16 квітня 2017

Особенности эксплуатации, ремонта и обслуживания лесозаготовительной техники

Особенности эксплуатации, ремонта и обслуживания лесозаготовительной техники рассмотрены на республиканском семинаре-совещании в РЦПК-Лес.



Основной темой мероприятия была новая многооперационная лесозаготовительная техника. Ее презентовали официальные представители ведущих отечественных и зарубежных предприятий. Модернизированные и новые образцы своей продукции показали производители харвестеров, форвардеров, сортиментовозов, МЛПТ (машин лесных погрузочно-транспортных), гидроманипуляторов. Отдельным пунктом в программе мероприятия стали презентация и обсуж­дение бензомоторных пил и моторных масел.

Лесозаготовительная техника была представлена на открытой площадке. Ознакомиться с ней могли все желающие. Однако проливной дождь загнал участников семинара под крышу. Пощупать блестящую резину на колесах новенького харвестера и заглянуть в кабину сортиментовоза новой модели отважились немногие.

В семинаре участвовали представители Минлесхоза и Минпрома, ­БГТУ, главные механики лесхозов и ГПЛХО. Замминистра лесного хозяйства Лео­нид Демьяник и ректор БГТУ Игорь Войтов сырости не испугались. В сопровождении группы руководящих работников Минлесхоза они осмотрели экспозицию, пообщались с конструкторами и рабочими предприятий-изготовителей. Также они визуально оценили конструктивные, качественные и дизайнерские новшества представленных образцов многооперационной лесозаготовительной техники. А затем посетили вторую часть мини-выставки, на которой были представлены бензопилы и кусторезы, симуляторы форвардеров и информационные стенды производителей многооперационной техники.

Леонид Демьяник, открывая совещание, рассказал о результатах использования многооперационной лесозаготовительной техники в лесохозяйственном комплексе Беларуси. В частности, он отметил, что благодаря этому в отрасли создан базис для повышения производительности труда, созданы условия для безопасного и эффективного труда работников.

Объем заготовки древесины харвестерами в 2016 году, по словам зам­министра, составил почти 7 млн кубометров. В общем объеме заготовленной древесины это 47 %. А на рубках главного пользования этот показатель достигает уже 80 %.



Леонид Юрьевич подчеркнул, что в прошлом году стихия нанесла невиданный ущерб лесному фонду страны. Лесные культуры были повреждены на площади более 40 тыс. га, а объем поврежденной древесины составил без малого 5 млн кубометров. На ликвидации последствий разгула стихии только в Смолевичском и Червенском лесхозах непрерывно трудились более 2,5 тыс. человек, 170 харвестеров, 110 форвардеров, 180 тракторов, 100 автопоездов-сортиментовозов.

Справиться с таким объемом работы и выполнить поставленные задачи в установленные сроки, по словам замминистра, было бы невозможно без использования современных многооперационных лесозаготовительных машин. Поэтому от имени Министерства лесного хозяйства он выразил благодарность всем главным механикам лесхозов и ГПЛХО, руководителям и специалистам сервисных служб предприятий-производителей многооперационной лесозаготовительной техники и бензомоторных пил.

Отдельно Леонид Демьяник отметил работу ЗАО «Амкодор-Спецсервис» по сервисному обслуживанию задействованной на разработке буреломных лесосек многооперационной техники. Готовность представителей данного предприятия в максимально возможном объеме обеспечивать используемой лесоводами технике свое­временные ремонт и замену запчастей удостоилась особой благодарности.

После вводной части последовал черед докладов, презентаций и их заинтересованного обсуждения. Первой была представлена линейка бензомоторной техники ECHO. Она состояла из трех профессиональных моделей бензопил и одного кустореза. Во время обсуждения бензопил данного бренда главные механики поделились опытом эксплуатации.

Так, в Брестском лесхозе имеется пять пил этого производителя. Одна из них в работе с 2013 года, напилила более 4 тыс. кубометров древесины, не сломалась. Вторая напилила более 3 тыс. кубометров и тоже в процессе эксплуатации пока не ломалась.



Всего в Брестском ГПЛХО было закуплено 149 пил данного бренда, что составляет около 15 % от всего парка бензопил в областном объединении. По словам главного механика объединения Николая Резанко, они в среднем на 20 % дешевле аналогов от более именитых производителей и хорошо показали себя на рубках ухода. Их достоинства — это простота, надежность, малая вибрация. Нареканий на «эхо» нет пока и у лесоводов Минщины. Лесхозы Минского ГПЛХО в 2016 году приобрели 52 пилы и 19 кусторезов.

Представитель СП «Сканлинк» рассказал, что эта компания занимается импортом, производством и фасовкой различных технических масел. В частности, она ведет работу по созданию универсального зимне-летнего масла для смазки цепей харвестеров и бензопил. Этот новый продукт, пригодный для круглогодичного использования, планируется представить потребителям через год-два.

В 2016 году компания продала в общей сложности 650 т масел, что свидетельствует о доверии покупателей. В нынешнем году планируется продать уже 1000 тонн.

Популярная на белорусском рынке марка STIHL представила доклад об особенностях эксплуатации своей продукции. Что же касается качества и производительности, то о них, как отметил докладчик, свидетельствует победа белорусской сборной на чемпио­нате мира по валке леса в 2016 году. Наши чемпионы использовали как раз инструмент STIHL. Это подтвердил и присутствовавший на семинаре лидер сборной белорусских лесорубов Валерий Дурович.

Представители компании рассказали и об интересном проекте, который в настоящее время реализуется. По заказу STIHL специалистами и учеными в Санкт-Петербурге создано учебное пособие по пользованию бензопилой. Оно будет издано и бесплатно распространено по учебным заведениям и лесхозам.

Из новшеств была отмечена новая пильная цепь. Она теперь служит в три раза дольше благодаря зубьям с твердотельным напылением. А новое заточное устройство позволяет в три раза быстрее правильно и точно затачивать цепь.

Высокое качество продукции этого производителя также подтвердил главный механик Гомельского ­ГПЛХО Василий Головач. По его словам, в объединении используются 782 пилы и 478 кусторезов STIHL. Все они отлично работают.

Доклад представителя не менее именитого бренда Husqvarna, напротив, несколько раз вызывал неодоб­рительный гул в зале. Основной мотив был — «не лежит душа к этой технике». Однако, когда Леонид Демьяник попросил четко сформулировать претензии, желающих сделать это не нашлось.



Только Валерий Дурович, с оговоркой про свое в целом положительное отношение к бензопилам данного производителя, высказал два субъективных замечания по существу. Одно из них — меньший на 50 % срок службы шин Husqvarna по сравнению с шинами STIHL. Эта проблема, по его словам, даже привела в свое время к тому, что лесоводы начали на бензопилы Husqvarna ставить модернизированные кустарным способом шины STIHL. А второе — проблемы с запуском бензопилы модели 560ХР — «надо было долго ручку дергать, чтобы завелась».

К чести представителей Hus­qvarna, они тут же в ответ предложили провести сравнительное испытание долговечности шин разных производителей. Они признали наличие некоторых проблем с качеством продукции, поставлявшейся десять лет назад. Рассказали о предпринятых производителем мерах и о том, что долговечность новых шин Husqvarna более чем в два раза больше, чем прежде, и теперь нисколько не уступает, а, возможно, и превосходит данный параметр у бензопил конкурентов. Они заявили, что 5-е поколение техники данного бренда вполне конкурентоспособно по любым параметрам.

Доклад об особенностях эксплуа­тации техники Ponsse в Беларуси, можно сказать, прошел под девизом «Техника мечты». Именно такие слова полушепотом несколько раз произносились в зале во время презентации. Эти лесные машины хорошо известны белорусским лесоводам. С энтузиазмом присутствующие восприняли новость, что этот финский производитель предложил в Беларуси приобретать технику на условиях «трейд-ин».

К сожалению, этот энтузиазм был остужен. Хотя Минлесхоз и поддерживает данную инициативу Ponsse, другие государственные ведомства, регулирующие импорт, его позицию пока не разделяют. Минторг, например, трактует понятие «трейд-ин» как покупку с особыми условиями, подлежащую стандартному регулированию в соответствии с действующим законодательством.

Похвалы лесоводов удостоились в ходе обсуждения манипуляторы российского производителя «Велмаш». К официальному представителю производителя в Беларуси «КВ-партнер» не было претензий ни по качеству продукции, ни по ее сервисному обслуживанию.

Главный механик Гомельского ГПЛХО Василий Головач отметил, что в объединении используется 24 манипулятора российского производства. Они работают уже более 17 лет.

«Металлоконструкция — практически без изменений, грейфера хорошо ходят, колонны «Велмаш» из строя не выходили», — сказал главный механик. Далее выяснилось, что в Стародорожском опытном лесхозе колонна манипулятора этого производителя все же вышла из строя. Но случилось это после десяти лет эксплуатации, что вполне приемлемый срок.

СП ЗАО «МАЗ-МАН» представил лесоводам сортиментовоз шестизначной модели 632559. Он произвел в целом благоприятное впечатление. Но в процессе обсуждения выяснилось, что цена за представленный на семинаре образец значительно переваливает за 200 тыс. евро. По такой цене покупать белорусские сортиментовозы, даже очень качественные, отважатся немногие. Производитель выразил готовность рассмотреть варианты удешевления своего сортиментовоза за счет замены европейских компонентов российскими и белорусскими аналогами. При максимально возможном в таком случае сохранении качества машины.

Также в целом благоприятное впечатление произвел доклад заместителя генерального конструктора ОАО «Амкодор» Андрея Германа о модернизации лесопромышленных машин данного холдинга. Можно также отметить, что представители отечественного автогиганта МАЗ смогли отбиться от многих неудобных вопросов по качеству минских сортиментовозов.

В частности, ко всеобщему удовлетворению, было сообщено, что теперь сортиментовозы МАЗа комплектуются радиаторами немецкого производства. Впрочем, на ряд своих вопросов лесоводы удовлетворительных ответов все-таки не получили. А в их числе был и такой, как несоблюдение оговоренных сроков поставки оплаченной техники. Из чего можно сделать вывод, что самым главным и существенным аргументом отечественного производителя остается низкая цена.

Одним из самых продолжительных и подробных на семинаре стал доклад об особенностях технологии и техники лесных машин Vimek. Это понятно, если принять во внимание количество закупленной для лесхозов техники данной марки. Впрочем, экс­плуатирующие ее специалисты будут еще тщательно и подробно изу­чать, так сказать, в индивидуальном порядке.

Появление же на трибуне представителя Мозырского машинострои­тельного завода вызвало в зале дружный разочарованный гул: «Может, пропустим?» Судя по количеству возмущенных претензий как в отношении гидроманипуляторов, так и прицепов к МЛПТ данного производителя, шансов завоевать симпатию белорусских лесоводов в обозримом будущем у него нет.

Подводя итоги семинара, Леонид Демьяник с удовлетворением отметил новый харвестер «Амкодора» и новый сортиментовоз МАЗ-МАН. Он также выразил пожелание, чтобы все отечественные производители больше прислушивались к пожеланиям лесоводов в отношении качества и оперативного устранения выявленных конструктивных недостатков лесозаготовительной техники.

0 коммент.:

Дописати коментар