Однако, принятие этого законопроекта хотя и внесет в российское лесное закоодательство некоторые полезные мелочи, но в целом на ситуацию с воспроизводством лесов в стране никак не повлияет - об этом уже сейчас можно говорить с абсолютной уверенностью.
Основная идея законопроекта состоит в том, что лица, расчищающие леса под линейные и тому подобные объекты, или ходатайствующие о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий, должны будут или обеспечить равное по площади компенсационное лесовосстановление или лесоразведение, или, при отсутствии для этого подходящих земель, перечислить соответствующие деньги в бюджетную систему РФ.
Кроме того, законопроект предусматривает введение некоторых более мелких поправок: установление срока для лесовосстановления после вырубки лесов (1 год), обязательные формы проектов лесовосстановления и лесоразведения, введение нормативов обеспеченности лиц, осуществляющих лесовосстановление, техникой и оборудованием, и т.д.
Внесение этих поправок не повлияет на реальную ситуацию с воспроизводством лесов в России потому, что поправки никак не решают основную для России проблему в области воспроизводства лесов: отсутствие эффективного ухода за молодыми лесами и грамотного лесовыращивания. Лесовосстановление в узком смысле этого слова (в том, в каком оно используется в Лесном кодексе РФ) представляет собой только начальный этап воспроизводства лесов; результат же воспроизводства в первую очередь зависит от более поздних этапов - ухода за молодыми насаждениями. В подавляющем большинстве случаев лесовосстановление (посадка, посев или содействие естественному возобновлению) без последующего ухода - агротехнического, осветлений, прочисток - не дает вообще никаких результатов: вырубки и гари зарастают ровно тем же и так же, чем и как они зарастали бы вообще без каких-либо мер по лесовосстановлению. А качественным уходом в нашей стране обеспечиваются в лучшем случае первые проценты от тех площадей, на которых официально проводится лесовосстановление - в основном в некрупных регионах малолесной зоны или у некоторых, очень немногих, наиболее ответственных арендаторов.
И даже с компенсационным лесовосстановлением в узком смысле этого слова во многих случаях может ничего не получиться. Связано это с тем, что почти три четверти земель лесного фонда, номинально находящихся в собственности Российской Федерации, не имеют четко установленных границ - они не поставлены на государственный кадастровый учет, и государственная собственность на них должным образом не закреплена. Если постановка на учет земель лесного фонда будет и дальше продолжаться такими же темпами, как сейчас - на завершение этого процесса потребуется еще несколько десятилетий. Такая ситуация создает условия для массового применения разнообразных мошеннических схем по выводу лесных участков из государственной собственности - а если уж у кого-то хватает административных ресурсов, чтобы воровать у государства лесные земли, ему точно хватит этих ресурсов, чтобы избежать платежей за компенсационное лесовосстановление или лесоразведение.
Ниже приводится последняя доступная версия этого законопроекта (лета 2017 года) - к сожалению, та версия, которая вынесена на заседание Правительства РФ, пока недоступна. Скорее всего, законопроект в ближайшие одну-две недели будет внесен в Думу, и тогда можно будет ознакомиться с его окончательной (для этого этапа подготовки) редакцией.
Ссылки на предыдущие сообщения по этой теме:
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила "лесовосстановительные" поправки к Лесному кодексу РФ
Минприроды России внесло в правительство "лесовосстановительные" поправки к Лесному кодексу РФ - на реальное лесовосстановление они практически не повлияют
22 марта в рамках "Правительственного часа" в Совете Федерации рассмотрели вопросы о лесных пожарах и лесовосстановлении
Очередные поправки к Лесному кодексу разрабатываются в соответствии с совершенно секретным планом по сохранению и повышению лесистости
Ссылки на некоторые предыдущие сообщения о проблемах лесовосстановления в России:
О необходимости уничтожения системы лесовосстановительной лжи
Комментарий к сообщению Рослесозащиты об итогах полевых работ по государственному мониторингу воспроизводства лесов
Почему экстенсивное лесопользование нельзя считать "экологически ответственным, социально выгодным и экономически жизнеспособным" управлением лесами: пример из Карелии
Площадь лесовосстановления в России в 2017 году увеличилась на треть процента: хорошо это или плохо?
"В Год экологии восстановлены леса на площади 800 тыс. га" - что это реально значит?
Об итогах работ по лесовосстановлению в России в 2016 году
Причуды лесной статистики: Тверская область стала "лучшим субъектом Российской Федерации в области лесовосстановления"
Ошибка губернатора: "тренд на лесовосстановление" окажется бессмысленным, если не обеспечить молодняки и лесные культуры должным уходом
"Посади после себя маленькие елочки и через 50 лет это будет такой же лес как и был" - что в этих словах не так?
Поморье перевыполнило план по лесовосстановлению: хорошо это, или плохо, или вообще никак?
Сизифов труд в лесном хозяйстве: в Архангельской области "восстанавливают" леса, даже не планируя должный уход за ними
Один из важнейших показателей, отличающих интенсивное хозяйство в лесу от экстенсивного - соотношение площадей лесовосстановления и ухода за молодняками
Лесокультурная экскурсия: итоги искусственного лесовосстановления в одном (для примера) квартале Дмитровского лесничества
П.В.Безверхов. Особенности национального лесовосстановления
Джерело