іншими відходами, збирання і переробка відходів без дозволу або з порушенням виданого дозволу, транспортування відходів без дозволу карається штрафом у розмірі від 1000 злотих (7000 грн) до 1 000 000 злотих (7 000 000 грн).








У Сінгапурі порушників, які вперше викинули у невстановленому місці дрібні предмети, такі як недопалки від сигарет або обгортки від солодощів, карають штрафом у розмірі $ 300 (7 950 грн). За викидання більш габаритних предметів, як-от пластикових пакетів чи обгорток від харчових продуктів, призначають штраф, який може досягати $ 1000 (26 500 грн) або покарання у вигляді 12 годин громадських робіт. Штраф за повторні правопорушення може досягати $ 5000. Так, за засмічення територій впродовж 2016 року в Сінгапурі притягнуто до відповідальності 31 000 осіб. Такі високі штрафи дозволили Сінгапуру досягти статусу найчистішого міста планети!

У Швейцарії діють нові правила, відповідно до яких штрафи за засмічення громадських місць сягають 300 швейцарських франків (8464 грн). Пропонується збільшити штраф за неналежне видалення побутових відходів у розмірі до 20 000 швейцарських франків (564 000 грн).

Непоказова вітчизняна статистика

В Україні у більшості випадків розмір штрафів за поводження з відходами навряд чи стримує осіб від вчинення правопорушень. Разом із тим проблемою залишається також і непритягнення винних до відповідальності. Чимало людей дозволяють собі залишити сміття в лісі, спалити відходи у своєму ж дворі або викинути їх на узбіччі дороги, відчуваючи при цьому абсолютну безкарність. Причиною цього є низька екологічна свідомість, відсутність контролю з боку держави, а також брак інформування громадян про випадки притягнення до відповідальності за ті чи інші правопорушення.

У деяких сферах (наприклад, відповідальність за поводження з відходами тваринництва, де передбачено чималі штрафи) впродовж 2016—2017 років жодну особу не притягнуто до відповідальності за порушення вимог. Причина цього, на жаль, не дотримання законодавства всіма суб'єктами, а мораторій на проведення планових перевірок, що діяв упродовж останніх двох років.

А загалом прикладом низького рівня роботи органів державної влади у сфері притягнення винних осіб до відповідальності за неналежне поводження з відходами є дані адміністративних комісій міських рад.

Так, у Тернополі протягом останніх трьох років за засмічення території до відповідальності притягнуто 23 особи, в Ужгороді — 45 осіб, у Києві — 420, у Сумах — 140, у Миколаєві — 1454 особи, у Луцьку — 44, у Львові (за винятком одного району) — 781 особу, у Кропивницькому — 97 осіб.

Такий низький рівень притягнення до відповідальності зумовлений фактичною відсутністю контролю за дотриманням правил благоустрою. На сьогодні закон покладає такий обов'язок на працівників Національної поліції та посадових осіб, уповноважених на те виконавчими комітетами сільських, селищних та міських рад. Зазначимо, що більшість повноважень Національної поліції спрямовані на досудове розслідування кримінальних правопорушень, регулювання дорожнього руху та контроль за дотриманням Правил дорожнього руху його учасниками. Зрозуміло, що контроль за дотриманням благоустрою населеного пункту не є основним пріоритетом їхньої діяльності. Разом із тим Закон України "Про відходи" контроль за додержанням юридичними та фізичними особами вимог у сфері поводження з відходами покладає саме на органи місцевого самоврядування. Із цією метою в більшості населених пунктів утворюються інспекції з благоустрою, які покликані виявляти порушників і складати протоколи про адмінправопорушення, зокрема й за засмічення території. Втім, далеко не у всіх містах, не кажучи вже про села й селища, такі інспекції створено. Звідси й цифри, які навряд чи відображають реальний стан благоустрою.

Тож чи справді вулиці наших міст такі чисті, як про це свідчить статистика?


АВТОР
Любомира Тимощук

08 червня 2018

К вопросу о роли дураков в возникновении лесных пожаров: пример из Забайкальского края

Прокуратура Забайкальского края сообщает об уголовном деле, возбужденного по ч.4 ст.261 Уголовного кодекса РФ в отношении одного из жителей региона, который поджог сухую траву рядом с лесом, чтобы посмотреть, как этот лес будет гореть. Его действия привели к лесному пожару площадью 467 гектаров - теперь ему грозит наказание вплоть до лишения свободы на срок до десяти лет или штраф до трех миллионов рублей. В сообщении прокуратуры, видимо, содержится ошибка - ч.4 ст.261 УК РФ предусматривает штраф в размере не до полумиллиона, а от одного миллиона до трех миллионов рублей.

Ниже приводится сообщение с сайта Прокуратуры Забайкальского края (ссылка).


В Карымском районе житель Читы обвиняется в умышленном уничтожении лесных насаждений с причинением крупного ущерба

08 Июня

Прокурор Карымского района Олег Власов после проведенной в порядке осуществления прокурорского надзора проверки признал законным привлечение к уголовной ответственности 32-летнего жителя г. Читы по ч. 4 ст. 261 УК РФ (уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, если эти деяния причинили крупный ущерб).

Следствием установлено, что 7 апреля 2018 года работающий в Карымском районе на животноводческой стоянке мужчина, находясь около с. Верхняя Талача Карымского района, умышленно поджёг траву на поле, прилегающем к лесному массиву.

В условиях засушливой погоды и ветра огонь быстро распространился на лесные насаждения и повредил 467 гектаров лесной площади. Ленному фонду причинен ущерб на сумму свыше 67 тыс. рублей, что квалифицируется как крупный ущерб.

Свои действия мужчина объяснил тем, что хотел посмотреть, как горит лес.

В случае направления уголовного дела в суд обвиняемому грозит наказание вплоть до 10 лет лишения свободы со штрафом до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет.

Спасти МЧС



На протяжении почти двух десятков лет МЧС было гордостью России. Где бы ни случались проблемы, бравые спасатели и психологи мгновенно прибывали на место и всё решали в лучших традициях новостей на Первом канале. На фоне остальных министерств и госструктур МЧС выглядело оплотом надёжности и стабильности. В глазах граждан бессменный министр по ЧС Шойгу был одним из немногих руководителей, которые действительно что-то делали. Однако с 2013 года слава министерства начала тускнеть. Поначалу уменьшилось количество бравурных отчётов о деятельности министерства на главных телеканалах. К 2017-му всё чаще стали звучать разговоры о снижающейся эффективности и коррупции в рядах спасателей. В 2018-м прогремела "Зимняя вишня", и всем стало очевидно, что МЧС "уже не то". Несмотря на героизм и самоотверженность отдельных людей на местах, организация стремительно деградирует. Критика начала звучать вслух и достаточно громко, так что отвечают на неё уже в Кремле:


"Что касается различных материалов, в том числе и авторских, о которых вы сказали, о положении дел в МЧС – не во всём они сходятся с информацией, которую получаем по линии ведомства. Вредно говорить о том, что всё развалено, во время, когда огромное количество спасателей и пожарных работают по тушению пожаров, что называется, на просторах нашей страны, и занимаются спасением тысяч и тысяч граждан, которые страдают вследствие паводков. Наверное, тоже было бы неправильно. Проблемы в деятельности МЧС никто не скрывает, но нельзя поддаваться эмоциям, нужно трезво оценивать ситуацию".

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков
Всезнающий Кремль заявил о том что он в курсе проблем ведомства, в конце апреля. Однако на протяжении мая одно из фирменных "МЧС-такси" продолжало обслуживать благородных донов, которые любят хорошие машины, но не любят стоять в пробках. Может быть, подобное "внебюджетное финансирование" не является проблемой?

В самом же МЧС взгляды на собственную деятельность куда более оптимистичны:



"В целом за последние пять лет сложилась устойчивая положительная динамика в области обеспечения пожарной безопасности и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. За это время количество пожаров снижено на 14%, число людей, погибших в результате пожаров – на 25%, травмированных – на 19%, также в короткие сроки ликвидированы более 1800 чрезвычайных ситуаций и спасены при них свыше 1,5 миллионов человек.

На сегодняшний день сформирована мощнейшая группировка сил РСЧС в составе более 1,4 миллиона человек и 200 тысяч единиц техники. Она эффективно выполняет задачи по защите от стихийных бедствий и катастроф".

Данные с Всероссийского сбора по подведению итогов деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий гражданской обороны в 2017 году и постановке задач на 2018 год. 5-9 февраля 2018.

81
Фото: МЧС Медиа

Вот только на местах есть и люди, которые не хотят называть свои имена, но раскрывают секреты успешной статистики в министерстве. При этом не забывайте, что даже при официальной "улучшившейся" статистике министерства Россия занимает последние места в списке стран по количеству жертв пожаров.


"У нас есть особенности взятия пожаров на учет. Пишут: горел мусор. А этот мусор у меня четыре цистерны 14 часов тушили. Из моих 163 пожаров за прошлый год на учет взяли 51. Остальные проходят в отчетах как горевший мусор и загорания. Мы пишем донесение о пожаре, а дальше оно трансформируется. Нам говорят: пишите "загорание", пишите "мусор". И уходит пожар мусором".

"Статистика фальшивая. Пожары превратили в загорания мусора, а мусор не берется в статистический учет".

"Договариваются с судмедэкспертами, и те пишут, что причина смерти не установлена. А это значит, что мы смерть на себя не принимаем".

"В советской пожарной охране, если человек умирал через 90 дней после пожара, то считался погибшим при пожаре. Теперь только явные признаки воздействия огня должны быть. Перевожу на русский: загорелась квартира, человек прыгнул с седьмого этажа. Все, он не считается погибшим при пожаре — он же от удара об асфальт умер".

"Вытаскиваешь человека из горящей квартиры. Он без признаков жизни. Тебе запрещают передавать, что это труп. Ты его обязан быстро сплавить в скорую помощь. У тебя в эфире проходит, что это пострадавший. То есть в эфире — ложь. Тебе говорят: ты не врач, ты смерть не можешь констатировать.

"Ругают пожарных, если есть жертвы. Дана негласная команда, чтобы статистика была лучше".
Отзывы пожарных и чиновников об особенностях учёта погибших



До последнего момента оставалась интрига: войдёт ли министр МЧС Владимир Пучков в следующий кабмин. Всем же известно, что Кремль не любит принимать решения в ответ на критику, под давлением. Коней на переправе, так сказать, не меняет. Тем не менее, Пучков в новый кабмин всё-таки не вошёл. На пост главы погрязшего в коррупции и неэффективности министерства заступает бывший заместитель директора ФСБ Евгений Зиничев. Зиничев ни одного дня не проработал в МЧС или смежных сферах. Зато в 2006—2015 годах работал в личной охране Службы безопасности президента России. С приходом бывшего охранника на пост главы министерства в МЧС декларируется изменение подхода к деятельности надзорных органов, кадровые перемены, увеличение сокращавшегося в последние годы штата, усиление контроля за объектами массового пребывания людей. Почему всё это было невозможно при предыдущем руководстве – загадка. Что должно измениться под чутким руководством профессионального чекиста – загадка не меньшая. Однако от результатов операции по спасению Министерства по чрезвычайным ситуациям зависят жизни простых граждан.

Пока рапортуют об уже достигнутых изменениях. Обещают улучшить комплектование пожарных команд (с 2015 года уволили почти 60 тысяч человек без приёма новых). Говорят о том, что будет покончено с экономией горючего, из-за которой учебная подготовка была сведена к теоретическим занятиям без выездов на местность. И на чём делается отдельный акцент – эмчеэсникам вернут фуражки, которые в 2017 году предыдущий министр заменил было на береты.

Насколько масштабны будут реальные изменения, покажет только время. А пока можете ознакомиться с описанием ситуации в МЧС, которое было опубликовано в конце прошлого года. Оценить глубину деградации, преодолеть которую нам пообещали только после очередной крупной трагедии. То, что происходит в главной спасательной организации страны здесь и сейчас.


70
Фото: Newstracker

Система МЧС превратилась в показуху, кормушку для коррупционеров и некомпетентных временщиков, и на данный момент работает лишь за счёт людей в разных званиях и чинах, которые ещё не потеряли совесть и работают вопреки творящемуся безумию.

Привожу по пунктам конкретные факты и ситуации, которые имели и имеют место в системе МЧС:

1) Состояние техники уже представляет опасность даже для работающих с ней спасателей. Готов лично Вам или человеку, который способен повлиять на ситуацию, показать единицу техники и инструмент, который нельзя эксплуатировать, которому 18 лет, но он ещё на вооружении. Его никто не может списать. Конкретно что это и где лежит, не говорю, чтобы виновные не могли замести хвосты. После моих статей они стали оперативно реагировать и зачищать за собой. В руках и на бумагах этот спасательный инструмент есть, но работать им опасно, а иногда он просто не работает. Этот инструмент ещё Ельцина застал.

2) Спасательные формирования часто одеты в нарушение норм Трудового кодекса, а часто просто не одеты. Так, у нас осталась форма, которая является средством защиты по Трудовому кодексу. Наш бывший вещевик перед закупкой советовался с нами, спасателями, поэтому я одет по закону. Потом наших командиров наказали за то, что форма не синяя, и нам были закуплены синие комбинезоны, которые не являются средством защиты. Однако международный стандарт авиаспасательных подразделений – красная форма со светоотражением. Наши лётчики неоднократно признавали, что взаимодействовать со спасателями, одетыми в красное, гораздо удобнее: лучше видно и в темноте, и в сумерках. Так и работали: на спасработы в красных комбинезонах, строиться на камеры – в синих, которые просто одежда. На наши разъяснения про то, что нельзя спасателям работать в простой одежде, высокие чины нам объясняли, что ведомственные документы МЧС выше, и на нас не распространяется федеральное законодательство. Но гражданский спасатель – просто работник, на которого распространяются все законы РФ. Донести это нам не удалось. Может, к вам прислушаются? Например, спасатель на ДТП режет руки в тряпочных перчатках о рваные края металла, обращается в больницу с травмой. Там травму регистрируют как производственную, следом приходит трудовая инспекция и выписывает штрафы. Плюс лечение и восстановление специалиста. Так ведь поступать гораздо выгоднее, чем просто обеспечить спасателей и пожарных средствами защиты.

3) Поведение некоторых начальников в МЧС, особенно на селекторных совещаниях, выходит за все разумные пределы. Можно себе позволить крыть матом подчиненных на весь регион, можно позволить себе оскорблять и унижать командиров в присутствии их подчиненных. Вы сами понимаете, как это влияет на авторитет командиров. К счастью, реально работающие на местах командиры имеют авторитет, заработанный на спасработах, но совесть же надо иметь?



4) Обучение и специальности. В одном подразделении спасатели получают специальности, Родина готовит специалистов по три месяца с отрывом от производства и семей, вкладывает деньги в обучение водолазов, высотников, химиков, взрывников, специалистов парашютно-десантной службы, а при переходе в другое подразделение траты на поддержание подготовки не предусмотрены. Получается, что спасатель с подготовкой водолаза, перейдя в авиаспасательный центр, через год теряет право выполнять водолазные работы, так как нет механизма подтвердить техминимум. Всё, специальность прокисла. А деньги в образование человека вложены. И ведь была возможность сохранить уникального специалиста. Технически он мог быть готов даже к такой ситуации: и с парашютом прыгнул на место ЧС, и на месте выполнил водолазные работы.

5) Связь. Спасатели не могут связаться с лётчиками авиации МЧС по своим радиостанциям "Гранит", которыми можно убить медведя. Лётчики не могут связаться с региональными поисково-спасательными отрядами, которые прочёсывают лес под ними, и не могут скоординировать действия. Так – почти везде.

6) Летали мы летом на спасработы на север Урала. Потерялись маленькая девочка и двое взрослых. Кое-как скоординировались со спасотрядами (про проблемы со связью я уже говорил), начали искать. Пролетали день, часть сектора поисков обработали, ушли на дозаправку. Поступил приказ возвращаться на аэродром. Хотя мы собирались возвращаться на поиски и продолжать искать. Зачем было лететь на один день? Пофоткать, что вертолёт летал? У меня есть фото нашего трека полёта, где видно, что недочесали мы чуть-чуть, с первой заправки топлива не хватило. И мы бы их нашли, вернись мы на поиски. Но нас развернули домой. Зачем это? Слетали, попиарились, дескать, вертолёт летал, и назад? Дальше искать дорого было? Итог: нашли спасатели ЮРПСО пешком только через два дня. Повезло.

7) Следующий логичный вопрос: тепловизор. Он стоит всего миллион рублей! Лучший в мире, самый дорогой! Всего миллион рублей! Он у нас так и не появился. Поиски летом в зеленке без тепловизора – лотерея ценой в жизни людей! Может, повезет, может, нет. Может, продать один Land Cruiser из министерства (на Урале их точно два есть) и купить один на весь регион тепловизор (вертолёт теперь ведь тоже один), раз живых денег нет?

8) Продвижение идей и импортозамещение. Нам были закуплены замечательные вертолётные носилки УТ-2000. Они действительно очень хороши и удобны. Но они стоят 90 000 рублей. И был у нас вариант сварить из алюминия аналог, которому цена в пике – 10 000 рублей. Но нет механизма продвижения идей и методик снизу вверх. Есть запрос на изобретения нанотехнологий всяких и технически сложных устройств, но простые носилки мы не может сделать качественные и современные, протестировать с вертолётом и пустить в войска и в МЧС. С экономией в 60–70 тысяч рублей. Только в нашем уральском авиацентре таких было три штуки. В уральском поисково-спасательном отряде ещё одни. Вот такая простая экономика.



9) Парашюты мы за два года так и не увидели. Чтобы прыгать те немногие положенные нам прыжки и поддерживать необходимый минимум подготовки, мы выпрашивали парашюты в Досаафе, авиалесоохране, в службах, про которые нельзя говорить вслух.

10) Про экономию на авиацентрах. У нас было три вертолёта, которые прикрывали Урал и помогали Сибири, можно было одновременно поднять два-три борта, а необходимость в нескольких машинах сразу возникала постоянно. У нас были экипажи и группы спасателей, которые могли работать по закону: сутки отработал – двое отдыхаешь, как положено. Сейчас наши вертолёты перегнали в Красноярск. Остался один вертолёт. Сибирское начальство говорит, что вертолёты будут прикрывать север области. Это 2000 км – два дня лета согласно федеральным авиаправилам, или нарушения, чреватые катастрофой. Это предпосылка к авиапроисшествию. Берём простую ситуацию: одинокий вертолёт на Урале сломался/ушёл на ремонт/стоит на ремонте/выработал ресурс, случается ЧС на севере Свердловской области. Пока принимается решение, пока борт долетает до Урала, даже с заменой экипажей и безостановочным перелётом – проходит минимум 10 часов, но это идеальные условия, а в реальности – гораздо больше. Можно даже не лететь. В нашей практике нам всегда доставались пострадавшие в тяжёлом состоянии, каждые 10 минут были на счету. Ну и про экономию: сейчас эти вертолёты также требуют ремонта и обслуживания, также нужны лётчики, которым нужно платить зарплату и вкладывать деньги в их подготовку, то есть траты не поменялись, но добавились траты на перелёты туда-сюда, даже если нужно просто провести плановый ремонт на базовом аэродроме, который теперь в Сибири. Или отправлять на Урал из Сибири техников, которые не смогут привезти с собой на поезде ремонтную базу для части работ, всяко придётся лететь.

11) Цена обучения и опыта. Лично я получил в уральском авиаспасательном центре две новых специальности, плюс в процессе подготовки летного состава мы тренировались совместно с летчиками, именно это позволило выполнять уникальные спасработы, мы поднимали тяжело пострадавших прямо под капельницей в сложных метеоусловиях, не многие смогут повторить это. Сейчас летчики ищут работу в гражданской авиации, на их место будут приняты новые летчики в Сибири, а уникальные штучные кадры уйдут в народное хозяйство. И заново людей учить, слетывать экипажи и спасателей. Государственные деньги впустую.

12) Очковтирательство. Недавно к нам приезжал начальник департамента Саидов. Он рассказал, что мы пишем с Урала, он запрашивает местных начальников, они рапортуют, что все письма – ложь и все отлично. Ему было конкретно указано, что прямо сейчас он может проверить реальное состояние дел: неготовность поисково-спасательных формирований, элементарное отсутствие мигалок. Он лично без свиты приехал и проверил информацию, убедился, что все написанное – правда. Это вселяет уважение к нему как к человеку, и надежду, что будут приняты меры. Докладывание, что всё отлично и все готовы, приобрело повальный характер. Чтобы узнать правду, надо лично лазить по технике и говорить со специалистами на земле. Причём внезапно и без свиты, чтобы не было возможности подготовиться.



13) Беспилотники. Нам поставили беспилотники ФАНТОМ 3. Китайская игрушка, которая пишет логи полёта на сервер в Китае, не летает ниже нуля, дальность её – 700 метров, дальше она теряет сигнал, в воздухе летает 17 минут, потом батарея садится. Это в идеальных условиях. То есть эти беспилотники нужны МЧС, как зайцу стоп-сигнал. То есть, человек, который подписал их закупку, не знал про зиму! Но это не главное. Его цена, вместе с кофром и планшетом – примерно 92 000 рублей, проверяется элементарно в поисковике. Закуплено было сначала 200 штук, потом вроде ещё 800. У нас их было таких два. В ваших силах получить на руки документ с их реальной стоимостью. Если их стоимость выше, чем указана мной – вычитаем из стоимости 92 000, умножаем на количество закупленных единиц и получаем отличный особо крупный размер. Место таким закупщикам и освоителям просторов бюджета – на лесоповале. Подробно у меня есть статья на эту тему, чтобы прокурорам не маяться изучением матчасти.

14) Интересный случай. Когда я написал первую статью про наше сокращение, моё руководство ночью (в 23:00 по Уралу) было выдернуто на работу писать на меня характеристику в Москву. Через пару дней нам выдали трудовые и вот что нашли. У моего начальника смены была запись о награде. Он нашел приказ о награждении себя, меня и еще нескольких летчиков нагрудным знаком МЧС "За отличие". У меня даже не было записи в трудовой, так бы и не узнал. Летчики, которые есть в том приказе, тоже не знают о том, что их наградили, я уточнял. Черт с ними, с железками, не за них служили, но это пример, как работает система. Чтобы не быть голословными, мы сделали копию приказа и заверили печатью штаба. Всякие чудеса случаются, и приказы задним числом исчезают.

15) Про зарплаты у нас не принято было говорить, для нас это было призвание. Между сменами подрабатывали. Однажды с обеда наш спец по беспилотникам принес объявление из магазина: требуются охранники, 28 000 зарплата. Моя средняя зарплата составляла 21-23 000, при том, что у меня действующая лётная медкомиссия, куча специальностей и довольно редкая и опасная работа. Мы тут держимся, но всё же повод задуматься. Иногда были премии, но у многих в системе всё еще хуже.

16) Когда нас сокращали, наш отдел кадров и штаб работал до ночи и ночами. Потому, что до последнего не было документов, на основании которых нас будут увольнять и сокращать. За три месяца было известно, что что-то будет, но принявшие решение нас сократить не решили, как и за что. Поэтому хрупкие женщины должны были сутками писать документы, а трудовые мы получили 20-го числа в 19:40, несколько часов будучи уже просто людьми с улицы. Начальника связи увезли с работы с инсультом, последние месяцы он пахал сутками, держался. Умер, похоронили. Уверен, что не будь этого безумия с переездами из здания в здание и сокращениями – парень 35 лет был бы жив.



17) По приказу сибирского РЦ мы перед сокращением переезжали в новое здание, бывший главк. В том числе подразделения, которые сокращались, то есть все. После попыток предложить не трогать с места хотя бы сокращаемых, нам Сибирью вообще была поставлена задача переехать в двухдневный срок. В помещения, которые еще заняты главком и мебелью, в которых еще работают люди. Я лично после суточной смены еще день таскал шкафы и сейфы только из уважения к командирам и солидарности с коллегами. Хотя по закону о статусе спасателя, никто не имеет право заставить спасателя выполнять обязанности, не предусмотренные его договором и специальностью. Слоники не просто бегали, а со шкафами. Но выбора нам не оставили. Через месяц это же имущество таскали с 4-го этажа и передавали другим подразделениям, а здание бывшего АСЦ просто стояло пустое. Якобы его хотели сдать в аренду для экономии. Те, кто это всё придумал и приказал, нынче будут командовать паводками и пожарами на территории трети РФ. Запасаемся огнетушителями и спасжилетами, держимся.

18) По проверке перед паводками: если вы хотите узнать реальную готовность к паводку – возьмите вместо свиты несколько спасателей и несколько толковых майоров. Волосы зашевелятся на голове! Проверка к паводку заключается в вывозе техники на плац и торжественному фотографированию этой техники. На фото, к счастью, не видно, что часть этой техники не заводится, часть не обслужена, как положено, а люди элементарно не имеют спасжилетов и не имеют возможности разговаривать по рации на одной частоте.

19) Многие приезжавшие к нам начальники рассказывали, как тяжело сейчас, про Крым и Сирию. Сориентировались, ещё бы выборы Трампа приплели. Такое же объяснение их преступной наивности и головотяпства. Если не преступления. Но объясните мне: те же вертолеты надо обслуживать на те же суммы денег, столько же летчиков и спасателей должны будут получать зарплаты, только в Сибири, а Урал остался неприкрыт. Можно говорить про авиацию армии, ВВ и ФСБ, но зачем тогда МЧС, которое получает государственные деньги за выполнение госзадания? Если армия, помимо своих дел будет еще делать работу МЧС. Так может, передать нас, все оперативные и реагирующие подразделения, Сергею Кожугетычу и прекратить эту агонию, не растеряв кадры и не раздолбав в переездах имущество? Я видел, как работают наши коллеги в других странах, мы переписываемся с коллегами со всего мира, и я не верю, что у супердержавы нет денег, чтобы содержать авиаподразделение, прикрывающее целый регион! Израиль, размером в половину Свердловской области, имеет подразделение, служить в котором – честь! Европейские страны, которые у нас на Урале можно колышками в натуральный размер разметить для учений – имеют деньги на содержание своих служб! Я не верю, что на Урал не хватило денег. Нужно не рефераты заставлять писать руководство на местах, а генералам провести урок географии. Готов это сделать сам, согласно одной из гражданских специальностей.

20) Странно, но мне, как в спортлото, стали писать люди со всей страны: спасатели, сотрудники МЧС в званиях до полковников, и просить: парни, не останавливайтесь, иначе это болото не расшевелить. Многие боятся говорить вслух. До смешного, мне пишут люди: парни, мы сейчас будем вынуждены по служебным обязанностям вас опровергать, но вы знайте – мы с вами, солидарны, не останавливайтесь! Доведите до конца!



Фото: МЧС России
Пост подготовил Алекс Кульманов

Запрацювала чергова електронна послуга в сфері пожежної безпеки ─ про онлайн-оформлення ліцензії на протипожежну діяльність



Олександр Риженко
глава Держагентства з питань електронного урядування України

Цього тижня запрацювала чергова електронна послуга в сфері пожежної безпеки ─ про онлайн-оформлення ліцензії на протипожежну діяльність. Електронним сервісом можна скористатися на Порталі електронних послуг ГСЧС – e-services.dsns.gov.ua – і оновленому Урядовому порталі kmu.gov.ua в розділі «Електронні послуги».

Крім самої послуги, на Порталі електронних послуг ГСЧС з'явився реєстр ліцензіатів.

Онлайн-оформлення ліцензії – це вже друга послуга, яку надає Державна служба України з питань надзвичайних ситуацій. З лютого працює електронна послуга з надання декларації з пожежної безпеки. Запуск обох електронних сервісів став можливим завдяки спільній роботі Державного агентства з питань електронного урядування зі Службою, а також – завдяки підтримці проекту USAID/UK aid «Прозорість та підзвітність в державному управлінні та послуги»/TAPAS і Фонду Східна Європа.

https://nv.ua/ukr/techno/it-industry/ios-12-ne-vipravdala-ochikuvan-xiaomi-vikhodit-na-ipo-a-microsoft-vtopila-data-tsentr-holovne-v-it-za-tizhden-2475123.html

Эксперт: Есть подозрения, что был совершен намеренный поджог леса в Чернобыле




Есть небезосновательные утверждения, что пожар в Рыжем лесу в Чернобыле – это не стихийное явление.

Об этом корреспонденту ГолосUA сообщил глава Ассоциации рыболовов Украины Александр Чистяков

«У нас есть небезосновательные утверждения, что пожар в Рыжем лесу в Чернобыле – это не стихийное явление, а поджог», - заявил эксперт.

По словам А. Чистякова, дело в том, что еще полгода назад министр экологии Остап Семерак сказал о том, что в Чернобыльской зоне возможно сделать чуть ли не фабрику по альтернативной энергии.

«Предполагалось, что на тысяче гектаров Чернобыльской зоны будут установлены солнечные батареи. Но здесь есть маленькое «но». Все прекрасно понимают, что Чернобыльская зона – это лес, непроходимый, густой лес», - подчеркнул эксперт.

А. Чистяков добавил, что в этом непроходимом лесу невозможно найти 1000 гектаров чистого поля для установки данных сооружений по альтернативной энергии.

«Это абсолютно нереально. Поэтому есть подозрения, что был совершен намеренный поджог Рыжего леса», - подытожил эксперт.

Напомним, в Чернобыле до сих пор горит Рыжий лес. Полностью ликвидировать пожар спасателям не удается. По последним данным, площадь возгорания уменьшилась до полутора гектара. Открытого огня нет, тлеют пеньки, поваленные деревья и трава. Дым, поднимающийся в гору, ветер несет в сторону Киева. По прогнозам синоптиков, 7 июня сила ветра станет слабее.

Минприроды предложило оборудовать лесовозы системой ГЛОНАСС

Москва. 8 июня. INTERFAX.RU - Минприроды России предложило оснастить транспорт, перевозящий лес, аппаратурой ГЛОНАСС для ужесточения контроля за оборотом древесины в стране, сообщили в пресс-службе ведомства в пятницу. После согласования предложений с Минпромторгом документ будет направлен в правительство.

"Аппаратура ГЛОНАСС позволяет с высокой точностью отследить маршрут движения, время и место работы транспортных средств - автомашин, тракторов, самоходных машин, лесовозов. Это, в свою очередь, позволит повысить эффективность борьбы с незаконной заготовкой лесных насаждений и нелегальным оборотом древесины", - сказал замглавы Минприроды Иван Валентик, слова которого приводит пресс-служба.


В ведомстве отметили, что стоимость оснащения аппаратурой спутниковой навигации одного автомобиля составит 8 тысяч рублей. По оценке Рослесхоза, затраты на оснащение и ежегодная абонентская плата существенно не увеличат себестоимость заготавливаемой древесины.

Оснащение автомобилей спутниковой навигацией может стать обязательным к 2021 году, когда Минприроды внесёт изменения в технические регламенты

На Чернігівщині рятувальники, лісничі та військові діятимуть спільно задля попередження пожеж


Стан пожежної безпеки на території лісових масивів, прилеглих до військових полігонів, розглянули учасники міжвідомчої наради, яку вчора, 7 червня, провів директор Департаменту з питань цивільного захисту та оборонної роботи Чернігівської облдержадміністрації Сергій Болдирев.

В обговоренні взяли участь керівники Управління Державної служби з надзвичайних ситуацій в області, Державної екологічної інспекції в області, лісових господарств та представники оперативного командування «Північ».

Цьогоріч на Чернігівщині в лісових масивах сталося 48 пожеж на загальній площі майже 172 гектари. При цьому 70 % площ – ліси державного підприємства «Чернігівський військовий лісгосп».

Аналізуючи ситуацію, як рятувальники, так і представники лісогосподарств, наголошували на необхідності забезпечення військовими протипожежних заходів безпеки під час проведення тактичних навчань та узгодженості дій під час тушіння загорань. Для цього, зокрема, потрібно невідкладно провести додаткову роз’яснювальну роботу з особовим складом військових частин, аби посилити їх відповідальність.

Військові, зі свого боку, висловили готовність співпрацювати з відповідними службами для недопущення надзвичайних ситуацій.

Автор: Департамент інформаційної діяльності та комунікацій з громадськістю облдержадміністрації


posted by Elena Kushnir июня 8, 2018 Події

На Херсонщине запретили посещать леса



С целью усиления охраны лесов от пожаров и улучшения организации борьбы с лесными пожарами в период высокой пожарной опасности 5 класса, который сейчас установлен на территории лесов Херсонской области, населению запрещено посещать леса и въезжать в них на транспортных средствах.

Решение об установлении или отмене запретов и других мер безопасности принимаются местными органами исполнительной власти и местного самоуправления, сообщает официальный сайт ХОГА.


18:12, 8 июня
Общество
https://www.0552.ua/news/2064475

А У СОСЕДЕЙ?

Запрет на посещение лесов введен в 72 районах Беларуси

Общество 08.06.2018 | 18:42
fvkoktgm



8 июня, Минск /Корр. БЕЛТА/. Запрет на посещение лесов введен в 72 районах Беларуси, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Министерства лесного хозяйства.

В связи со сложной пожароопасной обстановкой полностью закрыты леса всех южных областей страны - Брестской, Гомельской, Гродненской. Частично закрыты для посещения леса Минской, Витебской и Могилевской областей. "Посещение лесов на сегодня запрещено в 72 районах страны. Эта мера вводится местными распорядительными и исполнительными органами для обеспечения безопасности людей, сохранности их имущества, а также лесного фонда. В случае нарушения запрета к гражданам могут быть применены штрафные санкции", - отметили в пресс-службе.

Введение запрета на посещение лесов подразумевает полный отказ от посещения лесного фонда людьми, в том числе для прогулок, отдыха на природе и т.д. Не допускается также въезд транспорта, за исключением служебного.

http://www.belta.by/society/view/zapret-na-poseschenie-lesov-vveden-v-72-rajonah-belarusi-306171-2018/


С начала года в лесном фонде Беларуси уже произошло более 250 лесных пожаров. Согласно статистике, в 9 из 10 случаев возгораний виновником становится человек.