Но, фуры с кругляком из южных областей – не ее причина.
Завтра, в четверг, 27 апреля состоится круглый стол «Регуляторная чаща: Лес товар или ресурс?». Мы будем говорить с регуляторами и участниками рынка и презентуем аналитическое исследование проблематики и возможных путей ее решения. Подробности на сайте BRDO, присоединяйтесь.
Украинское законодательство, регулирующее рынок древесины, давно устарело. Большинство норм утверждено в 90-е, в том числе Лесной кодекс. Десять из 44 законодательных актов неактуальны, а шесть вообще вне существующего правового поля.
Можно ли с таким несовершенным инструментом эффективно управлять лесным хозяйством? Увы, нет. Более того, устаревшее законодательство не позволяет рынку развиваться и создает коррупционные риски.
Пора признать, что мораторий на экспорт леса отнюдь не панацея.
Этот инструмент, согласно норм ВТО, применяется только в случае угрозы национальной безопасности или для целей сохранения природных ресурсов. Насколько его применение было эффективно в Украине? Что получило государство от моратория – доход или издержки, каков их размер. Достигнут ли эффект перераспределения между внутренними производителями? Деревообработка утверждала, что мораторий позволит эффективно привлекать инвестиции и создать качественно новые производства. Но почему-то их число не растет.
Мораторий в целом дает сильный эффект защиты для внутреннего производителя, и при этом нивелирует издержки производителя, увеличившиеся по другим экономическим причинам. Но главный момент – это эффект потребителя.
Самый большой потребитель — деревообрабатывающая промышленность. Сколько древесины она потребляет, какой именно? Как повлияет доступ к ресурсу на рост отрасли в течении пяти лет?.
На эти вопросы, а также влияние на них моратория ответа нет! Попросту нет цифр, о каком анализе и прогнозе может идти речь? А ведь это основа для принятия любых решений.
Расхождения есть даже по статистике деловой древесины. Наши и европейские цифры не совпадают. За 2015-й, когда впервые был введен мораторий на вывоз леса кругляка, украинская сторона декларировала значительные большие данные экспорта топливной древесины (дров), чем Европа. А вот экспорт необработанных лесоматериалов – ниже данных европейской статистики. Причем разница между дровами и деловой древесиной – те же 0,55 млн. куб, только по нашим данным, мы больше экспортировали дров, а по данным ЕС – деловой древесины… Это и есть серый экспорт.
И проблемы, снова подчеркну, именно в законодательной базе, которая имеет «дыры» в ключевых, стратегических местах.
Нет определенности, когда лес становится товаром. Отсутствуют единые подходы определения «необработанная древесина», «дрова топливные», «деревья лесные» и т.п. Из ста товарных позиции у 50% нет точных определений!
Не ведется учет лесов и их рационального использования. Именно неопределенностью леса как товара можно пояснить растущие убытки от незаконных рубок леса.
По сравнению с 2011-м ущерб увеличился на 77,5%, с 49 до 87 млн. грн. При лишь 5-7% дел по такому браконьерству рассматриваются правоохранительными органами. Чаще всего они до суда даже не доходят, в связи с невозможностью доказать состав преступления. За весь 2016-й год по всей Украине по незаконным рубкам как админнарушениям было направлено в суд аж 15 дел. Из них семь были возвращены по причине неправильно составленного протокола, восемь было рассмотрено. Но ни по одному делу не было привлечено к админответственности ни одного человека! А в 2015-м по результатам рассмотренных дел было начислены штрафные санкции аж на 185 грн. Как уголовные преступления такие рубки вообще не рассматриваются, ведь в Уголовном кодексе в статьях о незаконных рубках нет определения размера существенного ущерба. Данная проблема требует скорейшего принятия законодательных изменений, безответственность будет лишь увеличивать рост незаконных рубок.
Механизмы реализации древесины остаются непрозрачными. Ситуация усугубляется дефицитом бюджетного финансирования восстановления лесов и его охраны. При этом ежегодно лесные хозяйства пополняют бюджеты всех уровней на 3,2 млрд.грн. Однако суммы, выделяемые из госбюджета на восстановление фондов, постоянно уменьшаются. Так, в 2015-м было выделено около 53%, в 2016 этот показатель значительно снизился до 8,5% запрашиваемого, в бюджете 2017-го и того меньше, около 5%.
Эксперты BRDO провели аналитическое исследование законодательного поля лесного хозяйства и представили его в формате Зеленой Книги.
Мы начали он-лайн консультации по проблемам лесного хозяйства. После встреч и круглых столов с экспертами и практиками, полученные предложения станут основой законопроектов. Жизненно важно создать всеобщую систему электронного учета древесины, усовершенствовать торговлю. Также необходимо внести изменения в Лесной и Уголовный кодексы. Цель – найти гармоничный баланс между социальными, экономическими и экологическими функциям отечественных лесов.
Автор
АНДРЕЙ ЗАБЛОЦКИЙ
член Ассоциации юристов Украины, эксперт офиса эффективного регулирования «BRDO», советник Sayenko Kharenko
0 коммент.:
Дописати коментар