Водружаю на нос 3D-очки. И впервые в жизни делаю это не для просмотра кино. Компьютерная картинка на экране тут же обретает четкость и объем — ощущение, что передо мной макет, каждый бугорок на котором можно прощупать руками. Это фрагмент 3D-карты, созданной сотрудниками аэрофотогеодезического предприятия «БелПСХАГИ», а я — один из немногих счастливчиков, которым довелось ее увидеть. Впрочем, совсем скоро элементы карты могут стать доступными широкому пользователю абсолютно бесплатно, как, например, виртуальный тур по одному из уголков Минска. Но в масштабном исполнении — это перспектива будущего. Зато уже в этом году на базе предприятия создадут Центр по обработке и предоставлению данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ).
БелПСХАГИ работает сразу с тремя сегментами — снимками из космоса, с пилотируемых и беспилотных аппаратов
Без своих фотограмметристов никуда
Аббревиатурой ДЗЗ сегодня уже мало кого удивишь — за последнее десятилетие она плотно вошла в лексикон, да и организаций, которые выполняют эти задачи, немало. Однако БелПСХАГИ отличается от них тем, что работает сразу с тремя сегментами: со снимками, сделанными с космической орбиты, а также с пилотируемых и беспилотных аппаратов. В какой-то мере они дополняют друг друга. Данные из разных источников «нанизываются» друг на дружку как бусины, что в зависимости от необходимости позволяет или уменьшить, или увеличить картинку до максимума и рассмотреть ее в деталях.
— Пилотируемой аэрофотосъемкой в стране помимо БелПСХАГИ никто не занимается, — рассказывает директор предприятия Олег Балицкий. — Уникальность компании еще и в том, что здесь сохранились свои фотограмметристы, основная задача которых — обработка данных ДЗЗ. Но чтобы их работа была качественной, не менее важны качественные снимки в высоком разрешении. Для этого здесь есть самая современная цифровая сканирующая камера ADS100 Leica. Только за прошлый год с самолета отсняли более 40 тысяч квадратных километров территории Беларуси — почти пятую часть страны!
Прошлый год был богатым и на другие события. Например, в 2017-м был подписан договор о том, что предприятие будет использовать снимки со спутника БКА. А еще в прошлом году у БелПСХАГИ появился свой беспилотник «Геоскан 201». И самые подробные фото, которыми сегодня располагает предприятие, заслуга именно этого аппарата. А ведь поначалу в целесообразности его закупки были сомнения, вспоминает Олег Николаевич:
— Одно дело — любительские снимки, другое — профессиональные. Знаю, что многие организации — и дорожники, и лесники — БЛА закупили, а по факту желаемого результата получить не смогли и снова пришли к нам. Поэтому и мы относились к этому направлению с некоторым скепсисом. Но когда мы обработали первую съемку, поняли: все получилось. Наш опыт, обилие качественной информации и возможности ее предоставлять — все это подтолкнуло нас к идее создать Центр по обработке и предоставлению данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ).
За браком подниматься в воздух нет смысла
БелПСХАГИ работает сразу с тремя сегментами — снимками из космоса, с пилотируемых и беспилотных аппаратов
Без своих фотограмметристов никуда
Аббревиатурой ДЗЗ сегодня уже мало кого удивишь — за последнее десятилетие она плотно вошла в лексикон, да и организаций, которые выполняют эти задачи, немало. Однако БелПСХАГИ отличается от них тем, что работает сразу с тремя сегментами: со снимками, сделанными с космической орбиты, а также с пилотируемых и беспилотных аппаратов. В какой-то мере они дополняют друг друга. Данные из разных источников «нанизываются» друг на дружку как бусины, что в зависимости от необходимости позволяет или уменьшить, или увеличить картинку до максимума и рассмотреть ее в деталях.
— Пилотируемой аэрофотосъемкой в стране помимо БелПСХАГИ никто не занимается, — рассказывает директор предприятия Олег Балицкий. — Уникальность компании еще и в том, что здесь сохранились свои фотограмметристы, основная задача которых — обработка данных ДЗЗ. Но чтобы их работа была качественной, не менее важны качественные снимки в высоком разрешении. Для этого здесь есть самая современная цифровая сканирующая камера ADS100 Leica. Только за прошлый год с самолета отсняли более 40 тысяч квадратных километров территории Беларуси — почти пятую часть страны!
Прошлый год был богатым и на другие события. Например, в 2017-м был подписан договор о том, что предприятие будет использовать снимки со спутника БКА. А еще в прошлом году у БелПСХАГИ появился свой беспилотник «Геоскан 201». И самые подробные фото, которыми сегодня располагает предприятие, заслуга именно этого аппарата. А ведь поначалу в целесообразности его закупки были сомнения, вспоминает Олег Николаевич:
— Одно дело — любительские снимки, другое — профессиональные. Знаю, что многие организации — и дорожники, и лесники — БЛА закупили, а по факту желаемого результата получить не смогли и снова пришли к нам. Поэтому и мы относились к этому направлению с некоторым скепсисом. Но когда мы обработали первую съемку, поняли: все получилось. Наш опыт, обилие качественной информации и возможности ее предоставлять — все это подтолкнуло нас к идее создать Центр по обработке и предоставлению данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ).
За браком подниматься в воздух нет смысла
Оператор Виктор Баветов демонстрирует нам беспилотник, на борту которого установлены две камеры — обычная и спектральная. На первый взгляд особого впечатления они не производят. Впрочем, и сами сотрудники шутят, мол, нас иногда упрекают: что это за «Зениты» вы на него установили! Конечно, на фоне 40-килограммовой «Лейки», которую используют для съемки с борта самолета Cessna 402, они выглядят чересчур просто. Хотя задачи выполняют не менее сложные.
Сам Виктор знает о «Лейке» и аэрофотосъемке все или почти все, поскольку за шесть лет работы налетал около 500 часов. Хоть и не сам за штурвалом сидел, а лишь рядом с пилотом. Полетов он не боится, да и, по его словам, особых ЧП за его практику не было — съемка ведется только в идеальную погоду, иначе не получается, хорошего снимка не будет. А за браком подниматься в воздух нет смысла, да и удовольствие дорогое — авиаборты предприятие пока арендует. Хотя в планах на этот год стоит приобретение собственного самолета. Причем, просвещает Олег Балицкий, совсем маленький для съемки не годен — он будет неустойчивым. А вот тот же восьмиместный Cessna 402 — в самый раз.
В качественных снимках сегодня нуждаются многие ведомства. И это показал запрос, разосланный Госкомимущества, в структуру которого входит БелПСХАГИ. Адресатами были те, кто мог быть потенциально заинтересован в создании Центра — исполкомы, ряд министерств, в числе которых Минлесхоз, Минобороны и Минстройархитектуры. И все организации идею поддержали. Более того, сразу стали поступать предложения. Например, некоторые исполкомы просили предоставлять аэрофотосъемку их территорий даже не раз в год, а раз в полгода, чтобы видеть оперативное обновление ситуации. Но стоит ли это делать так часто? Олег Балицкий убежден: стоит, но выборочно. Для остальных такая информация раз в год уже будет спасением. Ведь тот же Минск пока что работает со съемкой, произведенной в 2014 году. Хотя очевидно, что за это время многое на земле изменилось, а значит, нужна более оперативная информация. К примеру, спектрозональная съемка позволит лесным службам более точно проводить учет своих территорий, а также оперативно спасать больные леса, например, в случае распространения короеда.
Карты в формате 3D дают полное ощущение реальности.
Свой Google Map
Вслед за идеей создания Центра пришла и другая — создать свой интернет-ресурс, по принципу Google Map, который в последнее время у широких масс ассоциируется с картами, в том числе объемными. Только вот разница этого и ресурса БелПСХАГИ в разном качестве точности снимков, демонстрирует карту главный инженер предприятия Виталий Головачев:
— В Google Map нет такой точности, как у нас, впрочем, там никто такой задачи и не ставил. Мы же это делаем профессионально. Точность привязки каждой точки у нас — 30 сантиметров, в то время как другие сервисы ошибаются вплоть до нескольких метров. А на наших кадрах с беспилотников можно при желании на грядке количество морковок пересчитать. То есть на нашем информационном интернет-ресурсе можно будет получить точнейшие карты самого разного разрешения. В зависимости от потребности пользователя мы создадим бесплатную и платную версии.
По словам Виталия Головачева, интернет-ресурс будет иметь возможность обратной связи. То есть при необходимости заказчик сможет связаться со специалистами, чтобы сформулировать заказ. Скажем, по одному из перспективных в стране направлений — точному земледелию:
— Агрономы смогут подключиться к нашему сервису и дать заявку на съемку определенных полей с заданной периодичностью. Конечно, результат будет зависеть не только от нас, но и от самих работников, от используемой техники. Тем не менее наша информация покажет ситуацию в динамике. Съемка позволит выявлять также бесхозные земли, заболачиваемые, свалки. Сегодня это намного экономичнее, нежели наблюдение с земли, для большого круга задач.
К слову, некоторые элементы будущего сервиса уже работают в ряде пилотных проектов, перечисляет Олег Балицкий:
— Например, на базе нашей головной организации «Белгипрозем» есть Геопортал, которым пользуется великое множество организаций. Предоставляем им нашу съемку как подложку для карт, делая таким образом изображения объемными и более реалистичными. С прошлого года мы работаем с БелЖД. Сотрудничаем с Мингорисполкомом по совершенствованию ресурса 115.бел, куда поступает много обращений от граждан по устранению каких-то проблем. Операторы не всегда понимают, о каких территориях идет речь. Будем готовить карту с разрешением не менее 30 сантиметров, чтобы человек без проблем смог найти свою местность и даже дерево, которое планируют спилить, и отметить проблемную зону. Работаем пока в тестовом режиме.
Что же касается карт в 3D, по мнению Олега Балицкого, еще не все потребители к ним готовы. Это скорее дело пускай и ближайшего, но будущего. Тем не менее предприятие эту идею готово продвигать:
— Сделаем некоммерческий проект, например, виртуальную экскурсию по какому-то уголку Минска, доступную для широкого потребителя. А дальше, надеемся, нашу идею «распробуют» и в организациях.
veraart14@mail.ru
Сам Виктор знает о «Лейке» и аэрофотосъемке все или почти все, поскольку за шесть лет работы налетал около 500 часов. Хоть и не сам за штурвалом сидел, а лишь рядом с пилотом. Полетов он не боится, да и, по его словам, особых ЧП за его практику не было — съемка ведется только в идеальную погоду, иначе не получается, хорошего снимка не будет. А за браком подниматься в воздух нет смысла, да и удовольствие дорогое — авиаборты предприятие пока арендует. Хотя в планах на этот год стоит приобретение собственного самолета. Причем, просвещает Олег Балицкий, совсем маленький для съемки не годен — он будет неустойчивым. А вот тот же восьмиместный Cessna 402 — в самый раз.
В качественных снимках сегодня нуждаются многие ведомства. И это показал запрос, разосланный Госкомимущества, в структуру которого входит БелПСХАГИ. Адресатами были те, кто мог быть потенциально заинтересован в создании Центра — исполкомы, ряд министерств, в числе которых Минлесхоз, Минобороны и Минстройархитектуры. И все организации идею поддержали. Более того, сразу стали поступать предложения. Например, некоторые исполкомы просили предоставлять аэрофотосъемку их территорий даже не раз в год, а раз в полгода, чтобы видеть оперативное обновление ситуации. Но стоит ли это делать так часто? Олег Балицкий убежден: стоит, но выборочно. Для остальных такая информация раз в год уже будет спасением. Ведь тот же Минск пока что работает со съемкой, произведенной в 2014 году. Хотя очевидно, что за это время многое на земле изменилось, а значит, нужна более оперативная информация. К примеру, спектрозональная съемка позволит лесным службам более точно проводить учет своих территорий, а также оперативно спасать больные леса, например, в случае распространения короеда.
Карты в формате 3D дают полное ощущение реальности.
Свой Google Map
Вслед за идеей создания Центра пришла и другая — создать свой интернет-ресурс, по принципу Google Map, который в последнее время у широких масс ассоциируется с картами, в том числе объемными. Только вот разница этого и ресурса БелПСХАГИ в разном качестве точности снимков, демонстрирует карту главный инженер предприятия Виталий Головачев:
— В Google Map нет такой точности, как у нас, впрочем, там никто такой задачи и не ставил. Мы же это делаем профессионально. Точность привязки каждой точки у нас — 30 сантиметров, в то время как другие сервисы ошибаются вплоть до нескольких метров. А на наших кадрах с беспилотников можно при желании на грядке количество морковок пересчитать. То есть на нашем информационном интернет-ресурсе можно будет получить точнейшие карты самого разного разрешения. В зависимости от потребности пользователя мы создадим бесплатную и платную версии.
По словам Виталия Головачева, интернет-ресурс будет иметь возможность обратной связи. То есть при необходимости заказчик сможет связаться со специалистами, чтобы сформулировать заказ. Скажем, по одному из перспективных в стране направлений — точному земледелию:
— Агрономы смогут подключиться к нашему сервису и дать заявку на съемку определенных полей с заданной периодичностью. Конечно, результат будет зависеть не только от нас, но и от самих работников, от используемой техники. Тем не менее наша информация покажет ситуацию в динамике. Съемка позволит выявлять также бесхозные земли, заболачиваемые, свалки. Сегодня это намного экономичнее, нежели наблюдение с земли, для большого круга задач.
К слову, некоторые элементы будущего сервиса уже работают в ряде пилотных проектов, перечисляет Олег Балицкий:
— Например, на базе нашей головной организации «Белгипрозем» есть Геопортал, которым пользуется великое множество организаций. Предоставляем им нашу съемку как подложку для карт, делая таким образом изображения объемными и более реалистичными. С прошлого года мы работаем с БелЖД. Сотрудничаем с Мингорисполкомом по совершенствованию ресурса 115.бел, куда поступает много обращений от граждан по устранению каких-то проблем. Операторы не всегда понимают, о каких территориях идет речь. Будем готовить карту с разрешением не менее 30 сантиметров, чтобы человек без проблем смог найти свою местность и даже дерево, которое планируют спилить, и отметить проблемную зону. Работаем пока в тестовом режиме.
Что же касается карт в 3D, по мнению Олега Балицкого, еще не все потребители к ним готовы. Это скорее дело пускай и ближайшего, но будущего. Тем не менее предприятие эту идею готово продвигать:
— Сделаем некоммерческий проект, например, виртуальную экскурсию по какому-то уголку Минска, доступную для широкого потребителя. А дальше, надеемся, нашу идею «распробуют» и в организациях.
veraart14@mail.ru
0 коммент.:
Дописати коментар