6 декабря 2018 года заместитель председателя Правительства РФ А.В.Гордеев провел совещание об использовании лесов, расположенных на землях сельхозназначения. На совещании была сформулирована, не в первый уже раз, позиция правительства по этому вопросу: если покрытый лесом участок земли сельхозназначения непригоден для сельскохозяйственного производства - губернатор вправе перевести его в состав земель лесного фонда; в остальных случаях заросшие лесом участки необходимо будет привести в состояние, пригодное для ведения сельского хозяйства.
Эта позиция ошибочна - она удобна сельскохозяйственным и лесным чиновникам, но вредна для развития сельских территорий, сельского и лесного хозяйства, и в конце концов для граждан России.
Сразу отметим, что позиции Президента РФ и Правительства РФ по этому вопросу пока диаметрально противоположны. 1 сентября 2013 года Президент РФ поручил Правительству РФ обеспечить внесение в законодательство изменений, предусматривающих установление особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, не относящихся к землям лесного фонда (поручение Пр-2039, п.1.б), установив срок исполнения 1 января 2014 года. Поручение до сих пор не выполнено, но и не отменено. Таким образом, позиция Президента РФ (сформулированная в этом поручении) состоит в том, что лес может расти на землях сельхозназначения, а его собственики могут вести в нем лесное хозяйства (использовать этот лес, обеспечивать его охрану, защиту и воспроизводство). Позиция Правительства РФ состоит в том, что лес не может расти на землях сельхозназначения, и вести в нем лесное хозяйство нельзя: если занятая им земля непригодна для сельского хозяйства - ее надо перевести в земли лесного фонда, если пригодна - расчистить от леса.
Почему позиция Правительства РФ по данному вопросу ошибочна и вредна для страны?
Бывшие земли сельскохозяйственного назначения, зарастающие сейчас лесом, были заброшены в силу вполне объективных социально-экономических причин и процессов: запустения обширных сельских территорий (земли просто некому обрабатывать), деградации почв в результате десятилетий небережного использования, неконкурентоспособности сельскохозяйственного производства на относительно бедных землях в районах с неблагоприятным для него климатом, и тому подобных. Если земли было невыгодно и некому использовать для сельского хозяйства, пока они были еще чистыми и свободными от древесно-кустарниковой растительности - теперь, когда для их использования требуются огромные первоначальные вложения в расчистку, это будет еще менее выгодно. Конечно, могут быть исключения - когда такая расчистка и последующее использование будут субсидироваться государством; но у государства сейчас остро не хватает (и в обозримом будущем не предвидится) денег даже для нынешнего убогого уровня сельского развития, не говоря о чем-либо большем. То есть в абсолютном большинстве случаев принудительная расчистка таких земель (а механизмы принуждения у государства весьма жестоки - штрафы для собственников земельных участков в размере до 700 тысяч рублей и возможность принудительного изъятия участков) приведет лишь к появлению новых неиспользуемых площадей, который неизбежно вновь начнут зарастать лесом. Чиновникам, конечно, выгодно держать сельхозпроизводителей "на крючке" (почти у любого владельца сельхозземель в Нечерноземье есть хоть сколько-нибудь "незаконного" леса, за который его можно "кошмарить") - но к развитию сельского хозяйства это реального отношения не имеет.
При этом леса, выросшие на землях сельхозназначения, сами по себе представляют значительный ресурс для будущего социально-экономического развития. Даже там, где уже не осталось людей для развития сельского хозяйства, часто еще есть достаточное количество людей для развития лесного (которое требует в среднем в разы меньшего числа рабочих рук при той же площади земель, и менее требовательно к точным срокам работ). Даже не самые богатые сельхозземли - это, как правило, земли весьма продуктивные по лесным меркам, поскольку иные не было смысла в далеком историческом прошлом расчищать под сельское хозяйство. Это, как правило, земли, обеспеченные хоть какой-то инфраструктурой, удобные для работы техники, близкие к людям - то есть лучшие для интенсивного лесовыращивания. Площади таких земель огромны - по оценкам Рослесхоза, 30-40 миллионов гектаров, в реальности ближе к ста миллионам. В любом случае, интенсивное лесовыращивание на этих землях может производить ежегодно больше древесины, чем ее сейчас добывается по всей стране - причем производить не с ущербом, а с выгодой и для экономики, и для окружающей среды. Запрещая эти леса и хозяйство в них, правительство фактически уничтожает один из главных и наиболее перспективных ресурсов для развития сельских территорий нашей страны.
Нынешняя ситуация с лесами на землях сельскохозяйственного назначения еще и очень опасна в пожарном отношении. Угрозы штрафов или изъятия земель вынуждают сельхозпроизводителей, на чьих землях расположены "незаконные" леса или чьи земли только начинают зарастать, избавляться от этих лесов и древесной поросли всеми доступными им способами. Обычно самым доступным и дешевым способом, часто единственным доступным, является выжигание. Официально, конечно, выжигать эти земли нельзя - но тут действует принцип "не пойман - не вор". Реального надзора за пожарной безопасностью в обширных полузаброшенных сельских районах нет, поэтому риск попасться на выжигании близок к нулю. Выбирая между вполне отчетливыми перспективами гигантского штрафа за "нецелевое использование" заросших лесом земель и почти нулевым риском небольшого штрафа за нарушение правил противопожарного режима, сельхозпроизводитель обычно склоняется ко второму варианту. В результате весной и осенью растительность на сельхозземлях горит по всей стране, а убежавшие палы переходят на леса, торфяники, объекты инфраструктуры и поселения.
Наконец, климат - его изменения, вызванные деятельностью человека, становятся все большей и большей проблемой для человечества. Интенсивное лесовыращивание на бывших сельскохозяйственных землях - хоть для восстановления утраченных природных экосистем, хоть для получения товарной лесной продукции - позволяет существенно увеличить связывание и накопление углерода природными территориями, как в растительности, так и в почве. Поддержание этих земель в безлесном состоянии, особенно с помощью выжиганий, наоборот, ведет к росту выбросов углекислого газа за счет выгорания и биологического разложения мертвого органического вещества почв, а также к большим выбросам дыма и сажи весной, которые тоже вносят немалый вклад в изменение климата. Наше правительство явно хочет найти способ зарабатывать деньги на вкладе обширных российских природных территорий в смягчении глобальных изменений климата - но при этом само же стимулирует бессмысленные действия (расчистку и выжигание безнадежно заброшенных сельхозземель), которые радикально снижают этот вклад.
Для какой-то части чиновников такая позиция основывается на личной выгоде от отсутствия правового статуса у лесов на землях сельхозназначения. Возможность "кошмарить" сельхозпроизводителей и собственников земельных участков сельскохозяйственного назначения за растущие на этих землях "незаконные" леса обеспечивает обширную кормовую базу для десятков тысяч недобросовестных чиновников и обслуживающих их экспертов. Но в какой-то мере позиция правительства, возможно, объясняется просто ошибочным пониманием ситуации: с давних времен многие наши чиновники воспринимают сельское хозяйство не столько как обычную отрасль экономики, сколько как вид деятельности, который можно развивать только по принуждению - поэтому и стараются принудить к возвращению в сельскохозяйственный оборот те земли, которые по объективным причинам в современных условиях гораздо больше подходят для лесного фермерства, агролесоводства, лесного хозяйства, чем для традиционного сельского хозяйства. То, что это тупиковый путь, рано или поздно станет очевидно даже самым упертым приверженцам идеи развития сельского хозяйства из-под палки - но пока правительство с таким подходом может наделать много бед, и угробить многие еще существующие возможности для сельского развития.
Чтобы этого не произошло - Правительству РФ надо просто выполнить поручение Президента РФ от 1 сентября 2013 года Пр-2039, п.1.б, и обеспечить внесение в законодательство изменений, предусматривающих установление особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения. А если правительство не может исполнить это поручение - то, очевидно, необходимо принять жесткие кадровые меры, и назначить на ключевые посты тех, кто может.
Ниже приводится сообщение с сайта Правительства РФ (
ссылка).
Алексей Гордеев провёл совещание об использовании лесов, расположенных на землях сельхозназначения
6 декабря 2018 19:00 Москва
Участники совещания обсудили вопросы использования лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, и законодательное урегулирование их правового статуса, в том числе в рамках внесения соответствующих поправок ко второму чтению законопроекта о защитных лесах.
Поводом для проведения совещания послужили обращения губернаторов регионов, на территории которых имеются значительные площади земель сельскохозяйственного назначения, покрытые как многолетними лесными насаждениями, так и молодым подлеском, и не пригодные для производства сельскохозяйственной продукции.
По оценкам Рослесхоза, площадь таких земель составляет 30–40 млн га. По факту эти леса ничем не отличаются от лесов, расположенных на землях лесного фонда. И они тоже требуют ухода, охраны от пожаров и незаконных рубок, защиты от вредителей и болезней. Однако законодательно их правовой статус не урегулирован, и регионы не имеют оснований для использования финансовых средств на их содержание.
Участники совещания поддержали предложение о восполнении в российском законодательстве пробела по данному вопросу до конца текущего года, в том числе при подготовке к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении законопроекта о защитных лесах.
Кроме того, был выработан механизм регулярного мониторинга покрытых лесом земель сельхозназначения и их включения в земли лесного фонда. Когда при проведении земельного надзора и инвентаризации лесов Россельхознадзор и Рослесхоз должны будут выявлять земли сельскохозяйственного назначения, покрытые лесом (за исключением защитных полос лесов, выполняющих мелиоративные функции) и направлять соответствующую информацию губернатору для принятия решения об их дальнейшей судьбе. Губернатор в этом случае вправе перевести непригодные для осуществления сельскохозяйственного производства земли в состав земель лесного фонда. А регион сможет получать средства из федерального бюджета для ведения лесного хозяйства в этих лесах в соответствии с требованиями Лесного кодекса.
Если же принимается иное решение – о целесообразности использования покрытых лесом земель для производства сельскохозяйственной продукции, – то необходимо будет обеспечить приведение их в состояние, пригодное для ведения сельского хозяйства, и вовлечение в сельхозоборот.
По итогам обсуждения вице-премьер дал соответствующие поручения Минприроды, Минсельхозу, Минэкономразвития и иным заинтересованным федеральным органам исполнительной власти реализовать предложенный механизм. А также обратил внимание участников встречи на необходимость детально разобраться со статусом защитных полос вдоль автомобильных и железных дорог для обеспечения их надлежащего состояния.
Деда
Добавлено: Сегодня, 09:49
мда.. они еще до сих пор не могут понять, что есть сх земли,заросшие лесом и есть земли сх, покрытые лесом. Последниее всегда были лесом и по старому ЛК были "в законе". Новый ЛК изъял это понятие. Теперь они как раз вне закона. И про них надо говорить.. Заросшие ДКР земли - чаще всего из-за хозяйственной деятельности, а вернее бездеятельности - их нужно или переводить в лф или восстанавливать в сх.. С ними картина яснее.
Считаю правильным придать лесам (покрытые лесом землям) особый статус, вернуть их в правовое поле с со своим режимом пользования. Пусть он будет и вне ЛК...
Денисов
Добавлено: Сегодня, 10:10
Цитата:
Когда при проведении земельного надзора и инвентаризации лесов Россельхознадзор и Рослесхоз должны будут выявлять земли сельскохозяйственного назначения, покрытые лесомИ когда? А что, разве сейчас при ГИЛ не должны выявляться ВСЕ покрытые лесом земли? ГИЛ же призван выявлять всё, что является лесом.
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис
Призван, но не может. ГИЛ (точнее, псевдо-ГИЛ) - это экстремально дорогой, но при этом, к сожалению, совершенно не работающий инструмент. И пока нет никаких шансов на то, что он хоть как-то заработает (если под работой понимать не простое пожирание бюджетных средств, а производство хоть сколько-то полезных и осмысленных информационных продуктов). В рамках утвержденной методики ГИЛ инвентаризация лесов на землях сельхозназначения не предусматривается.
dna1984
Добавлено: Сегодня, 11:00
Такое впечатление, что здесь какой-то идеологический конфликт, если честно. Т.е. люди видят ситуацию и не могут вообще что-то предположить вне подхода "приказано, делайте". Это и к вопросу о защищенности прав собственности относится, но первично, что-то из глубин психики.
Добавлено: Сегодня, 11:11
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис
Единственный способ решить проблему лесов на землях сельскохозяйственного назначения без массового нарушения прав собственников - это придать им статус без перевода в земли лесного фонда. Перевод в рамках действующего законодательства автоматически означает изъятие у собственника (поскольку земли лесного фонда по закону могут принадлежать только Российской Федерации), а такое изъятие в массовом упрощенном порядке сейчас возможно только "по беспределу".
Таволга
Добавлено: Сегодня, 11:40
Откуда:Псковская область
Деда писал(а):
Губернатор в этом случае вправе перевести непригодные для осуществления сельскохозяйственного производства земли в состав земель лесного фонда. А регион сможет получать средства из федерального бюджета для ведения лесного хозяйства в этих лесах в соответствии с требованиями Лесного кодекса.Ну да "хорошая идея" перевести пеньки в лесной фонд и получать на восстановление этих лесов средства от федералов. Почему нет, интересно губернаторов за это наверно наградят переводом на более важные территории для работы.
Сначала нерадивые кадастровые инженеры оформили землю с лесом в собственность под с/х использование, что противоречит земельному кодексу. Кто-нибудь это отменил - нет, теперь собственники не знают как от этой древесно-кустарниковой растительности законным образом избавится. Избавится не проблема, так ведь хочется с прибылью. Теперь будут выявлять и кадастрировать снова (пеньки), что бы в лесной фонд закинуть.
А земли без права собственности уже давно "черные арендаторы" обследовали и "лесоустройство" сделали, и плодородие брошенными порубочными остатками повысили и растут там "защитные" насаждения, пока. Так что теперь много лет пройдет, пока лес путный вырастет на этом месте.
Всё люди заняты будут. Кадастровые инженеры ждут государственных контрактов на это кадастрирование. А с каким составом принимать в лесной фонд? Опять же лесоустройство нужно, что бы "пеньки и кусты" пересчитать. Опять госконтракты будут. Вот делают замес-то!
Кто сказал что все плохо, все хорошо.
Добавлено: Сегодня, 12:00
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис
Ну да, с точки зрения разбазаривания государственных средств и кормления причастных чиновников - предлагаемый правительством вариант хорош.
С точки зрения "кошмаренья" добросовестных землевладельцев и сельхозпроизводителей, и опять таки кормления на этом причастных чиновников - правительственный вариант тоже хорош.
Он плох только с точки зрения развития сельских территорий, сельского и лесного хозяйства, и поддержания благоприятной окружающей среды. Но это для правительства, видимо, несущественно.
гражданин рф
Добавлено: Сегодня, 14:01
А как же быть с системой защитных лесных насаждений, созданных на землях сельскохозяйственного назначения и предназначенных для защиты полей от природных и техногенных факторов.
Земли сельскохозяйственного назначения по состоянию на сегодняшний день передаются в аренду для сельхозпроизводства. Однако в контуре любого землепользования присуствуют защитные лесные насаждения именуемые лесополосы. Право собственности на них у государства,так как именно за государственный счет они создавались. При этом Россельхознадзор штрафует землепользователя за наличие этих насаждений и требует спилить и раскорчевать. А ведь это не леса, и не покрытые лесом земли.
dna1984
Добавлено: 46 минут назад
Редактор новостей писал(а):
Единственный способ решить проблему лесов на землях сельскохозяйственного назначения без массового нарушения прав собственников - это придать им статус без перевода в земли лесного фонда. Перевод в рамках действующего законодательства автоматически означает изъятие у собственника (поскольку земли лесного фонда по закону могут принадлежать только Российской Федерации), а такое изъятие в массовом упрощенном порядке сейчас возможно только "по беспределу".
Да все понятно. Не ясно, как до людей это донести. В голове даже у не заинтересованных в получении прибыли от "черной порубки"/взяток от владельцев земли картинка про "ну ведь здесь же должно что-то расти, надо пахать!!!". Угу, на Валдае, например, взяли и начали растить "пшеницу". Тридцать лет не растили, а вот сейчас - да, возьмутся :)
http://forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=22985&sid=6a05e01dba0fa2e3ee974ef34f98589d