30 березня 2018

При реформе своей Авиалесоохраны Казахстан может повторить российские ошибки

Казахстан смог до настоящего времени почти полностью сохранить дееспособную централизованную систему авиационной охраны лесов от пожаров (Авиалесоохрану). В настоящее время она представлена государственным предприятием "Казахская база авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства" с четырнадцатью авиационными подразделениями в семи регионах страны, с общим штатом около 300 человек. В прошлом году авиационно-десантной службой Казавиалесоохраной обнаружен и совместно с лесхозами потушен 291 лесной пожар (в целом в Казахстане в 2017 году произошло 460 лесных пожаров). Казавиалесоохрана играет решающую роль в своевременном обнаружении пожаров в лесах - при огромной площади страны и лесистости всего около четырех процентов наземными способами охватить эффективным патрулированием все леса было бы невозможно. Особо отметим, что по природным условиям леса Казахстана очень пожароопасны, и охрана их от огня требует очень больших усилий и действительно эффективной работы лесопожарных служб.

К сожалению, сейчас над Казавиалесоохраной сгущаются тучи так называемой "оптимизации"; при этом есть риск, что власти страны повторят некоторые важные ошибки, которые уже были допущены в России и в некоторых других странах бывшего СССР, и получат те же плачевные результаты. Пострадать от этого могут леса и люди не только в самом Казахстане, но и в сопредельных российских регионах из-за трансграничных переходов пожаров и переноса дыма.

О сути грозящих Казавиалесоохране реформ сообщается, в частности, в репортаже на сайте informБЮРО:

В Казахстане открывается сезон природных пожаров. Фоторепортаж

Главных проблем две: возможная передача полномочий по авиационной охране лесов от пожаров непрофильному ведомству (Казавиаспасу, подведомственному Комитету по чрезвычайным ситуациям МВД Республики Казахстан), и уже происходящая принудительная монополизация контрактов на использование авиационной техники (ведущая к удорожанию работ и нехватке техники). Обе эти проблемы в разной форме и в разные периоды времени уже сыграли значительную роль в разрушении российской системы Авиалесоохраны, и их последствия не получается преодолеть до сих пор. Вот несколько цитат из вышеуказанной статьи об этих проблемах:

"Проблемы начались тогда, когда был определён единый оператор по предоставлению вертолётных услуг - АО "Казавиаспас". Это постановление Правительства №72 от 18 февраля 2016 года. К сожалению, у них недостаточно воздушных судов, чтобы покрыть весь объём наших работ по республике. К примеру, в 2017 году они не смогли своевременно выставить свои воздушные суда на места и были вынуждены работать с субподрядными организациями. Поздно выставили вертолёты по Баянаулу и по Костанаю. Плюс в течение всего пожароопасного периода мы зафиксировали 12 случаев отказа по нашим заявкам. Дело в том, что "Казавиаспас" задействует свои вертолёты для других работ. Например, санитарная авиация: если происходит экстренный вызов, они забирают свой борт, а мы остаемся без авиаподдержки. Весь смысл нашей работы – непрерывно мониторить охраняемые территории в пожароопасный период. Достаточно упустить один пожар, и он фактически на нет сведёт всю работу по охране леса".

"Был проведён аудит, и нам было рекомендовано работать с единым оператором из одного источника для рационального использования средств. АО "Казавиаспас" предлагает следующие тарифы: вертолёт I класса "Ми-8/17"– 1 млн 368 тысяч тенге за один лётный час; вертолёт II класса (EC 145) – по тарифу 914 тысяч 944 тенге за один лётный час. На что мы, РГКП "Казавиалесоохрана, с учётом того, чтобы рационально использовать бюджетные средства, приглашаем единого оператора тарифицировать свои услуги по рыночной стоимости. Тарифы следующие: вертолет II класса – 385 тысяч тенге за один лётный час и вертолёт I класса – по 705 тысяч тенге за один лётный час. Это цены складывающиеся на рынке на сегодняшний день. Если мы согласимся на те тарифы, которые нам предлагают, то не выполним государственный заказ из-за невыполнения нормативного налёта – 9 024 часа. Этот нормативный налёт рассчитан на охраняемую площадь 8 млн 869 тысяч гектаров. Если мы соглашаемся на такой тариф, значит, нам надо сократить норматив до 4 000 часов, сократить охраняемую площадь. В результате некоторые наши подразделения будут закрыты".

"Кроме того, в начале этого года руководство "Казавиаспаса" заняло непонятную для нас позицию: разработало "дорожную карту", согласно которой функции "Казавиалесоохраны" должны быть переданы в "Казавиаспас".

"Наша основная задача - сохранить вид деятельности, прописанный в нашем уставе: проведение и выполнение лесоавиационных работ. Если из нашего устава данная формулировка уйдёт, это автоматически приведёт к расформированию и ликвидации нашего предприятия".


0 коммент.:

Дописати коментар