О внесении изменений в статью 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Согласно постановлению Правительства РФ от 17 мая 2011 г. № 376 в действующей сейчас редакции, под лесопожарной ЧС муниципального характера понимается такая ЧС, "в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах не выходит за пределы одного муниципального района или городского округа, при этом в лесах на указанной территории не локализованы крупные лесные пожары (площадью 25 гектаров и более в зоне наземной охраны лесов и 200 гектаров и более в зоне авиационной охраны лесов), действующие более 3 суток с момента обнаружения, в отношении которых в установленном порядке не принималось решение о прекращении или приостановке работ по тушению лесного пожара, и (или) более 5 суток действуют нелокализованные лесные пожары, находящиеся в пределах 5-километровой зоны вокруг населенного пункта или объекта инфраструктуры, и (или) на тушение пожаров привлечено более 50 процентов лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, предусмотренных планом тушения пожаров соответствующих лесничеств, и резерва, предусмотренного сводным планом тушения лесных пожаров субъекта Российской Федерации" (ссылка).
Таким образом, если предложенный Минприроды законопроект будет принят, это позволит Российской Федерации не компенсировать субъектам РФ затраты на тушение крупных лесных пожаров вне "зон контроля", если они не будут локализованы в течение трех суток, или любых пожаров в 5-километровых зонах вокруг населенных пунктов и объектов инфраструктуры, если они не будут локализованы в течение пяти суток.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что он разработан "с целью повышения мотивации субъектов Российской Федерации и повышения эффективности работ по охране лесов от пожаров, а также с целью недопущения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров", и что "после принятия законопроекта финансовое обеспечение установленных Законом № 68-ФЗ мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров регионального и муниципального уровня, будет осуществляться за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
В теории выглядит вполне убедительно: если региональным властям придется из своих бюджетов платить за ликвидацию крупных и запущенных лесных пожаров - у них будет мотивация не допускать крупных пожаров, и не медлить с их тушением. На практике же у субъектов РФ есть гораздо более простой способ не допускать лесопожарных ЧС: просто скрывать крупные и длительно действующие лесные пожары от официального учета, и делать вид, что их нет. Такой подход вполне устраивает все уровни государственной власти, поскольку обеспечивает красивую статистику и видимость относительного благополучия, несмотря на безумное законодательство, нищенское финансирование и тотальный хаос в системе государственного управления лесами.
Вот свежий пример: Республика Бурятия. По состоянию на вторую половину дня 11 июня 2017 года, в регионе действует как минимум 11 крупных лесных пожаров общей площадью около 19,7 тысяч гектаров, из них 9 общей площадью около 17 тыс. га - в "зоне контроля", и 2 общей площадью около 2,7 тыс. га - в зоне лесоавиационных работ вне "зоны контроля". Схема расположения действующих крупных лесных пожаров относительно "зон контроля" в Республике Бурятия по состоянию на 11 июня 2017 года (действующие крупные пожары по данным Гринпис обозначены красными контурами):
Как минимум один из двух пожаров, действующих вне "зоны контроля", однозначно представляет собой чрезвычайную ситуацию - он горит со 2 июня 2017 года (то есть уже десятый день), и его площадь составляет не менее полутора тысяч гектаров (1,9 тыс. га по данным ИСДМ-Рослесхоз, и 1,5 тыс. га - по данным Гринпис). Данные отраслевой системы ИСДМ-Рослесхоз об этом пожаре:
В официальных сводках пожаров такого масштаба в Бурятии вообще нет - ни одного! В сводке ФБУ "Авиалесоохрана", основанной на данных региональных диспетчерских служб, говорится, что "На 00:00 мск 11.06.2017 на территории Российской Федерации проводятся работы по тушению 24 лесных пожаров на 8 230 га, в том числе: ... 4 пожаров на землях лесного фонда на площади 86 га (Республика Бурятия)". О пожарах-отказниках в "зонах контроля" Бурятии в этой сводке не говорится вообще ничего (ссылка).
В такой ситуации, когда главным средством борьбы с огнем в некоторых наиболее проблемных лесных регионах является ложь (умышленное искажение или сокрытие сведений о масштабах действующих лесных пожаров), отказ Российской Федерации от финансирования тушения крупных запущенных пожаров приведет лишь к тому, что их будут в еще большей степени скрывать от учета - и чаще всего не тушить, поскольку тушить их станет совсем не на что.
А победить лесопожанную ложь пока не получается, потому что она нужна не только проблемным регионам, но и федеральным органам исполнительной власти, отвечающим за леса и за пожарную безопасность в целом. Конечно, любой работающий в лесной отрасли специалист понимает, что сокрытие пожаров ведет к несвоевременному реагированию на них, а несвоевременное реагирование является главной причиной крупнейших лесопожарных катастроф. Поэтому правдивая оперативная информация о пожарах руководителям, конечно же, нужна - но красивая отчетность нужнее; и когда приходится выбирать между правдой и красивой отчетностью - правда чаще всего проигрывает.
0 коммент.:
Дописати коментар