ПІД ВИГЛЯДОМ БОРОТЬБИ З КОРУПЦІЄЮ

влада обвалила лісову галузь в Україні

ЛІС І РЕФОРМУВАННЯ

Державні ліси мають покривати свої видатки з власних доходів

Орест ФУРДИЧКО

Таємниці реформування "лісових відносин" в Україні

РЕФОРМАЦІЯ, ДЕГРАДАЦІЯ ЧИ ПРОФАНАЦІЯ?

Як Держлісагентство хоче реформувати лісову галузь

ЧИНОВНИКИ ПРОТИ ЛІСІВНИКІВ

Кому вигідний фінансовий саботаж лісгоспів?

23 березня 2020

Бюджетное финансирование проекта сохранения лесов в России сократят на 33%



Бюджетное финансирование проекта сохранения лесов в России сократят в 2020 году почти на 33%, заявил замглавы Рослесхоза Михаил Клинов. На эти цели выделят 6,6 миллиарда руб.

В 2019 году на проект "Сохранение лесов" выделили более 9,6 миллиарда руб.

Между тем планы по лесовосстановлению остаются без изменений — свыше 1,1 миллиона га.



На лесовосстановление могут направить 2,4 миллиарда руб., на закупку лесопожарной техники и оборудования — 3,2 миллиарда руб., на закупку лесохозяйственной техники и оборудования — 650 миллионов руб., на создание запаса лесных семян — 41 миллион руб., на проведение инвентаризации фонда лесовосстановления — более 317 миллионов руб., заключил замглавы Рослесхоза.

 По данным Счетной палаты (СП), срок давности 85% сведений по лесоустройству превышает десять лет. Это значит, что о состоянии лесного фонда на площади 974 миллионов га нет достоверных сведений, подчеркивает СП.



https://www.vesti.ru/doc.html?id=3250433

Европейскую часть России впервые ждет ранний пожароопасный сезон



Впервые в истории метеорологических наблюдений на европейской территории России прогнозируется ранний пожароопасный сезон. Об этом сообщил научный руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд.

"Впервые за период выпуска прогноза на вегетационный период ожидается ранний пожароопасный на европейской части страны. Ситуация нестандартная. Впервые в истории звучит такая фраза", — сказал он (цитата ТАСС).

По словам Вильфанда, причиной стала аномально теплая прошедшая зима: отсутствие снега приводит к быстрому испарению продуктивной влаги, происходит быстрое обезвоживание поверхности.

Ранее замруководителя Рослесхоза Михаил Клинов сообщил, что аномально теплая погода в России может привести к затяжной засухе, а пожароопасный сезон в 2020 году будет непредсказуемым. По данным Рослесхоза, лесные пожары могут начаться уже в апреле на востоке Тувы, в юго-западной части Иркутской области, в Забайкалье и Бурятии. В мае они могут охватить еще пять регионов России.

Ранее о высоком риске пожаров в европейской части России предупредил глава лесных программ российского отделения Гринписа Алексей Ярошенко. Он отметил, что прошедшая зима была чрезвычайно теплой и малоснежной. Этот январь был "самым жарким" за всю историю метеорологических наблюдений. "Сейчас очень большой дефицит влаги. Торфяники, например, сейчас сухие", — сказал специалист.

Ярошенко сравнил текущую ситуацию с состоянием лесов в источниках 2008 и 2010 годов, которые были сухими, что повлияло на масштабы лесных пожаров. В 2010 году лесные пожары стали настолько близки к российской столице, что смог покрывал город более недели.

В этой ситуации Ярошенко призвал к личной ответственности и к тому, чтобы не разводить костры или другие открытые пожары, которые могли бы служить очагами. В то же время он отметил, что если весна и лето будут дождливы, риск может быть уменьшен.

Лесные пожары поражают Россию каждое лето, особенно восточный регион, и затрагивают десятки миллионов гектаров, что эквивалентно площади некоторых европейских стран. Гринпис неоднократно осуждал практику, установленную российскими властями, которая позволяет им не пресекать пожары в тех районах, где эти действия "экономически не оправданы", поскольку ущерб природе не поддается исчислению.

23-03-2020 (16:06)

Санитарными рубками объяснило управление лесами ЕАО кадры «превращенной в пустыню» тайги

Чиновники ответили на претензии насчет вырубки леса китайцами и недоступности делян для заготовки дров сельчанами (ВИДЕО)


Санитарными рубками объяснило управление лесами ЕАО кадры "превращенной в пустыню" тайги. Фото: скриншот видео

В управлении лесами правительства ЕАО прокомментировали видео, автор которого заявляет, что деляны в районе п. Хинганск отданы китайцам, а местное население отправляют заготавливать дрова за 80 км. Кадры "превращенной в пустыню тайги" чиновники объяснили сплошными санитарными рубками. При этом в ведомстве отметили, что для заготовки древесины гражданам предоставляют участки в 20-ти км от Хинганска, передает корр. ИА ЕАОMedia.

"В районе п. Хинганск осуществляются работы по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий (сплошные санитарные рубки), доведенные ОГАУ "Облученский противопожарный центр" в рамках государственного задания и назначенные специалистами филиала ФГБУ "Рослесозащита Центр защиты леса Хабаровского края". Гражданам деляны для заготовки древесины для собственных нужд предоставляется на основании договоров купли-продажи древесины. Все предоставляемые гражданам деляны находятся на расстоянии 5 км от г. Облучья и 20 км от п. Хинганск", — сообщила замначальника управления лесами правительства ЕАО Елена Хавицкая.
Напомним, ранее в редакцию ИА ЕАОMedia поступило видеообращение, где рассказывается, что жителям п. Хинганск Облученского района ЕАО не разрешают заготавливать дрова недалеко от поселка, так как поблизости якобы нет предназначенных для этого делян. По словам автора ролика, за топливом для обогрева частных домов людей отправляют за 80 км, что вкупе с бездорожьем выливается в существенные транспортные расходы, при этом нарушителям запрета грозит штраф. Как утверждает "оператор", на запечатленных кадрах — деляны в 5-ти км от Хинганска, однако отданы они гражданам КНР, масштабы промысла которых "превращают тайгу в пустыню".


Справка: Сплошные санитарные рубки проводятся в погибших, а также в утративших биологическую устойчивость насаждениях в результате сильного воздействия неблагоприятных факторов (пожар, массовое поражение деревьев болезнями, повреждение вредителями, ветром, снегом, градом, промышленными выбросами и др.), вызвавших необратимую потерю их жизнеспособности и (или) способности выполнять целевые функции, если другие виды рубок не могут привести к сохранению и оздоровлению насаждений.

Санитарная рубка считается сплошной, если вырубается древостой на площади 0,1 га и более. Комиссия обследует соответствующие участки и определяет целесообразность назначения сплошной санитарной рубки. При наличии материалов специального лесопатологического обследования и в участках леса, намеченных под сплошные санитарные рубки при проведении лесоустройства, не требуется проведение комиссией дополнительного обследования.

https://eaomedia.ru/news/797258/

Подробнее: https://eaomedia.ru/news/797258/

На Житомирщині браконьєр отримав поранення на полюванні




20 березня уночі до лікарні було госпіталізовано 35-річного чоловіка із пораненням черевної порожнини.

Потерпілому надано медичну допомогу, загрози життю немає. Водночас поліцейські встановили, що поранення він отримав під час незаконного полювання на території Пулинського району. Розпочато кримінальне провадження.

Повідомлення про госпіталізацію чоловіка з підозрою на вогнепальне поранення нижньої частини черевної порожнини надійшло до поліції після 2:00.

Правоохоронці встановили, що потерпілий житель с. Трудового Пулинського району. У подальшому під час першочергових дій поліцейські місцевого відділення попередньо з’ясували, що він разом з 45-річним жителем Житомирського району уночі поїхали у ліс неподалік с. Нового Заводу, де мали на меті вполювати звіра. Потерпілий залишився поблизу автомобіля, а його товариш з мисливською зброєю пішов у гущавину лісу. Через якийсь час пролунав постріл. Куля пробила лобове скло транспортного засобу та, ймовірно, зрекошетила у чоловіка, який знаходився поряд.



- Нині усі ці обставини перевіряються у рамках розпочатого кримінального провадження. Попередня кваліфікація події – необережне тяжке або середньої тяжкості тілесне ушкодження (ст. 128 ККУ), - розповів начальник Пулинського відділення поліції Віктор Лисюк. – Наразі вилучено зброю, пристрій для нічного бачення, якими користувався один з чоловіків, а також автомобіль «Нісан».



У рамках досудового розслідування призначено низку експертних досліджень, у тому числі і щодо тяжкості отриманих потерпілим тілесних ушкоджень.

Водночас поліцейські наголошують на неприпустимості подібних браконьєрських полювань та притягненні порушників до відповідальності, передбаченої законом.



Відділ комунікації поліції Житомирської області
Новини Житомира
Автор Мария
Понедельник, 23/03/2020

Запущено сайт з контролю за вирубкою лісу



Проєкт Держлісагентства «Ліс у смартфоні» дозволяє контролювати законність вирубки лісів онлайн.

На сайті відображено реєстр дозвільних документів, які дають право здійснювати господарську діяльність, пов’язану із заготівлею деревини. Реєстр лісорубних квитків охоплює всю територію України. В ньому зібрано всі дані про лісорубні квитки аби зробити цю інформацію доступною громадськості.

Станом на 23 березня оприлюднено інформацію про 49 тис. виданих дозвільних документів. Розроблено онлайн-карту рубок, яка станом на тепер працює в пілотному режимі і поширюється на лісогосподарські підприємства двадцяти двох областей: Чернігівської, Полтавської, Рівненської, Київської, Волинської, Тернопільської, Закарпатської, Житомирської, Сумської, Миколаївської, Вінницької, Херсонської, Черкаської, Одеської, Дніпропетровської, Хмельницької, Чернівецької, Львівської, Донецької, Івано-Франківської, Луганської, Кіровоградської. Також «Ліс у смартфоні» відображає ситуацію в АР Крим.

Триває наповнення системи даними та оперативне оновлення вже внесених даних.

15:14 23.03.2020
https://www.objectiv.tv/objectively/2020/03/23/zapushheno-sajt-z-kontrolyu-za-virubkoyu-lisu/

"Не помітили" вирубку лісу на понад 5 мільйонів гривень — ДБР повідомило про підозру трьом посадовцям лісгоспу



Слідчі територіального управління Державного бюро розслідувань, розташованого у місті Полтаві, повідомили про підозру трьом майстрам лісу ДП «Красноградське лісове господарство» у службовій недбалості, що спричинила тяжкі наслідки (ч. 2 ст. 367 Кримінального кодексу України).

Слідством встановлено, що посадовці не забезпечили належне зберігання майна лісгоспу. Внаслідок цього з 2018 по 2019 роки сторонні особи без будь-яких дозволів вирубали близько 400 дубів та 247 сосен на території ДП «Красноградське лісове господарство». Через службову недбалість майстрів лісу державі завдано збитків на суму понад 5,2 мільйона гривень.

Процесуальне керівництво досудовим розслідуванням у кримінальному провадженні здійснює прокуратура Харківської області. Оперативний супровід – Управління СБУ в Харківській області.

Санкція статті передбачає покарання у вигляді позбавлення волі на строк від 2 до 5 років з позбавленням права обіймати певні посади чи займатися певною діяльністю на строк до 3 років та зі штрафом від 250 до 750 неоподатковуваних мінімумів доходів громадян або без такого.

23/03/2020 

Ситуация с лесными пожарами в Сибири будет только ухудшаться



Ежегодно лесные пожары в Богучанском районе превращают в пепел тысячи гектаров ангарского леса. На протяжении последних 3-5 лет это особенно заметно нашим жителям.

Дым лесных пожаров надолго повисает во всех посёлках, закрывая сопки, уменьшая видимость на дорогах и на реке Ангаре. И хотя в последние годы увеличили кратность патрулирования, количество пожаров не уменьшилось, а выгоревшая площадь, к сожалению, увеличилась.

В чём причина? Многие задаются таким вопросом?

В своё время для стабильной работы авиаотделений по тушению пожаров было необходимо: достаточное количества людских ресурсов, летательных аппаратов, соблюдения кратности патрулирования, оборачиваемость групп с пожаров.

В Богучанском районе работали пять самолётов (три - в Богучанах, и по одному - в Манзе и Осиновом мысу) и четыре вертолёта, и количество летательных аппаратов увеличивалось в пик горимости.

Основная нагрузка ложилась на самолёты Ан-2 и Ил-14 с парашютистами на борту. Пожары обнаруживали на малых площадях и сразу же высаживали парашютистов, находящихся на борту воздушного судна.

Они быстро приступали к тушению. Могли в течении 1-2 часов локализовать пожар и сообщить об этом в диспетчерский пункт авиаотделения. На место пожара вылетал вертолёт с группой десантников. Те проводили обработку пожара, его дотушивание и ликвидацию, окарауливание, а парашютисты на вертолёте возвращались на базу и на следующий день были вновь готовы к прыжку.

Иногда они успевали за день высадиться на второй пожар. Если возгорание вызывало у лётчика-наблюдателя сомнение по его остановке и тушению, работали две группы.

Кратность патрулирования соблюдалась при любых условиях и даже увеличивалась при ветре более 10 метров в секунду и при прохождении гроз. Увеличивалась кратность авиапатрулирования такэе в выходные и праздничные дни.

Класс пожарной опасности считали на местах, и для этого в районе было много метеостанций: в сёлах Богучаны, Яркино, деревнях Каменка, Бедоба, Ирба, Малеева, станция Гонда. На границе с Эвенкией были метеостанции в посёлках Ошарово и Оскоба. То есть, мы знали всю метеообстановку по всему району.

Сейчас метеостанция только в Богучанах. В Манзе и Осиновом Мысу есть метеопосты, которые не дают полную информацию - так, как метеостанция. Поэтому, если в Богучанах прошли осадки 3 миллиметра, то класс пожарной опасности с третьего и выше сразу снижается до первого. Но никто не знает - из-за отсутствия метеостанций на севере, где прошла граница выпадения осадков, и средний класс пожарной опасности высчитать по всей территории невозможно.

В итоге пожары на севере района продолжают действовать, а авиаотделения в Богучанах, Манзе полётов не производят, и как итог - площади пожаров растут, их никто не обнаруживает и не тушит.

Есть здесь и финансовый аспект. Группы вылетают на пожар при 3-5 классах пожарной опасности, в это время по реке Ангаре прошли осадки. Класс пожарной опасности уже первый, но на севере осадков нет. Люди работают при первом классе пожарной опасности и при минимальной оплате за свой труд.

Мне до сих пор не понятно, кто из "великих" умников пришёл к мысли, что пожар должен ликвидироваться в течение первых суток? При нашей системе патрулирования одним самолётом, без парашютистов на борту (пример - Богучаны, Манзя), даже если его вовремя обнаружили, обслуживается он, в лучшем случае, часа через два-четыре или позже.

Причина проста. Радиосвязи с самолётом на севере нет. После обнаружения пожара лётчик-наблюдатель по маршруту долетает до места, где радиосвязь уже есть, и передаёт данные о пожаре спустя час после обнаружения. Диспетчер ставит в план Ми-8 в течение часа.

Пока Ми-8 довезёт людей до пожара - ещё час, полчаса - на обслуживание с режима висения, плюс нужно дойти до пожара, зачастую около километра по тайге, а это час, найти воду для тушения. Всё! Пожар при 3-5 классе пожарной опасности упущен. А если ещё и ветер метров 5-7 в секунду...

Далее. Нельзя сравнивать авиалесоохрану с пожарными частями. Бойцы, объектовый пожар могут локализовать за полчаса - даже средней интенсивности, а потом идёт проливка конструкций и разбор завалов... Порой до нескольких дней.

Почему же господа хорошие из инструкций и заданий по тушению лесных пожаров убрали пункт "Окарауливание пожара"? Это то же самое, что проливка конструкций и разбор завалов. Ведь каждый грамотный лесник знает, что на локализованном пожаре площадью 3 гектара нужно столько-то выпилить горящего древостоя, убрать его, пролить, прокопать минполосу. А это, грубо, более километра кромки! А группа - всего 5 человек. Посчитайте. Нормы по тушению пожаров есть.

Многие не желают возвращаться к "старому", но иногда это полезно. Служба АПС не может понять, почему нужно бросать досконально не обработанный пожар (ради статистики "потушен в течение суток"), а потом на него возвратиться, но уже под другим номером?

Какие затраты вертолётов? Просто мы обманываем сами себя ради красивых показателей! Кому это надо? И здесь расходы по тушению уже никто не считает!

Следующий пробел в работе авиапожарной службы - заработная плата. Ну, не может работник находиться на тушении пожара сутки и получать за сутки около тысячи рублей! Кто установил оклад парашютиста, десантника в размере 2 896 рублей в районе, приравненном к Крайнему Северу?

Сколько можно "накрутить" премии, чтобы получить достойную зарплату? И почему, когда к нам на тушение пожаров приезжает резерв Центральной авиабазы, они получают за сутки до 3 тысяч и больше, работая с нашими людьми на одном пожаре и при лучшем оснащении - в разы? Парадокс! Ну, не должно быть такой несправедливости!

О питании на пожарах. На сутки - две банки тушёнки, банка молока сгущённого, банка рыбных консервов и 800 граммов риса. Если брать за основу приказ № 109 от 18 мая 1999 года, то мы увидим следующую картину! Кроме вышеперечисленных продуктов, должны быть в ассортименте: картофель или макаронные изделия, лук, соль, хлеб, сухари или галеты, консервированные супы, чай.

Это всё парашютисты покупают за свой счёт. Или в лучшем случае договариваются с магазинами и сдают то, что они получают от предприятия, и меняют на то, что им нужно! Кроме того, продукты закупают в Красноярске и доставляют в авиаотделения автомобилями. По всему Красноярскому краю!

Ну, почему опять не вернуться к старому? Согласно постановлению правительства Красноярского края о командировках суточные на территории края - 300 рублей. Набор продуктов на пожар также стоит около 300 рублей. Люди будут самостоятельно приобретать те продукты, которые им нужны.

И не надо их возить по всему краю. Сумасшедшие расходы бюджета. Просто надо платить десантникам эти 300 рублей, и вопрос содержания штата, который закупает и развозит продукты по авиаотделениям, также отпадёт.

Теперь - что касается космического мониторинга. Да, на многие параметры данного вида обнаружения лесных пожаров можно положиться, но... Например, пожар обнаружен космомониторингом в 20.00 местного времени. Полёты самолётов закончились по причине нехватки саннормы у экипажа воздушного судна, недостаточно светлого времени.

А вот для вертолёта вроде бы всего достаточно для обслуживания данного пожара. И здесь включается принцип экономии... Надо слетать и посмотреть! А вдруг там фактически пожара нет? Спутник ошибся! Да, бывает, но минимум случаев. Сначала его нужно зафиксировать, присвоить ему номер, а потом можно уже вылетать на вертолёте с группами людей.

Получается выбор один. Утром самолёт по расписанию вылетает с осмотром пожара и передаёт данные. И только тогда можно лететь на его обслуживание. А площадь за ночь увеличивается в разы, в зависимости от погоды и ветра.

Ещё хуже ситуация с уже обнаруженными вечером пожарами. Пожар вечером обнаружен лётчиком-наблюдателем. Но он не обслужен по тем же вышеописанным причинам. Диспетчерская служба Лесопожарного центра не принимает и не регистрирует пожары, которые вечером не были обслужены.

А теперь очередной казус! Поскольку пожар не зарегистрирован, рано утром на него вылететь с десантниками на Ми-8 и обслужить нельзя. Фактически-то пожара нет. Хотя все знают, что он там есть, но делают вид, что не знают!

Нужно вновь вылететь утром и обнаружить его, или искать другие пути, может, какой-то вертолёт или проходящий самолёт его случайно увидел и передал координаты в Лесопожарный центр. Статистика! Все пожары обнаружены собственными силами. Но площадь пожара уже также увеличилась в разы.

В заключении хочу высказать ещё одну мысль. Пока не будет достойной замены самолёту Ан-2 и возврата к парашютной службе, обнаружению и тушению пожаров на минимальных площадях, проблема с их тушением останется. И не просто останется. Ситуация с каждым годом будет ухудшаться.

Штат авиаотделений укомплектован слабо, парашютистов и самолётов Ан-2 мало, обучение - минимальное, заработная плата также не на высоте. Текучесть кадров огромная. А хороший специалист по тушению пожаров приобретает необходимые навыки после 3-5 лет работы.

Какие бы доводы мне ни предоставляли, никогда не смирюсь с тем, что у нас пожары можно обнаруживать и тушить только наземным транспортом! При наших-то миллионных площадях и трудно проходимой тайге. Абсурд!

Виктор КАШИРСКИХ,
ветеран авиалесоохраны.
с. Богучаны.
19.02.2020 18:38
Подробнее: https://krasrab.ru/news/pisma/7100

В Томской области утвержден план тушения лесных пожаров на год



Губернатор Томской области Сергей Жвачкин утвердил сводный план тушения лесных пожаров на 2020 год. Как сообщает пресс-служба областной администрации, документ призван обеспечить координацию всех служб для наиболее эффективного использования имеющихся сил и средств при тушении лесных пожаров.

 «План включает в себя схемы маневрирования, дислокации сил и средств, информацию о количестве техники и людских ресурсах. В основе документа лежат планы тушения пожаров на территории 20 лесничеств Томской области»,
– говорится в сообщении.

Уточняется, что в предстоящем пожароопасном сезоне в постоянной готовности к тушению лесных пожаров будут находиться 19 лесопожарных формирований, включая пожарно-химическую станцию первого типа № 2 Новосибирского филиала ФГАУ «Оборонлес». Общая численность сил и средств формирований составляет 207 человек и 153 единицы техники. Мониторить лесопожарную обстановку будут 26 видеокамер и несколько воздушных судов.

Томская база авиационной охраны лесов уже заключила контракты на работу двух самолетов Ан-2 и двух вертолетов Ми-8. Дополнительно будет привлекаться самолет легкомоторной авиации Сessna.

В 2020 году утверждено 15 маршрутов авиационного и 122 наземного патрулирования, их протяженность составит 8 781 км и 6 951 км.

Геннадий Зубко: Украина имеет все шансы стать участником европейского проекта Green Deal


Геннадий Зубко, вице-премьер-министр – министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства в правительствах Арсения Яценюка и Владимира Гройсмана считает, что в Украине уже создана база для продвижения ключевых реформ, но их результат будет зависеть от качества коммуникаций на всех уровнях и готовности мыслить по-европейски. Об этом – в его интервью агентству "Интерфакс-Украина" и Энергореформе.

После ухода с должности чему Вы себя посвятили, какие рассматриваете планы? 

Больше начал заниматься спортом, плаванием. Не говорю о каких-то достижениях, но занимаюсь тем, что позволяет получать чуть больше энергии. Еще начал подтягивать свою докторскую диссертацию. Не упускаю из виду и свои технические консультации, которые я провожу для бизнеса по своему направлению – оборудование и комплектация в конструкциях. И наконец, уделяю больше внимания Киево-Могилянской академии, членом наблюдательного совета которой я являюсь. В ближайшее время начну преподавать в академии, а в Киево-Могилянской бизнес школе уже читаю лекции.  Моя тема – проектный менеджмент на макроуровне. Считаю, что тема очень актуальна. Этот опыт нужно передавать студентам бакалаврата, даже не магистрата. Потому что система менеджмента в стране настолько поменялась, что не только тем, кто работает в системе органов власти, не только главам объединенных громад, которых я до сих пор консультирую, а нашим экономистам надо понимать, как выстраиваются взаимоотношения государства с бизнесом и на уровне микроекономики, и на уровне макроэкономики. Раньше бизнес рассматривался только с точки зрения регулирования и лицензирования – то, что делают центральные органы власти. С реформой децентрализации правила, выстраиваемые на местах, дают намного больше для взаимоотношений бизнеса с местной властью.

Какова в таком случае должна быть линия поведения на местах?

Бизнес приходит в первую очередь за рабочими руками, которые могут принести прибыль, и за инфраструктурой. По большому счету бизнесу все равно, где территориально он будет зарегистрирован. Выиграет та территориальная громада, глава которой покажет эффективность использования получаемых от бизнеса налогов, и где будет высокий индекс человеческого развития. Этот индекс плюс индекс конкурентоспособности – два основные показателя реформы децентрализации, которые мы ввели вместо устаревших социально-экономических показателей регионов.

Если глава территориальной громады на налоги построит в промзоне дорогу к предприятиям, их заплатившим, или модернизирует детский сад и добавит места для детей сотрудников этого предприятия, это уже диалог. Это уже выстраивается совместная стратегия развития.
Местная власть сегодня начинает мыслить мерками не бюджетного года, а мерками стратегии на два года, пять лет. Инвестор, откуда бы он ни был, смотрит, где индекс конкурентоспособности наиболее высокий, чтобы реализовать свои планы. И эти знания надо закладывать в студентов. 
Тем более, нам есть, где это делать. Возьмем, к примеру, одних из лидеров в высшем образовании – это Могилянка и Украинский католический университет. В УКУ более интересная платформа, а у Могилянки по духу всегда была лидерская история. Уже давно в любом правительстве есть ее выпускники. Как выпускнику КПИ, самого большого вуза, тоже первого в рейтингах, мне бы хотелось, чтобы и он имел такое позиционирование. Я думаю, что это проблемой не будет. Например, сегодня уже 43 вуза привлечены к реформе энергоэффективности и выпустили уже 1140 энергоаудиторов. В этом направлении КПИ может взять лидерскую позицию.

Давайте поговорим об особенностях проектного менеджмента в государственном управлении. С какими трудностями приходиться сталкиваться при его внедрении? 

Я на своем опыте скажу: проектный менеджмент в государственном управлении такой же эффективный, как и в бизнесе. Наличие политической воли – это единственное, что отличает бизнесовый экономический проект от проектного менеджмента в госуправлении. Без политической воли даже при наличии всех остальных составляющих, это, к сожалению, не работает. В госуправлении значительно большая инерция. Например, брак на предприятии можно увидеть за пару недель, а то и раньше. Принимая же закон, внедряя ту или иную реформу, результат сможешь увидеть не раньше, чем через год. И если его нужно скорректировать, потребуется ещё минимум полгода.
При этом я объяснял коллегам-министрам, что любая наша или их реформа всё равно опускается вниз – в громаду, будучи секторальной частью экономики. Без понимания этого, ничего не получится. 
Самое главное – каким бы умным ты ни был, если не умеешь коммуницировать с людьми, которые должны имплементировать это на местах, вдохновить их и направить, ничего не получиться. Заканчивая свою каденцию в министерстве, я оставил на подоконнике в холле фигурку монтажника с надписью о том, что "формируя государственную политику, думай о тех людях, которые будут ее внедрять". Вы заметили, что одним из замечаний президента к правительству Гончарука был как раз недостаток коммуникации с людьми и местным самоуправлением?

Да, есть европейские директивы в каждом направлении – и энергоэффективность, и децентрализация, и образование, и здравоохранение, и рынок газа. Но имплементация этих директив непростая, потому что на старую инфраструктуру надо наложить новые требования и показать переход. Но важно не останавливаться и не терять время. Впрочем, правительство Гончарука все равно на эти грабли наступило. Взять хотя бы ситуацию с переформатированием нашего профильного министерства. Хотя позже вернулись к опробованной системе, позволяющей говорить не только о реформе децентрализации как объединении громад, а также о секторальных реформах (в образовании, медицине, безопасности), вернули должность вице-премьера по развитию громад. У меня на формирование секторальных реформ ушёл год.

Например, новая украинская школа без нового образовательного пространства невозможна. Важно действовать параллельно: менять инфраструктуру и внедрять новую методологию. И так мы пошли практически по всем направлениям – амбулаториям, школам, детским садикам, ЦПАУ, Центрам безопасности. Эти моменты важны, а для этого нужен вице-премьер, который может не просто пытаться найти диалог со всеми министрами, а поставить конкретную задачу по всем направлениям. Потому что проектный менеджмент – это еще и ответственность. У тебя есть срок, у тебя есть финансовый и кадровый ресурсы – покажи свой КPI. Не можешь – пиши заявление и иди. Когда я пришел на должность, для меня было шоком, как люди работают. Приходят в девять и уходят в шесть. Спрашиваешь, когда будет результат, сказать не могут – мол, это же процесс согласования с другими министерствами. Тогда мы ввели стимулирующую оплату по результатам квартала, в том числе и за количество и качество подготовленных решений Кабинета Министров. Но по результатам первого года не все поставленные задачи были выполнены.  И никто не верил, что за невыполненные задачи мы вернем в бюджет 7 млн грн, предусмотренные ранее как премии. Конечно, на меня все смотрели со злобой, но потом поняли: нужен результат, и начали работать по этой системе. Вот недавно, почему поднялись вопросы по выплате больших премий в некоторых органах в конце года? Деньги остались, и их решили потратить, а не возвращать в бюджет.

Какой Вы видите роль Украины в реализации европейских экологических планов, в том числе Green Deal?  

И Фонд энергоэффективности, и теплые кредиты дают Украине базу для выполнения европейских директив. И это не вопрос лишь выполнения Угоды с ЕС. Это стратегия. Green Deal – масштабнейший проект ЕС, под который планируется привлечь EUR1 трлн.
И если сейчас мы, как европейская страна, сделаем все так, как заложено ментально в европейской системе менеджмента, то получаем перспективу и стратегию на многие годы.
Это может вывести нас на то, что, когда до 2030 года будет формироваться фонд под Green Deal, мы как страна найдем свои место и роль в этом проекте. И дело не в деньгах как таковых, а именно в обозначенной во временном пространстве системе взаимоотношений. Кстати, для меня в Соглашении о финансировании Фонда энергоэффективности было не самое важное, что нам дают EUR100 млн, а именно то, что это долгосрочное соглашение на 5 лет. Если есть срок, тогда четко обозначены задачи во времени и легче достигать цели. Важно, что за последние 5 лет мы видим коммуникацию, и за это время можем найти и других партнеров. 

Скажу откровенно, Европу пришлось убеждать и в потенциале Украины, и в необходимости нам помогать. Надо было убедить, что Европа никогда не станет зеленым континентом, как они себе ставят цель до 2050 года, если такая огромная часть Европы как Украина ничего не будет делать ни с энергоэффективностью, ни с выбросами углерода. Или мы вместе, или будем иметь пятно на территории Европы. И тогда они реально начали помогать, и Фонд энергоэффективности стал одним из инструментов для решения общих с европейскими партнерами экологических, энергетических задач и выполнения Директивы ЕС №27.  Украина как раз может быть одним из участников этого масштабнейшего процесса как Green Deal, озвученного в Давосе практически всеми влиятельными людьми, включая главу ООН, главу Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляйен. И в этом процессе решили принять участие такие крупнейшие игроки, как Билл Гейтс, Джефри Безос, Джек Ма и Ричард Брэнсон, которые внесут 1 млрд в новый венчурный фонд для инвестиций в технологии и инновации в зеленой энергетике.

Я сейчас могу предположить, что огромная территория Чернобыльской зоны отчуждения может уже в ближайшее время стать частью этого проекта, будучи использованной, к примеру, под размещение технологичных мощностей огромнейшей базы данных, созданной в результате объединения инвесторов и науки.

Кстати, Вы были на форуме в Давосе. Какие остались ощущения? Какое отношение к Украине?

В Давосе Украина, к сожалению, не сделала конкретных предложений инвесторам. Им нужно было назвать отрасли и конкретные направления инвестирования, объемы потенциальных инвестиций, срок возврата и процентные ставки. Инвесторы ж не просто деньги инвестируют, они хотят получить прибыль. А при отсутствии проектов они просто покупали наши ОВГЗ, зарабатывая на финансовых инструментах, не инвестируя в реальный сектор экономики.
Эти моменты надо "читать". И министерства должны были это подготовить. В Давосе надо было говорить о конкретных проектах, например, о возможностях реконструкции Окружной Киева. Что это, к примеру, требует $1 млрд, указать ставку годовых, сказать, что у нас есть закон про концессию, что 7 лет – срок возвращения инвестиций. И надо было представить 10 таких проектов, акцентировав, что это будет стратегическая программа в поле зрения премьера и президента. Нам, к примеру, надо модернизировать ТЭЦ, привлекать людей в газодобычу. Также надо рассматривать другие инфраструктурные проекты и не только в Киеве.

Вы имеете в виду порты? 

Мы должны говорить о комплексе, мы не можем говорить просто о портовом терминале. Инфраструктура не работает только с точки зрения портовой администрации. Предлагая порты, мы должны говорить, что нам нужны в том числе инвестиции в железную дорогу. Что происходит сейчас? Массовое строительство терминалов в Украине, потому что инвестору, имеющему 60-80 га земли, необходимо обеспечить хранение урожая. Также бизнес уходит на американские технологии, когда просто ставят сушарки и загружают зерно в полиэтиленовые рукава, где оно может так храниться до девяти месяцев. Что выиграет портовый терминал, когда зерно к нему не подъедет?

Поэтому модернизировать порт – это хорошо, но вопрос надо рассматривать в комплексе. Вот, к примеру, в Украине повысили тариф на импортные вагоны. Беларусь вывозит щебень с севера страны. В результате 5-7 карьеров практически остановились, потому что 1,5 евро, которые добавились, разрушили ценообразование логистики. Что мы получили? Подняв цену, мы практически потеряли поставку щебня. Проиграла в первую очередь Укрзализныця, которая потеряла и клиента, и тариф.  Потеряло и местное самоуправление, которое рассчитывало свой НДФЛ, свою платежеспособность, исходя из денег с этих карьеров. И в конце концов люди потеряли работу. Еще пример – Гослесхозяйства подняли на 10% стоимость древесного сырья, в результате чего упал спрос. В тоже время в Европе из-за климатических изменений, приведших к заражению деревьев короедом, массово вырезают лес. Их рынок перегружен сырьем, цена низкая. 

Для меня как государственника важно, чтобы экономика работала и платились налоги.  Подымая стоимость и рассчитывая получить дополнительный объём денег, нужно думать, как это скажется на бизнесе и не проиграем ли мы больше.  Иногда лучше не подымать стоимость сырья, дав возможность работать на сырье внутренним переработчикам. В результате – загружены рабочие места, а налоги заплачены и с сырья, и с переработки. Экономика работает именно так.
И, знаете, если задуматься, что лучше – один инвестор на 100 миллионов или сто инвесторов по миллиону, то я, как человек, который занимался децентрализацией, убежден, что второй вариант перспективнее.
Этот миллион придет в конкретные громады, там поставят оборудование по переработке, создадут рабочие места, и мы получим ПДФО на местах. А это уже будет не 275 млрд грн доходов местных бюджетов, как в этом году, а возможно свыше 300.

Доноры уже высказались против смены политики в энергоэффективности с bottom-up на top-down. Как по-вашему такая смена повлияет на процесс внедрения энергоэффективности? 

Практически все, что можно было сделать в top-down, мы уже сделали. Объясню. Именно top-down – это формирование политики, правил поведения, принятие законов, запуск инструментов. На top-down мы сделали возможность формировать собственника жилья, и это не только вопрос ОСМД, это вопрос общего управления собственностью. Мы сформировали Фонд энергоэффективности как инструмент, мы разработали законодательство о коммерческом учете и обязали считать воду и тепло, а не расписывать по кв. м., мы приняли закон об энергоэффективности зданий, определивший, кто такой энергоаудитор, какая у него ответственность и что такое энергосертификат.

Следующий инструмент top-down – это деньги из госбюджета и наших партнеров, чтобы разместить на счету клиента, которого тоже, кстати, сформировали на top-down.
Но стоп! Это не означает, что эти деньги надо раздать коммунальным предприятиям и муниципалитетам. Мы что не знаем, что коррупция формируется не только на центральном уровне, но и на местном? Коррупция всегда идет туда, где есть деньги.
Спросите у людей, ОСМД, готовы ли они отдать свои деньги в коммунальное предприятие, которое практически не смогут проконтролировать? Нет! Это была ключевая позиция ЕС и наша, что только собственник может эффективно проконтролировать деньги.
Что такое bottom-up? А это как раз та работа, которая должна вестись муниципалитетами. Вместо создания коммунального предприятия, занимающегося ремонтами, нужно работать с ОСМД, которых у нас 33 тысячи.  Это потенциальные клиенты именно муниципалитетов, которые должны сделать все, чтобы запустить процесс работы с Фондом. Вот если бы муниципалитеты занимались не созданием коммунальных предприятий для ремонта домов (этим должны заниматься предприниматели на условиях открытого конкурса), а помогли сделать энергоаудит домов и получить энергосертификат, провести собрание жильцов – это другое дело. Потому что и Фонд энергоэффективности, и доноры спонсируют только энергоэффективные проекты, но не ремонты.

Но если мы эти деньги переводим на КП, то очень быстро увидим неэффективную работу, потому что они фактически ни за что не отвечают и не дают никаких гарантий. Вот здесь возникает вопрос – чего именно мы хотим добиться?

Видимо, чтобы быстрее освоить деньги?


Вот это вы точно сказали. Но тогда какая цель – энергомодернизация жилфонда или освоение средств? Это важно различать. Поскольку, во-первых, вопрос энергоэффективности важен для нас не просто как уменьшение потребления энергии в жилищном секторе, транспорте, энергетике, промышленности, это вопрос нашего участия в мейнстриме видения евросообщества и мира. Или мы будем в этом мейнстриме, или снова будем пытаться догнать, что-то модернизируя? А во-вторых, энергоэффективность – не просто модернизация 180 тысяч многоэтажек и 10 млн домов частного сектора, это еще и вопрос макроэкономики. Минимум $2 млрд – уменьшение нагрузки на покупку газа, 75 тысяч рабочих мест, рост малого и среднего бизнеса.

Например, у нас сегодня около 1200 энергоаудиторов, а потребность страны – 5 тысяч. Они должны появиться, и это тоже рост бизнеса. Также должны развиваться уже существующие и новые сервисные компании, проектные организации, производители энергоэффективных материалов. Кстати, и нами, и европейскими партнерами Фонд энергоэффективности рассматривался как двигатель, который запустит макроэкономику. 75 тысяч рабочих мест! И это вопрос рынка. А ели будет только одно КП, которое модернизирует дома, то где место этому бизнесу?  Эта логика ломается, когда мы отдаем деньги в муниципалитеты. Я всегда говорю, не думайте, "що хтось без вас зробить щось добре для вас". Если мы отправим деньги на муниципалитет, то убьем у людей желание принимать решения, никогда не научим их управлять своим жильем. Не надо ждать, пока маховик запустят. Государство сделало хорошую машину, залило туда топливо, масло, а теперь надо научить водителя ехать. Вottom-up на этом этапе – это когда и муниципалитетам, и Фонду, и департаменту профильного министерства, и ОГА надо активно включиться и начать коммуницировать с людьми.

Кстати, насколько реален план модернизировать в 2020 году тысячу домов?

Что такое 1000 домов? За 4 года теплые кредиты обеспечили заявки 700 тысяч семей. Грубо говоря, это 7 тысяч домов за 4 года и 2200 ОСМД. 1000 домов – это не что-то заоблачное и нереальное. Мы рассматривали, что Фонд должен в год удовлетворять не менее 3 тысяч заявок.
И, кстати, моя идея – создать базу типовых проектов для проведения энергоэффективности. У нас примерно 180 тысяч многоэтажных домов, их можно объединить по типах, для которых проекты будут общими. Это существенно сэкономило бы время заказчика на проведение мероприятий по энергоэффективности. Да, кстати, это тоже bottom-up, который нам нужен. 
И еще. Безусловно, необходимо создание площадки, где встречается клиент, энергоаудитор, проектант и сервисная компания. Когда мы даем инструменты ОСМД, мы же должны их и защитить. В энергомодернизацию инвестируются немалые деньги, и, если, взяв предоплату, компания не выполняет своих обязанностей, то она должна попасть в черный список и больше не появляться на этом рынке. Такая площадка – это еще и вопрос конкуренции. Клиент должен иметь возможность получить предложения от любой компании, с любого региона. Может, он примет предложение своей местной компании, но та уже будет понимать, что по ценам с ней конкурируют компании с других областей.

Это Фонд может сам сделать? 


Он обязан это сделать. Обязанность Фонда – не только финансировать проекты, но и в комплексе вести эти проекты, а также мониторить эффективность проведенных мероприятий, мониторить энергопотребление модернизированных домов. На это надо обращать внимание. И если мы говорим о масштабах, то их уже можно увидеть на других примерах. Рынок газа запущен, рынок электроэнергии запущен, и люди прекрасно понимают свою маржинальную возможность возвращать деньги.

Кстати, считаю, что сейчас очень важно сосредоточиться на работе с муниципалитетами, это идеальный период. До 25 октября (местные выборы) каждый мэр захочет получить дополнительный PR на модернизации того или другого дома. Они должны включиться в процесс при активной работе Фонда. Можно немного упросить процедуру принятия решения, поменять мотивационную, компенсационную политики, муниципалитеты могут помочь провести энергоаудиты, которые потом Фонд компенсирует клиенту, но тему местных выборов надо с позитивом использовать. 

Уровень напряжения между местными органами власти и центральной возрос. Есть ли шансы сделать так, чтоб не летели щепки во все стороны? 

К 25 октября, к выборам, Украина должна прийти на одной основе объединённых громад, мы не можем снова оставить белые пятна.

Но в любом случае найдутся точки, где будет недовольство. Главное, чтоб не было соблазна переделать "спроможні" громады. Как мы рассчитывали? Мы четко смотрели на карту и понимали, что у нас есть громады, которые живут своей жизнью. И при административном решении заполнения пустых пятен они – наши сторонники, которые помогают убедить людей, что это действительно надо, и что они теряют свое время и время своих детей, которые должны жить в другом качестве услуг. Но если смотреть на общую картину по подготовке перспективных планов, то главный момент, на котором сейчас надо сосредоточиться, это утвердить правительством перспективные планы, по которым будут приняты решения по следующим выборам.
Новый премьер ставит задачу, насколько я могу судить, завершить все технические и технологические вещи по формированию перспективных планов ОТГ до 25 июля, когда ЦИК объявит начало избирательной кампании.
Я считаю, что тот темп, который еще мы задавали, ориентируясь на так называемый горизонт-2020, и эти шаги, которые должны быть предприняты, очень важны. И это реально сделать до 25 октября. Единственное, что сейчас надо ускорить – процесс обсуждения и принятия решений. Я вижу, что на 80% он дозрел, но эти 20% – самые тяжелые. Они самые конфликтные, недорассмотренные. Надо проводить коммуникационную кампанию, но не на уровне Кабмина, а на уровне областей и ОГА. Мы не должны забывать, что выборы проходят не только в объединенных громадах, они должны пройти и в районах. Мы должны определиться, каким будет районный уровень и какими будут полномочия на этом уровне. Исходить из того, будет ли изменена админкарта Украины. Есть разные мнения. Более радикальное – нам достаточно 92 района. Я стою на позиции, что надо где-то 110, учитывая временно оккупированные территории. Есть мнение, что районов должно быть около 140. Без решения этого вопроса выборы 2020 году будут неполноценны. Но есть еще один важный момент: мы должны провести реформу районного уровня, потому что, когда будет полная карта объединённых громад, мы получим страшнейшее задвоение админресурса. Соответственно, это громаднейшая нагрузка на государство с точки зрения выплат. Проводя такую реформу, мы можем уменьшить выплаты на содержание управленческого аппарата, но можем не уменьшать и дать достаточно хорошую зарплату для менеджеров в эти районы. И тогда мы получим хороший менеджмент, который будет заниматься серьезными вопросами инфраструктуры. 

Партнеры для правительства – кто они?

Одни из ключевых партнеров правительства могут быть наши профильные ассоциации местного самоуправления. Городов, советов всех уровней, объединенных территориальных громад. Они, естественно, лоббируют местные интересы, и мы с ними в этом отношении боролись, но через них можно иметь взаимосвязь на местах. Европейский Союз – это наш партнер. Я считаю, что мы имеем уникальную модель децентрализации, мы объединили опыт очень многих стран. Например, по Германии – это админустройство, по Швеции – образование и цифровое обеспечение через центры предоставления услуг. Но в целом мы основываемся на двух документах. Это Европейская хартия местного управления, которую мы выполняем, чтобы присоединиться к европейскому обществу, и Соглашение про ассоциацию с ЕС. Также Венецианская комиссия – это один из наших партнеров, который разрешал очень много конфликтов.
Партнеров очень много, и самое главное, что они заинтересованы в успехе Украины.
Перед ЕС сейчас очень много вызовов. Коронавирус, угроза финансово-экономического кризиса, мигранты, Brexit, вопросы по шенгенской зоне, многое другое. И Украина на своем примере сейчас показывает, как евродирективы, приближение к европейским хартиям и выполнение евросоглашения приближают страну к Европе. А если мы не идем в Европу, то люди будут отсюда уезжать. Дело не столько в зарплатах, больше – в инфраструктуре вокруг. Например, семейный врач в Киевской области – достойный уровень зарплаты, амбулатория и условия работы, автомобиль, но он уезжает. Оказывается, его дети не имеют возможности ходить в музыкальную школу. Сам он готов терпеть, допустим, и дороги, и отсутствие кинотеатров, но детей не хочет лишать дополнительных возможностей. 

Самый дискуссионный сегодня – земельный вопрос. Каким Вы видите его решение?

Вопрос по рынку земли не только в том, что он должен быть запущен. Это вопрос рывка Украины. Или мы его используем как революционный подход, или дальше будем пребывать в постсоветском пространстве.
Если мы выберем модель Польши, Франции или Германии, то получим очень развитую сельскую территорию со спектром услуг и качеством людского потенциала. И надо понимать, что кроме получения инвестиций в рынок земли, мы получим огромные инвестиции в переработку. На каждый доллар от инвестиций в землю придёт 30 центов в переработку. 
Украина располагает 10 млн га. Хотите получить деньги – оставьте половину у государства для обеспечения продовольственной безопасности. При этом – выставьте на прозрачную аренду через аукцион по $200 за га. Есть такая цена на рынке. Это лучшие земли. Вы получите миллиард евро в год. Для сравнения: мы сейчас у МВФ просим 5,5 млрд долларов на 3 года.

Если всё-таки хотите продавать государственную землю, по моему мнению, эта земля не может стоить меньше $25 тысяч за гектар. Глина на камне в Испании стоит 30 тысяч. Высокая цена земли даст возможность привлечь не спекулянта, а стратегического инвестора. Не того, кто будет думать исключительно о маржинальной прибыли. Страны, которые рассматривают свою продовольственную безопасность, как стратегический вопрос, заплатят и 50 тысяч, но они будут исходить из развития глубокой переработки и извлечения той прибыли, которая не состоит только в выращивании кукурузы и продаже ее в виде зерна. Это даст нам стратегических партнеров, которые вложат инвестиции в инфраструктуру, и мы будем понимать, как будут развиваться эти территории. К тому же они будут заинтересованы, чтобы Украина была в безопасности. В условиях войны мы получаем дополнительную поддержку не только европейского, но и мирового сообщества. При этом, безусловно, мы должны обеспечить правила на этом рынке. Если мы дадим регистраторам право оформлять сделки на этом рынке, то завтра при имеющейся судебной системе мы не сможем найти крайнего, чья же это земля. Надо создавать Земельный банк, специализированную институцию, подобную комиссии по ценным бумагам, которая и будет вести регистрацию этих сделок. И это будет общий реестр прозрачного перехода. Это очень тяжелая и сложно имплементируемая реформа. В частности, потому что возможности фермерских хозяйств, которые сейчас эту землю обрабатывают, ограничены. Они закредитованы под завязку. У них кредиты на технику, удобрения, защиту растений. Если им навязывать еще и покупку земли, они этого просто не потянут. А возможность перекредитования они расценивают как передачу земли в залог и путь к ее потере.

Здесь очень важна коммуникационная работа. Надо показать людям, что мы хотим от этой реформы. Скажу откровенно, люди, которые работают на земле, не услышали, что они получат в результате. Нужны цифры, расчеты, понимание эффективности. Для каждого украинца и для государства в целом. А без цифр ничего не получится. Кстати, по децентрализации все четко оцифровано – 1500 громад, местные бюджеты в 300 млрд грн на этот год (а ведь начинали с 70 млрд в 2014-ом), и самое главное – рост качества услуг.

Может, поделитесь собственными энергоэффективными мерами? Наверняка, Вы не проигнорировали то, что внедряли в стране.

Я живу и работаю в Киеве в арендованном жилье, иногда переезжаю в родной Житомир. На арендованных площадях невозможно что-то делать, но родители в Житомире дом модернизировали. Первое – утеплили, и это дало около 20-22% экономии энергии. Купили котел на дровах и электрический. Правда, в этом году из-за теплой погоды только газовым пользуются, нет смысла дрова таскать и запускать электрокотел. Но логика понятна – ночью выгоднее отапливать электричеством. В планах – установка гелевых коллекторов, чтобы экономить на подогреве воды. Солнечные панели нет смысла ставить – без программы поддержки и сброса электроэнергии в сеть слишком долго окупаются мероприятия. Энергосберегающие лампочки имеют потрясающий эффект. Так вот, общие мероприятия практически снизили потребление энергоресурсов приблизительно на 50%. Вложения уже окупились.

Лісотворення



Огляд весняної лісокультурної кампанії.


На Полтавщині посадили 509 га лісу

У лісогосподарських підприємствах області активними темпами триває посадкова кампанія. Нині всі лісгоспи включені у комплекс лісокультурних робіт. За оперативною інформацією спеціалістів Полтавського обласного управління лісового та мисливського господарства, в області, станом на 1 березня, висаджено 509 га лісу, з них 60,4 га – шляхом лісорозведення. Тепер обсяг виконаних робіт з посадки лісових культур становить 61%. Найбільше лісу посадили у ДП «Миргородський лісгосп» – 185 га та ДП «Полтавський лісгосп» – 157 га. Серед головних лісових порід при садінні домінує сосна звичайна, а також дуб звичайний. Крім того, лісгоспи проводять доповнення лісових культур на площі 662 га, нині роботи виконані на площі 187 га.

«Цього року комплекс весняних лісокультурних робіт розпочали раніше, ніж зазвичай. Через безсніжну зиму та суху весну, намагаємося посадити ліс в оптимальні терміни, доки ще є волога у ґрунті. На сьогодні в лісгоспі уже посаджено 108 га лісу. Доповнення лісових культур проведено на площі 49,5 га. Загалом плануємо посадити 181 га лісу. Увесь садивний матеріал із власного лісового розсадника Безвіднянського лісництва, де виростили 3,8 мільйона сіянців», – повідомив головний лісничий Гадяцького лісгоспу Ігор Федяй.

Загалом по області цього року буде відтворено 949 га лісу, з них садіння лісу становитиме 833 га, в тому числі, шляхом лісорозведення – 118 га.


Вихованці шкільних лісництв беруться до роботи

Учні Сопівського лісництва, що на Коломийщині, з перших днів весни вже встигли посадити у шкілку понад 200 сіянців бука лісового та змайструвати 35 шпаківень.

Будиночки для птахів учні 8–9 класів Сопівського ліцею виготовили на уроках трудового навчання разом з учителем Яромиром Стефаком. Розвішували шпаківні у держлісфонді Коломийського лісгоспу.

Загалом, у Сопівському лісництві Коломийсього держлісгоспу працює тридцятеро юних лісівників на закріпленій території площею 0,05 га. Діти протягом року саджають саджанці лісових культур, проводять догляд за рослинами у шкілці, збирають насіння хвойних порід, лікарську сировину, заготовляють корм для зимової підгодівлі звірів тощо.

В цілому на базі державних лісових господарств Івано-Франківського обласного управління функціонує 25 шкільних лісництв, де професію лісівника пізнають понад 500 дітей. Школярі є незамінними помічниками дорослих лісівників. Під час навчання у шкільних лісництвах діти дізнаються про ліси рідного краю та їх значення, проблеми догляду за ними, збереження і захист лісів від пожеж, хвороб та браконьєрів. Практична участь школярів у роботах з охорони та відтворення лісу є надважливою. Адже, коли діти на практиці усвідомлюють вислів: ліс – спільне багатство, тоді їх праця в лісовій галузі набуває глибокого змісту.


Шосткинці вже виконали половину запланованого

До посадки лісу у Шосткинському лісгоспі приступили тиждень тому і за цей час вже встигли відновити 50 га. За інформацією відділу лісового господарства Сумського ОУЛМГ, на даний час це найбільший показник серед лісогосподарських підприємств управління.

Всього ж у планах лісгоспу на весняну посадку 110 га лісу.

Поряд з відновленням лісових площ після цьогорічних зрубів, шосткинські лісівники проводять доповнення лісових культур минулих років посадки. Нині доповнили 40 га.

Садивним матеріалом у лісгоспі забезпечені повною мірою, його виростили у власних розсадниках у достатній кількості. Порахували, що для посадки на відведених площах їм знадобиться до мільйона сіянців. Рештки готові реалізувати. До продажу пропонують сіянці сосни звичайної.


Новоушицький лісгосп почав з лютого

Цьогорічна зима дивувала нас незвично теплою погодою. В зв’язку з цим весняна лісокультурна кампанія в ДП «Новоушицьке лісове господарство», на Хмельниччині, розпочалася ще в лютому.


Обсяги лісовідтворення у поточному році становитимуть 18,6 га, в тому числі, 1,3 га промислових плантацій, 17,3 га – посадка лісових культур на зрубах 2019 року.

Весь садивний матеріал для проведення лісокультурної кампанії вирощений у розсадниках підприємства. Окрім посадки лісових культур, на зрубах буде проведено доповнення лісових культур минулих років – 32,1 га та захисних насаджень – 20 га.

На сьогодні по лісництвах підприємства посаджено 10 га лісових культур та доповнено 18 га лісових культур.


11 мільйонів сіянців

Понад 11 млн сіянців уже посадили лісівники Рівненського обласного управління лісового та мисливського господарства. На сьогодні більше, ніж на 50% виконано план з весняної посадки лісу і засаджено 1430 га площ.

Лідирують з виконання запланованих обсягів робіт лісівники Сарненського, Висоцького, Березнівського та Костопільського лісгоспів.

Сприятливі погодні умови, якісна підготовка виробничих підрозділів дозволили цього року раніше, ніж, зазвичай, розпочати весняну лісокультурну кампанію. До посадки лісу вже активно доєднуються різні колективи, учні та студенти по всій області.

Загалом цьогоріч навесні в області заплановано посадити 2759 га лісу, а за рік – 3140 га. Для проведення цих робіт усі лісогосподарські підприємства області повністю забезпечені стандартним садивним матеріалом, у розсадниках підприємств вирощено 35 млн шт. сіянців.


Піонери посадки

Першими молодий ліс на Івано-Франківщині розпочали садити лісівники Коломийського лісгоспу. Цього року вони планують відтворити ліс на 56 гектарах. Посадку проведуть на свіжих незадернілих зрубах у грабових судібровах та дібровах.

Лісівники Коломийського лісгоспу планують висадити понад 130 тис. шт. саджанців лісових порід дуба (94%), модрини (2%), бука (3%), ялиці (1%). Весь садивний матеріал вирощений на власних розсадниках з насіння, що зібрали на постійних лісонасіннєвих ділянках, генетичних резерватах та клонових плантаціях держлісгоспу.

Станом на 2 березня 2020 року лісівники Коломийського лісгоспу вже посадили 11,5 га лісових культур (Отинійське лісництво – 3,3 га, Шепарівське лісництво – 5,3 га, Чернелицьке лісництво – 2,9 га).

Головною метою лісовідновлення для лісівників Коломийського лісового господарства є збереження та відновлення корінних деревостанів регіону та забезпечення вирощування продуктивних, біологічно-стійких цінних деревостанів.

За матеріалами
регіональних ЗМІ,
Газета “Природа і суспільство”